Программы по краеведению цели и задачи

Цель — воспитать творчески мыслящих людей, сформировать в сознании учащихся систему взглядов, норм поведения по отношению к окружающей среде, человеческому обществу, природе.

Задачи:

  • научиться и уметь работать с архивными документами, печатными изданиями, газетными публикациями;
  • знать свою родословную, историю своей фамилии, историю своих предков;
  • оказывать шефскую помощь ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла.

Задачи курса

  • научить каждого ученика самостоятельно добывать знания;
  • вооружить учащихся глубокими знаниями по истории родного края.
  • развивать чувство патриотизма и ответственности за судьбу родного края;
  • развивать умение самостоятельно работать с краеведческими источниками.
  • способствовать воспитанию моральных качеств учащихся;
  • способствовать сплочению коллектива;
  • способствовать формированию эстетического воспитания.

Одним из источников формирования обозначенного аспекта считаю краеведение, а именно создание на его основе краеведческого кружка «Знай и люби свой край»,в котором на первое место выдвигается поисково-исследовательская работа, которая состоит из нескольких этапов, которые прослеживаются в ходе деятельности кружка:

Дополнительное образование по краеведению

  • Выявление интересующихся предметом исследований, желающих углубленно заниматься путем диагностики (анкетирование) объединение в группы по интересам.
  • Отбор содержания, определение тематики, распределение заданий с учетом мнения и интересов группы.
  • Сбор информации. Групповая и коллективная работа.
  • Систематизация,анализ материалов.
  • Индивидуальная самообразовательная, поисковая деятельность (чтение дополнительной литературы, работа со словарями).

Формы и методы работы:

  • лекции;
  • конференции;
  • круглые столы;
  • беседы, встречи с ветераном Великой Отечественной войны.

Данная образовательная программа рассчитана на учащихся 7-9 классов.

Актуальность программы определяется тем, что у учащихся развиваются умения научно-исследовательской деятельности при изучении родного края.

Данная программа рассчитана на 34 часа, занятия проходят 1 раз в неделю, по 45 минут.

Рассматривая особенности возникновения, географическое положение,

природные условия, историю заселения Черлакского района, учащиеся закрепляют полученные знания, углубляя и расширяя их в ходе работы кружка.

Содержание каждой темы программы кружка включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу учащихся.

Источник: rosuchebnik.ru

Проект «Изучение Краеведения в основной школе в условиях внедрения ФГОС».

Проект «Изучение Краеведения в основной школе в условиях внедрения ФГОС».

Авторская программа по краеведению «Знай наших!»

МБОУ «Затонская средняя общеобразовательная школа имени Василия Петровича Муравьева» Камско-Устьинского муниципального района РТ

Проект

«Изучение Краеведения в основной школе в условиях внедрения ФГОС».

Автор проекта:

Аскарова Ирина Валентиновна, учитель высшей категории,

2018

  • Анализ ситуации и актуальность темы 3
  • Цель проекта 4
  • Задачи проекта 4
  • Целевая группа проекта 5
  • Срок реализации проекта 6
  • Этапы реализации проекта 6
  • План мероприятий по реализации проект 7
  • Ожидаемые результаты реализации проекта 12
  • Литература 14
  • Приложение 15

Одной из важнейших задач современного образования и всего общества является формирование патриотизма у подрастающего поколения.

ФГОС ООО ориентированы на воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. «Портрет выпускника основной школы» ориентирован на становление таких личностных характеристик как любовь к своему краю и Отечеству, уважение к своему народу, его культуре и духовным традициям, активность и заинтересованность в познании мира, умение учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, социальная активность, уважение закона и правопорядка, соизмерение своих поступков с нравственными ценностями, осознание своих обязанностей перед семьёй, обществом, Отечеством.

Изучение истории своего края играет огромную роль в воспитательной работе с учащимися. Воспитание патриотизма у детей начинается, прежде всего, с любви к своему дому, селу или городу, в котором они живут, к людям, их населяющим. Родоначальником краеведения в России можно по праву считать М.В.Ломоносова.

Ещё в 18 веке он предложил использовать местных «краезнатцев» при подготовке хозяйственно-географической карты России. Термин «краеведение» введён в 1914 году историком В.Я.Улановым и географом И.Д.Маньковым. Долгое время в российской педагогике широко применялись термины «Родиноведение» и «Отчизноведение».

Краеведение отличается от других научных дисциплин своим демократизмом и широчайшим охватом – им занимаются и известные учёные, и школьные учителя, и музейные работники и школьники.

Изучая Краеведение на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания о родном крае, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Целостность и непрерывность означают, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по истории.

Нельзя не согласиться со словами председателя Союза краеведов России С.О.Шмидта: «…Возрождение краеведения вообще и изменения качества школьного краеведения и уровня его преподавания – один из очень знаменательных показателей положительных перемен страны… Я хотел бы, чтобы школьники сумели испытать радость познания нового о своей семье, о своей малой Родине, чтобы они сумели испытать радость передачи добытых самостоятельно знаний своим сверстникам и страшим товарищам. В этом – суть их становления…»

Краеведение сегодня становится важным средством повышения качества знаний. Методист-историк А.И.Стражев справедливо утверждал, что без краеведческой работы нельзя поставить по-настоящему преподавание истории.

  1. Цель проекта: разработка и апробация программы по краеведению с учетом требований ФГОС;

Задачи проекта:

  • Изучить требования ФГОС ООО к созданию программ по дополнительному образованию;
  • Изучить опыт создания программ по дополнительному образованию;
  • Подобрать и изучить краеведческую литературу для формирования УМК по краеведению.
  • Апробировать программу по краеведению в общеобразовательной школе в условиях внедрения ФГОС

Целевая группа проекта: учащиеся 8-9 классов

  1. Объект исследования: Изучение краеведения как компонента исторического образования в условиях внедрения ФГОС
  • Предмет исследования: Изучение истории поселка как неотъемлемой части большой страны.
  • Проектное решение:
  • Гипотеза: – краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в пределах региона, участвовать в его развитии, социально-экономическом и культурном обновлении, а также развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
  • Жизненный цикл и этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта: 2 года

Этапы реализации проекта

  1. 1 . Подготовительный этап 6 месяцев

2. Основной этап 1 год

3. Заключительный этап 6 месяцев

Программа проектных мероприятий

  • Этап
  • Изучение законодательной базы ФГОС
  • Сбор материала для создания программы и УМК .
  • Написание программы (теоретический и практический курс)
  • Этап
  • Знакомство учащихся с целями и задачами программы
  • Постановка проблемы и выбор тем проектов.
  • Работа по реализации программы.
  • Работа с обучающимися по проектам.
  • Этап
  • Защита проектов.
  • Итоговый контроль усвоения материала.
  • Подведение итогов курса.

«Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

(Д.С.Лихачёв, историк русской культуры)

программы «Краеведение»

Раздел 1 . Введение в краеведение (1 час)

Обучающийся должен знать :

1.Значение понятий край

2.Содержание предмета краеведение

3.Источники по истории родного края

4.История развития краеведения в республики

Обучающийся должен научиться:

1.Понимать ценности краеведческих материалов;

2.Определять связи краеведения с другими учебными дисциплинами.

Предмет краеведение. Связь краеведения с другими науками. Источники краеведческих материалов. Использование краеведческого материала на уроках истории. Первые краеведы Республики.

Читайте также:
Как запустить стандартную программу блокнот

Краеведы наших дней.

Самостоятельная работа учащихся.

Подготовить сообщение на тему: Известные краеведы республики Выбрать тему проектной работы

Раздел 2 . Татарстан- родной край (4 часа)

Обучающийся должен знать:

1.Георрафическое положение края

2.Природно-климатические особенности края

3.Внутренние реки края

4.Полезные ископаемые края

5.Народные приметы и предсказания природы

6.Экологические проблемы края

Обучающийся должен научиться:

1.Работе с картами, справочной литературой

2.Составить рассказ об особенностях природы края.

3.Наблюдать за погодой.

4.Знать понятия «погода», «климат».

5.Знать полезные ископаемые, встречающиеся на территории края

Географическое положение, границы республики. Субъекты России, граничащие с Татарстаном. Особенности природно-климатических условий, экскурсионные объекты края: памятники природы, заповедники, заказники, парки, привлекательные уголки природы. Реки, озера, родники края. Общее понятие о климате. Климатические факторы.

Климатическая карта. Народные приметы о погоде. Полезные ископаемы края и их использование. Общее понятие о рельефе.

Самостоятельная работа учащихся.

Бота с картами, справочной литературой, путеводителями. Наблюдение за погодой. Составить вопросы для викторины: «Вода-загадка природы». Составить сообщение на тему: промышленность края

Раздел 3. Следы прошедших дней (7 часов)

Обучающийся должен знать:

1.Содержание понятий: «археология», «поселение», «городище», «селище».

  1. Типы жилищ татар, русских. Особенности планировки поселений.
  2. Виды памятников

Обучающийся должен научиться:

1.Раскрывать значение археологических термином.

2.Различать типы планировки поселений.

3.Определять типы поселений.

4.Выявлять памятники истории и культуры.

5.Составлять характеристику старинных сооружений.

Понятия об археологии и этнографии. Археологические памятники: стоянки, селища, городища, могильники. Наш край в далеком прошлом. Поселения как археологические объекты. Древние поселения на территории края. Планировка поселений.

Изучение исторических событий края. Объекты исследования: исторические события, военное прошлое края, современная история. Памятники истории: памятники современники и участники событий; памятники, созданные с целью увековечивания событий. Виды памятников: исторические, архитектурные, документальные. Памятные места. Охрана памятников истории и культуры.

Древние сооружения края- памятники архитектуры. Современное строительство храмов

Самостоятельная работа учащихся.

Подготовить рассказ на тему: «Археологические памятники края».

Нарисовать современную планировку своего поселка. Выяснить происхождение названий близлежащих деревень. Посещение районного краеведческого музея. Собрать материал об известных архитекторах края

Раздел 4 . Моя малая родина (6 часов)

Обучающийся должен знать:

1.Происхождение названия поселка.

2.Информацию об обществе «Кавказ и меркурий»

3.Понятие Судостроительный завод, пароход.

Обучающийся должен научиться:

1.Работать с архивными документами.

2.Создавать анкеты и проводить интервью с жителями поселка

Поселение на р. Бездна. Начало создания заводских мастерских. Заводской поселок «Спасский затон. Акционерное общество «Кавказ и Меркурий», акционерное общество «Русалка». Пароходы Спасского затона. Советская власть и судостроительный завод. Перенос поселка на правый берег волги.

Поселок и завод в годы Wow. Современная жизнь поселка и завода.

Самостоятельная работа учащихся.

Подготовка презентации о пароходах Спасского судостроительного завода, подготовка сценария мероприятия об истории поселка и завода.

Экскурсия в ЗАО РБФ им. Куйбышева.

Раздел 5 . История школы (3 часа)

Обучающийся должен знать :

1.Годы основания начальной и средней школы.

2.Директоров и педагогов, работающих в школе в разное время.

Обучающийся должен научиться :

1.Работать с документами школьного музея

2.Анализировать материал школьно музея

История моей школы. Первые выпускники. Символика родной школы. Школьные традиции.

Знаменитые выпускники. Заслуженные педагоги. Современная школа.

Самостоятельная работа учащихся.

Изучение материалов о школьной деятельности учителей-педагогов.

Подготовка к вечеру встречи с ветеранами-педагогами.

Раздел 6. Моя родословная (5 часа)

Обучающийся должен знать :

1.Содержание понятий «род», «родословная», семейные реликвии.

2.Технологию составления генеалогического древа.

3.Содержание понятия «династия».

Обучающийся должен научиться :

1.Определять степень родства

Род-объединение по степени родства. Исчисление степени родства. Семейно-родовые связи. Семейные реликвии и традиции. Семейные рабочие династии.

Самостоятельная работа учащихся:

Написать сочинение «Старая фотография рассказала». Составить летопись семьи, выяснить происхождение своей фамилии. Сбор материала в музее и подготовка презентации «Династии поселка»

Раздел 7. «Вахта памяти» (5 часов)

Обучающийся должен знать :

  1. О земляках, участниках и тружениках тыла Великой Отечественной

2.О наших земляках, принимающих участие в локальных конфликтах на территории нашей страны

Обучающийся должен научиться :

1.Систематизировать информацию, полученную из разных источников

Наши земляки Герои Советского Союза. Труженики тыла. Дети войны. Наши земляки в «горячих точках». Поиск и сбор информации об односельчанах, служивших в «горячих точках»: Афганистане, Таджикистане, Чечне.

Самостоятельная работа учащихся:

Сбор воспоминаний, фотоматериалов, подготовка рефератов и докладов о людях прошедших войну. Составить опросник для интервью с людьми, чье детство прошло в годы войны.

Работа с архивами школьного музея, районного музея, сбор информации для краеведческой конференции.

Раздел 8 (2 часа)

Малая краеведческая конференция

Методические приемы

– Организационная деятельность (организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).

– Индивидуальная работа с обучающимися по проектам.

– Подготовка материалов для проведения экскурсий, определение тематики экскурсий, учет психологических особенностей обучающихся.

– Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-познавательных программ, творческих отчетов).

Ожидаемые результаты :

– Предполагается, что школьники научатся работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, использовать и систематизировать статистические данные по разным периодам развития края и давать свои обоснованные оценки событиям, локализовать исторические процессы и явления во времени, используя научную периодизацию истории, привьются навыки работы с архивными материалами.

  1. Прогнозируемые социальные эффекты

– уметь анализировать исторические явления и процессы края;

– уметь обобщать и систематизировать полученную информацию;

– уметь определять свою точку зрения, осуществлять оценочные суждения;

– уметь грамотно строить монологическую речь, вести диалог, участвовать в дискуссии, выступать с сообщениями докладами.

Методика отслеживания результатов.

– Участие детей в краеведческих мероприятиях (района, региона).

– Деятельность в школьном краеведческом музее.

– Участие в районных, республиканских, всероссийских конференциях посвященных исследовательской деятельности.

В результате реализации данной программы обучающиеся должны научиться применять полученные знания в новой нестандартной ситуации; приобрести новые качества гражданина- патриота, навыки коллективной работы, самостоятельность и ответственность.

Изучение курса завершается выполнением проектных работ. Итоговое занятие проводиться в виде малой конференции.

Список использованных документов и источников информации

  1. Атлас истории Татарстана и татарского народа – М.: Издательство ДИК, 2005г.
  2. Атлас Республики Татарстан-С-Петербург: ОАО «Иван Федоров».
  3. Архитектура России. Казань деревянная: В. И. Курашов, Н. М. Курашова, Е. И. Григорьев, И. О. Григорьева — Санкт-Петербург, КДУ, 2009 г.- 224 с.
  4. Архивы Поселкового совета. Куйбышевский затон
  5. Архив ЗАО РБФ им.Куйбышева.
  6. Закиев М. З., Кузьмин – Юманди Я. Ф. “Волжские булгары и их потомки”. Казань, 1993.
  7. История Татарстана: Учебное пособие для основной школы / /Науч. ред. Б.Ф.Султанбеков. – Казань: ТаРИХ, 2001. – 544 с.
  8. Мифтахов З.З., Мухамадиева Д.Ш. История Татарстана и татарского народа: Учебник I- Казань: Магариф, 2007г.
  9. Материалы школьного музея.
  10. Нормативно – правовая база ФГОС
  11. Русская изба (внутреннее пространство, убранство дома, мебель, утварь): Иллюстр. энц. / Авт.-сост.: Д.А. Баранов, О.Г. Баранова, Е.Л. Мадлевская и др. – СПб. 2004.
  12. Султанбеков Б.Ф. История Татарстана: Учебное пособие,- Казань: Тарих, 2001г.
  13. Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана. – Казань: Татарское книжное издательство, 2007г.
  14. Татарский энциклопедический словарь /Гл. ред. М.Х.Хасанов; Отв. Ред. Г.С. Сабирзянов. – Казань: Ин-т татарской энциклопедии АН РТ, 2002. – 830 с.
  15. Учебник География Республики Татарстан для 8-9 классов/ А.С. Тайсн. -Казань: Магариф,2009.

Интернет источники

Примерное тематическое планирование

курса «Краеведение»

тема Количество часов
1 Введение 1
2 Татарстан- родной край 4
3 Следы прошедших дней 7
4 Моя малая родина 6
5 История школы 3
6 Моя родословная 5
7 «Вахта памяти» 5
8 Малая краеведческая конференция 2
итого 34
Читайте также:
Понятие юридической клиники как структурной организации и как специальной программы

Учебно-тематический план

Источник: xn--80agabe1dc1k.xn--p1ai

Программы по краеведению цели и задачи

Конференция: Современные педагогические технологии

Организация: ГБОУ СОШ пос. Просвет СП «Детский сад «Мишутка»

Населенный пункт: Самарская область, Пгт. Рощинский

Понятие «патриотизм» многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста необходимо воспитывать эти чувства в каждом ребенке. При этом необходимо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли на которой родился и рос. Именно поэтому занятия по краеведению – социально значимы и необходимы в работе с детьми.

В нашем детском саду краеведческая работа является особенно актуальной, так как поселок Рощинский — военный городок, многие родители наших воспитанников приехали сюда из других регионов. В связи с этим очень немногие знают историю, достопримечательности, особенности растительного и животного мира нашего края. Для их детей Самарская земля стала родной и поэтому одна из главных задач педагогов- научить чувствовать красоту Самарской земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам.

Необходимо также познакомить детей с историей родного поселка, ведь Рощинский гарнизон славится своими боевыми победами и традициями, среди военнослужащих, проходивших службу в нашем гарнизоне много героев Великой Отечественной Войны и локальных войн (Афганистан, Чечня). Чувство гордости за своих отцов – защитников Отечества, уважение к ветеранам, знание истории своего родного поселка, является основой для формирования чувства собственного достоинства, осознания себя гражданином великой страны.

Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов. Обращение к отеческому наследию прививает уважение к земле, бережное отношение к богатствам родной природы. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.

Планируя работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников средствами краеведения, я опиралась на нормативно- правовую базу:

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы»
  2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации
  3. Федеральный закон «Об образовании» от 29. 12. 2012, № 273 — ФЗ
  4. Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 28.02.2007, № 22 – ФЗ
  5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации от 4 октября 2000, № 751
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
  2. Основная общеобразовательная программа СП «Детский сад «Мишутка» ГБОУ СОШ пос. Просвет / Сост. С. Б. Шумейко, 2015
  3. НовицкаяМ. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М. Линка-Пресс, 2012. – 200с.

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчёркивается, что система образования призвана обеспечить:

— историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России;

-воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

Одним из принципов дошкольного образования, обозначенного в ФГОС ДО, является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» (п.1.4).

ФГОС предполагает формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира, [6].

Целью программы по патриотическому воспитанию «Наследие» (Автор Новицкая М.), является «введение в традиционную русскую культуру.по замыслу авторов, обращение к народному наследию, к родной культуре не изоляция в этнически замкнутом пространстве, а приобщение детей к таким духовным ценностям, которые являются связующим звеном между людьми», [9, С. 7].

К сожалению, имеющиеся программы и методические пособия по патриотическому воспитанию не удовлетворяют в полной мерепотребностям нашего детского сада, так как не содержат системы краеведческой работы, актуальной в настоящее время.

Цель курсовой:

Разработка программы кружковой работы по краеведению в старшей группе.

Задачи:

1.Подобрать и проанализировать литературу по теме работы.

2.Обосновать выбор форм работы , используемых в работе кружка.

3.Показать эффективность и результативность работы кружка в выбранных направлениях.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Психолого-физиологические особенности детей возраста и особенности восприятия темы

В старшем дошкольном возрасте у детей продолжает развиваться воображение, наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

В сюжетно-ролевых играх дети начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, [7].

Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т.е. детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением, [12].

Планируя работу по краеведению, педагог должен помнить, что в дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь и стремится к активной деятельности, и педагог должен всячески способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие. Интеграция различных видов деятельности, а также включение методов познавательной активности обеспечивают повышение интереса к данной теме.

Поскольку у детей дошкольного возраста еще нет достаточно сложившихся исторических представлений, не сформировалось логическое мышление, познание своей Родины необходимо начинать с родины малой, т. е. семьи, рода, родного города, села. Далее с возрастом будет расширяться круг представлений за счет новых знаний, а также пойдет углубление прежних представлений.

Глава 2. Основные направления работы по теме

Что же такое краеведение? Это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быту, культуре того или иного края. «Край» — понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т.е. то, что нас окружает. Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно.

Краеведение органично входит в систему нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

В нашем детском саду работа по нравственно-патриотическому воспитанию ведется в соответствии с требованиями ООП детского сада «Мишутка». Целью и задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников ООП детского сада определяет:

Читайте также:
Игры примеры программ по информатике

— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира»;

— формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств;

— формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.

Реализация данных задач осуществляется педагогами детского сада во всех видах детской деятельности. Основной формой работы в данном направлении является непосредственно образовательная деятельность.

В детском саду создана предметно-развивающая среда, позволяющая осуществлять нравственно-патриотическое воспитание: в каждой группе есть уголок «Моя Родина – Россия», где представлена символика страны, предметы народно-прикладного творчества, книги, альбомы, игры, позволяющие познакомить детей с фольклором, народным творчеством, знаменитыми соотечественниками. Проводятся развлечения, досуги, приуроченные к государственным и народным праздникам, знаменательным датам (День знаний, Новый год, Масленица, День Защитников Отечества, Мамин праздник, День Космонавтики и др.).

Однако анализ результатов усвоения программы показывает недостаточный уровень знаний детей о своей малой родине.

Проанализировав ООП и развивающую среду детского сада, мы пришли к выводу, что в нашем ДОУ есть необходимость в более глубоком изучении краеведческого материала.

С целью изучения потребности родителей в данной работе, нами было проведено анкетирование «Краеведческое воспитание в семье и ДОУ».

Родителей воспитанников попросили ответить на следующие вопросы:

1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «краеведческое воспитание»? Считаете ли вы необходимым и возможным начинать краеведческое воспитание с дошкольного детства?

2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие поселка, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру?

3. Какими способами вы повышаете уровень компетенции ребенка в вопросах культуры и истории родного поселка, края?

4. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы предложить?

5. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного поселка, края?

6. Знаете ли вы, что и как рассказывать ребенку о родном поселке?

7. Какую литературу, на ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с родным поселком и его историей? Назовите известные источники.

8. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию ребенка?

Анкетирование показало, что сами родители практически не владеют информацией о культуре, достопримечательностях Самарской области, не знают историю поселка. Практически все опрошенные считают, что краеведческие знания необходимы их детям, считают эту работу важной, но признают свою некомпетентность в этой области.

Учитывая потребности детей и запросы родителей, нами была создана авторская программа дополнительного образования «Наш родной край», которая предусматривает изучение истории, природы поселка Рощинский и родного края, культуры, традиций народов, проживающих на территории Самарской области.

Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости: вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность; реализация индивидуального подхода; формирование и апробация блока диагностических методик, позволяющих управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников.

Краеведческая работа ведется по следующим направлениям:

  • Ознакомление с природными богатствами родного края (растения, животный мир, река Волга, полезные ископаемые);
  • Изучение истории родного поселка, знакомство со знаменитыми земляками, встречи с ветеранами;
  • Формирование представлений об армии, родах войск, ее роли в защите Отечества с древних времен до наших дней;
  • Формирование представлений о Самаре, как о столице Самарской области, знакомство с достопримечательностями города;
  • Ознакомление с символикой Самарской области;
  • Знакомство с народами, проживающими на территории Самарской области (русские, мордва, чуваши, марийцы, татары, башкиры), их культурой, традициями, народными костюмами;
  • Знакомство с народными праздниками, фольклором.

Знакомство с родным краем осуществляется через экскурсии, игры-путешествия, интерактивные презентации, встречи с интересными людьми, праздники, экологические акции, выставки, художественно-творческую деятельность.

Самой популярной формой краеведческой работы являются экскурсии. Данная форма краеведческой работы имеет цель развития познавательной активности, наблюдательности, личностных качеств детей, интереса к родному краю. Программа предусматривает экскурсии по поселку, к природным объектам (в лес, на луг, к водоему), в краеведческий музей, к памятнику героям, погибшим в Wow.

Одним из направлений работы, осуществляемое через экскурсии является ознакомление с родным поселком. Важно показать детям, что поселок Рощинский имеет свою специфику (военный городок), славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми. Продолжением работы будет знакомство с родным краем, городом Самарой. Рощинский — частица Родины. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.

С достопримечательностями Самары и Самарской области дети знакомятся через заочные экскурсии, интерактивные презентации, игры-путешествия.

Одной из современных форм работы с детьми является проектная деятельность. Данная форма работы помогает в формировании социально-личностных качеств детей – это самостоятельность, активность, ответственность, терпение, умение выслушивать друг друга, работать совместно в коллективе. В работе кружка реализуется два проекта: «Голубая планета» и «Спасибо за мир!».

Огромную роль в ознакомлении детей с фольклором, устным народным творчеством, народными традициями играют праздники, развлечения, театрализованная деятельность. Эти формы работы также активно использовались в работе краеведческого кружка. Дети знакомятся с традициями и особенностями празднования зимних праздников. У них формируются навыки праздничной культуры, развивается эмоционально положительное отношение к празднику и желание участвовать в его подготовке. Важно отметить, что организация и проведение праздников проводилась в тесном взаимодействии с родителями.

Обязательной формой работы кружка являются различные выставки: детского творчества, фотографий, макетов. Выставки детских работ подводят итог работы по конкретной теме.

Средства краеведения необычайно богаты, так как включают в себя все виды знаний и деятельности человека. Это документы семей, альбомы, газеты, архивные и музейные документы и экспонаты, книги о природе, истории и культуре родного края. Это все объекты природы и социума, которые окружают ребенка, а, прежде всего – его семья, род, детский сад, школа, замечательные люди, общаясь с которыми можно чрезвычайно обогатить свою личность.

Механизм отслеживания результатов:

— анализ детской деятельности (рассказы о поселке, городе Самара, родном крае; творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры);

— создание картотек, альбомов;

— проведение праздников, развлечений, спектаклей;

— выставки детских работ;

— участие в проектной деятельности;

— участие в экологической акции;

-итоговое мероприятие – КВН «Знатоки родного края».

Глава 3. Реализация основных направлений программы кружка «Наш родной край» (из опыта работы)

Учебный план работы кружка

Название темы, раздела

Всего часов

Из них

Формы контроля

Расска-зывание

Прак-тика

Природа родного края

Оформление альбома «Красная книга Самарской области»

Выставки детских работ

Фотовыставка «Наши питомцы»

Развешивание кормушек на участке детского сада

Оформление альбома «Полезные ископаемые Самарской области»

Фотографии достопримечательностей поселка.

Оформление фотоальбома «Наш поселок Рощинский».

План участка детского сада

«Мы живем на Волге»

Дидактическая игра «Найди герб Самарской области»

Источник: www.pedm.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru