Направленность программы : естественнонаучная.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность программы : Дополнительная общеразвивающая программа «Почемучки» (далее программа) разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
• Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
• СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26)
• Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11. 2018 г. № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Дополнительные общеобразовательные программы естественнонаучной направленности: оформление программы
• Концепцией развития дополнительного образования детей от 31.03.2022 г. № 678-р
• Уставом МАДОУ Детский сад 18
Дошкольников всегда интересует устройство всего живого на Земле. Ежедневно дети задают десятки сложнейших вопросов взрослым. Любознательных малышей интересует определенно всё, что его окружает. Куда интереснее не просто послушать рассказ педагога, а посмотреть на всё собственными глазами. Данная программа поможет детям сделать удивительные открытия, они смогут познакомиться с миром, который невозможно увидеть невооруженным глазом.
Программа разработана в соответствии с интересами детей и запросами их родителей. Программа направлена на организацию полноценного досуга воспитанников. Программа предусматривает возможность выбора и построения индивидуальной образовательной траектории для воспитанников. Программа не предполагает конкурсного отбора, рассчитана на сопровождение всех категорий воспитанников.
Отличительные особенности программы :
Программа разработана на основе метода обучения дошкольников — экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Обучение по программе
позволит научить воспитанников определять взаимосвязи между предметами и явлениями. Это послужит предпосылкой к осознанному изучению курса биологии в школе и позволит углубить знания детей.
Адресат программы : Возраст воспитанников по программе 5 – 6 лет.
У детей старшего дошкольного возраста продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Шестой год жизни знаменуется появлением у детей инициативы и самостоятельности в осуществлении познавательной деятельности.
Особенности образовательных программ естественнонаучной направленности
В этом возрасте у дошкольников могут быть сформированы первичные представления о назначении экспериментирования как метода познания, о структуре эксперимента. Отвечая на опорные вопросы, дети могут сформулировать предположение (гипотезу, при помощи взрослого подобрать необходимые материалы, предметы, приборы, провести эксперимент и сделать вывод.) Использование различных способов фиксирования предположения (символьные записи, рисунки) позволяет учить юных исследователей сопоставлять предположения и результат опыта, делать выводы не только о свойствах изучаемых объектов, но и о правильности исходной гипотезы, о ходе и способах ее проверки. С детьми старшего дошкольного возраста начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов. Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети могут находить не только разницу, но и сходство. Это позволяет им начать осваивать приемы классификации.
Режим занятий: Занятия проводятся по 25 минут, 1 раз в неделю (36 занятий в год). На занятиях проводятся физкультминутки. Число воспитанников, одновременно находящихся в учебной группе составляет от 8 до 10 человек.
Объем программы : 15 часов.
Срок освоения программы : 1 год.
Особенности организации образовательного процесса: форма организации программы традиционная.
Форма обучения: Групповая.
Виды занятий. Основным видом занятия является учебное занятие, которое состоит из теоретической и практической части.
Используются виды занятий:
Формы проведения итогов реализации общеразвивающей программы :
1.2. Цели и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Цель программы : Формирование первоначальных познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой.
— Формировать представления о свойствах предметов окружающего мира.
— Формировать представление об физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение)
— Формировать представления о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха, вода-переход в различные состояния, воздух, почва, вулкан)
— Формировать умение работать поэтапно, соблюдая правила безопасности.
— Учить пользоваться приборами — помощниками при проведении опытов и экспериментов.
— Учить фиксировать результаты опытов, экспериментов, наблюдений, используя графические символы.
— Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
— Развивать мыслительные операции, умения видеть проблему, искать и находить пути ее решения, выдвигать гипотезы, делать выводы.
— Воспитывать навыки сотрудничества, культуру общения.
1.3. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Учебный (тематический) план.
№ Тема Количество часов Формы аттестации/контроля
Всего Теория Практика
1 Вводное занятие 2 1 1 Беседа
2 Почва 4 1 3 Практическая работа
3 Воздух — невидимка 5 1 4 Практическая работа
4 В гостях у капельки 6 1 5 Практическая работа
5 Кристаллы 5 1 4 Выставка
6 Камни 4 1 3 Практическая работа
7 Магнит 3 1 2 Игровая программа
8 Свет 3 1 2 Игровая программа
9 Электричество 3 1 2 Практическая работа
10 Итоговое занятие 1 0 1 Игровая программа Педагогическое наблюдение
Тема 1. Вводное занятие (2 часа)
Теория: Дать представление о детской лаборатории. Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Познакомить с понятиями: «наука» (познание, «гипотеза» (предположение, о способе познания мира – эксперименте (опыте, о назначении детской лаборатории. Дать представления о культуре поведения в детской лаборатории. Инструктаж по технике безопасности при работе с лабораторным оборудованием.
Практика: Практическое задание «Устройство микроскопа и правила работы с ним». Опытническая работа «Волшебство в банке». Игра-викторина «Знаю – не знаю. Умею – не умею».
Тема 2. Почва (4 часа)
Теория: Знакомство с понятием «почва». Наука о почве. Свойства почвы. Загрязнение почвы. Как болеет почва?
Значение почвы для жизни растений, животных, человека.
Практика: Исследование почвы: рассматривание песка, глины, дерна, почвы. Опыты: «Свойства почвы», «Слои почвы», «Наличие в почве воздуха», «Наличие в почве воды», «Как разные почвы пропускают воду», «Как происходит загрязнение почвы». Составление рисунка — схемы «Состав почвы».
Тема 3. Воздух – невидимка (5 часов)
Теория: Воздух. Свойства воздуха. Воздух есть во всем. Воздух имеет вес. Давление воздуха.
Знакомство с принципом работы реактивного двигателя, значение воздуха для полета самолета. Знакомство с понятием реактивная тяга. Загрязнение воздуха. Различие комнатного и свежего воздуха.
Практика: Опыты: «Реактивная сила воздуха», «Имеет ли воздух вес?», «Шарик в бутылке». Эксперимент «Почему в космос летают на ракете»; зарисовывать и отмечать результаты опыта над воздухом в виде схемы.
Тема 4. В гостях у капельки (6 часов)
Теория: Вода, её свойства. Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Познакомить с процессом конденсации. Три состояния воды. Свойства снега, льда. Сравнение льда и снега.
Показать важное свойство воды – давать жизнь живому. Значение воды в жизни растений.
Практика: Опыт: «Свойство воды», «Ходит капелька по кругу», «Пар – это тоже вода», «Тающий лёд», «Замерзшая вода», «Животворное свойство воды». Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой. Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой.
Тема 5. Кристаллы (5 часов)
Теория: Секреты земных богатств. Сахар, соль и их свойства. Польза и вред. Исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.
Практика: Опыт: «Свойства соли и сахара», «Соль и сахар растворяются в воде», «Плавающая картошка», «Выращивание кристаллов». Рисование солью и сахаром.
Тема 6. Камни (4 часа)
Теория: Какие бывают камни. История возникновения камня. Что такое горы. Почему разрушаются горы. Дымящиеся горы. Что такое вулкан. Виды вулканов.
Словарь: гора, вулкан, кратер, лава, щелочь, кислота.
Практика: Опыт: «Свойства камней», «Тонет — не тонет». Изготовление макета вулкана. Опыт «Извержение вулкана»
Тема 7. Магнит (3 часа)
Теория: Знакомство с понятием магнит. Свойства магнита. Физическое явление «магнетизм» Особенности магнита. Использование свойств магнита человеком. Выявление свойств материалов, взаимодействующих с магнитом (липкость, способность приклеивать и приклеиваться, притягивать железо).
Практика: Опыт: «Волшебные магниты», «Как достать скрепку из воды не замочив руки», «Магнитные куклы», «Летающие бабочки».
Тема 8. Свет (2 часа)
Теория: Знакомство с понятием свет, его значении для жизни на Земле. Почему происходит смена дня и ночи. Световой луч. Живые тени. Показать значение света.
Природные источники света – солнце, луна; искусственные – изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.
Практика: Опыт: «Эффект радуги» (свойства, движение света, «Путешествие в зазеркалье» (отражение света от различных поверхностей, «Делаем радугу», «Солнце и мое настроение».
Тема 9. Электричество (2 часа)
Теория: Познакомить детей с понятиями «электричество», где живет и как оно помогает человеку. Электричество как особая форма энергии. История открытия электричества. Статическое электричество: молния, искры на одежде, возникающие при трении Устройство простейших электроприборов; рассматривание устройства розетки, вилки, электрической лампочки; правила техники безопасности в пользовании электроприборами.
Практика: Опыт: «Танцующая фольга», «Как увидеть и услышать электричество», «Понятие об электрических зарядах»
Тема 10. Итоговое занятие (1 час)
Практика: Квест — игра » Хочу все знать»
1.4. Планируемые результаты.
— имеют представление о различных свойствах веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость)
— имеют представления об физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение)
— имеют представления о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха, вода-переход в различные состояния, воздух, почва, вулкан)
— сформирован опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
— самостоятельно пользуются приборами — помощниками при проведении опытов и экспериментов.
— фиксируют результаты опытов, экспериментов, наблюдений, используя графические символы.
— имеют навыки постановки элементарных опытов и умение выдвигать гипотезы, проверять, подтверждать и делать выводы на основе полученных результатов
— умеют работать в группе и доброжелательно относятся друг к другу и взрослым.
2. Организационно-педагогические условия.
2.1. Календарный график.
Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год
Начало учебного года 01 сентября 2022 год
Окончание учебного года 31 мая 2023 год
Продолжительность учебного года 36 учебных недель
Периодичность текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации воспитанников Входной контроль осуществляется в период с 01 сентября по 09 сентября.
Текущий контроль осуществляется с 12 сентября по 23 декабря, с 10 января по 26 мая.
Промежуточная аттестация осуществляется в период с 26 по 30 декабря (за 1 полугодие, с 25 по 31 мая (за 2 полугодие).
Праздничные нерабочие дни Праздничные нерабочие дни 4 ноября 2022 г., 1-9 января 2023 г., 23 февраля 2023 г., 8 марта 2023 г., 1 мая 2023 г., 9 мая 2023 г.
2.2. Условия реализации программы.
Материально – техническое обеспечение.
Для успешного воспитательно — образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и создана мини-лаборатория. Учебное оборудование группы включает комплект мебели, необходимой для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий.
Примерный перечень оборудования, материалов, пособий для детского экспериментирования.
• увеличительное стекло (лупа)
Источник: www.maam.ru
Программы естественнонаучной направленности в дополнительном образовании примеры
Дополнительное образование Республики Карелия
Информационно-методический портал
- Новости
- Документы
- Федеральные документы
- Региональные документы
- Библиотека педагога дополнительного образования
- Конкурсы
- Образовательные программы по направленностям
- Где учиться педагогу?
- Библиотека родителя
- Конкурсы, олимпиады, соревнования
- Реестр учреждений дополнительного образования Республики Карелия
- База данных документов системы российского образования
Основные направления развития естественнонаучной направленности дополнительного образования детей в Российской Федерации
Основные направления развития естественнонаучной направленности дополнительного образования детей в Российской Федерации. Документ разработан специалистами Федерального детского эколого-биологического центра — скачать документ в формате pdf (1,1 Мб)
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологика»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Экожурналистика»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Экожурналистика»
Возраст обучающихся: 11-17 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель: Л.Я. Шаповалова, педагог дополнительного образования
Белгород, 2014
Скачать текст программы в формате pdf (2,2 Мб)
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Человек. Природа. Поиск» творческого объединения «Исследователи природы»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Человек. Природа. Поиск» творческого объединения «Исследователи природы»
Возраст детей: 6-11 лет
Срок реализации: 4 года
Автор-составитель: Н.А. Степаненко, педагог дополнительного образования I квалификационной категории
Искитим, 2010
Скачать текст программы в формате pdf (2,3 Мб)
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Юный этолог»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Юный этолог»
Возраст обучающихся: 12-16 лет
Срок реализации программы: 3 года
Автор-составитель: Н.А. Седова, педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург, 2014
Скачать текст программы в формате pdf (0,9 Мб)
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «В наномир»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «В наномир»
Возраст учащихся: 12-15 лет
Срок реализации: 8 недель (32 часа)
Составитель: А.С. Савинич, педагог дополнительного образования
Скачать текст программы в формате pdf (1,1 Мб)
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая мозаика»
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая мозаика»
Возраст детей: 6-11 лет
Срок реализации программы: 4 года
Разработчик: Ю.Ю. Прозорова, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории АОУ ДОД УР «РЭБЦ»
Ижевск, 2014
Скачать текст программы в формате pdf (2,2 Мб)
Дополнительная общеразвивающая программа «ТЕРРА»
Дополнительная общеразвивающая программа «ТЕРРА»
Возраст учащихся: 10-15 лет
Срок реализации: 3 года
Составитель: Е.П. Попова, педагог дополнительного образования
Балашиха, 2014
Скачать текст программы в формате pdf (1 Мб)
Дополнительная общеобразовательная программа научного общества учащихся «Зелёная лаборатория»
Дополнительная общеобразовательная программа научного общества учащихся «Зелёная лаборатория»
Возраст детей: 11-16 лет
Срок реализации: 3 года
Руководитель: О.А. Ларионова, педагог дополнительного образования
Копейск, 2014
Скачать текст программы в формате pdf (6,7 Мб)
Дополнительная общеобразовательная программа «Юные фармакологи»
Дополнительная общеобразовательная программа «Юные фармакологи»
Программа естественнонаучной направленности для учащихся среднего школьного возраста
Срок реализации программы: 1 год
Составитель: Е.А. Буркова, педагог дополнительного образования МОУ ДОД «ВДЭЦ»
Волжск, 2014
Скачать текст программы в формате pdf (1,4 Мб)
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Центр эколого-биологических исследований и природоохранной работы»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Центр эколого-биологических исследований и природоохранной работы»
Направленность: естественнонауная
Возраст детей: 12-18 лет
Срок реализации программы: 4 года
Автор программы: В.П. Буравлева, педагог дополнительного образования МАУ ДО ДЮЦ «Рифей» г. Перми
Пермь, 2014
Скачать текст программы в формате pdf (1,3 Мб)
Источник: dopobraz-karelia.ru
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Удивительное рядом»
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию детей с ранних лет.
Оценить 1336 0
Содержимое разработки
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
Цель и задачи программы
1.3.1 Учебный план
1.3.2 Содержание учебного плана
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Удивительное рядом» для объединения «Юный натуралист».Данная программа создана как авторскаяпо степени участия в разработке.
Актуальность программы.
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию детей с ранних лет.
Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Именно поэтому начинать экологическое воспитание надо с раннего возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Живая природа издавна признается в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания детей. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.
Детям свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе.
Именно в необходимости формирования у обучающихся экологической культуры и ответственности заключаетсяактуальность данной программы.
Отличительные особенности программы заключаютсяв авторском подборе целостной системы тем для детей младшего школьного возраста, а также сочетании различных форм работы, направленных на выработку элементарных экологических понятий, умений и навыков экологически грамотного поведения в природе. Важное место в программе занимают экскурсии и практические работы. Программа «Удивительное рядом» существенно дополняет и систематизирует начальные экологические знания обучающихся, полученные в семье, дошкольных учреждениях, школе .
Адресат программы: дети
1 года обучения: 6-10 лет
Психолого-педагогические особенности.
Младший школьный возраст – качественно своеобразный этап развития ребёнка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности – учебной, но, несмотря на это, у младших школьников продолжает проявляться присущая детям дошкольного возраста потребность в активной игровой деятельности, в движениях. Они готовы часами играть в подвижные игры, не могут долго сидеть в застывшей позе. Характерна для младших школьников и потребность во внешних впечатлениях; младших школьников, как и дошкольников, в первую очередь привлекает внешняя сторона предметов или явлений, выполняемой деятельности .
Младшие школьники с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками.
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью.
Содержание и материал программы «Удивительное рядом» соответствуетстартовому уровню.
Объем программы –144 часа.
Срок освоения программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения:
1 год – 144 часа (2 раза по 2 часа в неделю; 4х36=144),
Программа разделена на два модуля:
1 модуль – 64 часа(32 занятия) с 01.09.2019 по 31.12.2019г.
2 модуль – 80 часов(40 занятий) с 01.01.2020 по 31.05.2020г.
Режим занятий (периодичность и продолжительность занятий.)
1 год обучения 2 раза в неделю по 2 академических часа (продолжительность академического часа 45 минут (в соответствии с СанПин 2.4.4.3172-14))
Форма обучения: очная
Форма организации образовательного процесса: групповая
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия: устное изложение; беседа; чтение стихов и литературы; демонстрация видеоматериалов, картин, иллюстраций; игры; опыты.
Тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, диагностический, контрольный.
Формы проведения занятий : беседа; наблюдение; практическое занятие; экскурсия; презентация; праздник; игра; викторина.
Педагогические технологии — технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология блочно-модульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, и др.
Формы подведения итогов реализации программы: зачет, выставка.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы: создание условий для формирования экологически грамотной, социально-активной и творческой личности.
личностные:
— воспитание бережного отношения к природе;
— воспитание этики поведения в природных условиях;
— воспитание уважительного отношения между членами коллектива в совместной деятельности.
метапредметные:
-развитие творческих способностей и познавательной активности детей;
— развитие умения наблюдать за объектами природы;
-развитие образного и пространственного мышления, памяти, воображения, внимания;
— развитие положительных эмоций и волевых качеств.
образовательные:
— формирование элементарных знаний о природе;
— формирование простейших экологических понятий.
1.3. Содержание программы
1.3.1 Учебный план программы
Название раздела, темы
Кол-во часов
Формы организации занятий
Формы аттестации (контроля)
Учебный план программы 1 модуль 64 часа
Раздел 1. Введение (8ч.)
Введение в программу. ПДД и ТБ.
Устные ответы, наблюдение
Источник: www.prodlenka.org