Программы от заикания отзывы

В середине 80-х годов в процесс «эволюционного» развития методики устойчивой нормализации речи заикающихся Л.З. Андроновой (Л.З. Арутюнян) постепенно вошел Мигран Арутюнович Арутюнян: сначала как переводчик, а позже как постоянный ассистент Лилии Зиновьевны в практической работе с заикающимися и научных исследованиях проблемы заикания.

Поскольку Мигран Арутюнович на собственном опыте знал , что такое заикание, его интерес к проблеме был вполне естественным, но погружение в нее в качестве специалиста стало достаточно неожиданным. В предисловии к книге « Я больше не заикаюсь» [4] он сам о себе писал так: «Если бы кто-то 30 лет назад сказал мне, что я стану логопедом, я счел бы это неудачной шуткой, поскольку я, во-первых, был физиком, а, во-вторых, в то время сам заикался. Однако встреча с Лилией Зиновьевной (я был ее пациентом) круто изменила мою жизнь. Проблема заикания буквально захватила меня….».

И действительно, его собственный опыт заикающегося, научное мышление физика – экспериментатора, интерес к этой проблеме, приобретенный в процессе работы переводчиком и ассистентом Лилии Зиновьевны – все это вместе помогло Миграну Арутюновичу не только глубоко понять проблему заикания, но и взглянуть на нее под новым углом.

Заикание (English subs)

Методика устойчивой нормализации речи заикающихся прошла в своем развитии длинный путь. Он был связан с осмыслением практического опыта работы со взрослыми пациентами, анализом достигнутых результатов (как положительных, так и отрицательных) и глубокого погружения Л.З. Арутюнян в изучение смежных дисциплин, помогающих понять физиологические основы заикания. В результате ей была выдвинута гипотеза о том, что причиной возникновения спазматических задержек при заикании является нарушение внутренней синхронизации естественного речевого цикла в слуховом канале обратной связи и был предложен и апробирован на практике способ коррекции заикания, основанный на синхронизации речи с движениями пальцев «обученной» ведущей руки.

«Обученная» рука стала выполнять роль внешней опоры, «буксира», который помогает наладить «нарушенный у заикающихся механизм внутренней синхронизации естественного речевого цикла. Устраняя саму причину возникновения речевых судорог», она тем самым «компенсирует физиологический дефицит» [2].

Кроме того, «обученная» рука помогает справиться с такими разрушающими речь последствиями заикании, как аритмия, отсутствие правильного слияния слов в синтагме, искажение интонации» [2]. Предложенный способ оказался высокоэффективным и был запатентован в 1991 г. [1]. Он и сейчас используется многими специалистами — учениками Л.З. Арутюнян- в рамках традиционного варианта методики.

Многие заикающиеся, включая и М.А. Арутюняна, полностью избавились от заикания благодаря ему.

Однако, несмотря на бесспорные плюсы данного способа , в нем имели место и некоторые отрицательные моменты. Во-первых, на начальном этапе обучения его неотъемлемым элементом было значительное замедление речи, что само по себе по понятной причине дискомфортно. Опыт бывшего заикающегося дал возможность Миграну Арутюновичу ощутить дискомфорт значительного замедления речи на себе, поэтому он пытался найти возможность лечения без использования значительного замедления речи.

► ЗАИКАНИЕ: эффективное лечение только одно! | Мацпен

Кроме того, чтобы перевести своего пациента от замедленной речи к речи обычной по темпу, логопеду приходилось в процессе обучения несколько раз менять привычные, отработанные, «речевые правила», привносить новые элементы в заученный навык. Необходимость «переучивания» сама по себе усложняла педагогический процесс.

Но минус «переучивания» состоял не только в этом. В связи с тем, что личностными характеристиками большинства заикающихся являются мнительность, тревожность, неверие в саму возможность достижения здоровой речи, изменение «речевых правил» ( а значит, и темпа речи) в некоторых случаях отрицательно сказывалось на их эмоциональном состоянии и, как реакция на новизну, в этих случаях у них вновь могло возникнуть волнение, связанное с актом речи, которое на предыдущих этапах занятий уже был преодолено. Это тормозило пациентов в их уверенном движении вперед, требовало дополнительных усилий, постоянной психотерапевтической «подпитки».

Способ, предложенный М.А. Арутюняном, помогал избежать этих сложных моментов: уже на начальных этапах стало возможным обойтись без значительного замедления темпа речи. В результате сама собой отпадала необходимость «переучивания» и заметного изменения темпа речи при переходе от этапа к этапу.

Крайне значимыми в понимании проблемы заикания стали знания о голографической модели памяти, почерпнутые Лилией Зиновьевной и Миграном Арутюновичем Арутюнян из работ американского нейрофизиолога Карла Прибрама [6]. Открытие К. Прибрама состоит в том, что память как одна из центральных функций головного мозга имеет распределительный, а не локализованный характер. Это означает, что каждая часть мозга, как часть голографической пленки, может содержать информацию, восстанавливающую всю картину в целом.

В применении к проблеме заикания это означает, что для полного его преодоления недостаточно устранить лишь отдельные симптомы. Чтобы добиться устойчивых результатов, нужно рассматривать заикание в более широком смысле слова и одновременно бороться со всеми его многочисленными симптомами, поскольку каждый из них является памятным знаком заикания и способен в любой момент жизни восстановить всю картину заикания целиком.

Чаще всего во время терапии заикания внимание специалистов нацелено на самый очевидный симптом заикания — спазматические задержки , а остальное многообразие менее очевидных симптомов полностью или частично игнорируется. Поэтому даже после казалось бы успешной работы, когда спазматические задержки в основном преодолены, всегда остается риск возникновения, так называемого, рецидива заикания , который на самом деле, по мнению Л.З. Арутюнян, рецидивом не является, а является результатом неоконченного лечения [3].

Опираясь на теорию К. Прибрама, а также знания о том, что речевое дыхание является основой звучащей речи, М.А. Арутюнян высказал предположение о том, что именно нарушенное речевое дыхание является главной причиной устойчивости спазматических задержек, что это не просто один из симптомов заикания, а самый важный памятный знак заикания. Не случайно многие специалисты в процессе терапии заикания серьезно занимаются дыханием, считая, что использование, в частности, диафрагмального дыхания в процессе речи поможет ее восстановлению.

М.А. Арутюнян подошел к решению этой задачи нестандартно, по-своему. Он выдвинул идею о том, что нужно не просто нормализовать речевое дыхание (эта работа всегда проводилась и в рамках традиционной методики), но сделать его «неузнаваемым» для тех структур мозга, которые отвечают за ассоциативную память. По его мнению, только в этом случае, оно действительно перестанет быть памятным знаком заикания, ведь если изменить основу речи, то изменится и вся речь.

М.А. Арутюнян сформулировал свои мысли и описал «новое» дыхание в статье «Уникальный способ лечения заикания с использованием колебательного движения диафрагмы» таким образом: « Вместе с тем, как нарушенное речевое дыхание записывается в долговременную память, оно приобретает статус коварного памятного знака заикания. И пока этот памятный знак не исключен, навсегда остается риск «оживить» картину заикания в целом… Мы предлагаем сформировать принципиально новое речевое дыхание, обеспечивающее плавную речь, которая по звучанию практически не будет отличаться от обычной речи». [7].

По его мнению «новое» дыхание помогает заикающемуся «по-новому» звучать, «по-новому» артикулировать, и в результате «по-новому» себя ощущать. Благодаря «новому» дыханию, до неузнаваемости изменяются все важные аспекты речи: появляется свободный голос, легкость произнесения звуков, а значит, сглаживаются отрицательные эмоции, сопровождающие речь, и постепенно исчезает страх.

Чтобы разобраться в том, чем отличается естественное диафрагмальное дыхание от «нового» дыхания, М.А. Арутюнян предлагал сравнить их. Он писал: «Поскольку мы говорим на выдохе, то обычное речевое дыхание характеризуется коротким глубоким вдохом и продолжительным плавным выдохом.

Читайте также:
Как закрепить на экране окно программы

Если мы имеем дело с диафрагмальным дыханием, то после напряжения на вдохе, диафрагма медленно и плавно расслабляется, соответственно, легкие плавно «сдуваются», обеспечивая ровный поток воздуха, приводящий в колебание голосовые связки. Если по какой-то причине (например, от страха) моментально “схватывает» дыхание, то диафрагма не может плавно расслабиться, в результате чего воздушный поток прерывается, что приводит к речевым неплавностям.

Представим, что мы разрешили диафрагме резко расслабиться после вдоха. Благодаря упругости, диафрагма раскачается подобно пружине. При помощи датчика давления мы визуализировали движения диафрагмы в этих двух случаях. Результаты представлены на рис 1. Верхний рисунок отображает монотонное расслабление диафрагмы, а нижний – ее колебательное расслабление. » [7].

Рис.1. Движение диафрагмы при обычном речевом выдохе и при выдохе с колебательным движением диафрагмы

Как показала практика, предложенное «новое» дыхание оказалось полезным для снятия глоточных зажимов. Это особенно важно для заикающихся с дыхательной и вокальной формами заикания. В традиционном варианте методики снятие глоточных зажимов достигалось с помощью утрированной артикуляции гласных, ведь когда челюсть расслаблена и максимально опущена, то рефлекторно расслабляются и мышцы глотки. При новом подходе необходимость в утрированной артикуляции отпадает, что в свою очередь, начиная с первых дней занятий, приводит к более естественному звучанию «лечебной» речи, делая более комфортным процесс лечения.

Поскольку при правильном использовании предложенного способа спазматические задержки сразу исчезают, и речь заикающихся становится плавной при незначительно замедленном темпе речи, М.А. Арутюнян назвал ее « речью с нулевым заиканием».

Как на практике осуществлялось обучение речи с «нулевым заиканием»?

Сначала на фоне общего расслабления тела М.А. Арутюнян формировал у пациентов диафрагмальное дыхание с колебательным движением диафрагмы («новое» дыхание). Для этого с помощью специальной аппаратуры, записывающей кинетику диафрагмы пациента в виде эталонной кривой, М.А. Арутюнян отслеживал качество ее движения и пояснял нюансы этого процесса пациенту.

После многократных повторений упражнения с опорой на зрительное восприятие через какое-то время пациент становится способным воспроизвести это движение без зрительной опоры, наблюдая уже не за эталонной кривой на экране монитора, а только за движением передней брюшной стенки (ПБС), которое соответствует движению диафрагмы. После автоматизации полученного навыка пациент воспроизводил это движение самостоятельно без зрительной и тактильной опоры, по памяти.

Когда «новое» диафрагмальное дыхание было сформировано, Мигран Арутюнович переходил к формированию речевого навыка, который был основан на предлагаемом дыхании. Работа начиналась с самого сложного для заикающихся 1-го слога речевой синтагмы . Особенность его произнесения состояла в том, что он начинался не со звучания голоса, как это было раньше, а с еле заметного, но резкого выдоха, который сам по себе провоцирует глубокий вдох и запускает «новое» дыхание. При таком вдохе небная занавеска автоматически поднимается, что препятствует возникновению спазматической задержки на 1-ом слоге синтагмы в независимости от того, какой слог произносится (даже, так называемый, «трудный», «страшный»).

Применение «нового» дыхания с колебательным движением диафрагмы не отменяло всех этапов работы по традиционной методике. Занятия проводились параллельно, по подгруппам: в тот момент, когда на фоне режима молчания М.А. Арутюнян обучал «новому» дыханию, Л.З.

Арутюнян проводила работу по формированию невербальных компонентов речи, умению расслабляться, правильно звучать с использованием «нового» диафрагмального дыхания и мягкой атаки голоса. На этом же этапе начинались первые функциональные тренировки. Поскольку пациенты еще были не готовы говорить, они отрабатывали в реальной жизни навыки невербального общения.

Когда «новое» дыхание вне речи было сформировано, то его предстояло ввести в речь. Для этого, как и ранее, использовалась ведущая рука, но по сравнению с традиционной методикой было изменено движение большого пальца ведущей руки Раньше он целью упреждал произнесение 1-го слога речевой синтагмы . Теперь он сначала запускал «новое» дыхание и только потом диктовал начало речи (1 слог речевой синтагмы) . Этот момент тщательно отрабатывался, пока навык не становился автоматическим.

После того, как 1-ый слог был отработан, каждый пациент обучался произнесению коротких однообразных (эталонных) фраз. Графики на рис.1 демонстрируют характер движения диафрагмы при произнесении одной и той же фразы обычной речью (верхняя диаграмма) и «речью с нулевым заиканием» (с колебательным движением диафрагмы).

Кинетика движения диафрагмы во время обычного и «нового» выдоха соответствует тому, как движется диафрагма во время обычной речи и «речи с нулевым заиканием» при произнесении одной и той же эталонной фразы. Когда эталонные фразы были освоены, то логопеды постепенно переходили к более сложным и разнообразным фразам. Несмотря на то, что темп произнесения 1-го слога синтагмы, а далее всей синтагмы, от самого начала занятий был приближен к нормальному, даже тяжелый заикающийся сразу чувствовал легкость произнесения, что, безусловно, вдохновляло начинающего пациента, повышало его мотивацию и работоспособность. Ему уже не нужно было ждать пока пройдет период замедления, чтоб только потом перейти к речи, комфортной для общения.

Наступал момент, когда функциональные тренировки в реальной жизни становились речевыми. Сначала они проводились под контролем и с помощью логопеда, а потом самостоятельно. Для тщательного анализа речи все они записывались на диктофон. Поскольку при правильном применении способа спазматические задержки были исключены, логопед анализировал качество речи с точки зрения наличия или отсутствия правил уверенного речевого поведения, «нового» дыхания, «нового» звучания и т.п. – всего, что являлось защитой «новой» речи и обеспечивало речь с «нулевым» заиканием.

Применение диктофона в процессе занятий было очень удачной идеей М.А. Арутюняна. Благодаря этой «находке» стало возможным тщательно анализировать речь пациентов не только непосредственно на занятии, но и в разнообразных ситуациях живого общения, когда логопеда уже не было рядом. С этой целью пациенты высылали диктофонные записи речи своему логопеду. Но самое главное, что благодаря диктофонным записям появилась возможность обучить пациентов самоанализу, сделать каждого — «логопедом для самого себя ». Поначалу диктофонные записи использовались в работе только со взрослыми пациентами, но в дальнейшем логопеды Речевого центра «Арлилия» стали успешно применять диктофон и в работе с детьми, помогая родителям анализировать качество речи своих детей и стать для них настоящими «логопедами на дому».

В результате многолетней экспериментальной и практической работы М.А. Арутюняном был сформулирован новый способ устранения спазматических задержек, который в 2017 г был запатентован и с успехом используется в работе со взрослыми заикающимися в Речевом центре «Арлилия», где последние годы работал М.А. Арутюнян. Новый способ дал возможность перейти от нарушенного дыхания заикающихся к «новому» дыханию с колебательным движением диафрагмы, что в свою очередь позволило без значительного замедления и утрированной артикуляции гласных

  • преодолеть глоточные зажимы;
  • преодолеть спазматические задержки;
  • повысить мотивацию пациента и, как следствие,
  • повысить эффективность работы.

. М.А. Арутюнян внес ощутимый вклад в развитие современного варианта методики Л.З. Арутюнян, но, к сожалению, не успел закончить исследования, запланированные им совместно с учеными Курчатовского института, чтобы подтвердить свою гипотезу экспериментальным путем. Его идеи требуют дальнейшего осмысления и более подробной методической базы, но, судя по результатам, без сомнения заметно повышают эффективность работы со взрослыми заикающимися.

  1. Андронова Л. З., Способ лечения заикания, Патент СССР № 1337085, 1991.
  2. Андронова Л.З. (Арутюнян) «Как лечить заикание», Москва, «Эребус»,1993.
  3. Арутюнян Л.З. «Миф о рецидивах заикания». «Школьный логопед», 2007.
  4. Арутюнян Л.З., Арутюнян М.А. «Я больше не заикаюсь» (устойчивая нормализации речи заикающихся), 2012, М., ООО «ПолиграфКвик», 2012
  5. Арутюнян Л.З., Арутюнян М.А., Способ лечения заикания, Патент РФ №2616993, 2017.
  6. Карл Прибрам, «Языки мозга». издательство «Прогресс», 1975
  7. Материлы логопедического форума 2018 г. Сочи «Логопедия новейшего времени», « Уникальный способ лечения заикания с использованием колебательного движения диафрагмы»

Источник: www.arlilia.ru

Заикание: мои профессиональные знания, опыт и рекомендации логопедам и людям с нарушениям плавности речи

Существует мнение, что логоневроз — это научное обозначение заикания, но это не так — если мы с вами откроем международную классификацию болезней, то увидим термин “заикание” и не найдём “логоневроз”. Обратимся к клинической и психолого-педагогической классификации речевых нарушений и снова обнаружим “заикание” — никакого логоневроза.

Читайте также:
Установить программы на компьютер проигрыватель

В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности речи, связанное с судорогами мышц речевого аппарата. Термины “логоневроз” и “заикание” — не являются синонимами одного и того же нарушения. Более того, они не всегда коррелируют, особенно в детском возрасте. Логоневроз у детей — большая редкость, особенно в инициальной стадии заикания. Логоневроз чаще присутствует в структуре нарушения речи при заикании, но только у подростков и взрослых. Логоневроз — это вторичное явление, которое появляется с опытом общения и усугубляет симптоматику данного расстройства речи

Почему у одних детей появляется заикание, а у других — нет?

Заикание чаще всего появляется у детей в возрасте от 2 до 4 лет, реже после 7 лет, и совсем редко в подростковый период, хотя бывают и такие случаи. Интересно, что из сотни детей одного и того же возраста, заикание проявляется только у одного и, скорее всего, это будет мальчик.

Не смотря на многочисленные научные данные, причина появления этого феномена у других детей до сих пор не раскрыта. Однако, исследователи сходятся во мнении, что заикание появляется из-за воздействия нескольких факторов. Например, к возникновению запинок в речи приводит сочетание наследственной предрасположенности и одномоментная психологическая травма. Эти факторы срабатывают только в тот в момент развития ребёнка, когда речь наиболее уязвима — в период становления речевой системы и формирования индивидуального профиля межполушарной асимметрии. Также существует мнение, что заикание формируется у детей с гиперчувствительностью иммунной системы и нарушением сенсорной адаптации.

Заикание проявляется внезапно?

Внезапное возникновение — это визитная карточка заикания — оно появляется неожиданно для родителей и для ребёнка. Совсем недавно ребёнок радовал родителей образцовым речевым развитием, а сегодня не может ни слова сказать без запинки. Некоторые взрослые хорошо помнят момент из детства, когда появились запинки в речи и стало трудно разговаривать дома или в школе.

Если попытаться установить комплекс причин, которые привели к появлению запинок и свести минимуму их воздействие, то прогноз, относительно плавности речи, будет весьма оптимистичным. Родители могут составить список ситуаций, в которых усиливается проявление запинок и устранить их на время или навсегда. Плавную речь можно вернуть, если своевременно принять меры.

При этом стоит избегать установления проблемы с плавностью речи во главу угла, заслоняя этим потребности и индивидуальные особенности ребёнка. Нарушения плавности речи имеют тенденцию к усугублению в том случае, если все силы брошены на “борьбу”, “победу”, “успех” и “избавление”. Важно действовать разумно.

Что делать родителям, если ребёнок начал заикаться?

Во-первых, родителям надо успокоиться и не драматизировать ситуацию. Родительская тревога и переживания не останутся незамеченными и отразятся на поведении ребёнка. Во-вторых, родители должны безотлагательно принять меры и обратиться за помощью к компетентным специалистам: логопеду, детскому психиатру или неврологу.

Чего не нужно делать родителям:

  • ждать, когда запинки сами пройдут — если это заикание, то оно не пройдёт самостоятельно
  • просить ребёнка говорить нормально — это не сработает, поскольку дети сами не контролируют запинки
  • чрезмерно акцентировать внимание ребёнка — он может не придавать значения запинкам или не подозревать о проблемах
  • обращаться за помощью к сомнительным экспертам — такая помощь может навредить и усугубить запинки
  • обвинять себя или близких — никто не принимает решение начать заикаться и виноватых в этом тоже нет

Можно сказать, что заикание проходит само собой или с возрастом?

Заикание само собой не проходит. Эта проблема имеет склонность усиливаться со временем. Сами собой проходят физиологические итерации в детском возрасте. Итерации — такие запинки, которые появляются в речи, когда дети учатся применять языковую систему в новых ситуациях.

Но отличить физиологические итерации от истинного заикания может только специалист, по результатам комплексного обследования. Если вам кажется, что ребёнок начал заикаться, вы должны записаться на диагностику к логопеду, неврологу и детскому психиатру. Лучше перестраховаться и принять меры вовремя, чем ждать, когда запинки станут усиливаться и инициальное заикание перейдет в хроническую форму. Не опасайтесь визита к такого рода специалистам. Именно детский психиатр может определить истинную природу данного нарушения, выявить причину и назначить правильную схему лечения, если это необходимо.

Бытует мнение, что заикание — это вредная привычка, от которой надо избавиться. Насколько это справедливо?

Заикание — это не привычка, а сложное нарушение речи, которое не поддается произвольной регуляции. Никто не принимает решение начать заикаться. Согласитесь, мы не станем сравнивать нарушения зрения или слуха с привычками. С заиканием и другими речевыми проблемами это происходит чаще, чем хотелось бы.

Действительно, при заикании формируется привычный образ жизни, который проявляется в избирательности контактов и в особенностях речевого поведения. Другие привычки, возникающие вследствие заикания — это уловки разного рода, которые делают речь более плавной.

Такие привычные действия очень разнообразны, главная их цель — справиться с трудностями в речи, приспособиться к социальной жизни и общению с окружающими людьми. Привычные действия при заикании бывают продуктивными и непродуктивными. Продуктивные привычки помогают преодолеть и нивелировать моторные трудности в речи. К продуктивным привычкам можно отнести регулярные занятия с логопедом, посещение коррекционных курсов, расширение круга контактов и интересов. К непродуктивным привычкам относится отказ от общения, концентрация на речевых и личностных проблемах, жёсткий контроль устной речи.

Как лучше работать над речью при заикании: в группе или индивидуально?

Когда взрослый человек или родители ребёнка принимают решение заниматься коррекцией заикания, перед ними встаёт выбор: заниматься в группе или индивидуально. Групповая терапия подходит для тех, кто испытывает чувство одиночества и изолированности из-за заикания. В группе можно можно познакомиться с другими людьми, у которых есть похожие проблемы с речью. Отчасти в этом заключается терапевтический эффект, который особенно сильно воздействует на подростков.

Плюсы работы в группе:
  • поддержка участников
  • создание модели социума
  • удовольствие от общения
  • личные примеры преодоления трудностей

При всех своих плюсах, групповая работа над улучшением плавности речи подходит далеко не каждому. Некоторые люди сознательно выбирают индивидуальные занятия с логопедом. В этом случае можно рассчитывать на полную конфиденциальность. Это даёт чувство защищённости и безопасности.

На индивидуальных занятиях можно:
  • получить больше внимания от специалиста
  • создать модель диалога “с глазу на глаз”
  • получить персональные рекомендации
  • детально разобрать и проработать трудные моменты с речью

Источник: shamardina.ru

Психологическая и другая помощь при избавлении от заикания

Заикание (логоневроз) – это проблема детей и взрослых, причиняющая множество неудобств. Из-за дефекта дикции ребенка подвергают насмешками, школьник чувствует дискомфорт, отвечая на уроке, получает за невнятную речь низкие оценки. Взрослые тоже испытывают неловкость, разговаривая, пытаясь что-то объяснить. Обычно они не могут из-за этого построить карьеру, выбрать нравящуюся профессию. Однако делу может помочь занятия с логопедом, психологические и психотерапевтические методы, лечение у невролога.

Причины особенностей говорения

  • детскую травму в возрасте от 1 до 3 лет, когда речь активно формируется. Это может быть какое-либо страшное или травмирующее психику событие – болезнь, смерть близкого человека, конфликты в семье. Возможен и сильный испуг от криков родителей, внезапно появившейся огромной собаки и т.п.;
  • болезни нервной системы, мозга, т.е. биологические причины. К ним относятся перенесенные в детстве травмы головы, менингит, внутриутробные поражения мозга и родовые травмы;
  • ускоренное развитие речи ребенка. Родители, пытаясь сделать свое чадо вундеркиндом, заставляют его учить непонятные стихотворения, сложные слова;
  • невротические переживания. Люди любых возрастов, совершенно нормально говорящие в обычной жизни, начинают заикаться при публичных выступлениях, на сцене, в особо ответственных ситуациях. К слову, логоневроз такого типа самый частый.

Необходимо отметить, что девочки реже страдают заиканием, чем мальчики. Утверждается, что это связано с гендерной особенностью мозга и нервной системы. Все дело в том, что у представительниц слабого пола правое полушарие, отвечающее за эмоции, всегда активно, им можно капризничать и плакать. Потому они вполне адаптированы к такому состоянию.

Читайте также:
Лучшая программа для восстановления удаленных файлов с флешки

А для сильного пола это не характерно, и если у них оно сильно возбуждается, то левое – рациональное, начинает конфликтовать с правым, развивается заикание. Так же обстоит дело и с левшами – среди них много заик, ведь правое полушарие у них тоже активно.

Многие взрослые с таким недостатком маскируют его междометиями типа «кхм», «ммм», «эээ». Так они вроде бы скрывают наличие проблемы, но все равно речь получается некрасивой, прерывистой, и слушать такого индивида довольно тяжело.

Итак, логоневроз – это психосоматическое заболевание, которое можно диагностировать и комплексно лечить. Этим занимается логопед, невролог, также необходима психологическая помощь.

Логофобия и социофобия

При формировании и усугублении заикания у индивида возникает иррациональный страх его ожидания, произношения некоторых звуков, определенных ситуаций. Человек моделирует негативный результат, даже еще не начав говорить. Такой необоснованный страх – логофобия, в свою очередь, сам по себе стимулирует заикание. Получается замкнутый круг, из которого вроде бы нет выхода.

Справится с логофобией, как и с любой из многочисленного списка фобий, практически невозможно, хотя взрослый, в отличие от ребенка, вполне осознает, что никаких объективных причин для страха нет. Тут не поможет обычный способ, используемый логопедом – молчание, помогающее остановить речедвигательный стереотип. Требуется обратиться к психотерапевту, который подберет методику лечения и подходящие фармакологические препараты (если они действительно необходимы).

Бывает так, что больное отрицает наличие у него такой фобии. При ближайшем изучении оказывается, что он просто не осознает ее присутствие, тщательно избегая определенных ситуаций, где ему нужно говорить.

Следует иметь в виду, что избавиться от заикания без лечения логофобии просто невозможно. Такой страх закрепляет дефект, делает его сильнее и заметнее. Если пренебречь терапией, то индивид получит осложнение в виде социофобии – боязни социальной активности. Страдающие ей люди зациклены на себе, они переживают, что о них думают окружающие, им кажется, что все на него смотрят и обсуждают в негативном ключе. В итоге они начинают ограничивать свои контакты, стараются отсидеться дома, не быть в обществе.

Заикающийся лого-, социофоб продумывает ситуации, которые гипотетически могут случиться, где ему нужно будет проявлять социальную активность, беседовать с кем-то. В его «багаже» сохранено большое количество негативного опыта: то плохое, что было с ним, он не забывает. Он осознанно избегает подобных, по его мнению, тревожных ситуаций, видит себя в негативном свете, предъявляет к себе завышенные требования. Его поведение схоже на то, что демонстрирует больной обсессивно-компульсивным расстройством.

Обращаемся за помощью

Главный специалист, способный оценить тяжесть нарушения речи и определить состояние речевого аппарата – это логопед. Его пациенты, в основном дети. Методика лечения довольно длительная, поэтапная, но эффективная:

  1. Сначала происходит обучение пациента правильному произношению, то есть, сформирует «шаблон» речедвигательного навыка. Логопед, изучив тембр и звучность голоса больного, корректирует движения артикуляционной мускулатуры, «ставит» правильное дыхание с помощью специальных упражнений, помогает сделать речь плавной.
  2. Комментирование событий, чтение книг и т.п. позволяет закрепить пройденный материал.
  3. Пациенту нужно много разговаривать, применять полученные навыки, беседуя с членами семьи, друзьями, знакомыми – для автоматизации речи.

Избавление от социофобии, логофобии, а с ними – и от заикания, возможно с помощью невролога (он позаботится о нервной системе, выписав необходимые препараты), а также психолога и психотерапевта.

Клинический психолог выяснит причину логоневроза и подберет комплекс упражнений, который позволит индивиду в дальнейшем снимать стресс, напряжение, тревожность. Он сделает так, чтобы больной осознал иррациональность своего страха и сформировал разумные взгляды на себя и окружение.

Как уже говорилось, лечение заикание проводится комплексно, и психотерапия здесь занимает далеко не последнее место, так как имеет отличную эффективность. Имеет место психотерапия прямая (словесная) и косвенная (посредством окружающих предметов).

При воздействии словом больному объясняют причины его недуга, почему так происходит, внушают новые убеждения, обучают методикам устранения проблемы.

Существует два способа прямой психотерапии:

  • разъяснительная (по Бехтереву) или рациональная (по Дюбуа). Данный способ применяется при легкой форме логоневроза – если заикание появляется на фоне стресса, и в начальной стадии болезни. Больному рассказывают о заикании, как оно появляется и что делать его исчезновения;
  • суггестивная. Пациента вводят в транс под гипнозом и в таком состоянии проводят с ним беседу. Так специалист может узнать подсознательные страхи больного, его переживания. Это положительно сказывается на состоянии клиента. Сюда же входит внушение в бодрствующем состоянии и самовнушение.

Психотерапия направлена на устранения страха ситуаций, говорения, чувства подавленности, переживаний по поводу дефекта. Кроме этого, она перестраивает отношение пациента к социальным контактам с окружающими.

Другие методики

Очень часто в терапии используются группы поддержки и самопомощи. В основе их формирования лежит утверждение: нет лекарства от логофобии, это психологический барьер, который нужно преодолеть. Больным в группе совместно проще смириться со своей проблемой, жить с ней в ладу – таким образом уровень стресса у них снижается, они меньше заикаются или вовсе перестают это делать.

Применяется психотерапия по Мясищеву, изменяющая систему отношений больного и корректирующая его поведение. При этом учитывается особенность личности пациента и совокупность причин возникновения неблагополучного невротического состояния.

В наше время развития технического прогресса для лечения заикания, исправления речи, используют и специальные компьютерные программы, например, BreathMake. Суть состоит в том, что человек, испытывающий тревожность в общении с себе подобным, разговаривает с искусственным интеллектом более свободно. Тут работает измененная обратная связь, синхронизирующая слуховой и речевой центры мозга – Брока и Вернике соответственно.

Происходит это так. Пациент говорит в микрофон, подключенный к ПК. Компьютерная программа исправляет речь, и звук подает в наушники. То есть, больной слышит правильный плавный вариант, и это снимает напряжение, делает его более уверенным. Кроме того, так можно тренировать навык говорения, подстраиваясь под «голос» компьютера.

Существуют и такие программы, которые способны смоделировать какую-либо жизненную ситуацию. Пациент отвечает на такой запрос, пользуясь микрофоном. Его ответ оценивается, и если заданные параметры не соблюдены, больной пробует сказать что нужно снова и снова, пока ему не удастся сделать это правильно.

А можно ли проводить поведенческую терапию для лечения логоневроза, пользуясь методом десенсибилизации? Специалисты пробовали, но успеха это не принесло.

Как помочь самому себе не заикаться

Одновременно с занятием с логопедом и психологической помощью страдающий заиканием человек должен и сам прикладывать силы к собственному выздоровлению.

  • Прежде всего, нужно научиться расслабляться. Начиная говорить, можно перебирать четки, скрещивать пальцы, сгибать и разгибать лист края листа бумаги.
  • Заикание – это невроз, проявляющийся в момент волнения, тревоги. Справиться с ним позволят медитационные практики, которые не так уж и сложно освоить.
  • Еще один вариант успокоения и расслабления – фитотерапия. Среди легких растительных седативных средств – шалфей, чабрец, лаванда, мята. Из них можно заварить чай или сделать настой.
  • Очень важно правильное дыхание. Уменьшить заикание позволят регулярные повторения дыхательных упражнений из гимнастики цигун и йоги. Они дают возможность в нужное время выводить воздух из легких, контролировать силу вдоха-выдоха.
  • Не концентрируйся на собственном голосе во время говорения – неровная речь способствует тому, что можно упустить нить разговора. Лучше акцентироваться на содержании, а не форме.
  • При предчувствии наступлении спазма лучше замолчать, сделать паузу, вдохнуть. Не зря пауза является одним из основных средств художественной выразительности у актеров в театре. Сделайте и вы так же – и в глазах собеседника сразу будете выглядеть значимей и глубже.
  • Неплохим вдохновляющим моментом может стать художественный фильм «Король говорит», получивший в свое время престижную кинопремию Оскар. Его главный герой ­– монарх Великобритании Георг VI прошел очень непростой путь, избавившись от заикания с помощью логопеда Лайонела Лога.
  • Можно сделать самомассаж горла и шеи мягкими движениями – это снимет спазм.
  • Чтобы не перегружать мускулатуру гортани и рта большую часть дня лучше помолчать.

Источник: arbat25.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru