Используйте инициативное бюджетирование, чтобы привлечь средства на развитие
Инициативное бюджетирование подразумевает решение вопросов местного значения при непосредственном участии граждан. Они выбирают объекты, на которые будет выделено финансирование, а затем следят за реализацией проектов, в том числе осуществляют контроль за расходованием бюджетных средств. Программы инициативного бюджетирования принимают региональные органы государственной власти, а реализуют органы МСУ. В случае победы проекта в конкурсном отборе регион выделяет на его реализацию средства, часто при условии софинансирования из местного бюджета, за счет организаций и граждан. Объект, построенный или отремонтированный в результате реализации проекта, поступает на баланс муниципалитета.
На заметку: Граждане участвуют в общественном контроле на всех этапах реализации проекта: от составления сметы до приемки работ от подрядчика
Строительство и ремонт объектов инфраструктуры в рамках проекта инициативного бюджетирования выгодны для муниципалитета. Благодаря общественному контролю орган МСУ расходует бюджетные средства более эффективно и с минимальными коррупционными рисками. Местные жители заинтересованы и в том, чтобы подрядчик выполнил работы качественно.
Елена Розова: Что такое программа местных инициатив?
ПРИМЕР 1. В поселке Владимировка Туркменского района Ставропольского края граждане в рамках контроля работы подрядчиков самостоятельно измеряли ширину уложенного асфальта и глубину вырытых траншей. Если эти параметры не соответствовали условиям муниципального контракта, жители требовали, чтобы подрядчик устранил нарушения. Они взвешивали каждую машину с асфальтом на зерновых весах и выявили общий недовес в 800 кг.
Инициативное бюджетирование помогает продлить срок эксплуатации объектов. После окончания реализации проекта жители бережно относятся к созданному объекту, принимают меры, чтобы уберечь его от вандалов. Так, в городе Сосновый Бор Ленинградской области граждане сами создали общественный патруль для надзора за одной из детских площадок, построенных в рамках проекта инициативного бюджетирования.
Благодаря инициативному бюджетированию орган МСУ решает проблемы, наиболее актуальные для местного сообщества. Они не всегда очевидны для чиновников.
ПРИМЕР 2. Для местных чиновников Башкортостана стало неожиданностью то, что жители некоторых сельских поселений выбрали проекты благоустройства кладбищ, строительства оград вокруг мест захоронений. Эти проблемы ускользали от внимания чиновников, но для селян оказались самыми острыми.
Инициативное бюджетирование помогает повысить доверие населения к власти. Граждан удается убедить в том, что муниципалитет готов вести с ними диалог и тратить бюджетные средства на их нужды. Поскольку люди видят результат своих действий, они начинают верить в возможность самостоятельно изменить свою жизнь к лучшему. Появляются ТОСы — территориальные сообщества граждан, которые живут рядом и готовы совместно решать общие проблемы.
что такое Программа поддержки местных инициатив
Кто выделяет средства на реализацию проектов
Финансирование из регионального бюджета составляет в среднем до 70 процентов стоимости проектов. Объем субсидии зависит от программы инициативного бюджетирования, принятой в субъекте РФ. Большинство регионов устанавливают максимальный объем государственного финансирования в денежном выражении. Для городов он обычно составляет 2 млн руб., для сел — до 1 млн руб.
Как правило, средства на реализацию проектов выделяет не только регион, но и муниципалитеты, а также граждане и бизнес. Объем софинансирования из этих источников не ограничивается. В среднем по России его доля достигает трети от расходов на реализацию проектов. Но во многих регионах из средств граждан финансируют не более 5 процентов от общей стоимости проектов.
На заметку: Самые известные примеры инициативного бюджетирования в России
1. С 2007 года Всемирный банк реализует в России программу поддержки местных инициатив (ППМИ). Ее отличительные черты: участие местных жителей в отборе проектов и контроле их реализации, софинансирование из средств граждан. В рамках программы реализовано около 4 тыс. проектов в 10 регионах: Ставропольском крае, Кировской, Тверской и Нижегородской областях, Республике Башкортостан, Хабаровском крае, Республике Северная Осетия — Алания, Еврейской автономной области, Сахалинской области и Республике Саха (Якутия).
2. Европейский университет при поддержке Комитета гражданских инициатив внедрил практику инициативного бюджетирования в нескольких муниципалитетах Ленинградской, Вологодской, Кировской и Новгородской областей. В отличие от программы поддержки местных инициатив, эта практика не предполагает софинансирования проектов гражданами. Какие именно идеи нуждаются в первоочередной реализации, решают бюджетные комиссии. Их участников отбирают путем жеребьевки из числа заинтересованных граждан.
3. «Народный бюджет» и «Народная инициатива» — программы партии «Единая Россия» и ОНФ. В рамках этих двух практик распределено уже более 80 млрд руб.
Какие функции выполняет орган МСУ
На заметку: Если в вашем регионе еще нет программы инициативного бюджетирования, муниципалитет может выступить с законодательной инициативой о ее разработке и принятии
Глава муниципального образования и сотрудники муниципалитета становятся основными организаторами процесса инициативного бюджетирования. Орган местной власти:
- принимает решение об участии в программе инициативного бюджетирования;
- информирует жителей о своем решении, предстоящих собраниях и сходах, определяет площадку для общего обсуждения;
- проводит первичный отбор инициатив в ходе консультаций и опросов общественного мнения;
- участвует в обсуждении проектов, предоставляет жителям необходимую для принятия решения информацию;
- готовит проект и заявку для конкурсного отбора совместно с представителями инициативных групп;
- оказывает инициативной группе содействие в организации софинансирования со стороны местного бизнеса и жителей;
- аккумулирует все средства для реализации проекта: субсидию из бюджета региона, средства граждан и бизнеса, пожертвования из других источников;
- объявляет и проводит конкурсы по отбору подрядчика;
- контролирует ход работ;
- организует повторный конкурс, если подрядчик не выполнил свои обязательства;
- производит приемку работ подрядчика совместно с местными жителями;
- организует торжественное открытие объекта.
Чтобы сотрудники муниципалитетов лучше справлялись с этими задачами, некоторые регионы организуют для них обучение.
ПРИМЕР 3. В Тверской области обучение проходит в форме ежегодной «Школы ППМИ». В ходе занятий представителей органов МСУ знакомят с нововведениями программы инициативного бюджетирования и информационной системой, учат заполнять конкурсные заявки, готовить проектно-сметную документацию, организовывать работу с населением.
Каков алгоритм реализации проектов
Сроки реализации проекта инициативного бюджетирования составляют в среднем от года до полутора лет. Весь процесс можно разделить на 10 основных этапов.
1. Орган власти региона определяет размер региональной субсидии, максимально возможную стоимость проектов для разных типов муниципальных образований, перечень возможных объектов, календарный цикл программы. На этом этапе региональные власти издают необходимые распоряжения, положения и постановления, при необходимости вносят изменения в региональное законодательство.
Важно: На публичных слушаниях и собраниях участники при помощи консультанта отсеивают идеи, которые не соответствуют критериям конкурса. Например, стоимость проекта превысит максимально возможную
2. Органы региональной власти и органы МСУ включают средства на реализацию программы в расходные части бюджетов, разрабатывают необходимую нормативно-правовую документацию. Регионы проводят обучение представителей органов МСУ основам проектного менеджмента.
3. Органы МСУ проводят информационную кампанию.
4. Органы МСУ проводят публичные слушания и собрания жителей. На этих мероприятиях граждане формулируют и обсуждают идеи, направленные на решение насущных проблем. Далее проходит голосование. Граждане выбирают идеи, которые понравились им больше всего.
1,5 года — обычный срок реализации проекта инициативного бюджетирования
5. Инициативные группы при поддержке консультантов и представителей органов МСУ прорабатывают идеи, за которые граждане отдали больше всего голосов, и готовят проектную конкурсную документацию по ним.
6. На уровне региона проходит конкурсный отбор проектов. Побеждают те, которые набрали наибольшее количество баллов по установленным критериям.
7. Регион выделяет субсидии местным бюджетам. Муниципалитеты также предоставляют деньги из местного бюджета, ведут сбор средств граждан и представителей бизнеса.
8. Орган МСУ отбирает подрядчиков по правилам, установленным Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
9. Реализация проектов в соответствии с календарным планом работ под контролем граждан.
10. Торжественное открытие новых объектов.
Какие механизмы участия граждан предусмотреть
Участие граждан в реализации проекта инициативного бюджетирования можно организовать тремя способами.
Первый способ — пригласить к участию всех граждан. При таком механизме любой житель муниципального образования может выдвинуть идею и проголосовать за понравившиеся ему проекты на очном сходе, собрании граждан, публичном слушании или общественном обсуждении. Этот способ широко используют муниципалитеты России и зарубежных стран.
ПРИМЕР 4. В Санкт-Петербурге гражданам дали возможность оставлять свои предложения по проектам в МФЦ, отделениях «Почты России» и Сбербанка.
В Бостоне (США) местные власти занимались сбором идей для реализации в рамках молодежного проекта в школах, парках, супермаркетах, на транспортных пересадочных узлах. В польском городе Сопоте горожанам предложили проголосовать за проекты на избирательных участках. В бразильском городе Белу-Оризонти работали мобильные пункты голосования: автобус перемещался по тем районам города, где возможности участия граждан другими способами были ограниченны.
На заметку: Второй и третий способы предпочтительны в крупных муниципальных образованиях, где сложно вовлечь в инициативное бюджетирование всех местных жителей
Второй способ — путем жеребьевки создать бюджетную комиссию, которая выберет приоритетные проекты и определит объем финансирования. Чтобы сформировать этот орган:
- проведите информационную кампанию;
- соберите заявки желающих войти в состав комиссии;
- проведите открытую жеребьевку с участием горожан и СМИ.
Третий способ — сформировать комиссию из делегатов от каждого внутригородского района городского либо муниципального округа или от каждого поселения муниципального района.
Как работать с населением
Шанс победить в региональном конкурсе есть у проекта, получившего максимальную поддержку представителей целевой группы, проблему которой он решает. Муниципалитет должен документально подтвердить, что люди активно участвовали в обсуждении предложенных идей и голосовали за них. Дадим три рекомендации по работе с населением.
1. Информируйте людей всеми возможными способами. Чтобы донести до граждан информацию о мероприятиях по отбору проектов, недостаточно разместить материалы об инициативном бюджетировании в местных СМИ и на стендах в общественных местах. Используйте возможности интернета. Создайте тематические страницы на официальном сайте муниципалитета и в соцсетях.
Информировать о предстоящих офлайн-обсуждениях проектов также можно через официальный сайт и соцсети. Предложите подписчикам пригласить друзей к голосованию за проекты. Можно информировать людей об очных собраниях путем рассылки электронных писем, размещать объявления в популярных блогах и на сайтах районов города.
2. Ведите диалог с людьми на понятном им языке. Выслушайте предложения граждан по поводу приоритетов расходования бюджетных средств. Если по каким-то причинам некоторые из предложенных идей не могут быть реализованы в рамках инициативного бюджетирования, объясните это жителям в доступной форме.
Рекомендация: Чтобы избежать фальсификации решения собрания и приписок, ведите протокол и снимайте мероприятие на видео
3. Учитывайте численность населения. В сельском поселении лучше провести очный сход — собрание граждан. Чем больше людей будет в нем участвовать, тем больше баллов получит заявка поселения в конкурсе. На собрании рассмотрите разные идеи, общим решением выберите одну и выработайте способ ее реализации.
Установите объем софинансирования и выберите инициативную группу граждан, которая будет сопровождать проект и работать с органами МСУ над его реализацией.
В городах население разобщено. Его трудно, а иногда и невозможно собрать на общий сход. Поэтому используйте возможности выдвижения инициатив от различных объединений и сообществ горожан, проживающих в муниципальном образовании: от одного ТОС или объединения нескольких ТОСов, от ТСЖ , ЖСК, уличного комитета. Учитывайте, что городское население привыкло к участию в любых процессах через интернет, в том числе к платежам через онлайн-банк и краудфандинговые ресурсы, онлайн-голосованиям. Организуйте интернет-опросы, онлайн-голосования, обсуждения на форумах и общественные слушания в интернете.
ВЛАДИМИР ВАГИН, руководитель Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России, проекта КГИ «Инициативное бюджетирование»
Источник: cmokhv.ru
Поддержка местных инициатив
Поддержка местных инициатив – это инструмент прямой демократии, который позволяет местному населению отбирать, софинансировать и иным образом участвовать в реализации наиболее перспективных проектов решения социальных проблем при поддержке таких проектов муниципалитетами и государством, бизнесом и некоммерческими структурами.
Значение поддержки местных инициатив
В соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, а также актами местного нормотворчество на систему местного самоуправления возложено значительное число задач по обеспечению жизнедеятельности местного сообщества. При этом далеко не все местные территории обладают необходимым объемом ресурсов для решения вопросов местного значения. Это актуализирует внедрение в практику муниципального управления механизмов партнерства с населением, бизнесом и некоммерческими организациями для решения социальных задач.
Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас
Поддержка местных инициатив имеет своей целью актуализировать совместные инициативы муниципального управления и местного населения, которое бы обеспечили решение социальных проблем на территории муниципального образования. Поддержка местных инициатив позволяет повысить эффективность освоения бюджетных ресурсов для развития социальной инфраструктуры, решения иных социальных задач, привлекая дополнительные ресурсы местного населения, государства и бизнеса.
Замечание 1
В качестве главного инструмента поддержки местных инициатив сегодня используются специально разработанные программные документы. Ключевым принципом поддержки является конкурсный отбор проектов.
Программа предполагает финансирование за счет:
- региональных бюджетных ресурсов;
- финансовых ресурсов, привлекаемых со стороны местного населения и бизнеса.
- муниципального софинансирования;
- предоставления иных материальных и нематериальных ресурсов бизнесом, некоммерческими организациями.
«Поддержка местных инициатив»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы
При этом необходимо отметить, что поддержка местных инициатив сегодня сталкивается с определенными трудностями:
- отсутствием у муниципальных территорий необходимых ресурсов для финансирования отобранных проектов;
- отсутствием эффективных каналов взаимодействия с бизнесом и населением для привлечения поддержки проектов.
Таким образом, перед муниципальной властью сегодня стоит задача выработки и внедрения эффективных механизмов сотрудничества и взаимодействия с частными партнерами в области поддержки местных инициатив, содействия в продвижении наиболее перспективных проектов. Это касается не только привлечение финансовых ресурсов, но и утверждения среди местного населения идеи возможности самостоятельно преобразовывать условия собственной жизнедеятельности.
Проекты поддержки местных инициатив
Для того чтобы проект по решению какой-либо социальной проблемы, имеющей значение для местного сообщества, получил поддержку со стороны муниципальной и государственной власти, населения, бизнеса, он должен пройти конкурсный отбор, для чего участники готовят проекты.
Участник должен обосновать посредством представления актуальных, полных и достоверных материалов значимость социальные проблемы для местного сообщества, в частности могут быть представлены фото- и видеоматериалы, свидетельствующие о ненадлежащем состоянии социально-значимых объектов и пр.
Для участия в конкурсном отборе проектов должны быть приложены следующие документы:
- заявка в соответствии с конкурсными условиями;
- протокол собрания местного населения по выбору проекта, установлению объема и характера вклада в осуществление проекта со стороны местного населения, коммерческих и некоммерческих организаций, иных внебюджетных ресурсов;
- указание на состав инициативной группы;
- документ, подтверждающий регистрацию участников собрания население и фотографии такого собрания;
- выписку из муниципального бюджета в отношении бюджетных ассигнований, которые предусмотрены бюджетом на осуществление проекта в текущем году;
- гарантийные письма от коммерческих и некоммерческих организаций и от иных субъектов, направляющих финансовые ресурсы для поддержки проекта;
- документы, которые фиксируют, что объект поддержки является муниципальной собственностью;
- документы, обосновывающие стоимость проекта, заверенные главой муниципального образования, в том числе непосредственно проект, проектно-сметная документация и пр., а также документы, которые подтверждают готовность населения и организации безвозмездно предоставить технику и необходимые материалы;
- копии информационных источников, которые подтверждают освещение инициативы и поддержку ее местным населением.
Актуальные направления поддержки местных инициатив
Поддержка местных инициатив актуальна по тем направлениям, которые имеют решающее значение для формирования благоприятной среды для бытовой, трудовой и предпринимательской жизнедеятельности населения. Иными словами, для того чтобы проект был поддержан местным населением на стадии отбора и в процессе реализации финансовыми ресурсами и нефинансовой помощью, необходимо, чтобы такой проект был актуален для местного населения.
Сегодня к приоритетным направлениям поддержки инициатив местного населения можно отнести:
- формирование среды для обеспечения местного населения услугами связи, торгового и бытового обслуживания, общественного питания;
- формирование среды для организации и реализации досуговых мероприятий, обеспечения культурных потребностей местного населения;
- формирование среды для развития спорта, физической культуры, в том числе среди молодого поколения;
- организация и реализация мероприятий спортивного, физкультурно-оздоровительного характера;
- организация благоустройства местной территории, в том числе озеленении такой территории, установка освещения улиц, установка указателей с названием улиц и номерами домов, а также установка и поддержание в надлежащем состоянии малых архитектурных форм;
- организация и реализация мероприятий по воспитанию, просвещению молодого поколения;
- создание площадок для массового отдыха местного населения;
- поддержание в надлежащем состоянии дорог местного значения и иная дорожная деятельность и др.
Источник: spravochnick.ru
Как участвовать в программе поддержки местных инициатив?
Суть программы – вовлекать населения в реализацию проектов, которые необходимы в конкретном дворе, доме, микрорайоне.
Как участвовать в программе поддержки местных инициатив?
ППМИ – это возможность решить социально-значимые проблемы при объединении финансовых ресурсов республиканского и городского бюджета, а также средств жителей и юридических лиц. Софинансирование важно потому, что его наличие показывает реальную заинтересованность участников в реализации задуманного и делает их ответственными за результат.
Для жителей МКД по программе можно привести в порядок двор, установить детскую игровую и спортивную площадку, а проживающие в частном секторе могут благоустроить объекты электро-, газо-, водо- снабжения, поставить уличное освещение, отремонтировать дороги местного значения. Кроме того, в рамках программы можно решить общегородские проблемы.
Жители многоквартирного дома по ул. Строителей, 4 уже активно ведут подготовку к участию в конкурсе «ППМИ-2023». В планах у них – благоустройство дороги (выезда) со двора и территории МКД.
В МКД уже провели предварительные собрания, в ходе которых жители единогласно решили участвовать в проекте. Сейчас в домах активно проходят голосования, обсуждаются культурно-массовые мероприятия, связанные с реализацией проектов, а также возможные варианты информирования населения о программе.
С подробностями проведения ППМИ вы можете ознакомиться на сайте администрации города (
Источник: srgazeta.ru
Что такое ППМИ?
Учитывая высокий интерес граждан к практикам вовлечения населения в определение приоритетов бюджетных расходов на местном уровне по направлениям благоустройства и развития общественной инфраструктуры в Тверской области принято решение о внедрении механизма инициативного бюджетирования.
Основой практики инициативного бюджетирования является комплекс действий, выстроенный на основании последовательных процедур непосредственного участия граждан и предпринимательского сообщества в развитии общественной инфраструктуры, в том числе улучшение условий проживания и качества жизни населения.
Таким образом, с 2013 года на территории Тверской области стартовала Программа поддержки местных инициатив (ППМИ, Программа).
Программа предусматривает выделение на конкурсной основе субсидий из областного бюджета на реализацию наиболее важных для территорий муниципальных образований Тверской области проектов, направленных на благоустройство и ремонт объектов общественной инфраструктуры поселений.
При этом отбор и реализация проектов в поселениях осуществляется при активном участии населения, что является отличительной особенностью ППМИ.
Главная ценность Программы состоит не в ее материальном эффекте – это отличная возможность для жителей попробовать себя в роли лидеров, хозяев своей земли, принять участие в решении первоочередных проблем. Главы муниципалитетов в данном случае выступают в качестве партнеров, что дает им возможность вести равноправный и открытый диалог с жителями, услышать своих земляков и поддержать их.
ППМИ также служит своего рода школой для органов местного самоуправления по качественному и эффективному решению проблем территорий. Поэтому ее развитию со стороны Правительства Тверской области уделяется особое внимание. Именно такое взаимодействие власти, местного самоуправления, жителей должно стать обычной практикой в решении любых вопросов.
Схема работы программы
На первом этапе проводятся собрания жителей муниципальных образований Тверской области. На собраниях жители определяют приоритетные мероприятия по развитию общественной инфраструктуры (это может быть ремонт водопровода или дороги, благоустройство дворовых территорий или установка детских и спортивных площадок, ремонт домов культуры и т.д.). Самое важное – на собрании определяется не только приоритетный проект, но и обязательный вклад населения в реализацию проекта. Таким образом, население становится полноправным участником процесса, в том числе в виде софинансирования.
На втором этапе местная администрация совместно с выбранной инициативной группой жителей готовят заявку, в состав которой входит проектно-сметная документация по проекту.
Все заявки поступают на проверку в Министерство финансов Тверской области, причем заполнение и проверка заявок ведется на портале в электронном виде на портале «ППМИ-Тверь», что позволяет оптимизировать процедуру их подачи.
Конкурс
Принятые и проверенные заявки попадают на конкурсный отбор. Отбор происходит по заранее установленным объективным критериям, в том числе оценивается социальный эффект проекта, вклад местных жителей (денежный и неденежный), привлечение спонсоров, активность участия местных жителей в собрании и т.д. Заявки, набравшие наибольшее число баллов становятся победителями конкурсного отбора и получают право на выделение субсидии из областного бюджета Тверской области.
Реализация
После подведения итогов конкурсного отбора местные администрации проводят конкурентные процедуры по определению подрядных организаций. Ход и качество работ по реализации проектов и их приемку осуществляют не только местные администрации, но и определенные на собрании инициативные группы жителей. По итогам завершения работ производится их финансирование за счет всех заявленных в конкурсной документации источников (население и спонсоры, местный бюджет, областной бюджет).
Праздничное открытие объекта, объявление благодарностей участникам завершает процесс участия поселения в Программе Поддержки местных инициатив.
Программа в числах
За период 2013 – 2019 гг. реализовано 1 300 проектов, в том числе:
— 1 122 проекта от городских и сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов Тверской области;
— 178 проектов от городских округов Тверской области.
Общая стоимость проектов за весь период реализации составляет 1 163,6 млн рублей, в том числе 310,6 млн рублей – средства местного бюджета муниципальных образований Тверской области.
В 2020 году к реализации запланировано 271 проект, в том числе:
— 182 проекта от городских и сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов Тверской области;
— 89 проектов от муниципальных округов Тверской области, городских округов Тверской области.
Общая стоимость проектов, запланированных к реализации в 2020 году составляет 233,5 млн рублей, в том числе 59,6 млн рублей – средства местного бюджета муниципальных образований Тверской области.
В нынешних условиях немаловажно, что ППМИ, с одной стороны, позволяет добиться повышения эффективности использования бюджетных средств, а с другой стороны, — повысить уровень гражданской активности, без чего невозможно улучшить качество жизни как в отдельном населенном пункте области, так и в регионе в целом.
Перспективы программы
Важно, что ППМИ в настоящее время является развивающимся и совершенствующимся механизмом. С 2017 года участвуют все округа. Таким образом, в ближайшее время ППМИ будет охвачена вся территория Тверской области.
Нововведение
С 2021 года предлагается закрепить приоритетные направления софинансирования в рамках реализации проектов, для которых будет установлен:
повышенный уровень софинансирования из областного бюджета в диапазоне от 50% до 90%;
повышающий коэффициент при осуществлении балльной оценки проекта.
Одновременно, в целях обеспечения вовлеченности муниципальных образований, предлагается распределить плановые объемы субсидии — установить лимиты на объем поддержки из областного бюджета для округов и районов исходя из: численности населения; коэффициента расселения; масштабности территории и численности населения, повышающего коэффициента для преобразованных муниципальных образований.
В целях обеспечения реализации эффективных проектов, в рамках использования лимитов будет закреплен минимальный проходной балл (планируется 79 баллов, по итогам проходного балла в 2020 году).
Последующее распределение средств (неиспользованный лимит) будет осуществляться в целом по проектам в рамках общего рейтинга по всем муниципальным образованиям.
МУ Администрация Редкино
Структура
- Администрация
- Исполнение требований закона №273-ФЗ от 25.12.2008г.
- Общественные организации
- Градостроительная деятельность
- Интернет-приемная
- Муниципальное учреждение
- Схема теплоснабжения
- Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения поселок Редкино
1 | 2 | 3 | 4 | |||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Источник: redkino-admin.ru