Текст программы на языке программирования C/С++ начинается с подключения заголовочных файлов, (#include ), включающих описание средств вввода-вывода, используемых в программе. Для написания программы линейной структуры необходимо вспомнить:
1) запись констант, переменных, функций;
2) правила записи алгебраических выражений;
3) использование оператора присваивания;
4) организацию ввода-вывода данных.
5) стандартные фунции, которые могут использоваться в программе;
Задача 1. Найти сумму заданного трёхзначного числа а = 879 с числом, полученным из числа а перестановкой его цифр в обратном порядке.
#include //Подключение средств ввода-вывода С++
#include //Подключение стандартных функций ввода-вывода С
#include //Подключение стандартных математических функций
int main()
int a=879;
int z1, z2, z3, b=a;
z3=a%10; //Вычисление младшей цифры числа
a/=10; //Деление числа на 10 с отбрасыванием дробной части
z2=a%10; //Вычисление второй цифры числа
C++ | Линейный алгоритм в С++ (А + В)
z1=a/10; // Вычисление третьей цифры числа
getch(); //Задержка экрана пользователя для просмотра результата (из conio.h)
return 0;
Задача 2. Следующая программа запрашивает длину в дюймах, затем преобразует ее в сантиметры (1 дюйм = 2.54 см) и выдает полученное значение на экран.
Задача 3. Присвоить целой переменной Z первую цифру из дробной части числа А (например, если А = 123.948, то Z = 9)
double A =123.948; int Z;
Задача 4. Поменять местами значения целых переменных a и b:
a) используя вспомогательную переменную;
б) без применения вспомогательной переменной.
clrscr(); //Очистка экрана
Задача 5. В равнобедренном треугольнике основание равно а, а угол при основании равен . Найти площадь и периметр треугольника.
Введем длину основания a и угол . Прежде всего, преобразуем угол из градусной меры в радианную:
Далее, из рисунка видно, что высота треугольника h может быть найдена по формуле:
а боковая сторона
Остальное, как говорят, дело техники. Ниже приведена соответствующая программа.
const double pi= 3.14159;
int main()
float a, c, psy, h,s;
int alpha; clrscr();
printf(«Введи угол в градусах «);
//преобразуем угол в радианы
//найдем боковую сторону
printf(«Периметр= %10.2fn»,a + 2*c);
Протокол выполнения программы:
Введи основание 6
Введи угол в градусах 60
Задача 6. Ввести координаты трёх точек на плоскости: (х1, у1), (х2, у2), (х3, у3). Определить, лежат ли они на одной прямой.
Если три точки лежат на одной прямой, то площадь треугольника, образованная соединяющими их отрезками, очевидно, равна нулю. Площадь S треугольника, заданного координатами его вершин (х1, у1), (х2, у2), (х3, у3), определяется формулой:
Раскрыв определитель третьего порядка по последнему столбцу, получим:
Замечание. Значение S положительно, если направление обхода вершин треугольника совпадает с положительным направлением вращения (т.е. против часовой стрелки).
Лекция «Алгоритмы и программы линейной структуры»
//три_точк.cpp Три точки на одной прямой?
double x1,y1,x2,y2,x3,y3,s;
printf(«Введи через пробел координаты вершин:n»);
printf(«x1 y1 «); scanf(«%lf %lf»,y1);
printf(«x2 y2 «); scanf(«%lf %lf»,y2);
printf(«x3 y3 «); scanf(«%lf %lf»,y3);
s=0.5*(x2*y3 — x3*y2 — x1*y3 +x3*y1 + x1*y2 — x2*y1);
printf(«Три точки на одной прямой «);
Протокол работы программы:
Введи через пробел координаты вершин:
x1 y1 0 0
x2 y2 2 0
x3 y3 0 2
Три точки на одной прямой не лежат
Для вывода результата тестирования мы здесь воспользовались тернарной операцией. Следует помнить, что сравнивать между собой вещественные числа на равенство – неблагодарное дело (ведь они в памяти представлены приближённо!).
Задача 7. Программа иллюстрирует некоторые особенности последовательного применения операций «инкремент» и «декремент» в выражениях. В частности, не следует забывать, что эти операции в выражении вычисляются в порядке их следования справа налево; этим и объясняются несколько неожиданные на первый взгляд результаты работы программы.
int main ()
int y,n;
Результаты работы программы:
Последний результат трудно объяснить. Для того же примера компиляторы GNU gcc и g++ в операционной системе Linux дают более ожидаемый результат:
Задача 8. Следующая программа иллюстрирует работу поразрядных логических операций и сдвигов. Прежде чем вы возьметесь за осмысление полученных результатов, непременно разберитесь со внутренним (машинным) представлением целочисленных величин. Напомним, что эти данные хранятся в двоичном коде (положительные – в прямом, а отрицательные – в дополнительном коде).
Шестнадцатеричная система счисления служит для компактной записи двоичных данных. При этом каждая шестнадцатеричная цифра кодируется 4 двоичными разрядами: 0 – 0000, 1 – 0001, 2 – 0010, 3 – 0011, 4 – 0100, 5 – 0101, 6 – 0110, 7 – 0111, 8 – 1000, 9 – 1001, A – 1010, B – 1011, C – 1100, D – 1101, E – 1110, F – 1111.. Цифры восьмеричной системы счисления кодируются 3 двоичными разрядами: 0 – 000, 1 – 001, 2 – 010, 3 – 011, 4 – 100, 5 – 101, 6 – 110, 7 – 111.
unsigned char c;
unsigned short int n, m=125;
printf(«%d %X %on»,m,m,m); // 125 7D 175
n=m printf(«%d %X %on»,n,n,n); // 13 D 15
n=m | 013; printf(«%d %X %on»,n,n,n); // 127 7D 177
n=m>>3; printf(«%d %X %on»,n,n,n); // 15 F 17
c=~m; printf(«%d %X %on»,c,c,c); // 130 82 202
n=m^013; printf(«%d %X %on»,n,n,n); // 118 76 166
_getch(); return 0;
Результат работы программы приведен в виде комментария к каждому из операторов вывода.
Задача 9. С интервалом в 0.7 секунды играть все ноты малой октавы: до, до-диез, ре, ре‑диез, ми, …, си.
// Программа отлажена в Visual Studio 2008
using namespace std;
Замечание. В этом примере использована новая для нас функция Beep(). Здесь и далее, чтобы выяснить назначение и правила применения неизвестных вам функций стандартной библиотеки языка, поступите следующим образом: подгоните курсор под имя неизвестной функции и нажмите клавишу F1. В частности, таким способом Вы узнаете, что функция Beep() генерирует звуковой сигнал заданной частоты в герцах (первый аргумент); длительность звучания каждой ноты в миллисекундах задает второй аргумент. И не забудьте вставить препроцессорную команду #include (или #include для Borland С++ Builder).
При необходимости приостановку выполнения программы на заданное число миллисекунд можно осуществить при помощи функции Sleep(). Исследуйте её самостоятельно.
Задачи для самостоятельного решения
1. Обьем круглого конуса равен V = p r 2 h, где: r — радиус основания, h — высота. Составить программу для вычисления объема.
2. Площадь равностороннего треугольника с заданной стороной а вычисляется по формуле: S = a 2 . Составить программу для вычисления площади.
3. Вычислить высоты треугольника со сторонами a, b, c по формулам:
где p = (a + b + c).
4. Смешано V литров воды температуры T1 и V2 литров воды температуры T2 . Написать программу вычисления объема и температуры образовавшейся смеси по формулам:
5. Присвоить целой переменной Z третью от конца цифру в записи целого положительного числа А (например, если А = 475984, то Z = 9).
6. Две точки на плоскости заданы своими координатами (x1, y1) и (x2, y2). Найти расстояние между ними.
7. Найти площадь равнобочной трапеции с основаниями А и В и углом b при большем основании.
8. Вычислить площадь поверхности усеченного конуса
S = h(R + r)l + pR 2 + pr 2 и его обьем
V = p h(R 2 + r 2 + Rr)
R, r — радиусы оснований
9. Радиус окружности, вписанной в равносторонний треугольник, равен R. Составить программу для вычисления площади двумя способами:
а) по длине основания и высоте;
б) по формуле Герона
10. Обьем круглого цилиндра равен
V = p r 2 h, где:
r — радиус основания, h — высота
Составить программу для вычисления объема
11. Площадь правильного шестиугольника со стороной а вычисляется по формуле:
S = a 2 .
Cоставить программу для вычисления площади.
12. Ввести три стороны треугольника a, b, c. Вычислить его площадь по формуле Герона:
S =
где p = (a + b + c). Найти одну из высот треугольника.
13. Вычислить медианы треугольника по трем его сторонам a, b, c:
14. Площадь кругового кольца, у которого R и r — внешний и внутренний радиусы, R¢ — средний радиус, K — ширина кольца, вычисляется по формулам:
S1 = p(R 2 – r 2 ), S1 = 2 pR¢K
Ввести R и r. Найти R¢ и K. Вычислить площадь по обеим формулам и сравнить результаты.
15. Пусть D — диаметр основания цилиндра, H — его высота. Составить программу для вычисления его поверхности S и объема V:
S = + pDH, V = pD 2 H
16. Ввести сторону квадрата а. Вычислить и выдать на экран длину окружности:
а) вписанной в него;
б) описанной около него.
17. Ввести сторону квадрата а. Найти площадь незаштрихованной части фигуры.
Указание. Радиусы дуг образовавшихся секторов равны половине стороны квадрата.
18. Ввести сторону равностороннего треугольника а. Найти площадь фигуры, ограниченной дугами.
Указание. Радиусы дуг образовавшихся секторов равны половине стороны треугольника.
19. Около квадрата со стороной а описана окружность, в него вписана другая окружность. Составить программу, которая вводит значение а и вычисляет площадь образовавшегося кольца.
20. Две окружности имеют внутреннее касание. Радиус большей из них равен R1, а радиус меньшей – в два раза меньше (см. рис).
Составить программу для вычисления площади заштрихованной части фигуры.
21. Треугольник задан величинами своих углов и радиусом описанной окружности. Найти стороны треугольника.
22. Найти площадь равнобочной трапеции с основаниями а и в и углом α при большем основании.
23. Даны действительные положительные числа а, в, с. По трём сторонам с длинами а, в, с можно построить треугольник. Найти углы треугольника.
24. Дана длина куба. Найти площадь полной поверхности и объём этого куба.
25. Дано х. Вычислить 2х 4 – 3х 3 + 4х 2 – 5х + 6, применив не более 8 операций сложения, вычитания и умножения.
26. Определить силу притяжения F между двумя телами массы m1 и m2, находящимися на расстоянии r друг от друга.
27. Даны гипотенуза и катет прямоугольного треугольника. Найти второй катет и радиус вписанной окружности.
Источник: infopedia.su
Методическая разработка по информатике «Разработка и программирование задач с линейной и разветвляющейся структурой на языке Turbo Pascal»
методическая разработка по теме
Данная методическая разработка создана с целью оказания преподавателю методической помощи составления программ на языке программирования Turbo Pascal.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4 (ГОУ СПО МК №4)
ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«Разработка и программирование задач с линейной и разветвляющейся алгоритмической структурой »
060109 «Сестринское дело» 51 (среднее профессиональное образование базовой подготовки) 1 курс
Федорова И. П. – преподаватель дисциплины «Информатика» ГОУ СПО МК №4 Департамента Здравоохранения города Москвы, высшая квалификационная категория
Машукова Н.Г. — преподаватель математики высшей квалификационной категории ГОУ СПО ММУ № 17 Департамента Здравоохранения города Москвы.
Почетный работник образования РФ
Михеева А.Г. – зав. очно-заочного (вечернего) отделения преподаватель высшей квалификационной категории ГОУ СПО МК №4 Департамента Здравоохранения города Москвы
ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
«Разработка и программирование задач с линейной и разветвляющейся алгоритмической структурой »
по дисциплине «Информатика» для специальности 060501 «Сестринское дело» 51 (среднее профессиональное образование базовой подготовки) 1 курс.
Методическая разработка практического занятия по теме «Разработка и программирование задач с линейной и разветвляющейся алгоритмической структурой » создана с целью оказания преподавателю методической помощи для эффективного формирования знаний, умений и практических навыков у студентов составления программ на языке программирования Turbo Pascal и для приобретения навыков работы в интегрированной инструментальной оболочке языка программирования Turbo Pascal 7.0.
рекомендации по работе с методической разработкой………………….
актуальность темы, цели занятия…………………………………………
междисциплинарные интеграционные связи……………………………….
место проведения занятия и оснащение……………………………………
инструкция для тестирования Super Test………………………………….
домашнее задание (задание для самостоятельной внеаудиторной
Зарезервированные слова Паскаль …………………………………….….
Словарь использованных английских слов…………………………………
Условный оператор. Полная и неполная развилка………………………..
Контроль исходного уровня знаний ……………………………..…….
проверка домашнего задания ……………………………………………….
Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос)……. …………….
Материалы для закрепления изученного ……………………
Контроля эффективности обучения ……………………………….
итоговый контроль знаний ………………………………………
Приложение 1. Мультимедийная презентация на тему ««Многовариантное ветвление»………………………………………………………………………………
Современное общество предъявляет большие требования к предоставлению информации.
Сегодня, когда объем информации растет с каждым днем, невозможно представить специалиста в любой профессиональной деятельности без знаний технологии обработки информации.
Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных, новых информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания, — принадлежит к числу важнейших направлений процесса информатизации современного общества.
Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме «Разработка и программирование задач с линейной и разветвляющейся алгоритмической структурой» по дисциплине « Информатика » для специальности 060109 «Сестринское дело» 51 (среднее профессиональное образование базовой подготовки) 1 курс.
В методическом блоке подробно изложен ход занятия, перечислены формы и методы работы, указаны междисциплинарные и внутридисциплинарные связи, дана мотивация темы, оснащение занятия.
В блок контроля знаний включены эталоны ответов для проверки домашнего задания, эталоны ответов для самоконтроля к тестовым заданиям и вопросам для актуализации опорных знаний, инструкция к рейтинг- листу и критерии оценки. Для проверки контроля эффективности обучения предлагается самостоятельная работа из 14 вариантов (для каждого студента свой вариант) по две задачи в каждом варианте, ни одна задача не повторяется. Приведены эталоны ответов решения каждой задачи.
В информационном блоке содержится изложение теоретической основы темы. Для улучшения восприятия студентами и облегчения работы преподавателя на уроке прилагается презентация в Microsoft PowerPoint.
Навыки, полученные при изучении данной темы, понадобятся студентам в процессе дальнейшей учебы, помогут при изучении следующих тем языка программирования.
Для практической работы подобран актуальный содержательный материал, помещенный в информационном блоке и в блоке контроля эффективности обучения для самостоятельной практической работы на занятии. Задания даны таким образом, чтобы показать студентам широкие возможности применения формируемых на данном занятии умений и навыков при изучении других дисциплин (математика, физика, химия).
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ
С МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКОЙ
Методическая разработка содержит перечень целей, отражающих знания и умения, которыми должен обладать студент по окончании изучения темы.
Исходный уровень знаний студентов определяется в процессе проверки домашнего задания с помощью решения сканворда.
Вопросы для актуализации опорных знаний применяются в ходе фронтального опроса, завершая этап контроля исходного уровня знаний студентов и мобилизуя, имеющиеся знания студентов для усвоения новой информации.
Закрепление изученного материала проводится с помощью практической работы (решение задач под контролем преподавателя) и программированного контроля исходного уровня знаний с помощью ПК, расположенного в блоке контроля.
Практическое занятие, проводимое по данной разработке, помимо контроля исходного уровня знаний включает в себя следующие компоненты контролирующего блока :
Выполнение самостоятельной работы (составление программ для решения двух задач — проводится с целью закрепления изученного материала по теме занятия). Самостоятельная работа представляет собой 14 разноуровневых вариантов(на каждого студента свой вариант)по две задачи в каждом варианте, всего 28 задач (ни одна задача не повторяется);
Отладка составленных программ – для приобретения навыков работы в интегрированной инструментальной оболочке языка программирования Turbo Pascal 7.0. (контроль эффективности обучения с помощью ПК);
В зависимости от степени владения студентом материалом, ему может быть предложено, выполнить дополнительное задание, также представленное в приложении.
Для реализации целей, в связи с использованием различных методов и технологий в каждой группе студентов, используется представленная в методической разработке технологическая карта занятия, имеющая ориентировочный характер.
Продолжительность каждого этапа занятия может варьировать в зависимости от исходного уровня знаний и работоспособности студентов.
С целью улучшения восприятия темы предлагается визуализация информации с помощью презентации в MS Power Point, расположенной в приложении.
В качестве домашнего задания студентам предлагается разгадка кроссворда и составление программ для двух задач, с последующей их отладкой на уроке на ПК
В конце 50-х годов для облегчения труда программистов начали создаваться языки программирования высокого уровня, формальные языки, кодирующие алгоритмы в привычном для человека виде (в виде предложений). Такие языки программирования строились на основе использования определенного алфавита и строгих правил построения предложений (синтаксиса).
Наиболее широко распространенным типом языков программирования высокого уровня являются процедурные языки. В таких языках широко используются управляющие конструкции (операторы), которые позволяют закодировать различные алгоритмические структуры (следование, ветвление, цикл).
Одним из первых процедурных языков программирования был известный всем Basic, созданный в 1964 году. Другим широко распространенным языком программирования алгоритмического типа является Pascal.
Язык программирования Паскаль был разработан профессором, директором Института информатики Швейцарской высшей политехнической школы Николаусом Виртом в 1968-1970 гг. как язык обучения студентов программированию.
С тех пор Паскаль становился всё более и более популярным, причем не только, как язык для обучения принципам программирования, но и как средство создания достаточно сложного программного обеспечения.
В своем первоначальном виде Паскаль имел довольно ограниченные возможности, но расширенный вариант этого языка – Turbo Pascal является мощным языком программирования.
Огромную роль в массовом распространении Паскаля сыграла компания Borland International. Она сумела создать знаменитую Turbo-среду разработки. Это был огромный шаг вперед в облегчении процесса программирования.
Почему Turbo? Turbo в переводе с английского сленга означает ускорение. Компилятор, входящий в состав Turbo Pascal очень быстро переводит программу с языка программирования в машинные коды.
На прошлом занятии мы выяснили, что число используемых языков программирования сейчас достаточно велико. К числу наиболее распространённых относится язык программирования Pascal.
Для исполнения написанной программы на компьютере необходимо загрузить в оперативную память систему программирования Pascal. Для этого используйте ярлык на Рабочем столе.
То, что вы видите сейчас на экране и есть интегрированная инструментальная оболочка языка программирования Turbo Pascal 7.0. По внешним признакам её можно разделить на три области.
Первая – область многооконного текстового редактора: размещаются и редактируются тексты программ.
Вторая – «меню» управления всеми ресурсами.
Третья – нижняя часть экрана: строка подсказок.
Источник: nsportal.ru
Решение задач линейной структуры: Методические указания для выполнения лабораторной работы
3. Оформить отчёт по лабораторной работе и распечатать.
Задание: Вычислить значение функции
Вариант 1, 6, 11, 16, 21, 26
Составить программу, которая запрашивает информацию о том, сколько вам лет исполнится (исполнилось) в 2009 году, определяет в каком году вы родились и сколько будет вам лет в указанном вами году.
Ниже представлен вид экрана во время работы программы
Вариант 2, 7, 12, 17, 22, 27
Составить программу, которая выводит на экран компьютера заставку и подсчитывает среднее значение целых числе введённых с клавиатуры.
Ниже представлен вид экрана во время работы программы.
Вариант 3, 8, 13, 18, 23, 28
Составить программу, которая вычисляет площадь прямоугольника по его сторонам и выводит результат.
Ниже представлен вид экрана во время работы программы.
Вариант 4, 9, 14, 19, 24, 29
Напишите программу вычисления идеального веса по формуле: Ид.вес= Рост в см-100. Значение роста пользователь вводит с клавиатуры.
Ниже представлен вид экрана во время работы программы.
Вариант 5, 10, 15, 20, 25
Составить программу, вычисляющую, сколько процентов от A+B-C приходиться:
1) на A; 2)на B; 3) на С.
Ниже представлен вид экрана во время работы программы.
Контрольные вопросы
- Назовите структуру Pascal – программы
- Как обозначается процедура ввода?
- Как обозначается процедура вывода?
- Какие типы данных языка Pascal вы знаете?
- С какого зарезервированного слова начинается раздел описания переменных?
- С какого зарезервированного слова начинается раздел описания констант?
- Как организовать вывод результатов работы программы во внешний файл?
- Форматы вывода
- Как обозначается оператор присвоения?
- Каким идентификатором обозначается целый тип данных?
- Каким идентификатором обозначается вещественный тип данных?
- Какие операторы могут входит в структуру линейной программы?
- Как обозначаются комментарии в программе?
Похожие материалы
- Программирование типовых алгоритмов обработки массивов: Методические указания для выполнения лабораторной работы
- Программирование алгоритмической структуры следования (линейной ) с использованием логического оператора присвоения: Методические указания для выполнения лабораторной работы
- Вложенные циклы. Вычисление последовательностей: Методические указания для выполнения лабораторной работы
Источник: vunivere.ru