Использование термина дополнительное образование
В статье автор рассматривает термин дополнительное образование. Анализирует и уточняет значение в образовательной сфере.
Аннотация статьи
воспитание
развитие личности ребёнка
дополнительное образование
Ключевые слова
Щербатова Эвелина Владиславовна
Педагогика и психология
Конференция
Влияние науки и технологий на социально-экономическое развитие России
Поделиться
Цитировать
В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином «дополнительное образование детей» характеризуют сферу неформального (по терминологии ЮНЕСКО) образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями. В ней одновременно происходит его обучение, воспитание и личностное развитие. Дополнительное образование вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу образовательно-культурного досуга, Дополнительное образование может расширять, добавлять, увеличивать новые компоненты личности.
«Программа дополнительного образования детей «Совершенная память»»
По отношению к основной системе образования дополнительное образование является подсистемой, но также рассматривается как самостоятельная образовательная система, по причине обладания качествами системы: целостностью и единством составляющих ее элементов, которые имеют определенную связь друг с другом.
Система дополнительного образования имеет свою специфику, которая связана не только с особенностями психолого-педагогического взаимодействия между педагогами и их воспитанниками, но и с тем, что современное дополнительное образование детей представлено двумя основными блоками: образовательным и культурно-досуговым. Основная педагогическая деятельность осуществляется внутри этих блоков. Сегодня все больший масштаб приобретает образовательная деятельность, связанная с удовлетворением познавательных интересов и потребностей детей и подростков в тех сферах, которые не всегда могут быть реализованы в рамках школьного образования. Подобная тенденция является ведущим фактором.
Несмотря на то, что термин «дополнительное образование», введенный законом «Об образовании», используется уже на протяжении более десяти лет, сегодня можно увидеть различное отношение, как к самому термину, так и содержанию деятельности по дополнительному образованию детей.
Как показывает анализ научных исследований в области дополнительного образования, порой каждый ученый вкладывает в понятие дополнительного образования свое понимание и от этого, по нашему мнению, термин только выигрывает.
Дополнительное образование нельзя рассматривать как «придаток» к основному, выполняющему исключительно функцию расширения образовательных стандартов, так как в этом случае, по мнению А.К. Бруднова, теряется его основное предназначение – удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей, создание условий для творческого развития каждого ребенка, его адаптации в меняющемся обществе, приобщения к культурным ценностям:
Программы дополнительного образования детей
«Дополнительное образование, – считает Б.А. Дейч, – это профессионально организованное педагогическое взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, основой которого является свободный выбор ребенком вида деятельности, а целью – удовлетворение познавательных интересов детей и их потребностей в социальных связях, творческой самореализации и саморазвитии в разновозрастном коллективе единомышленников.
В.П. Голованов подчеркивает, что в наиболее общем виде дополнительное образование детей может быть определено как организованный особым образом, устойчивый процесс коммуникации, направленный на формирование мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству. К главным специфическим особенностям дополнительного образования данный автор относит добровольность получения этого вида образования детьми; индивидуализированность и вариативность, а также осуществление его в сфере свободного времени детей, подростков и юношества.
Использование разных смысловых значений слова «дополнительное» позволяет признать дополнительное образование детей мотивированным, актуальным, востребованным, ситуативным, контекстным, фоновым, вспомогательным, периферийным.
Очевидным является то, что все ученые видят ценность дополнительного образования в развитии склонностей, способностей ребенка, в его самообразовании, самореализации и самоопределении, а также в освоении опыта и эмоционально-ценностных отношений и включении ребенка в творческий поиск.
- основу дополнительного образования составляет образовательная деятельность, ведущаяся по специально разработанным образовательным программам;
- дополнительное образование имеет свои особые методики и технологии;
- дополнительное образование предусматривает выход на соответствующий его специфике образовательный результат.
Анализ литературы и многолетнее практическое взаимодействие с рядом учреждений дополнительного образования позволяют предложить следующий вариант определения дополнительного образования детей. Под дополнительным образованием понимается образовательная деятельность, осуществляемая по образовательным программам, имеющим конкретизированные образовательные цели и объективируемые, фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты.
Это определение соответствует Закону РФ «Об образовании» и принятым на международном уровне подходам к образованию как к феномену международной коммуникации и зафиксированным в принятой 1975 г. на 35-й сессии Международной конференции по образованию в Женеве Международной стандартной классификации образования (МСКО).
В настоящее время, созданное в структуре российского образования дополнительное образование детей имеет в основании признаки неформального образования, но при этом ядром данной педагогической практики является регулируемый государством процесс создания возможностей освоения детьми дополнительных образовательных программ в образовательных учреждениях всех типов и видов.
Ценность дополнительного образования детей определяется его направленностью на создание условий, благоприятных для получения ребёнком образования по актуальных для него направлениям. Назначение дополнительного образования детей, созданного в структуре российской образовательной системы, определяется не приставкой «вне», а прилагательным «дополнительное».
Принимая во внимание ассоциации, возникающие в связи с использованием понятия «внешкольное образование» в качестве синонима неформального образования, необходимо восстановить в памяти, что в России внешкольное образование было открыто более чем на сто лет раньше и совсем не по причине разочарования в традиционном школьном образовании. При всех «верных» и «неверных» взглядах на функциональное назначение внешкольных учреждений была создана система, благодаря которой состоялись люди, составивших честь и славу многонационального народа Российской Федерации.
Накопленный этой системой потенциал, позволил российскому образованию создать новую педагогическую практику, получившую название «дополнительное образование детей», соответствующую природе детства и имеющую в основании признание ребенка высшей ценностью педагогической деятельности.
Осмысление феноменологических характеристик дополнительного образования детей позволяет сделать вывод о его сущностной инновационности. По сути, дополнительное образование детей является образованием, осуществляемым по не исследованным и соответственно не осмысленным наукой законам. Однако при всей справедливости этого вывода, чрезвычайно важно понимать, что осуществляемая государственными учреждениями дополнительного образования детей не может не подчиняться общим для образовательной системы требованиям.
Дополнительное образование является сегодня актуальным полноценным и необходимым компонентом системы непрерывного образования, под которым понимается «процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. Цель непрерывного образования – целостное развитие человека как личности на протяжении всей его жизни, повышение возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире, развитие способностей обучающегося, его стремлений и возможностей».
Дополнительное образование детей в системе непрерывного образования направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, а также организацию их свободного времени.
Нельзя не отметить, что за последние годы был осуществлен реальный качественный рост системы дополнительного образования, которая динамично развивается, несмотря на объективные трудности
Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть непрерывного вариативного образования, которую уже сегодня можно характеризовать как:
- сложившуюся структуру образования, ориентированную на дальнейшее развитие жизненных деятельностно-коммуникативных умений детей,
- зону перспективного развития каждого человека, семьи, образовательного учреждения, образовательной системы в целом;
- уникальное образовательное сообщество, где все участники – равноправные субъекты, реализующие свое сущностное право на свободный выбор, на свободное определение своего «Я», где доминируют уважение к разнообразию и ценности индивида, неформальность ценностей и смыслов совместной деятельности и творчества;
- социокультурную технологию, интегрирующую педагогические возможности с развитием личности ребенка и формирующую индивидуальные способности освоения социокультурных ценностей, воспроизведения и приумножения их в самостоятельной деятельности, поведении, общении.
Текст статьи
- Новичков В.Б. Роль и место дополнительного образования в воспитании юного москвича / Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования. – М.: МИРОС, 1997. – С. 31-35.
- Дейч Б.А. Дополнительное образование как часть непрерывного педагогического процесса – http://impisr.edunsk.ru/index.php
- Выдержки из проекта федерального Закона «О дополнительном образовании» // Внешкольник № 5. – 1998. – С.2.
- Евладова Е.Б., Николаева Л.А. Развитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. – М., 1996. – С.9.
- Скачков А.В. Дополнительное образование как социально-педагогическая проблема: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Ростов н/Д., 1996. — 24 с.
- Международная стандартная классификация образования (МСКО) ЮНЕСКО / Перев. И.Е. Волковой. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999, С.6.
- Бруднов А.К. От внешкольной работы к дополнительному образованию // Внешкольник. – 1996. – № 31. – С.2.
- Бруднов А.К. Управление деятельностью учреждения дополнительного образования детей: опыт, проблемы. Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования. – М.: МИРОС, 1997. С.74.
- Дейч Б.А. Дополнительное образование как часть непрерывного педагогического процесса – http://impisr.edunsk.ru/index.php
- Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. – М.: ВЛАДОС, 2004. — С.52.
- Серединцева Е.В. О приоритетности дополнительного образования // Внешкольник. – 1997. – №4. – С. 29.
- Сборник документов «нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования и социального воспитания. – М.: Центр инноваций в педагогике. 1995. С. 17-42.
Источник: apni.ru
Дополнительное образование: что оно дает?
В соответствии с Конституцией Российской федерации каждый гражданин имеет право на обучение. Система бесплатного образования, которая гарантирована государством, включает три уровня: дошкольное, среднее и высшее. Но этого бывает недостаточно. Дополнительное образование существует как система удовлетворения потребностей граждан в определенных программах, объем которых выходит за пределы государственных стандартов. Эта форма обучения может предлагаться как на платной, так и на бесплатной основе.
Что такое дополнительное образование
Существуют определенные стандарты обучения, цель которых — предоставить одинаковый объем и качество базовых знаний, которые необходимы для жизни в обществе. Однако у каждого свои потребности в знаниях и возможности их удовлетворения.
Именно для тех людей, у которых потребности в познании выходят за общие стандарты либо ими не предусмотрены, предлагаются разные возможности получить дополнительное образование.
Какие существуют дополнительные формы обучения?
Для получения образования, выходящего за пределы основного, существуют государственные учреждения дополнительного образования:
- Дома творчества.
- Клубы по месту жительства.
- Кружки, студии, ансамбли и другие формы творческой деятельности.
- Курсы повышения квалификации.
- Высшие учебные заведения.
Негосударственное дополнительное образование — это частные школы, курсы и творческие коллективы, прием в которые осуществляется на платной основе. Негосударственные, некоммерческие организации, существующие на базе благотворительности, также часто не взимают плату за обучение.
Принцип дополнительного образования — свободный выбор
Каждый человек, и ребенок, и взрослый, может выбрать любую форму деятельности в той сфере, которая его интересует.
Часто дополнительные возможности проявляются как хобби. Говорят, что в счастливой жизни совпадают хобби и работа. В сообществах, организованных по принципу свободного выбора, будь то студия, творческий или образовательный коллектив, собираются увлеченные одной деятельностью люди. Создается творческая атмосфера, позволяющая развивать и совершенствовать таланты людей.
Дополнительное образование детей создает лучшие условия для раскрытия их творческого потенциала. Поскольку основано на желании и потребностях ребенка. Художественное творчество, мастерские, школы изобразительного искусства создают условия не только для получения дополнительных знаний детьми, но и определенную систему роста и проявления различных успехов. Соревнования, фестивали, конкурсы дают возможность личности быть замеченной и получить первые знаки признания востребованности его таланта.
Система дополнительного обучения
Свобода выбора и самовыражения не означает стихийности дополнительного образования. Что это означает? Оно базируется на определенной системе и оформляется как программа дополнительного образования.
Любое обучение должно быть целесообразной деятельностью. Программой образования и ставится цель, а также определяются задачи и методы ее достижения.
В процессе обучения дополнительное образование детей помогает им овладеть определенными навыками и умениями. Степень владения ими и результаты деятельности представляются на творческих выставках и иных мероприятиях. Если программа дополнительного образования успешно выполнена, обучающийся, как правило, получает определенный сертификат либо создает творческий проект, продукт своей деятельности.
Образование и дополнительные возможности человека
Раскрытие своего потенциала возможно в любом возрасте. Творческие коллективы и секции формируют среду людей по интересам. Например, спортивные секции — как правило, доступная для любого человека форма организации свободного времени. Участие в различных соревнованиях и достижение результатов дает шанс раскрыть свои спортивные данные. Путь в профессиональный спорт, как правило, начинается именно в системе дополнительного образования.
Получить первое высшее профессиональное образование бесплатно имеет право каждый гражданин. Как, впрочем, в последующем он может получить любое количество специальностей на платной основе. Специализированные курсы, повышение квалификации — все это относится к сфере дополнительного образования.
В любом возрасте человек может раскрывать свои таланты и способности. Дома творчества не ограничивают людей по возрасту. Известно много случаев, когда человек, всю трудовую жизнь отработав по одной специальности, после выхода на заслуженный отдых раскрывает в себе новые таланты.
Дополнительное образование — это свобода выбора человека с целью его самореализации в жизни.
Источник: www.syl.ru
Дополнительное образование детей
неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.
Дополнительное образование детей
неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ
в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (статьи 14, 26) реализация различных дополнительных образовательных программ, обеспечивающих самоопределение и творческую самореализацию детей в организации учебно-воспитательного процесса оздоровительно-образовательного учреждения.
Дополнительное образование является частью единой системы непрерывного образования и осуществляется в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей, в рамках деятельности детских общественных организаций.
Дополнительное образование детей (внешкольная работа)
составная часть системы образования и воспитания детей, подростков, учащейся молодёжи, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных $образовательных программ. Цель дополнительного образования детей – это развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни. Дополнительное образование детейспособствует реализации социальной, рекреативной и досуговой функции свободного времени, позволяет детям использовать его с максимальной пользой, сочетая досуг с развлечениями, праздником, творчеством. Дополнительное образование детейорганически связано с учебно-воспитательным процессом в школе, внеурочной работой, воспитательной работой по месту жительства.
До 1917 дополнительное образование детейи взрослых определялось как внешкольное образование. Затем до начала 90-х гг. употреблялись термины «Внешкольная работа», «Внешкольное воспитание» и «Внешкольные учреждения». Закон РФ об образовании 1992 года ввёл в научный оборот термины «Дополнительное образование детей» и «Дополнительное образование взрослых».
В дореволюционной России внешкольную работу вели детские клубы, спортплощадки, летние оздоровительные колонии. Идеи развития личности в процессе внешкольного воспитания воплощали в практике детских учреждений С.Т. Шацкий, А.У. Зеленко, А.А. Фортунатов, Л.К. Шлегер, П.Ф.
Лесгафт и др. В 20–30-е гг. вопросы внешкольной работы разрабатывали специальные центры и Институт методов внешкольной работы, издавался журнал «Внешкольное образование». Руководство внешкольной деятельностью осуществляли специальные внешкольные отделы.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ (внешкольная работа)
составная часть системы образования и воспитания детей, подростков, учащейся молодежи, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ. Цель Д.о.д. — развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
Д.о.д. способствует реализации социальной, рекреативной и досуговой функции свободного времени, позволяет детям использовать его с максимальной пользой, сочетая досуг с развлечениями, праздником, творчеством. Д.о.д. органически связано с учебно-воспитательным процессом в школе, внеурочной работой, воспитательной работой по месту жительства.
До 1917 Д.о.д. и взрослых определялось как внешкольное образование. Затем до начала 90-х гг. употреблялись термины «Внешкольная работа», «Внешкольное воспитание» и «Внешкольные учреждения». Закон РФ об образовании (1992) ввел в научный оборот термины «Дополнительное образование детей» и «Дополнительное образование взрослых».
В дореволюционной России внешкольную работу вели детские клубы, спортплощадки, летние оздоровительные колонии. Идеи развития личности в процессе внешкольного воспитания воплощали в практике детских учреждений С.Т. Шацкий, А.У. Зеленко, А.А. Фортунатов, Л.К.
Шлегер, П.Ф. Лесгафт и др. После Окт. революции внешкольную работу на местах осуществляли клубы. 1-й съезд по внешкольному образованию (1919) провозгласил осн. задачей детских внешкольных учреждений просветительскую и идейно-политическую пропаганду.
В 20- 30-е гг. вопросы внешкольной работы разрабатывали специальные центры и Институт методов внешкольной работы, издавался журнал «Внешкольное образование». Руководство внешкольной деятельностью осуществляли специальные внешкольные отделы, с 1929 — совет при Наркомпросе РСФСР.
К середине 30-х гг. сложилась сеть внешкольных учреждений: дома (дворцы) школьников (одним из первых в 1923 открыт Дом пионеров в Хамовническом р-не Москвы на базе детского клуба «Трудовая коммуна», в 1935 — первый Дворец пионеров в Харькове); станции юных натуралистов (в 1918 открылась Станция юных любителей природы, ставшая под руководством Б.В. Всесвятского центром изучения проблем внеклассной работы); станции юных техников (первая Центральная детская техническая станция открыта в 1926; станции способствовали движению изобретательства и рационализаторства школьников); станции юных туристов (в 1918 создано Бюро школьных экскурсий, в 1934 — детские туристско-экскурсионные станции, проводившие туристско-краеведческие экспедиции, слеты, соревнования); детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) возникли в 1934 в Москве как детские спортивные школы (с 1953 — ДЮСШ, для олимпийского резерва созданы специализированные школы — СДЮШОР) и др.
На дома (дворцы) пионеров и школьников в 50-60-е гг. были возложены функции координации деятельности и методической помощи пионерским организациям, обучения вожатых. Внешкольная работа по своим организационным формам и методам во многом совпадала с деятельностью пионерской организации.
Мн. внешкольные учреждения накопили интересный опыт воспитания (например, коммунарская методика, коллективная творческая деятельность и др.). Однако во внешкольной работе в значительной степени проявлялись элементы формализма и регламентации.
С начала 90-х гг. учреждения Д.о.д. получили право самостоятельно разрабатывать программы деятельности, определять структуру, численность детских и педагогических коллективов. Учреждения Д.о.д. в соответствии с направленностью дополнительных образовательных программ осуществляют деятельность: учебно-исследовательскую, художественно-эстетическую, научно-техническую, эколого-биологическую, туристско-краеведческую, физкультурно-спортивную.
Осн. виды учреждений Д.о.д.: Центры (комплексы) дополнительного образования, творческого развития, детского творчества, детский (подростковый), внешкольной работы, детский оздоровительно-образовательный, профильные — экологический, детского и юношеского туризма и т.д.; дома (дворцы) детского творчества; учащейся молодежи, профильные — юных натуралистов, техников, туристов, эстетического воспитания, культуры (искусств) и т.д.; клубы, Детские студии (по различным видам искусств), Станции (юных натуралистов, детского технического творчества и т.д.), Детские парки, Школы (в различных областях науки и техники, по видам искусств, детско-юношеские спортивные), Музеи (детского творчества, литературы и искусства), Детские оздоровительно-образовательные лагеря. К началу 2000 в Рос.
Федерации в системе Министерства образования действовало св. 7,8 тыс. учреждений Д.о.д., в них занималось св. 7 млн. детей, осуществляли педагогический процесс св. 243,5 тыс. работников. Любое учреждение Д.о.д. обязано получить лицензию (см.Лицензирование) на ведение образовательной деятельности и пройти аттестацию и государственную аккредитацию.
Учреждение может проводить профессиональную подготовку детей, в т.ч. и за плату, но также при наличии лицензии на этот вид деятельности. В учреждениях Д.о.д. работают педагоги и специалисты с высшим или средним профессиональным образованием.
В учреждениях Д.о.д. создаются различные одновозрастные и разновозрастные объединения учащихся (кружки, секции, студии, ансамбли и др.), а в каникулярное время открываются лагеря, туристские базы. Для занятий в спортивных, спортивно-технических, туристских и хореографических объединениях учащиеся должны иметь медицинское заключение о состоянии здоровья. Занятия проводятся по комплексным, интегрированным, вариантным, разноуровневым, практико-ориентированным программам, многие из них являются авторскими, разработанными педагогами-практиками. — неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях. Среди организационных форм дополнительного образования детей преобладают кружки, секции, клубы, творческие объединения разной направленности: художественной, технической, спортивной, туристско-краеведческой и др. Является прямым продолжением внешкольного образования. (Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. — М., 2002. ) См. также Внешкольная работа, Самообразование .38
Источник: didacts.ru
Каковы критерии «дополнительные общеобразовательные программы для взрослых», на которые НАДО получать образовательную лицензию?
Предоставляем бизнесменам курсы офлайн и онлайн в области обращения с финансами и управления компанией. Может ли подобная программа курса/курсов попадать под термин «дополнительные общеобразовательные программы для взрослых», и для предоставления этих курсов НАДО получать образовательную лицензию?
Ответы на вопрос:
Юрист • г. Пермь
08.11.2019, 19:39
Это лучший ответ (выбран автоматически)
Если дополнительная образовательная программа, то должна быть лицензия. Критерии могут быть установлены на уровне правительства. Основной критерий в том, что есть образовательный процесс и выдается документ, подтверждающий образование по соответствующей программе.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации» ст. 12
4. К дополнительным образовательным программам относятся:
1) дополнительные общеобразовательные программы — дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
2) дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
Вам помог ответ? Да Нет
Юрист • г. Нижний Новгород
08.11.2019, 19:46
Это лучший ответ (выбран автоматически)
Довольно сложный вопрос,
Так как вы привлекаете к работе ДРУГИХ людей то вам нужна образовательная лицензия а тажке
Согласно пп. «а» п. 5 Положения N 966 для образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий необходимо наличие условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися независимо от их местонахождения образовательных программ в полном объеме, в соответствии со ст. 16 Закона N 273-ФЗ.
Вам помог ответ? Да Нет
Юрист • г. Краснодар
08.11.2019, 19:47
Это лучший ответ (выбран автоматически)
Лицензия обязательно должна быть у образовательной программы
А под термин «дополнительные общеобразовательные программы для взрослых» вполне может попадать.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации» ст. 12
Вам помог ответ? Да Нет
Юрист • г. Владикавказ
08.11.2019, 19:47
Это лучший ответ (выбран автоматически)
Любой вид образовательной деятельности требует лицензирования и даже такой вид как дополнительный вид образования
Лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее также — лицензия) имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью.
В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала. Форма лицензии, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности
Путеводитель по госуслугам для юридических лиц. Получение лицензии на осуществление образовательной деятельности:
1. Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Вам помог ответ? Да Нет
Адвокат • г. Ростов-на-Дону
08.11.2019, 20:01
Это лучший ответ (выбран автоматически)
В соответствии с п.п. 40 п.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию.
Вам помог ответ? Да Нет
Юрист • г. Омутнинск
08.11.2019, 20:37
Алла. Критерии для получения лицензии на образовательскую деятельность озвучены в ст.75 ФЗ » Об образовании в РФ «, где указано, что
1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
2. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых.
Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.
3. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.
4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.
В этой связи лицензию получать согласно ч. 1 ст. 91 ФЗ » Об образовании в РФ «нужно, так как
Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Вам помог ответ? Да Нет
Похожие вопросы
• г. Челябинск
2) Какие занятия (курсы, семинары, тренинги) мы можем вести, не лицензируя?
Образовательная организация. Планируем получить лицензию по ОКВЭДам 85.41 и 85.42. Возник ряд вопросов:
1)Курсы повышения квалификации для педагогов — программы необходимо предоставить по КАЖДОМУ курсу? Или это зависит от часов?
2) Какие занятия (курсы, семинары, тренинги) мы можем вести, не лицензируя?
3) Можно ли, получить лицензию на, например, 3 курса повышения и 2 курса переподготовки, а вести при этом большую разновидность курсов, но с меньшим количеством часов в каждом например?
Юрист • г. Липецк
28.09.2018, 17:45
В соответствии с пунктом 3.1.1 Правил сайта, ответ на Ваш вопрос возможен только на платной основе.
Вам помог ответ? Да Нет
• г. Тольятти
Нужна ли лицензия на образовательную деятельность?
Собираемся открывать АНО и оказывать услуги школьникам (старшеклассники) по обучению курсу Технология управления. Курс долгосрочный, 160 часов. По итогам курса экзамеа не будет, но будет выдаваться сертификат о прохождении курса. Нужна ли лицензия на образовательную деятельность?
Адвокат • г. Ростов-на-Дону
06.07.2015, 12:55
В вашем случае лицензия нужна, т.к. все признаки образовательной деятельности на лицо.
Вам помог ответ? Да Нет
Знаю, что есть разные понятия документов, возможно прописать сертификат о прохождении мастер-класса, онлайн-практикума,
Хочу сделать курс онлайн кондитера. Проводить курс будет другой человек по договору. Какой лучше договор заключить? Я выступаю в роли продюсера как самозанятое лицо. По выходу с курса будет выдаваться сертификат. Знаю, что есть разные понятия документов, возможно прописать сертификат о прохождении мастер-класса, онлайн-практикума, онлайн-курса, чтобы не получать лицензию?
Или же выдача любой «федькиной грамоты» подразумевает получение лицензии на образовательную деятельность?
Юрист • г. Москва
17.03.2022, 23:15
В общем случае организация, которая проводит семинары, тренинги, курсы не должна лицензировать свою деятельность, так как ее нет в Перечне образовательных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966.
[u]Признаки образовательной деятельности прописаны в законе об образовании. Вот основной:[/u]
есть расписание занятий, учебный план и образовательная программа. В программе прописаны объем часов, методика обучения и результаты. Программа — главный признак, ведь по закону образовательная деятельность — это обучение по программе.
[u]Остальные признаки такие:[/u]
есть постоянное помещение на несколько месяцев, полгода, год и больше;
работают учителя с педагогическим образованием;
учащиеся получают знания и сдают экзамены, проходят тесты.
Если Ваши семинары, тренинги и мастер-классы проходят в разных зданиях, их не проводят обученные педагоги, и нет программы обучения на месяцы, нет расписания занятий и нет экзаменов — то лицензию можно не получать.
Но, не смотря на то, что у вас не будет экзаменов, сертификаты вы выдавать можете.
Чтобы к вам не пришли с вопросами, можно сделать вот что:
[u]не писать в сертификате, что человек может работать по такой-то профессии[/u] — такое право дает только документ гособразца.
[u]не употреблять в сертификате слова «обучался» или «прошел обучение»[/u] — лучше писать «участвовал в таком-то мастер-классе или семинаре»;
[u]не писать в рекламе и на сайте, что у вас образовательные курсы.[/u] Лучше говорить, что это семинары или мастер-классы;
[u]не проводить их по три раза в неделю для одних и тех же людей, иначе будет похоже на расписание занятий с программой обучения.[/u]
Вам помог ответ? Да Нет
Пользователь 9111.ru
Если у нас курсы, продолжительность 40-45 часов, можем мы работать без лицензии?
Лицензия на образовательную деятельность выдается на программы длительностью более 72 часов. Если у нас курсы, продолжительность 40-45 часов, можем мы работать без лицензии?
Юрист • г. Долгопрудный
18.02.2002, 12:54
Боюсь, Вы ошибаетесь. Законодательство не ставит условием получения лицензии количество часов.
о лицензировании образовательной деятельности
(утв. постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. N 796)
1. Положение о лицензировании образовательной деятельности, разработанное в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности по программам дошкольного, общего (начального, основного, среднего (полного) образования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, профессионального (начального, среднего, высшего, послевузовского, дополнительного) образования, в том числе военного профессионального образования, осуществляемой образовательными учреждениями (организациями), научными организациями и ведущими профессиональную подготовку образовательными подразделениями организаций (далее именуются — соискатели лицензии).
2. Не подлежит лицензированию:
а) образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации;
б) индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки».
Основным критерием является документ об образовании и/или квалификации. Если он не выдается, то лицензии не требуется.
Возможно, Вы имели ввиду нижеследующий документ, но в нем говорится только оо обучении работников той самой организации, которая осуществляет обучение, и все равно наличествует упомянутый критерий.
«Письмо Минобразования РФ и Минтруда РФ
от 21 июля 1998 г. NN 06-51-48ин/23-10, 4226-НП
«О лицензировании профессиональной подготовки и профессионального обучения работников организаций»
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерство труда и социального развития Российской Федерации в связи с многочисленными запросами кадровых служб (служб развития персонала и пр.) организаций о лицензировании профессиональной подготовки и профессионального обучения работников, осуществляемых непосредственно в организациях, разъясняют.
В соответствии со ст.21 Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ профессиональная подготовка может быть получена и в образовательных подразделениях организаций. Для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности учредитель организации, имеющей образовательное подразделение, осуществляющее профессиональную подготовку, должен представить в лицензионный орган наряду с другими необходимыми документами утвержденное в установленном порядке положение о подразделении, отвечающее требованиям законодательства Российской Федерации в области образования. В лицензии в этом случае указываются наименование организации и наименование ее образовательного подразделения. Лицензирование профессиональной подготовки, ведущейся организациями независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм, осуществляется государственным органом управления образованием субъекта Российской Федерации, на территории которого они находятся.
Профессиональное обучение работников организаций сроком до 72 часов, осуществляемое специалистами и высококвалифицированными рабочими этих организаций в целях углубления и поддержания уровня квалификации работников организации, их очередной аттестации, адаптации вновь принятых работников к специфике производства, условиям труда, традициям трудового коллектива, с отражением сведений о прохождении обучения в квалификационной характеристике без выдачи документов об образовании или квалификации лицензированию на право ведения образовательной деятельности не подлежит.
Просим довести информацию до заинтересованных организаций.
Заместитель Министра общего
и профессионального образования
Российской Федерации Е.Е.Чепурных
Заместитель Министра труда
и социального развития
Российской Федерации Н.Р.Петухова»
Источник: www.9111.ru