По мере развития и распространению компьютерных технологий (учебные учреждения, как правило, имеют не менее одного компьютерного класса с выходом в глобальные поисковые системы) появилось отдельное направление — компьютерное тестирование. Оно позволяет сократить сроки создания тестов и повысить их качество за счет статистической обработки результатов, одновременно тестировать большое число испытуемых, оперативно получать информацию, применять новые адаптивные программы тестирования, использовать в тестах мультимедийные элементы (графику, анимацию, звук, видеофрагменты).
Существуют три формы компьютерного тестирования:
- — использование компьютера как средства подачи теста с экрана монитора, при таком тестировании готовый тест вводится в компьютерную программу и по завершении сеанса тестирования посчитывает набранные баллы;
- — проведение сеансов тестирования с помощью тестов, созданных с помощью специальных программных средств, позволяющих конструировать тесты и проводить их математико-статистическую обработку;
- — использование адаптивного компьютерного тестирования.
Для создания тестов используют два вида компьютерных программ: программы для моделирования тестов (тестовые оболочки) и программы для проведения автоматической математико-статистической обработки результатов (инструментальные средства компьютерного тестирования).
Тест производительности ПК
Инструментальные средства создаются для анализа эмпирических данных с целью обеспечения высокого качества тестов, калибровки заданий в банке. Инструментальные средства, непосредственно предназначенные для автоматизации процесса тестирования: Statistica, SPSS, ITEMAN, TESTAN, QUEST, CONQUEST и др.
Многие программы сочетают в себе функции и конструирования тестов, и обработки результатов. Наиболее распространенными являются зарубежные системы LXR*TEST (создана калифорнийской фирмой Logic extension Resources и предназначена для ведения банка тестовых заданий, автоматизированной компоновки тестов, проведения сеансов тестирования на бумаге и за компьютером, обработки ответов, подсчета баллов и анализа результатов), CyberExam (создана американской компанией Virtual Learning Technologies и предназначена для использования в адаптивном тестировании с мультимедийными элементами, позволяет готовить разнотипные задания и компоновать тесты со случайной перестановкой заданий, проводить сеансы тестирования и сразу же получать результаты), FastTEST (система для моделирования тестов и калибровки тестовых заданий, поддерживает режимы бланкового и компьютерного тестирования), MicroCAT (оболочка для создания и проведения тестирования как компьютерного, так и бланкового с последующим результатом оценок), а также программные комплексы российских производителей: АСТ-тест (позволяет решать задачи создания тестов и проведения тестирования, а также статистической обработки результатов), Web-Тест Конструктор (W-TK), ТЕСТКОН (ТЕСТовый КОНструктор — конструктор тестов, который позволяет пользователю создавать собственные образовательные тесты), Tester 2.2.4 (конструирование тестов различной степени сложности с последующим выводом результирующих оценок), TestCreator (программа по созданию и редактированию тестов, а также проведению сеансов тестирования с выставлением оценки), Автотест (автоматизированная система создания тестов, формирования банка тестовых заданий, проведения тестирования и обработки результатов) и др. Существуют сайты, посвященные созданию тестов (например, http:/www.tests.pp.ru/constructor, http:// www.tests.pp.ru/constructor).
Какая самая полезная программа для ПК? #HappyPC
Компьютерное тестирование позволяет, помимо традиционного, вводить адаптивное тестирование, или CAT-подход (Computer Adaptive Testing). Адаптивный тест связан с индивидуализацией процедуры тестирования: автоматический выбор последующего задания зависит от результата правильности выбора ответа на предыдущее (если тестируемый выполнил задание верно, то затем ему дается более трудное, а при неправильном выполнении задания происходит возвращение к более легким заданиям). Адаптивный тест предполагает, что для каждого задания известны параметры трудности и дифференцирующая способность (информация об этом получена экспертным и эмпирическим путем).
Количество заданий в адаптивном тесте зависит от качества знаний и умений испытуемого: чем прочнее знания, тем короче тест, так как такие учащиеся быстро доходят до порога высокого уровня и выполняют небольшое число заданий; а тестируемые с нечеткой структурой знаний, у которых чередуются верные и неверные ответы, выполняют большее количество заданий для проверки уровня их учебных достижений. К достоинствам адаптивного тестирования относят, по В. Звон- никову и М. Мельниковой, высокую эффективность, высокий уровень секретности, индивидуализацию темпа выполнения теста, высокий уровень мотивации к тестированию у наиболее слабых обучающихся за счет исключения из процесса предъявления излишне трудных заданий, сообщение результата в интервальной шкале тестовых баллов каждому испытуемому незамедлительно, сразу после окончания его работы над индивидуально подобранным набором заданий в адаптивном тесте. Недостатками являются, во-первых, воздействие на результаты тестирования опыта владения компьютерной грамотностью, во-вторых, ограничение времени на ответ, в-третьих, заданная последовательность заданий, в-четвертых, проблемы технического характера, влияющие на работу тестовой программы.
Для накопления заданий и формирования тестов создают банк тестовых заданий (логически упорядоченная структура тестовых заданий, позволяющая автоматически генерировать тесты). Количество заданий в банке должно превышать длину формируемого теста не менее, чем в 10 раз.
По каждому требованию учебной программы должна быть создана группа заданий, одно из которых должно быть использовано как образец, который будет открыто напечатан для ознакомления с уровнем требований к учащимся, и не менее 4 заданий, которые будут использоваться для оценки достижений данного требования учебной программы. Задания в банке структурируются по разделам, темам, понятиям. Каждое тестовое задание имеет маркировку, связанную с одной темой, и указание на степень трудности. Каждое задание в банке сопровождается информацией о прохождении экспертизы и экспериментальной проверки.
Обзор теории проектирования тестов показывает, что российская система тестологии в целом уже выработала концептуальные подходы к тестированию, разработала научный аппарат исследования, хотя не все термины пока понимаются всеми однозначно. Современный этап характеризуется масштабной подготовкой специалистов в области тестирования и активным созданием прикладных компьютерных программ для конструирования и обработки тестов.
Источник: studme.org
Лучшие сервисы для создания тестов
Цикл передачи знаний и тестирования хорошо знаком и испытан каждым, кто когда-либо был студентом. С того самого момента, как мы поступаем в школу, нас ждут постоянные проверки знаний. Организаторы электронного обучения стараются сделать ее увлекательной и достоверной. Для этого существуют различные сервисы для создания тестов, программы-конструкторы тестов — рассмотрим самые популярные из них.
1. Google Forms
Google Forms широко используется преподавателями для проведения опросов, экзаменов и тестов онлайн. Форма Google поддерживает несколько типов опросов таких как вопросы с множеством вариантов ответов, открытые вопросы и т. д.
Формы Google имеют функцию загрузки изображения в качестве ответов — это облегчило жизнь учителям и ученикам, которым трудно печатать. В платформе тестирования также есть опция викторины, где можно добавлять оценки к вопросам и их правильный ответ. Выбирайте цветовую гамму, шрифт, загружайте брендированные изображения — это все бесплатно, для разработки тестов нужно лишь иметь аккаунт Google.
2. Madtest
В этом онлайн-сервисе больше возможностей персонализации и визуального оформления. Можно настроить комментарии к вариантам ответов, индивидуальный текст к каждому результату, что подходит психологическому тесту. Call to action в конце тестирования добавляется в виде кнопок мессенджеров, формы регистрации, нужных кнопок, промокодов и т.д. Madtest можно использовать как сервис создания теста для сайта, блога и даже социальных сетей. 7 дней бесплатно, далее от 990 рублей в месяц.
Источник фото: Официальный сайт Madtest
3. Каhoot
Kahoot — интерактивная платформа для тестирования, где люди могут учиться с помощью игр. Школы, университеты и другие организации используют его для проведения тестирования, онлайн-викторин и других увлекательных мероприятий, с помощью которых студенты и сотрудники могут узнавать что-то новое. С этой платформой тестирования можно создавать опросы и короткие обучающие игры за несколько минут. Добавляйте несколько изображений или видеороликов, чтобы объяснить тему, а затем позвольте пользователям играть и зарабатывать баллы. Тарифы для бизнеса можно выбрать на сайте, они начинаются от 19 евро в месяц,
Источник фото: pcmag.com
4. Socrative
Сервис предлагает викторины, опросы, групповые занятия и контент от преподавателей — все в одном простом для использования инструменте оценки. Учителя могут просматривать ответы и оценки каждого учащегося по мере заполнения тестов в режиме онлайн. Эти своевременные результаты позволяют учителям лучше определять потребности класса и устранять пробелы в обучении. Можно использовать разработку тестов для сайта разных видов, в том числе для командной работы, и быстрые викторины. До 5 тестов бесплатно, далее — от 89 долларов в год.
Источник фото: loganpetlak.ca
5. LearningApps
LearningApps.org — это программа для составления вопросов и поддержки процессов обучения с помощью небольших интерактивных модулей. Их пара десятков: тест, кроссворд, викторина, заполнение пропусков и более игровые варианты. Их используют непосредственно в учебных материалах и встраивают в сценарии урока. Формат заданий предполагает, что он больше предназначен для детей. Этот сервис создания тестов полностью бесплатный.
Источник фото: micool.org
6. Quizizz
Quizizz — пример платформы для создания тестов, которая сделана в стиле игрового шоу. Отличается тем, что вопросы и возможные ответы отображаются индивидуально на устройствах учащихся. Встроено использование мемов, видео, изображений и математических уравнений. Можно добавить вопрос из чужой викторины одним щелчком мыши. Есть усиление результатов за правильные и быстрые вопросы.
Есть бесплатный и ограниченный тариф для учителей. Для школ и других заведений тарифы обсуждаются индивидуально, нужно заполнить заявку на сайте.
7. Quizlet
Quizlet тоже создан в стиле шоу-квиза, где можно тренироваться на карточках, тестах или в командных играх. Все возможные ответы распределяются между устройствами всех участников. Например, на три устройства может прийти 12 ответов. Для совместной игры понадобится минимум 2 команды по 3 участника. Есть бесплатный ограниченный тариф, расширенные опции разработки тестов для сайтов и других задач стоят от 2,99 долларов в месяц.
Источник фото: medium.com
8. Online Test Pad
17 типов опросов, 4 типа результатов, можно редактировать внешний вид теста с помощью шрифтов, рамок, изображений и логотипа. Устанавливайте ограничение по времени не только для всего теста, но и для определенного вопроса. Настраивайте доступ к тесту на свое усмотрение по закрытой ссылке или кодовому слову. Сервис создания тестов бесплатный, в его базе сотни готовых образовательных заданий.
9. Classmarker
Онлайн-конструктор викторин ClassMarker — простой и настраиваемый составитель вопросов для онлайн-тестирования. Создавайте онлайн-экзамены и тесты с расширенными настройками: ограничения по времени, открытый и закрытый доступ к тесту, рандомизация вопросов, мгновенная обратная связь, множественный выбор, эссе, сопоставление, краткий ответ, вопросы с видео или аудио. Можно проводить психологическое тестирование. Есть ограниченный бесплатный тариф, другие функции стоят от 19,95 долларов в месяц.
10. Мастер-Тест
Минималистичная программа и удобный интерфейс для составления тестов. Один из бесплатных конструкторов тестов, появившийся на заре онлайн-образования в России. Есть базовые функции — добавление медиа, указание разного количества баллов для вопросов и источников информации, подробные результаты тестов. Сервис полностью бесплатный.
11. Конструктор тестов
Бесплатный сервис для создания тестов онлайн с множеством готовых вариантов на разные темы. Создавался как вспомогательный ресурс для российских учителей. Элементарный функционал для разработки собственных тестов, можно поделиться результатами и встроить тест в сайт.
12. Anketolog
Сервис для создания тестов онлайн и анкетирования, который заинтересует маркетологов, специалистов по подбору персонала, развивающийся бизнес и госучреждения. Разработка тестов предлагает 21 вид вопросов и около 70 готовых шаблонов в библиотеке. Можно привлекать сторонних респондентов на опросы по выбранным критериям. Выгрузка подробных результатов и статистики в нескольких форматах. Ограниченный бесплатный период 5 дней, далее от 1490 рублей в месяц.
Источник фото: coba.tools
13. Let’s test
Платформа для тестирования с функциями для бизнеса. Компания получает закрытую систему, в которой есть составитель вопросов и все функции для разработки тестов. Можно самостоятельно добавлять или удалять пользователей. Есть функция добавления медиа, файлов, выгрузки вопросов из таблиц и текстовых документов, создание сертификата и другие инструменты тестирования, важные для крупного бизнеса или образовательных учреждений.
14. iSpring Suite
Пример программы для создания онлайн-тестов и обучения сотрудников, которая интегрируется с СДО. Доступна разработка тестов с 14 типами вопросов, широкие возможности для оформления и добавления медиа, ограничений и вознаграждений, создание разветвленных сценариев прохождения тестов, выгрузка и публикация результатов в различных вариантах. Здесь можно сделать детальную настройку теста под свои задачи, в том числе для сайтов. Пробная версия на 14 дней, далее — от 27’000 рублей в год.
15. Testograf
Онлайн-сервис, который в основном используют коммерческие организации. Есть функция разработки тестов, анкет, голосований и опросов, помогающих в бизнес-аналитике. Есть интеграция через API, визуальная кастомизация, ветвление тестов в зависимости от ответов участников, просмотр результатов в процессе тестирования, неограниченное количество вопросов и фильтров по ответам. Годовая лицензия от 34’990 рублей.
16. Pruffme
Такие сервисы создания тестов предназначены для совместной работы и онлайн-обучения. Представляет собой один из инструментов аттестации — учащиеся проходят тесты после обучения на конструкторе курсов. Вы можете создать как простые онлайн-тесты с одиночными или множественными ответами, ранжированием, так и составить творческие задания с комментированием преподавателей. Есть бесплатные версии, дополнительные опции стоят от 3’910 рублей в месяц.
Источник: webinar.ru
Программное обеспечение и виды тестирования: зачем их классифицировать
Классификация, в более широком смысле, подразумевает разделение объектов по признакам, критериям, для систематизации знаний об объектах. Для чего нужно классифицировать программное обеспечение? Что мы хотим узнать о программах при помощи классификации? Давайте подумаем вот над чем: обработка информации всегда подразумевает получение нового знания.
Стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 12182-2002 классифицирует программное обеспечение по следующим категориям: по масштабам, стабильности, классам функций программных средств, режиму эксплуатации, требованиям защиты, надежности, критичности, представлению и использованию данных, требованиям к вычислительным ресурсам, к вычислительной системе и среде, к рабочим характеристикам и языку программирования. Например, приложение для банковского сектора будет характеризоваться следующими параметрами классификации: надежность, защищенность сеанса связи и данных, скорость вычислений; для приложения образовательной платформы важнее будут характеристики: качество звука и изображения, количество одновременно подключаемых пользователей.
Стандарт не ограничивается разделением программных средств на категории. Он также классифицирует программные продукты и данные, описывает схему классификации, включающую разные подходы к классификации и их характеристики. В результате применения международного стандарта мы получили только общие подходы к классификации, не учитывающие потребности пользователей и носящие рекомендательный характер.
фото: ru.freepik.com
Предлагается также возможность разработки собственных стандартов для больших программных комплексов. Предложенный в стандарте пример наглядно показывает, как использовать классификацию для документирования разработанного программного продукта.
Таким образом, стандарт позволяет классифицировать программный продукт, отнеся его к одному или нескольким классам, по соответствующим шкалам классификации, и отразить данный выбор в документации. Но документирование программных средств не может быть единственной целью создания классификации.
При разработке программного продукта необходимо определиться, на каком оборудовании будет работать программа, каково ее назначение и область применения, какие существуют ограничения по использованию данных и вычислительным мощностям. Следовательно, при разработке программного обеспечения будут приняты решения, соответствующие выбранным критериям. Поэтому, отнесение разрабатываемой программы к тому или иному классу определяет, какие типовые решения будут приняты для ее реализации.
Если задача уже неоднократно решалась различными производителями программного обеспечения, то существуют уже разработанные критерии и возможные варианты решений, которыми можно воспользоваться или попытаться сделать программный продукт лучше аналогов. Для того, чтобы сравнивать программный продукт с аналогами, необходимо его соотнести с другими, на основе классификации. Это вторая задача, которую выполняет данный стандарт.
После краткого рассмотрения классификации программного обеспечения, перейдем к классификации видов тестирования. Наряду с видами тестирования, существуют также типы и способы тестирования, подходы к тестированию, но в данном случае они являются синонимами.
Виды тестирования принято разделять по следующим признакам: по запуску кода на исполнение, по доступу к коду и архитектуре, по уровню детализации приложения, по степени автоматизации, в зависимости от целей тестирования, от исполнителей, от уровня функционального тестирования, по принципам работы с приложением, или по философии: позитивное или негативное.
Т.к. в тестировании нет четких определений, можно встретить разные названия категорий, хотя это также связано с выбранным уровнем детализации классификации для конкретной задачи. Пример такой классификации представлен на рисунках интеллект-карты, созданной в программе XMind. Просмотр отдельных блоков с помощью стрелочек вправо-влево:
Пример классификации видов тестирования проекта образовательной платформы
Выбор видов тестирования программного продукта во многом зависит от требований — заданных характеристик системы или ее части, на основе конкретных целей. Само по себе тестирование предназначено для проверки на соответствие реального и ожидаемого поведения программной функции или модуля. Кроме того, конкуренция на рынке программного обеспечения сделала необходимым создавать интерфейсы, удобные для пользователя: выявлять потребности и ожидания пользователей, изучать опыт взаимодействия пользователя с программой на этапе бета-тестирования — UX/UI тестирование, что расшифровывается как User Experience и User Interface.
Борьба за пользователя, в части конкуренции в ценовом диапазоне программ, послужила причиной создания методов и методологий тестирования, позволяющих обнаруживать дефекты на ранних стадиях разработки программного обеспечения, тем самым снижая затраты на устранение обнаруженных дефектов.
Необходимость защиты данных от несанкционированного доступа послужила предпосылкой создания тестов, выявляющих недокументированное поведение программы, не предусмотренное требованиями, которое может привести к запуску вредоносного кода.
Благодаря тому, что методов тестирования появилось огромное множество, необходимо было их как-то упорядочить, что требовала исследовательская природа тестирования как процесса, для создания методологии тестирования и разработки отдельных сценариев. Например, при разработке небольшого проекта, могут проводиться тесты в следующей последовательности:
- «дымовое» тестирование , позволяющее определить, что программа работает стабильно, все основные функции запускаются;
- тестирование критического пути — для прохождения всего сценария работы пользователя, от регистрации или входа в программу, до получения желаемого результата за минимальное время и минимальное количество этапов работы с программой;
- расширенное тестирование — проводится для остальной части функционала программы, с целью выявления наибольшего количества ошибок до сдачи программы в эксплуатацию;
- приемочное тестирование — выполняется перед передачей программы непосредственно заказчику, и позволяет удостовериться, что все пожелания и требования заказчика выполнены.
Надеюсь, что представленный материал помог Вам вспомнить и упорядочить знания о программных продуктах и видах тестирования. Конечно, данный материал не претендует на полноту, ведь на курсах нам давали классификации целиком, не уточняя, что, зачем, почему. В итоге этот громоздкий материал не очень хорошо запоминается, вспоминается фрагментарно.
Если Вы учились в вузе в 80-90е годы, то наверно помните, что задавать такие вопросы раньше было обязательно, для каждой системы было необходимо самостоятельно определять назначение, область применения, ограничивающие факторы, технические и эксплуатационные, критерии подготовки пользователей для работы с программным продуктом.
Если Вы учились позже, то надеюсь, что помогла Вам хоть немного восполнить пробелы в соответствующей области знаний. Подписывайтесь и будем «вспоминать всё» вместе.
Источник: dzen.ru