К сожалению, на данный момент у нас невозможно бесплатно скачать полный вариант книги.
Но вы можете попробовать скачать полный вариант, купив у наших партнеров электронную книгу здесь, если она у них есть наличии в данный момент.
Также можно купить бумажную версию книги здесь.
Свободное программное обеспечение, BASIC-256 для школы, Никитенко С.Г., 2011.
Для свободно распространяемой кроссплатформенной среды BASIC-256 рассматриваются: интерфейс пользователя, основные операторы, правила написания программ, примеры решения типовых школьных задач из курса информатики и ИКТ, методика решения заданий ЕГЭ. Подробно рассмотрены часто встречающиеся на олимпиадах различного уровня темы: ввод/вывод числовых и строковых данных посредством текстовых файлов и построение графиков функций. Приведены задания для тренировки учащихся, проведения зачетных работ и выполнения проектов. Все зачетные работы и проекты ориентированы на выполнение по строго индивидуальным заданиям. Также книга содержит справочную информацию по BASIC-256.
Нифёд-программист! Смотрим мои первые проги на BASIC 1999 года!
Что такое BASIC-256?
BASIC-256 — свободная версия популярного среди учителей информатики интерпретатора языка BASIC, используемая в соответствии с правилами GNU General Public License. Авторское право на эту программу принадлежит с 2006 г. группе The BASIC-256 Team. Первоначальное название языка — KidBasic,
Разработаны версии интерпретаторов языка для ряда платформ, в частности, для Linux и для 32-битных версий Windows. В состав серии дистрибутивов ALT Linux 5.0.2 Школьный (январь 2011 г.) включен BASIC-256 версии 0.9.6.58 со встроенным справочником в переводе В. Чёрного и С. Ирюпина. В июне 2010 г. для 32-бит-ных версий Windows, включая соответствующие версии Windows Vista и Windows 7, разработан BASIC-256 версии 0.9.6р.
Содержание
Введение. Свободное программное обеспечение в школе
Глава 1. Начальные сведения о BASIC-256 13
1.1. Что такое BASIC-256? 13
1.2. Интерфейс пользователя BASIC-256 14
1.3. Особенности BASIC-256 v.0.9.6p для Win32 и v.0.9.6.48 для ALT Linux 5.0.2 Школьный 17
Глава 2. Основные операторы BASIC-256 21
2.1. Операторы обработки числовых данных 21
2.2. Операторы обработки строковых данных 26
2.3. Управляющие операторы BASIC-256 30
2.3.1. Операторы формирования условий 30
2.3.2. Операторы анализа условий (операторы ветвления) 32
2.3.3. Операторы управления циклами 34
2.3.4. Операторы управления переходами 36
2.3.5. Операторы для обслуживания подпрограмм
2.4. Операторы для обработки дат и времени 40
Глава 3. Графика в BASIC-256 41
3.1. Операторы управления графическим экраном
3.2. Операторы формирования графических примитивов в графическом окне 44
Глава 4. Операторы для работы с файлами 47
Обзор Sony Xperia 1 V за 150 000 рублей!
Глава 5. Порядок разработки и отладки программ в среде BASIC-256 49
Вариант 1 51
Вариант 2 53
Вариант 3 53
Вариант 4 53
Глава 6. Примеры программ для иллюстрации типовых школьных задач 57
6.1. Вывод в окно текста 57
6.2. Формирование подвижных объектов 58
Пример 6.2.1 59
Пример 6.2.2 60
6.3. Вычисление таблицы функции 62
Порядок выполнения зачетной работы 62
Пример 6.3.1 63
6.4. Поиск данных в массивах по заданным условиям 64
Пример 6.4.1 65
Пример 6.4.2 67
6.5. Задачи сортировки 69
Пример 6.5.1 71
Пример 6.5.2 74
Пример 6.5.3 76
6.6. Формирование подвижных изображений на текстовом экране 79
Пример 6.6.1 79
6.7. Ввод/вывод данных посредством текстовых файлов 81
Пример 6.7.1 82
Пример 6.7.2 83
Глава 7. Примеры решения графических задач в BASIC-256 87
Пример 7.1 87
Пример 7.2 89
Пример 7.3 92
Пример 7.4 94
Пример 7.5 95
Пример 7.6 97
Пример 7.7 98
Пример 7.8 100
Пример 7.9 101
Глава 8. Обработка строковых данных 111
Пример 8.1 111
Пример 8.2 114
Глава 9. Решение заданий ЕГЭ средствами BASIC-256 117
Задача C1-2011D 118
Задача C2-2011D 120
Задача C4-2011D 121
Глава 10. Задачник по программированию 125
10.1. Освоение операторов языка и типов данных BASIC-256 125
Задача 10.1.П-1 126
Задача 10.1.П-2 127
Задача 10.1.П-3 128
Задача 10.1.П-4 129
Задание 10.1.1 129
Задание 10.1.2 129
Задание 10.1.3 130
Задание 10.1.4 131
Задание 10.1.5 131
Задание 10.1.6 131
Задание 10.1.7 132
Задание 10.1.8 132
Задание 10.1.9 133
Задание 10.1.10 133
Задание 10.1.11 134
Задание 10.1.12 135
Задание 10.1.13 135
Задание 10.1.14 136
Задание 10.1.15 136
Задание 10.1.16 137
Задание 10.1.17 138
Задание 10.1.18 138
Задание 10.1.19 139
Задание 10.1.20 140
Задание 10.1.21 141
Задание 10.1.22 141
Задание 10.1.23 141
Задание 10.1.24 142
Задание 10.1.25 143
Задание 10.1.26 144
Задание 10.1.27 144
Задание 10.1.28 145
Задание 10.1.29 146
Задание 10.1.30 146
10.2. Циклы с параметром 147
10.3. Задачи поиска 150
10.4. Задачи сортировки 153
10.5. Моделирование математических, экономических и физических зависимостей 158
Заключение 165
Приложение 1. Справочник по BASIC-256 167
Приложение 2. Ответы на задачи раздела 10.5 179
Литература 221.
По кнопкам выше и ниже «Купить бумажную книгу» и по ссылке «Купить» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.
По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.
По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно найти похожие материалы на других сайтах.
On the buttons above and below you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.
Источник: obuchalka.org
Методический материал по информатике «Язык программирования basic 256 – язык программирования для начинающих»
ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ BASIC 256 – ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ.
Языки программирования Basic-256 — это исключительно учебный язык, поставляемый с удобной средой программирования. Установив одну программу, вы получаете полноценную среду программирования и в одном приложении пишете программу, нажимаете кнопку и тут же видите результат исполнения программы. Кроме того, Basic-256 содержит встроенную возможность программирования графики, что дает простор для разнообразного обучения программированию и преподаванию в более младшем школьном возрасте.
У языка Бейсик (Basic) весьма своеобразная судьба. Будучи созданным для так называемых непрофессиональных программистов, многократно раскритикованный почти каждым пишущим о программировании, он живет уже пол века и продолжает иметь множество пусть не поклонников, но пользователей.
Даже при беглом знакомстве обращает на себя внимание некоторая «недисциплинированность» Бейсика — с точки зрения программиста, привыкшего к структурному языку семейства Паскаля. Бейсик относится к языкам операциональным, рожденным от вечно живого Фортрана, в которых необязательно организовывать строго упорядоченные программные структуры. Это и большой недостаток (особенно при разработке крупных программных комплексов), но иногда и достоинство — например, при разработке относительно небольшой диалоговой программы с регулярным обращением к внешним устройствам, сканированием клавиатуры и т.п.
В своих старших версиях бейсик давно перестал быть столь «простым», как его принято почему-то представлять. На нем создают программы самой различной предметной ориентации. По-видимому, Бейсик продолжает лидировать по количеству пользователей, и хотя бы поэтому знакомство с ним необходимо.
Бейсик характерен необычайным обилием версий, которые иногда настолько отличаются друг от друга, что могли бы считаться разными языками.
Хотя первая официальная публикация по Бейсику создавшей его группы разработчиков Дартмутского колледжа (США) относится к 1967 г., к этому времени уже было создано три «Дартмутских версии»; первая из них относится к 1964 г. После 1967 г. к разработке этого языка подключились крупные фирмы, и были созданы версии для систем с разделением времени, для сетевых информационных систем, для мощных ЭВМ третьего поколения (включая отечественную версию «Бейсик ЕС»), для малых ЭВМ.
Большой толчок развитию Бейсика дало появление персональных компьютеров. На какое-то время Бейсик с его естественной ориентацией на трансляторы интерпретирующего типа оказался доминирующим для «персоналок» языком программирования. Бейсик оказался пригоден для первых учебных и бытовых ЭВМ с малым объемом оперативной памяти и невысоким уровнем системного программного обеспечения. Зачастую Бейсик-интерпретатор выполнял и функции операционной системы (например, бывшая популярной в России в конце 80-х — начале 90-х годов версия MSX-Бейсик учебных компьютеров «Ямаха»).
Бейсик начала 60-х годов был прост и примитивен. Он насчитывал всего порядка двух десятков команд. Несмотря на простоту работы с Бейсиком, интерфейс пользователя оставлял желать лучшего. Вся информация (текст программы, «мусор», результаты работы, сообщения) размещались на скроллирующем экране. В силу несложной процедуры разработки транслятора-интерпретатора Бейсика каждый разработчик персональных компьютеров встраивал (обычно в ПЗУ) свой вариант Бейсика.
Бурное развитие микропроцессорной техники в 70-х, затем в 80-х годах и связанные с этим проблемы совместимости заставили разработчиков задуматься о стандарте Бейсика для персональных компьютеров. Аппаратное и программное развитие позволило существенно расширить возможности языка.
Бейсик стал системой программирования со всеми сервисными утилитами и инструментарием программиста. Наибольшей популярностью для школьного и педвузовского образования приобрел Бейсик-MSX. Для большинства учебных компьютеров (Ямаха, Корвет, УКНЦ) были разработаны трансляторы версии Бейсик-MSX. Описание и практика работы с этим языком достаточно полно раскрыты в существующих популярных учебниках для вузов и школ.
Бейсик последних версий, в основном, отличается интерфейсом. Например, основное меню Турбо-Бейсика расположено в верхней строке экрана и представляет систему ниспадающих подменю, команды которых позволяют выполнять все необходимые действия по составлению, отладке и выполнению программ.
BASIC-256 — открытая реализация Basic, ориентирована на обучение программированию школьников. Есть версии для Windows, Linux и FreeBSD. В языке отсутствуют механизмы создания собственных процедур и функций, возможен только переход на метку с помощью gosub с последующим возвратом с помощью return. В этом плане Basic-256 остаётся вполне классическим Бейсиком, со всеми вытекающими из этого недостатками.
BASIC-256 — открытая реализация языка программирования Бейсик и одновременно — интегрированная среда разработки для него. Ориентирована на обучение программированию школьников. Имеет встроенный графический режим и русскоязычную документацию.
Он использует традиционные управляющие структуры, такие как gosub, for/next и goto, что помогает детям легче понять, как происходит управление выполнением программы. Язык имеет встроенный графический режим, позволяющий в считанные минуты рисовать на экране картинки. Набор подробных и простых для повторения уроков знакомит с концепциями программирования посредством веселых упражнений.
Basic-256 можно использовать при преподавании программирования в 5-7 классах, т.к. язык достаточно прост в синтаксисе (не надо писать никаких лишних скобок и слов), в нем только два простых типа данных — числа и строки. Данный язык хорош, чтобы познакомить с такими понятиями как логические выражения, ветвления в программе, циклы, массивы, развить логическое мышление и творческие способности, разнообразить кругозор, дать представление о том, что такое программирование и что оно позволяет делать. Писать на Basic решения более-менее сложных алгоритмов неудобно, да и не нужно в этом возрасте.
Примеры реализации программ на BASIC 256.
Задача №1. (Олимпиадная задача Муниципального этапа 2017 г.)
Составьте программу, которая определяет, является ли введённое четырёхзначное число «Счастливым билетом», то есть сумма первой и второй цифр числа равна сумме третьей и четвертой цифр числа. Например, число 1230 является «Счастливым билетом», так как 1+2=3 и 3+0=3.
Задача №2. Спроектировать движение автомобиля.
Ниже приведён проект реализации движения в графическом режиме.
- http://www.basic256.org/news_20100603_ru
- http://magref.ru/programmirovanie-na-yazyike-basic/
Источник: stranatalantov.com
Бейсик-256 1.Графические операторы: 1.Clg, color, plot 2.CircleCircle 3.LineLine 4.RectRect 5.PolyPoly 2.ПеременныеПеременные 1.Input, clsInput, cls 2.Оператор. — презентация
Презентация на тему: » Бейсик-256 1.Графические операторы: 1.Clg, color, plot 2.CircleCircle 3.LineLine 4.RectRect 5.PolyPoly 2.ПеременныеПеременные 1.Input, clsInput, cls 2.Оператор.» — Транскрипт:
1 Бейсик Графические операторы: 1.Clg, color, plot 2. CircleCircle 3. LineLine 4. RectRect 5. PolyPoly 2. Переменные Переменные 1.Input, clsInput, cls 2. Оператор присваивания Оператор присваивания 3. PrintPrint 3. Выбор Выбор 4. Безусловный переход Безусловный переход 5.Повторения Повторения
2 Бейсик-256 Окно для ввода команд Окно ввода- вывода текста Окно вывода графики Все команды (операторы) пишутся по-английски. Каждая команда – на новой строке.
3 Графические операторы CLG – очистка экрана COLOR – выбор цвета. Пример: Color red PLOT X,Y – печать точки с координатами X,Y
4 Задание Напишите программу, выводящую разными цветами на экран точки созвездия Большая Медведица. Их координаты: 1) 40, 90 2) 70, 70 3) 100, 70 4) 130, 70 5) 160, 80 6) 230,70 7) 220, 30
5 Рисование окружности CIRCLE X,Y,R – рисование окружности с центром в точке X,Y и радиусом R. Поменяйте в программе точки на окружности с радиусом 5 пикселей.
6 Рисование линий line x1,y1,x2,y2 – рисование линии от точки (x1, y1) до точки (x2, y2) Задание: соедините линиями точки- звёздочки в созвездии Большая Медведица.
7 Задание Напишите программу рисования:
8 Рисование прямоугольников rect x,y,m,n — рисование прямоугольника, левый верхний угол которого имеет координаты x,y, длину m, ширину n. Rect 60,40,200,
9 Напишите программу для рисования домика:
10 Рисование многоугольников POLY – рисование многоугольника с вершинами (x1,y1), (x2,y2),…,(xn,yn). poly
11 Задание Нарисуйте круг, вписанный в квадрат: clg color blue rect 40,20,140,140 color red circle 110,90,70
12 Задача Как будет выглядеть программа рисования круга, вписанного в квадрат с произвольной стороной А? clg rem Рисование квадрата color blue rect 0,0,A,A Комментарий в программе – начинается со слова rem rem Рисование круга color red circle A/2, A/2, A/2 А=100 А — переменная Меняя в программе значение переменной А, понаблюдайте за результатом на экране!
13 Введём ещё две переменные: x и y – координаты верхнего левого угла квадрата Как изменится программа? clg rem Рисование квадрата color blue rect x,y,A,A rem Рисование круга color red circle x+A/2,y+A/2,A/2 . x+A/2,y+A/2 x=50 y=38 A=100 Меняя в программе значения x и y, проследите за изменением результата на экране!
14 Задание – напишите программу рисования радуги. Алгоритм: 1. Закрасьте весь экран белым цветом. 2. Нарисуйте 8 концентрических кругов, начиная с внешнего: фиолетовый, синий, голубой, зелёный, жёлтый, оранжевый, красный и белый, каждый раз уменьшая радиус на Нарисуйте прямоугольник белого цвета, закрывающий нижнюю часть кругов.
15 Программа рисования радуги Пусть координаты центра кругов – x и y. А радиус большего круга – R. Тогда программа рисования радуги: color white rect 0,0,300,300 a=70 x=100 y=100 color darkpurple circle x,y,a color darkblue circle x,y,a-5 color blue circle x,y,a-10 color green circle x,y,a-15 color yellow circle x,y,a-20 color orange circle x,y,a-25 color red circle x,y,a-30 color white circle x,y,a-35 Закрашивание экрана в белый цвет Задание координат центра кругов и радиуса большего круга Рисование фиолетового круга Рисование синего круга Рисование голубого круга Рисование зелёного круга Рисование жёлтого круга Рисование оранжевого круга Рисование красного круга Рисование белого прямоугольника
16 Ввод переменных с экрана во время выполнения программы Cls – очистка текстового экрана INPUT [строка–подсказка], имя переменной Пример: input «введите сторону квадрата: «,x Вводит пользователь и нажимает Enter Это равносильно команде присваивания в программе x=7.
17 Задание Создайте программу рисования следующего рисунка: X 1,Y 1 — ? 1. Обобщите программу для круга произвольного радиуса (радиус программа должна запрашивать с экрана). 2. Обобщите программу для произвольных координат центра круга (они должны также запрашиваться с экрана).
18 Решение cls clg input «введите радиус круга: «,r input «введите координаты круга — x: «,x input «y: «,y color red circle x,y,r color blue rect x+r,y-r,2*r,2*r
19 Задание Создайте программу рисования: а) фрагмента узора; б) фрагмента шахматной доски. Необходимые параметры запрашиваются с клавиатуры. х у А х у R
20 Оператор присваивания переменная = выражение Например, x=5 x=x+1 y=2*x y=(x+y)/2 5 X 6 Y 12 9 Ячейка в памяти компьютера
21 Вывод результатов на экран (работа с текстовым окном) Оператор вывода значения переменной: print имя переменной или выражение + «текст» Например: х=5 y=7 print «ответ: » print x+»+»+y+»=»+(x+y) print x+»*»+y+» http://schema.org/ImageObject»>
22 Задание Создайте программу, которая бы: 1)запрашивала с экрана длину стороны квадрата и выводила на экран его периметр и площадь; 2)запрашивала с экрана длины сторон прямоугольника и выводила на экран его периметр и площадь; 3)запрашивала с экрана два числа и выводила на экран их сумму и разность; 4)запрашивала с экрана год рожденья и выводила на экран возраст; 5)запрашивала с экрана число и выводила на экран его квадрат и куб (2-ю и 3-ю степень).
23 Выбор Условный оператор: if then Пример: if x
24 Задание Составьте программу, которая бы запрашивала с экрана возраст и выводила на экран надпись: «Ты – малыш!», если введённое число меньше 11, «Ты – большой!», если больше 12, «Ты – ученик 6-го класса!» в остальных случаях.
25 Если команд после слова then несколько, то они пишутся в одну строку и разделяются двоеточием. Например: If x
26 Задание Создайте программу, которая предлагает ввести одно из двух чисел – 1 или 2. Если введено 1, то программа рисует солнце. Если 2 – месяц. 12
27 Задание Нарисуйте светофор. Пусть программа запрашивает одно из чисел – 1, 2 или 3. Если введено 1, то зажигается красный свет. Если введено 2, то – жёлтый. Если 3, то – зелёный.
28 Решение: clg rect 50,50,50,120 rect 70,170,5,100 color grey circle 75,80,5 circle 75,100,5 circle 75,120,5 input «нажмите 1, 2 или 3: «, x if x=1 then color red: circle 75,80,5 if x=2 then color yellow: circle 75,100,5 if x=3 then color green: circle 75,120,5 Рисование светофора чёрным цветом Рисование серых кругов – окошек светофора Ввод значения переменной х Рисование красного круга Рисование жёлтого круга Рисование зелёного круга
29 Организация повторений На дворе стоит забор, А на нём мочало. Эта песня хороша – Начинай сначала! В Бейсик-256 тоже есть команда перехода.
30 Оператор безусловного перехода goto имя метки Например, x=1 a: print x x=x+1 goto a метка Вспомните задачу о светофоре. Как с помощью оператора безусловного перехода изменить программу так, чтобы можно было переключать цвета, не перезапуская программу?
31 Задача о светофоре: clg rect 50,50,50,120 rect 70,170,5,100 color grey circle 75,80,5 circle 75,100,5 circle 75,120,5 input «нажмите 1, 2 или 3: «, x if x=1 then color red: circle 75,80,5 if x=2 then color yellow: circle 75,100,5 if x=3 then color green: circle 75,120,5 Рисование светофора чёрным цветом Рисование серых кругов – окошек светофора Ввод значения переменной х Рисование красного круга Рисование жёлтого круга Рисование зелёного круга
32 clg color black rect 50,50,50,120 rect 70,170,5,100 color grey circle 75,80,5 circle 75,100,5 circle 75,120,5 input «нажмите 1, 2 или 3: «, x color grey circle 75,80,5 circle 75,100,5 circle 75,120,5 a: if x=1 then color red: circle 75,80,5 if x=2 then color yellow: circle 75,100,5 if x=3 then color green: circle 75,120,5 goto a Рисование светофора чёрным цветом Рисование серых кругов – окошек светофора Ввод значения переменной х Рисование красного круга Рисование жёлтого круга Рисование зелёного круга Рисование серых кругов – окошек светофора
33 Задача Что будет на экране в результате выполнения программы: x=1 a: if x
34 x=10 y=50 r=10 h=25 n=1 a: if n
35 Задания 1. Составьте программу рисования 10 квадратов, расположенных горизонтально: 2. Составьте программу рисования 10 кругов, расположенных друг под другом. 3. Составьте программу рисования 10 квадратов, расположенных так, чтобы правый нижний угол предыдущего совпадал с левым верхним углом следующего:
36 Повторения Помните задачу о рисовании 10 одинаковых кругов, расположенных горизонтально? Решить её можно ещё одним способом – с помощью команды, аналогичной блоку повторить в скретче.
37 Цикл Повторяющиеся действия называются циклическими (от латинского слова cyclus, означающего круг). Оператор цикла: for переменная = число 1 to число 2 [step число 3 ] тело цикла next переменная Пример: X=10 For k=1 to 10 circle x,100,10 x=x+25 Pause 0.1 next k Print конец Шаг изменения переменной. Если отсутствует, то step 1 Группа операторов Счётчик числа повторений или переменная цикла Рисование круга Сдвиг по координате х Добавим ещё одну команду ! Переход к следующему значению k (k=k+1) и переход к оператору for Проверка: k
38 Задание 1.Нарисуйте, используя оператор цикла и паузу, 10 концентрических окружностей. 2. Измените программу так, чтобы каждый раз, когда рисуется следующая окружность, предыдущая стиралась (т.е. рисовалась цветом фона).
39 Задание Используя оператор цикла, вывести на экран: 1) числа от 1 до 10 2) нечётные числа от 1 до 31 3) числа от 20 до 1.
Источник: www.myshared.ru