Программы и модели по формированию гражданской и правовой культуры

В представленной статье автор на основе инновационного подхода к правовым реалиям современности формулирует идею ценностного восприятия правосознания и правовой культуры через механизмы гражданской культуры , становящейся сегодня важнейшим условием формирующегося в России гражданского общества, в основе которого заложен принципиально иной тип социально-правовой активности личности, основанный на гражданственности, то есть на активной гражданской позиции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Яковлев Е. В.

Гражданско-правовое образование: аксиологический подход
Проблемы формирования гражданской культуры в Кыргызстане
Парадигмы социокультурного воспитания гражданско-правовой культуры молодежи

Интеграция правовых, социально-культурных и организационно-методических требований к формированию гражданско-правовой культуры личности

Особенности изучения культуры гражданского общества: опыт эмпирических исследований
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In presented article the author on the basis of the innovative approach to legal realities of the present formulates idea of valuable perception of sense of justice and legal culture through mechanisms of the civil culture , becoming today by the major condition of a civil society formed in Russia, in which basis other type of socially-legal activity of the person is incorporated essentially, based on an active civil stand

Модель формирования гражданской грамотности учащихся

Текст научной работы на тему «Гражданская культура в правовом развитии современной России: поиск оптимальной модели»

12. Мингазов Л.Х. Эффективность норм международного права. Казань, 1990.

13. ТалалаевА.Н. Право международных договоров.

Общие вопросы. М., 1980.

14. Vierdag E.W., Klabbers Jan, Lefeber R. Essays on the Law of Treaties: A Collection of Essays in Honour of Bert Vierdag. Martinus Nijhoff Publishers, 1998.

15. Лукашук И.И. Современное право международных договоров. В 2 т. Т. 1. Заключение международных договоров. М., 2004.

16. Lesaffer Randall. Treaties and International Law in European History: From the Late Middle Ages to World War One. Cambridge University Press, 2004.

17. Karsh Efraim. Israel: The First Hundred Years.

18. Международное право. Сборник документов.

19. Например, соответствующие положения Марракешского соглашения о создании ВТО.

20. Международное право: Учебник / Отв. ред.

Ю.М.Колосов, Э.С. Кривчикова. 2-е изд., перераб. и доп.

21. Лазутин Л.А. Меры укрепления доверия как институт права международной безопасности: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Л., 1990.

22. Лазутин Л.А. Меры укрепления доверия и разоружения // Правоведение. 1991. № 6.

Аспирант Южного федерального университета.

Молодежная школа правовой и политической культуры, седьмое занятие (2023 год)

ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРАВОВОМ РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПОИСК ОПТИМАЛЬНОЙ МОДЕЛИ

В представленной статье автор на основе инновационного подхода к правовым реалиям современности формулирует идею ценностного восприятия правосознания и правовой культуры через механизмы гражданской культуры, становящейся сегодня важнейшим условием формирующегося в России гражданского общества, в основе которого заложен принципиально иной тип социально-правовой активности личности, основанный на гражданственности, то есть на активной гражданской позиции.

In presented article the author on the basis of the innovative approach to legal realities of the present formulates idea of valuable perception of sense of justice and legal culture through mechanisms of the civil culture, becoming today by the major condition of a civil society formed in Russia, in which basis other type of socially-legal activity of the person is incorporated essentially, based on an active civil stand.

Ключевые слова: право, правовая культура, гражданская культура.

Key words: legal, legal culture, civil culture.

23. Alan D. Owty. The application of international guarantees to the Egypt-Israel conflict // Journal of conflict resolution. 1972. 16.

24. LievenAnatol. Confidence-Building Measures: Lessons for the Middle East // International Relations. 2008. 22.

25. Мингазов Л.Х. Эффективность норм международного права: Теоретические проблемы : Автореф. дис. . док. юрид. наук. Казань, 2000.

26. Milano Enrico, Chinking Christine. Unlawful Territorial Situations in International Law: Reconciling Effectiveness, Legality and Legitimacy. Martinus Nijhoff Publishers, 2006.

27. Марочкин С.Ю. Эффективность норм международного права: понятие, критерий и условия. Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Свердловск, 1984.

28. Валеев Р.М. Контроль в современном международном праве. Казань, 2003.

29. Марочкин С.Ю. Условия и критерии эффективности норм международного права: понятие, соотношение // Правоведение. 1984. № 2.

30. Напр., см.: Конвенцию о запрещении разработки, производства и накопления запасов химического оружия и его уничтожения.

31. Напр., см.: Меморандум об органе по рассмотрению споров в ВТО или Договор к Европейской энергетической хартии.

Процессы системной трансформации в России, длящиеся уже более 10 лет, предполагают устойчивую ориентацию общества на построение стабильной демократической системы. Однако полноценное функционирование институтов гражданского общества немыслимо без адекватной им социокультурной оценки. Трудности проведения демократических преобразований в стране во многом обусловлены отсутствием особого типа культуры, которую можно назвать культурой демократического, т.е. гражданского, типа.

Формирование гражданской культуры было связано с особенностями демократических перемен конца XX в., когда стали происходить изменения функциональной роли личности. При этом возрастание ее ценности, укрепление достоинства и гражданских прав, рост ее правовой активности и самодеятельности коренным образом изменили само общество, установили для него новые критерии и ориентиры по отношению к человеку. Теперь в условиях формирующегося гражданского общества личность становится главным агентом социальноправового действия, самостоятельно решаю—щим различные проблемы общественной и правовой жизни [1, с. 5]. Все это не могло не отразиться на ее гражданском облике и поведении. На первый план здесь выходят такие харак—теристики современной личности в условиях развития гражданского общества, как свобода и самостоятельность; чувство собственного достоинства и самоуважение; индивидуальное самовыражение и инициативность; правовая активность и правовая информированность; умение использовать и защищать свои права и свои права и свободы; высокая адаптивная способность к изменяющимся условиям жизни; стремление к достижению реальных результатов своей деятельности; открытость к общению и сотрудничеству на благо общества; умение пользоваться открытыми формами и процедурами обсуждения политико-правовых проблем российского общества и многое другое.

В этой связи одной из задач современного государства является создание предпосылок для становления гражданина с присущими ему активной жизненной, т.е. гражданской, позицией, основанной на осознании им своих прав и достоинства, свободы самовыражения и ответственности, прежде всего перед собой и обществом, а затем уже и перед государством. Все это должно сочетаться, на наш взгляд, с новой системой ценностей и норм, представлений и убеждений, образцами поведения и т.п., т.е. с тем, что сегодня составляет неотъемлемую часть правовой культуры обновляющегося российского общества. Поэтому правовая культу-

Читайте также:
Функция может возвращать в основную программу

ра сегодня становится важнейшим условием формирующегося в России гражданского общества, в основе которого заложен принципиально иной тип социально-правовой активности личности, основанный на гражданственно—сти, т.е. на активной гражданской позиции россиян.

Безусловно, происходящие в России процессы, направленные на формирование правового государства и гражданского общества, требуют переосмысления отношения к праву, закону и порядку. В виду смены политико-правовых ориентиров Российское государство все более уверенно становится на путь цивилизованного развития. Это выражается прежде всего в упрочении рыночных механизмов в функционировании российского общества, в либерализации правовой жизни и реформировании государственно-правовой системы. Представляется, что данные процессы объективно нуждаются в более адекватном своем отражении как в социально-правовых реалиях, так и в действующем законодательстве. Именно эти моменты, на наш взгляд, и являются определяющими в отношении принципиально новой категории «гражданская культура», синтезирующий в себе такие ключевые понятия, как «гражданственность» и «правовая культура».

Гражданственность выступает определяющей чертой общественно необходимого правового сознания и правового поведения людей. Ее нельзя сводить исключительно к приверженности определенной системе или порядку.

Гражданственность проявляется прежде всего в единстве личных и общественных интересов, осознанном использовании гражданином своих прав, свобод и осуществлении своих обязанностей, творческой самореализации и развитии. Вместе с тем гражданственность предполагает и особые отношения между гражданином и государством, основанные на признании взаимных прав и обязанностей и предполагающие механизмы взаимной правовой ответственности друг перед другом. Все это создает вполне реальную основу для участия граждан в управлении общественными и государственными делами, а сам процесс такого участия является не столько обязанностью, сколько нравственным обязательством или, скорее, гражданским долгом каждого человека. Правовая культура, являясь результатом высокого уровня правосознания и гражданской активности человека, становится при этом решающим фактором трансформации гражданственности личности в активную общественную правовую позицию [2, с. 79].

Симбиоз этих двух понятий, таким образом, формирует принципиально новую правовую кате-

горию, которую можно назвать гражданской культурой и которая соединяет в себе, по крайней мере, два подхода. Первый сводит гражданскую культуру к совокупности социокультурных ориентаций, установок и ценностей, направленных на формирование активной позиции современного российского гражданина.

Второй подход в оценке понятия «гражданская культура», наряду с социокультурными идеями, включает и, так называемый, деятельностный аспект, т.е. синтезирует в себе и социальноправовую практику, и правовое поведение. Данный подход представляется нам более верным в оценке понятия «гражданская культура», так как, с одной стороны, гражданская культура явление не единичное, а представляет собой одну из подсистем глобальной культуры, находящейся во взаимодействии с другими ее разновидностями: экономической, правовой, нравственной, религиозной, художественной и другими типами культуры. С другой стороны, одной из важнейших характеристик гражданской культуры современного общества является уровень овладения правовыми знаниями и опытом, степень глубины отражения правовой реальности и т.п. При этом воспринимаемые юридические знания, принципы, нормы только тогда могут рассматриваться как элементы правовой культуры (индивида, отдельной социальной группы или общества в целом), когда они войдут в привычку людей и тем самым найдут свое воплощение в реальной деятельности.

Кроме того, нельзя не учитывать и то обстоятельство, что высокий уровень гражданской и правовой культуры современной личности зависит и от степени участия россиян в управлении государственными и общественными делами, в политической и правовой жизни российского общества, что является едва ли не самым важным показателем их гражданской и социально-правовой активности.

Таким образом, гражданская культура — это особое состояние, которое отражает уровень воплощения и развития общественно-политического, исторического и социально-правового опыта, основанного на юридических знаниях и приобретаемого в процессе жизнедеятельности личности и коллективов, а также опыта, формирующегося в процессе осуществления правовой активности личности или коллективов, который выражается в определенных стереотипах правомерного поведения и соответствует идеалам и целям правового государства и гражданского общества.

В этом смысле гражданская культура выступает в виде такого историко-правового опыта, который, по сути, консолидирует «память» общества в

правовой и политической сфере и который определяет не только правовое сознание субъектов, но и их юридически значимое поведение [3, с. 283].

Вместе с тем следует помнить, что культуры настоящего и прошлого в своем вариативном проявлении в качестве национальных и региональных, правовых и политических субкультур и контркультур и т.п. взаимодействуют друг с другом, вступая в диалог. В соответствии с этим диалогом осуществляется либо процесс взаимопроникновения культур, либо же возникает противодействие, порождающее конфликты и противоречия. В этом смысле гражданская культура представляет собой такой институт государственно-правовой жизни, который способен обеспечить в обществе реальную стабильность и его последовательное развитие.

Поиск наиболее оптимальной модели гражданской культуры в современном государстве предполагает ее всестороннее рассмотрение как явления по своему характеру гетерогенного и многофункционального. С этой точки зрения гражданская культура, основанная на ценностях и идеалах гражданского общества, общественном и национальном согласии, являющихся неотъемлемой частью современного правового государства, представляет собой результат всего естественно-правового и исторического развития Российского государства. В рамках этого развития в российском обществе формируется тот общественный и правовой идеал, исходя из которого определяется и национальная идея, и основные направления (векторы) развития современной России.

Основополагающий вектор российской гражданской культуры должен быть направлен, по нашему представлению, не только на максимизацию свободы и правовой активности населения, но и на совершенствование правовой, экономической, а также политической системы российского общества, обеспечивая при этом ее стабиль—ность и управляемость, перспективность в развитии, состязательность и соблюдение правовых предписаний, общественную и национальную безопасность, а также взаимную ответственность государства, общества и личности.

Гражданская культура в этом смысле может быть представлена в виде некой идеальной нормативной модели, обусловленной преимущественно социальными структурами российского общества, а поэтому обобщающая преимущественно социально-правовую практику и отвечающая, как правило, современным либеральным представлениям и требованиям российского общества и его правовой культуры.

Гражданская культура современной России, складывающаяся в условиях модернизации российского общества, его правовой и политической системы, сегодня наиболее ярко отражает тот уровень гражданственности и государственно-правовой ответственности населения, который соответствует требованиям формирующегося сегодня в России гражданского общества и правового государства.

Вместе с тем в своей идеальной модели гражданская культура реально никогда не существовала. В настоящее время гражданская культура находится еще только в стадии своего формирования и развития в условиях современных обществ, наиболее последовательно ориентированных на либеральнодемократические ценности и традиции. Поэтому в силу своей вариативности гражданская культура в практической плоскости склонна в большей степени к постоянным изменениям за счет постоянно изменяющихся элементов и структур правовой и политической системы различных государств. Поэтому в зависимости от уровня соотношения прогрессивных или регрессивных, инновационных или консервативных, либеральных или антидемократических и иных факторов складывается тот доминирующий тип гражданской культуры, который выполняет функцию сохранения и поддержания основ конституционного строя, гражданского единства, обеспечения правового порядка и политического согласия российского общества, развития гражданской зрелости и правовой активности, а также способности адаптироваться к изменяющимся условиям на основе системы общезначимых идеалов и ценностей.

Читайте также:
Прекращена работа программы adobe

Рассматривая специфику гражданской культуры применительно к современному российскому обществу, следует отметить ее некоторые особенности. Так, формирующейся сегодня в России гражданской культуры присущи гетерогенность и многослойность, которые проявляются в существовании и переплетении множе—ства субкультур и склонности современного российского общества к многомерной конфликтности [4, с. 237]. С нашей точки зрения, оценка уровня развития гражданской культуры применительно к современным реалиям должна включать, по минимуму, два фактора. С одной стороны, это наличие традиционно устоявшихся в российской правовой культуре ценностей коммунитаризма и этатизма, слабости индивидуальной ответственности, недооценку властями роли представительных органов власти и переоценку значимости исполнительной ветви власти, недоверие к закону, что, по сути, стало нормой политикоправового бытия российского общества на целые

десятилетия. С другой стороны, при оценке формирующееся сегодня российской гражданской культуры необходимо учитывать и такие факторы, как коллективное партнерство, кол—лективная ответственность, духовность, обостренное чувство со—циальной и правовой справедливости [5, с. 118], либерализм и вера в демократические идеалы, что так же всегда являлось неотъемлемыми чертами российской правовой культуры.

В этой связи формирующаяся гражданская культура в современной России не может быть отнесена однозначно к какому-то определенному типу культуры, так как включает в себя самые разнородные пласты и элементы, с трудом укладыва—ющиеся в рамки традиционных классификаций. Представляя собой явление многомерное, гражданская культура вбирает в себя значительное число элементов, ее формирующих. Это прежде всего правовое, политическое и нравственное сознание, правовые и нравственные установки, идеалы, ценности, знание, ориентации т.д., в формировании которой активную роль играют институты и структуры современного общества.

В этом смысле гражданская культура в современной России имеет знаковый характер. В условиях системного кризиса и поиска российским государством наиболее оптимальных путей и способов выхода из него, гражданская культура должна стать условием, консолидирующим российское общество, обеспечивающим его стабильность и порядок. Таким образом, гражданская культура, оказываясь включенной в политико-правовые процессы, синтезируя ценностно-правовые и культурные представления и стремления россиян, спо—собствует тем самым консолидации российского общества, его стабильному и конструктивному развитию в соответствии с ценностями и идеалами правового государства и гражданского общества.

1. Малько А.В. Современная российская правовая политика и правовая жизнь // Правовая политика и правовая жизнь. 2000. № 4.

2. Крыгина И.А. Правовая психология в процессе формирования правовой личности // Экономические и социально-правовые проблемы России. Вып. 3. Ростов-на-Дону, 2007.

3. Марченко М.Н. Теория государства и права. Академический курс. В 2 т. М., 2006. Т. 1.

4. Худойкина Т.В. Юридический конфликт: динамика, структура, разрешение. М., 2006.

5. Ткаченко И.В. Правовая культура в условиях современного российского общества: региональные аспекты: Дис. . канд. соц. наук. Саратов, 2008.

Источник: cyberleninka.ru

1.Иституты формирования гражданской и правовой культуры

Правовая культура — общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

гражданская культура— важнейший показатель активного гражданства, инициативного поведения и практического гражданского соучастия в общественных делах.

К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право. Ниже дана краткая характеристика этих институтов и представлены их основные функции.

Семья — важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д.

Государство — основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене).

Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.

Церковь — религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и проч.

Наука — особый социокультурный институт по производству объективных знаний. В числе функций науки — познавательная (способствует познанию мира), объяснительная (интерпретирует знания), мировоззренческая (определяет взгляды на мир), прогностическая (выстраивает прогнозы), социальная (изменяет общество) и производительная (определяет процесс производства).

Право — социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Государство при помощи права регулирует поведение людей и социальных групп, закрепляя определенные отношения в качестве обязательных. Основные функции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и охранительная (охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом).

Все рассмотренные выше элементы социальных институтов освещены с точки зрения именно социальных институтов, но возможны и другие подходы к ним. Например, наука может быть рассмотрена не только как социальный институт, но и как особая форма познавательной деятельности или как система знаний; семья — это не только институт, но и малая социальная группа.

Источник: studfile.net

ГРАЖДАНСКАЯ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА: ПУТИ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ Шаповалова В.С.

Воспитание гражданина — члена территориально-политического сообщества, государства, который имеет права и обязанности, связанные с членством в нем — должно быть признано в качестве особой сферы педагогической деятельности.

Читайте также:
Написать программу которая по введенному числу от 1 до 12

Необходимо совершенствовать формы и методы гражданского воспитания подрастающей молодежи.

Удивляет противоречивость трактовки терминов «гражданско —

патриотическое», «гражданско-нравственное», «гражданско-правовое» воспитание, что подчас вводит в заблуждение современного учителя.

Гражданское воспитание — это система воспитательной работы по формированию качеств, необходимых члену государства, а именно: политической культуры, правовой культуры, а также патриотизма и культуры межнациональных отношений [1, с. 111], те. гражданственности [3].

Очевидно, вышеприведенное определение сводит воедино смысл гражданственности — это патриотизм, нравственность, гражданская и правовая культура. Остановимся подробнее на таких категориях как гражданская и правовая культура.

В психологической структуре гражданской культуры выделены три элемента: знания, оценки-отношения, поведение. Это значит, что сюда входят знания в области политики и права, взгляды и убеждения, сознательное отношение к общественной и политической жизни страны, стремление участвовать в политической жизни, занимать активную гражданскую позицию, быть законопослушным гражданином, соблюдать законы страны. Это определяет и задачи гражданского воспитания [2].

Учащиеся получают знания о государственном устройстве, системе власти, возможностях граждан участвовать в выборах властных структур, влиять на управление и участвовать в нем, объединяясь в партии и движения. Школа, учителя должны способствовать формированию гражданской и политической активности молодежи, стремлению подростков участвовать в жизни страны. Для решения этих задач у образовательных учреждений имеются различные средства, прежде всего это уроки по общественным дисциплинам: граждановедению, истории, обществознанию.

Сегодня в школах имеется много различных учебников, пособий, программ по этим и другим дисциплинам.

Изучать разные аспекты работы власти, общественных организаций, судов, других правовых инстанций можно, приводя школьников и студентов в политические, властные, юридические учреждения. Редко, но все же учителя практикуют такие средства воспитания, как экскурсии в местный орган управления, в детскую комнату милиции, в места заключения для несовершеннолетних нарушителей закона и пр. Эффективным средством формирования гражданской культуры является вовлечение учащихся в общественную жизнь, когда ученики вместе с учителями участвуют в политических или общественных акциях.

Составной частью гражданского воспитания является формирование правовой культуры.

Правовая культура — это знания о правовой системе страны, основных юридических норм, стремление соблюдать правовые нормы, быть законопослушным гражданином Отечества [2]. Основной задачей правового воспитания является формирование правовой грамотности подростков и молодежи; они должны знать, что существуют законы и правовые нормы и что нарушение этих норм ведет к юридической ответственности. Поэтому в семье, в школе, в СМИ подростков следует знакомить не только вообще с законами, но обязательно с теми правовыми нормами, которые они чаше всего нарушают.

Школа, другие образовательные учреждения дают необходимые правовые знания молодежи на уроках и во внеурочной работе с детьми. Учащиеся по мере взросления приучаются выполнять правила поведения в обществе, свои обязанности в классе, учатся подчиняться школьным правилам, требованиям устава школы. Это развивает в них привычку к дисциплине, к самоконтролю. Конечно, чем лучше поставлена учебно-воспитательная работа учреждения, тем выше правовая культура учеников. И учителя, и их ученики должны знать, что гражданская и правовая сознательность и ответственность тесно связаны с нравственностью: нарушение правовых норм чаще всего происходит на фоне неблагополучного нравственного развития, является следующей ступенью после нарушения нравственных норм.

Осуществляя правовое воспитание, учителя и воспитатели, родители, общественность должны осознавать сложность и остроту проблемы, которую можно назвать двумя словами: молодежная преступность. За этими словами стоит комплекс не только педагогических проблем. Нравственно -правовая ситуация с молодежью находит свое выражение в целом ряде явлений современной жизни молодежи во всем мире, равно как и в России: это всякого рода агрессивность, вандализм, экстремизм, разного рода эксцессы националистов всех оттенков, погромы скинхедов, футбольных хулиганов. Есть более «мягкие» формы отклоняющегося поведения: уход от общества в молодежную субкультуру, сверхпогруженность в мир игры, фантазий, так сказать, в безответственное детство. Крайняя форма ухода от общества по тем или иным мотивам — самоубийство.

Все эти проблемы составляют предмет забот не только школьного педагога, но и социально-экономической и культурной политики, они требуют серьезных социальных программ, расширения и улучшения деятельности социальных педагогов и работников, хотя ответственность школы за формирование гражданской и правовой культуры молодежи тут тоже имеется.

Теперь поразмышляем о том, насколько пригодится нам опыт разработки западных социологов и политологов в области гражданского воспитания. Американские ученые С. Шехтер и М. Бренсон предложили концепцию подготовки информированного, ответственного гражданина, способного реализовать себя в демократическом обществе. К основным критериям они отнесли уважение прав человека, признание индивидуальных достоинств личности, существование

власти закона, добровольность исполнения людьми своих обязанностей, заботу об общем благе [4].

Американская ассоциация политических наук (APSA) разработала национальные стандарты по гражданскому образованию, установив три компонента: знания, умения и гражданский характер. Знаниевый компонент представлен следующими вопросами: что такое гражданская жизнь, политика, правление? Каковы основы политической системы?

Как правление, установленное Конституцией, воплощает цели, ценности и принципы демократии? Каковы взаимоотношения США и других государств? Какова роль граждан в американской демократии? Ответы на эти вопросы, по мысли разработчиков, должны содействовать пониманию ценностей гражданского общества, которое может предотвратить злоупотребления или излишнюю концентрацию власти.

Это своеобразная общественная школа, в которой граждане учатся делать демократию.

Для нас сегодня важно уточнить критерии и признаки, на которые надо ориентироваться, чтобы избежать крайностей и не повторять ошибок прошлого: подлинный гражданин не только хороший человек и законопослушный член общества, но и самостоятельная личность, имеющая адекватное представление о целостной картине мира, осознающая свое особое предназначение в нем.

В заключение, определяя основные педагогические условия формирования качеств гражданственности, сделаем выводы по поводу современного состояния гражданского воспитания и перспектив его развития. Главнейшее условие успешности этого процесса состоит в том, чтобы объединить педагогические усилия семьи, школы и органов государственно-общественного управления по формированию гражданственности у подрастающего поколения.

Утрата одного из этих слагаемых чревата непредсказуемыми последствиями. Надо продумать, как обеспечить добродетельную мотивацию школьников, чтобы они проявляли сострадание, а не жестокость, гордость, а не воинствующую непримиримость. Обучение основам гражданственности — не скучное назидание и морализаторство, а поиск оптимальных решений, сопряженных с интеллектуальными усилиями. Задача органов управления — поддержать и обеспечить соблюдение прав граждан, контролировать выполнение законов, без которых формирование гражданского общества невозможно.

Основы гражданского образования. — Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1996. 2.

Педагогика: учебник / Под ред. Л.П. Крившенко. — М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. 3.

Филонов, Г.Н. Воспитание как социально-педагогический феномен. Стратегия развития. — М., 2000. 4.

Шехтер, С. Возвращаясь к «свободе и справедливости для всех»: гражданство в американской федеральной системе // Мир человека. — 1996. — № 1.

Источник: uchebnikfree.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru