В процессе игры с предметами, геометрическими телами и фигурами, песком и водой дети познают их свойства, осваивают обследовательские действия, идентичность и различия предметов по свойствам, пользуются при этом словами: «одинаковые», «разные», «такая же», « не такая, как…» и др. Играя с предметами, мозаиками, дети овладевают умением выделять в предмете сразу два свойства: цвет и размер, форму и размер и др.
Это возраст выделения отношений предметов по размеру, количеству. Поощряется числовая оценка постоянно находящихся в ходе детского восприятия количеств:2 руки,2 глаза,1 ложка,3 книги и т.д.
Свойства
Ребёнок должен уметь : Определять цвета: красный, синий, жёлтый и др. Размер предметов и форму геометрических фигур путём зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения: большой, маленький, длинный, короткий.
Форма предметов: как мячик, как кирпичик, как квадратик.
Геометрические тела и фигур : шар, куб, круг, квадрат.
Связи признаков в предметах по цвету и форме, форме и размеру и др.
ПРАКТИКА ДОО: реализация образовательной программы «Первые шаги» для детей раннего возраста
Выделять и выбирать предмет с заданными свойствами из 2-4 разных предметов. (Подобрать кубик такого же цвета и размера, такой же большой и красный).
Использовать в собственной речи слова – названия величины, формы; использовать речевые выражения со словами: «такая же…»; «не такой…» («Этот кирпичик такой же большой и красный.»).
Отношения
Ребёнок должен уметь: Сравнивать предметы по количеству ( один/ много, много/ мало, один/мало); размеру (длиннее/короче, больше/ меньше); цвету в процессе обследования; сопоставления (столько же).
Понимать и использовать с помощью взрослого слова, обозначающие отношения предметов по количеству и размеру: много, мало; меньше – больший; лишний и др.
Уровни освоения программы
Низкий. Ребёнок воспринимает различия в количестве предметов, размерные отношения лишь в совместной со взрослым игре. Затрудняется в выполнении действия «дай такую же»; не соотносит предметы по форме.
Средний. Ребёнок повторяет за взрослым названия форм, размера предметов в совместных играх. Объединяет предметы одинакового цвета, размера, формы; показывает большие и маленькие, длинные и короткие.
Высокий. Ребёнок самостоятельно выделяет и называет цвет, форму, размер предметов, группирует и соотносит их по выделенным признакам. Определяет количественные отношения равенства и неравенства, практически устанавливает соответствие.
Разнообразные окружающие предметы, игрушки, отличающиеся по размеру, цвету, форме, используются в качестве наглядного материала для познавательных игр, развивающих упражнений.
Следует развивать умения воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам(все большие; все квадратные и большие). Уметь определять равенство и неравенство двух количественных групп. В игровой деятельности дети осваивают приёмы наложения и приложения, сосчитывание небольших групп предметов.
Следует расширять объём представлений, в углубление простейших связей и зависимостей по свойствам, отношениям, числовым характеристикам. Связи изменения количества в результате производимых операций, зависимости между размером предметов и их цветом в условиях группировки, расположением в пространстве.
Планирование по программе «Первые шаги». Программно-методический комплекс «Воробушки»
Источник: studfile.net
Программа «Первые шаги» для детей раннего возраста
Публикация «Программа „Первые шаги“ для детей раннего возраста» размещена в разделах
Ведущей деятельностью ребёнка раннего возраста является предметная деятельность. Поэтому в программе «Первые шаги» акцент делается на организацию педагогом развивающей предметной среды. В программе содержатся рекомендации по организации развивающей предметной среды в помещении д/с, в группе и на участке. Также приводится перечень оборудований, игрушек, предметов и пособий для каждого направления развития ребенка.
Планирование программы «Первые шаги»
Планирование является важной частью организации пед. процесса в д/с. Оно необходимо для успешной реализации образовательной программы, согласование деятельности педагогов, распределение их функций и обязанностей. Планирование позволяет осуществлять индивидуальный подход в воспитании, дозировать информационную и физическую нагрузку на детей. С помощью планирования педагог определяет свои пед. задачи, распределяя их по времени, намечает, когда и какие занятия следует провести, продумывает как организовать среду, какие подобрать материалы, пособие, игрушки. Анализ выполнения намеченного плана работы, позволяет выяснить причины своих достижений и неудач, определить условия, обеспечивающие успех и недостатки в работе.
Программа первые шаги включает в себя подробное описание игр и занятий с детьми по всем направлениям развития. Педагог, работающий по данной программе имеет возможность варьировать игры и занятия. Это позволяет внести элемент творчества в деятельность педагога, а так же создает адекватное психолого-педагогичсекие условия развития ребёнка.
Авторы программы «Первые шаги» смогли охватить широкий спектр направлений развитий ребёнка, предоставив педагогам свободу творческого выбора игр и занятий с учётом индивидуальных интересов и потребностей ребёнка.
Проводится еженедельно и ежедневно. Оно включает расписание мероприятий и занятий в группе и подгруппах. Пир планировании занятий педагог определяет тему и методы работы с детьми. В одних случая это будет практическая деятельность малышей (н-р игры с песком, водой и тд, в других случаях работа с наглядными пособиями (н-р рассматривание иллюстраций, картинок, книг и тд).
Следует избегать перегрузки детей информацией, она не д. б. слишком обширной и абстрактной (отвлеченной). При планировании необходимо соблюдать баланс между активными и спокойными занятиями, организованным и свободным временем детей.
В рамках краткосрочного планирования педагоги обсуждают интересы и потребности каждого ребёнка, отмечают его успехи, определяют цели работы с конкретным ребёнком и со всей группой. Планирование должно строиться с учетом результатов наблюдений воспитателей. На основе данных наблюдений педагоги могут наметить несколько целей обучения для каждого ребёнка. Воспитатель обдумывает, какие организовать игры, беседы и занятия, решает какие изменения следует произвести в группе, в расстановке игрушек и тд.
Для удобства планирования по рекомендациям авторов программы предлагают сделать картотеку игр. Картотека состоит из 6 комплектов описаний игр в соответствии с разными направлениями развития ребёнка. Описание каждой игры и (её вариантов) сделано на отдельную карточку. Для удобства карточки каждого комплекта окрашивают определённым цветом.
Н-р, описание игр, направленных на физ. развитие – желтого цвета, на развитие предметной деятельности – голубого цвета и тд. Каждый комплект игр помещается в отдельную коробку с маркировкой «Речь», «Игры», «Физическое развитие» и тд. На каждой карточке можно обозначить условными знаками (рисунками, буквами или цифрами) различные хар-ки игры. Эти обозначения можно прикрепить к карточкам в виде ярлычков. Н-р, подвижные и спокойные игры м. б. обозначены соответствующими буквами «П» и «С», индивидуальные и групповые игры обозначить буквами «И», «Г».
Условными знаками можно пометить и др. хар-ки игр, н-р место проведения (группа, прогулка, изостудия, спортзал, муз. зал и тд.).
При помощи картотеки воспитатели могут планировать свою работу на неделю и на каждый день. При этом необходимо предусмотреть, чтобы в план на неделю включались игры и занятия из каждого коплекта. При планировании необходимо соблюдать баланс между спокойными и подвижными играми, индивидуальными и групповыми занятиями.
Поскольку в программе содержится более 400 игр и занятий, педагог имеет широкие возможности для выбора, ориентируясь на собственные предпочтения и интересы детей. Какие то игры могут повторяться неоднократно, изо дня в день, другие – реже. «Использованные» карточки можно откладывать в отдельную ячейку и для последующих занятий выбирать оставшиеся карточки. Через некоторое время отложенные игры можно снова предложить малышам.
Педагогический мониторинг развития детей в ходе реализации программы
С целью оценки эффективности работы по программе педагогам необходимо систематически проводить мониторинг образовательного процесса, т. е. осуществлять сбор данных о степени реализации образовательных целей, поставленных в программе, в т. ч., об индивидуальных особенностях развития каждого ребёнка. Важнейшим способом пед. мониторинга является систематическое наблюдение за изменениями в разных сферах развития детей, получение информации об индивидуальных особенностях каждого ребёнка и динамики его продвижения в развитии.
Эти карты используются для наблюдения на каждого ребёнка. Карты-схемы должны содержать информацию, отражающую существенные изменения в разных сферах развития малыша. Поскольку структурированное наблюдение должно начинаться с первого дня поступления ребёнка в д/с, целесообразно в первую очередь использовать карту наблюдения за ребёнком в период адаптации.
Карта наблюдения за развитием ребёнка раннего возраста
Авторы программы предлагают заполнять сначала ежедневно, а затем раз в месяц. Но это занимает очень много времени у воспитателей. Поэтому, после карт адаптации раз в месяц заполняем карту наблюдений за развитием детей раннего возраста в группе.
На карте можно отследить развитие как каждого ребёнка, так и всей группы. Можно работать по данной карте наблюдений с родителями, не боясь за разглашение персональных данных других детей. Родителю называется цифра его ребёнка, он смотрит на результаты наблюдения за своим ребёнком и в то же время может сравнить своего ребёнка с другими детьми.
Публикации по теме:
Вытыканки к Новому году «Мои первые шаги» Сейчас на сайте тысячи предложений по изготовлению поделок и украшений к Новому Году. Рассматривая работы своих друзей, я подумала, что.
Фотоотчет «Наши первые шаги в детском саду» Фото отчет «Наши первые шаги в детском саду. » Людмила Руденко Вот и пролетели пять лет. И мы с моей напарницей Мариной Альбертовной выпустили.
Интеллектуальная игра «Умники и умницы: первые шаги» Наш детский сад уже четвертый год проводит интеллектуальную игру «Умники и умницы: первые шаги», в которой принимают участие дети подготовительной.
Колыбельные песенки «Мои первые баюшки» для детей раннего возраста Самые первые мелодии, с которыми дети знакомятся – это ласковые и нежные песенки. Именно они составляют его самые важные музыкальные впечатления.
Колыбельные песенки «Мои первые баюшки» для детей раннего возраста. 2 часть Маленькие дети очень любят слушать колыбельные песенки. А когда они становятся старше, играя с куклами они начинают уже сами напевать им.
Первые шаги в инклюзивном образовании Аннотация В данной статье автор делает краткий обзор развития инклюзивного образования детей с ОВЗ в России и за рубежом. В статье представлен.
Фотоотчет «Первые шаги в спортивной жизни» Впервые мои внуки сели на беговелы в 3 года. Научились кататься с первого раза. С тех пор берут беговелы на каждую прогулку и расстояние.
Посвящение в первоклассники «Первые шаги» Утверждаю Директор МБУ ДО «АДШИ» Шевцова Е. Н___ «» ___2018 года Дата проведения: 27.10.18г. Время проведения: 15:00.
Источник: www.maam.ru
Текст книги «Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста»
Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях (яслях, группах раннего возраста в детских садах, учреждениях дополнительного образования).
Программа разработана детскими психологами – сотрудниками лаборатории психического развития дошкольников Психологического института Российской академии образования и лаборатории психологии раннего возраста Московского городского психолого-педагогического университета. Она основана на современных научных представлениях о закономерностях психического развития ребенка в раннем возрасте, ведущей роли предметной деятельности и общения со взрослым.
Программа построена на гуманистических принципах личностно-ориентированной педагогики, предполагающих признание самоценности каждого возрастного периода жизни человека, уважение к личности ребенка, создание условий для развития его активности, инициативности, творческого потенциала. При ее разработке авторы стремились использовать богатое наследие народной педагогики, опыт отечественных и зарубежных педагогов в области воспитания детей раннего возраста.
Программа является комплексной, так как охватывает основные сферы развития ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное и художественно-эстетическое.
Программа может использоваться как самостоятельная, так и интегрироваться в другие образовательные программы.
Программа апробирована в ясельных группах дошкольных образовательных учреждений ЦАО г. Москвы. Авторы выражают глубокую благодарность начальнику дошкольного отдела Департамента образования ЦАО г. Москвы А.Д. Образцовой и методисту дошкольного отдела Л.Г. Маковей за помощь в организации экспериментальной работы.
В разработке и апробации программы участвовали сотрудники ДОУ №47: Е.В. Васильева – заведующая детским садом, М.В. Груздева – старший воспитатель, Н.А. Комиссарова – педагог-психолог; сотрудники ДОУ № 652: Д.А. Рубцова – заведующая детским садом, Н.В. Власова – психолог, Е. Г. Алонцева – воспитатель, Т. Н. Голованова – старший воспитатель, сотрудники ДОУ № 1975: В.А.
Жаворонкова – заведующая детским садом, О.В. Быкова – старший воспитатель, Е.И. Митрохина – социальный педагог; сотрудники ДОУ №2100: Е.Л. Смирнова – заведующая детским садом, Ю. Н. Тарасова – старший воспитатель, Н.И. Хромова – музыкальный руководитель, О. И. Бахарева – воспитатель, О.В. Будник – воспитатель по физической культуре, Е. Б. Архангельская – воспитатель, Е.В.
Рыбакова – воспитатель группы раннего возраста, В.А. Мануилова – логопед; сотрудники ГОУ ЦПМСС «Малыш» О.В. Гударева – директор Центра, Т.С. Рожкова – педагог-психолог, Л.Ф. Опаловская – социальный педагог, О.В.
Сердюкова – педагог-психолог. Авторы выражают им глубокую благодарность за помощь и творческий вклад в разработку игр и занятий с детьми.
Педагогические принципы, цели и задачи программы
В настоящее время в нашей стране происходит возрождение системы общественного воспитания детей раннего возраста, в связи с чем становится актуальной разработка образовательных программ, отвечающих современным запросам общества и научным представлениям о развитии ребенка. Эти задачи решаются в данной программе, построенной на принципах личностно-ориентированной педагогики. Основная цель программы – развитие целостной личности ребенка, его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала.
Научной основой программы послужили исследования лаборатории психического развития дошкольников Психологического института Российской академии образования, в которых установлены закономерности развития и возрастные особенности ребенка от рождения до 3 лет. Исходными теоретическими позициями программы явилась концепция о генезисе общения ребенка М.И.
Лисиной, развивающая положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского, теории ведущей деятельности А.Н. Леонтьева, периодизации психического развития Д.Б. Эльконина. В соответствии с этими позициями определяющими факторами психического развития ребенка раннего возраста являются его общение со взрослым и ведущая предметная деятельность.
Многочисленные исследования показали, что при адекватном общении ребенка со взрослыми и обеспечении условий для успешного развития предметной деятельности в этом возрасте закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности и личностные качества, такие как любознательность, творческое воображение, целенаправленность, настойчивость, доверие к людям, уверенность в себе и др. Многое в дальнейшей жизни и характере человека зависит от того, как прошло его раннее детство, насколько полно были реализованы богатейшие возможности этого периода.
Однако в современной практике воспитания детей часто не реализуются огромные резервы раннего возраста. С одной стороны, многие родители и педагоги до сих пор рассматривают этот период жизни ребенка как время преимущественно физического развития и физиологического созревания, когда заботы взрослого ограничиваются уходом за малышом (обеспечение правильным питанием, проведение гигиенических процедур, приучение к горшку и пр.). Такой подход не позволяет в полной мере развивать потенциальные способности малыша.
С другой стороны, в последнее десятилетие все большее распространение получает мода на «раннее развитие» ребенка. Стремление родителей как можно раньше подготовить ребенка к школе, обеспечить ему успешность в дальнейшей жизни побуждает их с самого раннего возраста обучать малыша школьным предметам – чтению, счету, письму и др.
Во многом этому способствует появление большого числа методик, авторы которых обещают родителям в короткий срок развить у ребенка внимание, память, логическое мышление, научить его читать, считать и пр. Большинство игр и занятий, которым приписывается название «развивающих», представляет собой наборы для знакомства с новой информацией и тренировки каких-либо умений. Такой подход свидетельствует о том, что развитие ребенка понимается исключительно как усвоение им информации и овладение навыками. При этом эмоциональная и социальная сферы жизни ребенка, его собственная активность не связываются с понятием «развитие», что является глубоким заблуждением. Отсутствие знаний о закономерностях психического развития, о возможностях ребенка раннего возраста и адекватных методах его обучения приводит к тому, что обучение сводится к «дрессуре», заучиванию формальных, бесполезных для жизни малыша знаний.
Действия под диктовку взрослого, как и правильные ответы на его вопросы, не являются истинными показателями развития ребенка. Более того, установка взрослых на формальное усвоение ребенком знаний и умений, не соответствующих его интересам и возрастным возможностям, может стать тормозом в развитии.
При таком обучении маленький ребенок не чувствует себя свободным, активным и самостоятельным, а приобретенные знания остаются чуждыми ему. В последнее время все чаще наблюдаются различные проявления «отчужденного знания» у маленьких детей. Например, трехлетние малыши, научившиеся читать и поражающие взрослых скоростью чтения, часто не понимают содержания прочитанного. Для них чтение – это механический навык, который не связан с их желанием читать, с любовью к книге. В большинстве случаев это приводит к тому, что дети стараются избегать искусственно навязанного, бессмысленного для них занятия.
Исследования последних лет показывают, что приобретенные в раннем возрасте умения читать и считать еще не достаточны для успешного освоения ребенком в будущем школьной программы и умственного развития в целом. Кроме того, многие дети, с раннего возраста ориентированные на формальное обучение, подменяющее собой полноценное развитие, в старшем возрасте оказываются малоинициативными, неуверенными в себе; они отличаются повышенной тревожностью. Опасным последствием психических и физических перегрузок, вызванных неадекватной формой обучения, может стать возникновение у ребенка невротических заболеваний (например, заикания, навязчивых страхов, энуреза и др.).
Современные научные данные свидетельствуют о том, что к детям раннего возраста не применимы многие приемы и методы воспитания и обучения, которые используются в работе со школьниками. Так, чисто словесные объяснения, инструкции взрослого часто не понятны ребенку, фронтальные занятия не достигают своей цели. Для детей раннего возраста необходимы особые педагогические воздействия, которые отвечают их потребностям и возможностям и способствуют полноценному развитию.
В программе «Первые шаги» разработаны адекватные методы воспитания и обучения детей раннего возраста, основанные на современных научных данных о психологических закономерностях развития ребенка. Программа основывается на следующих принципах.
При разработке программы авторы стремились следовать гуманистическим традициям, заложенным в трудах таких психологов и педагогов, как К.Д. Ушинский, А.С. Симонович, Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева, Л. К. Шлегер, В. А. Сухомлинский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов.
В их работах утверждается важный педагогический принцип самоценности каждого возраста, исходя из которого каждый период детства рассматривается не как подготовка к будущей жизни, а как настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. С этих позиций, решение образовательных задач должно опираться на характерные для каждого возрастного этапа виды детской деятельности и общения со взрослым. Ценность раннего детства заключается в том, что оно позволяет ребенку в индивидуальных и совместных со взрослым занятиях осуществлять разные виды свободной деятельности – играть, рисовать, слушать сказки и рассказы, экспериментировать, конструировать, помогать взрослым. Эти виды деятельности, не предполагающие выполнения каких-либо жестких правил и норм, ребенок осуществляет по собственному желанию, сами действия и их итоги радуют малыша. Но вместе с тем, многообразие видов деятельности позволяет ребенку получить новые знания, освоить умения и навыки, а главное – развивает его чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми.
Как известно, игра является универсальным методом воспитания и обучения маленьких детей. Любая игра обладает комплексным воспитательным воздействием и приносит эмоциональное удовлетворение ребенку. Игра, основанная на свободном взаимодействии взрослого с детьми и самих детей друг с другом, позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Опора на игровые методы – один из важных принципов программы «Первые шаги». В ней игра выступает в качестве основной формы обучения и организации детской жизни в дошкольном учреждении.
Следующий основополагающий принцип программы – принцип личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми. Личностно-ориентированное взаимодействие предполагает создание условий для эмоционального благополучия каждого ребенка, уважение к его интересам и потребностям, предоставление права на реализацию своей индивидуальности. Дети раннего возраста особенно чувствительны к отношению взрослого. Доброжелательность и эмоциональная выразительность взрослого, спокойные ласковые интонации, внимание к настроению ребенка – словом, отношение к нему как к самоценной личности – все это не второстепенные, а главные моменты при взаимодействии с малышом. Такое взаимодействие является основным условием эмоционального благополучия маленького ребенка и его полноценного развития.
В соответствии с принципом личностно-ориентированного взаимодействия основной задачей программы является создание условий для формирования у ребенка уверенности в себе, доверия к миру, людям, инициативности и любознательности. Личностно-ориентированное взаимодействие позволяет осуществлять индивидуальный подход к воспитанию и обучению детей. В программе предусматривается предоставление каждому ребенку возможности выбора игр, занятий, материалов. Даются методические рекомендации воспитателям по проведению наблюдения за развитием детей с целью постановки индивидуальных образовательных задач.
Следующий принцип, которому следует программа – принцип полноты содержания образования. Современные требования к содержанию образования детей предполагают обеспечение условий для их всестороннего развития. Содержание дошкольного образования (в том числе образования детей раннего возраста) включает следующие сферы развития ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие. Программа «Первые шаги» является комплексной, в ней предусмотрено создание условий для физического, познавательного, речевого развития ребенка, формирования предметной, игровой, художественно-эстетической деятельности, общения со взрослыми и сверстниками.
Программа «Первые шаги» исходит из принципа преемственности, заложенного в современной «Концепции непрерывного образования».
Принцип преемственности предполагает также достижение согласованности в подходах к воспитанию и обучению ребенка в образовательном учреждении и семье. В данной программе содержатся методические рекомендации по организации взаимодействия педагогов и родителей. Игры и занятия, представленные в методических пособиях к программе, легко могут быть организованы в домашних условиях.
В соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста, в программе ставятся следующие педагогические задачи:
• развитие предметной деятельности и познавательных способностей детей;
• развитие игровой деятельности;
• развитие общения со сверстниками;
• приобщение детей к художественно-эстетической деятельности;
В соответствующих методических пособиях, входящих в комплект программы, представлены описания игр и занятий с детьми по указанным направлениям развития и соответствующие методические рекомендации. Заложенная в программу возможность выбирать, варьировать и комбинировать игры и занятия обеспечивает творческий характер деятельности педагогов и адекватные психолого-педагогические условия развития ребенка.
Характеристика раннего возраста
В соответствии с периодизацией психического развития, принятой в отечественной психологии, ранний возраст в жизни ребенка охватывает период от 1 года до 3 лет. Этот возрастной этап имеет характерные особенности, отличающие его от других периодов детства. Основными факторами психического развития ребенка в раннем возрасте являются ведущая предметная деятельность и ситуативно-деловое общение со взрослыми. В рамках предметной деятельности и общения у ребенка развиваются познавательные способности, речь, игровая деятельность, он учится общаться со сверстниками, складываются основные личностные новообразования. Охарактеризуем основные линии психического развития ребенка в раннем возрасте и его отличительные особенности.
Ситуативность как отличительная особенность ребенка раннего возраста
Ситуативность психики и поведения ребенка – характерная особенность раннего возраста.
Ситуативность проявляется в том, что все действия и переживания малыша определяются воспринимаемой им в данный момент ситуацией и неразрывно связаны с ней. У ребенка нет равнодушного или отстраненного отношения к окружающим вещам: он как бы находится в «силовом поле» предметов, притягивающих или отталкивающих его. Так, лестница «манит» малыша подниматься по ступенькам, коробочка – открывать и закрывать ее, колокольчик – позвенеть, шарик – покатать и т. д. Такую фиксированность маленьких детей на окружающих предметах можно охарактеризовать как своеобразный «предметный фетишизм».
Зависимость от наглядной ситуации определяет многие особенности поведения детей в самых разных обстоятельствах. Это касается, например, выполнения ребенком инструкции взрослого. Так, если попросить малыша принести какой-то предмет, находящийся в отдалении, он охотно отправится за ним, но, скорее всего, по пути его привлечет другой предмет или игрушка, и малыш забудет о просьбе взрослого. Таким образом, более сильное впечатление может затормозить или прервать начатое ребенком действие.
Ситуативность проявляется и в особенностях взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Главными поводами для общения выступают практические действия, приуроченные к данному месту и времени. Поэтому общение ребенка со взрослым на данном этапе развития характеризуется как ситуативно-деловое.
Ситуативность поведения ребенка раннего возраста проявляется также в особенностях его восприятия и мышления. Восприятие в этот период практически неотрывно от действия: только активно действуя с предметами, малыш во всей доступной ему полноте познает их свойства. Маленький ребенок еще не может заниматься умственной деятельностью, планировать ее, сознательно обдумывать что-то, его мышление имеет наглядно-действенную форму.
Своеобразие отношения ребенка раннего возраста к окружающему миру выражается и в ярко выраженной аффективности поведения. Эмоции малыша ситуативны, легко возникают, бурно проявляются, могут быстро изменяться на противоположные. Ребенок восторженно реагирует на новые игрушки, горько плачет, когда у него отбирают какой-то предмет. Вместе с тем, малыша можно легко успокоить, отвлечь от того, к чему он только что настойчиво стремился, предложив другую игрушку или интересное занятие.
На протяжении раннего детства ситуативность поведения малышей постепенно преодолевается. К трем годам поведение ребенка становится более независимым от непосредственно воспринимаемой ситуации. Это происходит во многом благодаря развитию речи, ведущей деятельности и общения со взрослыми.
Источник: iknigi.net