Стандарт и программа
Содержание каждого уровня образования в России определяется образовательной программой, а в основе образовательной программы лежит образовательный стандарт, то есть необходимый минимум знаний для данного уровня образования. Государственный образовательный стандарт основного общего образования утверждается Государственной Думой.
Попытаемся более конкретно понять, что такое стандарт и программа. Например, образовательный стандарт основного общего образования устанавливает, что должен знать и уметь выпускник основной школы: грамотно письменно и устно излагать свои мысли, решать задачи из определенных разделов математики, знать основные законы физики и химии и их применение, события российской и мировой истории, произведения классики российской и мировой литературы, знать, что такое право и закон, каковы права и обязанности человека и гражданина, и т. д. Стандарт отвечает на вопрос, что должен знать выпускник школы.
Программа отвечает на другой вопрос. Она определяет, в какой последовательности, начиная с дошкольного обучения и до девятого класса, ученик будет получать знания, предусмотренные стандартом. Например, в начальной школе школьник учится читать с определенной скоростью, знакомится с четырьмя действиями арифметики, постигает основные правила письма и т. д. Программа предусматривает постепенное наращивание знаний от класса к классу.
Профилактика нарушений при разработке основной образовательной программы среднего общего образования
Образовательные программы делятся на общеобразовательные и профессиональные, то есть обучающие профессии.
В число общеобразовательных входят следующие программы:
- — дошкольного образования;
- — начального общего образования;
- — основного общего образования;
- — среднего (полного) общего образования.
Каждая из них имеет свою главную задачу. Дошкольное образование прежде всего подготавливает детей к жизни в обществе, к общению с другими людьми. Программы начального и основного общего образования преследуют цель сформировать общую культуру личности. Последняя ступень среднего (полного) образования ориентирует на выбор будущей профессии.
Все общеобразовательные программы связаны между собой преемственностью: от низшей к высшей. Каждая последующая программа базируется на предыдущей. Освоение каждой новой программы означает повышение уровня образования. Если ученик не овладел предшествующим уровнем знаний, он не может быть допущен к изучению более высокого последующего уровня. Ученики первого—девятого классов, имеющие неудовлетворительные оценки по двум и более предметам, по усмотрению их родителей, могут пройти повторное обучение в том же классе.
Основное общее образование и аттестация (экзамен) после него обязательны до 15-летнего возраста. Полное среднее образование (11 классов) может получить каждый желающий, окончивший 9 классов ученик, и его должны принять в школу без какого-либо конкурса.
Главная задача профессиональных программ — подготовка специалистов соответствующей квалификации или повышение их квалификации. В их число входят программы:
Образовательные программы: виды и требования к реализации
- — начального профессионального образования;
- — среднего профессионального образования;
- — высшего профессионального образования;
- — послевузовского профессионального образования.
Школы и училища начального профессионального образования готовят квалифицированных рабочих и служащих массовых профессий — шоферов, станочников, мастеров по ремонту различной аппаратуры, маляров, штукатуров, секретарей, стенографисток и т. д.
Техникумы (колледжи) дают среднее профессиональное образование, подготавливают технических и производственных специалистов среднего звена, способных руководить определенным участком работы и решать технические задачи средней сложности.
Университет, институт, академия дают своим выпускникам высшее профессиональное образование, готовят специалистов высокой квалификации.
Прием в техникумы и вузы осуществляется на основе конкурсного экзамена, то есть состязания на лучшие знания. Все, кто выдержал конкурс в государственный техникум или вуз, учатся бесплатно. Кроме того, есть платное образование в негосударственных учебных заведениях, а также в государственных вузах для не выдержавших конкурс.
Система и культура высшего образования существенно отличаются от школьных. Здесь центральной фигурой становится студент с его самостоятельной работой над книгой, практическими заданиями. Вуз немыслим без библиотеки, имеющей необходимый научный фонд.
В последние годы в России открылось много частных вузов, которые не могут обеспечить высшее образование высокого качества. Они не обеспечены профессорско-преподавательскими кадрами, не говоря уже о библиотечных фондах и лабораторных классах. Высокому уровню образования не способствовало также повышение ранга многих провинциальных педагогических институтов до университета.
Особенность университетов состоит в том, что в них готовят прежде всего научных работников. Университет — учебный и научный центр, в нем развиваются научные школы и направления. Университеты — авангард высшего образования и науки.
Источник: studref.com
Основное общее образование — это вторая ступень общего образования. Школы основного общего образования
Основное общее образование — это вторая ступень российского общего обучения. Согласно Конституции РФ, оно является общедоступным и обязательным. ФГОС основного общего образования направлен на приведение в соответствие возрастных особенностей школьников подросткового возраста и содержания образования.
Направленность ФГОС на второй ступени обучения
В подростковом возрасте ребенок стремится к познанию окружающего мира, самоопределению, практической деятельности. Именно поэтому стандарт основного общего образования направлен на деятельностный компонент, позволяющий повышать мотивацию школьников к обучению, развитию. Он учитывает интересы и потребности подростков, не ограничивается теоретическими знаниями в определенной научной области.
Особенность педагогических целей, которые ставятся на второй ступени обучения, заключается в личностном росте школьников.
Цели обучения
ФГОС основного общего образования направлен на реализацию:
- формирование единого представления о мире на базе приобретенных знаний;
- развитие навыков индивидуальной и коллективной деятельности;
- познание и самопознание;
- построение индивидуальной профессиональной траектории.
Приоритетом являются именно универсальные учебные навыки школьников, а не заучивание научных фактов.
Основное общее образование — это последняя ступень обязательного обучения в нашей стране. Именно поэтому в качестве базовых требований к содержанию такого образования выступает достижение выпускниками основной школы определенного уровня функциональной грамотности. Она нужна им для социальной адаптации, причем не только по математическому и естественнонаучному, но и культурному и социальному направлениям.
Задача основной школы
Она заключается в подготовке школьников к ответственному и осознанному выбору профессионального и жизненного пути. Получение основного общего образования – обязательное условие для каждого российского школьника. На этом этапе осуществляется последовательная индивидуализация обучения, ведется предпрофильная подготовка. Обучающиеся в основной школе учатся самостоятельно определять цели, искать путь их реализации, применять в повседневной жизни опыт, приобретенный в школе.
Обязательные предметы
Программа основного общего образования предполагает обязательное преподавание следующих учебных дисциплин:
- русский язык;
- литература;
- алгебра;
- геометрия;
- география;
- история;
- обществознание;
- физика;
- химия;
- иностранный язык;
- информатика и ИКТ;
- биология;
- технология;
- основы безопасности жизнедеятельности;
- физическая культура.
Кроме того, обязательным является включение в основную ступень обучения профориентации, а также 2-3 дополнительных курсов в рамках предпрофильной работы.
Требования стандарта
Основное общее образование — это этап, который завершается обязательной итоговой государственной аттестацией школьников. Именно поэтому были разработаны требования к навыкам, умениям выпускников основной ступени обучения, которые и стали основой для определения содержания учебного материала по каждому школьному предмету.
Необходимым условием для успешной социализации подростков является овладение общими навыками, умениями, способами деятельности.
В познавательной деятельности предполагается освоение методов изучения окружающего мира: наблюдений, опытов, экспериментов, моделирования.
Выпускники основной школы должны находить и выделять важные функциональные связи между частями и целым объектом, различать отдельные этапы одного процесса, устанавливать причинно-следственные связи.
Основное общее образование — это время, когда подростки овладевают алгоритмами решения учебных задач. Они приобретают навыки комбинирования стандартных способов с учетом предлагаемой ситуации, выбирают наиболее оптимальный способ решения проблемы. Выпускники основной школы должны выдвигать гипотезы, проверять их на практике с помощью лабораторных опытов и экспериментов.
При решении практических учебных задач подростки должны использовать творческий подход, отказываясь от шаблона, предлагать оригинальное собственное решение. Отдельное внимание ФГОС уделяет вовлечению выпускников основной школы в проектную и исследовательскую деятельность.
Именно школы основного общего образования должны предлагать подросткам возможность проводить собственные исследования в разных научных областях, способствующие самосовершенствованию, саморазвитию подрастающего поколения РФ.
Предпрофильная подготовка
Для того чтобы выпускникам основной ступени обучения было легче определиться с будущей профессией, после модернизации отечественной системы образования, для выпускников девятых классов стали предлагаться дополнительные элективные курсы, посещение которых является обязательным. Ребята, занимаясь химией, физикой, математикой, биологией, другими научными дисциплинами вне учебной программы, получают возможность осознания их важности для них. Благодаря элективным курсам осуществляется осознанный выбор будущей профессии, варианта достижения поставленной цели.
Например, в рамках предпрофильной подготовки девятиклассники знакомятся с профессиями, востребованными на современном рынке труда. Кроме того, в ходе курса с подростками работает профессиональный психолог. Он помогает им сделать осознанный выбор своей будущей жизни. Кто-то из выпускников основной школы после получения аттестата выберет обучение в колледже, техникуме, имея представления о специфике профессии.
Вариант элективного курса в основной школе
Помимо профориентационной работы, педагоги разрабатывают для девятиклассников курсы по различным учебным дисциплинам. Например, те ребята, в планы которых входит поступление в медицинские и фармацевтические учебные заведения, могут посещать занятия в «Академии химических наук». Целью данной программы является расширение представлений о многогранности и важности химии, ее безграничных возможностях.
В рамках курса, рассчитанного на 12-14 часов, ребята узнают о вариантах хранения химических реактивов в школьной лаборатории и на различных производствах, изучают особенности технологических процессов получения неорганических солей и кислот. Отдельное внимание уделяется формированию навыков практической деятельности. Сначала девятиклассники рассматривают основные правила техники безопасности, которые важно знать и использовать при работе в химическом кабинете, затем они отрабатывают их при проведении практических работ и лабораторных экспериментов.
Учитывая, что в конце девятого класса, ребятам предстоит выпускной экзамен за курс основной школы в форме ОГЭ, а химия является одним из предметов по выбору, педагог старается отводить в рамках программы элективного курса несколько часов на разбор заданий повышенной сложности.
Заключение
Основное общее образование в нашей стране является обязательным для всех граждан РФ. Для того чтобы в разных регионах России у выпускников девятых классов были равные возможности на последующее обучение, трудоустройство, были разработан образовательный стандарт. Этот документ включает в себя основные требования к навыкам, умениям, которые должны быть сформированы у выпускника девятого класса.
Источник: businessman.ru
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
• навыками применения норм законодательства об общем образовании в правоприменительной практике.
Уровни общего образования. Право на получение общего образования
Согласно ч. 4 ст. 10 Закона об образовании в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
- 1) дошкольное образование;
- 2) начальное общее образование;
- 3) основное общее образование;
- 4) среднее общее образование.
Таким образом, в Российской Федерации существуют четыре уровня общего образования. Дошкольное образование вошло в число уровней общего образования только с принятием действующего Закона об образовании. Ранее действовавший Закон РФ «Об образовании» считал дошкольное образование отдельным видом образования.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 12 Закона об образовании в рамках указанных выше уровней общего образования реализуются соответствующие основные общеобразовательные программы — образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования.
Частью 1 ст. 63 указанного Закона устанавливается, что перечисленные выше образовательные программы являются преемственными. Однако, несмотря на это, дошкольное образование по-прежнему не является обязательным. Этот вывод подтверждается, с одной стороны, тем, что ч. 5 ст. 66 не устанавливает этот уровень образования в качестве обязательного, а с другой — освоение образовательной программы дошкольного образования не является условием допуска к освоению программы начального общего образования.
Право на получение общего образования законодательство связывает с достижением определенного возраста, установленного ч. 1 ст. 67 Закона об образовании. Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.
Следует отметить, что по заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию па обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.
Каких-либо иных требований по условиям доступа к освоению программ общего образования в законодательстве не установлено. Иначе говоря, возможность реализовать это право не зависит от состояния здоровья, в том числе и психического, а также от имеющихся на момент приема в образовательную организацию компетенций, например умения читать, считать и т.д., и любых других обстоятельств. Это является в том числе продолжением неотъемлемого права каждого на образование, закрепленного в ч. 1 ст. 43 Конституции РФ. Из этого положения вытекает требование к государству об обеспечении общедоступности общего образования, что означает, с одной стороны, обязанность государства обеспечить существование необходимой сети образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, которая бы обеспечивала возможность получения такого образования любым лицом независимо от места его жительства, а с другой — обязанность по созданию специальных условий для получения образования лицами с особыми образовательными потребностями.
Также право на получение общего образования не зависит от гражданства. Часть 2 ст. 78 Закона об образовании говорит о том, что иностранные граждане обладают равными с гражданами России правами на получение данного вида образования на общедоступной и бесплатной основе.
Вместе с тем общее образование — не только право, но и обязанность. Часть 4 ст. 43 Конституции РФ устанавливает, что основное общее образование обязательно. Закон об образовании повышает обязательный уровень образования до среднего общего образования. Впрочем, данный уровень образования как обязательный был установлен и в прежнем Законе РФ «Об образовании».
Данное требование нельзя рассматривать как противоречащее Конституции РФ.
Как отметил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 07.06.2000 № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”», такое требование дополнительно гарантирует более широкие возможности для несовершеннолетних, которые хотели бы продолжить свое обучение. Данный вывод может быть экстраполирован и на Закон об образовании. Иначе говоря, рассматриваемое требование не должно рассматриваться как возложение дополнительного бремени на обучающегося и его родителей (законных представителей), а свидетельствует о возложении государством на себя дополнительных обязанностей по обеспечению реализации права граждан на образование, поскольку среднее общее образование, как и остальные уровни общего образования, является бесплатным и общедоступным.
Говоря об обязанности граждан получить среднее общее образование, необходимо отметить, что такая обязанность является «мягкой». Безусловной в данном случае является обязанность государства обеспечить условия для получения такого образования. Для конкретного лица это является скорее моральной обязанностью, так как за ее невыполнение не установлено никаких санкций. Этот вывод подтверждает, в частности, и ч. 5 ст. 66 Закона об образовании, согласно которой требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
Механизмами реализации рассматриваемого права и обязанности является, с одной стороны, возложение на родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся обязанности обеспечить получение их детьми общего образования (п. 1 ч. 4 ст. 44 Закона об образовании), а с другой — возложение на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов обязанности по ведению учета детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей (ч. 5 ст. 63 Закона).
Кроме этого, следует отметить, что все основные образовательные программы могут быть освоены в форме семейного образования, а программы среднего общего образования — также в форме самообразования.
Источник: studme.org
Виды образовательных учреждений:
(реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам);
Гимназия
(реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования);
Лицей
(реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования).
Источник: obrmos.ru