Инспекторы постоянно совершенствуют методы проверки и получения информации о налогоплательщиках. Специалисты компании Самитов Консалтинг рассказывают о новом инструменте контроля, который позволяет налоговикам отслеживать правильность расчетов и своевременность перечисления платежей в бюджет в режиме реального времени.
В чем заключается налоговый мониторинг
Сегодня все более широко применяется программа налогового мониторинга. Она используется для контроля бухгалтерской и налоговой отчетности. Фискалы проверяют, насколько форма этих отчетов отвечает требованиям нормативных документов, контролируется заполнение каждого поля. Полученные от компании сведения проверяются с помощью системы контрольных соотношений. Они разрабатываются для каждого региона отдельно.
Инспекторы смогут провести такой мониторинг, если налогоплательщик даст им доступ в режиме реального времени к данным налогового и бухучета. Предоставив проверяющим такие полномочия, компании полностью избавляются от выездных и камеральных налоговых проверок. Также налоговики смогут проверить своевременность и полноту начисления, а также уплаты налогов.
Специальные налоговые режимы
У пользователей программы будет возможность запросить у инспекторов комментарии по поводу правильности начислений налогов. Причем речь идет как о совершенных операциях, так и о тех, которые только планируются. Такая опция получила название «налоговый руллинг». Это даст компании возможность своевременно исправить ошибки и избежать налоговых санкций. Для этого достаточно просто следовать советам налоговиков.
Новшества
Идея бесконтактного взаимодействия фискалов с налогоплательщиками в средствах налогового мониторинга получила новое развитие. С начала 2023 года налоговая начнет напрямую взаимодействовать с IT-системами компаний. В планах, что с 2024 года инспектор сможет получать всю необходимую информацию в автоматическом режиме в своей системе АИС «Налог-3».
Многие пользователи уже оценили достоинства онлайн-мониторинга:
- практика показывает, что затраты на проведение проверок снижаются примерно на 30%;
- возможность быстро решить спорные вопросы с инспекцией;
- благосклонное отношение проверяющих к налогоплательщику.
Также фискалы могут присвоить компании налоговый рейтинг, по которому будет оцениваться налоговая добросовестность. Для этого инспекторы изучают систему внутреннего контроля, определяют налоговые риски, дадут оценку отношениям юрлица с ФНС, платежной дисциплине по уплате налогов.
Кто может перейти на налоговый мониторинг
Для перехода на налоговый мониторинг юрлицу достаточно подать в ФНС соответствующее заявление. Но получат одобрение лишь те компании, которые соответствуют определенным критериям:
- общая сумма всех налогов, которые перечислены в бюджет в том календарном году, который предшествовал году подачи заявления, не должна быть меньше 100 млн. рублей;
- общая сумма доходов за год, предшествующий году подачи заявления, должна превышать 1 млрд. рублей;
- общая стоимость активов компании на конец года, предшествующего году подачи заявления, должна составлять не менее 1 млрд. рублей.
Представленные критерии свидетельствуют о том, что преимуществами налогового мониторинга смогут воспользоваться только компании-гиганты. Причем отметим, что данные критерии снижены по сравнению с аналогичными показателями 2020 года.
Если у вас остались вопросы по налоговому мониторингу, эксперты компании Самитов Консалтинг с удовольствием ответят на них. Для записи на консультацию просто отправьте нам сообщение в онлайн-чат или закажите обратный звонок. Наши менеджеры сразу выйдут на связь.
Источник: dzen.ru
В какой программе работают налоговики
В настоящее время работа и управление практически на любом предприятии осуществляется с помощью современных информационных технологий, организации стремятся автоматизировать работу своих сотрудников для повышения их производительности. Так сократить объемы бумаг, с которыми работают сотрудники, можно путем перевода некоторых операций в электронный формат. Электронный документооборот (частичный или полный) является неотъемлемой частью, одним из основных факторов успешного и стабильного развития как бизнеса, так и государственных подразделений.
Инспекция Федеральной налоговой службы (ИФНС) – это территориальный орган федерального органа исполнительной власти межрайонного, городского уровня. ИФНС контролирует своевременность и полноту внесений в бюджет налогов и сборов, соблюдение законодательства Российской Федерации о налогах, регистрирует индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, крестьянские хозяйства и т.д. [1].
Lotus Notes – программа, автоматизирующая деятельность организаций, содержит службы мгновенных сообщений, персональные и групповые календари, электронную почту (рис. 1). Данный продукт используется для обмена сообщениями между сотрудниками налоговой службы и сотрудниками других организаций [2].
Рисунок 1. Домашняя страница программы Lotus Notes
В программе можно осуществлять поиск по контактам, почте, календарям, просматривать справку, делать необходимые заметки в календаре и непосредственно отправлять письма и документы. Для этого нужно из списка сотрудников предприятия выбрать нужного человека по фамилии и имени, ввести тему сообщения, указать, кому также будет отправлена копия и ввести само сообщение. В информации о сотруднике содержится его фамилия, имя, отчество, место его работы, занимаемая должность и прочая персональная информация.
Еще одной удобной функцией в Lotus является сортировка входящих писем по папкам. Для этого нужно создать папку, например, с названием фирмы от которой поступило письмо, и направить это письмо в созданную папку. Такой подход позволяет в дальнейшем не просматривать множество сообщений для поиска нужного, а просто выбрать необходимую папку.
Второй рассмотренной программой является КонсультантПлюс (рис. 2). КонсультантПлюс – компьютерная справочная правовая система в России. Информация, которая в ней содержится, разделена по разделам, также в системе представлены актуальные новости и обзоры законодательства [3]. Любой человек может найти необходимую для работы информацию.
Рисунок 2. Стартовая страница КонсультантПлюс
В КонсультантПлюс существуют подсистемы для юристов, кадровиков, работников бюджетных, строительных, медицинских организаций, бухгалтеров и малого бизнеса. Каждый пользователь системы может просматривать примеры и образцы заполнения форм документов, статьи и книги, нормативные правовые акты Российской федерации, справочную информацию (размер ключевой ставки, курсы валют, календарь бухгалтера и т.п.), обзоры законодательства и формы документов. Также для удобства использования в программе реализован правовой навигатор (поиск по ключевым словам), быстрый поиск и карточка поиска.
Все документы из КонсультантПлюс можно просматривать, копировать, вносить изменения, сохранять, отправлять по электронной почте, делать закладки в текстах и печатать.
К основным преимуществам данной системы можно отнести следующие:
- изменения в данных доступны для всех незамедлительно;
- использование нормативно-справочной информации;
- исключение дублирования;
- ведение работ с актуальной целостной информацией.
- аналитический сегмент содержит сведения о расчетах с бюджетом, данные об учете, об урегулировании задолженности и процедурах банкротства;
- транзакционный сегмент содержит 3 очереди, каждая из которых представляет собой набор функций налогового администрирования, подлежащих проверке.
Основные функции, выполняемые сотрудниками ИФНС, и используемое для этого программное обеспечение можно свести в таблицу 1:
Программное обеспечение ИФНС
Источник: nalog-plati.ru
Реферат. Обзор программных продуктов, используемых при автоматизации процессов в налоговой службе
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 236.67 Kb.
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра «Информационных систем в экономике»
на тему: «Обзор программных продуктов, используемых при автоматизации процессов в налоговой службе»
Выполнила: Попова А.А.
Проверил: Каренгин А.В.
Специфика работы налоговых органов заключается в том, что выполнение ими своих задач связано с получением, обработкой и накоплением большого количества документов. Большой объем обрабатываемой информации и ограниченные сроки принятия решений, регламентируемые налоговым законодательством, и, в частности, Налоговым кодексом, требуют использования средств автоматизации налоговой деятельности, важной составной частью которых, наряду с техническими средствами и информационным обеспечением, является программное обеспечение (ПО). Целью настоящего статьи является систематизированное представление всего ПО, используемого в налоговых органах, в интересах его дальнейшего совершенствования.
Программное обеспечение позволяет налоговым органам получать, обрабатывать и накапливать документы как в бумажном, так и электронном виде. С помощью ПО осуществляется доступ граждан и бизнеса к налоговым информационным ресурсам через Интернет, предоставляя возможность получать не только необходимые сведения, но и доступ к ряду услуг в электронной форме.
ПО реализует также широкий спектр технологических функций, обеспечивая работу коммуникационного оборудования – от телефонных станций до сетей передачи данных, и вычислительного оборудования – от компьютеров и принтеров до систем мониторинга и управления зданиями. Средства автоматизации деятельности налоговых органов России разрабатываются и сопровождаются в централизованном порядке.
В настоящее время на каждом из объектов автоматизации налоговых органов эксплуатируется до двухсот закупленных и специально разработанных программ. Данная работа представляет собой обзор программного обеспечения, используемого для автоматизации деятельности налоговых органов. Вначале приведем краткое описание структуры налоговых органов Российской федерации.
Система налоговых органов в Российской Федерации построена в соответствии с административным и территориальным делением РФ, а управление налоговым администрированием осуществляется Федеральной налоговой службой (ФНС России), представляющей собой централизованную систему, построенную по принципу многоуровневой иерархической организации, функционирующей на федеральном, региональном и местном уровне. К федеральному уровню управления налоговым администрированием относятся Центральный аппарат ФНС России (ЦА), осуществляющий методологическое руководство налоговой деятельностью, Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных (МРИЦОД), обеспечивающая интеграцию, консолидацию и централизованное ведение 3 информационных ресурсов на федеральном уровне, и Межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (МРИКНП).
К региональному уровню управления налоговым администрированием относятся Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации (УФНС), Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам (МИФО), а также Межрайонные инспекции ФНС России по централизованной обработке данных (МИЦОД), обеспечивающие интеграцию, консолидацию и централизованное ведение информационных ресурсов налоговой информации на региональном уровне. К местному уровню управления налоговым администрированием относятся местные налоговые инспекции ФНС России (ИФНС) и межрайонные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (МИКНП).
В настоящее время почти вся информационная поддержка деятельности ФНС России осуществляется автоматизированной информационной системой (АИС) «Налог», которая обеспечивает автоматизированный сбор, учет, обработку, обобщение, анализ налоговой информации и поддержку принятия решений в процессе налогового администрирования. АИС «Налог» создавалась с целью объединить в единое информационное пространство России информационные подсистемы Центрального аппарата, управлений и местных налоговых инспекций.
Основной задачей АИС «Налог» является обеспечение поддержки принятия решений при выполнении работниками ФНС России функций налогового администрирования путем предоставления информационных, справочных, аналитических и иных услуг. Эксплуатируемая в настоящее время информационная система АИС «Налог» создавалась в результате не всегда согласованного наращивания функциональных возможностей в процессе эволюционного развития необходимых программных компонент, а ее крупномасштабная системная архитектура представляет собой множество фрагментированных программ, организованных в виде программных комплексов (ПК) программно- 4 информационных комплексов (ПИК) и программно-аналитических комплексов (ПАК), функционирующих независимо или в составе локальных АИС.
Каждый подобный комплекс выполняет ограниченный набор полезных функций в рамках отдельных задач, использует данные, ориентированные на конкретное приложение, при этом система в целом работает недостаточно эффективно, функциональные возможности часто дублируются. Действующее в настоящее время «Положение по информатизации Федеральной налоговой службы», по существу, базируется на «позадачном» подходе к технологии создания прокладного программного обеспечения.
Более современный подход к проектированию и разработке ПО и АИС «Налог» в целом, ориентирующийся на поддержку деловых процессов, начал использоваться для модернизации АИС «Налог» лишь в последнее время и пока не принес ощутимых результатов. Итак, рассмотрим ПО, используемое в налоговых органах, и проведем ее классификацию. Для успешной организации деятельности налоговых органов в составе средств автоматизации налоговой деятельности используется общее ПО и прикладное ПО. Перечень общего и прикладного ПО (далее – Перечень), используемого в налоговых органах, ежегодно пересматривается, обновляется и утверждается Заместителем руководителя ФНС России.
Состав прикладного программного обеспечения
Прикладное программное обеспечение (ППО), используемое в налоговых органах, дифференцируется в Перечне по уровням их использования. В настоящей статье предлагается классификация ППО по функциональному назначению, при этом в составе ППО выделяются следующие компоненты.
1. Системы ведения информационных ресурсов, баз данных.
2. Системы автоматизации функций налогового администрирования.
3. Системы автоматизированного сбора и обработки сведений.
4. Системы, обеспечивающие формирование различных видов налоговой отчетности.
5. Системы, обеспечивающие автоматизацию взаимодействия налоговых органов между собой и другими организациями.
6. Системы электронного документооборота и архивного хранения.
7. Системы, обеспечивающие автоматизацию деятельности подразделений ФНС как организаций.
8. Системы ведения справочников и классификаторов.
Системы, обеспечивающие автоматизацию задач налогового администрирования
В составе процессов налогового администрирования выделяются процесс регистрации и учета налогоплательщиков, процесс расчетов налогоплательщиков с бюджетом, процесс контроля исчисления и уплаты налогов и сборов, процесс сбора и обработки статистической отчетности, также процесс анализа и прогнозирования налоговых поступлений. Как уже отмечалось, существующие программные средства АИС «Налог» разрабатывались применительно к решению конкретных задач, автоматизирующих отдельные шаги деловых процессов.
1. На федеральном уровне для автоматизации задач налогового администрирования используются ПК «План ВНП КН», ПК «Отчет ВНП КН», ПК «Список КН», ПК «Списки СРО», ПК «Ответ» и ПК «НДС».
2. На региональном уровне для автоматизации задач налогового администрирования применяются АИС «Регистрация», ПИК «ЕГРЮЛ», АИС «Регистрация», ПИК «ЕГРИП», ПК «Госмонополия», ПК «Регион», ПК «Ответ», АИС «Налог 2 Москва», а также ПК «НДС».
3. На местном уровне для автоматизации задач налогового администрирования применяются ПК «Электронная обработка данных», ПИК «ЕГРИП», ПИК «ЕГРЮЛ», ПК «Декларация 2006», ПК «Декларация 2007», ПК ЕЦР, а также АИС «Налог 2 Москва».
Наиболее развитыми из перечисленных программных средств являются ПК «Электронная обработка данных» и АИС «Налог 2 Москва» . ПК «Электронная обработка данных» обеспечивает учет налогоплательщиков – юридических и физических лиц, оперативно-бухгалтерский учет налогов, администрирование подсистемы «Камеральные проверки», обработку налоговой и бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, учет объектов налогообложения, учет контрольно-кассовой техники, анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, сбор отчетности и анализ поступлений, процедуры отбора налогоплательщиков для плана выездных налоговых проверок (ВНП), предпроверочный анализ налогоплательщиков, учет проведения и результатов проведения ВНП, подготовку аналитических таблиц и выходных форм по анализу результатов ВНП, учет встречных проверок, подготовку и отбор проверок для передачи в другой налоговый орган. Кроме того, в его состав включены компоненты, обеспечивающие функции ПК «Нефтепродукты», ПК «Счета-фактуры», ПК «Счета-фактуры и заявления о ввозе товаров по соглашению с Республикой Беларусь», ПИК «НДС», ПК «ЕНВД» и ПИК «Суды».
Системы, обеспечивающие автоматизированный сбор и обработку сведений
1. На федеральном уровне применяются следующие системы автоматизированного сбора и обработки сведений АИС ФЦОД, ПК ВАИ, ПАК «Аналитика», ПИК «Портфель Руководителя Службы», ПК «Информационный портфель Руководителя ФНС России», ПАК «Документ – архив», ПИК «Пульс», Задача «Анализ», ПИК «Пульс», ПК «Отчет», ПИК «Суды», ПК «НДС», ПК «Однодневка», ПК «Таможня», ПК ТЭК, а также ПК «AIDIS СЭД ЦА».
2. На региональном уровне для автоматизированного сбора и обработки сведений используются ПИК «Суды», ПК «Свод-2000», ПК «Таможня», ПК «НДС», ПК «Однодневка» и ПК «AIDIS СЭД — Регион».
3. На местном уровне для автоматизированного сбора и обработки сведений используются Задача «Налогоплательщик 2007», Задача «Документы для регистрации индивидуальных предпринимателей», Задача «Документы для регистрации юридических лиц», ПК «Налогоплательщик-ЮЛ», ПК «Тест-ИФНС», ПК «Tester», ПК «Однодневка» и ПК «ЭСНДС НП».
4. На межрайонном уровне автоматизированный сбор и обработку сведений обеспечивает АИС «НАЛОГ-ЦОД» СПОНИ (система подготовки и обмена налоговой информации).
Системы, обеспечивающие формирование различных видов налоговой отчетности
1. На федеральном уровне для формирования различных видов отчетности используются АИС ФЦОД, ПИК «Пульс», Подсистема «Запрос-плюс», 11 ПК «Обмен», Задача «Рассылка», ПК «НДС» и ПК «Юристы», Задача «Ведение ИР — Журнал учета заявлений/исков с участием налоговых органов».
2. На региональном уровне для формирования различных видов отчетности используются ПК «Свод-2000» и ПК «НДС».
3. На местном уровне для формирования различных видов отчетности используются ПК «Электронная обработка данных», ПИК «ЕГРИП», ПИК «ЕГРЮЛ», ПК «Налогоплательщик-ЮЛ», ПК «Сведения», а также ПК «Налогоплательщик 2007».
Системы, обеспечивающие автоматизацию взаимодействия налоговых органов между собой и другими структурами
1. На федеральном уровне для автоматизации взаимодействия налоговых органов между собой и с другими структурами применяются АИС ФЦОД, ПИК «Суды», ПК «Беларусь-обмен, ПК «Обмен», Задача «Рассылка» и ПК «НДС».
2. На региональном уровне для автоматизации взаимодействия налоговых органов между собой и с другими структурами применяются ПИК «Суды», ПК «Госмонополия», ПК «Беларусь-обмен» и АИС «Налог 2 Москва».
3. На местном уровне для автоматизации взаимодействия налоговых органов между собой и с другими структурами применяются ПК «Беларусьобмен», ПК «Электронная обработка данных» и АИС «НАЛОГ-ЦОД» СОИФНС.
Системы электронного документооборота и архивного хранения
На федеральном уровне для поддержки электронного документооборота и архивного хранения применяются ПИК «СЭД ЦА» и ПАК «Документ – архив», на региональном уровне для поддержки электронного документообо- 12 рота применяется ППП «СЭД – Регион», а на местном уровне для поддержки электронного документооборота применяется ППП «СЭД ИФНС».
Системы, обеспечивающие автоматизацию деятельности подразделений ФНС как организаций
1. На федеральном уровне для автоматизации деятельности подразделений ФНС России как организаций применяются около 20 программных средств, в том числе ПК «Бухгалтерский отчет», ПК «Бухгалтерский учет и финансирование», ПК «Анализ финансово-хозяйственной деятельности налоговых органов», ПИК «Кадры», ПИК «Электронный учет материальных ценностей», ПК «Учет и контроль использования помещений ЦА ФНС России», ПК «Учет характеристик зданий и сооружений», ПК «Бюро пропусков», ПК «Ведение реестров закупок, в том числе реестров договоров, протокола запроса котировок, конкурсов» и др.
2. На региональном уровне для автоматизации деятельности подразделений ФНС как организаций применяются ПИК «Бухгалтерский учет исполнения сметы расходов» — КС», ПК «Ведение реестров закупок», ПК «Кадры СЭД — Регион», ПИК «Кадры-Регион (КС)», ПК «Учет автомобильной техники и оргтехники в регионах», а также ПК «Учет характеристик зданий и сооружений — Регион».
3. На местном уровне для автоматизации деятельности ИФНС как организаций применяются ПИК «Кадры-Инспекция (ФС)» и ПК «Ведение реестров закупок».
Системы ведения справочников и классификаторов
При использовании информационных ресурсов ФНС России применяется более чем 90 справочников и классификаторов. Для ведения справочников и классификаторов в текстовом виде используются в основном 13 средства ОПО, распространение на все узлы АИС «Налог» осуществляется с использованием электронной почты и Интернета. Кроме того, используются специализированные программные средства по работе со справочниками и классификаторами, к числу которых относятся ПК ведения «СПРО», ПК «СОУН» (поиск информации в справочнике налоговых органов СОУН), ПИК «КЛАДР» (ведение БД «Классификатор адресов России») и ПК «ВКТМО/ССБ» (подготовка справочника «Временный классификатор территорий муниципальных образований»), а также средства в составе ПК «Регион», обеспечивающие ведение БД «Справочник КИО» (Справочник кодов иностранных организаций).
Источник: topuch.com