Программы по борьбе с нищетой относятся

Турутина, М. В. Правовые инструменты борьбы с бедностью в субъектах РФ: поиск эффективных решений / М. В. Турутина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 389-391. — URL: https://moluch.ru/archive/362/81111/ (дата обращения: 11.07.2023).

В статье рассмотрены вопросы правового регламентирования процесса борьбы с бедностью в субъектах Российской Федераций с изучением ряда эффективных решений вышеуказанной масштабной проблемы.

Ключевые слова: бедность, субъект РФ, прожиточный минимум, социальное обеспечение, социальная поддержка.

Для международного сообщества, в т. ч. и для Российской Федерации, частью которого она является, наступление нового столетия было обусловлено стремительным появлением и его дальнейшим внедрением в политику государств ряда определенных тенденций социального характера, которые, прежде всего, направлены на объявление человека, его жизни, прав и свобод высшей ценностью, всестороннее обеспечение максимально достойного уровня жизни и общего благосостояния граждан, реализацию условий, гарантирующих равные возможности в сфере труда, поддержку семей, социальную защиту нуждающимся категориям населения и т. д.

Борьба с бедностью: Олигархам все, населению – ничего

Российская Федерация, как отмечалось выше, исключением не стала и с принятием Конституции, в статье 7 провозгласила себя социальным государством [1]. Данное определение устанавливает обязанность государства в выстраивании такой политики, целью которой становится, в первую очередь, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Кроме того, ч.2 этой же статьи Конституции РФ закрепляет основополагающие социальные начала в сфере охраны труда и здоровья граждан, обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитию российской системы социального обеспечения в части государственных пенсии, пособий и иных гарантий защиты, а также определяет наличие гарантированного со стороны государства минимального размера оплаты труда (далее по тексту — МРОТ) и учреждению системы специальных социальных служб.

Среди отдельных вопросов социального обеспечения особую тревогу вызывает проблема бедности и нищеты населения в России, особенно в некоторых регионах, поскольку именно данная проблема представляет собой определенный феномен и в целом масштабное бедствие всего современного общества. Актуальность выбранной темы вызвана активно возрастающими показателями Федеральной службы государственной статистики (Росстат), согласно которым почти каждый седьмой россиянин живет за чертой бедности.

Говоря о правовом регламентировании системы социального обеспечения, то, несомненно, Российская Федерация предприняла неоднократные попытки по закреплению и эффективному применению на практике норм, отвечающим требованиям международных нормативов. Более того, подобному результату в части социальной защиты граждан способствовало и принятие ряда пилотных программ оказания государственной помощи социального характера в регионах России, которыми обеспечивается многоуровневость социальной помощи государства нуждающимся категориям населения. Однако единый нормативно-правовой акт, четко регулирующий вопросы закрепления стандартов и норм, направленных на реализацию прав и свобод физических лиц в социальной сфере, в том числе и на борьбу с бедностью, отсутствует.

Изнасилования средь бела дня и кислотные атаки: что значит быть «неприкасаемой» в Индии

Говоря об одной из остро стоящих глобальных проблем бедности населения и правовых инструментах, применяющихся в процессе борьбы с целью ее ликвидации, что же стоит понимать под данным термином? Представляется возможным определить бедность в качестве такого состояния/положения у человека, при котором он не в состоянии ввиду отсутствия финансовых средств удовлетворить даже минимальные бытовые потребности для поддержания нормального уровня жизни [4]. Существуют различные концепции определения бедности, однако говоря о Российской Федерации, то здесь мы подразумеваем применение критерия абсолютной бедности в противовес относительной, поскольку в расчет берется МРОТ (прожиточный минимум), нахождение ниже которого свидетельствует о черте бедности.

Как было замечено ранее, доля граждан с уровнем дохода ниже прожиточного минимума составляет более 12 %, что считается немалым при количественном определении. Данные показатели наглядно демонстрируют необходимость преодоления бедности населения Российской Федерации и борьбы с ней. Так, Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» принято стратегическое планирование развития России до 2024 года, в рамках которого требуется решить и искоренить бедность граждан, что доказывает обращение внимание на изучаемую проблему со стороны государства [2]. Указ содержит нормы о разработке и практической реализации специальных программ поддержки и улучшения качества и уровня жизни физических лиц, в т. ч. более старшего поколения; внедрению действующих механизмов поддержки материального характера малоимущих семей при появлении на свет детей и т. п.

Обеспечивая надлежащее исполнение положений вышеуказанного Указа Президента РФ, Министерством труда и социальной защиты РФ был принят Приказ от 29.11.2018 № 748 «О реализации в субъектах Российской Федерации пилотных проектов, направленных на достижение до 2024 года национальных целей социально-экономического развития по повышению реальных доходов граждан, снижению уровня бедности в два раза», который целенаправленно рассчитан на эффективное решение проблемы бедности на региональном уровне [3]. Преамбула Приказа закрепляет цель выработки мер и способов, направленных на рост реальных доходов населения и снижение доли граждан, проживающих в субъектах РФ, с доходами ниже прожиточного минимума. Приказ содержит Порядок реализации в субъектах данных пилотных проектов, согласно которому подобные проекты проводятся в таких субъектах России как Республика Алтай, Чувашская Республика, Пермский край, Липецкая и Новгородская области и т. д.

Читайте также:
Linux установка программ sudo

Непосредственно сами пилотные проекты проводились в пять этапов, включающих в себя проведение оценки реального уровня и структуры бедности на уровне субъектов с выявлением доли малоимущих граждан, анализ возможного перераспределения ресурсов в пользу нуждающихся граждан, определение и оценка наиболее результативных инструментов социальной поддержки; разработка предложений по оказанию социальной помощи в части медицинского ухода и реабилитации таким уязвимым категориям граждан как семьи с детьми-инвалидами, выработка предложений по созданию реестра граждан с доходами ниже МРОТ, уделение внимания вопросам распространения самозанятого населения т. д.

В целом, стоит отметить, что в целях ликвидации нищеты на региональном уровне должны быть разработаны специальные долгосрочные федеральные программы и программы субъектов Российской Федерации по борьбе с бедностью среди молодежи, пенсионеров, безработных, семей с детьми, инвалидов, одиноких малоимущих граждан. Естественно решение проблемы борьбы с бедностью в регионах предполагает такие действия как стимулирование развития экономики для создания новых рабочих мест посредством привлечения инвесторов, развития малого и среднего бизнеса, самозанятости населения, совершенствование сферы оплаты труда, совершенствование налоговой политики в отношении многодетных семей, увеличение объемов финансирования адресных социальных программ, обучение населения по вопросам возможности заключения социальных контрактов [5]. Подобные меры, прежде всего, должны быть закреплены на законодательном уровне в целях их наиболее эффективного применения.

Однако также помимо финансовых субсидий, для ликвидации бедности в регионах РФ, в рамках правового регламентирования борьбы с ней, стоит принимать программы, целью которых является вывод бедных семей из сложных ситуаций путем обучения их членов новым профессиям. Так, в Ульяновской области были запущены пилотные проекты по обучению неработающих матерей и лиц пенсионного возраста основам предпринимательства, а в Новгородской области по стимулированию роста самозанятых среди безработных.

Таким образом, необходимо оказывать большое внимание проблеме увеличения в субъектах РФ количества лиц, чьи доходы составляют ниже прожиточного минимума путем поиска и применения на практике эффективных правовых инструментов. К последним можно отнести официальное закрепление понятийного аппарата «бедности» в нормы отечественного социального законодательства с дополнительным введением критериев ее оценивания; приведение в единое толкование законодательства в сфере социальной поддержки малоимущих с одновременным созданием комплекса правового регламентирования в изучаемой области, который бы стал неким ориентиром для законодателей на уровне субъектов РФ; разработка специальных региональных программ, направленных на преодоление правовой неграмотности среди и т.д [4].

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ.2014. № 15. Ст. 1691; 2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. URL. http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 04.05.2021).
  3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.11.2018 № 748 «О реализации в субъектах Российской Федерации пилотных проектов, направленных на достижение до 2024 года национальных целей социально-экономического развития по повышению реальных доходов граждан, снижению уровня бедности в два раза». [Электронный ресурс]. URL. https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/1328 (дата обращения: 03.05.2021).
  4. Изварина Юлия Юрьевна. Правовое регулирование защиты права от бедности на международном уровне и в социальном законодательстве Российской Федерации: соотношение норм и проблемы их коллизий // Вопросы российского и международного права. 2020. — Том 10. — № 1А. С. 120–126.
  5. Колодяжная А. И. Реализация в российском законодательстве минимальных норм социального обеспечения (правовые проблемы): дис. канд. юрид. наук. — М, 2018. — С.86–89.
  6. Прокофьева Л. М. Социальный контракт — новая форма оказания государственной адресной социальной помощи населению в субъектах Российской Федерации // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2010. — № 8 (394). — С. 6–79.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, прожиточный минимум, социальное обеспечение, субъект РФ, бедность, Новгородская область, нуждающаяся категория населения, региональный уровень, социальная поддержка, социальный характер.

Источник: moluch.ru

Новый контракт: как снизить уровень бедности в России

Фото Сергея Ермохина / ТАСС

В России, как и во многих других странах, социальные выплаты не всегда доходят до тех, кто в них нуждается. Проблема существует давно, а за время пандемии бедных стало только больше. Исправить ситуацию могла бы программа минимального гарантированного дохода ценой 0,3% ВВП, считает директор и постоянный представитель Всемирного банка в России Рено Селигманн

Долгосрочные экономические и социальные последствия пандемии могут быть очень серьезными. Во всем мире резко сократились доходы населения. По оценкам Всемирного банка, в 2020 году из-за пандемии от 88 до 115 млн человек оказались в условиях крайней нищеты (то есть вынуждены были жить не более чем на $1,9 в день). В 2021 году их число может вырасти до 150 млн.

Глубина и скорость падения реальных доходов столь велики, что даже в развитых странах существующие меры социальной поддержки не справляются с новыми задачами.

Ошибки исключения

Тревожная тенденция не обошла и Россию. Сообщения СМИ, опросы и исследования говорят о росте уровня бедности. Если ситуация продолжит ухудшаться, правительству будет трудно достичь национальной цели развития — к 2030 году снизить долю бедного населения вдвое по сравнению с 2017 годом. Уже и президент России обратил внимание на сложившуюся ситуацию, когда людям порой не хватает даже на еду.

Читайте также:
Программа командировки руководителя это

В 2000-2013 годах снижению бедности в России способствовал экономический рост и поэтапное увеличение пенсий. Начавшийся в 2014 году кризис приостановил эту тенденцию. Еще в 2018 году на федеральном уровне признали необходимость дополнительных механизмов по борьбе с бедностью, поскольку существующие исчерпали себя. Пандемия только усилила актуальность этой задачи.

Сейчас в России те или иные виды социальной поддержки получает около 65% населения, при этом около 16% бедных не охвачены социальными программами вообще. На региональном уровне эти «ошибки исключения» могут быть еще заметнее. Так, по данным выборочного обследования в Республике Коми, 25% бедного населения было исключено из системы социальной помощи.

Проблема вызвана историческими особенностями развития системы, а также несовершенством применяемых механизмов проверки нуждаемости. Сейчас граждане должны заранее знать о тех или иных видах помощи, чтобы обратиться за их получением. Между тем возможности информационных технологий уже позволяют органам соцзащиты самим определить, что семья нуждается в поддержке, и помочь ей в оформлении положенных льгот и выплат. Всемирный банк, например, имеет опыт построения таких систем прямого реагирования на основе big data, с помощью математических моделей, которые вычисляют уровень уязвимости домохозяйства.

Антикризисное пособие

Общим же решением проблемы, на наш взгляд, может стать внедрение программы минимального дохода, которая объединит денежные выплаты получателям с другими инструментами, прежде всего обеспечивающими мотивацию к труду. Состояние крайней бедности часто становится ловушкой, поскольку не позволяет трудоспособным членам семьи поддерживать и тем более повышать свои профессиональные навыки. Поэтому нужно помочь бедной семье в составлении плана достижения самообеспечения. При этом ежемесячные выплаты должны обеспечивать прожиточный минимум каждому члену семьи.

Такую программу, основанную на оценке нуждаемости по доходам и активам семьи, можно достаточно быстро развернуть в национальном масштабе. Положительный опыт есть как в странах Западной Европы, так и в крупных растущих экономиках, таких как Китай. Например, Испания отреагировала на падение уровня жизни из-за пандемии внедрением программы минимального дохода, охватившей 5% наименее обеспеченного населения. В Китае после кризиса 2008 года минимальным гарантированным доходом были дополнительно охвачены 62 млн человек. Стоимость такой программы может меняться в зависимости от ее дизайна или стадии экономического цикла.

Внедрение подобного механизма снизит риск того, что российские граждане окажутся уязвимыми во время экономического кризиса. Кроме того, как показывают исследования экономистов, расходы по таким программам имеют высокий мультипликативный эффект (на уровне или даже выше расходов на инфраструктуру), что позволяет рассматривать минимальный доход как антикризисную меру, способствующую восстановлению экономического роста.

Например, после глобального кризиса 2008-2009 годов стало ясно, что поддержка бедных семей и их возвращение на рынок труда могут эффективно стимулировать внутреннее потребление. Большая часть полученных домохозяйствами социальных выплат остается в местной экономике, создавая дополнительные рабочие места и доходы и уменьшая уровень безработицы.

Понятно, что бедные семьи тратят полученные выплаты на продукцию местного производства. Причем социальные выплаты автоматически повышаются в наиболее пострадавших регионах, что ускоряет восстановление экономики. Исследования показали, что, например, в Мексике $1 адресных социальных выплат генерировал $2,7 доходов для экономики депрессивных штатов, тогда как в США схожие социальные выплаты давали дополнительно $1,61-$1,74. Эффект от вложений в инфраструктуру оказался менее впечатляющим ($1,57 дополнительно).

Исследования не подтвердили опасений, что гарантированный доход снизит мотивацию к труду и стимулирует иждивенческие настроения. Особенно если не отменять выплаты сразу после восстановления доходов семьи, как это делают во Франции в рамках программы Revenu de Solidarité Active (rSa) (программа выплаты тем, чей заработок не достигает прожиточного минимума. — Forbes). На каждый дополнительный евро, заработанный получающим помощь домохозяйством, выплаты в рамках программы снижаются только на 38 евроцентов.

Гибкая помощь

В России ввести механизм минимального дохода можно на основе уже существующей программы социального контракта. Она также подразумевает поддержку граждан в их попытках вернуться на рынок труда.

Однако ключевое отличие социального контракта в том, что он не обеспечивает гражданам выплаты в размере прожиточного минимума и, таким образом, не гарантирует сохранения минимальных стандартов уровня жизни. Для этого нужны единые федеральные стандарты, гарантирующие базовый набор услуг вне зависимости от региона проживания. В свою очередь, программа минимального дохода могла бы адресно реагировать на экономический шок, минимизируя его влияние на уязвимые группы населения, а в периоды экономического роста и повышения благосостояния граждан социальные расходы автоматически сокращались бы. Согласно результатам экономического моделирования, проведенного Всемирным банком на основе данных Росстата, стоимость внедрения подобной программы составляет около 250 млрд рублей (0,3% от ВВП), что в будущем позволит сократить масштаб бедности примерно на 60%.

Сейчас Россия расходует порядка 3,2% ВВП на социальные пособия по сравнению с 2,2% в странах Восточной Европы и Центральной Азии, и достижения в снижении бедности не так велики, как могли бы быть, из-за меньшей адресности таких расходов. Внедрение современной программы социальной поддержки могло бы повысить эффективность государственных расходов на эти цели.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Читайте также:
Как узнать пароль от архива без программ

Источник: www.forbes.ru

Методы борьбы с бедностью

Итак, для начала следует разобраться, какими механизмами пользуются правительства других стран, чтобы избавиться от такой актуальной проблемы, как нищета и бедность.

Очень многие страны в 21 веке ведут успешную борьбу с этими явлениями. Особо следует отметить скандинавские страны. Например, если бедность касается молодого населения, то для него она временная: молодому человеку предоставляются гранты со стороны государства, которые уходят на их дальнейшее обучение. Также пособиями обеспечиваются дети, которые рождаются в молодых семьях. Для старших возрастов государство гарантирует пенсионные выплаты, доплаты к ним.

Замечание 1

Отметим, что доплаты к пенсионным выплатам производятся тогда, когда сама пенсия может обеспечить лишь самый низкий уровень благосостояния.

Любое правительство, чья деятельность исходит из программы своего развития, должно выбирать между масштабами программы по перераспределению доходов для борьбы с нищетой и теми программами, которые стимулируют трудовую деятельность. Таким образом, встает проблема: или обеспечивать человека выплатами до конца жизни, и при этом не стимулировать его к выполнению трудовой деятельности, или мотивировать его пойти работать для того, чтобы он самостоятельно обеспечивал свою жизнь. При этом государство все же вносит свой вклад, и человеку заранее обеспечивается свободное рабочее место, которое будет предназначено лишь для него.

Так, для того, чтобы искоренить нищету и бедность, а также уменьшить масштабы этих пагубных явлений, международным сообществом были предложены следующие меры:

  1. Разработка комплексных стратегий для борьбы с нищетой и проявлениями бедности;
  2. Обеспечение для бедных общин доступности к производственным ресурсам и инфраструктуре наравне с остальными категориями населения;
  3. Удовлетворение основных потребностей человека во всех социальных категориях, не только бедных или богатых. Так, каждый имеет право получить доступное образование, обеспечение в области медицины;
  4. Укрепление и последующее расширение законодательства. Эта мера необходима для усиления сферы социальной защиты и, как следствие, для уменьшения уязвимости определенных категорий граждан.

«Методы борьбы с бедностью»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Борьба с бедностью в России

Все вышеперечисленные меры в такой же степени относятся и к стратегическому курсу, которые был установлен российским правительством. Международное сообщество декларировало острую необходимость в создании государства, чья экономика будет носить социально-ориентированный характер.

Замечание 2

Российская экономика на данный момент – переходная, что позволяет вносить в нее изменения как раз для создания той самой «новой России».

Центром в такой стране становится человек, и решение его проблем – это наиболее актуальная задача. Она требует решения нехватки средств для роста уровня жизни, улучшения ее качества. Также следует соблюдать права и свободы человека, причем независимо от того, в каком положении он находится (инвалид, безработный, сирота, пенсионер). Достижение целей социального развития уходит на второй план в сравнении с целями экономического развития.

Борьба с бедностью происходит не только на общегосударственном уровне. Современная социальная сфера в России – это достаточно тугой узел острых социальных проблем. и истоки этих проблем заложены вовсе не в экономической сфере, а в мировоззрении и менталитете людей, в их массовой сознании и психологическом настроении. Это значит, что положительные сдвиги в сфере социального обслуживания и защиты возможны лишь в долговременной перспективе, ведь перенастроить человека и то, что закладывалось в нем долгие годы – процесс очень кропотливый и долгосрочный.

Сегодня государство оказывает заметную поддержку малообеспеченным и многодетным семьям. Одно из направлений помощи – бесплатное школьное питание, дополнительные курсы по различным школьным направлениям. Что касается помощи безработным, то от государства поступают денежные выплаты в случае потери работы (например, профессиональное заболевание или травма, что вынудили человека оставить место работы). Происходит выплата денежных средств в связи с временной нетрудоспособностью, сюда же входят материнский капитал, детские пособия, пенсионные выплаты по старости, по ситуации с потерей кормильца, инвалидности. Пенсионные выплаты имеют и военнослужащие, сюда же следует отнести и иные социальные пособия (льготы, субсидии, гранты).

Также среди мер по преодолению бедности в России можно выделить следующие:

  1. Ввод прожиточного минимума отдельно для различных категорий населения (для городского, сельского населения, а также города-миллионника). Это позволит разработать более конкретные программы, которые будут направлены на поддержку конкретных социальных категорий населения;
  2. Ужесточение уголовной ответственности за выплату заработной платы, которая не соответствует установленному прожиточному минимуму;
  3. Ведение достаточно жесткой ценовой политики со стороны государства. Так, очень важно фиксирование цен на те продукты, которые входят в продовольственную корзину жителя страны и нужны ему для поддержки жизнедеятельности;
  4. Увеличение пенсионных выплат до размера прожиточного минимума (при этом льготы не учитываются);
  5. Увеличение стипендиальных выплат как минимум до размера стоимости продуктовой корзины, чтобы студент мог проживать и не бояться, что останется ни с чем в случае отсутствия поддержки от родителей или родственников.

Также очень важно создать общероссийскую программу, чья цель – борьба с безработицей. Данная программа должна включать в себя создание совершенно новых рабочих мест в перспективных профессиональных областях, помощь в поиске работы. Только так, при содействии всех структур власти возможен выход из имеющегося кризиса и создание наиболее благоприятных условий для процветания населения, а не его вымирания из-а отсутствия средств к существованию.

Источник: spravochnick.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru