Программы обучения в школе виды

В настоящее время существуют две системы подготовки детей в начальной школе: традиционная и развивающая. Внутри каждой есть свои программы. К традиционной относятся программы: «Начальная школа 21 века», «Школа 2100», «Школа России», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива».

К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.

В рамках одной школы могут применяться разные программы. Вне зависимости от программы ученик имеет возможность получить одни и те же знания, предполагаемые государственным стандартом. Задания повышенной трудности, которые ассоциируются только с развивающими системами, есть во всех пограммах, но не являются обязательными для изучения.

Традиционная программа «Школа России» (под ред. А. Плешакова) существует десятки лет. Школа России — это та программа, по которой учились все советские школьники. Конечно, в ней произошли серьёзные изменения в плане содержания, но цели обучения остались прежними. Самое распространённое заблуждение об этой программе обучения — то, что она устарела.

Система образования в разных странах мира

Это далеко не так. Программа многократно обновлялась с 2000 года, совершенствовалась и дополнялась. Эта программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе.

Учебно-методический комплект «Гармония» (под ред. Н.Б. Истомина (математика), М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко (русский язык), О.В. Кубасова (литературное чтение), О.Т. Поглазова (окружающий мир), Н.М.

Конышева (трудовое обучение)) с успехом практикуется во многих школах. В этой программе выделены единые цели, задачи для всех учебных предметов, определены приоритетные методы обучения и формы организации учебной деятельности.
Плюсы этой программы : идет опережающее обучение, входящие в комплект учебники содержат методическую часть, с помощью которой родители могут сами изучить и объяснить ребенку пропущенную тему. В программе используются новые технологии обучения, которые позволяют развивать способности ребенка к логическому мышлению. Примечательно и то, что в комплекте предлагаются задания, рассчитанные на детей разных уровней подготовленности. Но есть и минусы: по математике решение задач начинается только во втором классе, а контрольные работы предлагаются одинаковые для всех классов.

Начальная школа XXI век

Начальная школа ХХI век под редакцией Н.Ф. Виноградовой. В этом комплекте очень серьёзно рассматривается проблема формирования учебной деятельности младшего школьника, и это единственный комплект, где есть параллельная программа «Учебная деятельность». Материал этой программы рассчитан на сильных эрудированных детей.

С каким багажом знаний школьник перейдет в среднюю школу, зависит от учителя начальных классов. Поэтому главной целью является — научить ребенка учиться. Немаловажно, что комплект Виноградовой реализует право ребенка на свою индивидуальность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их, размышлять, фантазировать, играть (предусмотрены специальные тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир»)

Учебно-документальный фильм «Один день коррекционного класса»

Школа 2100 под редакцией А.А. Леонтьева. Эта программа, по некоторым оценкам, является самой распространенной в нашем регионе. С каждым годом по этой образовательной программе работает всё больше учителей. Главное преимущество этой программы заключается в глубокой преемственности и непрерывности образования.

По этой программе дети могут учиться, начиная с трех лет и вплоть до поступления в ВУЗ. Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является следующий принцип: учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может. Программа учит детей действовать самостоятельно и направлена на развитие логического мышления, речи, воображения, памяти.

Классическая начальная школа

В основе программы «Классическая начальная школа» — целостная система обучения младших школьников, построенная на единых психолого-педагогических основах.
Почему предлагаемая модель обучения младших школьников является классической? Потому что в ее основе — классические принципы дидактики, важнейшие теоретические положения, выработанные и проверенные многолетней практикой. Классическая начальная школа — это целостная система обучения младших школьников, построенная на единых психолого-педагогических основах. Она позволяет сформировать знания, умения, навыки и даже качества личности ребенка, соответствующие индивидуальным потребностям каждого и необходимые для их дальнейшей жизни.

Перспективная начальная школа

Основная идея программы «Перспективная начальная школа» — оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития.

Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.

Читайте также:
Переключатель программ стиральной машины candy

Программа «Перспектива» создана на основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования. Программа обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Каждый из предметов УМК «Перспектива», помимо прямого эффекта обучения — приобретения определенных знаний, умений, навыков вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений: коммуникативных умений, в том числе умение ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними; умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза.

Программа Планета знаний

Органической частью концепции программы «Планета знаний» являются предметные авторские концепции, в которых учтены современные научные достижения в предметной области знаний и результат многолетней педагогической практики. Основная особенность этой программы заключается в ее целостности — в единстве структуры учебников, в единстве форм учебного процесса, в единстве используемых учебных схем, в единстве сквозных линий типовых заданий, в единстве подходов к организации учебной и внеучебной деятельности.
Важную роль в формировании универсальных учебных действий играет общая структура всех учебников комплекта. Маршрутные листы, предваряющие каждую тему, наглядно представляют учебные задачи, стоящие перед младшими школьниками. Выделение цветом на страницах учебников инвариантного и вариативного содержания материала, разноуровневая система заданий обеспечивают возможность организации образовательного процесса с учётом контингента учащихся, создания индивидуальных образовательных траекторий. Все структурные составляющие комплекта «Планета знаний» позволяют прежде всего формировать у учащихся такие общеучебные умения и навыки, как: умение решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций; работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами; овладевать первоначальными умениями поиска необходимой информации; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи; определять способы контроля и оценки деятельности; определять причины возникающих трудностей и пути их устранения; умение договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.

Система Занкова делает ставку на самостоятельность учащегося, его творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема здесь обратная традиционной. Сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями.

Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний, прохождение учебного материала «по спирали». Например, школьников уже на первом году обучения знакомят с понятием «Части речи», причём прийти пониманию этих понятий они должны самостоятельно. Задача обучения — дать общую картину мира на основе науки, литературы, искусства. Программа направлена на всестороннее развитие ребенка, она учит детей добывать информацию самим, а не получать готовую.

Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова

В этой программе особое место уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения. Уровень преподаваемых предметов — предельно сложный. Система обучения Эльконина-Давыдова предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков.

Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Более того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров.

Эта система подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить. В этой системе, правда, может отпугнуть отсутствие отметок. Но специалисты уверяют, что все под контролем: учителя сообщают все нужные рекомендации и пожелания родителям и собирают своего рода портфолио творческих работ учеников. Оно и выполняет роль показателя успеваемости вместо привычного дневника.

В системе Эльконина — Давыдова упор делается не на результат — усвоенные знания, а на способы их постижения. Иначе говоря, ученик может чего-то и не помнить, но должен знать, где и как при необходимости восполнить этот пробел. Другая особенность: дети усваивают не только то, что дважды два четыре, но и почему именно четыре, а не семь, восемь, девять или двенадцать. В классе изучаются принципы построения языка, происхождение и строение числа и т. п. Знания правил, основанные на понимании их причин, безусловно, держатся в голове крепче.

Перед родителями логично возникает вопрос — какую программу выбрать для своего ребенка? Все действующие программы утверждены и рекомендованы Министерством образования, опробованы на практике. Более того, результаты обучения по любой из программ ориентированы на единый образовательный стандарт. Это означает, что список знаний и умений, которыми должен обладать выпускник начальной школы, общий для всех — независимо от того, по какой из программ обучался ребёнок.

В традиционных программах учебный материал подаётся так, чтобы ребёнок шёл по пути «от простого к сложному». Закрепляется этот материал с помощью большого количества однотипных задач, расположенных в учебнике страница за страницей. Решая их, ребёнок запоминает способ решения задач такого типа и уверенно пользуется им.

Именно эта методика обучения подвергается критике за то, что многие дети в результате не умеют применять знания в нестандартных условиях. Если текст задачи сформулирован нетипично — ребёнок не может воспользоваться имеющимся навыком. Однако, ни у кого не вызывает сомнений многолетний опыт и результативность обучения по традиционным программам.

Читайте также:
Программа для изменения голоса которой пользуется мармок

Системы обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова до сих пор вызывают множество вопросов и обсуждений. Причин этому чаще всего две.

Первая — в большинстве современных школ невозможно создать условия, в которых эти системы обучения будут работать так, как задумывали авторы. Вторая — мало педагогов-энтузиастов, которые готовы соблюдать технологию обучения, а без этого хороших результатов добиться невозможно.

Структура этих программ не предполагает четкого деления на темы, нет привычного выделения правил, которые нужно выучить, нет однотипных заданий, расположенных подряд. Эти программы обучения подразумевают совершенно новый подход к процессу обучения — более творческий, требующий от детей активности и любознательности.

Учитель выступает не как наставник, а как друг и помощник, направляющий ход мысли детей. Цель этих программ — научить ребенка мыслить нестандартно. Общий недостаток систем Занкова и Эльконина — Давыдова: они не получают достойного продолжения на более высоких ступенях школьного образования. И если вы отдадите предпочтение одной из них, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.

Прежде чем выбрать школу, нужно узнать о ней все. В школах России с 1 апреля по 30 августа проводятся комплексные собеседования, которые совместно проводят: учителя, психологи, логопеды. Специалисты помогают родителям не только определиться с выбором той или иной модели обучения, но и выявить пробелы в дошкольном образовании и подготовить ребенка к школе.

Источник: nsportal.ru

Образование. Виды образовательных программ

Виды образовательных программ:

  • общеобразовательные – направлены на решение задач формирования общей культуры человека, адаптации её к жизни, создание основы для осознанного выбора профессии
  • профессиональные – направлены на повышение профессионального мастерства

Общеобразовательные программы (основные и дополнительные) направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К ним относятся программы:

  • дошкольного образования;
  • начального общего образования;
  • основного общего образования;
  • среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

К профессиональным относятся программы:

  • начального профессионального образования;
  • среднего профессионального образования;
  • высшего профессионального образования;
  • послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим г осударственным образовательным стандартом.

Образовательные программы подразделяются на:

  • основные
  • дополнительные.

Основные образовательные программы основываются на образовательных стандартах.

Дополнительные образовательные программы не основываются на образовательных стандартах. Их задачей является обычно более полное удовлетворение разнообразных образовательных потребностей личности. Дополнительные программы непосредственно и тесно связаны с образовательными услугами.

Содержание деятельности образовательного учреждения в основном определяется самим образовательным учреждением, его руководством, коллегиальными органами (педагогический совет, ученый совет), педагогическими работниками с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, а также авторских программ, утвержденных педагогическим или методическим советом учреждения.

Право на авторскую программу имеют все педагогические работники.

Такие программы утверждаются в установленном в образовательном учреждении порядке.

В настоящее время в российских школах широко используется два вида учебных программ:

  • типовые
  • рабочие учебные программы.

Типовые (примерные) программы очерчивают лишь базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением средств и приемов обучения специфических для конкретного учебного предмета.

Типовые программы разрабатываются соответствующим органом исполнительной власти, служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ и носят рекомендательный характер.

Учебная программа структурно состоит из трех основных компонентов:

Разделы

  • ЭКЗАМЕНЫ — 2023.
  • Конституция Российской Федерации 1993 года с поправками 2020.Текст + комментарий.
  • ЕГЭ. Обществознание. Задание № 23. Вариант № 31.КОНСТИТУЦИЯ РФ.
  • ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — ШКОЛЬНИКАМ.
  • Обществознание. Повторение теории к ЕГЭ и ОГЭ. Карточки: вопрос-ответ.
  • СЛОЖНЫЙ ВОПРОС – ПРОСТОЙ ОТВЕТ
  • Готовиться к ЕГЭ легко и просто.
  • Обществознание. ВСЯ ТЕОРИЯ В ОДНОМ МЕСТЕ.
  • ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору.
  • Готовимся к экзаменам.Трудные вопросы.
  • ЕГЭ. Обществознание. Задание № 24. ПЛАН.
  • Предэкзаменационный марафон. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
  • Общество. Теория
  • ОБЩЕСТВО. Термины.
  • Человек. Теория
  • ЧЕЛОВЕК. Термины.
  • Познание. Теория
  • ПОЗНАНИЕ. Термины.
  • Духовная сфера. Теория
  • Духовная сфера. Термины.
  • Политика. Теория
  • ПОЛИТИКА. Термины.
  • Право. Теория
  • ПРАВО. Термины.
  • Социальная сфера. Теория
  • Социальная сфера. Термины.
  • Экономика. Теория
  • Экономика. Термины.

Источник: obschestvoznanie-ege.ru

Современные образовательные системы: «путеводитель» для родителей

Количество программ, по которым на сегодняшний день проводится обучение в школах, многих родителей ставит в тупик. В действительности все не так сложно. Сразу оговоримся: любая программа должна соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (ФГОС НОО). Все существующие образовательные системы условно разделают на традиционные и развивающие. Детально рассмотреть каждую из них в рамках статьи, к сожалению, невозможно, однако мы постараемся выделить основные нюансы, значимые для родителей и их детей.

Традиционные системы обучения

Как правило, к ним относят следующие программы: «Школа России», «Начальная школа XXI века», «Перспектива», «Гармония», «Школа 2100», «Планета знаний», «Перспективная начальная школа», «РИТМ». Кратко расскажем о каждой из них.

Читайте также:
Как разобрать чужую программу

«Школа России» – самая распространенная система обучения. Программа наиболее близка к традиционной, классической.

К минусам можно отнести:

  • количество информации, изучаемой детьми за небольшие промежутки времени;
  • задания могут потребовать помощи взрослых и поиска дополнительных материалов;
  • опечатки в учебниках.

Но несомненным плюсом является ориентированность на учеников с разным уровнем подготовки, преемственность с программой для средней школы.

«Перспективная начальная школа» – ориентирована на системно-деятельностный подход в образовании. Этим объясняется большое количество проектной работы.

В числе недостатков:

  • сложность при изложении материала;
  • малое количество литературных произведений русских классиков, авторов Золотого и Серебряного века в программах;
  • сложные для понимания задания по математике.

Успех освоения этой программы во многом зависит от мастерства учителя. Если он хорошо подготовлен и имеет большой опыт работы в рамках «Перспективной начальной школы», дети могут показать неплохие результаты.

«РИТМ» («Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление») – доработка учебно-методического комплекта программы «Классическая начальная школа». Все учебники данной программы направлены на формирование у детей духовно-нравственных ценностей и развитие личности ребенка как гражданина и патриота своей страны.

«Начальная школа XXI века» – создана под руководством профессора Н. Ф. Виноградовой. Учебные материалы, относящиеся к разным предметам, рассматриваются как целостный комплекс подготовки ученика. Программа учитывает преемственность между начальной и средней школой.

  • многие родители отмечают сложность этой программы для среднего школьника и ее запутанность;
  • отводится мало времени повторению пройденного материала.

«Перспектива» – программа предполагает соединение традиционного и развивающего типа обучения. Согласно ее требованиям, ребенок должен быть заинтересованным участником процесса, но достичь этого не всегда просто.

  • многие родители и педагоги отмечают поверхностное изложение материала;
  • длительное время дети занимаются по прописям, что впоследствии, при переходе к работе в тетрадях, вызывает сложности (как правило, учителя используют прописи других учебных программ);
  • для выполнения некоторых заданий нужны источники, не входящие в комплект;
  • большое количество проектов потребует помощи родителей.

Из плюсов – программа позволяет легко адаптироваться к учебному процессу и подойдет детям, которые идут в школу, не умея читать и писать.

«Гармония» – учебная программа, основанная на деятельностном подходе в образовании, когда ребенок не получает решение проблемы в готовом виде, а учится добывать его самостоятельно.

В числе минусов:

  • при таком подходе могут появиться сложности в восприятии нового материала;
  • при изучении русского языка делается акцент на изучении орфоэпических норм, что не всегда хорошо − дети часто пишут, как слышат, или заменяют буквы на письме транскрипцией;
  • в целом письму отводится очень мало времени.

«Школа 2100» — это единственная программа непрерывного образования с детского сада и до одиннадцатого класса школы. На данный момент используется в ограниченном числе образовательных организаций, так как учебные пособия не прошли экспертизу Министерства просвещения.

  • задания выполнимы лишь для детей со средним и высоким уровнем подготовки, часто требуют контроля и помощи со стороны родителей;
  • минусом может стать отсутствие у педагогов желания продолжать обучение по программе в основной и средней школе.

К плюсам можно отнести акцент на развитие способности ребенка учиться и добывать знания.

«Планета знаний» — это традиционная программа с развивающим компонентом, ориентированная на самостоятельную деятельность ребенка.

  • многие из проектных заданий дети не в состоянии выполнить самостоятельно;
  • занимаясь по этой программе, школьник тратит массу времени на выполнение домашней работы.

В целом программу «Планета знаний» можно оценить как более сложную, чем «Школа России», но после обучения по ней дети отлично подготовлены к переходу в основную школу.

Развивающие системы обучения

Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Авторы Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов – известные психологи, основатели системы развивающего обучения. Программа сложная, кардинально отличается от других. Она предполагает, что ребенок находится в постоянном поиске информации, развивает теоретическое мышление и воображение. При этом программа характеризуется минимумом домашних заданий.

  • преподавание предметов ведется на сложном уровне;
  • при переходе на другую систему обучения возникают трудности.

К плюсам можно отнести формирование высокой мотивации к обучению, получение глубоких знаний, развитие умения решать учебные задачи нестандартно. Уроки интересны, часто используются игры.

Система Л. В. Занкова. Большое внимание в программе уделено развитию логики, мышления, умения самостоятельно добывать знания.

В числе недостатков:

  • при поступлении в школу нужна хорошая подготовка;
  • так же, как в случае с системой Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, необходимо продолжение обучения по программе в основной и средней школе.

Среди плюсов можно выделить формирование осознанности обучения, обучение детей аргументировать и доказывать свою точку зрения, акцент на работу в группах.

Подведем итоги

Выбирая учебную программу, нужно ориентироваться на уровень подготовленности и багаж знаний ребенка. Внимательно отнеситесь к выбору учителя начальных классов − какой бы ни была программа, очень многое будет зависеть от педагога, его стиля преподавания, заинтересованности, отношения к детям и работе. Помните, что успехи вашего ребенка в обучении будут также во многом зависеть от вашего желания участвовать в школьной жизни, тратить свои силы и время на воспитание.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Источник: dzen.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru