Программы конструирования одежды обзор

Программа «Конструирование и моделирование одежды» способствует формированию у детей художественно — эстетического вкуса, самосознания и уважения к историческому и культурному наследию России. Программа направлена на приобщение школьников к основам конструирования и моделирования одежды и выявления одаренных детей, с целью развития их творческого потенциала.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Программа «Конструирование и моделирование одежды»

В настоящее время к числу наиболее актуальных проблем относится эффективность системы дополнительного образования, так как этот вид образования изначально ориентирован на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности, развитии познавательной мотивации и способностей.

В условиях возрастания социальной роли личности как носителя национальных традиций декоративно-прикладного творчества важнейшей задачей становится повышение эффективности художественно-эстетического образования.

Дополнительная образовательная программа «Конструирование и моделирование одежды» художественно-эстетическую направленность МАОУ ДОД ЦДОД и предназначена для получения обучающимися дополнительного образования в области декоративно-прикладного творчества.

Что такое САПР для швейников?

Настоящая программа органично вписывается в систему дополнительного образования детей. Программа ««Конструирование и моделирование одежды» отвечает принципу доступности и разработана с учетом требований к содержанию и оформления дополнительных образовательных программ (Примерные требования к содержанию и оформлению дополнительных образовательных программ ДОД Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844).

При разработке программы использовались дополнительные программы по художественному образованию детей (приложение 1)

Программа «Конструирование и моделирование одежды» способствует формированию у детей художественно-эстетического вкуса, самосознания и уважения к историческому и культурному наследию России.

Новизна дополнительной образовательной программы заключается в том, что она предоставляет возможность обучающимся не только изучить различные техники декоративно-прикладного искусства, но и применить их, используя комплексно, при проектировании предметов одежды, интерьера, и всего того, что окружает нашу жизнь.

Актуальность программы обусловлена задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования (Министерство образования РФ от 29.11.01). В ней подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.

Целесообразность программы заключается в том, что она органично вписывается в единое образовательное пространство, оставаясь самостоятельным структурным подразделением, способствующим формированию культуры творческой личности, приобщению обучающихся к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через развитие их творчества с учётом способностей и интересов детей, и освоение ими художественного опыта прошлого. В совместной деятельности с педагогом воспитанники учатся любить окружающий мир, развивают способность к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке, создают прекрасное своими руками.

Обзор программы САПР «Грация»

Конструирование и моделирование одежды способствует развитию способности обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, умению ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, т.е. активному присвоению нового социального опыта.

Обучающийся сам ответственен за выполнение всех поставленных творческих задач, и в его руках находится решение целого процесса создания дизайн-проекта, например, коллекции одежды и изготовление ее).

Целью программы является создание условий для развития творческих способностей детей на основе освоения ими технологии по конструированию и моделированию одежды.

  • Познакомить детей с новыми терминами и понятиями.
  • Обучить детей различным техникам декоративно-прикладного творчества, практическим навыкам и приёмам изготовления и декорирования изделий, проектированию и художественному конструированию швейных изделий, предметов быта.
  • Познакомить с основными законами композиции и цветоведения;
  • Сформировать у обучающихся теоретические знания и практические навыки работы в различных видах дизайна и изобразительного творчества.
  • развивать творческие способности детей (воображение, художественно-образное мышление, фантазия, зрительное восприятие чувство цвета, формы, композиционной культуры;
  • развивать коммуникативные, рефлексивные умения и навыки обучающихся;
  • развивать у детей художественный и эстетический вкус;
  • содействовать организации содержательного досуга детей;
  • прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим и умение заботиться;
  • формировать потребность в самоорганизации и здоровом образе жизни;

Цель 1-го года обучения: Обучение основам декоративно-прикладного творчества.

— познакомить детей с правилами безопасности при работе с инструментами;

-познакомить обучающихся с классификацией текстильных волокон, видами рисунков тканей, терминологией и технологией выполнения ручных работ, с законами композиции, цветоведения, видами ручных стёжек, ручной вышивки и аппликации;

-научить детей определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны; выполнять простые ручные швы; правильно раскроить материал с использованием выкройки и шаблонов,; работать с методическим картами; строить симметричный узор, орнамент, подбирать нитки, размер и место узора в изделии; переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы, выполнять ручные швы и стёжки вышивки; выполнять поделки, сувениры с использованием техник ДПИ;

Цель 2-го года обучения: конструирование и моделирование одежды с элементами декора на основе лоскутного шитья и гобелена.

— познакомить детей с историей и видами народной игрушки и куклы, с историческим и современными стилями одежды, основными силуэтными формами, технологическим свойствами современных текстильных материалов, законами композиции, профессией дизайнера; современными направлениями моды; моделированием одежды с использованием народного костюма, с требованиями к качеству готового изделия, со способами отделки и влажной тепловой обработки, способами ремонта одежды с видами самоклеющихся декоративных материалов, с традиционной художественной вышивкой; основными приёмами декорирования костюма;

-научить детей строить чертёж плечевого изделия с модельными особенностями, чертёж втачного рукава и техническому моделированию; работать по замыслу, выполнять простые эскизы изделий и отделки; изготавливать выкройки; работать с искусственным мехом; подбирать ткань и отделку, проводить примерку, снимать измерения фигуры; конструировать игрушку;

-Обучить детей основам кроя, способам уменьшения и увеличения выкроек, правилам подготовки ткани и выкройки к раскрою; технологической последовательности и поузловой обработке поясного изделия; оформлять дизайн-папку; проводить примерку и устранять дефекты, выполнять декоративные заплаты;

Цель 3-го года обучения: Художественное оформление одежды, создание коллекции одежды.

— познакомить детей со свойствами ниток, их разнообразием и цветовой гамме; с композиционным построением узоров; с особенностями работы со сложными тканями; с требованиями к готовому изделию; с компонентами творческого проекта;

-обучить детей изготавливать сувенирные изделия, работать по рисунку, выполнять декорирование с использованием современных материалов, выполнять декорирование с использованием техники вышивки, выполнять эскизы моделей с учётом современного направления моды; вносить в чертёж конструкции модельные особенности и фасонные линии; выполнять раскрой изделия; самостоятельно устранять дефекты; определять качество готового изделия;

Отличительные особенности программы «Конструирование и моделирование одежды» от других программ заключаются в том, что она предполагает обязательное использование моделирования и дизайна одежды, изготовление и дизайн игрушки, поделок, сувениров, аксессуаров. При реализации данной программы особенно ценно самостоятельное изготовление коллекции одежды, объектов предметного дизайна с использованием изученных техник декоративно-прикладного искусства.

Кроме того, в процессе реализации программы «Конструирование и моделирования одежды» осуществляется межпредметная связь: изобразительное искусство, черчение, история, технология, что является средством разностороннего развития способностей детей. Интеграция в этой программе является не простым сложением знаний по нескольким дисциплинам, а объединяет знания, систематизирует, расширяет их и служит основой развития познавательного интереса.

В реализации программы «Конструирование и моделирование одежды » участвуют дети 10-14 лет. Комплектование творческого объединения проводится без предварительного отбора детей. В группу принимаются как мальчики, так и девочки, проявляющие желание, интерес.

Специальной практической подготовки к данному виду творчества не требуется, но учитывается умение безопасной работы с ножницами, степени развития моторики рук, умение различать цвета. Программа адресована всем желающим учащимся, в том числе не имеющим начальной художественной подготовки.

Читайте также:
В каких программах работают бухгалтера на аутсорсинге

В процессе обучения предусмотрено проведение добора обучающихся в группы 1-го года обучения. Для вновь набранных детей подбираются задания, позволяющие быстрее приобрести необходимые навыки.

Программа рассчитана на 3 года. Общая продолжительность обучения детей в творческом объединении постоянного состава равна 576 часам, в том числе:

1-й год обучения – 144 часа – освоение основ материаловедения, цветоведения, лоскутного шитья. Основные техники декоративно-прикладного искусства.

2-й год обучения – 216 часов – изготовление и дизайн игрушек, одежды, поделок, аксессуаров, сувениров. Лоскутное шитьё, гобелен.

3-й год обучени я – 216 часов – лоскутный дизайн , художественное оформление одежды, создание коллекции одежды.

В процессе реализации программы «Конструирование и моделирование одежды» используются следующие типы занятий:

  • учебные занятия по ознакомлению учащихся с новым материалом;
  • учебные занятия закрепления и повторения знаний, умений и навыков;
  • учебные занятия по обобщению и систематизации изученного;
  • учебные занятия проверки знаний и разбора проверочных работ;

На занятиях применяются различные формы организации работы с детьми:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • коллективные;
  • отчетные занятия-выставки;
  • практическое занятие;
  • комбинированное занятие;
  • игра;
  • праздник;
  • путешествие;
  • экскурсия;
  • мастерская;
  • защита проектов;

В 1-й год обучения занятия проводятся два раза в неделю по 2 академических часа –40 минут — с обязательным перерывом 10 мин. между каждым часом обучения.

Во 2-й и 3-й год обучения — два раза в неделю по 3 академических часа –40 минут — с обязательным перерывом 10 мин. между каждым часом обучения.

Как правило, к концу первого года обучения обучающиеся

  • правила безопасности труда при работе с инструментами;
  • классификацию текстильных волокон;
  • виды рисунков тканей;
  • терминологию и технологию выполнения ручных работ;
  • законы композиции;
  • законы цветоведения;
  • виды ручных стежков;
  • виды ручной вышивки и аппликации;
  • основы техник ДПИ: ручное шитье (ручные швы, поделки, аксессуары), пэчворк, аппликация.
  • определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночные стороны;
  • выполнять простые ручные швы;
  • определять лицевую, изнаночную стороны, нить основы и утка;
  • уметь правильно раскроить материал, используя выкройки и шаблоны;
  • работать индивидуально с методическими картами;
  • осуществлять поиск необходимой информации в области обработки ткани и материалов (фетр, мех, кожа и др.);
  • строить симметричный узор, орнамент;
  • подбирать размер и место узора в изделии;
  • подбирать нитки;
  • переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы, выполнять ручные швы и стежки вышивки.
  • уметь изготовить поделку, сувенир с использованием техник ДПИ: ручное шитье (ручные швы, поделки, аксессуары), пэчворк, аппликация.

Как правило, к концу второго года обучения обучающиеся

  • технику безопасности при работе с инструментами;
  • основы кроя;
  • способы уменьшения и увеличения выкроек;
  • правила подготовки ткани и выкройки к раскрою;
  • технологическую последовательность и поузловую обработку поясного изделия;
  • историю и виды народной игрушки и куклы;
  • исторические и современные стили одежды;
  • основные силуэтные формы;
  • технологические свойства современных текстильных материалов;
  • законы композиции костюма;
  • Умеют:
  • работать по замыслу;
  • выполнять простые эскизы изделий и отделки;
  • самостоятельно изготовить выкройку к задуманной (несложной) игрушке;
  • изготовить плоскую (на картонной основе), полуплоскую, объемную игрушку по выкройке;
  • работать с искусственным мехом;
  • изготовить куклу;
  • сконструировать игрушку;
  • оформить игрушку;
  • снимать измерения фигуры;
  • читать и строить чертёж юбки;
  • выполнять техническое моделирование юбки;
  • подбирать ткань и отделку для изготовления юбки;
  • выполнять раскрой изделия;
  • проводить примерку;
  • обрабатывать детали кроя;
  • выполнять окончательную отделку изделия;
  • оформлять дизайн-папку;
  • определять стиль и силуэт в одежде;
  • разрабатывать выполнять эскизы моделей;
  • работать с журналами мод; снимать и записывать мерки;
  • читать и строить чертёж плечевого изделия;
  • выполнять техническое моделирование;
  • выполнять раскрой ткани с направленным рисунком, ворсом;
  • проводить примерку и устранять дефекты;
  • обрабатывать основные узлы плечевого изделия;
  • выполнять декоративные заплаты, штопку, аппликацию на трикотажных и других изделиях

Как правило, к концу третьего года обучения обучающиеся

  • правила техники безопасности на всех занятиях дизайн-студии;
  • сведения о свойствах ниток, об их разнообразии и цветовой гамме;
  • иметь представление о пропорции;
  • сведения о цветовом сочетании;
  • композиционное построение узоров;
  • виды самоклеящихся декоративных материалов;
  • традиционная художественная вышивка;
  • гармоничное сочетание аксессуаров с гардеробом;
  • современное направление моды;
  • моделирование одежды с использованием народного костюма как источника творчества;
  • особенности работы со сложными тканями (шифон, бархат, органзой и др.);
  • требования к качеству готового изделия;
  • компоненты творческого проекта;
  • осуществлять поиск необходимой информации в области дизайна и моделирования, работать с журналами мод и предметному дизайну;
  • пользоваться различными инструментами;
  • пользоваться схематическим описанием рисунка;
  • изготавливать сувенирные изделия;
  • работать по рисунку;
  • в процессе работы ориентироваться на качество изделий;
  • выполнять декорирование с использованием современных материалов;
  • выполнять декорирование с использованием техники вышивки;
  • выполнять эскизы моделей с учётом современного направления моды;
  • вносить в чертёж конструкции модельные особенности и фасонные линии;
  • выполнять раскрой изделия (поделка, игрушка, кукла, одежда для кукол);
  • самостоятельно устранять дефекты после проведения примерки;
  • использовать современные способы технологической обработки изделия;
  • определять качество готового изделия;
  • в процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива

Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Конструирование и моделирование одежды» являются:

— участие обучающихся в тематических районных и областных выставках, конкурсах, ярмарках, других общественных мероприятиях.

Итоговая оценка носит комплексный характер, так как учитывает

— качество выполнения выпускной работы;

— результаты педагогического собеседования;

— степень развития творческих способностей;

— уровень развития интеллекта;

— активность работы обучающегося на протяжении всего курса обучения;

Источник: nsportal.ru

Образовательный центр моды и дизайна

Обзор методик конструирования одежды

Базовая основа конструкции одежды – рациональная конструкция ее основных деталей, которая создается один раз в 3-4 года с учетом современной размерной типологии населения и оптимальных припусков. Любую конструкцию можно построить различными методами, которые подразделяются на 2 класса по характеру исходной информации.

Методы 1-го класса, которые основаны на использовании дискретных измерениях типовых фигур, прибавок, данных о типовом членении деталей и способа их формообразования. К методам 1-го класса или приближенным методам построения относятся муляжный, расчетно-графические способы конструирования.

Методы 2-го класса (инженерные) основаны на прямых измерениях оболочки и развертываемой поверхности образца – эталона одежды и являются более точными. К ним относятся методы триангуляции, секущих плоскостей, геодезических линий, вспомогательных линий развертывания, разверток деталей одежды по образцам моделей и др.

Процесс построения чертежей развёрток деталей одежды методами 1-го класса можно разделить на три этапа:

Исходными данными для расчетов при построении чертежа основы служат размерные признаки типовых фигур и величин конструктивных прибавок к ним, которые выбираются в зависимости от силуэта, покроя проектируемого изделия, вида используемого материала.

Основным отличием методик конструирования является использование исходных данных, отличающихся по количеству и способам определения, а также последовательность построения базовой основы и наличие предварительного расчета.

Муляжный метод

Создание модели и получение разверток ее деталей в соответствии с художественным замыслом осуществляется путем макетирования изделия на фигуре человека или на манекене. Экспериментальный путь создания модели позволяет в полной мере учитывать антропоморфные черты фигуры человека и естественную способность ткани к формообразованию; не требует никаких расчетов; дает возможность осуществить наглядное объемное макетирование практически любой модели независимо от сложности. Не смотря на кажущиеся простоту и доступность этого метода, для его использования необходимо наличие хорошего художественного вкуса и большого профессионального мастерства. Точность получения разверток деталей одежды недостаточно высока; метод трудоемок и требует много численных корректировок в процессе создания одежды.

Читайте также:
Программа чтобы войти в другой компьютер

Муляжный метод применяют при изготовлении театральных костюмов, при моделировании и конструировании женской одежды, где могут встречаться детали, вытачки и драпировки сложной формы, при конструировании одежды для фигуры с аномальными отклонениями, при конструировании корсетных изделий. (Рис 2.2).

Расчетно — графические методы

История появление методов конструирования.
В 1800 году лондонский закройщик Мишель разработал систему кроя, получившую название Дриттель. Автор делил половину обхвата груди на три равные части (по 1/3 для ширины спинки, проймы и переда). Это была первая «сетка» для графических построений чертежа конструкции одежды. Разделив исходный рисунок на клетки с одинаковой стороной можно по своему желанию пропорционально увеличивать или уменьшать этот рисунок.

На базе этого метода в дальнейшем создается новая система кроя — клеточная. В этой системе прямоугольник дополнительно разбивали еще на 6 частей и выделяли 18 маленьких клеток вверху и 2 больших внизу. Это позволяло фиксировать форму деталей кроя при масштабировании по размерам.

Отличительной особенностью методики «Мюллер и сын» является зеркальное отображение места расположения спинки и переда на чертеже. В данной методике используются значения полных обхватов и ширин. Для измерения фигуры применяли принцип сферической тригонометрии, а построение чертежей разверток выполняли с помощью дуговых засечек по трем сторонам треугольников. Вершинами треугольников служили узловые точки деталей конструкции, а сторонами — измерения фигуры человека. В обоих вариантах тригонометрической системы использовалось большое количество измерений, особенно дуговых.

В России наибольшую известность получила координатная система братьев Левитанус и система Ленгриджа. Эти системы предусматривали построение чертежа по отдельным точкам, найденным путем геометрического построения в прямоугольной системе координат.

Развитие массового производства одежды потребовало новых подходов к конструированию. Снятие мерок с заказчика стало невозможным. Измерения конкретной фигуры были заменены расчетами на основе пропорциональных зависимостей от ведущих размерных признаков — обхвата груди и роста (см рисунок ниже). Это привело к появлению и формированию разновидностей координатной системы: расчетно-мерочной и пропорционально- расчетной систем. В их основу была положена идея о том, что фигуры людей одинакового размера и роста без существенного отличия телосложения можно принять как условно нормальные и в принципе считать одинаковыми.

Пропорционально-расчетный метод имел много разновидностей и как бы развивал предшествующие системы кроя. Совершенствование шло в направлении изучения и учета строения тела человека, нахождения более правильного членения деталей и узлов изделия, введения новых дополни­ тельных проекционных измерений. Этот метод использовался много лет, пока не был накоплен материал по массовым антропологическим измерениям, убедительно доказавший, что пропорций в размерах человека не существует. С 1959 г. ЦНИИШП проводил работы по созданию единой методики конструирования мужской, женской и детской одежды (ЕМКО). В основу ЕМКО был положен расчетно — аналитический метод, по которому чертежи конструкции строят путем геометрических разверток сглаженного контура фигуры человека с припусками на свободное облегание (СО) и декоративное оформление.

К недостаткам данной методики относятся:

  • громоздкость графических построений и расчетных формул;
  • отсутствие точности построения основы;
  • требуются уточнения в процессе изготовления опытных образцов;
  • сложность в выборе прибавок на СО.

Современные методики конструирования одежды

В России наибольшее распространение получили единая методика конструирования одежды Центрального научно-исследовательского института швейной промышленности и единый метод конструирования одежды, изготовляемой по индивидуальным заказам, разработанный Центральной опытно-технологической швейной лабораторией (ЦОТШЛ) на базе методики ЦНИИШП и отличающийся от нее заменой отдельных рас­ четных формул измерениями фигуры и некоторым упрощением формул.

В дальнейшем была разработана так называемая единая методика конструирования одежды стран- членов СЭВ (1980-1986 гг.) (ЕМКО СЭВ), обобщившая опыт конструирования стран — участниц бывшего СЭВ и других государств.

Методика СЭВ (ЕМКО СЭВ) — единая методика конструирования одежды стран – членов СЭВ, позволившая автоматизировать разработку чертежей конструкций и положенная в основу множества современных систем автоматизированного проектирования. В методике ЕМКО СЭВ используют значения полных обхватов и ширин.

В расчётно-графическом методе конструирования созданным центральной опытно-технической швейной лабораторией (ЦОТШЛ) соответствие одежды фигуре человека обеспечивается снятием с него 10-18 измерений (мерок).

В методиках ЦОТШЛ и ЕМКО СЭВ построение основы конструкции производится по системе основных конструктивных отрезков, все необходимые расчеты параметров базисной сетки производят непосредственно в процессе построения чертежа.

Современная методика «Мюллер и сын» значительно отличается от предыдущей. В ней значительно меньше мерок и разработаны таблицы для построения нагрудной вытачки с поправками на нестандартную грудь. Измерения фигуры заменили расчетами на основе пропорциональных зависимостей от ведущих размерных признаков. Плюсы данной методики заключаются в точных расчетах, четкости построения базовых основ, что дает возможность использовать ее в промышленном производстве одежды. Минус – в громоздкости построения, требующего вычисления и невозможность внести поправки на нестандартную фигуру сразу в чертеж.

Метод конструирования одежды, разработанный в МТИЛП, базируется не только на использовании размерных признаков фигуры, но и на учете данных о развертках поверхностей макетов типовых фигур. Методика МТИЛП характеризуется нетрадиционным характером последовательности построений отдельных узлов чертежа, в том числе нанесения линий базисной сетки. Предварительный расчет в методике не выделен, таким образом положение основных вертикальных и горизонтальных линий базисной сетки определяется на основании ряда последовательно выполняемых расчетов в соответствии с приведенной ниже последовательностью:

Установлено, что конструкция базовой основы, построенная по методике ЕМКО СЭВ, предназначена для фигур с нормальной осанкой и низкими плечами. Конструкция базовой основы по методике ЦНИИШП, предпочтительна для фигур с выпрямленной осанкой. Низкими плечами, полными руками и развитыми грудными железами.

По ЦОТШЛ – с выпрямленной осанкой, нормальной высотой плеч, худыми руками и нормальным развитием грудных желез. Методика «М. Мюллер и сын» предпочтительна для фигур с сутуловатой осанкой, высокими плечами и слабым развитием грудных желез.

Для разработки конструкции трикотажных изделий наиболее точной и обоснованной является методика, разработанная бывшим Всесоюзным Домом моделей трикотажных изделий (ВДМТИ). В методике ВДМТИ изложен способ расчёта и построения деталей изделий с использованием расчетных формул в основном первого вида, учет группы растяжимости трикотажа. Это обеспечивает наибольшую достоверность связи между отдельными измерениями фигуры и соответствующими участками чертежа, достаточную степень точности расчетов. Элементы графических построений — нанесение линии базисной сетки, определение положения конструктивных точек чертежа засечками дуг и методом лекальных кривых. Отличительной особенностью базисной сетки чертежа конструкции плечевой одежды является наличие дополнительных вертикалей, проходящих через центр лопаток (на спинке) и центр груди (на переде), и исходной горизонтали, соответствующей шейно-плечевой линии.

Инженерные методы

  • Метод развертывающихся поверхностей.
  • Метод триангуляции.
  • Метод секущих плоскостей и геодезических линий.

Метод триангуляции

Общим приемом построения приближенной технической развертки состоит в том, что заданную поверхность разбивают на отдельные элементы и заменяют их элементами условно развертывающихся поверхностей, которые затем развертывают. Точность аппроксимации зависит от количества числа элементов, разбивающих кривую поверхность.

Метод секущих плоскостей

Предложен в 1954 г. А.И. Ивановой. Данный метод является одной из первых попыток получить развертку деталей одежды способами начертательной геометрии и черчения. Каждый участок выделенной детали фигуры условно приравнивают к развертывающейся геометрической поверхности и последовательно развертывают и укладывают на плоскости.

Читайте также:
Иллюстративная графика примеры программ

Метод геодезических линий

Сущность метода заключается в моделировании на поверхности ряда геодезических линий с заданным шагом и последовательным построением разверток выделенных участков поверхности, ограниченных геодезическими линиями, на плоскости. Этот способ в дальнейшем нашел свое применение при сканировании, получении информации о фигуре.

Метод расчета разверток деталей одежды по образцам моделей

Сущность метода состоит в том, что на развертываемой поверхности по принятым ортогональным геодезическим осям закрепляют две взаимно перпендикулярные нити основы и утка сетки-канвы или другого материала. При полном совмещении сетки с поверхностью нити этой сетки образуют на ней чебышевскую сеть. Такую сеть можно уложить в прямоугольных осях на плоскость и получить развертку поверхности. С помощью сетки-канвы производится моделирование чебышевской сети непосредственно на заданной поверхности при соблюдении теоретических условий ее построения и одновременной корректировке детали на той же поверхности с учетом технологических требований.

Таблица 1 – Основные методы конструирования одежды

Источник: fine-craft.ru

Современные методики конструирования одежды

Понятие конструирования одежды
Конструирование одежды – это процесс разработки чертежа, который представляет собой развертку поверхности тела человека с учётом прибавок на свободу движений и модельные линии.

Конструкция представляет собой чертёж, на котором наглядно изображено, как будут располагаться детали, какой будет силуэт, покрой и размеры будущего изделия. При создании чертежа должны учитываться не только производственные требования к пошиву одежды, но и эстетические параметры. От правильности снятых мерок или взятых стандартных измерений, если речь идёт о пошиве в промышленных масштабах, будет напрямую зависеть качество сшитого изделия. Также на результат будут влиять расчеты и выбранная методика конструирования одежды.

  1. Соответствовать идее дизайнера.
  2. Гарантировать комфортную носку.
  3. Учитывать особенности выбранных материалов.
  4. Быть универсальной, т.е. подходить для повторного использования при создании похожих моделей.
  5. Соответствовать всем технологическим тонкостям раскроя и сборки лекал.
  • Строится основа.
  • Обозначаются базовые линии.
  • Отрисовываются особенности конкретного изделия.
  • Приближённые
  • Инженерные.
  • Муляжные.
  • Расчётно-графические.

Другие названия муляжной методики – макетная и методика наколки.

  • изделие со сложным декором;
  • эксклюзивный наряд, сюда можно отнести одежду из категории «высокая мода»; — изделие для нестандартной фигуры;
  • наряды с корсетами;
  • исторические и народные костюмы.

Расчётно-графические методики
Эта система возникла в начале XIX столетия. Мастера, занимающиеся созданием одежды, перенесли свои знания и опыт в простые формулы. Это позволило использовать расчётные методики в массовом выпуске вещей в эпоху индустриализации XX в.

Популярные расчётно-графические системы
«Дриттель»
Методика кроя «Дриттель» была разработана лондонским закройщиком Мишелем в самом начале XIX века. В основе принципа лежала мерка обхвата груди. Мишель предложил разделить половину этой величины на 3 равные части, затем в каждой начертить прямоугольник, который превращался в детали. Прогрессивность идеи была в том, что появилась возможность повторять одинаковые изделия в разных размерах.

Сетка «Дриттель» стала прототипом более поздней клеточной методики кроя.

Французская методика
Когда в Европе начали пользоваться метрической системой, в обиход вошли сантиметровые ленты. В тот же период во Франции была создана система построения чертежа, в основу которой легли горизонтальные обмеры. Данная система имела один существенный недостаток – она не учитывала особенности нестандартной фигуры.

Немецкая методика «Muller and Sohn»
Эта система была новаторской по сравнению с предыдущими, потому что впервые во внимание был взят тот факт, что фигура представляет собой сложный и объемный объект. Немецкий принцип раскроя, в основу которого легла тригонометрия, появился в 1840 году. Чертёж строился с помощью циркуля.

Система работала по принципу разделения объемной фигуры на сегменты, которые легко измерялись. Полученные цифры позволяли использовать пропорциональные расчёты, чтобы конструировать одежду для разных фигур.
Система «Мюллер и сын» до сих пор применяется во многих странах.

Методика конструирования ЦНИИШП ЕМКО СЭВ
С началом эпохи индустриализации появилась необходимость снабжать население большим количеством готовой продукции, а для этого нужно было сделать производство массовым. Поэтому пришлось пересмотреть методы конструирования одежды, заменить индивидуальные мерки стандартными.

Появилась новая расчетная система, которая учитывала стандартные мерки и пропорции тела.
В 1937 г. в Советском Союзе была разработана методика построения конструкций имени Короткова, которая использовалась в массовом производстве. В системе постоянно обновлялись данные обмеров населения, дающие наиболее точную картину зависимости между размерами и типологиями фигур.

Это многолетняя систематизация позволила уже в 56-м году разработать типовой метод конструирования. Аббревиатура ЦНИИШП расшифровывается как Центральный научно- исследовательский институт швейной промышленности, а ЕМКО СЭВ – единый метод конструирования одежды участниц совета экономической взаимопомощи. Потому что в обмерках населения принимали участие дружественные страны. Массовые исследования помогли реализовать классическую методику построения выкроек, которая и получила название ЦНИИШП ЕМКО СЭВ.

НИИ продолжал усовершенствовать систему, чтобы её можно было использовать для производства всех предметов гардероба. В новых рекомендациях всё больше учитывались прибавки на свободу движений. Позже они фиксировались в официальных документах. Рекомендации менялись в зависимости от вида одежда, особенностей ткани и швейного оборудования.

Однако технологический процесс и смена модных трендов шли быстрее, чем успевали выпускаться эти документы.

Всёэто относится к методам 1 класса, которые также называют приближёнными. Они используют дискретные измерения типовых фигур, стандартные прибавки и данные о разделении деталей и способов формообразования. В методы первого класса входят муляжный и расчётно-графические принципы конструирования одежды.

  • Методика триангуляции. Приём построения технической развертки заключается в том, что поверхность разбивается на большие треугольники.
  • Методика секущих плоскостей. В этой технике используется начертательная геометрия и черчение. Каждая деталь фигуры приравнивается к развертывающейся геометрической поверхности, которую постепенно укладывают на плоскости.
  • Методика геодезических линий. Сущность приёма состоит в том, что на поверхность фигуры наносится ряд линий с заданным шагом, которые позволяют смоделировать плоскостные развертки элементов.
  • Методика расчета разверток оболочек с использованием вспомогательных линий развертывания. В основе построения лежит чебышевская сеть. За исходные принимаются геодезические линии, пересекающиеся под прямым углом.

ЦОТШЛ (Центральная опытно-техническая швейная лаборатория) и ЕМКО СЭВ
Последние десятилетия в России чаще всего используются отечественные системы разработки чертежей и выкроек.
Они относятся к расчётно-графическим методикам, характерными чертами которых стали упрощённые формулы для базовых чертежей и минимальное количество замеров.

ВДМТИ
Эту систему разработал Всесоюзный Дом моделей. Российские дизайнеры тоже активно применяют её. Главное отличие от других техник заключается в том, что формулы расчётов чертежа учитывают свойства растяжимости ткани.

  • Сперва фигура сканируется и на основе антропологического исследования разрабатывается трехмерная модель.
  • Затем разрабатываются плоские чертежи посредством разворачивания 3D моделей.

Очень часто специалистами применяются смешенные приёмы конструирования. Поэтому можно использовать как одну, так и несколько техник, чтобы получить идеальную конструкцию.

У нашей школы есть своя авторская методика конструирования одежды. Вы можете познакомиться с ней как на курсе «Школа Модельеров», в котором вас ждёт полное погружение в профессию дизайнер одежды, так и на курсе «Конструирование и моделирование».

Наша методика очень точная, удобная и универсальная. Научившись строить развертки по этой системе, вы сможете работать с фасонами любой сложности, любыми свойствами тканей и шить одежду на стандартные и нестандартные фигуры.

Также на курсе «Конструирование и моделирование» вы научитесь строить лекала, которые будут иметь идеальную посадку, разбираться в типах осанки и особенностях фигур, а также моделировать одежду с учётом всех возможных нюансов.

Источник: praktika-sew.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru