Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!
Исходя из того, что общая цель проведения переписи населения в любой стране мира одинакова и заключается в получении данных о численности, составе и размещении населения, понятно, что определенные особенности этого демосоциального наблюдения являются достаточно общими для разных государств.
Международный опыт проведения переписей населения, о котором шла речь выше, убедительно свидетельствует, что это статистическое наблюдение является едва ли не единственным средством получения наиболее полных и объективных данных о населении. Даже в тех странах, где введен ведения реестров физических лиц, актуализация которых является перманентной и поддерживается на очень высоком уровне, все же прибегают к проведению национальных переписей населения. Немалые средства расходуются правительствами этих стран на создание уникальных по объемам и разнообразием показателей переписных баз данных, поскольку без них невозможно формирование обоснованной государственной политики в области народонаселения.
Краткие итоги Переписи 2021
Данные переписи о численности населения, его территориальное размещение, национального, языкового, семейного состава, распределения по возрасту, полу, гражданству, уровню образования, источникам средств существования, профессиональной принадлежности, состоянию занятости, миграционной активностью и т.д, в любой стране используются как надежный источник информационного обеспечения прогнозирования и управления социально-экономическим развитием, реализации бюджетного процесса, проведения административно-территориальных реформ, осуществление демографической политики, регулирования миграционных процессов и др.
Результаты переписей населения обычно используются для следующих основных целей:
• разработка политики в государственном и частном секторах;
• планирования и управления национальным развитием;
• планирование научных исследований.
Одной из основных областей применения данных переписи в административных целях является разграничение избирательных округов и распределение представительства в органах власти. Некоторые аспекты правового или административного статуса единиц территориального деления также могут зависеть от численности проживающего там населения.
Следует отметить, что переписи населения, как правило, проводятся одновременно (или почти одновременно) с переписями жилищного фонда. Это обусловлено, прежде всего, тем, что при проведении переписей населения и жилищного фонда в рамках одного статистического мероприятия или разных, но должным образом скоординированных мероприятий, полученная информация имеет гораздо большую ценность, поскольку основные характеристики обеих переписей взаимосвязаны. Информацию, полученную на основе результатов переписей жилищного фонда, можно анализировать вместе с информацией о демографическое и социально-экономическое положение жителей и, аналогичным образом, демографические характеристики населения можно анализировать вместе с данными о жилищные условия. Результаты переписей жилищного фонда используются в государственном секторе для создания базовой жилищной статистики и разработки политики и программ в области жилищного строительства, а в частном секторе — для планирования размещения промышленных объектов, предприятий розничной торговли и бытового обслуживания, а также для развития жилищного строительства на коммерческой основе.
Всероссийская перепись населения
Данные переписей необходимые для оценки и анализа социально-экономических и демографических условий в стране, а также для разработки обоснованных политики и программ, направленных на повышение благосостояния, как население страны в целом, так и отдельных его слоев. Переписи населения и жилищного фонда вносят важный вклад в общий процесс планирования и управления национальным развитием, обеспечивая сопоставление основных статистических данных в целом по стране и по административным единицам, которые входят в ее состав. Наличие информации на низших уровнях административного деления имеет важное значение для управления программами и для их оценки в таких областях, как образование и грамотность, занятость и человеческие ресурсы, уровень жизни, охрана репродуктивного здоровья и планирования размеров семьи, жилищное строительство и окружающая среда, охрана здоровья матери и ребенка, развитие сельских районов, планирование развития транспорта и дорог, урбанизация и социальное обеспечение и т.д. Переписи населения и жилищного фонда является также уникальными источниками данных для расчета соответствующих социальных показателей, необходимых для контроля за влиянием государственной политики или той или иной программы.
Ценность данных переписей значительно возрастает, когда они входят в комплексную программу, которая включает стратегические меры по сведению воедино и распространению статистических данных из разных источников: переписей населения и жилищного фонда, сельскохозяйственных переписей, выборочных обследований населения и т.д.
Общая численность населения и его распределение по административно-территориальными единицами являются обязательными показателями переписей, которые, как правило, установленные законом, поскольку эти данные используются для определения пропорций представительства в законодательных органах, для административных целей и для планирования размещения предприятий хозяйственного и социального назначения.
Данные переписи о численности населения с распределением по полу и возрасту является единственным источником информации для расчетов численности и половозрастного состава населения в межпереписной период и на перспективу. Сведения о численности и статевовіковий состав — основа для исчисления практически всего круга показателей, характеризующих социально-демографические процессы как по стране в целом, так и по ее регионам. Информация о возрастную и половую структуру населения необходима для разработки всех государственных программ социальной, демографической и семейной политики. Сведения о пол и возраст необходимые для изучения факторов, влияющих на предложение рабочей силы, для исследования проблем нагрузки на трудоспособное и работающее население и многих других целей.
Информация о брачном состоянии населения имеет важное значение как фактор, влияющий на рост народонаселения. Данные о брачном состоянии необходимые для оценки перспективы относительно моделей создания и распада семьи. Сведения о лицах, что никогда не вступали в брак, особенно о молодых людей, дают представление о перспективах развития семьи и о возможной количество молодых семей в будущем. Важной является также возможность выявления частоты безбрачия, вдовства и распада браков, влияния этих факторов на рождаемость и рост численности населения и др.
Информация о гражданстве населения страны может быть использована для изучения проблем, связанных с правовым статусом и гражданскими правами иммигрантов и лиц без гражданства.
Определение численности и социально-демографических характеристик лиц, не имеющих гражданства, но постоянно проживают в стране, позволяет изучить комплекс проблем, связанных с их правовым статусом, проводить эффективную государственную политику, ориентированную на содействие добровольной интеграции этих людей в политическое, социальное и экономическое жизни, создание необходимых условий для адаптации к местной культуры при сохранении собственной культурной самобытности.
Для стран, которые являются многонациональными, данные переписи о национальном составе населения в сочетании с другими вопросами программы переписи дают уникальную информацию, на основе которой изучаются процессы развития и ассимиляции народов. Переписи населения в Украине, в частности, является единственным источником информации о национальном составе населения страны и каждого ее региона и отдельной административно-территориальной единицы.
Информация о владении языками, в первую очередь — государственным, а также иностранными языками дает возможность определить лингвистическая однородность населения регионов, существующие различия и проблемы общения, необходимость предоставления возможностей получения образования людям, принадлежащих к различным языковым группам.
Данные о владение одним или несколькими языками чрезвычайно важны в связи с проблемами образования и ассимиляции языковых меньшинств, а также с проблемами коммуникации с ними. Эта информация особенно полезна для планирования обучения официальной и родному языкам.
В зависимости от национальных условий культурное многообразие также может оговариваться языке, на котором говорят дома или в общине, религии, принадлежности к определенной национальной и/или этнической группы. В странах, которые не являются однородными по этим признакам, переписи дают основную информацию для количественной оценки относительных параметров численного и половозрастного распределения этого многообразия.
Хотя данные о фертильность и смертность, полученные в ходе переписи, не могут заменить надежные статистические сведения о рождении и смерти, из книг записей актов гражданского состояния, они особенно ценны для стран, где регистрация этих актов отсутствует или является несовершенной, и поэтому отсутствует статистика естественного движения населения. В странах, где эти события регистрируются, данные переписей полезные для расчета коэффициента исчерпывающей фертильности женского населения или фертильности контингента. Данные переписи дают возможность изучить уровень рождаемости у женщин разных поколений, разных национальностей, социальных групп, что позволяет использовать эту информацию для создания целенаправленной демографической политики и прогноза рождаемости.
Внутренняя миграция одна из главных причин движения населения, часто отражается на тенденциях его распределения. Данные о внутренней миграции наряду с данными о фертильность и смертность необходимы, чтобы подготовить расчетные показатели численности населения для целей планирования политики в отношении миграции и оценки эффективности этой политики.
Источник: worldofscience.ru
Программа переписи населения
Современные переписи населения проводятся или методом опроса, или методом самоисчисления. Различия между ними заключаются в том, что в первом случае переписной лист заполняется счетчиком (регистратором) в процессе личной беседы с переписываемым лицом, а во втором -люди сами заполняют бланк переписи. После чего регистратор проверяет правильность его заполнения, уточняя пропущенные или неясные сведения.
Выбор того или иного метода проведения переписи диктуется, во-первых, степенью подготовленности населения, уровнем, как говорят, «культурного развития», а во-вторых, стремлением получить возможно более точные сведения при минимальных затратах.
Самоисчисление экономит как материальные ресурсы, так и время проведения переписи, но связано с большим риском получить неточные и неполные сведения, особенно в странах с низким культурным уровнем населения. Участие в заполнении переписных листов огромного числа людей, не имеющих специальной подготовки, делает также необходимым уделять гораздо большее внимание формулировкам вопросов, чтобы гарантировать их однозначное понимание всеми участниками переписи.
Опрос позволяет получить более точные сведения, но связан с большими затратами.
Баланс достоинств и недостатков опроса и самоисчисления обусловливает то, что в современных условиях порой стараются сочетать оба эти метода, применяя, скажем, метод опроса в сельских местностях, а самоисчисление в городах.
Так было, например, в нашей стране во время переписей 1897 и 1920 гг., когда в городах применялся метод самоисчисления (в 1920 г. — только в крупных городах), а в сельской местности — метод опроса. Во всех остальных отечественных переписях населения применялся метод опроса. Будущая перепись 2002 г. также будет проводиться методом опроса.
В западноевропейских странах, США, Австралии, издавна применяется метод самоисчисления. В тех странах, где население имеет более высокий уровень «культурного развития» и «привыкло» к регулярному проведению переписей и заочному способу общения с разного рода властями, часто применяют такую разновидность метода самоисчисления, как почтовый опрос. В этом случае переписные листы предварительно рассылаются по почте, а затем или собираются счетчиками, или также по почте отправляются респондентами в переписные участки в заранее оплаченных конвертах. Разумеется, полученные таким образом сведения в случае необходимости уточняются.
Выше уже говорилось о значении единой и обязательной для всех программы переписи населения. Последняя состоит из двух частей: собственно программы сбора информации в ходе переписи населения и программы разработки ее материалов, т.е. перечень разработочных статистических таблиц, которые будут построены и опубликованы после окончания переписи. В этом разделе речь пойдет о первой из этих двух частей программы переписи, т.е. собственно программы сбора сведений, под которой понимается перечень признаков отдельных лиц и домохозяйств или семей, а также перечень вопросов переписного листа, с помощью которых эти признаки фиксируются, которые, говоря социологическим языком, являются их эмпирическими индикаторами.
Разработка программы переписи должна отвечать определенным принципам, соблюдение которых служит гарантией получения достоверной и надежной статистической информации о населении.
Прежде всего должна быть обеспечена сопоставимость данных переписи с данными предшествующих переписей. Это означает, что по крайней мере часть вопросов переписного листа желательно задавать точно в тех же формулировках, что и соответствующие вопросы предыдущих переписей. Кроме того, желательно учитывать и то, в какой редакции соответствующие вопросы задаются в переписях населения других стран и в какой мере они отвечают международным рекомендациям. Это необходимо, чтобы данные переписи были хотя бы частично сопоставимы с данными переписей других стран.
Вопросы переписного листа должны задаваться в четкой и ясной форме, не допускающей неоднозначную их интерпретацию. Проще говоря, все люди должны одинаковым образом понимать вопросы переписного листа. При этом желательно, чтобы хотя бы некоторые вопросы переписи были закрытыми, т. е. содержащими исчерпывающий перечень подсказок. Немаловажно, чтобы формулировки вопросов не вызывали негативного отношения и подозрений, что ответы могут быть использованы против переписываемого лица.
Переписной лист, как правило, состоит из трех частей: адресной части, вопросов, представляющих собственно программу переписи, и вопросов, включение которых в перепись обусловлено необходимостью обеспечить связь переписи с какими-то другими опросами и обследованиями 20 .
Адресная часть переписного листа состоит из имени и адреса переписываемого. Кроме того, она включает в себя вопрос об отношении переписываемого к главе семьи (домохозяйства) или, как это было в переписи 1989 г. и как будет в переписи 2002 г., к лицу, записанному на данном переписном бланке первым.
Включение адресной части необходимо для обеспечения возможности проверки полноты охвата переписью населения и качества заполнения переписных листов, а также для разработки в последующем данных переписи в территориальном разрезе.
Вопрос об отношении к главе семьи или к лицу, переписанному первым, необходим для выделения и последующего изучения семей или домохозяйств.
Собственно программа переписи обычно включает в себя вопросы, которые можно объединить в следующие группы 21 :
· вопросы, позволяющие отнести переписываемого к той или иной учетной категории, т.е. к постоянному или наличному населению;
· вопросы о личных демографических характеристиках опрашиваемых. Это вопросы о поле, возрасте и брачном состоянии опрашиваемого;
· вопросы о социально-экономических характеристиках опрашиваемых, т.е. вопросы об уровне образования, профессии,занятиях, источниках дохода, социальном положении;
· вопросы об этнических характеристиках опрашиваемых, т.е. вопросы об этнической принадлежности, родном языке,других языках, на которых говорит опрашиваемый, а также вероисповедании или конфессиональной принадлежности. В нашей стране последняя характеристика фиксировалась только в переписях 1897 и 1937 гг.;
· вопросы, имеющие отношение к изучению воспроизводства населения, в частности брачности и рождаемости. Речь идет о вопросах о порядковом номере брака, дате вступления в брак или его прекращения, а также о вопросах относительно числа рожденных женщиной детей или, как это было в переписи 1989 г., о желаемом и ожидаемом числе детей в семье;
· • вопросы о миграции, т.е. вопросы о длительности проживания в данной местности и о прежнем месте жительства. Эти вопросы особенно важны в тех странах, где отсутствуют полицейская регистрация по месту жительства (прописка) и, соответственно, текущий учет миграции.
· Вопросы, связанные с другими обследованиями, обычно варьируются от переписи к переписи и полностью определяются задачами текущего момента. Это могут быть вопросы, связанные с теми или экономическими проблемами, касающиеся жилищных условий опрашиваемых, и т.п.
Перечисленные разделы программы переписи населения получают конкретное выражение в переписных листах данной переписи населения. В качестве примера в Приложении 2 приводится программа переписи 2002 г. Переписной лист переписи будет содержать вопросы о занятости, миграции и числе детей, рожденных женщиной, а также о жилищных условиях опрашиваемых. Кроме того, по особой сокращенной программе будут опрашиваться иностранные граждане-нерезиденты, временно находящиеся в нашей стране (кроме работников дипломатических миссий и других иностранных учреждений).
Сбор информации по перечисленным выше признакам позволяет в дальнейшем в обобщенном виде представить комплекс демографических, социально-экономических и других характеристик населения, начиная от его численности и структуры и кончая, например, данными, необходимыми для прогнозирования рождаемости.
Источник: studopedia.su
Программа переписи населения
Программа переписи населения — это перечень вопросов, обращенных к населению. Сумма ответов на вопросы программы и образует ту информацию о составе населения, ради получения которой перепись и проводится. Обычно вопросы программы переписи приводятся в специально предназначенном для этой цели бланке, который может быть различной формы, в зависимости от техники подсчета полученных от населения ответов списочной (т.е. один бланк на несколько человек) или индивидуальной формы (бланк на одного человека).
Программа переписи составляется по определенным правилам и с учетом определенных требований, многие из которых обычны для любого социологического исследования. Желательно (но необязательно), чтобы часть вопросов по содержанию и редакции точно повторяла аналогичные вопросы предыдущей переписи, чтобы можно было измерить произошедшие изменения в структуре социально-экономических и демографических характеристик населения. Необходимо учитывать международные рекомендации с тем, чтобы получить данные, сопоставимые с аналогичными международными. Программа разрабатывается с учетом потребностей органов управления, научных и общественных организаций в необходимой информации. При этом учитывается специфика переписи населения, стоимость получения информации именно путем переписи населения, изучаются возможности сбора равноценной информации путем проведения выборочных обследований, менее масштабных и дорогих, чем всеобщая перепись населения, но более подробных.
Согласно международным рекомендациям вопросы, включаемые в программу переписи населения должны быть такими, чтобы респонденты (т.е. опрашиваемые) были способны дать на них вполне правильные ответы: иначе говоря, вопросы не должны быть затруднительными для большинства опрашиваемых, не должны вызывать страха у населения (иначе перепись окажется под угрозой срыва). В свою очередь, вопросы переписи должны также учитывать общий уровень грамотности населения, этнические особенности, в том числе народные обычаи и даже предрассудки.
В переписях населения изучаются следующие вопросы:
1) численность и размещение населения по территории страны, по городским и сельским типам поселений, миграция населения;
2) структура населения по полу, возрасту, брачному состоянию и семейному положению;
3) структура населения по национальной (этнической) принадлежности, родному и разговорному языку, по гражданству;
4) распределение населения по уровню образования, по источникам средств существования, по отраслям народного хозяйства (для имеющих средства существования от экономической деятельности), по занятиям и положению в занятии (т.е. по социальному положению);
5) число и структура семей по целому комплексу социальных характеристик (однородные и смешанные в социальном и этническом отношении семьи и т. д.);
6) рождаемость (число рожденных детей и живых из них на момент переписи), пожелания и планы в отношении будущего деторождения;
7) жилищные условия населения.
Программа Всероссийской переписи населения 2010 года
Программа переписи состоит из 31 вопроса (не считая адресной части переписного листа), с подвопросами — 41. Из них 23 вопроса посвящены характеристикам населения, 8 — характеристике жилищных условий. В отличие от предыдущих переписей программа построена в виде двухфазовой выборки: на 19 вопросов отвечает все население, на 25 — четверть населения и еще на 6 вопросов отвечают 5%от четверти населения (причем только из числа тех мужчин и женщин, которые состоят или состояли когда-либо в браке). Вся программа переписи 2010 г. располагается на 4 отдельных переписных бланках, которые совмещают в себе и технический носитель информации (т.е. как и в прежних трех переписях будут введены в электронные машины для считывания с них информации).
«Переписной лист» форма П — содержит вопросы, характеризующие жилище (дом) в целом (раздел I), каждое жилое помещение (раздел II) и жилищные условия каждого домохозяйства, проживающего в этом жилом помещении (раздел III). (Приложение 1)
На Бланке П расположены 8 вопросов, характеризующих жилищные условия: тип жилого помещения (дом, квартира и т. п.), время постройки, благоустройство, число жилых комнат, его размеры, наличие телекоммуникаций, материал наружных стен дома. Очень важным нововведением в переписи 2010 г. в этом разделе будет вопрос о наличии в жилище доступа в сеть Интернет. Ведь Интернет сегодня — уже далеко не предмет роскоши, а жизненная необходимость.
«Переписной лист» форма Л содержит 25 вопросов и заполняется на лиц, постоянно проживающих в помещении (Приложение 2). На каждого человека заполняется отдельная форма Л.
Вопрос 1: родственное отношение к лицу, записанному первым в домохозяйстве. Вопрос предназначен для определения семейного положения человека, т.е. живет ли он в семье или одиноко. На основе ответов на этот вопрос определяется число семей и одиноких людей, распределение семей по размерам (числу членов семьи) и по типам (простые или сложные и т. д.).
Вопрос 2: пол. Указывается метками на бланке переписного листа. Пожалуй, единственный вопрос, с ответом на который пока нет никаких проблем (известно, что встречаются случаи затруднений в идентификации своего пола, но они все-таки очень редки и, хотелось бы надеяться, долго еще будут оставаться таковыми).
Вопрос 3: дата рождения. Предназначен для фиксирования возраста человека и в итоге — в сочетании с ответами на вопрос 2 — для определения половозрастной структуры населения. В отличие от непрерывно меняющегося возраста дата рождения — признак постоянный и его легче запомнить.
Вопрос 4: место рождения. В сочетании с другими данными ответы на этот вопрос характеризуют миграцию населения.
Вопрос 5: состояние в браке. Вопрос предназначен для характеристики структуры населения по брачному состоянию. Начиная с переписи 1979 г. ответ на этот вопрос предполагает 5 вариантов состояния: никогда не состоял(а) в браке, состоит в браке на момент переписи, вдов(а), разведен(а) либо разошелся (разошлась). Разница между двумя последними категориями состоит в том, что категория разведенных относится к тем, кто состоял в зарегистрированном браке, в то время как категория разошедшихся — к тем, кто состоял в фактическом браке (т.е. не зарегистрированном в органах ЗАГС).
Наконец, после семидесятилетнего перерыва в микропереписи 1994 г. к вопросу о состоянии в браке был добавлен подвопрос: зарегистрирован брак или нет. Цель этого подвопроса — изучить распространенность фактических браков в нашей стране. Результаты микропереписи 1994 г. показали, что, вопреки распространенным мнениям, фактические браки составляют у нас всего 6—8% от общего числа брачных союзов. Тем не менее подвопрос о том, зарегистрирован брак или нет, включен и в программу переписи 1999 г.
Вопрос 6: гражданство. Предлагается 3 варианта ответа: РФ, без гражданства и гражданам иностранного государства и лиц с двойным гражданством необходимо записать наименование государства.
Вопрос 7: к какой национальности себя относите. Один из очень острых, «щепетильных» вопросов переписи населения, особенно в нынешнее время, когда повысилось национальное самосознание многих народов и тяга к этнической автономии. Вопрос предназначен, естественно, для определения этнического состава населения.
Во всех наших переписях, кроме переписи 1897 г., национальность определяется на основе этнического самосознания опрашиваемых в соответствии со ст. 26 конституции РФ. В переписные листы записывается та национальность, которую указывают люди, по своему самосознанию, независимо от «объективных» на то оснований (записи в паспорте, национальности родителей, места рождения и т.п.).
Вопрос 8 разбит на подпункты, которые посвящены характеристике образовательного уровня населения и соответственно — состава населения по уровню образования.
Вопросы в пункте 9: владение языками. Вопрос 9.4 – ваш родной язык. Этот вопрос в течение ряда десятилетий вызывает большие споры между учеными. Неясно, для чего он предназначен и что, собственно, должен характеризовать.
Вопрос 10: источники средств существования. Ответы на этот вопрос характеризуют распределение населения по источникам средств существования. В переписи 2010 г можно указать неограниченное число источников средств существования.
Вопрос 11: посвящены вопросам занятости и безработицы. Включает такие вопросы, как: имели ли вы работу, приносящую заработок в период с 7 по 13 октября 2010 года, кем вы являлись на основной работе, где находилась работа, имели ли вы вторую работу. Этот блок вопросов предназначен для распределения населения по экономическому составу.
Вопрос 12: миграция. Включает вопросы: время непрерывного проживания в этом населенном пункте, для женщины укажите: а) сколько детей родила; б) дата рождения первого ребенка. Вместе с подвопросами этот вопрос предназначен для изучения социальной дифференциации рождаемости и детской смертности. В сочетании с 4-мя интересными подвопросами этот блок призван характеризовать миграцию населения, в том числе количество и характеристики беженцев и вынужденных переселенцев.
По сокращенной программе, содержащейся в форме В «Переписной лист», опрашиваются те, кто временно находился на территории России на момент счета населения и постоянно проживает за границей. Форма В рассчитана на восемь человек – по четыре человека на каждой стороне бланка (Приложение 3).
Вопрос 1: ваш пол.
Вопрос 2: год рождения.
Вопрос 3: страна постоянного проживания.
Вопрос 4: цель приезда в Россию, где дается 7 вариантов ответа: работа, учеба, служебная или деловая поездка, туризм, отдых, транзитная миграция, если другая цель, не перечисленная вверху, то ее необходимо вписать в предназначенное для этого место на бланке.
Вопрос 5: продолжительность проживания на территории России.
Вопрос 6: страна рождения.
Вопрос 7: гражданство.
Этот переписной лист предназначен для выявления внешней миграции, ее структуры, целей и состава.
«Список лиц» форма С – контрольный документ, который содержит адрес жилого помещения и список лиц, подлежащих Всероссийской переписи населения 2010 года (Приложение 4).
На постоянно (обычно) проживающих в этом помещении заполняется Таблица 1, а на временно находившихся в этом помещении на дату переписи населения и постоянно проживающих в другом месте – Таблица 2. Эти таблицы служат для контроля, все ли проживающие в данном жилом помещении переписаны на соответствующих переписных листах, а также для проверки, правильно ли произведена запись проживающих по домохозяйствам.
Проанализировав программу переписи населения, мы пришли к выводу, что в целом она соответствует требованиям правильного составления анкет, хотя является по существу «уникальным» примером анкеты.
Она соответствует таким базовым принципам, как:
1. Структурированность на блоки, причем здесь даже идет структурированность на 4 отдельные формы переписных листов, что объясняется специфичностью данного опроса.
2. Соблюдается принцип расположения от более простых вопросов к более сложным.
4. В анкете использованы как открытые, так и закрытые вопросы, причем первых больше, что дает респонденту большую возможность для искренних и точных ответов.
5. Вопросы в анкете не являются сложными и не вызывают труда при ответе на них у респондентов.
В целом же программа переписи построена с целью получения всей необходимой информации путем непосредственного взаимодействия социолога и респондента.
Заключение
Опрос при помощи анкет является наиболее распространенным методом получения социологической информации. Его главным достоинством является масштаб охвата выборочной совокупности, позволяющий делать обобщения на большом массиве социологического материала.
Анкетный опрос имеет такую форму, которая представляется заполнением респондентами особых статистических формуляров (анкет). Основными достоинствами такого способа сбора первичной информации являются: охват широких массивов респондентов, что обеспечивает высокую достоверность получаемой информации, оперативность, относительная дешевизна. Существует много разновидностей анкетирования, среди которых: раздаточное, почтовое, прессовое, телетайпное и другие.
Большое внимание в теоритической части было уделено вопросу конструирования анкеты, ведь только такая анкета дает возможность заключать обоснованные и содержательные выводы о свойствах и ценностных ориентациях социальных групп, попавших в выборку, а также выявлять закономерности, устойчивые сущностные связи между составляющими анкеты.
К базовым принципам правильного конструирования анкеты относятся выделение трех частей в анкете, недопущение многозначных и абстрактных вопросов и фраз, лимитированное время работы с анкетой, а также вежливое и корректное составление вопросов.
В качестве анкетного опроса в данной курсовой работе были рассмотрена программа Всероссийской переписи населения 2010 года, проходившей с 14 по 25 октября.
Л.Н. Толстой замечательно сказал об общественном значении переписи населения. Он принимал непосредственное участие в переписи населения Москвы в 1882 г. и описал свои впечатления в специальной статье «О переписи в Москве» (М., 1882) и в книге «Так что же нам делать?» (М., 1906; статья вошла в книгу).
Всероссийская перепись населения должна учесть всех людей (независимо от гражданства), постоянно проживающих на территории Российской Федерации, включая временно отсутствующих.
Переписные листы, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2009 года № 1990-р:
«Переписной лист» форма Л содержит 25 вопросов и заполняется на лиц, постоянно проживающих в помещении. На каждого человека заполняется отдельная форма Л.
«Переписной лист» форма П содержит вопросы, характеризующие жилище (дом) в целом (раздел I), каждое жилое помещение (раздел II) и жилищные условия каждого домохозяйства, проживающего в этом жилом помещении (раздел III).
По сокращенной программе, содержащейся в форме В «Переписной лист», опрашиваются те, кто временно находился на территории России на момент счета населения и постоянно проживает за границей. Форма В рассчитана на восемь человек – по четыре человека на каждой стороне бланка.
«Список лиц» форма С – контрольный документ, который содержит адрес жилого помещения и список лиц, подлежащих Всероссийской переписи населения 2010 года.
В ходе анализа было выявлено, что, несмотря на свою уникальность и ряд специфических особенностей, перепись населения в целом соответствует основным требованиям, которые предъявляется к анкетам, имеет правильное оформление и конструкцию, а также в ходе ее проведения происходит непосредственное общение социолога с респондентами, с помощью которого и происходит сбор необходимой информации обо всем населении.
Список использованной литературы
1. Абрамова Г.С. Общая психология. – М.: Академический проект,2005.- 430с.
2. Аверьянов Л.Л. Искусство задавать вопросы. – М.: Луч,2007.- 185с.
3. Бутенко И.А. Анкетный опрос как метод общения социолога с респондентами: Учеб. пособие для ун-тов. – 2-е изд. доп.- М.: Высш. Шк.,2005.-186с.
4. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. / Под ред. В.И. Журавлева. – М. Гардарики,2006.- 458с.
5. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: Учеб. пособ. – 2-е изд. доп. – СПб.: РИО СПб ГУ, 2008. – 175с.
6. Кравчекно А.И. Основы социологии: учебное пособие. – М.: АСТ,2005. -536с.
7. Краснов А.Н. Общая психология. – М.: Феникс,2006. – 536с.
8. Леонтьев А.А. Психология общения–2-е изд. перераб. и доп. –М.: Аудит: Юнити, 2006. – 453с.
9. Лудченко А.А.,Лудченко Я.А.,Примак Т.А. Осоновы научных исследований: Учеб пособие. – К.: О-во «Знания», КОО, 2006.- 413с.
10. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2 / Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М.
Маслова. – М.: наука,2007. – 232с.
11. Рогозин Д.М. Когнитивный анализ опросного инструмента. – М.: институт Фонда «Общественное мнение»,2006.- 254с.
12. Рой О. М. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2005. — 364 с.
13. Садмэн С., Брэдберн Н. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований / Пер. с англ. А.А. Виницкой; научный редактор перевода Д.М. Рогозин.- М.: Институт Фонда «Общественное мнение»,2008.- 382с.
14. Феннето Э. Интервью и опросник: формы, процедуры, результаты . – СПб.: Питер,2005. – 160с.
15. Фролов С.С. Социология. – М.:АСТ,2006. – 425с
16. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы.- М.,2005.- 256с.
Источник: megaobuchalka.ru