Инструкция как набрать баллы НМО | Непрерывное медицинское образование
Мы постарались максимально подробно, но в то же время понятно рассказать о баллах НМО. Что такое НМО, зачем это нужно, как набирать и активировать баллы – читайте на этой странице.
Напоминаем, что на образовательном портале MEDPOINT вы найдете десятки интересных и информативных вебинаров с баллами НМО, которые проводят ведущие лекторы из мира медицины!
НМО в вопросах и ответах
Начиная с 1 января 2021 года все медицинские работники проходят квалификацию и допуск к профессиональной деятельности по новым правилам — сертификаты медицинского специалиста перестали выдаваться на территории России. Вместо них нужно получать свидетельства об аккредитации.
Чтобы пройти аккредитацию и получить свидетельство об аккредитации, необходимо принять участие в системе непрерывного медицинского образования (НМО) с ежегодным посещением образовательных мероприятий, а также прохождением итоговой аккредитации каждые 5 лет.
Что такое НМО?
НМО – новая форма последипломного образования, позволяющая медицинскому работнику непрерывно повышать квалификацию, совершенствуя знания и умения на протяжении всей профессиональной деятельности.
Как, когда и в какой форме проходит обучение?
Обучение в рамках НМО доступно медработникам на протяжении всего календарного года. Вы можете посещать только необходимые вам мероприятия и выбрать максимально удобный для вас формат – очный (семинары, лекции, практические занятия) или дистанционный (вебинары).
Что такое баллы НМО?
Посещая как очные, так и онлайн образовательные мероприятия, вы зарабатываете так называемые баллы или зачетные единицы трудоемкости (ЗЕТ). 1 ЗЕТ или балл НМО соответствует одному академическому часу обучения.
Сколько баллов нужно набрать?
Для допуска к периодической аккредитации нужно набрать 250 баллов НМО в течение 5 лет, т.е. по 50 баллов ежегодно. Из них примерно 36 баллов рекомендуется набирать в рамках программ «формального» образования (Программы ДПП ПК 18/16 часов) и оставшиеся 14 баллов – в рамках «неформального» (вебинары).
Можно ли набрать 250 баллов перед аккредитацией, а не «растягивать» процедуру набора на все 5 лет?
В теории это возможно, но делать так определенно не стоит. В методике оценки портфолио помимо образовательных модулей есть специальный показатель, который учитывает сколько специалист «потратил лет» из пятилетнего цикла для сбора баллов. Таким образом необходимо ежегодно набирать баллы, чтобы было видно, что специалист участвовал в НМО ежегодно. Тем не менее незначительные отклонения в ежегодном количестве баллов допускаются.
Записаться на вебинары
Как зарабатывать баллы НМО?
У вас есть возможность набирать баллы ЗЕТ в рамках следующих форматов обучающих программ.
Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации (ДПП ПК)
В рамках ДПП ПК существуют программы длительностью 18 и 36 часов, что равно 18 и 36 баллам НМО соответственно. В большинстве случаев 36-часовые программы рассчитаны на 6 дней очного/заочного обучения, а 18-часовые программы на 3 дня.
Выбрать курсы
За каждый вебинар начисляется от 1 до 3 баллов, в зависимости от количества академических часов.
Смотреть вебинары
Очные образовательные мероприятия
За очные мероприятия длительностью 6+ часов начисляется до 6 баллов за один учебный день и до 12 баллов за все мероприятие в целом.
Интерактивные образовательные модули
За каждый успешно пройденный интерактивно образовательный модуль (ИОМ) участнику может быть начислено от 1 до 2 баллов.
Как набрать 50 баллов НМО за год?
Наиболее популярная схема набора 50 баллов НМО — одна программа 36 часов или две 18 часов + 14 вебинаров.
Однако, как показывает практика, подавляющее большинство специалистов не ограничиваются 14 вебинарами в год. Ведь в рамках вебинаров ведущие специалисты делятся ценным опытом с аудиторией вебинара, а также предоставляют информацию о самых актуальных исследованиях.
Мы регулярно обновляем информацию и предлагаем участникам актуальные и полезные материалы, которые подаются лучшими лекторами-экспертами в максимально простом и удобном формате.
Вебинары с НМО
Как активировать баллы НМО: подробная инструкция
Авторизуйтесь в вашем личном кабинете специалиста на официальном Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России edu.rosminzdrav.ru
В личном кабинете перейдите на вкладку «Мой план», расположенную в верхней панели инструментов
Нажмите на кнопку «Добавить элементы» и получите список рекомендованных для вас образовательных элементов (учебных программ)
Если вы повышаете профессиональную квалификацию сразу по нескольким специальностям, выберите в верхнем левом углу специальность, по которой планируете пройти обучение в данный момент времени.
Перейдите на вкладку «Образовательные мероприятия». Чтобы найти мероприятие необходимо в соответствующей строке указать несколько слов из названия вебинара, а также дату его проведения.
Кликните на вебинар и перейдите на страницу мероприятия. Добавьте образовательный элемент в список, нажав на кнопку «Включить в план». Убедитесь в том, что выбранный вебинар отображается в списке неосвоенных образовательных элементов.
После успешного завершения обучения организатор направит вам персональный код для активации баллов НМО, как правило это занимает до 2-х недель.
Пользователи MEDPOINT получают код НМО на электронную почту, также вместе с сертификатом об участии код НМО появляется в личном кабинете в течение 3-х дней с даты проведения вебинара. Чтобы ускорить процесс поиска вебинара на сайте edu.rosminzdrav.ru, нажмите кнопку «Активировать» в личном кабинете и вас автоматически перенаправит на нужную страницу вебинара.
Получив код активации баллов НМО, зайдите в личный кабинет на портале edu.rosminzdrav.ru. Перейдите на страницу мероприятия и нажмите кнопку «Ввести код». В появившемся поле введите код и нажмите кнопку «Проверить код».
После того, как система проверит введенный код активации, мероприятие автоматически отобразится в освоенных, а начисленные баллы – в вашем Плане обучения. Помните, что проверка кода системой может занять определенное время.
Если код был введен некорректно, вы получите соответствующее оповещение и сможете ввести его повторно. Если вы столкнулись в процессе подтверждения кода с любыми проблемами (включая технические), вы всегда можете обратиться за помощью в техподдержку Портала.
Источник: medpoint.pro
Принципы и правила НМО
Непрерывное медицинское образование (НМО) — это система образования, обеспечивающая непрерывное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков в течение всей профессиональной деятельности специалистов, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение профессиональных компетенций.
Как устроено НМО и что оно даёт?
Непрерывное медицинское образование, даёт возможность усовершенствовать свои знания и навыки в медицинской профессии — на постоянной основе. Если раньше медицинский специалист, проходил курсы по повышению квалификации — 1 раз в пять лет, то теперь обновление знаний и получение актуальной информации, будет происходить регулярно.
Обучение по НМО проходит в течении пяти лет, за которые специалист должен набрать 250 баллов. И по итогу пяти лет — медицинский работник проходит итоговую аккредитацию и все начинается по новой. Получается в год — необходимо набрать 50 баллов.
Чтобы стать звеном всей системы НМО — нужно зарегистрироваться на портале и начать проходить различные тестовые задания и модули. Каждый пройденный модуль — это балл. За каждый модуль начисляется разное количество баллов. Прохождение вебинаров, конференций — это все тоже, входит в набор баллов НМО. В течении всего времени, пока медицинский специалист, набирает баллы — тем самым, формируется портфолио медработника, которое будет необходимо для прохождения итоговой аккредитации.
Основная цель НМО обеспечение гарантии гражданам РФ, что в медицинских организациях оказывается качественная и безопасная медицинская помощь в соответствии с международными показателями. Программы НМО для врачей на сайте ru-nmo.com.
Основные принципы НМО:
- Непрерывность процесса (в течение всего календарного года, отдельными циклами или курсами, на учебных мероприятиях и самостоятельно) на протяжении всей профессиональной жизни врача;
- Разнообразие форм обучения (в режиме реального времени — аудиторные занятия, конференции, семинары, симуляционные курсы и др. и с использованием инновационных технологий — электронные модули, видеоролики, телемедицинские курсы и др.);
- Формирование актуальных учебных программ и обеспечение качества материалов (используемые модули разрабатываются, редактируются и корректируются ведущими специалистами профессиональных медицинских сообществ по различным специальностям);
- Контроль и учет образовательной активности.
- Обязанность работодателя по обеспечению участия его работников в системе НМО. Для успешной реализации медицинскими работниками своих прав на НМО (согласно статье 72 Федерального закона №323-ФЗ) работодатель обязан:
- предоставить время для обучения;
- предоставить возможность выбора места и необходимого профиля обучения посредством реализации образовательных сертификатов;
- оплатить мероприятие и командировочные расходы;
- обеспечить доступ на рабочем месте к традиционным литературным данным и электронным библиотекам.
Индивидуальные пятилетние циклы
Повышение квалификации специалистов, прошедших «последнюю» сертификацию или аккредитацию после 1 января 2016 года, будет проходить в рамках системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования в виде индивидуального пятилетнего цикла обучения по соответствующей специальности. Курсы НМО на сайте ru-nmo.com.
Такое обучение должно включать:
- формирование индивидуального плана обучения по соответствующей специальности;
- последующее его дискретное освоение в течение 5 лет, по окончанию которого специалист допускается к процедуре повторной аккредитации.
Информационная поддержка формирования и освоения индивидуального плана будет осуществляться с помощью Портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования из Личного кабинета специалиста со страницы «Пятилетние циклы обучения». Для этого специалисту следует выбрать специальность и начать формировать индивидуальный план.
Компонентами индивидуального плана являются различные виды образовательной активности, информация о которых размещена на Портале.
Перечень и краткое описание всех программ непрерывного образования и всех образовательных мероприятий по соответствующей специальности будут доступны после выбора специальности для формирования индивидуального плана.
Информационные электронные сообщения о начислении кредитов направляются зарегистрированным пользователям по электронному адресу, указанному при регистрации, после активации индивидуальных кодов или по прохождению электронного учебного модуля.
Освоение компонента индивидуального плана подтверждается соответствующим документом. Учет освоения компонентов индивидуального плана ведется с помощью Портала.
После успешного выполнения индивидуального плана специалист может быть допущен к прохождению процедуры повторной аккредитации специалиста. Решение о допуске к аккредитации специалиста принимается аккредитационной комиссией.
Обучение вне пятилетних циклов
Если Вы получили сертификат специалиста до 1 января 2016 года, то обучение по данной специальности может проходить двумя способами:
- Первый способ. Пройти традиционный цикл повышение квалификации (не менее 144 академических часов или 4 недель). Традиционный цикл повышения квалификации специалист может пройти в организации, осуществляющей образовательную деятельность и имеющей лицензию на дополнительное профессиональное образование. Обучение может проходить за счет федерального бюджета или на договорной основе, в том числе с применением образовательного сертификата за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования. Выбор соответствующего цикла повышения квалификации объемом не менее 144 академических часов Вы можете осуществить как через Портал, так и без его использования.
- Второй способ. Составить индивидуальный план обучения в объеме не менее 144 академических часов и пройти его в течение периода действия своего сертификата специалиста. Освоение допускается, в том числе, в рамках модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования. Компонентами индивидуального плана по соответствующему циклу могут быть:
- одна или несколько программ повышения квалификации, которые реализуются образовательной организацией, трудоемкостью от 16 академических часов суммарным объемом не менее 108 часов;
- одно или несколько очных, или заочных образовательных мероприятий предоставляемых медицинскими профессиональными некоммерческими организациями по специальностям, предварительно одобренных Координационным советом по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения Российской Федерации, суммарным объемом не более 36 академических часов.
Специалист может пополнять индивидуальный план циклов повышения квалификации и образовательных мероприятий в течение всего периода обучения до окончания срока действия сертификата специалиста.
Получить подробную информацию о непрерывном медицинском образовании или проконсультироваться по вопросам выбора курса НМО можно на сайте ru-nmo.com.
Источник: ru-nmo.com
Портал НМО. Что это и зачем он нужен?
Портал непрерывного медицинского образования (НМО) – это платформа для последипломного образования врачей, призванная служить повышению квалификации и расширению знаний. Главное преимущество портала – это возможность дистанционно посещать лекции и семинары, которые проводятся на базе различных медицинских учреждений. Благодаря этому врачи могут выбирать те профессиональные мероприятия, которые им действительно интересны, а не делать выбор на основе времени и географии проведения. На портале размещены как платные, так и бесплатные курсы.
Как проходит обучение на портале?
Платформа НМО работает по системе баллов (кредитов), которые начисляются медикам за пройденные часы обучения. Один кредит равен одному академическому часу. Для того, чтобы иметь право продолжать вести свою профессиональную деятельность, каждый врач должен ежегодно набирать минимум 50 баллов (250 за 5 лет), которые эквиваленты часам обучения. Мероприятия имеют различный вес:
- 14 баллов в год – за посещение мероприятий (онлайн и оффлайн);
- 36 баллов – за прохождение образовательных циклов.
Как именно набирать необходимое количество баллов, каждый медик решает сам. Можно выбрать один длинный курс (36 часов) или несколько коротких (18 часов). Отдельно оцениваются интерактивные части курсов, посещение вебинаров.
В год достаточно посетить один длинный курс или два коротких. За посещение вебинара присваивается 1-2 балла, для набора баллов за год достаточно принять участие в 7-14 онлайн-лекциях. За присутствие на оффлайн мероприятии начисляется 6-12 баллов в зависимости от его продолжительности.
Баллы засчитываются только за освоение тех курсов и мероприятий, которые аккредитованы для специальности врача. Если врач имеет несколько специальностей, то для каждой из них формируется своя образовательная траектория. Баллы для повышения квалификации по каждой из специальностей набираются отдельно.
На портале НМО есть мероприятия и курсы, которые могут быть зачтены в несколько траекторий. Все набранные баллы в дальнейшем отображаются в личном кабинете НМО. За посещение вебинаров выдаётся персональный код, который необходимо зарегистрировать в своём портфолио вручную.
Бесплатные способы получения баллов
- Обратиться к работодателю. Согласно закону, оплата повышения квалификации медикам оплачивается за счёт ОМС;
- Поиск спонсора. Им может стать профсоюз, частная медицинская компания, меценат и др.;
- Программы лояльности. Некоторые учебные центры дарят возможность пройти платные курсы НМО в качестве бонуса за прохождения программы повышения квалификации.
Ключевые плюсы портала НМО для врачей:
- Индивидуальная траектория обучения;
- Возможность повышать квалификацию прямо с домашнего компьютера;
- Формирование персонального портфолио;
- Возможность выбрать лекции, спикеров и интересующие темы, а не проходить стандартный курс;
- Размещенные на портале курсы проходят проверку на соответствие строгим стандартам.
Интеграция с порталом НМО
Для вузов участие в системе НМО является обязательным. Авторами учебных мероприятий также могут являться:
- Медицинские организации (например, частные клиники);
- Профессиональные некоммерческие организации.
Сотрудничество осуществляется с целью разработки образовательных мероприятий (семинаров и интерактивных элементов), а также для анализа уже существующего образовательного контента. Преимуществом интеграции с НМО является автоматическая передача данных на государственный портал.
Если вы хотите ещё больше узнать об образовательных платформах в России, то обязательно подписывайтесь на рассылку LMS-service. В социальных сетях также публикуем самые актуальные и интересные материалы, ищите в Telegram, ВКонтакте, Facebook, VC RU и YouTube.
Источник: lms-service.ru
Система НМО: о сторонах одной медали
Система непрерывного медицинского образования (НМО) — многопрофильная и многоуровневая система постдипломного образования медиков. В рамках этой концепции все — от санитаров до узконаправленных специалистов — получают доступ к базе данных и материалов по своей специализации и профилю работ.
Если крайне просто и утрированно — эдакий официальный лекторий, в котором можно укрепить и подтвердить свои знания.
Казалось бы, благородная схема, которая обречена на успех. Но не все так просто.
В действительности НМО — это противоречивая аббревиатура для медиков, особенно опытных. Для непосвященных же, которым приходится с этой системой взаимодействовать, НМО представляется симулятором адекватной организации образования.
В сегодняшней статье мы расскажем истоки становления НМО, порассуждаем о плюсах и минусах существующих реалий и попробуем предсказать дальнейшее развитие системы.
Времена до эпохи НМО
Для одних — смутное время, для других — мгновенья счастья, когда трава была зеленее (у соседей в саду). Истина, как всегда, кроется где-то посередине.
Итак, представим студента любого медицинского вуза до 2016 года. Почему именно в это время — с 2016 г. стала вводиться аккредитация специалистов, которая и является основой системы НМО.
После окончания мединститута у студента была четкая поэтапная схема обучения (рис. 1).
Рисунок 1 | Система обучения врачей до и после 2016 года
1 этап — интернатура. В ней выпускник получал одну из основных специальностей, которая четко отграничивала компетенции специалиста и создавала базу знаний для дальнейшей ступени.
2 этап — ординатура. Здесь уже набравшийся опыта врач-интерн получал специальность, которая требовала углубленной подготовки.
3 этап — дополнительное профессиональное образование и сертификация. К этому этапу относились подтверждение сертификата специалиста (по Федеральному закону [ФЗ] № 323 плановая сертификация проходит каждые пять лет), профессиональная переподготовка, общее усовершенствование, тематическое усовершенствование кадров и стажировка в медицинских организациях и институциях.
Отдельно в системе выделялась аспирантура — для тех, кто хочет посвятить себя научной деятельности.
Казалось бы, все четко и понятно. Выпускник медицинского вуза поступает в интернатуру, получает основную специальность, набивает первые шишки и пытается понять, что ему больше по душе. Через год же уже заматерелый врач осознанно обращается к специальности, в которой он будет профилироваться. Но и тут все не так радужно.
С приходом 90-х гг. прошлого века отечественная система здравоохранения столкнулась с дефицитом узконаправленных кадров. Это было связано с тем, что подготовка по специальностям ординатуры была невозможна без сертификата интернатуры. Эта несостыковка привела к тому, что на протяжении двадцати лет минздрав жонглировал приказами и нормативными документами, пока в 2016 году не было принято решение прекратить подготовку в интернатуре. Подобное изменение требовало модернизации всей системы здравоохранения и контроля качества подготовки кадров.
Упразднением интернатуры дело не ограничилось. Вместо плановых сертификаций ФЗ № 323 предписал ввести понятие аккредитации. И хоть ФЗ особо не регулирует саму суть аккредитации (этим занимается приказ Минздрава № 334 от 02.06.2016 г.), но ФЗ как бы говорил: «Отучился? Молодец! Но без аккредитации ни ты, ни медицинские учреждения не имеете права работать».
Так с 2016 года началась аккредитационная эпопея.
Аккредитация и система НМО
Вроде система НМО, а мы говорим о какой-то аккредитации. Приходится, потому что система НМО обретает свою актуальность только при наличии аккредитации.
Систему аккредитации вводили постепенно с 2016 года для разных групп специалистов. На схеме ниже показано, как это было.
Рисунок 2 | Этапы начала аккредитации специалистов
Аккредитационная система состоит из двух частей: первичной и периодической.
Первичная получается после освоения образовательных программ медицинского, фармацевтического или иного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) в медицинском вузе.
Стандартный набор испытаний для прохождения первичной аккредитации включает тестирование, оценку практических навыков в симуляционных условиях и решение ситуационных задач.
Сейчас все выпускники медицинских вузов на шестом курсе проходят первичную аккредитацию, причем чаще всего эта процедура совмещена с государственными экзаменами, что увеличивает нагрузку на выпускников
Важно понимать, что в отличие от сертификации, аккредитация — даже первичная — дает выпускнику право работать на медицинской должности. Об этом четко говорит письмо Министерства здравоохранения от 20.07.2017 г. № 16-5/10/2-4889 «О праве лиц на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности в РФ, получивших медицинское или фармацевтическое образование в РФ в соответствии с ФГОС и имеющих свидетельство об аккредитации специалиста».
Кроме обычной первичной аккредитации, существует еще и первичная специализированная аккредитация — для тех, кто уже прошел ординатуру или профессиональную переподготовку. Вообще планировалось вводить этот вид «первички» еще в 2018 году, но где-то стандартов не завезли, где-то не разработали критерии оценки, кто-то забыл бумагу в принтер запихнуть… пришлось переносить на 2019 год.
Периодическая аккредитация — что-то вроде процесса подтверждения компетенций. Официально стала обязательной для всех с 2021 года. В периодическую аккредитацию входят два этапа: тестирование и, что самое важное, оценка портфолио по результатам НМО; то есть система НМО — в теории — отражает знания и навыки, которые приобрел специалист за последние пять лет.
Теперь, связав все воедино, обратимся непосредственно к системе НМО.
Об устройстве системы
Система НМО представляет собой обязательный элемент существования медицинского персонала с 2017 года. Смысл прост: после того, как специалист получает аккредитационный сертификат, ему нужно проходить различные образовательные мероприятия: лекции, тестирования, семинары и прочее.
За каждый проработанный материал медик получает кредиты — образовательные, а не те, о которых можно было бы подумать. За пять лет нужно набрать 250 кредитов. Больше половины — 180 кредитов — необходимо получить, изучив различные циклы повышения квалификации по аккредитованной специальности. Остальные же 70 нужно получить, посещая различные конференции и семинары.
Существует несколько видов мероприятий, за которые можно получить образовательные кредиты.
- Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации (ДПП ПК)
Это специальные профильные программы длительностью 18 и 36 часов, что равно 18 и 36 кредитам НМО, соответственно. Чаще всего 36-часовые программы рассчитаны на шесть дней обучения, а 18-часовые программы — на три дня. - Образовательные вебинары
За каждый вебинар начисляется от 1 до 3 кредитов в зависимости от длительности мероприятия. - Очные образовательные мероприятия
За очные мероприятия длительностью более шести часов начисляется до шести кредитов за один учебный день и до 12 кредитов — за все мероприятие. - Интерактивные образовательные модули (ИОМ)
За каждый ИОМ можно получить от 1 до 2 кредитов НМО.
Согласно приказу Министерства здравоохранения № 1081н от 22.11.2021 г. «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов», образовательная нагрузка для медицинских и фармацевтических специалистов остается прежней: 144 часа. Что это значит: объем обучения за пять лет должен быть не менее 144 часов. Возможно пройти обучение одним блоком (привычной программой повышения квалификации на 144 часа) или несколькими циклами по 18, 36 или 72 часа.
Положения приказа будут действовать в период с 01.03.2022 года и до 01.03.2023 года. После этого срока объем обучения составит не менее 250 часов.
Работа в среде НМО
Для понимания сути взаимодействия специалиста с разработанной системой нужно обратиться непосредственно к порталу непрерывного медицинского образования.
После прохождения несложной авторизации — благо есть возможность войти в систему через Госуслуги — перед специалистом появляется несколько вкладок и шкала баллов. Последняя показывает, сколько кредитов уже получено и сколько нужно для выполнения нормы за текущий год. Также в профиле можно увидеть, что по аккредитованной специальности автоматически формируется пятилетний план, в который специалисту нужно «вписаться», если он хочет пройти периодическую аккредитацию в дальнейшем.
Одной из сильных сторон системы НМО является тот факт, что портал предлагает огромное количество бесплатных и платных материалов как по профильной специальности, так и не по профилю. Для получения непрофильных знаний есть специальная вкладка в личном кабинете — «Обучение вне моих специальностей», тут можно найти обучающие мероприятия и материалы по любой специальности.
Важно: шкала отображает лишь те баллы, которые учитываются по аккредитованной специальности. Например, нельзя получить аккредитацию по хирургии, занимаясь познанием курсов по кардиологии.
Еще одним плюсом системы НМО является возможность создания мероприятий сторонними образовательными ресурсами, притом за прохождение подобных лекториев, семинаров и мастер-классов специалист сможет получить нужные образовательные кредиты.
Одним из таких сторонних ресурсов является международный медицинский образовательный кластер МедЗнания, с которым мы лично работаем и чьи мероприятия посещаем. В их календаре мероприятий только бесплатные события, потому стоит внимательно следить за их обновлениями.
Также на сайте и в мобильном приложении наших коллег есть профессиональные программы повышения квалификации от признанных медицинских экспертов — докторов и кандидатов медицинских наук.
В абстракте все звучит очень просто и заманчиво — постоянно учись, получай баллы и проходи тесты раз в пять лет, больше ничего и не нужно. Но что же на самом деле?
Реалии существующей системы НМО
А на деле все не так радужно, как кажется, и причин этому масса.
1. Цифровизация не для всех
Работа в среде системы НМО предполагает обучение на специальном портале Минздрава. Да, на сайте есть подробная инструкция для работы с инструментарием, но этого зачастую недостаточно.
Кто-то скажет: «Нужно уметь работать с компьютером и ПО», и будет прав. Но не нужно забывать, что многие опытные и грамотные специалисты — возрастные, им попросту сложно разобраться в тонкостях цифрового поколения. И это касается не только спецов с высшим образованием, средний медперсонал также страдает.
Таким образом Минздрав — осознанно или случайно — выбрасывает возрастных опытных медиков из обоймы отечественного здравоохранения.
Ну и не стоит списывать со счетов банальный технический вопрос: далеко не везде есть возможность свободного выхода в интернет.
2. Вопросы финансирования
Ходить на лекции, семинары и образовательные мероприятия здорово. Но многие из них — платные. Конечно, можно попросить оплаты от медицинской организации (МО), в которой вы трудитесь, но, зная особенности финансирования отечественных МО, можно сказать, что большую часть мероприятий специалисту придется оплачивать из своего кармана.
А учитывая то, что за одно подобное пройденное событие медик получает лишь 12 кредитов, одним купленным семинаром дело не ограничится.
3. Трудности для врачей с периферии
Жители крупных городов не поймут: подавляющее большинство очных мероприятий, необходимых для получения кредитов, проходят у них под рукой. Тем же, кто живет на периферии, приходится за свой счет еще и оплачивать дорогу и проживание в другом городе для посещения семинара или мастер-класса.
4. Сложности совмещения обучения с работой
Загруженному специалисту банально может не хватать времени для систематической работы с системой НМО. Да и далеко не все МО оплачивают специалистам отсутствие на работе во время тех же выездов на обучение.
5. Систему легко обмануть
Ответы на тестовые материалы находятся в свободном доступе. Если готового ответа нет, интернет всегда под рукой. В лекционном зале можно заниматься своими делами, а вебинары требуют от специалиста лишь присутствия онлайн, а не конкретного взаимодействия. На некоторых мероприятиях можно даже не появляться — достаточно попросить, чтобы за тебя расписались в журнале посещения.
Этот пункт идет последним, потому что тот, кто хочет обмануть систему, всегда сможет это сделать. Тот же, для кого важны знания и компетенции, будет их получать. Но это уже на совести каждого отдельно взятого специалиста.
Что в итоге?
Система НМО оставляет за собой некоторый дуализм и противоречивость.
Понятно, что хотели сделать в Минздраве: соорудить систему, которая позволит медицинским работникам беспрепятственно получать знания и осуществлять свою деятельность на территории любой страны Европейского союза. Но то, что получилось, тяжело назвать разумным и объективным решением для специалистов.
Может ли существовать данная система? Как видите, может, и еще как. Правда, есть один нюанс: так как никто еще не добрался до периодической аккредитации, всю мощь системы пока осознать тяжело. Стоит дождаться 2025 года и уже тогда вынести окончательный вердикт тому монструозному проекту, в который поневоле вписался каждый специалист отечественного здравоохранения.
Но что-то можно предложить уже сейчас:
- сделать гибридную систему, в которой система НМО — это не только онлайн-ресурс и его дальнейшие производные, но и вполне осязаемая институция, в которую может обратиться тот, кто не может свободно работать в интернет-среде;
- организовать необходимое (с запасом) количество бесплатных аккредитуемых мероприятий, куда смогут обратиться специалисты, не растрачивая с трудом заработанные средства.
Это мелочи, но они кажутся необходимыми в сложившихся реалиях. С такими дополнениями НМО можно считать хотя бы более-менее доступной для тех, для кого она и создавалась в первую очередь.
В остальном же — будем ждать, смотреть и наблюдать, что будет происходить с системой НМО и отечественным здравоохранением в целом.
Источник: medach.pro