Программы художественно эстетического цикла в дошкольном образовании содержание и характеристика

Бушуева, Н. В. Анализ современной дошкольной образовательной организации в части художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста / Н. В. Бушуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 409-411. — URL: https://moluch.ru/archive/260/60001/ (дата обращения: 05.07.2023).

Анализируется художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в образовательной организации. Выделены существенные признаки, касающиеся художественно-эстетического развития дошкольников и на основе изученного сделаны выводы о состоянии данного вопроса.

Ключевые слова: художественно-эстетическое развитие, образовательная организация, дошкольники.

С момента введения, а затем реализации ФГОС ДОО особенно возрастает внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования картины мира, отношения к средству нравственного и интеллектуального воспитания, т. е. как средству формирования разносторонней, духовно богатой личности. Идея формирования личности и художественно-эстетической культуры в ней, отмечают многие ученые, исследователи, деятели культуры, такие как А. Адлер, Е. М. Беспаленко, Л. С. Выготский, Н. С. Махина, A. M. Новиков, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др. Считается, что наиболее благоприятным для этого является старший дошкольный возраст [1]. [2]. [3].

Вебинар. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Цель исследования — провести анализ современной дошкольной образовательной организации в части художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Задачи: изучить программу развития дошкольной образовательной организации, выделить существенные признаки, касающиеся художественно-эстетического развития дошкольников и на основе изученного сделать заключение о состоянии данного вопроса.

Методы исследования и испытуемые

В исследовании приняли участие дошкольники МБДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 189» г. Воронежа.

Проводился анализ программного обеспечения по художественно-эстетическому развитию дошкольников, анализ мероприятий и уровень сформированности компетенций дошкольников.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется через реализацию направлений: конструирование, рисование, лепка, аппликация, ручной труд, музыкальное развитие.

Музыкальная культура дошкольников формирующееся на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, музыкально-образного мышления и воображения. Большое значение уделяется накоплению интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах), рождающего эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке, актуализирующего в проявлениях эстетической и творческой активности.

Музыкальный руководитель при проведении непосредственной образовательной деятельности решает задачи по обучению и слушанию мировой классической музыки, раскрывает детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью; формирует музыкальное мышление, способствующее общему интеллектуальному развитию ребенка.

Реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» — Лыкова И.А.

В дошкольной организации проводятся музыкальные праздники, фестивали, развлечения; организуются инсценированные массовые праздники на свежем воздухе, такие как «Масленица», «Колядки», «Весенние сказки» и др.

Сильная сторона музыкального развития: проводится интегрированная образовательная деятельность с детьми. Музыкальный репертуар соответствует физическим и психическим особенностям ребенка, выполняет эстетические и общеобразовательные задачи. У детей формируются основы музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры. Музыка способствует этнокультурному воспитанию, толерантности, не ущемления интересов детей иного вероисповедания.

Анализ изобразительной деятельности показал, что педагоги строят образовательную деятельность с детьми индивидуально и фронтально. Создаются условия для развития творческих способностей каждого ребенка, поддерживается детская инициатива, дает простор для фантазии при рисовании на свободные темы.

Воспитатели прививают детям чувство прекрасного, формируют умение замечать красивое в жизни и явлениях природы, в человеке и его труде, в произведениях искусства (живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративного искусства). Используется техника монотипии. Используются как пальцы рук, так и вся ладошка ребенка. При проведении образовательной деятельности педагоги используют игровые приемы: игры-драматизации, внесение игрушек-персонажей, беседы с детьми от лица персонажей, создание ситуаций образных сравнений — помогают раскрыть творческие способности ребёнка, его наблюдательность, фантазию, воображение. В процессе рисования ставится проблемная задача или создается проблемная ситуация, которая требует творческого и поискового пути ее решения.

Читайте также:
Программа контур бухгалтерия как работать с программой 1с

По результатам изучения изобразительной деятельности следует сделать вывод. Сильная сторона художественно-эстетического развития детей старшего возраста на образовательных событиях по изобразительному искусству строится согласно возрастным требованиям и требованиям программы.

Конструирование — это наиболее часто используемое в образовательной деятельности занятие дошкольников. Дети вместе с воспитателем конструируют по образцу, произвольно, в игровых событиях.

Лепка включена в календарь образовательных событий, пользуется большим интересов у детей. Наиболее привлекательным является лепка из соленого теста и глины.

Аппликация как вид искусства используется часто, детские работы выставляются на обозрение.

Выводы: Таким образом, художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется в достаточной мере. Кроме того, художественно-эстетическое развитие призвано воспитывать дошкольников, закладывая с детского возраста осознанно воспринимать привлекательные эстетические качества произведений искусства и культуры. По мнению Л. С. Выготского смысл эстетического воспитания в том, чтобы «вести за собой развитие» [3].

Анализ современной дошкольной образовательной организации в части художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста позволил получить следующие данные:

– в образовательной организации художественно-эстетическое развитие дошкольников поставлено на высоком педагогическом уровне.

– необходимо акцентировать внимание на методах, способах и приемах работы в процессе освоения декоративно-прикладного творчества детьми с ОВЗ;

– в образовательной организации созданы благоприятные условия, стимулирующие детское художественное творчество в условиях реализации ФГОС дошкольного образования;

– формируется кластер, объединяющий различные виды художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

В ходе проведения анализа установлено, что процесс художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста проходит следующие этапы: подача образовательной информации на образовательных событиях;

организация самостоятельной работы детей в рамках развития инициативы; установление обратной связи в образовательном процессе; коррекция уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, проанализированный комплекс педагогических условий художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста ориентирован на требования, предъявляемые ФГОС и с целью повышения качества предоставления образовательных услуг в данном направлении.

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. «Академический проект», «Гаудеамус» 2015 г.-240 с.
  2. Беспаленко Е. М. Новые взгляды на творческие способности. Вестник ВОИПКРО выпуск № 11, Воронеж-2004, с.96–103.
  3. Выготский, Л. С. Психология искусства: анализ эстетической реакции [Текст]. / Л. С. Выготский. 5-е изд. — Москва: ЛАБИРИНТ, 2004.-413 с.
  4. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]: подготовительная к школе группа / Т. С. Комарова. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 101 с.: л. цв. ил. — (Библиотека. Программы от рождения до школы). — ISBN 978–5–4315–0459–4
  5. Лыкова, И. А. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» [Текст]: новые подходы в условиях введения ФГОС ДО / И. А. Лыкова. — М.: Изд. дом «Цветной мир», 2014. — 136 с.: ил. — ISBN 978–5–4310–0168–0

Основные термины (генерируются автоматически): художественно-эстетическое развитие детей, художественно-эстетическое развитие дошкольников, дошкольный возраст, образовательная организация, ребенок, образовательная деятельность, старший дошкольный возраст, художественно-эстетическое развитие, изобразительная деятельность, музыкально-эстетическое сознание.

Источник: moluch.ru

В условиях модернизации российского образования многообразие образовательных программ и реализация идей вариативности является принципиальным требованием современной системы обучения. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (2009) рассматривает вариативность как определенную позицию педагога, обеспечивающую самореализацию каждого обучающегося. Вариативность предполагает способность образовательного учреждения предоставлять обучающимся многообразие полноценных, качественно специфичных и привлекательных образовательных программ.

На современном этапе развития образовательной системы музей становится уникальным образовательным центром, который оказывает одновременное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и нравственную сферу личности ребёнка, активизируя его чувственное восприятие, стимулируя ценностное отношение к окружающему миру, актуализируя личный опыт. Музей выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры.

Читайте также:
Как проверить орфографию в программе ms word

По мнению К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого и др., именно во временной предметно-пространственной среде музея осуществляется трансляция духовного, культурного опыта, накопленного человечеством за многие века своего существования.

Музейному искусству отводится важная роль в период дошкольного детства, когда начинает складываться тонкий, чувственный внутренний мир ребенка и модель картины мира отражается в эмоциональных представлениях дошкольника, в произведениях искусства, что способствует созданию самого себя с помощью мира искусств. Исходными теоретическими положениями использования образовательного пространства музея искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста явилась взаимосвязь направлений: образование – культура – искусство – ребёнок. Согласно мнения Б.А. Столярова, органичное сотрудничество культуры и образования представляется особенно важным в поиске единого подхода к задачам художественно-эстетического развития и социализации ребёнка в общей системе дошкольного образования

Ориентировка на развитие внутреннего мира ребёнка, формирование детского опыта и культурных способов освоения мира будут способствовать эффективному взаимодействию ребёнка с музейной культурой, окружение которой влияет на присвоение её ценностей, на которых строится целостность и гармония мира. Образовательное пространство музея не только расширяет кругозор и даёт определенные знания, но и является местом, где создаются условия для самообучения и саморазвития ребёнка, способствующие формированию убеждений и приобретению личного опыта в отношении истории и культуры. Перед педагогами дошкольных образовательных учреждений стоит важная социально-педагогическая задача – формирование грамотного «пользователя» информации музея, привитие вкуса к общению с музеем и его эскспозициям, «реанимация» культуры музейного просвещения, почти утраченной современниками.

Основываясь на многолетнем педагогическом и искусствоведческом опыте работы с дошкольниками, авторским коллективом (Н.В. Бутенко, Л.Ю. Яковлева – заведующий научно-просветительским отделом Челябинского областного музея изобразительных искусств) были разработаны и апробированы следующие программы художественно-эстетического цикла для детей дошкольных образовательных учреждений, реализующиеся в образовательном пространстве областного музея изобразительных искусств (г. Челябинск).

Музыкально-эстетическая программа «Синтез искусств в пространстве музея» (цикл из 10 занятий «Музей. Музыка. Дети»). Знакомство детей с изобразительным искусством в синтетическом слиянии с музыкальной культурой разных эпох. Концертные программы, организованные в пространстве музея, проводятся с участием студентов института музыки им.

П.И. Чайковского (вокал, фортепиано, балалайка, домра, скрипка, виолончель и др.)

Художественно-эстетическая программа «Сказка в живописи» (по произведениям художника-иллюстратора И.Я. Билибина; цикл из 8 занятий). Знакомство детей с особенностями живописи художника-графика И.Я. Билибина в русских народных сказках (техника графики) «Жил-был Царь…», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о Золотом петушке», «Вольга и Микула», «Али покупает ковёр-самолёт», «Морозко» и др.

Эстетическая программа «Волшебные маски» (цикл из 6 занятий). Знакомство детей с образами и эмоциями человека на основе изучения портретов (А.Г. Венецианов «Мальчик в красной рубашке», Ж. Монье «Портрет Елизаветы Алексеевны», В. Шервуд «Портрет пожилой женщины» и др.). Нахождение элементов идентификации изображения личностей по позе, статусу, жестикуляции, цветовым оттенкам, раскрывающим психологию изображённой личности.

Художественно-познавательная программа «Тайны Каслинского литья» (цикл из 5 занятий). Художественно-эстетические занятия по ознакомлению детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Урала на основе Каслинского художественного литья: знакомство детей с малой художественной пластикой: «Дети на санках», «Девочка с лейкой», «Мальчик с сачком», «Рукодельница», «Юные садоводы» и др.; знакомство детей с миром животных на основе кабинетной скульптуры: «Лошадь с жеребёнком», «Зуб», «Олень и барс», «Медвежонок валяющийся», «Львица», «Слон» и др.)

Разработанные программы, ориентируясь на идеи полихудожественного подхода (Б.П. Юсов), подразумевают широкое использование синтеза искусств (речевого, музыкального, театрального, художественного и др.). Основополагающая идея вариативных программ: художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства в образовательном пространстве музея. Основные задачи программ направлены на: развитие эмоционально-эстетических, сенсорных, познавательных способностей, обеспечивающих более глубокое освоение разных видов искусства; развитие эмоционально-образного художественного восприятия и художественного вкуса; формирование общей и художественной культуры, способствующей развитию художественно-эстетических интересов и предпочтений; обогащение опыта познавательной деятельности в процессе активизации интереса детей, направленной на освоение картины мира средствами изобразительного искусства; проявление накопленного художественно-эстетического опыта в творческих продуктах детской деятельности (изобразительная, театрализованная, творческая и т.п.)

Читайте также:
Как создать программу удаленного доступа

Реализация любых программ в музее основывается на уровнях взаимодействия педагога и ребёнка.

I уровень «музейный педагог – ребёнок» (установление контакта с ребёнком через рассказ о себе); II уровень: «ребёнок – образовательная среда музея» (проведение аналогий и выявление контрастов между известными детям вещами и музейными экспонатами); III уровень: «музей – реальная жизнь» (научить детей использовать полученную познавательную информацию в повседневной жизни).

Подводя итоги вышеизложенного, зафиксируем следующее. Современный музей сегодня имеет огромные возможности использования своего образовательного пространства в художественно-эстетическом развитии ребёнка. Вариативные программы выступают эффективным средством художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в процессе освоения искусства, направленным на становление ребёнка как субъекта общечеловеческой культуры. При условиях постоянного освоения ребёнком различных способов жизнедеятельности и жизнетворчества через художественное восприятие произведений искусства в пространстве музея происходит качественное преобразование его художественно-эстетического опыта, направленного на познание окружающего мира средствами изобразительного искусства.

Источник: expeducation.ru

ДЕТСТВО-ГИД

4 ноября, 2014 admin

Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.
Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач:
— развитие творческого потенциала ребенка;
— развитие образного, ассоциативного мышления;
— развитие самостоятельности и творческой активности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства ( словесного , музыкального , изобразительного), мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:
1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;
2) опыт художественно-творческой деятельности.

Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.

В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.
Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.

В рубрике «Художественно-эстетическое развитие» Вы найдёте более подробную информацию по этому направлению. Для музыкальных руководителей создана отдельная рубрика — «Музыкальное развитие».

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Опубликовано в рубрике ФГОС дошкольного образования

Источник: detstvogid.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru