Программирование сферы культуры стало применяться в нашей стране с начала 2000-х годов, когда для этого сложились необходимые условия. В настоящее время в России осуществляется принцип самостоятельности регионов в процессе формирования и расходования областных и муниципальных бюджетов.
Следовательно, регионы, как и федеральные органы, вправе самостоятельно поддерживать развитие тех или иных социально значимых сфер деятельности путем разработки, реализации и финансирования различных программ.
С другой стороны, децентрализация управления предоставила государственным и частным учреждениям культуры федерального, регионального и муниципального уровней право на свободу в определении содержания социокультурной деятельности. Отсюда возникла и распространилась практика целевого и «точечного» освоения бюджетных средств с помощью программного метода.
Программы различаются уровнем разработки (президентские, федеральные, региональные, муниципальные, местные, городские, программы организаций) и продолжительностью (долгосрочные – свыше 5 лет, среднесрочные – 3–5 лет, краткосрочные 1–3 года, текущие – до 1 года).
Формирование физической культуры детей дошкольного возраста | Вебинары Воспитатели России
Программа как итоговый документ обычно включает разделы по определению проблемы, формулировке цели и задачи, ресурсному обеспечению программы, времени ее реализации, сведения об исполнителях и оргструктуре, способы контроля и подведения итогов реализации программы.
В сфере культуры использование программ позволяет эффективно увязывать механизмы взаимодействия разных уровней управления в единую конструкцию, дает возможности трансформировать сохраняющиеся еще базовые элементы старой административной моде-ли управления социокультурными процессами, повысить эффективность как управления, так и самой деятельности по наращиванию социально-культурного потенциала в регионах.
Причем нередко в социокультурной сфере речь идет о целевых программах. Целевая программа, как правило, создается на основе существующей организационной структуры, или для нее создается специальная организационная структура.
Реализация целевых программ в социокультурной сфере направлена на решение проблем конкретных направлений культурной деятельности, конкретных регионов, элементов и практик культуры. При этом следует заметить, что социокультурное программирование является до-полнительным стимулирующим компонентом согласованного взаимодействия различных сил культурной сферы на конкретном уровне.
Целевые программы в сфере культуры могут быть ориентированы на сохранение и воспроизводство культуры (создание условий для сохранения и активного использования, актуализации культурного наследия: архитектурной среды, праздников, памятных мест, устного творчества и т.д.).
Кроме того, культура в программировании может выступать условием и средством решения проблем и задач, находящихся в других плоскостях и сферах бытия, в том числе и проблем маркетингового характера (культурно-символический капитал, который наращивается за счет участия в культурных акциях, является важнейшим условием рыночной стабильности бизнес-организаций). Осуществление целевых программ возможно на самом разном уровне: от Министерства культуры РФ до культурно-досугового учреждения небольшого села.
«О детях по-взрослому»: Старший дошкольный возраст (4-6 лет). Людмила Петрановская
Характерное для современного менеджмента культуры при-стальное внимание к технологиям социокультурного программирования имеет свои обоснованные причины. Разработка программ или участие в реализации программ позволяет использовать возможности дополнительного, целевого финансирования из средств государственного бюджета.
Хотя целевая программа является основанием для привлечения дополнительных финансовых средств из самых разных источников. Донорами культурных программ могут быть как органы власти, так и коммерческие структуры, фонды, меценаты и многие другие.
И, наконец, программирование в сфере культуры как бы дополняет разработку отраслевых и территориальных планов, задает планированию «третье измерение», позволяя координировать усилия различных партнеров и соисполнителей, вне зависимости от их ведомственной принадлежности и места расположения.
Получение финансовых средств под программу развития культуры на конкретной территории может обеспечить повышенную заинтересованность партнеров и соисполнителей (организаций, общественности, творческих инициатив, органов власти и т.д.).
Эффективность программирования в сфере культуры очевидна в постановке праздничных, концертных программ, проведении фестивалей, выставок, целевых гастрольных туров творческих коллективов и отдельных исполнителей, постановке театральных спектаклей (про-граммы «Новые имена», «Малые города», «Юные таланты») и др. Программно-целевая форма деятельности имеет целый ряд преимуществ:
- Организации являются временными, они нацелены на решение конкретных задач в определенные сроки и с определенным уровнем качества.
- Целевое программирование позволяет творчески совместить преимущества вертикальных и горизонтальных уровней управления и координации, что дает возможность предельно сосредоточиться на решении поставленной задачи.
- Программные структуры способствуют успешному интегрированию разнородных видов творческой деятельности, повышают мотивацию ее субъектов.
- Целевое финансирование каждой программы позволяет значительно сократить накладные расходы.
- Традиционная структура учреждения культуры за счет внедрения таких программ превращается в более гибкую форму, которая позволяет работникам различных функциональных подразделений сотрудничать в междисциплинарных проектах, реализуя новые организационно-содержательные идеи и проекты.
Федеральные программы в сфере культуры существует в России уже несколько лет и направлены в целом на поддержку культурной жизни в стране. В частности, в 2012 году Правительством РФ была утверждена федеральная целевая программа «Культура России (2012–2018 годы)», которая является продолжением одноименной программы предыдущего периода.
Источник: student-servis.ru
Виды программ культурного развития
Программы культурного развития могут быть федеральными, региональными и территориальными (муниципальными).
Важнейшее значение имеет разграничение круга вопросов, решаемых программами разного уровня.
Федеральные программынаправлены на решение задач, приоритетных для всей страны, разрабатываются федеральными органами и финансируются за счет средств федерального бюджета.
Региональные программыпозволяют определить стратегию культурного развития конкретных регионов, разрабатываются соответствующими региональными органами и финансируются из региональных бюджетов.
Территориальные программыразвития культуры разрабатываются применительно к различным муниципальным образованиям (городской округ, муниципальный район и др.) с учетом специфических именно Для этой территории проблем развития культуры, возможностей, путей и способов их решения. Их реализация должна финансироваться из местных бюджетов.
Большое значение имеет взаимодействие между органами управления культурой разного уровня в области разработки и реализации программ.
Основные федеральные программы в области культуры.
Федеральная программа «Сохранение и развитие культуры и искусства Российской Федерации (1993-1995 гг.)». Ее пролонгация на 1996 год.
Федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997—1999 гг.)». Придание ей статуса Президентской Указом Президента РФ «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства Российской Федерации» (1996 г.)
Федеральная целевая программа «Культура России (2001— 2005 гг.)».
Федеральная целевая программа «Культура России (2006— 2010гг.)».
Федеральная целевая программа «Культура России (2012— 2018гг.)».
Ее основные разделы.
1. Обеспечение сохранности историко-культурного наследия.
2. Сохранение и развитие системы художественного образования, поддержка молодых дарований.
3. Адресная поддержка профессионального искусства, литературы и творчества.
4. Обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности.
5. Обеспечение культурного обмена.
6. Разработка и внедрение информационных продуктов и технологий в сфере культуры.
7. Поддержка отечественных производителей культурных благ и их продвижение на мировой рынок.
8. Обновление специального оборудования организаций сферы культуры и массовых коммуникаций.
9. Модернизация сети телерадиовещания Российской Федерации.
10. Научное, организационное и информационное обеспечение федеральной целевой программы «Культура России (2012—2018гг.)».
Возможность участия организаций культуры в реализации других целевых программ (федеральных, региональных, территориальных).
ФЦП, в которые могут «вписываться» субъекты культурной деятельности:
«Развитие образования на 2016-2020 годы»
«Русский язык» 2016-2020
«Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 — 2020 годы»
«Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2014-2020 годы»
«Развитие физической культуры и спорта в РФ» 2008-2015, 2016-2020
«Развитие телерадиовещания в РФ на 2009-2015 годы»
«Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 годы)»
О государственной программе «Развитие культуры, искусства и кинематографии в Республике Башкортостан» 2013-2018
Президентская программа «Дети Республики Башкортостан» на годы (срок реализации продлен на 2011 год)
«Организация досуга, отдыха и оздоровления детей, подростков, учащейся молодежи»
Республиканская целевая программа «Развитие системы дополнительного образования детей в Республике Башкортостан»
Государственная программа сохранения, изучения и развития языков народов Республики Башкортостан на годы (срок реализации продлен на 2011 год)
Государственная программа «Народы Башкортостана» на годы
Государственная программа «Башкиры Российской Федерации»
Долгосрочная целевая программа «Сохранение и развитие кинематографии Республики Башкортостан» на годы.
Количество ФЦП в перспективе будет значительно сокращено в соответствии с основными приоритетами развития страны. Предполагается совершенствование методологии и процедуры их разработки и реализации.
Типы программ.
Реформирование бюджетного процесса предполагает разработку двух типов бюджетных программ: федеральных (региональных, муниципальных) целевых и ведомственных целевых программ. Они едины по принципам формирования и реализации, но различаются по содержанию и статусу.
Общими требованиями, предъявляемыми к бюджетным целевым программам, являются:
— четкая формулировка цели программы, соответствующей полномочиям и сфере ответственности администратора (координатора) программы;
— описание поддающихся количественным оценкам ожидаемых результатов реализации программ;
— наличие системы показателей для измерения результатов программы;
— обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы, рисков и устойчивости программы к внешним условиям;
— описание системы управления программой, разграничение полномочий и ответственности различных единиц управления, их отчетности.
Программы первого типа рассмотрены в пункте 8.3.3.
Ведомственные целевые программы внедряются в бюджетную практику впервые. Это способ планового распределения средств, которыми распоряжается соответствующий орган управления, по целям и результатам. Тем самым обеспечивается более тесная связь между отраслевой стратегией и бюджетным финансированием.
Достоинства: не требуется утверждение органами законодательной и исполнительной власти разного уровня, расширяются полномочия органов управления культурой в администрировании программных расходов по сравнению со сметными расходами.
Недостатки: более низкий статус, возможность досрочного прекращения их реализации по инициативе экономических ведомств.
Ведомственные целевые программы могут быть утверждаемыми и аналитическими.
Под утверждаемой ведомственной целевой программой понимается утверждаемый субъектом бюджетного планирования комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств бюджета, описываемой измеряемыми целевыми индикаторами. Целевая программа является самостоятельным документом.
Аналитическая ведомственная целевая программа — выделяемая в аналитических целях группировка расходов, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств бюджета, описываемой целевыми индикаторами.
Порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ определяется Правительством РФ. 2
8.3.5.Важнейшие особенности и преимущества программ.
Отличие программ от традиционных планов.
Выступают инструментом самопланирования, реализации собственной культурной политики (страны, региона и т.д.).
Направлены на достижение определенных целей, решение конкретных проблем. Возможность обсуждать различные варианты и сознательно выбирать наиболее приемлемый вариант стратегии культурного развития. Серьезная проработка целей с привлечением общественности. Формулировка целей на содержательном уровне, но в достаточно конкретной форме.
Не имеют жестко заданных временных горизонтов. Срок действия программы определяется спецификой поставленных целей.
Оперируют не количественными показателями, а мероприятиями. Это гарантирует приоритет качественных изменений, делает документ более детализированным.
Позволяют усилить комплексность, уменьшить ведомственную разобщенность уже на стадии разработки. Кооперация и координация действий и ресурсов всех участников.
Для реализации программ культурного развития требуется привлечение значительных средств: как бюджетных, так и внебюджетных. Поиск дополнительных источников финансирования — одна из ключевых задач, которые должны решаться при разработке программ.
Другой ключевой задачей является организация мониторинга и формализованная оценка результативности программ, ее учет при определении объемов финансирования.
К программному методу примыкает социально-культурное проектирование. «Проект — это идея, реализуемая в процессе, дающем определенные результаты» 22 .
Таким образом, проект включает в себя замысел, средства его реализации и получаемые результаты.
Источник: megaobuchalka.ru
Программы культурного развития и социокультурные проекты.
1. Программно-проектный метод — это современный эффективный способ управления социокультурной деятельностью в целом, отдельными ее отраслями и отдельными учреждениями.
2. Проект, как правило, предполагает разовое, краткосрочное мероприятие, которое может быть разработано и реализовано отдельными несколькими учреждениями культуры. Характерным свойствами проекта является его локальный характер реализации и видимый конечный результат.
3. Программа — это совокупность общественно значимых социокультурных акций, рассчитанных на длительный срок реализации.
-Профессионализм команды исполнителей
— Наличие программных разработок
5. Использование в социокультурном управлении принципа программности позволяет эффективно увязывать механизмы взаимодействия разных уровней управления в единую конструкцию, дает возможности трансформировать сохраняющиеся еще базовые элементы старой административной модели управления социокультурными процессами, повысить эффективность как управления, так и самой деятельности по наращиванию социально-культурного потенциала в регионах.
6. Социокультурное программирование представляет собой процесс подготовки задач развития социокультурной системы, реализации ее программ и целей, упорядочения деятельности ее субъектов, сохранения культурной самобытности.
7. Социально-культурная программа — это совокупность организационных, хозяйственных, экономических, социокультурных мероприятий с единым управлением, вертикальными и горизонтальными связями, согласованных по времени, ресурсам и исполнителям.
8. Социокультурное программирование в отличие от планирования, где объектом выступает отдельное мероприятие или группа разрозненных культурных акций, интегрирует в себе проблему социокультурного развития целиком, детализируя направления и виды деятельности, определяя конечные и промежуточные цели, сроки и адреса деятельности
9. Социокультурное программирование не заменяет отраслевое, территориальное объектное планирование. Оно является дополнительным синергетическим компонентом согласованного взаимодействия всех субъектов социокультурной сферы на межотраслевом уровне.
Программы культурного развития и социокультурные проекты.
10. Основные характеристики программ:
— направленность на достижение определенных целей, решение выявленных проблем;
— приоритетность мероприятий над количественными показателями, что делает документ более детализированным и гарантирует качественные изменения;
— комплексность, кооперация и координация действий и ресурсов всех участников независимо от ведомственной принадлежности и места расположения;
— отсутствие жестко заданных временных горизонтов; срок действия программы определяется спецификой поставленных целей.
11. Содержание программы.
Программа включает следующие разделы:
— анализ проблем, решение которых необходимо программными средствами;
— конкретизация цели в системе задач и направлений деятельности;
— определение перечня конкретных мероприятий и сроков их выполнения;
— обоснование потребностей в ресурсах, рисков и устойчивости программы к внешним условиям;
— регламентация системы управления программой;
— описание поддающихся количественным оценкам ожидаемых результатов реализации программы, выбор системы показателей для их измерения.
12. Порядок и пути разработки программы.
Разработка программы может осуществляться двумя путями. В первом случае предварительно в качестве самостоятельного документа готовится, во втором — анализ ситуации выступает как раздел программы.
Программы культурного развития могут разрабатываться:
— силами руководителей и специалистов органов управления и организаций культуры;
13. Задачи:
Поиск дополнительных источников финансирования;
Организация мониторинга и формализованная оценка результативности программ
14. Виды бюджетных программ культурного развития.
15. Основные федеральные программы
1. Обеспечение сохранности историко-культурного наследия.
2. Сохранение и развитие системы художественного образования, поддержка молодых дарований.
3. Адресная поддержка профессионального искусства, литературы и творчества.
4. Обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности.
5. Обеспечение культурного обмена.
6. Разработка и внедрение информационных продуктов и технологий в сфере культуры.
7. Поддержка отечественных производителей культурных благ и их продвижение на мировой рынок.
8. Обновление специального оборудования организаций сферы культуры и массовых коммуникаций.
9. Модернизация сети телерадиовещания Российской Федерации.
10. Научное, организационное и информационное обеспечение программы.
11. Поддержка культуры народов Российской Федерации.
16. Ведомственные целевые программы внедряются в бюджетную практику впервые. Это способ планового распределения средств, которыми распоряжается соответствующий орган управления, по целям и результатам. Тем самым обеспечивается более тесная связь между отраслевой стратегией и бюджетным финансированием.
· Примеры: Государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»
· Ведомственная целевая программа Российской Федерации «Организационное, информационное и научное обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы»
17. Проект — это совокупность взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение определенной цели и реализуемых в пределах определенных временных рамок».
Сходства:
· И программы, и проекты являются разновидностями плановых документов.
· Они подразумевают целеполагание, наличие временных рамок, определение последовательности действий, обоснование объема необходимых ресурсов и достижение намеченного результата.
· Исходной точкой для разработки программы и проекта является наличие проблемы.
Различия:
· Основные различия между проектом и программой определяются уровнем масштабирования и характером поставленных целей.
· Программа, интегрирующая силы, средства, структуры, ориентирована на решение общих проблем; проект связан с решением конкретной проблемы.
· Программу можно рассматривать как совокупность проектов, а проекты как отдельные части программы.
· Если программа представляет собой более гибкий инструмент относительно сроков и способов ее реализации, то проект жестко привязан к ресурсам и срокам.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Найдите 2 минуты и прочитайте про:
Генеральная совокупность и выборка ВЫБОРКА И ЕЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА Математическая статистика — это раздел прикладной математики.
Технология приготовления сложных горячих блюд из рыбы Методы приготовления сложных горячих блюд из рыбы. Методы и варианты комбинирования различных способов приготовления сложных блюд из.
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского Среди разнообразных подходов к проблеме происхождения и развития сознания человека доминировали два.
Договор продажи недвижимости: понятие, общая характеристика По дог-ру продажи недвижимости продавец обязуется передать в собственность покуп-ля недвижимое имущ-во.
Переведите рецепт с русского языка на латинский. Возьми: Осажденной серы 1,5 Салицилового спирта 70 % — 20 мл Дистиллированной воды 90 мл Смешай.
Источник: studopedia.ru