Автоматизация бухучета в регионах сокращает расходы бюджета
Законодательные новации в области финансового управления, переход на международные стандарты отчетности в секторе государственного управления, активное использование цифровых технологий определяют новые требования и централизации бухгалтерского учета и отчетности. В условиях, когда организации вынуждены экономить бюджетные расходы, актуальной задачей в регионах становится создание вертикально-интегрированных аналитических систем бухгалтерского учета и отчетности.
Каждый регион подходит к процессу централизации бухгалтерского учета и отчетности со своим опытом создания отраслевых центров учета, методологическими особенностями организационными и техническими возможностями.
Эффективное решение
Региональные информационные системы централизации бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности Московской, Вологодской, Ярославской, Пензенской, Омской, Новосибирской областей, Республики Карелия построены на основе АС «Смета» (разработчик и правообладатель – научно-производственное объединение «Криста», г. Москва). АС «Смета» – это решение, созданное как сегмент Регионального Электронного бюджета для повышения эффективности использования финансовых, кадровых и информационно-телекоммуникационных ресурсов региона путем использования единых централизованных механизмов методологического, информационного, технологического обеспечения процесса ведения бухгалтерского (бюджетного), управленческого учета и формирования отчетности для всех участников бюджетного процесса региона, а также для государственных и муниципальных учреждений.
АС «Смета» реализована в виде специального решения, использующего современные технологические и прикладные платформы автоматизации финансово-хозяйственной деятельности бюджетной сферы и базирующегося на использовании веб-технологий.
Региональные центры учета
Сегодня актуальным направлением централизации бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности является создание региональных центров учета. Опыт Вологодской области – сегодня один из самых передовых в стране. Проект по централизации учетных функций и построению единой информационной системы учета и отчетности реализуется в этом регионе с 2015 г. Для централизации учетных функций органов государственной власти и казенных учреждений создан Центр бухгалтерского учета. К началу 2018 г. централизован учет 30 органов государственной власти (ОГВ), 38 казенных учреждений (КУ), 203 организаций государственного сектора области. Централизация функций бюджетных и автономных учреждений осуществлялась на базе 5 отраслевых центров бухгалтерского учета.
По итогам передачи функций Правительства Вологодской области и 69 бюджетных и автономных учреждений области, финансирование которых осуществляется за счет ФОМС, к началу 2019 г. реализация проекта в государственном секторе завершится. На 2018 г. перед финансовой системой области поставлена задача по централизации бухгалтерского учета и отчетности в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях.

Опыт Вологодской области — сегодня один из самых передовых в стране
Ежегодный бюджетный эффект от централизации бухгалтерского учета составляет более p 300 млн., бюджетный эффект за 3 года – более p 1 млрд. Если на 1 января 2014 г. штатная численность бухгалтерских служб органов власти и учреждений Вологодской области составляла 1920 единиц, то в результате централизации учета и отчетности в 2015–2018 гг. она составит 880 единиц.
В Московской области в начале 2017 г. началась поэтапная передача функций по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета и формированию бухгалтерской (бюджетной) отчетности учреждений в ГКУ Московской области «Централизованная бухгалтерия Московской области». Было организовано 15 управлений (филиалов), по кустовому принципу объединяющих несколько муниципальных районов и городских округов Московской области. Расчетная штатная численность ЦБ – 1501 человек, что составляет 80% от начальной штатной численности бухгалтеров учреждений и составляет p 200 млн экономии в 2017 г. и до p 500 млн ежегодно до 2019 г.
Программное обеспечение как сервис
По пути создания единого сервиса бухгалтерского учета без централизованной бухгалтерии пошли в Московской области на первом этапе централизации бухгалтерского учета. Основанием для создания централизованной системы стало то, что в 2014 г. Правительством Московской области была поставлена задача: до 2019 г. обеспечить переход на централизованные технологии бухгалтерского учета около 1000 учреждений и свыше 5000 пользователей в целях оптимизации сети государственных и муниципальных учреждений.
Централизованная система была размещена на ресурсах ЦОДа Правительства Московской области. В 2016 г. она получила статус ГИС «Централизованная система ведения бухгалтерского учета Московской области» (ЕИСБУ). Государственные учреждения к ЕИСБУ стали подключаться поэтапно: в 2015 г. было подключено 316 учреждений здравоохранения, в 2016–2017 гг. – 127 учреждений образования, культуры и спорта Московской области.

Задача перехода на централизованные технологии бухгалтерского учета была поставлена Правительством Московской области в 2014 г.
В 2017 г. ЕИСБУ по принципу «программное обеспечение как услуга» начала передаваться на муниципальный уровень для построения отдельных самостоятельных центров бухгалтерского (бюджетного) учета.
В Московской области планируется дальнейшее развитие ЕИСБУ: подключение отрасли социальной защиты; перевод кадрового и бухгалтерского учета ЦИОГВ в систему; ее интеграция с ведомственными ИС; создание пула аналитической отчетности для руководителей учреждений и органов власти.
Автоматизация деятельности органов государственной власти
В ряде регионов страны централизация бухгалтерского учета началась с органов государственной власти. Так, в Ярославской области централизация бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности в органах исполнительной власти области и государственных учреждениях началась в середине 2016 г. Тогда было создано Государственное учреждение Ярославской области «Центр бухгалтерского учета», начался поэтапный перевод учреждений на централизованное обслуживание. Аппаратные мощности для развертывания централизованной системы были предоставлены ГБУ Ярославской области «Электронный регион». До конца 2017 г. в ЦБ было принято 28 органов исполнительной власти (ОИВ) и 64 подведомственных учреждения, относящихся к ключевым отраслям экономики области. Экономический эффект в 2017 г. составил более p 20 млн за счет оптимизации затрат на консультационную и техническую поддержку разрозненного программного обеспечения и сокращения штатных единиц специалистов бухгалтерских служб.

До конца 2023 г. в Ярославской области планируется централизовать весь объем региональных учреждений
В настоящее время в регионе ведется активная работа по подключению к централизованной системе учреждений, находящихся на самостоятельном бухгалтерском обслуживании. Это позволит централизовать аналитические данные бухгалтерского учета для получения в дальнейшем сводной аналитической отчетности по всем участникам бюджетного процесса и государственным учреждениям. До конца 2023 г. в Ярославской области планируется централизовать весь объем региональных учреждений и начать перенос накопленного регионального опыта централизации на муниципальный уровень.
В Омской области создание централизованной системы бухгалтерского учета и отчетности началось во второй половине 2016 г. Основной целью руководства региона стало повышение качества учетных функций, прежде всего, в органах исполнительной власти области и подведомственных им казенных учреждениях – было создано КУ «Областной центр учета и казначейства».
В Новосибирской области централизация бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности шла в 2 этапа. Сначала с 1 января 2017 г. в Министерстве финансов и налоговой политики (МФиНП) Новосибирской области создана единая централизованная система бюджетного учета и отчетности в государственных органах. В нее включены само министерство финансов, подведомственные ему территориальные органы и ГКУ «Региональный информационный центр». В итоге затраты на консультационную и техническую поддержку программного обеспечения оптимизированы примерно на 25%.

В Новосибирской области затраты на консультационную и техническую поддержку программного обеспечения оптимизированы примерно на 25%
На втором этапе централизации учетных функций создана централизованная бухгалтерия на базе ГКУ «Региональный информационный центр», которой с 1 июня 2017 г. переданы полномочия по ведению учета и формированию отчетности как МФиНП, так и 30 территориальных органов. В результате сроки формирования бухгалтерской отчетности сократились на 20%. Реализация этого проекта позволила руководству Новосибирской области решить проблему удаленности территориальных органов, связать их с централизованной бухгалтерией юридически значимым электронным документооборотом, а также унифицировать учетные процедуры на базе единой методологии.
Цифровизация выездного урегулирования задолженности: как технологии помогают банкам больше зарабатывать
ИТ в банках

Министерство финансов Республики Карелия начало прорабатывать вопросы, связанные с централизацией бюджетного учета органов исполнительной власти, в начале 2016 г. Было создано подведомственное ГКУ «Центр бухгалтерского и аналитического сопровождения». Штатная численность персонала центра была сформирована за счет передачи численности от соответствующих органов исполнительной власти.
Численность работников, осуществляющих функции бухгалтерского учета и отчетности и организации закупок в органах исполнительной власти и в госучреждениях в целом по республике составляла порядка 726 единиц, расходы на оплату труда и обслуживание информационных систем составляли p 241 млн в год. По итогам централизации указанных функций численность таких специалистов планировалось сократить до 654 единиц. В результате бюджетный эффект от централизации составил около p 5 млн.
Централизация потребовала создания единой информационной системы бухгалтерского и финансового учета и отчетности, в перспективе доступной и для муниципалитетов. В настоящее время система размещена на аппаратных мощностях Министерства финансов Республики Карелия, интегрирована с ПК исполнения бюджета «Web-Исполнение». Кадровый учет осуществляется в органах исполнительной власти путем удаленного подключения к системе. Работа по передаче функций органов исполнительной власти по ведению бухгалтерского учета продолжается.
Отраслевая бухгалтерия
Опыт централизации бухгалтерского учета путем создания отраслевой бухгалтерии в Пензенской области сегодня является показательным. Работать в этом направлении там начали в 2011 г. В качество ключевой отрасли было избрано здравоохранение. Тогда было создано ГБУ «Центр бухгалтерского обслуживания Пензенской области». С 2015 г. оно реорганизовано путем присоединения к ГБУЗ ПО «Пензенский областной медицинский информационно-аналитический центр». В 2015 г. централизация завершена в части бухгалтерского учета, в 2016 г. – в части заработной платы.
Артем Пермяков, Directum: HR-специалист становится агентом цифровизации
Цифровизация

В ЦБО работают 47 бюджетных учреждений здравоохранения: 11 учреждений на непосредственном обслуживании ЦБО (функциональная централизация), а 36 (работают в системе ОМС) самостоятельно ведут бухгалтерский учет в Единой централизованной системе бухгалтерского учета ЦБО через защищенный канал связи (технологическая централизация).

Работы в направлении централизации бухгалтерского учета в Пензенской области начались в 2011 г.
В результате централизации в медицинских учреждениях Пензенской области, во-первых, оптимизирована численность сотрудников бухгалтерских служб и получена реальная экономия ФОТ: за 3 года сокращение более чем на 60 ставок привело к экономии почти p 20 млн в год. Это позволило увеличить объемы финансирования медицинских учреждений, снизить нагрузку на региональный бюджет.
Во-вторых, значительно повысилось качество ведения бухгалтерского учета и составления отчетности (отчетность принимает ЦБ у всех учреждений). В-третьих, достигнуты значительные успехи в оптимизации затрат на ПО и сопровождение разрозненных программных продуктов. За счет этого был оптимизирован парк ПК ЦБО. К настоящему времени выработана система информативных показателей для мониторинга деятельности учреждений и обеспечен повсеместный доступ к ним руководителей учреждений и Министерства здравоохранения Пензенской области. Положительный опыт Пензенской области успешно перенимается другими регионами страны.
Совмещение централизованных бухгалтерий с региональными казначействами
Ряд регионов страны в качестве ведущего способа централизации бюджетного (бухгалтерского) учета избирает объединение функций региональных казначейств с централизованными бухгалтериями. Так, в Вологодской области площадкой для централизации учетных функций органов государственной власти и казенных учреждений стало ГКУ «Областное казначейство». В структуре учреждения создано структурное подразделение – Центр бухгалтерского учета. Сегодня в нем работают более 80 высококвалифицированных специалистов, при этом производительность труда увеличилась в 2 раза.
В Омской области основной целью руководства региона стало повышение качества учетных функций, прежде всего, в органах исполнительной власти области и подведомственных им казенных учреждениях. Поэтому было создано КУ «Областной центр учета и казначейства», которому в конце 2016 г. на бухгалтерское обслуживание было отдано 3 пилотных ОИВ, в 2017 г. – 10 ОИВ и 2 казенных учреждения, в 2018 г. – еще 10 ОИВ и 3 казенных учреждения. К 1 января 2019 г. в Омской области планируется завершить этап централизации органов власти и обслуживать всего 26 ОИВ и 68 подведомственных казенных учреждений. В итоге будет создано единое пространство по ведению учета, повышено его качество и получен экономический эффект.
Приведенные данные по регионам показывают, что разные схемы централизации бухучета позволяют сегодня каждому региону найти свой путь в решении задачи сокращения бюджетных расходов, повышения их эффективности и добиться значительных результатов.
Более подробно информация об АС «Смета» и о централизации бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности в регионах РФ представлена на сайте НПО «Криста».
Расширенная информация о централизации бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности в регионах РФ также представлена в буклете, подготовленном НПО «Криста» для семинара на тему «Экономическая эффективность централизации бухгалтерского учета», прошедшего 5–6 апреля в Москве. Ознакомиться с буклетом также можно на сайте НПО «Криста».
Источник: www.cnews.ru
Модель единой информационной системы бухгалтерского учета
Единая информационная система (бюджетного) бухгалтерского учета является прикладной информационной системой, создание и развитие которой, направлено на централизацию обслуживающих и обеспечивающих функций Учреждений, не относящихся к основной деятельности

Cтруктурная схема, обмен данными
ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ВЕДЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО (БУХГАЛТЕРСКОГО) УЧЕТА
Единая информационная система (бюджетного) бухгалтерского учета является прикладной информационной системой, создание и развитие которой, направлено на централизацию обслуживающих и обеспечивающих функций Учреждений, не относящихся к основной деятельности

Единая информационная система (бюджетного) бухгалтерского учета обеспечивает
ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ВЕДЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО (БУХГАЛТЕРСКОГО) УЧЕТА
Единая информационная система (бюджетного) бухгалтерского учета является прикладной информационной системой, создание и развитие которой, направлено на централизацию обслуживающих и обеспечивающих функций Учреждений, не относящихся к основной деятельности

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НА ЭТАПЕ ПОДКЛЮЧЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ К ЕИСБУ
РЕАЛИЗАЦИИ ЭТАПА «ПОДКЛЮЧЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ К ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ БУХГАЛТЕРСКОГО (БЮДЖЕТНОГО) УЧЕТА»
Единая информационная система (бюджетного) бухгалтерского учета является прикладной информационной системой, создание и развитие которой, направлено на централизацию обслуживающих и обеспечивающих функций Учреждений, не относящихся к основной деятельности

ОЖИДАЕМЫЙ СТРУКТУРНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛИ
РЕАЛИЗАЦИИ ЭТАПА «ПОДКЛЮЧЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ К ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ БУХГАЛТЕРСКОГО (БЮДЖЕТНОГО) УЧЕТА»
Единая информационная система (бюджетного) бухгалтерского учета является прикладной информационной системой, создание и развитие которой, направлено на централизацию обслуживающих и обеспечивающих функций Учреждений, не относящихся к основной деятельности

- Vk
- Youtube
- Telegram
Cookie и настройки приватности
Как мы используем cookies
Мы можем запросить сохранение файлов cookies на вашем устройстве. Мы используем их, чтобы знать, когда вы посещаете наш сайт, как вы с ним взаимодействуете, чтобы улучшить и индивидуализировать ваш опыт использования сайта.
Чтобы узнать больше, нажмите на ссылку категории. Вы также можете изменить свои предпочтения. Обратите внимание, что запрет некоторых видов cookies может сказаться на вашем опыте испольхования сайта и услугах, которые мы можем предложить.
Необходимые Cookies сайта
These cookies are strictly necessary to provide you with services available through our website and to use some of its features.
Because these cookies are strictly necessary to deliver the website, refusing them will have impact how our site functions. You always can block or delete cookies by changing your browser settings and force blocking all cookies on this website. But this will always prompt you to accept/refuse cookies when revisiting our site.
We fully respect if you want to refuse cookies but to avoid asking you again and again kindly allow us to store a cookie for that. You are free to opt out any time or opt in for other cookies to get a better experience. If you refuse cookies we will remove all set cookies in our domain.
We provide you with a list of stored cookies on your computer in our domain so you can check what we stored. Due to security reasons we are not able to show or modify cookies from other domains. You can check these in your browser security settings.
Check to enable permanent hiding of message bar and refuse all cookies if you do not opt in. We need 2 cookies to store this setting. Otherwise you will be prompted again when opening a new browser window or new a tab.
Click to enable/disable essential site cookies.
Другие сторонние сервисы
We also use different external services like Google Webfonts, Google Maps, and external Video providers. Since these providers may collect personal data like your IP address we allow you to block them here. Please be aware that this might heavily reduce the functionality and appearance of our site. Changes will take effect once you reload the page.
Google Webfont Settings:
Click to enable/disable Google Webfonts.
Google Map Settings:
Click to enable/disable Google Maps.
Google reCaptcha Settings:
Click to enable/disable Google reCaptcha.
Vimeo and Youtube video embeds:
Включить/отключить встроенные видео.
Политика конфиденциальности
Подробнее о нашей политике конфиденциальности и файлах cookies вы можете прочесть на странице Политики конфиденциальности.
Источник: www.krista.ru
Техподдержка ГИС ЕИСБУ

- Адрес:
125319, г. Москва, ул. Коккинаки, д. 6
+7 (499) 550-30-39
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БУХГАЛТЕРИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Свежие новости
В мобильном приложении госуслуг Подмосковья теперь доступны результаты медицинских исследований
В Подмосковье результаты медицинских исследований теперь доступны в мобильном приложении областного сайта госуслуг, передает пресс-служба. Читать дальше.
Московская область стала лидером по раздельному сбору электронных отходов
Минприроды РФ составило рейтинг регионов по раздельному сбору электронных отходов. Награду получило Подмосковье, в прошлом. Читать дальше.
Заседание правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики
Сегодня на заседании правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций говорили о. Читать дальше.
Электронный журнал #конкуренTEAM Люди.Бизнес.Технологии!
Коллеги, друзья, читатели! Представляем вашему вниманию новый Восьмой выпуск журнала #конкуренTEAM Люди.Бизнес.Технологии! Все выпуски журнала. Читать дальше.
Источник: cbmo.ru
Создание государственной информационной системы ССПб «Единая информационно-аналитическая система бюджетного (бухгалтерского) учёта»

Заказчик Комитет финансов Санкт-Петербурга
Цели и задачи проекта
- Создание, развитие и сопровождение государственной информационной системы Санкт-Петербурга «Единая информационно-аналитическая система бюджетного (бухгалтерского) учёта».
- Обеспечение выполнения функций и полномочий Комитета финансов Санкт-Петербурга, определенных Положением о Комитете финансов Санкт‑Петербурга.
- Достижение целей и реализация мероприятий подпрограммы «Повышение качества предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций», связанных с текущими расходами, государственной программы Санкт-Петербурга «Повышение эффективности государственного управления в Санкт-Петербурге», утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга.
Ситуация до старта проекта
До старта проекта по созданию государственной информационной системы Санкт-Петербурга «Единая информационно-аналитическая система бюджетного(бухгалтерского) учета» учет в учреждениях Санкт-Петербурга велся не структурированно, в различных продуктах «1С» и сторонних программных продуктах. Бюджетный (бухгалтерский) процесс имел низкую эффективность принятия управленческих решений и высокие затраты на ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и формирование отчетности. Централизованный учет и формирование сводной отчетности производились в ручном режиме. Существовала необходимость сопровождения большого количества программного обеспечения для ведения бухгалтерского учета.
Архитектура решения и масштаб проекта
ГИС ЕИАСБУ построена на базе следующих решений:
- бухгалтерский учет – «1С:Бухгалтерия государственного учреждения»;
- кадровый учет, расчет и начисление заработной платы – «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения»;
- планово-финансовое управление — 1С:Планово-финансовое управление для государственных учреждений;
- информационное взаимодействие – ИТ-ГУРУ;
- информационно-аналитическая система финансового и бухгалтерского учета.
В Систему по состоянию на апрель 2020 года вошло более 1100 государственных учреждений Санкт-Петербурга и более 7000 пользователей.
Система развёрнута в РЦОД КИС Санкт-Петербурга на основной и резервной площадках. Технические характеристики платформы «1С:Fresh»: более 2000 областей данных, более 20 нод, более 60 виртуальных машин. Серверные мощности размещены в закрытом сегменте сети интернет. Для ограничения доступа используются программно-аппаратные средства СЗИ.
В Системе настроено регулярное резервное копирование и обеспечена безопасность персональных данных в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ.
Требования к информационной безопасности обеспечиваются за счет архитектурных особенностей решения на базе 1С:Fresh, архитектуры серверного обеспечения и использования платформы 1С, сертифицированной в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Результаты проекта
- Проект был реализован группой компаний. Высокоэффективная командная работа позволила добиться значительных результатов:
- Появление аналитической системы поддержки принятия решений с доступом, в том числе, к информации по размеру средней заработной плате, контролируемой по указам Президента РФ;
- Уменьшение затрат на сопровождении и обслуживание за счет централизации более чем в 1.5 раза;
- Возможность мониторинга и контроля в реальном времени финансовых показателей государственных учреждений;
- Доступность актуальной информации в режиме «онлайн» для руководителей органов государственной власти в «личном кабинете» аналитической системы;
- Повышение финансовой дисциплины и качества ведения учета за счет сквозного мониторинга финансов всех учреждений.
Источник: omegafuture.ru
Централизация бухгалтерского учета на уровне региона

2014 году перед нами (в то время Министерством финансов Московской области) была поставлена задача повысить эффективность использования финансовых, кадровых и информационно-коммуникационных ресурсов области путем применения единых централизованных механизмов ведения бухгалтерского, управленческого учета и формирования отчетности государственными учреждениями региона. Традиционно при централизации учета используются два основных подхода: создание одной единой централизованной бухгалтерии или нескольких учреждений, централизующих учет по отраслевому принципу. Каждый из двух подходов имеет свои плюсы и минусы, оценив которые мы приняли решение идти по пути концентрации всего учета в одном учреждении, имеющем территориально разветвленную филиальную сеть.
Стартап — отрасль здравоохранения
В качестве пилота для начала реализации задачи была выбрана не самая легкая для стартапа отрасль — здравоохранение. Данный выбор был обусловлен прежде всего передачей с 1 января 2015 года полномочий по здравоохранению с муниципального на региональный уровень и выявленными при этом проблемами, связанными с низким качеством ведения бухгалтерского учета в принимаемых учреждениях.
Изучив имевшийся на тот момент опыт других субъектов по внедрению централизованного учета и выборочно проанализировав качество работы бухгалтерских служб учреждений пилотной группы, для себя мы лоцировали три основные проблемы:
1) низкое качество, вплоть до практически полного отсутствия, ведения бухгалтерского и управленческого учета;
2) зачастую отсутствие автоматизации работы бухгалтерских служб;
3) применение разрозненных способов и методов ведения учета в принимаемых учреждениях.
В результате было принято решение пойти довольно нестандартным путем: начать не с централизации учета, а с перевода всех учреждений на единый программный продукт с единой методологией ведения учета и формирования отчетности. Для этих целей была создана централизованная система ведения бухгалтерского учета Московской области (ЕИСБУ), которая позволила унифицировать учет и отчетность в соответствии с законодательством; централизовать нормативно-справочную информацию для получения в дальнейшем сводной аналитической отчетности; оптимизировать затраты на консультационную и техническую поддержку программного обеспечения, используемого учреждениями; проанализировать текущую штатную численность бухгалтеров для расчета оптимальной штатной численности централизованной бухгалтерии, которую планировалось создавать в регионе. Использование в ЕИСБУ безлимитной, неограниченой лицензии на программное обеспечение позволило подключать к системе неограниченное количество учреждений, в том числе в будущем муниципального уровня.
Физически система размещена на ресурсах единой инфраструктуры информационно-технологического обеспечения функционирования региональных и ведомственных информационных систем обеспечения деятельности органов государственной власти Московской области (ЕИТО), которая предоставляет доступ к программному продукту в режиме 24/7. Серьезное внимание уделено информационной безопасности: выполнено обезличивание персональных данных; разработана модель угроз, соответствующая классу информационной безопасности 4. Тогда же была проведена аттестация системы для получения статуса «государственная информационная система».
Для взаимодействия между централизованной бухгалтерией и обслуживаемыми учреждениями в системе реализован электронный документооборот, который открывает неограниченные возможности для совершенствования учетных процессов: это не только уход от бумажных носителей информации, но и возможность оперативного получения всей необходимой информации. Применение единых требований по ведению учета и использованию единых справочников в системе позволило формировать сводные аналитические отчеты по всем подключенным к ней учреждениям, что в итоге дало нам возможность видеть состояние финансово-хозяйственной деятельности как отрасли в целом, так и каждого учреждения в отдельности, базируясь на первичных данных учета. Одним из первых таких отчетов, получивших практическое применение уже на этапе внедрения, стали результаты ежедневного мониторинга активности сотрудников учреждений при работе в ЕИСБУ (рисунок).
К концу 2015 года на ЕИСБУ было переведено 316 учреждений здравоохранения. Для каждого из них был проведен аудит правильности ведения учета и начисления заработной платы, выверены базы основных средств, материалов и лекарственных препаратов, определены правила формирования и сдачи отчетности. Для учреждений, где отчетность формировалась обособленно, ЕИСБУ стала единственным источником данных для подсистемы сбора и консолидации отчетности регионального электронного бюджета Московской области. Все это позволило увидеть первичные данные учреждений и повысить качество и скорость подготовки отчетности.
Следующий этап — централизованная бухгалтерия
В 2016 году системе был присвоен статус государственной, и мы приступили к следующей вехе нашего проекта — создали государственное казенное учреждение «Централизованная бухгалтерия Московской области», подведомственное Министерству экономики и финансов Московской области. Централизованная бухгалтерия построена по филиальному принципу. Каждый из 15 филиалов отвечает за ведение учета и отчетности учреждений различных отраслей, территориально расположенных рядом друг с другом.
Штатная численность централизованной бухгалтерии и ее филиалов была рассчитана исходя из фактических данных ежедневного мониторинга активности учреждений в системе и сформирована из бухгалтеров учреждений здравоохранения на конкурсной основе. На текущий момент она составляет 989 человек (таблица).
Сейчас в ЕИСБУ кроме 316 учреждений здравоохранения переведено 72 образовательных учреждения, 28 учреждений культуры, 27 спортивных учреждений. Государственное казенное учреждение «Централизованная бухгалтерия Московской области» обслуживает 419 учреждений разных отраслей.
В 2017 году ГИС «Централизованная система ведения бухгалтерского учета Московской области» по принципу «программное обеспечение как услуга» передана на муниципальный уровень. Благодаря этому на территории ряда муниципальных образований Московской области были построены самостоятельные центры бухгалтерского (бюджетного) учета.
Таблица. Количество бухгалтерских должностей, оптимизированных в учреждениях в связи с централизацией учета
Фактическая численность ГКУ ЦБ МО, ед.
Количество бухгалтерских должностей, оптимизированных в учреждениях в связи с централизацией учета, ед.
Фактический экономический эффект от централизации учета в 2017 г., млн руб.
Источник: bujet.ru