Программы культурного развития могут быть

Программирование сферы культуры стало применяться в нашей стране с начала 2000-х годов, когда для этого сложились необходимые условия. В настоящее время в России осуществляется принцип самостоятельности регионов в процессе формирования и расходования областных и муниципальных бюджетов.

Следовательно, регионы, как и федеральные органы, вправе самостоятельно поддерживать развитие тех или иных социально значимых сфер деятельности путем разработки, реализации и финансирования различных программ.

С другой стороны, децентрализация управления предоставила государственным и частным учреждениям культуры федерального, регионального и муниципального уровней право на свободу в определении содержания социокультурной деятельности. Отсюда возникла и распространилась практика целевого и «точечного» освоения бюджетных средств с помощью программного метода.

Программы различаются уровнем разработки (президентские, федеральные, региональные, муниципальные, местные, городские, программы организаций) и продолжительностью (долгосрочные – свыше 5 лет, среднесрочные – 3–5 лет, краткосрочные 1–3 года, текущие – до 1 года).

Формирование физической культуры детей дошкольного возраста | Вебинары Воспитатели России

Программа как итоговый документ обычно включает разделы по определению проблемы, формулировке цели и задачи, ресурсному обеспечению программы, времени ее реализации, сведения об исполнителях и оргструктуре, способы контроля и подведения итогов реализации программы.

В сфере культуры использование программ позволяет эффективно увязывать механизмы взаимодействия разных уровней управления в единую конструкцию, дает возможности трансформировать сохраняющиеся еще базовые элементы старой административной моде-ли управления социокультурными процессами, повысить эффективность как управления, так и самой деятельности по наращиванию социально-культурного потенциала в регионах.

Причем нередко в социокультурной сфере речь идет о целевых программах. Целевая программа, как правило, создается на основе существующей организационной структуры, или для нее создается специальная организационная структура.

Реализация целевых программ в социокультурной сфере направлена на решение проблем конкретных направлений культурной деятельности, конкретных регионов, элементов и практик культуры. При этом следует заметить, что социокультурное программирование является до-полнительным стимулирующим компонентом согласованного взаимодействия различных сил культурной сферы на конкретном уровне.

Целевые программы в сфере культуры могут быть ориентированы на сохранение и воспроизводство культуры (создание условий для сохранения и активного использования, актуализации культурного наследия: архитектурной среды, праздников, памятных мест, устного творчества и т.д.).

Кроме того, культура в программировании может выступать условием и средством решения проблем и задач, находящихся в других плоскостях и сферах бытия, в том числе и проблем маркетингового характера (культурно-символический капитал, который наращивается за счет участия в культурных акциях, является важнейшим условием рыночной стабильности бизнес-организаций). Осуществление целевых программ возможно на самом разном уровне: от Министерства культуры РФ до культурно-досугового учреждения небольшого села.

«О детях по-взрослому»: Старший дошкольный возраст (4-6 лет). Людмила Петрановская

Характерное для современного менеджмента культуры при-стальное внимание к технологиям социокультурного программирования имеет свои обоснованные причины. Разработка программ или участие в реализации программ позволяет использовать возможности дополнительного, целевого финансирования из средств государственного бюджета.

Хотя целевая программа является основанием для привлечения дополнительных финансовых средств из самых разных источников. Донорами культурных программ могут быть как органы власти, так и коммерческие структуры, фонды, меценаты и многие другие.

И, наконец, программирование в сфере культуры как бы дополняет разработку отраслевых и территориальных планов, задает планированию «третье измерение», позволяя координировать усилия различных партнеров и соисполнителей, вне зависимости от их ведомственной принадлежности и места расположения.

Получение финансовых средств под программу развития культуры на конкретной территории может обеспечить повышенную заинтересованность партнеров и соисполнителей (организаций, общественности, творческих инициатив, органов власти и т.д.).

Эффективность программирования в сфере культуры очевидна в постановке праздничных, концертных программ, проведении фестивалей, выставок, целевых гастрольных туров творческих коллективов и отдельных исполнителей, постановке театральных спектаклей (про-граммы «Новые имена», «Малые города», «Юные таланты») и др. Программно-целевая форма деятельности имеет целый ряд преимуществ:

  1. Организации являются временными, они нацелены на решение конкретных задач в определенные сроки и с определенным уровнем качества.
  2. Целевое программирование позволяет творчески совместить преимущества вертикальных и горизонтальных уровней управления и координации, что дает возможность предельно сосредоточиться на решении поставленной задачи.
  3. Программные структуры способствуют успешному интегрированию разнородных видов творческой деятельности, повышают мотивацию ее субъектов.
  4. Целевое финансирование каждой программы позволяет значительно сократить накладные расходы.
  5. Традиционная структура учреждения культуры за счет внедрения таких программ превращается в более гибкую форму, которая позволяет работникам различных функциональных подразделений сотрудничать в междисциплинарных проектах, реализуя новые организационно-содержательные идеи и проекты.
Читайте также:
Установка 1 с программы обновления

Федеральные программы в сфере культуры существует в России уже несколько лет и направлены в целом на поддержку культурной жизни в стране. В частности, в 2012 году Правительством РФ была утверждена федеральная целевая программа «Культура России (2012–2018 годы)», которая является продолжением одноименной программы предыдущего периода.

Источник: student-servis.ru

Виды программ культурного развития

Программы культурного развития могут быть федеральными, ре­гиональными и территориальными (муниципальными).

Важнейшее значение имеет разграничение круга вопросов, решае­мых программами разного уровня.

Федеральные программынаправлены на решение задач, приори­тетных для всей страны, разрабатываются федеральными органами и финансируются за счет средств федерального бюджета.

Региональные программыпозволяют определить стратегию культур­ного развития конкретных регионов, разрабатываются соответствующими региональными органами и финансируются из региональных бюджетов.

Территориальные программыразвития культуры разрабатываются применительно к различным муниципальным образованиям (городской округ, муниципальный район и др.) с учетом специфических именно Для этой территории проблем развития культуры, возможностей, путей и способов их решения. Их реализация должна финансироваться из ме­стных бюджетов.

Большое значение имеет взаимодействие между органами управле­ния культурой разного уровня в области разработки и реализации про­грамм.

Основные федеральные программы в области культуры.

Федеральная программа «Сохранение и развитие культуры и искусст­ва Российской Федерации (1993-1995 гг.)». Ее пролонгация на 1996 год.

Федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997—1999 гг.)». Придание ей статуса Президентской Указом Президента РФ «О мерах по уси­лению государственной поддержки культуры и искусства Российской Федерации» (1996 г.)

Федеральная целевая программа «Культура России (2001— 2005 гг.)».

Федеральная целевая программа «Культура России (2006— 2010гг.)».

Федеральная целевая программа «Культура России (2012— 2018гг.)».

Ее основные разделы.

1. Обеспечение сохранности историко-культурного наследия.

2. Сохранение и развитие системы художественного образования, поддержка молодых дарований.

3. Адресная поддержка профессионального искусства, литературы и творчества.

4. Обеспечение условий для художественного творчества и инно­вационной деятельности.

5. Обеспечение культурного обмена.

6. Разработка и внедрение информационных продуктов и техноло­гий в сфере культуры.

7. Поддержка отечественных производителей культурных благ и их продвижение на мировой рынок.

8. Обновление специального оборудования организаций сферы культуры и массовых коммуникаций.

9. Модернизация сети телерадиовещания Российской Федерации.

10. Научное, организационное и информационное обеспечение феде­ральной целевой программы «Культура России (2012—2018гг.)».

Возможность участия организаций культуры в реализации других целевых программ (федеральных, региональных, территориальных).

ФЦП, в которые могут «вписываться» субъекты культурной дея­тельности:

«Развитие образования на 2016-2020 годы»

«Русский язык» 2016-2020

«Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 — 2020 годы»

«Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2014-2020 годы»

«Развитие физической культуры и спорта в РФ» 2008-2015, 2016-2020

«Развитие телерадиовещания в РФ на 2009-2015 годы»

«Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 годы)»

О государственной программе «Развитие культуры, искусства и кинематографии в Республике Башкортостан» 2013-2018

Президентская программа «Дети Республики Башкортостан» на годы (срок реализации продлен на 2011 год)

«Организация досуга, отдыха и оздоровления детей, подростков, учащейся молодежи»

Республиканская целевая программа «Развитие системы дополнительного образования детей в Республике Башкортостан»

Государственная программа сохранения, изучения и развития языков народов Республики Башкортостан на годы (срок реализации продлен на 2011 год)

Государственная программа «Народы Башкортостана» на годы

Государственная программа «Башкиры Российской Федерации»

Долгосрочная целевая программа «Сохранение и развитие кинематографии Республики Башкортостан» на годы.

Количество ФЦП в перспективе будет значительно сокращено в соответствии с основными приоритетами развития страны. Предполага­ется совершенствование методологии и процедуры их разработки и реа­лизации.

Типы программ.

Реформирование бюджетного процесса предполагает разработку двух типов бюджетных программ: федеральных (региональных, муници­пальных) целевых и ведомственных целевых программ. Они едины по принципам формирования и реализации, но различаются по содержанию и статусу.

Общими требованиями, предъявляемыми к бюджетным целевым программам, являются:

— четкая формулировка цели программы, соответствующей пол­номочиям и сфере ответственности администратора (координа­тора) программы;

— описание поддающихся количественным оценкам ожидаемых результатов реализации программ;

Читайте также:
Программа для настройки времени

— наличие системы показателей для измерения результатов про­граммы;

— обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы, рисков и устойчивости программы к внешним условиям;

— описание системы управления программой, разграничение полномочий и ответственности различных единиц управления, их отчетности.

Программы первого типа рассмотрены в пункте 8.3.3.

Ведомственные целевые программы внедряются в бюджетную практику впервые. Это способ планового распределения средств, кото­рыми распоряжается соответствующий орган управления, по целям и результатам. Тем самым обеспечивается более тесная связь между от­раслевой стратегией и бюджетным финансированием.

Достоинства: не требуется утверждение органами законодатель­ной и исполнительной власти разного уровня, расширяются полномочия органов управления культурой в администрировании программных рас­ходов по сравнению со сметными расходами.

Недостатки: более низкий статус, возможность досрочного пре­кращения их реализации по инициативе экономических ведомств.

Ведомственные целевые программы могут быть утверждаемыми и аналитическими.

Под утверждаемой ведомственной целевой программой понимает­ся утверждаемый субъектом бюджетного планирования комплекс взаи­моувязанных мероприятий, направленных на решение конкретной так­тической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств бюд­жета, описываемой измеряемыми целевыми индикаторами. Целевая программа является самостоятельным документом.

Аналитическая ведомственная целевая программа — выделяемая в аналитических целях группировка расходов, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядите­лем средств бюджета, описываемой целевыми индикаторами.

Порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных це­левых программ определяется Правительством РФ. 2

8.3.5.Важнейшие особенности и преимущества программ.

Отличие программ от традиционных планов.

Выступают инструментом самопланирования, реализации собст­венной культурной политики (страны, региона и т.д.).

Направлены на достижение определенных целей, решение кон­кретных проблем. Возможность обсуждать различные варианты и соз­нательно выбирать наиболее приемлемый вариант стратегии культурно­го развития. Серьезная проработка целей с привлечением общественно­сти. Формулировка целей на содержательном уровне, но в достаточно конкретной форме.

Не имеют жестко заданных временных горизонтов. Срок действия программы определяется спецификой поставленных целей.

Оперируют не количественными показателями, а мероприятиями. Это гарантирует приоритет качественных изменений, делает документ более детализированным.

Позволяют усилить комплексность, уменьшить ведомственную ра­зобщенность уже на стадии разработки. Кооперация и координация дей­ствий и ресурсов всех участников.

Для реализации программ культурного развития требуется привле­чение значительных средств: как бюджетных, так и внебюджетных. По­иск дополнительных источников финансирования — одна из ключевых задач, которые должны решаться при разработке программ.

Другой ключевой задачей является организация мониторинга и формализованная оценка результативности программ, ее учет при оп­ределении объемов финансирования.

К программному методу примыкает социально-культурное проек­тирование. «Проект — это идея, реализуемая в процессе, дающем опре­деленные результаты» 22 .

Таким образом, проект включает в себя замысел, средства его реа­лизации и получаемые результаты.

Источник: megaobuchalka.ru

Программы культурного развития и социокультурные проекты.

1. Программно-проектный метод — это современный эффективный способ управления социокультурной деятельностью в целом, отдельными ее отраслями и отдельными учреждениями.

2. Проект, как правило, предполагает разовое, краткосрочное мероприятие, которое может быть разработано и реализовано отдельными несколькими учреждениями культуры. Характерным свойствами проекта является его локальный характер реализации и видимый конечный результат.

3. Программа — это совокупность общественно значимых социокультурных акций, рассчитанных на длительный срок реализации.

-Профессионализм команды исполнителей

— Наличие программных разработок

5. Использование в социокуль­турном управлении принципа программности позволяет эффективно увязывать механизмы взаимодействия разных уровней управления в единую конструкцию, дает возможности трансформировать сохра­няющиеся еще базовые элементы старой административной модели управления социокультурными процессами, повысить эффективность как управления, так и самой деятельности по наращиванию социаль­но-культурного потенциала в регионах.

6. Социокультурное программирование представляет собой про­цесс подготовки задач развития социокультурной системы, реализа­ции ее программ и целей, упорядочения деятельности ее субъектов, сохранения культурной самобытности.

7. Социально-культурная программа — это совокупность органи­зационных, хозяйственных, экономических, социокультурных меро­приятий с единым управлением, вертикальными и горизонтальными связями, согласованных по времени, ресурсам и исполнителям.

8. Социокультурное программирование в отличие от планирования, где объектом выступает отдельное мероприятие или группа разроз­ненных культурных акций, интегрирует в себе проблему социокуль­турного развития целиком, детализируя направления и виды деятель­ности, определяя конечные и промежуточные цели, сроки и адреса деятельности

9. Социокультур­ное программирование не заменяет отраслевое, территориальное объектное планирование. Оно является дополнительным синергетическим компонентом согласованного взаимодействия всех субъектов социокультурной сферы на межотраслевом уровне.

Читайте также:
Программа стрелка для Андроид отзывы

Программы культурного развития и социокультурные проекты.

10. Основные характеристики программ:

— направленность на достижение определенных целей, реше­ние выявленных проблем;

— приоритетность мероприятий над количественными показа­телями, что делает документ более детализированным и га­рантирует качественные изменения;

— комплексность, кооперация и координация действий и ре­сурсов всех участников независимо от ведомственной при­надлежности и места расположения;

— отсутствие жестко заданных временных горизонтов; срок действия программы определяется спецификой поставлен­ных целей.

11. Содержание программы.

Программа включает следующие разделы:

— анализ проблем, решение которых необходимо программ­ными средствами;

— конкретизация цели в системе задач и направлений дея­тельности;

— определение перечня конкретных мероприятий и сроков их выполнения;

— обоснование потребностей в ресурсах, рисков и устойчиво­сти программы к внешним условиям;

— регламентация системы управления программой;

— описание поддающихся количественным оценкам ожидае­мых результатов реализации программы, выбор системы по­казателей для их измерения.

12. Порядок и пути разработки программы.

Разработка программы может осуществляться двумя путями. В первом случае предварительно в качестве самостоятельного доку­мента готовится, во втором — анализ ситуации выступает как раздел про­граммы.

Программы культурного развития могут разрабатываться:

— силами руководителей и специалистов органов управления и организаций культуры;

13. Задачи:

Поиск дополнительных источников финансирования;

Организация мониторинга и формализованная оценка результативности программ

14. Виды бюджетных программ культурного развития.

15. Основные федеральные программы

1. Обеспечение сохранности историко-культурного наследия.

2. Сохранение и развитие системы художественного образова­ния, поддержка молодых дарований.

3. Адресная поддержка профессионального искусства, литера­туры и творчества.

4. Обеспечение условий для художественного творчества и ин­новационной деятельности.

5. Обеспечение культурного обмена.

6. Разработка и внедрение информационных продуктов и тех­нологий в сфере культуры.

7. Поддержка отечественных производителей культурных благ и их продвижение на мировой рынок.

8. Обновление специального оборудования организаций сферы культуры и массовых коммуникаций.

9. Модернизация сети телерадиовещания Российской Федера­ции.

10. Научное, организационное и информационное обеспечение программы.

11. Поддержка культуры народов Российской Федерации.

16. Ведомственные целевые программы внедряются в бюджетную практику впервые. Это способ планового распределения средств, которыми распоряжается соответствующий орган управления, по целям и результатам. Тем самым обеспечивается более тесная связь между отраслевой стратегией и бюджетным финансированием.

· Примеры: Государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»

· Ведомственная целевая программа Российской Федерации «Организационное, информационное и научное обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы»

17. Проект — это совокупность взаимосвязанных меро­приятий, направленных на достижение определенной цели и реализуемых в пределах определенных временных рамок».

Сходства:

· И программы, и проекты являются разновидностями плановых документов.

· Они подразумевают целеполагание, наличие временных рамок, определение последовательности действий, обоснование объ­ема необходимых ресурсов и достижение намеченного результата.

· Исходной точкой для разработки программы и проекта является на­личие проблемы.

Различия:

· Основные различия между проектом и программой определя­ются уровнем масштабирования и характером поставленных целей.

· Программа, интегрирующая силы, средства, структуры, ориентиро­вана на решение общих проблем; проект связан с решением кон­кретной проблемы.

· Программу можно рассматри­вать как совокупность проектов, а проекты как отдельные части программы.

· Если программа представляет собой более гибкий инструмент относительно сроков и способов ее реализации, то проект жестко привязан к ресурсам и срокам.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Найдите 2 минуты и прочитайте про:

Генеральная совокупность и выборка ВЫБОРКА И ЕЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА Математическая статистика — это раздел прикладной математики.
Технология приготовления сложных горячих блюд из рыбы Методы приготовления сложных горячих блюд из рыбы. Методы и варианты комбинирования различных способов приготовления сложных блюд из.
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского Среди разнообразных подходов к проблеме происхождения и развития сознания человека доминировали два.
Договор продажи недвижимости: понятие, общая характеристика По дог-ру продажи недвижимости продавец обязуется передать в собственность покуп-ля недвижимое имущ-во.
Переведите рецепт с русского языка на латинский. Возьми: Осажденной серы 1,5 Салицилового спирта 70 % — 20 мл Дистиллированной воды 90 мл Смешай.

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru