Портфолио дошкольника и современные подходы работы с родителями и детьми в детском саду
Министерство просвещения Российской Федерации постоянно уделяет большое внимание обеспечению дальнейшего развития дошкольного образования в России.
Детские сады являются важной частью системы образования, так как период раннего детства играет особую роль в развитии ребёнка и в его последующем становлении. Только получая представление о базовых нравственных ценностях, дети могут приобрести полноценные знания и навыки, расширить кругозор и развить свои таланты в будущем. Начинают эту важную для формирования личности работу воспитатели детских садов. Безусловно, данная работа требует, как большого таланта и искусства, так и постоянного совершенствования профессиональных компетенций, освоения современных технологии, перенимания передового опыта.
В интересах содействия развитию дошкольного образования и с целью методической помощи и сопровождения педагогических работников детских садов разработаны специализированные курсы повышения квалификации по программе: «Портфолио дошкольника и современные подходы работы с родителями и детьми в детском саду». Курсы повышения квалификации содержат обширный методический материал, который воспитатели дошкольных образовательных организаций могут активно использовать в своей работе.
В детских садах реализуют авторские программы по курсу «Севастополеведение»
Источник: xn--80ahacbaaaxbfasdvjshi1brr3ij.xn--p1ai
Дошкольное образование по новым стандартам

В декабре 2016 года по всей России начинается переход детских садов на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. Садики станут первой ступенькой в общем образовании нового поколения. И ставка будет сделана на развитие индивидуальности и самостоятельности ребенка.
Как это будет выглядеть на практике, на встрече с журналистами в ГТРК «Новосибирск» рассказала директор Новосибирского педагогического колледжа №1 им. А. С. Макаренко, кандидат психологических наук Мария Наильевна Жафярова.
Но прежде мы спросили у нее, насколько верна информация, что все дошкольные образовательные учреждения в НСО работают по новому стандарту.
Нет предела совершенству!
— Вообще-то стандарт был учрежден в октябре 2012 года, а с 1 января 2014 он вступил в силу, в соответствии с приказом минобрнауки РФ. Но министерство образования и науки, понимая, что одномоментно такую инновацию по всей стране внедрить нереально (хотя мы подходили к ней долгие годы, с конца 1980-х), решило создать пилотные регионы.
» И в 2014 году ФГОС дошкольного образования был внедрен в ряде пилотных детских садов Новосибирской области, которые и стали опорными площадками.
Работа воспитателя | Профессиональный интерес
Действительно, все дошкольные образовательные учреждения в НСО утверждают, что с 2015 года они работают по новому стандарту. Вопрос только в том, насколько успешно это достигается на практике. Вряд ли можно сказать, что в каждом саду этот документ реализуется на 100%. Но то, что люди понимают, что они разработали соответствующую базу, поправили свои программы и занимаются методической работой в этом направлении — это, безусловно, так. Ну, а если говорить о совершенствовании, то ему нет предела.
Наша справка:
- Требования к структуре образовательной программы.
- Требования к результатам освоения программы учениками. То есть дети в конце каждой ступени должны показать определенные стандартом результаты.
- Профессиональная подготовка учителей, наличие методических материалов, компьютерное оснащение школ, санитарно – гигиенические условия.
Дошкольное детство – это не подготовка к школе
Так что же это такое — новые ФГОСы в детских садах? И чем они отличаются от прежней системы в воспитании?
Как рассказала Мария Жафярова, в новом федеральном госстандарте главный ориентир делается на развитие индивидуальности и самостоятельности ребенка.
» То есть, если раньше (с 1962 года) единственной обязательной для использования в детсадах была учебно-дисциплинарная программа воспитания и обучения, то теперь векторы поменялись. Сейчас «ручки на коленочки и в кружок» уже не приветствуется.
Если в былые времена необходимым элементом для детсадовцев была ориентация на школу: устанавливались маленькие парты, у детей формировалась усидчивость, и считалось, что это необходимое качество для поступления в школу, то теперь все по-другому. Теперь один из ведущих принципов – организация развивающе-предметно-пространственной среды, которая должна стимулировать самостоятельность и активность ребенка.
В общей комнате должны быть «уголки уединения», поскольку, по словам Марины Жафяровой, право на уединение — это святое право человека, вне зависимости от его возраста.
— Если мы говорим о развитии ребенка, о личностно-ориентированной модели, то такое право должно быть соблюдено. ФГОС отрицает «школизацию» дошкольного детства. Это самостоятельный период, не связанный со школой в плане подготовки к ней. Одно из условий качества – психолого-педагогические аспекты.
Наша справка:
ФГОС раньше назывался просто образовательным стандартом. Так называемое первое поколение вступило в силу в 2004 году. Второе поколение было разработано в 2009 (для начального образования), в 2010 (для основного общего), в 2012 годах (для среднего полного).
В 2013 году был принят закон «Об образовании», согласно которому разрабатываются новые программы для высшего профессионального и дошкольного образования.
Стандарты заменяются на новые не реже одного раза в десять лет.На федеральном уровне на основе ФГОСа разрабатывается приблизительная образовательная программа, ориентирующаяся на местную специфику. А дальше учебные заведения доводят эту программу до совершенства (в последнем процессе могут поучаствовать даже родители). Таким образом, российское образование с методической точки зрения можно представить в виде схемы: Стандарт — примерная программа федерального уровня — программа учебного заведения.
Кадры решают все
Не секрет, что в детских садах в основном работают или люди предпенсионного возраста, что, в общем-то, и неплохо, у них есть опыт. Или же мамочки без педобразования, которым надо как-то устроить вовремя свое чадо в сад.
Конечно, есть и молодые воспитатели, которые «теин в чаю, букет в благородном вине» — наверное, на них и делается ставка. Но их мало, и многие уходят, не выдержав испытания зарплатой. Так как же внедрять новую систему?
Марина Жафярова считает:
— Одномоментно мы эту проблему не решим. И, может быть, человек, который свято верит в правильность дисциплинарно-учебной модели, с трудом перестроится на новый лад. А может, и вовсе не сможет этого сделать.
» Самая главная проблема — в голове. Мы видим, какие прекрасные современные садики строятся в нашей области в последнее время, какие замечательные там помещения и интерьеры. Но одно из важнейших условий – инновационная готовность педагога.
Поэтому тут надо много работать, чтобы педагог понял, что предыдущие технологические варианты уже не соответствуют современным запросам общества. Это задача учреждений, которые готовят педагогов: педуниверситета, института повышения квалификации, колледжа, который я возглавляю. И все они предлагают программу массированного повышения квалификации и переподготовки.
Кстати, на сегодняшний момент отбоя от людей, которые хотят работать в соответствии с современными стандартами, нет! Другое дело, что любая инновация проходит 5 стадий – от полного неприятия до полного становления. Нам эти стадии нужно достойно пройти.
В воспитатели из экономистов
— Хочу сказать, что сейчас в детские сады приходит новая генерация педагогов. Это, действительно, люди, которые не имеют базового педагогического образования, но, в соответствии с современной законодательной базой, могут получить диплом о профессиональной подготовке, которая даст им право вести деятельность в дошкольной педагогике.
» И тут мы получаем исключительно интересный феномен, когда на стыке базовых экономических, юридических, финансовых сфер или даже сельскохозяйственного образования человек проходит программу профпереподготовки, и мы получаем совершенно неординарный «продукт». Ведь во взаимоисключающих, или не предполагающих друг друга областях возникают принципиально новые идеи!
Это исключительно благодарный слушатель. Возраст таких женщин разный, часто вполне зрелый и продуктивный – 40-45 лет. Сейчас они начинают составлять все большую и большую часть педагогов.
Ключевое слово — креатив
И все же, как конкретно эти новые технологии будут реализовываться в детском саду? Что там должно быть, кроме «уголков уединения»? Как все это будет претворяться в жизнь? И есть ли какие-то правила взаимодействия педагога с родителями в рамках новых стандартов? Вопросов к директору Новосибирского педагогического колледжа №1 было много.
О материально-технической базе детских садов и ее готовности к переходу на новые условия работы Марина Наильевна ответила так:
— Нельзя сказать, что готовность — 100%. Но, тем не менее, в новых садах она есть изначально. Если же говорить о садиках, которые построены давно — да, там есть определенные трудности: может не быть спальни, дети в одной комнате играют, и им тут же раскладывают кроватки. Но с помощью разного рода элементов, ширм, например, и такое пространство можно и поделить, и трансформировать. У нас на эту тему есть огромное количество методических разработок современных воспитателей.
А если говорить о развивающей предметно-пространственной среде, то, еще не заходя в детский сад, можно увидеть, как оформлен участок, есть ли живые изгороди и т. д. ФГОС дошкольного образования прописывает вполне конкретные требования к этому. А министерства образования и науки Российской Федерации и Новосибирской области составили перечень требований к детсадовскому оборудованию. Там должны быть и кубики — и обычные, и мягкие большие, и разные модули, которые легко во что-то трансформировать, и многое другое.
» Воспитатели дошкольных образовательных учреждений – люди исключительно творческие. Они многое делают своими руками и привлекают к этому детей. Творческий, любящий свое дело воспитатель всегда найдет возможность своими руками сконструировать доступные вещи. Так что тут ключевое слово — креатив.
Семья и садик
Новый стандарт предполагает и очень тесное взаимодействие воспитателя с семьей ребенка. Самое главное для педагога — взять родителя себе в соратники. Конечно, никто не отменял классические родительские собрания, но, как оказалось, теперь к этому добавляется много других форм работы с родителями. В том числе совместные проекты.
Они могут быть самыми разными, как пример, мастер-классы. В Новосибирске уже существует такая форма работы. В рамках образовательной программы детского сада родитель, являющийся специалистом в какой-то своей области, приходит к деткам в садик и дает мастер-класс.
» В этом году, когда праздновали День дошкольного работника, один из детсадов Академгородка представил такой совместный проект: мама — сотрудница НГУ вела кружок в садике по робототехнике.
Современное образование предполагает, что родитель может быть не менее компетентен в вопросах обучения и воспитания ребенка, чем педагог. У многих сегодняшних родителей очень высокий образовательный ценз, поэтому родительское партнерство с детским садом может быть на руку их же детям.

о детях от 4 до 7 лет
Источник: sibmama.ru
Как правильно выбрать детский сад. Классификация детских садов

Как разобраться в многообразии детских дошкольных образовательных учреждений? Какие программы образования используют? Какие условия пребывания в них детей? Как правильно выбрать детский сад? Все эти вопросы волнуют родителей.
Постараемся на них ответить.
Часть II.
● Выбираем детский сад.
Продолжение. Стр. 2 (Начало см. на стр. 1)
Теперь, после того как мы познакомились в видами детских садов, пора приступить непосредственно к выбору.
Выбираем лучший муниципальный детский сад
Муниципальные детские сады — наиболее популярны среди населения, из-за умеренной ежемесячной платы и подходящих общих условиях для ребенка. Но, существуют и другие факторы, способные повлиять на Ваше решение:
Во многих детских садах выстраиваются настоящие очереди. Чтобы отдать туда трехлетнего ребенка, очередь надо занимать сразу после рождения.
Можно занять очередь сразу в нескольких детских садах, чтобы осталось время на окончательный выбор.
Узнайте, есть ли в детском саду так называемая «группа кратковременного пребывания (адаптационная группа)». Она предназначена для маленьких детишек, которые никогда раньше не посещали детский сад.
Все государственные детские сады делятся на:
- 12-часовые,
- 14-часовые
- круглосуточные.
Существует режим десяти или пятичасового пребывания.
Кстати, если воспитатели пытаются требовать от родителей, чтобы те забирали малышей раньше – это их личная инициатива, на которую они не имеют права.
Так называемые «короткие дни» — тоже нарушение закона. Детский сад должен работать одинаково во все рабочие дни.
Обратите внимание на количество детей в группе и количество воспитателей. В муниципальных детских садах случаются нарушения Типового положения о ДОУ (дошкольных образовательных учреждениях), согласно которому в группе должно быть не больше 20 детей и 2 воспитателя – один в первую смену и один во вторую, вместе с ними работает помощник воспитателя (няня).
Это штатные сотрудники. Но иногда из-за недостаточного финансирования такого помощника может не быть и все функции няни берет на себя воспитатель.
Выбираем лучший ведомственный детский сад
При выборе следует учитывать два важных момента:
Проверьте наличие у детского сада государственной аттестации и лицензии.
Обратите внимание, насколько хорошо обеспечивается социальная база предприятия, в чьем ведомстве находится детский сад, насколько это богатая организация. Иначе вы рискуете платить за сомнительное качество.
Выбираем лучший частный детский сад
- Обратите внимание на близость садика к дому. Даже очень хороший детский садик не подойдет, если дорога отнимает больше получаса на машине. Кстати, в некоторых частных садиках предусмотрена доставка детей до учреждения и обратно.
- Ознакомьтесь с лицензией на образовательную деятельность, Уставом учреждения и договором. Узнайте, есть ли удетского сада документ на ту площадь, которую он занимает в данный момент. В договоре должен содержаться комплекс предоставляемых услуг, условия оплаты и режим пребывания ребенка в детском саду. Все права и обязанности сторон должны быть детально оговорены и внесены в договор. А чтобы уберечь себя от неожиданных расходов, найдите в документах фразу «цена, уплаченная по договору, не может изменяться в течение срока пребывания ребенка в дошкольном учреждении».
- Ознакомьтесь с меню. Осмотрите помещения, игрушки, территорию для прогулок, обратите внимание на поведение воспитательниц и их общение с детишками.
- Узнайте о программе и о методиках, по которым работают в садике. Выясните, на какую школу ориентирован детский сад – частную или общеобразовательную.
- Вы можете задать дополнительный вопрос об образовании того, кто руководит садиком и степени квалификации педагогов, врачей и воспитательниц – в хорошем садике вам предоставят подробную информацию. Поинтересуйтесь, кто будет вести специальные предметы.
- Узнайте, в каком режиме работают медсестра и врач.
- Обратите внимание на срок работы детского сада: пять лет для нашей страны – уже солидный срок.
Ищем идеальный детский садик
- Самый первый вариант – самый главный и самый банальный: опросить родителей, чьи дети посещают близлежащие садики. Именно они поведают вам, насколько хорошо или плохо ухаживают за детьми, любят ли малыши воспитательниц, как оборудован садик, какие там игрушки, и еще много важных подробностей, которые больше никто вам не расскажет.
- Обратите внимание на территорию детского сада – насколько она чистая, не загромождена ли мусором, не сломаны ли песочницы и качели. Естественно, на территории должна быть детская площадка, а сама территория огорожена, и калитка, ведущая на нее, закрыта – не удивляйтесь, но многие малыши настолько любознательны, что пытаются убежать за пределыдетского сада.
- Познакомьтесь с персоналом, посмотрите на обстановку, в которой будет находиться ваш ребенок. Достаточно ли игрушек? Уютно ли в помещении? Нравится ли вам воспитательница? Обязательно поговорите с врачом, который должен быть вдетском садике.
- Узнайте у заведующей, по какой программе ведутся занятия, численность детей в группе, попросите рассказать вам о занятиях и о персонале, который их проводит.
Если выбор детского сада сделан
Допустим, вы уже выбрали подходящий садик, и этот садик – муниципальный. Какие документы потребуются, чтобы записать тударебенка?
- Медицинская карта № 20 с пометкой о прививках: полиомиелит, АКДС, паротит, корь, реакция Манту (сделанная не больше года назад). Анализы: кровь (общий), моча, энтеробиоз, на яйца глист (сделанный не более 10 дней назад). : ортопеда, ЛОРа, окулиста, невропатолога, стоматолога, педиатра (эпикриз и направление в группу здоровья).
- Свидетельство о рождении.
- Страховой полис
«Мест нет!»
А что делать в том случае, если вы уже собрали все нужные документы, принесли их заведующей и услышали, что в детском саду нет мест? Это типичная на данный момент ситуация, поскольку большинство садов переполнено, и даже списки очередников составлены на 1-3 года вперед.
В таком случае необходимо обращаться в окружное управление образования, и там вам обязательно подберут другой детский сад поближе к дому, где есть свободные места. Чтобы избежать этой ситуации, встаньте на очередь заранее. Это можно сделать официально – сейчас в каждом детском саду существуют «Книги учета будущих воспитанников».
Как только малыш родился, вы приходите в понравившийся сад и записываете ребенка в эту книгу. Заведующая выдаст вам уведомление о регистрации и в дальнейшем сообщит, когда будет комплектоваться группа.
Существуют также льготные категории, принимаемые в детский сад вне очереди – это дети из многодетных семей, дети безработных, дети беженцев и переселенцев, дети учащихся матерей, дети инвалидов 1 и 2 группы, дети, находящиеся под опекой, дети, один из родителей которых находится на военной службе, дети одиноких работающих родителей, дети судей, прокуроров и следователей, дети работников образовательных учреждений системы Департамента образования, а также дети, чьи братья и сестры уже посещают этот сад.
Платить или не платить?
Еще одна распространенная проблема – это так называемая «спонсорская» помощь. В некоторых садах от родителей едва ли не каждую неделю требуют все новых и новых финансовых поступлений. На самом деле ни воспитатели, ни заведующая не имеют права брать с вас какие-то деньги помимо оплаты за сад, производимой по квитанции. Если вы не согласны с их требованиями – звоните в окружное управление.
Кто может помочь сориентироваться среди детских садов Москвы:
- Консультация при Институте психологии РАН. Специалисты помогают подбирать государственные и частные детские сады, наиболее удобные для вас. У них можно получить дополнительную информацию, а также проконсультироваться относительно дальнейшего выбора школы.
- Центр «Детство», в задачу которого входит сбор данных о проблемах детства по московскому региону. Позвонив в центр и заказав информацию, вы сможете в течение часа узнать краткую информацию о каждом садике – тип учреждения, наличие бассейна и спортзала, изучается лив садике иностранный язык и многое другое.
- Отделы дошкольного образования окружных управлений Департамента образования. В них следует обращаться как при вопросах подбора подходящего детского сада, так и с жалобами на поборы или конфликты с воспитателями и заведующими.
Перечень вопросов, которые стоит задать администрации при выборе детского сада любого типа:
- Узнайте режим работы ДОУ.
- Попросите показать вам лицензию и устав.
- Спросите о программах и методиках, с которыми работают воспитатели.
- Обратите внимание на количество детей в группе и количество воспитателей.
- Попросите рассказать вам о персонале.
- Поинтересуйтесь питанием.
- Узнайте, какие группы есть в саду.
- Спросите, какие дополнительные занятия проводятся в детском саду и сколько они стоят.
- Обратите внимание на учредителей и спонсоров садика.
- ◀ На стр. 1/2
- Конец ▶
Источник: obrmos.ru