Программы по физическому воспитанию их краткая характеристика

Содержание

Нормативно–правовое обеспечение – это совокупность документов инструктивно–методического, распорядительного, программно-целевого характера, а также нормативно-справочные материалы, устанавливающие нормы, правила, требования, характеристики, методы и другие данные, используемые при решении задач организации.

В процессе физического воспитание детей дошкольного возраста педагог в своей деятельности обязан руководствоваться нормативно-правовыми документами разного уровня: федерального, регионального, муниципального, регламентирующими деятельность, а также внутренними локальными актами, регулирующими деятельность учреждения.

  • Декларация прав ребенка. Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года.
  • Конвенция о правах ребенка. Принята и открыта для подписания ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 44/25 от 20 ноября 1989 года.
  • Всеобщая декларация о культурном разнообразии. Принята 2 ноября 2001 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.
  • Конституция Российской Федерации
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» извлечения в части дошкольного образования.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
  • Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
  • Постановление Правительства Российской Федерации № 916 от 29 декабря 2001 г. «Общероссийская система мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи»
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666)
  • Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655) (введен с 16.03.2010 г)
  • Федеральные государственные требования (ФГТ) к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 20.07.2011 № 2151) (вступило в силу с 02.12.2011г.)
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302);
  • Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  • Приказ № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования.
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.3049-13 (с изменениями от августа 2015г.);
  • Приказ Минобразования РФ «Примерное положение о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения» от 15 мая 2000 г. №1418;
  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденной МО РФ 17.06.2003
  • Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений» от 14 марта 2000 г. № 65/23-16;
  • Инструктивно-методическое письмо МоРФ от 14 марта 2000 г № 65/23-16. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
  • Министерство образования РФ № 2715
  • Министерство здравоохранения РФ № 227
  • Государственный комитет РФ по физической культуре и спорту № 166
  • Российская академия образования № 19 ПРИКАЗ от 23 мая.2002 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ»

Обзор программ по физвоспитанию дошкольников

Образовательная программа – нормативный документ, определяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания организации, методическое обеспечение образовательного процесса.

1.4. Основные понятия системы физического воспитания

ИОП Видеолекция 4 Основы методики физического воспитания

Программа по физическому воспитанию – это документ планирования, в котором определяются:

  1. целевые установки и задачи физического воспитания;
  2. объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть занимающиеся в планируемый срок занятий, и перечень освоенных физических упражнений и других средств, обеспечивающих решение поставленных задач;
  3. уровень теоретической, общефизической и спортивной подготовленности, выраженной в зачетных требованиях и учебных нормативах, которых должны достигнуть занимающиеся на каждом году обучения.
Читайте также:
Vba excel как запустить программу

Современные программы дошкольного образования подразделяют на комплексные и парциальные.

Комплексные (общеразвивающие) программы охватывают все разделы воспитания, в том числе – физическое. К ним отнесены:

«Программа воспитания и обучения в детском саду»;

Парциальные (специализированные) программы по физическому воспитанию имеют различную направленность:

Физкультурно-оздоровительную:

«Физическая культура – дошкольникам» (Л.Д. Глазырина);

«Развивающая педагогика оздоровления» (В.Т. Кудрявцев);

«Здоровье» (В.Г. Алямовская);

«Театр физического воспитания дошкольников» (Н.Н. Ефименко);

«Программа по физической культуре от 3 до 17 лет» (В.П. Щербаков);

«Воспитание здорового ребенка» (М.Д. Маханева).

Валеологическую:

«Здоровье с детства» (Т.С. Казаковцева);

«Здравствуй» (М.Л. Лазарев).

Узкоспециализированную:

«Старт» (Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина);

«Са-Фи-Дансе» (Ж.Е. Фирмлева, Е.Г. Сайкина).

Практически все программы предлагают стандартный набор средств физического воспитания, включая гимнастику, подвижные игры, элементы спортивных игр, спортивные упражнения. Новые программы отличаются друг от друга по структуре и содержанию. Раздел «Физическое воспитание» базируется на основе комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду». Эта программа, бывшая на протяжении многих лет основным и обязательным документом для всех ДОУ, сегодня является одной из альтернативных программ, которые рекомендованы Министерством просвещения Российской Федерации.

Принятый в Российской Федерации Закон «Об образовании» предоставил дошкольным учреждениям право выбора программ, по которым они осуществляют физическую подготовку ребенка. Каждое учреждение вправе самостоятельно разрабатывать стратегию и тактику построения работы по физическому воспитанию, ориентированные модели воспитания и физической культуры, обеспечивать условия для развития движений, активности, самостоятельности и творчества ребенка.

В связи с этим перед педагогами детского дошкольного учреждения возникает ответственная задача – выбрать такую программу работы с детьми, которая не только может быть успешно реализована, но и будет способствовать эффективному развитию и воспитанию детей. Поэтому педагоги дошкольных образовательных учреждений должны иметь представление о разнообразных образовательных программах, которые используются в настоящее время, уметь самостоятельно проанализировать программу, выделить в ней ключевые положения, понять особенности педагогических технологий физического воспитания.

Выбор программы целесообразно начинать с изучения информации о ней.

  1. Поиск наиболее доступного источника, которым чаще всего становятся статьи в специальных периодических журналах. Кроме этого существенную помощь могут оказать информационные сборники и справочники, выпускаемые районными и городскими управлениями дошкольного образования, а также презентации и научно-практические конференции, на которых авторы популяризируют концепцию программы и методические подходы к ее реализации.
  2. более пристальный, аналитический взгляд: посещение мастер-класса, тематического семинара, круглого стола, реального дошкольного учреждения, где имеется возможность увидеть предметно-развивающую среду, открытое занятие по физическому воспитанию, задать вопрос, поговорить с педагогами, которые имеют опыт работы по той или иной программе.
  3. знакомство с программно-методическим сопровождением программы, анализ предлагаемого программно-методического пакета. Его важнейшую часть составляют философско-концептуальные основы программы, где излагается взгляд авторов на ребенка, его развитие, на создание условий, способствующих становлению личности, сохранению самобытности и раскрытию творческого потенциала каждого воспитанника.

Центральной составляющей комплекта является собственно программа, в которой образовательные и воспитательные задачи выстроены в определенной логике и снабжены необходимыми комментариями и ссылками.

Методические материалы (рекомендации) помогают раскрыть суть педагогической технологии. Их использование позволяет реализовать идеи авторов и кратчайшим путем достигнуть высоких педагогических результатов.

Важным является также гриф программы и методических пособий к ней, который присваивается Министерством, муниципальными или региональными экспертными советами при департаментах образования. Информация о Федеральном перечне программно–методических материалов ежегодно публикуется для широкого использования в справочнике Министерства просвещения, журнале «Дошкольное воспитание».

Наличие или отсутствие полного пакета программно – методических материалов не означает высокого или низкого качества самой программы. Комплектность указывает лишь на степень разработанности программы и предполагает перспективу дальнейшего совершенствования программно-методического пакета.

Не все программы, используемые в современном дошкольном образовании, на сегодняшний день снабжены полными комплектами методических материалов. В связи с этим педагогам приходится определять, какая программа и сопровождение к ней удовлетворяют интересам и квалификации данного педагогического коллектива.

Образование дошкольников в области физической культуры складывается из основного образования и дополнительных образовательных услуг. Обеспечение основного образования дошкольников в области физической культуры является обязанностью дошкольного образовательного учреждения и проводится в соответствии с общеобразовательной программой дошкольного образования, которую реализует муниципальное дошкольное образовательное учреждение. По разделу «Физическое развитие детей» дошкольное образовательное учреждение имеет право реализовывать комплексную общеобразовательную программу, которая содержит раздел «Физическое развитие детей» или парциальную программу по физической культуре.

К комплексным программам, прошедшим экспертизу и получившим гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации» относятся: «Радуга», «Детство», «Истоки», «Преемственность», «Из детства в отрочество», «Программа обучения и воспитания в детском саду», «Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста». Одним из разделов данных комплексных программ, включающих все основные направления формирования личности ребёнка, является раздел, посвящённый физической культуре.

Читайте также:
Почему не работает программа фотошоу про

Список литературы:

  1. Издательство ПРОСВЕЩЕНИЕ. Дошкольное образование. Нормативные документы. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=29775
  2. ПЕДКАБИНЕТ. Нормативно-правовая база дошкольного образования. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pedkabinet.ru/index/normativno_pravovaja_baza_doshkolnogo_obrazovanija/0-4
  3. Попова, Е.Г. Общеразвивающие упражнения: учебное пособие. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 1999.
  4. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2001. – 368 с.
  5. Теория и методика физического воспитания: учеб. для студ. фак. физ. культуры пед. ВУЗов/ Ю.В.Виноградов [и др.] под ред. Б.А.Ашмарина. – М: Просвещение, 1990. – 288с.
  6. Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Н. Шебеко. – Минск: «Вышэйшая школа», 2010. – 288 с.

Источник: znanio.ru

Презентация на тему Характеристика программ по физическому воспитанию

Физическое воспитание — это организованный процесс, направленный на создание условий, способствующих достижению хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. Основные понятия: Физическое развитие – это

  • Главная
  • Образование
  • Характеристика программ по физическому воспитанию

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Слайд 2 Физическое

воспитание — это организованный процесс, направленный на создание

условий, способствующих достижению хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. Основные понятия: Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания(рост,вес). Физическое совершенство – это высокий уровень здоровья, физического развития, физической подготовленности.

Физическая подготовленность – это высокий уровень развития двигательных умений, навыков, физических качеств. Физическое образование – это овладение специальными знаниями, двигательными умениями, навыками. Физические упражнения – это движения, двигательные действия, отобранные в качестве средств физического воспитания, позволяющие решать задачи в физическом воспитании. Физическая культура – это часть общей культуры общества, совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического воспитания, стремления человека к оздоровлению путем физических упражнений.

Физическое воспитание - это организованный процесс,

Слайд 3 Принятый в Российской Федерации

Закон «Об образовании» предоставил дошкольным учреждениям право

выбора программ, по которым они осуществляют физическую подготовку ребенка. Каждое учреждение вправе самостоятельно разрабатывать стратегию и тактику построения работы по физическому воспитанию, ориентированные модели воспитания и физической культуры; обеспечивать условия для развития движений, активности, самостоятельности и творчества ребенка.

Принятый в Российской Федерации Закон «Об образовании» предоставил дошкольным

Слайд 4
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных

требований к образованию определенного уровня и (или)

к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного

Слайд 5
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФГОС

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 6 Физическое развитие
• приобретение

опыта в следующих видах поведения детей:

двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук
а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),
• формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
• овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Физическое развитие • приобретение опыта в следующих видах

Слайд 7 Авторским коллективом преподавателей РГПУ им.

А. И. Герцена разработана программа «Детство». В

ней условно выделено четыре блока, в том числе блок «Здоровый образ жизни», который представлен во всех возрастных периодах разделом «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными». В нем определены основы гигиенической и двигательной культуры.

Авторским коллективом преподавателей РГПУ им. А. И. Герцена разработана программа

Слайд 8 В программе воспитания двигательной культуры

перечислены физические упражнения для каждой возрастной группы,

В программе воспитания двигательной культуры перечислены физические упражнения для каждой

Слайд 9
В программе

«Радуга» подчеркивается важность внимания педагогов к физической

культуре. От обучения детей физической культуре зависит их психофизическое здоровье, поэтому программа, начиная с младшего дошкольного возраста, воспитывает потребность и любовь к движению, формирует знания и умения, направленные на творческое использование двигательного опыта, формирует потребность в здоровом образе жизни, приобщает к спорту, учит самообладанию в угрожающих жизни и здоровью ситуациях, умению вести себя.

В программе «Радуга» подчеркивается важность внимания

Слайд 10 Значительное внимание в программе

отводится физическим упражнениям как средству физического воспитания.

Значительное внимание в программе отводится физическим упражнениям как средству

Слайд 11 Программа «Истоки». Это базисная

программа, ее роль — разностороннее развитие ребенка,

формирование универсальных, в том числе творческих способностей. Она предусматривает обогащение, амплификацию детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Название «Истоки» отражает уникальное значение детства, когда закладываются основы всего будущего развития человека. В программе подчеркнута связь ребенка со взрослым, который передает ему основы общечеловеческой культуры. Только в тесном сотрудничестве взрослого и ребенка возможно, по мнению авторов этой программы, ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка.

Читайте также:
Как удалить с компьютера программу аваст

Программа «Истоки». Это базисная программа, ее роль — разностороннее

Слайд 12 В программе выделен раздел

«Здоровье», который раскрывает современные представления о здоровье

В программе выделен раздел «Здоровье», который раскрывает современные представления

Слайд 13 В программе «Истоки» раскрывается

каждого возраста, в ней представлены упражнения общеразвивающего воздействия, упражнения в основных движениях, подвижные игры и игровые упражнения, спортивные игры, ритмические движения, упражнения в построении и перестроении, в перемещении со скольжением с техническими средствами, упражнения для освоения движений в водной среде, а также приводится примерный двигательный режим. Создание многочисленных программ физического воспитания раскрепощает педагога, создает условия для выбора программного содержания. Наличие альтернативных программ создает условия для определения путей подготовки ребенка к обучению в школе, готовит его к жизни. Педагог получает право выбора, чему учить ребенка, но не менее важным является и вопрос методики, т.е. как формировать двигательную культуру, развивать двигательные способности ребенка.

Источник: thepresentation.ru

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Принятый в Российской Федерации Закон «Об образовании» предоставил дошкольным учреждениям право выбора программ, по которым они осуществляют физическую подготовку ребенка. Каждое учреждение вправе самостоятельно разрабатывать страте­гию и тактику построения работы по физическому воспитанию, ориентированные модели воспитания и физической культуры; обес­печивать условия для развития движений, активности, самостоя­тельности и творчества ребенка.

Предлагаем некоторые программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Авторским коллективом преподавателей РГПУ им. А. И. Герце­на разработана программа «Детство». В ней условно выделено че­тыре блока, в том числе блок «Здоровый образ жизни», который представлен во всех возрастных периодах разделом «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными». В нем определены ос­новы гигиенической и двигательной культуры.

В программе «Радуга» подчеркивается важность внимания педа­гогов к физической культуре. От обучения детей физической куль­туре зависит их психофизическое здоровье, поэтому программа, начиная с младшего дошкольного возраста, воспитывает потреб­ность и любовь к движению, формирует знания и умения, направ­ленные на творческое использование двигательного опыта, фор­мирует потребность в здоровом образе жизни, приобщает к спорту, учит самообладанию в угрожающих жизни и здоровью ситуациях, умению вести себя 1 .

Значительное внимание в программе отводится физическим уп­ражнениям как средству физического воспитания. Им отводится профилактическая, реабилитационная, лечебная и развивающая роль. Программа предлагает примерный перечень физических уп­ражнений, подобранных с учетом возрастных возможностей детей.

1 Авторский коллектив программы «Радуга» — сотрудники лаборатории до­школьного воспитания Института общего образования Министерства образова­ния Российской Федерации под руководством кандидата педагогических наук Т.Н.Дороновой.

Программа «Истоки». Это базисная программа, ее роль — разно­стороннее развитие ребенка, формирование универсальных, в том числе творческих способностей. Она предусматривает обогащение, амплификацию детского развития, взаимосвязь всех его сторон. На­звание «Истоки» отражает уникальное значение детства, когда за­кладываются основы всего будущего развития человека. В программе подчеркнута связь ребенка со взрослым, который передает ему ос­новы общечеловеческой культуры. Только в тесном сотрудниче­стве взрослого и ребенка возможно, по мнению авторов этой про­граммы, ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка 1 .

В программе выделен раздел «Здоровье», который раскрывает современные представления о здоровье ребенка как сохранении и укреплении жизнеспособности организма в конкретных условиях социальной и экологической среды. Здоровье рассматривается как одно из условий, определяющих возможность полноценного фи­зического и психического развития ребенка, и как результат про­цесса нормального хода его развития [21, с.З].

Программа включает два блока: базис и вариант его реализа­ции. Базисную характеристику составляет личность ребенка, его не­повторимая индивидуальность. Выделены следующие компоненты:

1. Характеристики возрастных возможностей психического раз­вития ребенка и его личности.

2. Задачи развития.

3. Показатели развития.

4. Базисные характеристики личности: компетентность, креа­тивность (творчество) и инициативность, произвольность, само­стоятельность, ответственность, безопасность и свобода поведения, самосознание личности и способность к самооценке [21, с. 5—6].

1 Авторский коллектив программы «Истоки» — Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца (Москва).

лены упражнения общеразвивающего воздействия, упражнения в основных движениях, подвижные игры и игровые упражнения, спортивные игры, ритмические движения, упражнения в постро­ении и перестроении, в перемещении со скольжением с техни­ческими средствами, упражнения для освоения движений в вод­ной среде, а также приводится примерный двигательный режим. Создание многочисленных программ физического воспитания раскрепощает педагога, создает условия для выбора программного содержания. Наличие альтернативных программ создает условия для определения путей подготовки ребенка к обучению в школе, готовит его к жизни. Педагог получает право выбора, чему учить ребенка, но не менее важным является и вопрос методики, т.е. как формировать двигательную культуру, развивать двигательные спо­собности ребенка.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы особенности нервной системы ребенка?

2. Что выполняет роль «биологического каркаса» в развитии личности ребенка?

3. Назовите особенности физического развития детей от рождения до

4. Перечислите критические периоды психофизического развития ре­бенка.

5. Охарактеризуйте особенности программ: «Детство», «Радуга», «Ис­токи».

ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Источник: allrefrs.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru