Программа «Конструирование и моделирование одежды» способствует формированию у детей художественно — эстетического вкуса, самосознания и уважения к историческому и культурному наследию России. Программа направлена на приобщение школьников к основам конструирования и моделирования одежды и выявления одаренных детей, с целью развития их творческого потенциала.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа «Конструирование и моделирование одежды»
В настоящее время к числу наиболее актуальных проблем относится эффективность системы дополнительного образования, так как этот вид образования изначально ориентирован на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности, развитии познавательной мотивации и способностей.
В условиях возрастания социальной роли личности как носителя национальных традиций декоративно-прикладного творчества важнейшей задачей становится повышение эффективности художественно-эстетического образования.
Дополнительная образовательная программа «Конструирование и моделирование одежды» художественно-эстетическую направленность МАОУ ДОД ЦДОД и предназначена для получения обучающимися дополнительного образования в области декоративно-прикладного творчества.
Что такое САПР для швейников?
Настоящая программа органично вписывается в систему дополнительного образования детей. Программа ««Конструирование и моделирование одежды» отвечает принципу доступности и разработана с учетом требований к содержанию и оформления дополнительных образовательных программ (Примерные требования к содержанию и оформлению дополнительных образовательных программ ДОД Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844).
При разработке программы использовались дополнительные программы по художественному образованию детей (приложение 1)
Программа «Конструирование и моделирование одежды» способствует формированию у детей художественно-эстетического вкуса, самосознания и уважения к историческому и культурному наследию России.
Новизна дополнительной образовательной программы заключается в том, что она предоставляет возможность обучающимся не только изучить различные техники декоративно-прикладного искусства, но и применить их, используя комплексно, при проектировании предметов одежды, интерьера, и всего того, что окружает нашу жизнь.
Актуальность программы обусловлена задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования (Министерство образования РФ от 29.11.01). В ней подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.
Целесообразность программы заключается в том, что она органично вписывается в единое образовательное пространство, оставаясь самостоятельным структурным подразделением, способствующим формированию культуры творческой личности, приобщению обучающихся к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через развитие их творчества с учётом способностей и интересов детей, и освоение ими художественного опыта прошлого. В совместной деятельности с педагогом воспитанники учатся любить окружающий мир, развивают способность к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке, создают прекрасное своими руками.
Обзор программы САПР «Грация»
Конструирование и моделирование одежды способствует развитию способности обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, умению ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, т.е. активному присвоению нового социального опыта.
Обучающийся сам ответственен за выполнение всех поставленных творческих задач, и в его руках находится решение целого процесса создания дизайн-проекта, например, коллекции одежды и изготовление ее).
Целью программы является создание условий для развития творческих способностей детей на основе освоения ими технологии по конструированию и моделированию одежды.
- Познакомить детей с новыми терминами и понятиями.
- Обучить детей различным техникам декоративно-прикладного творчества, практическим навыкам и приёмам изготовления и декорирования изделий, проектированию и художественному конструированию швейных изделий, предметов быта.
- Познакомить с основными законами композиции и цветоведения;
- Сформировать у обучающихся теоретические знания и практические навыки работы в различных видах дизайна и изобразительного творчества.
- развивать творческие способности детей (воображение, художественно-образное мышление, фантазия, зрительное восприятие чувство цвета, формы, композиционной культуры;
- развивать коммуникативные, рефлексивные умения и навыки обучающихся;
- развивать у детей художественный и эстетический вкус;
- содействовать организации содержательного досуга детей;
- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим и умение заботиться;
- формировать потребность в самоорганизации и здоровом образе жизни;
Цель 1-го года обучения: Обучение основам декоративно-прикладного творчества.
— познакомить детей с правилами безопасности при работе с инструментами;
-познакомить обучающихся с классификацией текстильных волокон, видами рисунков тканей, терминологией и технологией выполнения ручных работ, с законами композиции, цветоведения, видами ручных стёжек, ручной вышивки и аппликации;
-научить детей определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны; выполнять простые ручные швы; правильно раскроить материал с использованием выкройки и шаблонов,; работать с методическим картами; строить симметричный узор, орнамент, подбирать нитки, размер и место узора в изделии; переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы, выполнять ручные швы и стёжки вышивки; выполнять поделки, сувениры с использованием техник ДПИ;
Цель 2-го года обучения: конструирование и моделирование одежды с элементами декора на основе лоскутного шитья и гобелена.
— познакомить детей с историей и видами народной игрушки и куклы, с историческим и современными стилями одежды, основными силуэтными формами, технологическим свойствами современных текстильных материалов, законами композиции, профессией дизайнера; современными направлениями моды; моделированием одежды с использованием народного костюма, с требованиями к качеству готового изделия, со способами отделки и влажной тепловой обработки, способами ремонта одежды с видами самоклеющихся декоративных материалов, с традиционной художественной вышивкой; основными приёмами декорирования костюма;
-научить детей строить чертёж плечевого изделия с модельными особенностями, чертёж втачного рукава и техническому моделированию; работать по замыслу, выполнять простые эскизы изделий и отделки; изготавливать выкройки; работать с искусственным мехом; подбирать ткань и отделку, проводить примерку, снимать измерения фигуры; конструировать игрушку;
-Обучить детей основам кроя, способам уменьшения и увеличения выкроек, правилам подготовки ткани и выкройки к раскрою; технологической последовательности и поузловой обработке поясного изделия; оформлять дизайн-папку; проводить примерку и устранять дефекты, выполнять декоративные заплаты;
Цель 3-го года обучения: Художественное оформление одежды, создание коллекции одежды.
— познакомить детей со свойствами ниток, их разнообразием и цветовой гамме; с композиционным построением узоров; с особенностями работы со сложными тканями; с требованиями к готовому изделию; с компонентами творческого проекта;
-обучить детей изготавливать сувенирные изделия, работать по рисунку, выполнять декорирование с использованием современных материалов, выполнять декорирование с использованием техники вышивки, выполнять эскизы моделей с учётом современного направления моды; вносить в чертёж конструкции модельные особенности и фасонные линии; выполнять раскрой изделия; самостоятельно устранять дефекты; определять качество готового изделия;
Отличительные особенности программы «Конструирование и моделирование одежды» от других программ заключаются в том, что она предполагает обязательное использование моделирования и дизайна одежды, изготовление и дизайн игрушки, поделок, сувениров, аксессуаров. При реализации данной программы особенно ценно самостоятельное изготовление коллекции одежды, объектов предметного дизайна с использованием изученных техник декоративно-прикладного искусства.
Кроме того, в процессе реализации программы «Конструирование и моделирования одежды» осуществляется межпредметная связь: изобразительное искусство, черчение, история, технология, что является средством разностороннего развития способностей детей. Интеграция в этой программе является не простым сложением знаний по нескольким дисциплинам, а объединяет знания, систематизирует, расширяет их и служит основой развития познавательного интереса.
В реализации программы «Конструирование и моделирование одежды » участвуют дети 10-14 лет. Комплектование творческого объединения проводится без предварительного отбора детей. В группу принимаются как мальчики, так и девочки, проявляющие желание, интерес.
Специальной практической подготовки к данному виду творчества не требуется, но учитывается умение безопасной работы с ножницами, степени развития моторики рук, умение различать цвета. Программа адресована всем желающим учащимся, в том числе не имеющим начальной художественной подготовки.
В процессе обучения предусмотрено проведение добора обучающихся в группы 1-го года обучения. Для вновь набранных детей подбираются задания, позволяющие быстрее приобрести необходимые навыки.
Программа рассчитана на 3 года. Общая продолжительность обучения детей в творческом объединении постоянного состава равна 576 часам, в том числе:
1-й год обучения – 144 часа – освоение основ материаловедения, цветоведения, лоскутного шитья. Основные техники декоративно-прикладного искусства.
2-й год обучения – 216 часов – изготовление и дизайн игрушек, одежды, поделок, аксессуаров, сувениров. Лоскутное шитьё, гобелен.
3-й год обучени я – 216 часов – лоскутный дизайн , художественное оформление одежды, создание коллекции одежды.
В процессе реализации программы «Конструирование и моделирование одежды» используются следующие типы занятий:
- учебные занятия по ознакомлению учащихся с новым материалом;
- учебные занятия закрепления и повторения знаний, умений и навыков;
- учебные занятия по обобщению и систематизации изученного;
- учебные занятия проверки знаний и разбора проверочных работ;
На занятиях применяются различные формы организации работы с детьми:
- индивидуальные;
- групповые;
- коллективные;
- отчетные занятия-выставки;
- практическое занятие;
- комбинированное занятие;
- игра;
- праздник;
- путешествие;
- экскурсия;
- мастерская;
- защита проектов;
В 1-й год обучения занятия проводятся два раза в неделю по 2 академических часа –40 минут — с обязательным перерывом 10 мин. между каждым часом обучения.
Во 2-й и 3-й год обучения — два раза в неделю по 3 академических часа –40 минут — с обязательным перерывом 10 мин. между каждым часом обучения.
Как правило, к концу первого года обучения обучающиеся
- правила безопасности труда при работе с инструментами;
- классификацию текстильных волокон;
- виды рисунков тканей;
- терминологию и технологию выполнения ручных работ;
- законы композиции;
- законы цветоведения;
- виды ручных стежков;
- виды ручной вышивки и аппликации;
- основы техник ДПИ: ручное шитье (ручные швы, поделки, аксессуары), пэчворк, аппликация.
- определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночные стороны;
- выполнять простые ручные швы;
- определять лицевую, изнаночную стороны, нить основы и утка;
- уметь правильно раскроить материал, используя выкройки и шаблоны;
- работать индивидуально с методическими картами;
- осуществлять поиск необходимой информации в области обработки ткани и материалов (фетр, мех, кожа и др.);
- строить симметричный узор, орнамент;
- подбирать размер и место узора в изделии;
- подбирать нитки;
- переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы, выполнять ручные швы и стежки вышивки.
- уметь изготовить поделку, сувенир с использованием техник ДПИ: ручное шитье (ручные швы, поделки, аксессуары), пэчворк, аппликация.
Как правило, к концу второго года обучения обучающиеся
- технику безопасности при работе с инструментами;
- основы кроя;
- способы уменьшения и увеличения выкроек;
- правила подготовки ткани и выкройки к раскрою;
- технологическую последовательность и поузловую обработку поясного изделия;
- историю и виды народной игрушки и куклы;
- исторические и современные стили одежды;
- основные силуэтные формы;
- технологические свойства современных текстильных материалов;
- законы композиции костюма;
- Умеют:
- работать по замыслу;
- выполнять простые эскизы изделий и отделки;
- самостоятельно изготовить выкройку к задуманной (несложной) игрушке;
- изготовить плоскую (на картонной основе), полуплоскую, объемную игрушку по выкройке;
- работать с искусственным мехом;
- изготовить куклу;
- сконструировать игрушку;
- оформить игрушку;
- снимать измерения фигуры;
- читать и строить чертёж юбки;
- выполнять техническое моделирование юбки;
- подбирать ткань и отделку для изготовления юбки;
- выполнять раскрой изделия;
- проводить примерку;
- обрабатывать детали кроя;
- выполнять окончательную отделку изделия;
- оформлять дизайн-папку;
- определять стиль и силуэт в одежде;
- разрабатывать выполнять эскизы моделей;
- работать с журналами мод; снимать и записывать мерки;
- читать и строить чертёж плечевого изделия;
- выполнять техническое моделирование;
- выполнять раскрой ткани с направленным рисунком, ворсом;
- проводить примерку и устранять дефекты;
- обрабатывать основные узлы плечевого изделия;
- выполнять декоративные заплаты, штопку, аппликацию на трикотажных и других изделиях
Как правило, к концу третьего года обучения обучающиеся
- правила техники безопасности на всех занятиях дизайн-студии;
- сведения о свойствах ниток, об их разнообразии и цветовой гамме;
- иметь представление о пропорции;
- сведения о цветовом сочетании;
- композиционное построение узоров;
- виды самоклеящихся декоративных материалов;
- традиционная художественная вышивка;
- гармоничное сочетание аксессуаров с гардеробом;
- современное направление моды;
- моделирование одежды с использованием народного костюма как источника творчества;
- особенности работы со сложными тканями (шифон, бархат, органзой и др.);
- требования к качеству готового изделия;
- компоненты творческого проекта;
- осуществлять поиск необходимой информации в области дизайна и моделирования, работать с журналами мод и предметному дизайну;
- пользоваться различными инструментами;
- пользоваться схематическим описанием рисунка;
- изготавливать сувенирные изделия;
- работать по рисунку;
- в процессе работы ориентироваться на качество изделий;
- выполнять декорирование с использованием современных материалов;
- выполнять декорирование с использованием техники вышивки;
- выполнять эскизы моделей с учётом современного направления моды;
- вносить в чертёж конструкции модельные особенности и фасонные линии;
- выполнять раскрой изделия (поделка, игрушка, кукла, одежда для кукол);
- самостоятельно устранять дефекты после проведения примерки;
- использовать современные способы технологической обработки изделия;
- определять качество готового изделия;
- в процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива
Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Конструирование и моделирование одежды» являются:
— участие обучающихся в тематических районных и областных выставках, конкурсах, ярмарках, других общественных мероприятиях.
Итоговая оценка носит комплексный характер, так как учитывает
— качество выполнения выпускной работы;
— результаты педагогического собеседования;
— степень развития творческих способностей;
— уровень развития интеллекта;
— активность работы обучающегося на протяжении всего курса обучения;
Источник: nsportal.ru
Образовательный центр моды и дизайна
Базовая основа конструкции одежды – рациональная конструкция ее основных деталей, которая создается один раз в 3-4 года с учетом современной размерной типологии населения и оптимальных припусков. Любую конструкцию можно построить различными методами, которые подразделяются на 2 класса по характеру исходной информации.
Методы 1-го класса, которые основаны на использовании дискретных измерениях типовых фигур, прибавок, данных о типовом членении деталей и способа их формообразования. К методам 1-го класса или приближенным методам построения относятся муляжный, расчетно-графические способы конструирования.
Методы 2-го класса (инженерные) основаны на прямых измерениях оболочки и развертываемой поверхности образца – эталона одежды и являются более точными. К ним относятся методы триангуляции, секущих плоскостей, геодезических линий, вспомогательных линий развертывания, разверток деталей одежды по образцам моделей и др.
Процесс построения чертежей развёрток деталей одежды методами 1-го класса можно разделить на три этапа:
Исходными данными для расчетов при построении чертежа основы служат размерные признаки типовых фигур и величин конструктивных прибавок к ним, которые выбираются в зависимости от силуэта, покроя проектируемого изделия, вида используемого материала.
Основным отличием методик конструирования является использование исходных данных, отличающихся по количеству и способам определения, а также последовательность построения базовой основы и наличие предварительного расчета.
Муляжный метод
Создание модели и получение разверток ее деталей в соответствии с художественным замыслом осуществляется путем макетирования изделия на фигуре человека или на манекене. Экспериментальный путь создания модели позволяет в полной мере учитывать антропоморфные черты фигуры человека и естественную способность ткани к формообразованию; не требует никаких расчетов; дает возможность осуществить наглядное объемное макетирование практически любой модели независимо от сложности. Не смотря на кажущиеся простоту и доступность этого метода, для его использования необходимо наличие хорошего художественного вкуса и большого профессионального мастерства. Точность получения разверток деталей одежды недостаточно высока; метод трудоемок и требует много численных корректировок в процессе создания одежды.
Муляжный метод применяют при изготовлении театральных костюмов, при моделировании и конструировании женской одежды, где могут встречаться детали, вытачки и драпировки сложной формы, при конструировании одежды для фигуры с аномальными отклонениями, при конструировании корсетных изделий. (Рис 2.2).
Расчетно — графические методы
История появление методов конструирования.
В 1800 году лондонский закройщик Мишель разработал систему кроя, получившую название Дриттель. Автор делил половину обхвата груди на три равные части (по 1/3 для ширины спинки, проймы и переда). Это была первая «сетка» для графических построений чертежа конструкции одежды. Разделив исходный рисунок на клетки с одинаковой стороной можно по своему желанию пропорционально увеличивать или уменьшать этот рисунок.
На базе этого метода в дальнейшем создается новая система кроя — клеточная. В этой системе прямоугольник дополнительно разбивали еще на 6 частей и выделяли 18 маленьких клеток вверху и 2 больших внизу. Это позволяло фиксировать форму деталей кроя при масштабировании по размерам.
Отличительной особенностью методики «Мюллер и сын» является зеркальное отображение места расположения спинки и переда на чертеже. В данной методике используются значения полных обхватов и ширин. Для измерения фигуры применяли принцип сферической тригонометрии, а построение чертежей разверток выполняли с помощью дуговых засечек по трем сторонам треугольников. Вершинами треугольников служили узловые точки деталей конструкции, а сторонами — измерения фигуры человека. В обоих вариантах тригонометрической системы использовалось большое количество измерений, особенно дуговых.
В России наибольшую известность получила координатная система братьев Левитанус и система Ленгриджа. Эти системы предусматривали построение чертежа по отдельным точкам, найденным путем геометрического построения в прямоугольной системе координат.
Развитие массового производства одежды потребовало новых подходов к конструированию. Снятие мерок с заказчика стало невозможным. Измерения конкретной фигуры были заменены расчетами на основе пропорциональных зависимостей от ведущих размерных признаков — обхвата груди и роста (см рисунок ниже). Это привело к появлению и формированию разновидностей координатной системы: расчетно-мерочной и пропорционально- расчетной систем. В их основу была положена идея о том, что фигуры людей одинакового размера и роста без существенного отличия телосложения можно принять как условно нормальные и в принципе считать одинаковыми.
Пропорционально-расчетный метод имел много разновидностей и как бы развивал предшествующие системы кроя. Совершенствование шло в направлении изучения и учета строения тела человека, нахождения более правильного членения деталей и узлов изделия, введения новых дополни тельных проекционных измерений. Этот метод использовался много лет, пока не был накоплен материал по массовым антропологическим измерениям, убедительно доказавший, что пропорций в размерах человека не существует. С 1959 г. ЦНИИШП проводил работы по созданию единой методики конструирования мужской, женской и детской одежды (ЕМКО). В основу ЕМКО был положен расчетно — аналитический метод, по которому чертежи конструкции строят путем геометрических разверток сглаженного контура фигуры человека с припусками на свободное облегание (СО) и декоративное оформление.
К недостаткам данной методики относятся:
- громоздкость графических построений и расчетных формул;
- отсутствие точности построения основы;
- требуются уточнения в процессе изготовления опытных образцов;
- сложность в выборе прибавок на СО.
Современные методики конструирования одежды
В России наибольшее распространение получили единая методика конструирования одежды Центрального научно-исследовательского института швейной промышленности и единый метод конструирования одежды, изготовляемой по индивидуальным заказам, разработанный Центральной опытно-технологической швейной лабораторией (ЦОТШЛ) на базе методики ЦНИИШП и отличающийся от нее заменой отдельных рас четных формул измерениями фигуры и некоторым упрощением формул.
В дальнейшем была разработана так называемая единая методика конструирования одежды стран- членов СЭВ (1980-1986 гг.) (ЕМКО СЭВ), обобщившая опыт конструирования стран — участниц бывшего СЭВ и других государств.
Методика СЭВ (ЕМКО СЭВ) — единая методика конструирования одежды стран – членов СЭВ, позволившая автоматизировать разработку чертежей конструкций и положенная в основу множества современных систем автоматизированного проектирования. В методике ЕМКО СЭВ используют значения полных обхватов и ширин.
В расчётно-графическом методе конструирования созданным центральной опытно-технической швейной лабораторией (ЦОТШЛ) соответствие одежды фигуре человека обеспечивается снятием с него 10-18 измерений (мерок).
В методиках ЦОТШЛ и ЕМКО СЭВ построение основы конструкции производится по системе основных конструктивных отрезков, все необходимые расчеты параметров базисной сетки производят непосредственно в процессе построения чертежа.
Современная методика «Мюллер и сын» значительно отличается от предыдущей. В ней значительно меньше мерок и разработаны таблицы для построения нагрудной вытачки с поправками на нестандартную грудь. Измерения фигуры заменили расчетами на основе пропорциональных зависимостей от ведущих размерных признаков. Плюсы данной методики заключаются в точных расчетах, четкости построения базовых основ, что дает возможность использовать ее в промышленном производстве одежды. Минус – в громоздкости построения, требующего вычисления и невозможность внести поправки на нестандартную фигуру сразу в чертеж.
Метод конструирования одежды, разработанный в МТИЛП, базируется не только на использовании размерных признаков фигуры, но и на учете данных о развертках поверхностей макетов типовых фигур. Методика МТИЛП характеризуется нетрадиционным характером последовательности построений отдельных узлов чертежа, в том числе нанесения линий базисной сетки. Предварительный расчет в методике не выделен, таким образом положение основных вертикальных и горизонтальных линий базисной сетки определяется на основании ряда последовательно выполняемых расчетов в соответствии с приведенной ниже последовательностью:
Установлено, что конструкция базовой основы, построенная по методике ЕМКО СЭВ, предназначена для фигур с нормальной осанкой и низкими плечами. Конструкция базовой основы по методике ЦНИИШП, предпочтительна для фигур с выпрямленной осанкой. Низкими плечами, полными руками и развитыми грудными железами.
По ЦОТШЛ – с выпрямленной осанкой, нормальной высотой плеч, худыми руками и нормальным развитием грудных желез. Методика «М. Мюллер и сын» предпочтительна для фигур с сутуловатой осанкой, высокими плечами и слабым развитием грудных желез.
Для разработки конструкции трикотажных изделий наиболее точной и обоснованной является методика, разработанная бывшим Всесоюзным Домом моделей трикотажных изделий (ВДМТИ). В методике ВДМТИ изложен способ расчёта и построения деталей изделий с использованием расчетных формул в основном первого вида, учет группы растяжимости трикотажа. Это обеспечивает наибольшую достоверность связи между отдельными измерениями фигуры и соответствующими участками чертежа, достаточную степень точности расчетов. Элементы графических построений — нанесение линии базисной сетки, определение положения конструктивных точек чертежа засечками дуг и методом лекальных кривых. Отличительной особенностью базисной сетки чертежа конструкции плечевой одежды является наличие дополнительных вертикалей, проходящих через центр лопаток (на спинке) и центр груди (на переде), и исходной горизонтали, соответствующей шейно-плечевой линии.
Инженерные методы
- Метод развертывающихся поверхностей.
- Метод триангуляции.
- Метод секущих плоскостей и геодезических линий.
Метод триангуляции
Общим приемом построения приближенной технической развертки состоит в том, что заданную поверхность разбивают на отдельные элементы и заменяют их элементами условно развертывающихся поверхностей, которые затем развертывают. Точность аппроксимации зависит от количества числа элементов, разбивающих кривую поверхность.
Метод секущих плоскостей
Предложен в 1954 г. А.И. Ивановой. Данный метод является одной из первых попыток получить развертку деталей одежды способами начертательной геометрии и черчения. Каждый участок выделенной детали фигуры условно приравнивают к развертывающейся геометрической поверхности и последовательно развертывают и укладывают на плоскости.
Метод геодезических линий
Сущность метода заключается в моделировании на поверхности ряда геодезических линий с заданным шагом и последовательным построением разверток выделенных участков поверхности, ограниченных геодезическими линиями, на плоскости. Этот способ в дальнейшем нашел свое применение при сканировании, получении информации о фигуре.
Метод расчета разверток деталей одежды по образцам моделей
Сущность метода состоит в том, что на развертываемой поверхности по принятым ортогональным геодезическим осям закрепляют две взаимно перпендикулярные нити основы и утка сетки-канвы или другого материала. При полном совмещении сетки с поверхностью нити этой сетки образуют на ней чебышевскую сеть. Такую сеть можно уложить в прямоугольных осях на плоскость и получить развертку поверхности. С помощью сетки-канвы производится моделирование чебышевской сети непосредственно на заданной поверхности при соблюдении теоретических условий ее построения и одновременной корректировке детали на той же поверхности с учетом технологических требований.
Таблица 1 – Основные методы конструирования одежды
Источник: fine-craft.ru
Современные методики конструирования одежды
Понятие конструирования одежды
Конструирование одежды – это процесс разработки чертежа, который представляет собой развертку поверхности тела человека с учётом прибавок на свободу движений и модельные линии.
Конструкция представляет собой чертёж, на котором наглядно изображено, как будут располагаться детали, какой будет силуэт, покрой и размеры будущего изделия. При создании чертежа должны учитываться не только производственные требования к пошиву одежды, но и эстетические параметры. От правильности снятых мерок или взятых стандартных измерений, если речь идёт о пошиве в промышленных масштабах, будет напрямую зависеть качество сшитого изделия. Также на результат будут влиять расчеты и выбранная методика конструирования одежды.
- Соответствовать идее дизайнера.
- Гарантировать комфортную носку.
- Учитывать особенности выбранных материалов.
- Быть универсальной, т.е. подходить для повторного использования при создании похожих моделей.
- Соответствовать всем технологическим тонкостям раскроя и сборки лекал.
- Строится основа.
- Обозначаются базовые линии.
- Отрисовываются особенности конкретного изделия.
- Приближённые
- Инженерные.
- Муляжные.
- Расчётно-графические.
Другие названия муляжной методики – макетная и методика наколки.
- изделие со сложным декором;
- эксклюзивный наряд, сюда можно отнести одежду из категории «высокая мода»; — изделие для нестандартной фигуры;
- наряды с корсетами;
- исторические и народные костюмы.
Расчётно-графические методики
Эта система возникла в начале XIX столетия. Мастера, занимающиеся созданием одежды, перенесли свои знания и опыт в простые формулы. Это позволило использовать расчётные методики в массовом выпуске вещей в эпоху индустриализации XX в.
Популярные расчётно-графические системы
«Дриттель»
Методика кроя «Дриттель» была разработана лондонским закройщиком Мишелем в самом начале XIX века. В основе принципа лежала мерка обхвата груди. Мишель предложил разделить половину этой величины на 3 равные части, затем в каждой начертить прямоугольник, который превращался в детали. Прогрессивность идеи была в том, что появилась возможность повторять одинаковые изделия в разных размерах.
Сетка «Дриттель» стала прототипом более поздней клеточной методики кроя.
Французская методика
Когда в Европе начали пользоваться метрической системой, в обиход вошли сантиметровые ленты. В тот же период во Франции была создана система построения чертежа, в основу которой легли горизонтальные обмеры. Данная система имела один существенный недостаток – она не учитывала особенности нестандартной фигуры.
Немецкая методика «Muller and Sohn»
Эта система была новаторской по сравнению с предыдущими, потому что впервые во внимание был взят тот факт, что фигура представляет собой сложный и объемный объект. Немецкий принцип раскроя, в основу которого легла тригонометрия, появился в 1840 году. Чертёж строился с помощью циркуля.
Система работала по принципу разделения объемной фигуры на сегменты, которые легко измерялись. Полученные цифры позволяли использовать пропорциональные расчёты, чтобы конструировать одежду для разных фигур.
Система «Мюллер и сын» до сих пор применяется во многих странах.
Методика конструирования ЦНИИШП ЕМКО СЭВ
С началом эпохи индустриализации появилась необходимость снабжать население большим количеством готовой продукции, а для этого нужно было сделать производство массовым. Поэтому пришлось пересмотреть методы конструирования одежды, заменить индивидуальные мерки стандартными.
Появилась новая расчетная система, которая учитывала стандартные мерки и пропорции тела.
В 1937 г. в Советском Союзе была разработана методика построения конструкций имени Короткова, которая использовалась в массовом производстве. В системе постоянно обновлялись данные обмеров населения, дающие наиболее точную картину зависимости между размерами и типологиями фигур.
Это многолетняя систематизация позволила уже в 56-м году разработать типовой метод конструирования. Аббревиатура ЦНИИШП расшифровывается как Центральный научно- исследовательский институт швейной промышленности, а ЕМКО СЭВ – единый метод конструирования одежды участниц совета экономической взаимопомощи. Потому что в обмерках населения принимали участие дружественные страны. Массовые исследования помогли реализовать классическую методику построения выкроек, которая и получила название ЦНИИШП ЕМКО СЭВ.
НИИ продолжал усовершенствовать систему, чтобы её можно было использовать для производства всех предметов гардероба. В новых рекомендациях всё больше учитывались прибавки на свободу движений. Позже они фиксировались в официальных документах. Рекомендации менялись в зависимости от вида одежда, особенностей ткани и швейного оборудования.
Однако технологический процесс и смена модных трендов шли быстрее, чем успевали выпускаться эти документы.
Всёэто относится к методам 1 класса, которые также называют приближёнными. Они используют дискретные измерения типовых фигур, стандартные прибавки и данные о разделении деталей и способов формообразования. В методы первого класса входят муляжный и расчётно-графические принципы конструирования одежды.
- Методика триангуляции. Приём построения технической развертки заключается в том, что поверхность разбивается на большие треугольники.
- Методика секущих плоскостей. В этой технике используется начертательная геометрия и черчение. Каждая деталь фигуры приравнивается к развертывающейся геометрической поверхности, которую постепенно укладывают на плоскости.
- Методика геодезических линий. Сущность приёма состоит в том, что на поверхность фигуры наносится ряд линий с заданным шагом, которые позволяют смоделировать плоскостные развертки элементов.
- Методика расчета разверток оболочек с использованием вспомогательных линий развертывания. В основе построения лежит чебышевская сеть. За исходные принимаются геодезические линии, пересекающиеся под прямым углом.
ЦОТШЛ (Центральная опытно-техническая швейная лаборатория) и ЕМКО СЭВ
Последние десятилетия в России чаще всего используются отечественные системы разработки чертежей и выкроек.
Они относятся к расчётно-графическим методикам, характерными чертами которых стали упрощённые формулы для базовых чертежей и минимальное количество замеров.
ВДМТИ
Эту систему разработал Всесоюзный Дом моделей. Российские дизайнеры тоже активно применяют её. Главное отличие от других техник заключается в том, что формулы расчётов чертежа учитывают свойства растяжимости ткани.
- Сперва фигура сканируется и на основе антропологического исследования разрабатывается трехмерная модель.
- Затем разрабатываются плоские чертежи посредством разворачивания 3D моделей.
Очень часто специалистами применяются смешенные приёмы конструирования. Поэтому можно использовать как одну, так и несколько техник, чтобы получить идеальную конструкцию.
У нашей школы есть своя авторская методика конструирования одежды. Вы можете познакомиться с ней как на курсе «Школа Модельеров», в котором вас ждёт полное погружение в профессию дизайнер одежды, так и на курсе «Конструирование и моделирование».
Наша методика очень точная, удобная и универсальная. Научившись строить развертки по этой системе, вы сможете работать с фасонами любой сложности, любыми свойствами тканей и шить одежду на стандартные и нестандартные фигуры.
Также на курсе «Конструирование и моделирование» вы научитесь строить лекала, которые будут иметь идеальную посадку, разбираться в типах осанки и особенностях фигур, а также моделировать одежду с учётом всех возможных нюансов.
Источник: praktika-sew.ru