Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
70 Basic icons by Xicons.co
Рабочая программа
Рабочие программы для логопеда
Все программы По количеству часов По направлениям —>
Конструктор рабочей программы логопеда ДОУ
Стоимость: от 1490 руб.
Авторы: Склярова Ю.Р., Харламова О.А.
Комплект документов учителя-логопеда в ДОУ
Обучение
в Логомире
Логопед для непосед: 5 игр на запуск речи [Любящие мамы]
Первый профессиональный клуб
для коррекционных педагогов для повышения эффективности работы, педагогической квалификации и для развития разных направлений частной практики
Узнать подробнее
Конструктор рабочей программы логопеда в школе
Стоимость: от 2490 руб.
Авторы: Белозерцева Т.В., Розова Ю.Е., Склярова Ю.Р., Харламова О.А.
Комплект документов учителя-логопеда в начальной школе
Источник: logopedprofiportal.ru
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с РАС (1-4 классы)
Рабочая программа учителя-логопеда для учащихся 1-4 классов с логопедическим заключением: специфическое недоразвитие речи.
Оценить 26586 0
Содержимое разработки
Рабочая программа
учителя-логопеда для учащихся 1-4 классов с логопедическим заключением: специфическое недоразвитие речи.
Уровень образования начальное
Количество часов за год всего 68
Составили у чител я -логопеды: Гришина О.А.
Пояснительная записка
Рабочая программа учителя-логопеда коррекционно-развивающего обучения учащихся с о специфическим недоразвитием речи разработана :
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с расстройством аутистического спектра (варианты 1 и 2).
Артикуляционная гимнастика. Логопед онлайн. Логоминутка Мишка Бо 1.
с учетом диагностических данных учащихся группы.
Характеристика обучающихся
Детский аутизм рассматривается как первазивное (всепроникающее) нарушение развития, затрагивающее все сферы психики ребенка. И сами проблемы контакта таких детей в настоящее время рассматриваются в контексте этой множественной дефицитарности.
Выделяются нарушения тонической составляющей психических процессов, процессов регуляции активности, аномально высокая чувствительность к сенсорным стимулам. Предполагается, что снижение порога дискомфорта в восприятии таких этологически значимых впечатлений: как человеческое лицо, голос, прикосновения может формировать у ребенка поведение избегания. Их не радует новизна, для них не характерно стремление преодолеть трудности. Одним из основных признаков дефицитарности развития инстинктивно обусловленных форм поведения являются трудности общения даже в самых простых формах тактильного, голосового, глазного контакта.
Речевое развитие детей с аутизмом
Трудности развития невербальной коммуникации. Ребенок не обращается сам и почти не отзывается на имя, не организуется речью, плохо выполняет самые простые инструкции.
Речь может практически не развиваться, дети остаются мутичными или начинают произносить слова вне коммуникации. Мутизм — это не обязательно полное отсутствие речи: ребенок может замолчать совсем, может вокализировать, щебетать, чмокать, скрипеть, но может и интонировать нечто схожее с речью, но вне коммуникации.
Отмечается эхолалия, т.е. повторение услышанного слова или даже фразы, причем иногда достаточно отчетливое воспроизведение сложных звукосочетаний. Проблема в том, что эти возможности проявляются случайно, не фиксируются и не воспроизводятся снова.
Понимание речи других людей таким ребенком могут оцениваться лишь по косвенным признакам, по учету в его поведении вербальной информации.
Речь свернутая (телеграфный стиль), с трудностями освоения первого лица.
Проблемы развития речи проявляются на ряду с нарушениями развития средств невербальной коммуникации – адекватной жестикуляции, мимики, интонации, которая в данном случае тоже не поддерживает коммуникацию.
Характерна особая просодика детей с аутизмом: вокализации мутичных детей крайне необычны, у говорящих детей тоже странные интонации, и ударения. Характерны необычное звучание и изменение темпа, высоты и силы голоса, монотонные, скандированные или спецефически певучие интонации, шепот при начале эхолаличной речи.
Сложности развития развернутых гибких форм речевого взаимодействия. Как уже отмечалось, дети удивляют абсолютной грамотностью и могут успешно и с удовольствием изучать иностранные языки, при этом учителя отмечают, что и свой собственный язык они осваивают как иностранный.
Звуки речи могут вызывать у таких детей сенсорный дискомфорт, в тоже время специфических трудностей, связанных с развитием фонематического восприятия у высокофункциональных детей с аутизмом выявлено не было.
Аутичные дети с нормальным интеллектом могут не испытывать проблем с номинацией объектов, понимают значения слов, хотя при этом и затрудняются в их использовании.
В связи с этим, общим выводом стало: специфических проблем лингвистического развития эти дети не имеют и проблемы речевого развития таких детей скорее связаны с семантикой и проявляются при использовании речи для коммуникации.
Проблемы семантики, применения лингвистической компетентности в коммуникации проявляется и в понимании, и в использовании речи. Так, выявлено, что аутичные дети воспринимают высказывания менее полно, чем норма со сходным уровнем невербального интеллекта, но слабость их связана не с трудностями понимания стратегии порядка слов в предложении, а в меньшей ориентации на реальное знание о происходящих событиях. Для всех детей с аутизмом кто развивает некоторую способность к символической коммуникации — речи, знаку, письму, проблемой является именно ее использование, и дело, похоже, не в отсутствии потребности в коммуникации. Аутичные дети не дали больше ответов, нелепых, независящих от реальных обстоятельств, но было показано, что они менее откликаются на комментарий взрослого, не ищут информацию, а скорее имитируют речь взрослых, когда те обеспечивают для них структуру ответа в форме простых предложений.
Специфика речи при аутизме — это стереотипные высказывания, часто не очень понятные другому человеку, поскольку они опираются лишь на личные ассоциации и отражают избирательные интересы ребенка, при недостатке спонтанной речи, решающей задачи активной целенаправленной коммуникации. Нарушения активного целенаправленного использования речи таким ребенком касается не только области коммуникации, возникают проблемы использования речи в целенаправленном рассуждении, в осуществлении функции планирования и контроля. Можно заметить, что дети с аутизмом имеют более общие трудности применения речи для активного целенаправленного решения жизненных задач.
Можно сказать, что как и при попытках произвольной организации целенаправленного моторного действия ребенок с аутизмом может проявить множественные признаки диспраксии, так и при организации целенаправленного речевого действия могут выявиться множественные разноуровневые проблемы его организации, дублирующие проблемы сенсомоторной алалии, отражающие трудности организации и гибкой реорганизации программы целенаправленного речевого действия.
Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.
— Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен: неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение и замены слов по смыслу и акустическому сходству.
— Отсутствие или значительное ограничение в самостоятельной речи обобщающих понятий, временных и пространственных понятий.
— Несформированность навыков словообразования и словоизменения, ошибки в употреблении падежных окончаний существительных, ошибки согласования прилагательных с существительными.
— Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в простых синтаксических конструкциях, ошибки в употреблении предлогов.
— Недостаточное развитие способности к переключению.
— Недостаточное развитие словесно-логического мышления ( трудности овладения учебными понятиями, терминами. ).
— Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала ( недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя. ).
— Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений ( трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы ).
— Недостаточное развитие произвольности в общении и деятельности ( недостаточное развитие связной речи ).
— Низкий уровень учебной мотивации.
Цель программы: Коррекция недостатков устной речи учащихся и нарушений письма и чтения.
Задачи программы:
Развитие понимания обращенной речи;
Формирование простой фразы;
Развитие навыка диалогического взаимодействия;
Формирование произвольного речевого высказывания;
Накопление, расширение и активизация словаря;
Формирование навыков и профилактика нарушений письма и чтения;
Формирование альтернативных средств коммуникации;
Разви тие высших психических функций.
Форма и режим занятий:
Решение данных задач осуществляется:
— на групповых (3- 6 человек) занятиях продолжительностью 40 минут ;
— з анятия проводятся 2 раза в неделю.
Формы контроля:
Диагностика речи в начале учебного года.
Проверочные работы в виде: слухового диктанта.
Обследование навыков письменной речи по рабочим тетрадям.
Обследование устной речи и навыков письменной речи (слуховой диктант, списывание с печатного текста, списывание с рукописного текста) в конце учебного года (с 15 по 30 мая).
Ожидаемый результат:
Ученик с положительной мотивацией к изучению русского языка и литературы.
Ученик, имеющий индивидуальный уровень речевого развития, необходимый для усвоения программ по русскому языку.
К концу начальной школы обучающиеся должны знать:
основные временные понятия: год, месяц, неделя, время года, день недели, сутки;
основные пространственные понятия: верх, вверх, низ, вниз, справа, слева, в центре, внизу и т.д.;
звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов;
К концу начальной школы обучающиеся должны уметь:
делить слово на слоги;
выделять в слове ударный слог;
правильно записывать предложения – употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения;
отвечать на вопросы;
пересказывать несложные маленькие тексты.
Сроки реализации программы: 4 года .
Программно-методические материалы:
1. Ишимова О.А. «Логопедическая работа в школе».
2. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. «Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе», Москва 1996г.
3 . Мазанова Е.В. «Методические рекомендации учителям-логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы», Самара 2005г.
4 . Козырева Л.М. «Программно-методические материалы для логопедических занятий» Академия развития, Ярославль, 2006г.
5. Лынская М.И. “Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий”
6. Нуриева Л.Г. “Развитие речи у аутичных детей. Методическое пособие и наглядные материалы”
7. Стребелева Е.А., Фроликова О.А. “Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях”
8. Цуканова С.П , Бетц Л.Л. “Я учусь говорить и читать”
9. Нагаева Л.Г. “100 занимательных игр и упражнений.
10. Николаева И.М. “Практикум по русскому языку” 1-4 классы
11. Стронская И.М. “Русский язык за 5 шагов” 1-4 классы
12. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. “Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения”
13. Зегебарт Г.М. “Учение без мучения. Коррекция дисграфии”
14. Зегебарт Г.М. “Чтение. От слова к тексту. Тетрадь для младших школьников”, “Чтение. От текста к смыслу. Тетрадь для младших школьников”
15. Ефименкова Л.М. “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов”
16. Козырева О.А. Комплект рабочих тетрадей по русскому языку, чтению и развитию речи.
17. Прищепова И.В. “Речевое развитие младших школьников”
18. Яворская О.Н. “Занимательные задания логопеда”
19. Меттус Е.В., Турта О.С., Литвина А.В. “Логопедические занятия со школьниками”
20. Яковлева Н.Н., Аристова Т.А. “Коррекция нарушений письменной речи”
21. Мазанова Е.В. Комплект альбомов.
22. Краузе Е.Н. “Артикуляционная гимнастика”
23. Краузе Е.Н. “Практическая логопедия”
24. Овчинникова Т.С. “Артикуляционная и пальчиковая гимнастика”
25. Быстрова Г.А. “Логопедические игры и задания”
Цель: Определение доступных альтернативных средств коммуникации с учетом индивидуальных особенностей.
Программа занятий включает следующие основные направления:
Развитие понимания обращенной речи;
Формирование альтернативных средств коммуникации;
Автоматизация нормированного произношения. Развитие артикуляционного праксиса.
Формирование простой фразы;
Формирование навыков письма и чтения;
Коррекция высших психических функций, участвующих в процессе развития речи.
Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В связи с этим допускается временная коррекция программы.
Перечисленные ниже направления работы не являются этапами коррекционных занятий, на каждом из занятий используются игры и упражнения разных направлений (от 4-х до 6-ти направлений).
Методы и приемы коррекционной работы — это различные упражнения, направленные на формирование устной речи и накопление пассивного словаря; игры, корректирующие фонематический слух; упражнения способствующие развитию графо-моторных навыков; игры по развитию мышления, воображения, внимания и памяти на каждом уроке.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
у учащихся 1-ых классов
(занятия 2 раза в неделю)
Диагностика понимания обращенной речи.
Источник: www.prodlenka.org
Компьютерные программы
«Диагностика речи детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Авторы: Е.В. Нурминский, О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова
Издательство «Русская Речь» 2012г.
Компьютерная программа «Диагностика речи детей дошкольного и младшего школьного возраста» предназначена для проведения углубленного обследования речи детей 4 — 6 лет. Программа позволяет получить и обобщить данные по основным и дополнительным показателям оценки речи ребенка конкретного возраста.
З600 руб.
«Экспресс-диагностика речи ребенка дошкольного возраста»
Авторы: Е.В. Нурминский, О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова
Издательство «Русская Речь» 2013г.
Программа предназначена для проведения скрининговых исследований речи детей дошкольного возраста. В программу заложены тестовые задания, позволяющие за короткое время выявить уровень сформированности основных компонентов речи без детальной характеристики каждого из них.
2700 руб.
«Комплект из двух программ По диагностике речи детей дошкольного возраста»
Авторы: Е.В. Нурминский, О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова
Издательство «Русская Речь»
В данный комплект входят две компьютерные программы, предназначенные для проведения как углубленного, так и скринингового обследования речи детей 4 — 6 лет.
4950 руб.
«Интерактивная речевая карта ребенка дошкольного возраста. Форма №2»
Авторы: Е.В. Нурминский, О.А. Безрукова
Издательство «Русская Речь» 2013г.
Программа предназначена для ведения и оформления логопедической документации в дошкольном образовательном учреждении — речевой карты (форма №2), утвержденной Департаментом образования г. Москвы 27.06 2010.
3100 руб.
«Логопедическая характеристика речи ребенка»
Авторы: О.А. Безрукова, Е.В. Нурминский
Издательство «Русская Речь» 2015г.
Данная компьютерная программа позволяет оптимизировать процесс составления индивидуальной логопедической характеристики речи ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.
1300 руб.
«Найди лишнюю картинку»
Авторы: О.А. Безрукова, Е.В. Нурминский
Издательство «Русская Речь» 2016г.
«Найди лишнюю картинку» — это прикладная обучающая программа, направленная на развитие мыслительных операций и систематизацию лексического запаса ребенка.
1500 руб.
«Уроки правильного произношения»
Авторы: О.А. Безрукова, А.Н. Воронин
Издательство «Русская Речь» 2018 г.
Данная компьютерная программа позволяет отобрать и систематизировать материал для проведения логопедических занятий по коррекции звукопроизношения и развитию/совершенствованию фонематического слуха у детей дошкольного или младшего школьного возраста.
3100 руб.
Дополнительные ключи доступа
«Диагностика речи детей дошкольного и младшего школьного возраста». Дополнительные ключи доступа.
Два дополнительных ключа доступа к компьютерной программе «Диагностика речи детей дошкольного и младшего школьного возраста», позволяющих установить данную программу на другие устройства.
1800 руб.
«Экспресс-диагностика речи ребенка дошкольного возраста». Дополнительные ключи доступа.
Два дополнительных ключа доступа к компьютерной программе «Экспресс-диагностика речи детей дошкольного возраста», позволяющих установить данную программу на другие устройства.
1350 руб.
«Комплект из двух программ По диагностике речи детей дошкольного возраста». Дополнительные ключи доступа.
Два дополнительных ключа доступа для комплекта компьютерных программ: «Диагностика речи детей дошкольного и младшего школьного возраста» и «Экспресс-диагностика речи детей дошкольного возраста». Ключи позволят установить данную программу на другие устройства.
2500 руб.
«Интерактивная речевая карта ребенка дошкольного возраста. Форма №2». Дополнительные ключи доступа.
Два дополнительных ключа доступа к компьютерной программе «Интерактивная речевая карта ребенка дошкольного возраста. Форма №2», позволяющих установить данную программу на другие устройства.
1550 руб.
«Логопедическая характеристика речи ребенка». Дополнительные ключи доступа.
Два дополнительных ключа доступа к компьютерной программе «Логопедическая характеристика речи ребенка», позволяющих установить данную программу на другие устройства.
650 руб.
«Найди лишнюю картинку» Дополнительные ключи доступа
Два дополнительных ключа доступа к компьютерной программе «Найди лишнюю картинку», позволяющих установить данную программу на другие устройства.
750 руб.
«Уроки правильного произношения» Дополнительные ключи доступа
Два дополнительных ключа доступа к компьютерной программе «Уроки правильного произношения», позволяющих установить данную программу на другие устройства.
1550 руб.
Источник: specped.ru