This commit does not belong to any branch on this repository, and may belong to a fork outside of the repository.
Switch branches/tags
Branches Tags
Could not load branches
Nothing to show
Could not load tags
Nothing to show
Name already in use
A tag already exists with the provided branch name. Many Git commands accept both tag and branch names, so creating this branch may cause unexpected behavior. Are you sure you want to create this branch?
Cancel Create
- Local
- Codespaces
HTTPS GitHub CLI
Use Git or checkout with SVN using the web URL.
Work fast with our official CLI. Learn more about the CLI.
Sign In Required
Please sign in to use Codespaces.
Launching GitHub Desktop
If nothing happens, download GitHub Desktop and try again.
Launching GitHub Desktop
If nothing happens, download GitHub Desktop and try again.
Launching Xcode
If nothing happens, download Xcode and try again.
Уроки Delphi (Делфи) для начинающих с нуля. Урок №1 «Визуальная среда разработки программ»
Launching Visual Studio Code
Your codespace will open once ready.
There was a problem preparing your codespace, please try again.
Latest commit
Git stats
Files
Failed to load latest commit information.
Latest commit message
Commit time
README.md
Исходники блога http://webdelphi.ru Здесь содержатся исходники к постам блога. Вы можете использовать эти исходники как угодно на свой страх и риск. Автор не несёт никакой ответственности за возможный ущерб, причиненный вследствие использования расположенных в этом репозитории исходников Delphi.
About
Исходники блога webdelphi.ru
Источник: github.com
Учебники по программированию
Пресс-ножницы (гидр. ) (3) Заказ оборудования тел. : 8(904)380-53-07. Отгрузка оборудования с склада г.Екатеринбург или с доставкой по России и стран СНГ. Завоз изготавливает ножи, режущий инструмент для станков по ГОСТу.
Programm.ws — это сайт, на котором вы можете почитать литературу по языкам программирования , а так-же посмотреть примеры работающих программ на С++, ассемблере, паскале и много другого..
Программирование — в обычном понимании, это процесс создания компьютерных программ.
В узком смысле (так называемое кодирование) под программированием понимается написание инструкций — программ — на конкретном языке программирования (часто по уже имеющемуся алгоритму — плану, методу решения поставленной задачи). Соответственно, люди, которые этим занимаются, называются программистами (на профессиональном жаргоне — кодерами), а те, кто разрабатывает алгоритмы — алгоритмистами, специалистами предметной области, математиками.
В более широком смысле под программированием понимают весь спектр деятельности, связанный с созданием и поддержанием в рабочем состоянии программ — программного обеспечения ЭВМ. Более точен современный термин — «программная инженерия» (также иначе «инженерия ПО»). Сюда входят анализ и постановка задачи, проектирование программы, построение алгоритмов, разработка структур данных, написание текстов программ, отладка и тестирование программы (испытания программы), документирование, настройка (конфигурирование), доработка и сопровождение.
Автосканер Delphi Autocom, пример диагностики на авто
Источник: programm.ws
10 основных конструкций языка Delphi
Недавно мы рассказали про язык Delphi — где применяется, что интересного и где он востребован. Теперь перейдём к практике и посмотрим на Delphi изнутри — как он устроен и как на нём программировать. Возможно, уже через пару часов вы начнёте реализовывать свою мечту — писать собственную программу складского учёта.
Если вы проходили «Паскаль» в школе, то вы вряд ли узнаете что-то новое. В этом сила Delphi — это очень простой в освоении язык с поддержкой ООП и почти всех современных парадигм программирования.
О чём пойдёт речь
В Delphi после каждого оператора ставится точка с запятой. Пропускать её нельзя — это будет ошибка и программа не запустится.
Комментарии
Чтобы поставить комментарий в Delphi, раньше использовали только фигурные скобки. Сейчас для комментариев кроме них можно ставить круглую скобку со звёздочкой или два слеша подряд, но с одной стороны:
< Это комментарий >
(* Это тоже комментарий
на несколько строк *)
// А вот этот комментарий действует только до конца строки
А так мы превратим нашу программу в консольную, чтобы вся работа шла в командной строке:
Переменные
Для описания переменной используют ключевое слово var :
var X: Integer; // переменная целого типа in, out: string; // две переменных строкового типа result: Double; // переменная вещественного (дробного) типа
Без слова var сразу использовать переменную не получится: компилятор обязательно проверит, объявили ли вы её заранее или нет. Это сделано для контроля над оперативной памятью.
Ввод и вывод данных с клавиатуры
Чаще всего в Delphi делают программы с графическим интерфейсом, где есть поля ввода и кнопки. В этом случае данные получают оттуда, используя свойства разных компонентов. Но если нужно организовать ввод-вывод в консоли, то для этого используют такие команды:
write(‘Введите координаты X и Y: ‘); // выводим на экран строку
read(x,y); // считываем переменные x и y
После выполнения каждой команды курсор остаётся на той же строке:
write(‘Привет!’);
write(‘Это журнал «Код».’);
// на экране будет надпись в одну строчку и без пробела: Привет!Это журнал «Код».
Чтобы перенести курсор на новую строку после ввода или вывода, к команде добавляют в конец Ln:
writeLn(‘Привет!’); writeLn(‘Это журнал «Код».’); // Привет! // Это журнал «Код».
Присваивание и сравнение
В отличие от большинства языков программирования, в Delphi оператор присваивания выглядит как двоеточие со знаком равно:
Если вы видите в коде такое, то почти всегда это будет программа на Delphi или Pascal. Сравнение тоже выглядит не так как везде — одинарный символ равенства, как в математике:
== ← а вот такого в Delphi нет
Остальные математические команды и операторы сравнения работают как обычно. Логические сравнения пишутся словами:
Операторные скобки (составной оператор)
Во многих других языках границы функций, команд в условии и прочие границы обозначаются фигурными скобками, например в JavaScript: function fn() <. >.
А вот в Delphi такие границы задаются отдельными словами begin и end и называются операторными скобками, или составным оператором. Они используются для обозначения границ подпрограмм и там, где язык разрешает ставить только одну команду. Чтобы обойти это ограничение, используют операторные скобки. Простой пример:
if a > b then
begin
что-то полезное
end
else
begin
что-то другое полезное
end
Начало и конец основной программы тоже заключают в операторные скобки.
Условный оператор if
Классический оператор проверки условий, работает так же, как и в других языках:
Часть с else — необязательная, если она не нужна, то её можно не писать:
Так как после then можно ставить только один оператор, то, чтобы поставить больше, используют те самые операторные скобки:
if A > B then begin C := A; writeLn(‘Первое число больше второго’); writeLn(‘Останавливаем проверку’); end else C := B;
Вкладывать условные операторы можно друг в друга сколько угодно.
Оператор множественного выбора case
Если нам нужно выбрать что-то одно сразу из нескольких вариантов, лучше использовать оператор выбора case , который работает так:
- Оператор получает переменную, с которой будет работать, и несколько вариантов её значений.
- Затем по очереди проверяет, совпадает ли очередное значение со значением переменной.
- Как только находится совпадение — выполняется соответствующий оператор, и case на этом заканчивается.
- Если ничего не совпало — то компьютер просто переходит дальше или выполняет то, что написано после else.
Вот как это может выглядеть в коде:
Write(‘Введите сегодняшнее число’); ReadLn(Day); case Day of // начинается оператор множественного выбора 1..10: Writeln(‘Это начало месяца’); 11..20: Writeln(‘Это середина месяца’); 21..31: WriteLn(‘Это конец месяца’); else Writeln(‘Нет такого дня недели’); // что мы делаем, если ничего не подошло end; // закончился оператор множественного выбора
Цикл с предусловием for
Особенность этого цикла в том, что мы в нём задаём не условие окончания, а чёткое количество шагов:
for i := 0 to 99 do что-то полезное;
- Нам нужно заранее объявить переменную цикла (написать как в JS let i = 1 — не получится).
- Этой переменной мы присваиваем начальное значение и указываем конечное.
- На каждом шаге цикла значение переменной будет автоматически увеличиваться на единицу.
- Как оно превысит конечное значение — цикл остановится.
Выведем числа от 1 до 10:
var I: Integer; . for I := 1 to 10 do Writeln(I);
Если нам нужно идти наоборот, в сторону уменьшения значения переменной, то вместо to используют downto:
var I: Integer; . // выведем числа в обратном порядке, от 10 до 1 for I := 10 downto 1 do Writeln(I);
Циклы с предусловием и постусловием
Эти циклы работают так же, как и в других языках программирования, поэтому освоиться в них будет проще.
Цикл с предусловием — это когда сначала проверяется условие цикла, и если оно верно, то цикл выполняется до тех пор, пока оно не станет ложным. В общем виде такой цикл выглядит так:
Выведем с его помощью числа от 1 до 10 (обратите внимание на операторные скобки):
var I: Integer; . I:=1; while I < 11 do begin writeLn(I); I++; end;
Цикл с постусловием работает наоборот: он сначала выполняет тело цикла, а потом проверяет условие. Операторные скобки в нём не ставятся, потому что границы цикла задаются самими командами цикла:
Если условие становится истинным — цикл останавливается. Особенность такого цикла в том, что он выполнится как минимум один раз, прежде чем проверится условие.
var I: Integer; . I:=1; repeat writeLn(I); I++; until I > 10
Процедуры
В Delphi есть отдельный класс подпрограмм, которые называются процедурами. Если сильно упростить, то процедура — это функция, которая не возвращает никакого значения.
Процедуры удобно использовать для организации логических блоков, например в одну процедуру вынести приветствие пользователя, в другую — отрисовку интерфейса, в третью — отправку данных на сервер. Все процедуры обязательно должны быть объявлены до начала основной части программы.
В общем виде объявление процедуры выглядит так:
procedure ( ) ;
const . ; // раздел констант
type . ; // раздел типов
var . ; // раздел переменных
begin // начало процедуры
end; // конец процедуры
Если какой-то раздел в процедуре не нужен, его можно пропустить. Сделаем процедуру, которая будет приветствовать пользователя и спрашивать его имя:
var name: string; procedure hello; // объявляем процедуру begin writeln(‘Привет! Как тебя зовут? ‘); readLn(name); end; begin // начало основной программы hello; // вызываем процедуру end.
В нашем примере имя пользователя попадёт в глобальную переменную name — доступ к глобальным переменным возможен из любого места программы.
Функции
Функции в Delphi работают точно так же, как и во всех остальных языках программирования. Единственное, о чём нужно помнить, — мы должны заранее определить, какой тип данных вернёт нам функция.
Для примера сделаем функцию возведения в степень: мы передаём в неё два числа, а оно возводит первое в нужную степень:
function power(x, y: double): double; begin result := Exp(Y * Ln(X)); // возвращаем результат работы функции end; begin // начало основной программы Writeln(‘5 в степени 6 равно ‘, power(5, 6)); Readln; // ждём нажатия любой клавиши и выходим из программы end.
Что теперь
Надевайте фланелевую рубашку, заваривайте чай в пакетике, подключайте мышку к порту PS/2 и садитесь программировать. Вам снова 16 лет, на завтра нет домашки, а в кармане свежая карточка на 500 мегабайт интернета.
Источник: thecode.media