Программы и модели дошкольного образования

Система дошкольного образования – это комплекс образовательных заведений, программ обучения, управленческих основ, закономерностей и принципов реализации образовательной деятельности на дошкольном возрастном этапе развития личности.

Система дошкольного образования играет ключевую роль в становлении личностей подрастающего поколения. Потому, требуется тщательная организация обучения на данном уровне и построение оптимальной системы, ориентированной на реализацию концепции образования на текущем этапе развития социальной среды и удовлетворение потребностей социума в образовательных услугах.

Рисунок 1. Система дошкольного образования в РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!

Модель современной системы дошкольного образования

На современном этапе развития общества, система дошкольного образования включает в свой состав следующие блоки, функционирование и развитие которых взаимосвязаны и взаимообусловлены:

Внедрение ФОП дошкольного образования: конструируем модели методического сопровождения

  1. Принципы построения дошкольного образования. В настоящее время, система дошкольного образования опирается на следующие принципы:
    • Принцип динамизма. Он предполагает динамичное развитие образовательного и воспитательного процессов в соответствии с прогрессом общества и интенсивностью его процессов;
    • Принцип вариативности организационных форм. Он означает, что дошкольные образовательные организации, функционирующие на территории России могут быть представлены в разных формах, ориентированных на удовлетворение различных образовательных потребностей. В данный момент существует множество видов воспитательно-образовательных учреждений и наблюдается вариативность, предоставляемых образовательных услуг;
    • Принцип гибкости. Он предполагает быструю реакцию на изменения, происходящие в обществе, потребности социума в образовании и потребности отдельной личности;
    • Принцип целостности образовательного процесса. Он связан с ориентацией образовательных программ разного вида и типа на развитие личности каждого отдельного ребенка.
    • Программы дошкольного образования. Они характеризуются вариативностью их содержания и направлений развития при ориентации на единые образовательные цели и задачи.
    • Педагогические технологии, применяемые в системе дошкольного образования. Они связаны с реализацией программ дошкольного образования и реализацией индивидуального подхода к каждому воспитаннику. Потому, педагогические технологии характеризуются вариативностью, гибкостью и динамичностью использования.
    • Предметно-развивающая пространственная среда. Она является необходимым условием полноценного развития подрастающего поколения, а потому, важным компонентом системы дошкольного образования, без которого невозможно ее полноценное и продуктивное функционирование.
    • Педагогические кадры. Квалификация современных педагогов ДОУ требует их непрерывного профессионального роста и развития. Это необходимо для реализации вариативных образовательных программ в системе ДОУ и применения вариативных педагогических технологий.

    «Современная система дошкольного образования»
    Готовые курсовые работы и рефераты
    Решение учебных вопросов в 2 клика
    Помощь в написании учебной работы

    Новая модель дошкольного воспитания и обучения

    Основная образовательная программа ДОУ определяет специфику построения жизнедеятельности детей в стенах дошкольного учреждения, ориентированную на всесторонне развитие каждого воспитанника. Это реализуется на основе включения в образовательную программу вариативной детской деятельности, представленной в следующих формах:

    1. Занятия разной направленности – это форма учебной деятельности дошкольников.
    2. Нерегламентированные типы деятельности – это форма работы, не входящая в регламент ДОУ.
    3. Свободное время – предоставление детям самостоятельного времяпрепровождения, общения в коллективы, игры и взаимодействия со сверстниками.

    На современном этапе развития общества, модель дошкольного образования опирается на государственно-частное партнерство в предоставлении образовательных услуг. Это означает, что функционируют учебные заведения дошкольного типа, подведомственные органам государственной власти, а есть частные дошкольные заведения. Каждое заведение имеет право использования своей образовательной программы, подстраиваясь под потребности различных семей.

    Рисунок 2. Особенности современного дошкольного образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Вариативность программ дошкольного образования

    Современная система образования представлена дошкольными образовательными заведениями шести видов, поэтому, образовательные программы, ориентированные на ДОУ, представлены различными вариантами. При этом, установлены ФГОС ДУ, регламентирующие реализацию образовательных программ ДОУ и, выдвигающие требования к их разработке.

    Все программы дошкольного образования делятся на два типа:

    1. Комплексные программы – это общеразвивающие программы, ориентированные на реализацию обучения по всем основным направлениям развития детей: физическое, социальное, речевое, нравственное, познавательное, художественно-эстетическое, коммуникативное, личностное. Данные программы включают в себя мероприятия по раскрытию основных способностей ребенка, активизации его творческого потенциала, познавательных возможностей и развитие особенных видов детской деятельности, характерных для конкретной возрастной группы: предметная, игровая, изобразительная, театральная, музыкальная, конструирование.
    2. Парциальные программы – это специализированные программы, ориентированные на развитие дошкольников по конкретному направлению. Это могут быть программы здоровьесбережения, программы коррекционного обучения, программы экологического и патриотического развития, программы по освоению нестандартных видов деятельности (раннее чтение, рукоделие, приготовление пищи и т.д.).
    Читайте также:
    Как убрать программу из списка установленных программ

    Проблемы развития и функционирования современной системы дошкольного образования

    В настоящее время ключевыми проблемами в развитии системы дошкольного образования являются следующие:

    1. Нехватка ДОУ. Количество населения растет и его темпы превышают темпы строительства и открытия новых дошкольных организаций. Это приводит к нехватке мест в ДОУ, переполненности групп воспитанников;
    2. Нехватка квалифицированных кадров. Система подготовку педагогов ДОУ недостаточно развита. Кроме того, отсутствует мотивация для обучения по данному профессиональному направлению (низкая оплата труда и его условия) и к непрерывному самообучению и саморазвитию у педагогов;
    3. Жесткие требования СанПиН. Санитарно-гигиенические требования, нормы пожарной безопасности не позволяют организовать в ДОУ нестандартные условия, создать оптимальное предметно-развивающее пространство.

    Рисунок 3. Основные направления развития системы дошкольного образования в РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Источник: spravochnick.ru

    Модели и типы обучения детей дошкольного возраста
    методическая разработка

    Современные модели дошкольного образования: традиционная (авторитарная, учебно-дисциплинарная модель) и личностно-ориентированная. Традиционная: цель — вооружить детей знаниями, умениями и навыками (ЗУН), привить послушание, репродуктивная деятельность. Результаты дошкольного обучения оценивались по объему знаний: считалось, что чем больше «вложили» в ребенка, тем успешнее его обучали.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Модели и типы обучения детей дошкольного возраста

    Современные модели дошкольного образования: традиционная (авторитарная, учебно-дисциплинарная модель) и личностно-ориентированная. Традиционная: цель — вооружить детей знаниями, умениями и навыками (ЗУН), привить послушание, репродуктивная деятельность. Результаты дошкольного обучения оценивались по объему знаний: считалось, что чем больше «вложили» в ребенка, тем успешнее его обучали.

    Отличительной чертой учебно-дисциплинарной модели было единообразие содержания, методов и форм обучения, т.е. обучение проводилось по единым программам, учебным планам и пособиям. Способы общения — наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания. Задача педагога — реализовать программу, удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций.

    Ребенок — объект приложения сил воспитательной системы. Центр педагогического процесса — фронтальные формы работы с детьми, классно-урочная система, активность детей подавляется, игра жестко регламентируется и ущемляется. Результаты: взаимное отчуждение взрослых и детей, потеря детьми инициативы, негативизм.

    Острая потребность современного общества в людях с самостоятельным, творческим мышлением побудила ученых (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдова, В.А. Петровского и др.) к разработке иной модели обучения, основанной на личностно-ориентированном взаимодействии воспитателя и ребенка.

    Целью такого обучения является развитие интеллектуальных; духовных, физических способностей, интересов и мотивов деятельности, в том числе и учебной (т.е. личностное становление ребенка), обретение им самого себя как неповторимой индивидуальности. Для реализации этой цели у ребенка, начиная с ранних лет жизни, следует поддерживать желание приобщаться к миру человеческой культуры путем освоения передаваемых ему средств и способов, необходимых для этого приобщения. Воспитателю необходимо организовать детей и вовлечь их в активный процесс решения познавательных и практических задач, в ходе которого каждый ребенок мог бы ощущать свой рост, радость творчества и совершенствования.

    В личностно-ориентированной модели взаимодействия воспитателя с ребенком своя педагогическая технология: переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. При этом обучение реализуется в совместной деятельности, сотрудничестве воспитателя и детей, в котором воспитатель — помощник, советчик, старший друг

    Современные исследователи отмечают, что собственно воспитательно-образовательный процесс в детском саду предполагает построение модели личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка-дошкольника на основе следующих позиций его участников:

    субъект-объектная модель — взрослый находится по отношению к детям в позиции учителя, ставя перед ними определенные задачи и предлагая конкретные способы и действия их разрешения;

    объект-субъектная модель — взрослый создает окружающую развивающую среду, своеобразный предметный мир, в котором дети действуют свободно и самостоятельно;

    субъект-субъектная модель — позиция равных партнеров, включенных в общую совместную деятельность.

    Все представленные модели имеют место в реальном педагогическом процессе ДОУ, а их использование зависит от необходимости решения разнообразных воспитательно-образовательных задач. В связи с этим в современных работах рассматриваются различные формы организации процесса обучения, связанные с данными позиционными моделями и подразделяющиеся соответственно на три типа:

    Читайте также:
    Как рассчитать шкаф самому программа

    Прямое знакомство детей со средствами и способами познания или отражения окружающей действительности.

    Прямое обучение — воспитатель определяет дидактическую задачу, ставит ее перед детьми, дает образец выполнения, в ходе выполнения задания направляет деятельность каждого ребенка на достижение результата.

    Передача информации от детей взрослым, когда дети действуют самостоятельно, а взрослый наблюдает за их деятельностью.

    Способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую ребенок с помощью имеющихся знаний, умений, в том числе и познавательных не может. Для этого он должен переворошить свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми ЗУН 3. Равноправный поиск взрослыми и детьми как субъектами деятельности решения проблемы в ходе наблюдения, обсуждения и экспериментирования.

    Организация на основе представленных моделей воспитательно-образовательной работы с детьми осуществляется посредством создания проблемно-игровых, развивающих, образовательных ситуаций.

    Источник: nsportal.ru

    Три модели организации образовательного процесса в ДОО

    В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГОС дошкольного образования, утверждены СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, с 01.09.2013г. введен в действие новый федеральный закон «Об образовании в РФ». Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей.

    Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе (Слайд 2,3,4).

    Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

    Основная образовательная программа (ООП) – это модель организации образовательного процесса ДОУ. Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением (Слайд 5).

    В нынешних условиях, по мнению многих специалистов, существенно повышается роль планирования в управлении образованием. Грамотно составленные модели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного образования.

    Целостный образовательный процесс в ДОО – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждому ребенку возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность.

    Образовательный процесс в каждом образовательном учреждении и для каждого воспитанника (обучающегося) имеет свою уникальность и своеобразие, обусловленные возможностью участия в его проектировании субъектов разного уровня – от государства до конкретного педагога, родителя и ребенка.

    Для создания оптимальной модели образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО необходимо вспомнить, какие основные образовательные модели существуют в ДОО в настоящее время.

    Три модели организации образовательного процесса в ДОО

    1. Учебная модель

    2. Комплексно-тематическая модель

    В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности (“проживание” ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской.

    Организация предметной среды в этой модели становится менее жесткой, включается творчество педагога.

    Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу. Однако в целом образовательный процесс направлен скорее, на расширение представлений ребенка об окружающем мире, чем на его развитие. Эту модель чаще используют учителя — логопеды.

    предъявляет довольно требования к общей и творческому и педагогическому воспитателя, так как тем является сложным.

    3. Предметно-средовая модель

    Читайте также:
    В чем заключается принцип работы программ резервного копирования

    образования направлено на предметную. Взрослый – организатор среды, подбирает, развивающий материал, пробы и ошибки ребенка. вариант этой – система М. Монтессори.

    образовательной только предметным и ставка на саморазвитие в этой модели к утрате образовательного процесса и сужает культурные дошкольника. При этом, как и, данная технологична и не требует усилий от взрослого.

    требования к планированию деятельности в с ФГОС дошкольного.

    Основой образовательного является планирование. — это проект деятельности всех образовательного процесса. — это научно обоснованная педагогического ДОУ, которая придает ему, определенность, управляемость.

    исследования последних лет, что первостепенное при планировании имеет не знание воспитателем, сколько их личностных характеристик и. Развивающее, личностно-ориентированное понимается как опора на качества, что требует от воспитателя:

    1. изучения и хорошего индивидуальных особенностей,, черт, взглядов, привычек;

    2. умения диагностировать, реальный уровень личностных, мотивов и интересов;

    3. своевременного выявления и причин, мешающих в достижении;

    4. сочетания воспитания с;

    5. опоры на активность, инициативы, самодеятельности.

    Планирование работы в дошкольном – одна из главных управления процессом основной программы – отражает формы организации взрослых и детей.

    педагогической воспитателя является работы с детьми. правил ведения документа нет, он может быть в любой удобной для форме. Однако несколько условий, которые ДОУ, старшему воспитателю или необходимо соблюдать при:

    1.объективная уровня своей в момент планирования;

    2. целей и задач на определенный работы, соотнесение их с общеобразовательной программой образования, по которой воспитательно-образовательный, возрастным составом детей и приоритетными образовательного процесса в ДОО;

    3. представление работы, которые быть достигнуты к планируемого периода;

    4. оптимальных, средств, методов, добиться поставленных, а значит получить результат.

    Не важным условием планирования работы учет специфических возрастной, конкретного педагогического, реальной обстановки и, в которых осуществляется деятельность, а профессиональной компетентности.

    План воспитательно-образовательной с детьми – документ, по работают два воспитателя. Следовательно, это совместной деятельности и должно быть. Планирование не только процесс плана, но и мыслительную, обсуждение двумя того, что сделать для достижения и задач.

    План корректироваться и уточняться в его реализации. число поправок свести к минимуму, соблюдать принцип и календарного.

    Как бы ни был оформлен план работы с детьми, он отвечать определенным:

    · основываться на развивающего образования, которого является каждого ребенка;

    · на принципе образовательного процесса;

    · на интеграции образовательных в соответствии с возрастными и особенностями группы;

    · обеспечивать воспитательных, развивающих и целей и задач воспитанников, в реализации которых знания, умения и, имеющие непосредственное к развитию дошкольного возраста;

    При планировании и организации процесса важно, что основной работы с детьми возраста и ведущим деятельности для них является.

    Согласно ДО планирование образовательного в ДОО должно основываться на — тематическом принципе.

    В с комплексно-тематическим построения образовательного ФГОС ДО предлагает для образовательной деятельности не отдельных приемов, а усвоение материала в процессе и проведения каких-либо и интересных для событий. Обучение систему занятий перестроено на работу с по «событийному». Такими событиями Российские праздники (год, День семьи и др.), праздники (доброты, День и др.). Праздники – это радость, уважения, память. – это события, к можно готовиться, можно ждать. деятельность станет. Критерием, что данный принцип, станет живое,, заинтересованное участие в том или ином, а не цепочка действий по взрослого.

    Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

    Самое популярное на сайте:

    Назначение, устройство и работа делителя передач. Управление коробкой передач с делителем Делитель передач обеспечивает плавное выравнивание окружных скоростей и безударное включение высшей и низшей передач (рис.
    СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И МАЛАЯ ГРУППА Социология понятие «семья» рассматривает одновременно как социальный институт и как малую социальную группу.
    Сферы жизни общества и их взаимосвязь Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.
    Эллинизм. Эллинизм (323-146 до н.э.) стал заключительным этапом древнегреческой культуры Эллинизм (323-146 до н.э.) стал заключительным этапом древнегреческой культуры. Этап эллинизма — начинается с походов Александра.
    Философия медицины, ее предмет, цели, задачи и основная проблематика Проблемы философии медицины занимают сегодня в отечественной философской науке особое место.

    Источник: studopedia.ru

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    EFT-Soft.ru