Тема: Программирование линейных алгоритмов, оператор присваивания.
Цели:
- Социализирующая: приобщение к нормам и ценностям общества (коммуникабельности, честности, справедливости); адаптация к условиям среды (толерантности), нормам общения;
- Обучающая:закрепить пройденный материал, применить знания при выполнении заданий.
- Развивающая:продолжить формирование научного мировоззрения, расширять словарный запас по теме «Информация»
- Воспитательная: создать условия для формирования информационной культуры учащихся, эстетического восприятия окружающего мира.
Оборудование: карточки с заданиями, компьютер, система «Исполнители»
Тип урока: Урок применения и совершенствования знаний
Вид урока: Выполнение практических работ, выполнение упражнений.
Методы урока: Практический
Приемы урока: Выполнение упражнений, решение задач.
Ожидаемые результаты:
- Закрепление пройденного материала.
- Уметь правильно формулировать определение понятия.
- Уметь писать алгоритмы
4. Знать 4 типа переменных
Информатика 8 класс: Оператор присваивания и выражения в Паскале
5. Уметь различать переменные по типам
6. Знать правила написания арифметических выражений
7. Знать отличие локальных и глобальных переменных
8. Уметь использовать арифметические выражения в программе
9. Знать общий вид оператора присваивания
10. Уметь использовать в программе оператор присваивания
11. Уметь программировать линейный алгоритм
- Знать общий вид операторов ввода-вывода.
- Уметь применять в программе операторы ввода-вывода
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Программирование линейных алгоритмов, оператор присваивания. »
Тема: Программирование линейных алгоритмов, оператор присваивания.
- Социализирующая: приобщение к нормам и ценностям общества (коммуникабельности, честности, справедливости); адаптация к условиям среды (толерантности), нормам общения;
- Обучающая:закрепить пройденный материал, применить знания при выполнении заданий.
- Развивающая:продолжить формирование научного мировоззрения, расширять словарный запас по теме «Информация»
- Воспитательная: создать условия для формирования информационной культуры учащихся, эстетического восприятия окружающего мира.
- Закрепление пройденного материала.
- Уметь правильно формулировать определение понятия.
- Уметь писать алгоритмы
- Знать 4 типа переменных
- Уметь различать переменные по типам
- Знать правила написания арифметических выражений
- Знать отличие локальных и глобальных переменных
- Уметь использовать арифметические выражения в программе
- Знать общий вид оператора присваивания
- Уметь использовать в программе оператор присваивания
- Уметь программировать линейный алгоритм
- Знать общий вид операторов ввода-вывода.
- Уметь применять в программе операторы ввода-вывода
- Психолого-педагогический настрой
- Психологический настрой
- Целеполагание
- Установление связей с ранее изученным материалом
- Инструктаж по выполнению работы
- Домашнее задание
Источник: kopilkaurokov.ru
Уроки 21 — 22
Программирование линейных алгоритмов
Практикум
Практическая работа № 3.1
«Программирование линейных алгоритмов»
Присваивание — это действие, в результате которого переменная величина получает определенное значение. В программе на Паскале существуют три способа присваивания значения переменной:
1) оператор присваивания;
2) оператор ввода;
3) передача значения через параметры подпрограммы.
Оператор присваивания имеет следующий формат:
Сначала вычисляется выражение, затем полученное значение присваивается переменной. В первом примере приведен арифметический оператор присваивания. Здесь х — переменная вещественного типа. Во втором примере — логический оператор присваивания. Здесь b — переменная типа Boolean.
Типы переменной и выражения должны совпадать. Из этого правила есть одно исключение: переменной вещественного типа можно присваивать значение целочисленного выражения. В таком случае значение целого числа преобразуется к формату с плавающей запятой и присвоится вещественной переменной.
Ввод и вывод данных
Под вводом понимается передача данных с внешнего устройства компьютера в оперативную память. При выводе данные передаются из оперативной памяти на внешнее устройство (рис. 3.11).
Операция ввода называется чтением и выполняется с помощью оператора Read. Вывод называется записью, и для его выполнения используется оператор Write.
К внешним устройствам относятся устройства ввода и вывода (клавиатура, монитор, принтер и др.) и устройства внешней памяти (магнитные и оптические диски, флеш-память и др.). Данные на внешних устройствах организованы в файлы.
Для внешних запоминающих устройств (ВЗУ) файл — это поименованная область памяти этого устройства. В файлы на ВЗУ можно записывать данные по команде Write и можно читать данные из файлов по команде Read. На одном устройстве ВЗУ может храниться множество файлов одновременно. Правила именования файлов на ВЗУ определяются операционной системой. Имена для файлов, создаваемых пользователем, задает сам пользователь.
Устройства ввода с клавиатуры и вывода на экран монитора являются однофайловыми устройствами. Считается, что с клавиатурой связан один системный файл с именем INPUT. Поэтому ввод с клавиатуры равнозначен чтению из файла INPUT. С монитором связан системный файл, который называется OUTPUT. Вывод на экран — это запись данных в файл OUTPUT .
Ввод с клавиатуры производится путем обращения к стандартной процедуре Read в следующем формате:
Чтение происходит из системного файла INPUT, всегда доступного для любой программы. Элементами списка ввода могут быть переменные символьного типа, числовых типов и строковые переменные.
При выполнении этого оператора происходит прерывание исполнения программы, после чего пользователь должен набрать на клавиатуре значения переменных а, Ъ, с, d, отделяя их друг от друга пробелами. При этом вводимые значения высвечиваются на экране. В конце нажимается клавиша Enter. Значения следует вводить в строгом соответствии с синтаксисом Паскаля.
Если в программе имеется несколько подряд идущих операторов Read, то данные для них можно вводить последовательно (на экране отражаются в одной строке) и лишь в конце ввода нужно нажать клавишу Enter.
Здесь слово «ReadLn» означает read line — «читать строку». Нажатие клавиши Enter в процессе ввода вырабатывает признак «конец строки», и данные при выполнении следующего оператора ввода будут отражаться на экране с начала новой строки. Если в предыдущем примере заменить операторы Read на ReadLn:
то ввод значений будет происходить из двух строк, отраженных на экране:
18758 34 [Enter]
2.62Е-02 1.54Е+01 [Enter]
Вывод на экран производится по оператору обращения к стандартной процедуре:
Здесь элементами списка вывода могут быть выражения различных типов (в частности, константы и переменные).
Например: Write (‘Сумма А, ‘ + ‘, В, ‘ = ‘, А+В)
Если, например, А = 5 и В = 7, то на экране получим:
При выводе на экран нескольких значений в строку они не отделяются друг от друга пробелами. Программист сам должен позаботиться о таком разделении. В приведенном примере предусмотрен пробел после слова «Сумма».
Второй вариант процедуры вывода на экран:
Write line — «писать строку». Его действие отличается от оператора Write тем, что после вывода последнего в списке значения происходит перевод курсора к началу следующей строки. Оператор WriteLn, записанный без параметров, вызывает перевод строки.
В списке вывода могут присутствовать указатели форматов вывода (форматы). Формат определяет представление выводимого значения на экране. Формат отделяется от соответствующего ему элемента двоеточием. Если указатель формата отсутствует, то машина выводит значение по определенному правилу, предусмотренному по умолчанию.
Линейная программа. Следование — простейшая алгоритмическая структура. Программа, реализующая следование, называется линейной программой. В линейной программе могут присутствовать только операторы присваивания, ввода, вывода и обращения к процедурам. Заметим, что операторы Read и Write являются обращениями к стандартным процедурам Паскаля.
Одним из обязательных условий хорошего стиля программирования является организация диалога между компьютером и пользователем. Такое диалоговое взаимодействие называется интерактивным интерфейсом.
Пример 1. Составим линейную программу, по которой в диалоге будут вводиться два целых числа и вычисляться их произведение.
Тестирование этой программы отразится на экране следующим образом.
Числа 13 и 28 вводятся пользователем с клавиатуры, всё остальное автоматически выводится по программе.
Пример 2. Дано натуральное трехзначное число. Требуется вычислить сумму его цифр. Например, если дано число 325, то в результате должно получиться: 3 + 2 + 5 = 10.
Сначала составим программу, а потом ее прокомментируем.
В этой программе использованы две операции целочисленной арифметики: div — целочисленное деление и mod — остаток от целочисленного деления (см. табл. 3.3). Остаток от деления на 10 (mod) выделяет младшую цифру числа, а целочисленное деление на 10 (div) отбрасывает младшую цифру.
Чтобы лучше понять работу программы, выполним ее трассировку. В курсе 9 класса вам уже приходилось строить трассировочные таблицы. Для программы SumCifr таблица будет выглядеть следующим образом:
Выполнение программы на компьютере приводит к такому же результату.
Заметим, что эту задачу можно решить с помощью всего одного оператора присваивания:
Sum: =Х mod 10 + X div 10 mod 10 + X div 100
Вопросы и задания
1. Назовите последовательность действий при выполнении оператора присваивания.
2. Сформулируйте правило соответствия типов для оператора присваивания. Какое существует исключение из этого правила?
3. Если у — вещественная переменная, а n — целая, то какие из следующих операторов присваивания правильные, а какие — нет?
4. Напишите линейную программу, в результате выполнения которой целочисленные переменные х и у обменяются значениями. При этом нельзя использовать дополнительные переменные. Найдя такой алгоритм, определите, в чем его недостаток по сравнению с методом обмена через третью переменную. Можно ли его применять для вещественных чисел?
5. Напишите оператор присваивания, в результате выполнения которого целочисленной переменной h присвоится значение цифры, стоящей в разряде сотен в записи положительного целого числа k (например, если k = 28 796, то h = 7).
6. Напишите линейную программу, в результате выполнения которой в целочисленной переменной S получится перевернутое целое четырехзначное число k. Например: если k = 1357, то S = 7531.
7. Напишите линейную программу перевода любого целого четырехзначного двоичного числа в десятичную систему счисления. Например, дано число в двоичной системе счисления: 11012. Перевод в десятичную систему выполняется так: 1 • 2 3 + 1 • 2 2 + 0 • 2 1 + 1 = 13.
Следующая страница Работа 3.1. Программирование линейных алгоритмов
Источник: xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai
У рок 27-28
научитесь записывать на языке программирования линейные алгоритмы.
Внимательно посмотри видеоролик «Общие сведения о языке программирования Pascal. Структура программы, оператор присваивания »
Линейный алгоритм (программа)
Следование — простейшая алгоритмическая структура. Программа, реализующая следование, называется линейной программой . В линейной программе могут присутствовать только операторы присваивания, ввода, вывода и обращения к процедурам. Заметим, что операторы Read и Write являются обращениями к стандартным процедурам Паскаля.
Одним из обязательных условий хорошего стиля программирования является организация диалога между компьютером и пользователем. Такое диалоговое взаимодействие называется интерактивным интерфейсом .
Внимательно посмотри видеоролик » Программирование линейных алгоритмов »
(видеоролик содержит примеры линейных программ на Паскале)
Изучите примеры программ
Выполни задания
Изучи § 3.3.
Выполни Практическую работу № 8 (можно использовать программу или онлайн-компилятор языка Паскаль) .
Составьте программы на языке программирования Pascal.
- Дана сторона квадрата а . Найти его периметр и площадь.
- Даны два числа а и в . Найдите среднее арифметическое двух чисел.
- Вычислить площадь треугольника по формуле Герона, если заданы его стороны.
Самое главное.
Линейный алгоритм – это алгоритм, в котором используется лишь один тип конструкции – следование. Он состоит из операторов, записанных в порядке их выполнения.
· Возможно неявное преобразование значений целочисленных типов byte и integer в вещественный тип real , но не наоборот.
· Для всех числовых типов определён ряд операций и функций над ними.
· Также определены отдельные операции и функции для целочисленных типов: byte и integer , а также для вещественного типа real .
Источник: sites.google.com