Первые центры цифрового и гуманитарного профилей «Точки роста» появились в школах сел и малых городов России в 2019 году. Что дал этот масштабный проект с огромным финансированием за три года своего существования? За ответом на этот вопрос «Педсовет» обратился не к чиновникам Минобрнауки, а к тем, для кого эти центры и создавались, — школьникам, их родителям и педагогам.
Проект с амбициями
Помещения центров дополнительного образования «Точки роста», оформленные в узнаваемой красно-серо-белой гамме, ежегодно открываются по всей России. В 2020 году таких центров было более 5000, а к 2023 году их должно стать около 20 тысяч! В 2021 году «Точки Роста» поменяли свою направленность с цифровой и гуманитарной на естественно-научную и технологическую: в центрах появились цифровые лаборатории по физике, химии, биологии и экологии.
«Точки роста» функционируют на базе общеобразовательных школ, и по мнению руководителя центра «Точка роста» в МАОУ СОШ с.Мошенское Новгородской области Елены Госпирович, от такого симбиоза сельские школы только выигрывают.
(12+) Программа «Точки роста»: рейтинг-50
«Перед центрами дополнительного образования „Точки роста“ стоит амбициозная задача — помочь нашей стране сделать технологический рывок в ближайшем будущем. Для этого школы в селах нужно приблизить по материально-техническому оснащению, содержанию программ и методов обучения к школам в крупных городах. В наше время, чтобы обеспечить качественное образование, необходимо дорогостоящее оборудование. На базе центра „Точка Роста“ оно имеется. Все это доступно нашим детям бесплатно, а тому, как пользоваться этим оборудованием, ребят обучают квалифицированные специалисты».
Оснащение «Точек роста» — это компьютеры, проектные столы, интерактивные доски, 3D принтеры, квадрокоптеры, и даже шлемы виртуальной реальности. Здесь многие дети, для которых собственный компьютер с высокоскоростным Интернетом — это пока что только мечта, впервые знакомятся, например, с технологиями VR. Кроме этого, в «Точках роста» можно освоить робототехнику и навыки работы в «Фотошопе» и «Иллюстраторе», обучиться проектной деятельности и игре в шахматы.
Все в рост!
В центрах, как правило, работают педагоги тех же общеобразовательных школ, на базе которых они открылись. Чтобы грамотно обучать детей по программам «Точек роста», учителям тоже приходится «расти»: они проходят переподготовку, слушают курсы и тренинги в различных учебных центрах на базе «Кванториума», Академии Минпросвещения РФ и на других образовательных площадках.
«Я прошел обучение по проектной деятельности. Мне, как учителю информатики, эти курсы хорошо помогают при составлении сценариев уроков. В вебинарах и лекциях очень много полезного методического материала», — говорит учитель информатики Михаил Елбаев из Иогачской СОШ республики Алтай. А учитель технологии той же школы Татьяна Сафонова признается, что на курсах при «Точке роста» узнала много приемов по развитию творческого потенциала обучающихся.
Смотр кабинета Точки Роста
Школьники тоже оценили такой образовательный формат. Благодаря ему для многих ребят открылись новые перспективы. Оборудование центра позволяет ученикам выходить на более высокий уровень: готовиться, принимать участие и выигрывать в различных областных и всероссийских конкурсах.
Например, семиклассник Ярослав Терехов, который занимается в «Точке роста» при КОГОБУ «Лицей г. Советска» Кировской области по направлению робототехника и техническое творчество, создал проект «Робот-дорожник». Эту работу Ярослава признали одной из лучших в номинации «Промышленная техника» на Всероссийской олимпиаде по робототехнике и интеллектуальным системам в 2020 году.
Показателен и пример Никиты Заверткина, восьмиклассника МАОУ СОШ с. Мошенское Новгородской области.Он увлекся программированием именно в школьной «Точке роста» — там он начал писать программы для роботов на языке Python. Изучив другие возможности языка, Никита стал создавать на основе его библиотек авторские программы. А весной 2021 года он занял первое место на региональном этапе конкурса «Школьный патент — шаг в будущее» в номинации «Программы для ЭВА и базы данных», в которой представил свою программу «Анализ курса валют».
«Целеустремлённый человек будет использовать любые возможности для осуществления своих планов. «Точка роста» — одна из таких возможностей», — уверен Никита.
Родители тоже оценивают работу «Точек роста» позитивно. Как считает Татьяна Кисломед, мама ученицы МКОУ Порошинская СОШ, занятия в центре способствуют раннему профориентированию:
«Я, как мама подростка, понимаю, что необходимо идти в ногу со временем и правильно организовать досуг после школы. В этом году в школе открылся центр „Точка роста“ благодаря которому у моего ребенка есть возможность познакомиться с новыми технологиями, уже сейчас определиться с профессией и начать подготовку для поступления в ВУЗ».
Человеческий фактор
Бывает, что в некоторых школах «Точку роста» используют лишь как медиацентр и вспомогательную площадку для создания проектов в рамках основной школьной программы. Но, как отмечает Елена Госпирович, эффективность «Точек роста» определяется тем, насколько в них заинтересованы все участники образовательного процесса:
«Нам дали удочку, а дальнейшее применение возможностей центра во многом зависит от энтузиазма педагогов-наставников, желания учеников и поддержки их родителей».
Центр может направить своих воспитанников в перспективные молодежные проекты, участие в которых дает детям реальный опыт того, как использовать свои таланты. Школьники понимают, что недостаточно просто создать бизнес-проект в высокотехнологичных областях «с нуля» или собрать разработчиков и выпустить успешный продукт — нужно еще его продвигать. Это своеобразный тренажер для будущей монетизации потенциала. По завершении обучения талантливые изобретатели могут пойти не «в найм», а открыть своё дело в технической бизнес-сфере.
По словам Елены, «Точка роста» — это не отрезок или этап, не конечный проект, в котором нужно изучить что-либо, получить сертификат и на этом остановиться. Центр — это вектор. Личностного развития, командного роста и разнообразных взаимодействий.
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Источник: pedsovet.org
Банк документов
В результате центры «Точка роста» обеспечивают повышение охвата обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, программами основного общего и дополнительного образования естественно-научной и технологической направленностей с использованием современного оборудования.
Нормативные документы
Информационные и методические материалы
- PDF Руководство по фирменному стилю
- PDF Руководство по дизайну
Методические материалы
- PDF Реализация образовательных программ естественно-научной и технологической направленностей по биологии с использованием оборудования центра «Точка роста»
- PDF Реализация образовательных программ по предмету «Информатика» с использованием оборудования центра «Точка роста»
- PDF Реализация образовательных программ по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» с использованием оборудования центра «Точка роста»
- PDF Реализация образовательных программ по предмету «Технология» с использованием оборудования центра «Точка роста»
- PDF Реализация образовательных программ естественно-научной и технологической направленностей по физике с использованием оборудования центра «Точка роста»
- PDF Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по химии с использованием оборудования центра «Точка роста»
- PDF Методические указания по формированию специальных разделов на официальных сайтах ОО
- WORD Методические указания по формированию специальных разделов на официальных сайтах ОО (приложение)
- Официальный сайт Окружных форумов для педагогов: видеозаписи и презентации мастер-классов и образовательных мероприятий
- Вебинар для региональных координаторов, руководителей и специалистов ОО
- Вебинар о создании и функционировании Центров «Точка роста» в 2021 году
- Вебинар об основных вопросах подготовки к началу функционирования центров «Точка роста»
- Всероссийский методический семинар для педагогов и руководителей центров «Точка роста» (г. Березовский Кемеровской области)
- Всероссийский методический семинар по обмену практиками реализации мероприятий национального проекта «Образование» (г. Екатеринбург)
Детские технопарки «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций
Детские технопарки «Кванториум» создаются и функционируют на базе общеобразовательных организаций в целях обеспечения реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Они направлены на:
- создание условий для расширения содержания общего образования
- развитие у обучающихся современных компетенций и навыков, в том числе естественно-научной, математической, информационной грамотности, формирования критического и креативного мышления, совершенствования навыков естественно-научной и технологической направленностей
- практическую отработку учебного материала по учебным предметам «физика», «химия», «биология», повышение качества образования
Нормативные документы
Информационные и методические материалы
- PDF Руководство по фирменному стилю
- PDF Руководство по дизайну
Методические материалы
- PDF Реализация образовательных программ по биологии из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, с использованием оборудования детского технопарка «Школьный кванториум»
- PDF Реализация образовательных программ по биологии с использованием оборудования детского технопарка «Школьный кванториум» 10–11 классы (углубленный уровень)
- PDF Реализация образовательных программ по биологии с использованием оборудования детского технопарка «Школьный кванториум» 5–9 классы
- PDF Реализация дополнительных общеобразовательных программ с использованием оборудования детского технопарка «Школьный кванториум»
- PDF Реализация образовательных программ по физике из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, с использованием оборудования детского технопарка «Школьный кванториум»
- PDF Реализация образовательных программ по физике с использованием оборудования детского технопарка «Школьный кванториум» 10–11 классы (углубленный уровень)
- PDF Реализация образовательных программ по физике с использованием оборудования детского технопарка «Школьный кванториум» 7–9 классы
- PDF Реализация образовательных программ по химии из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, с использованием оборудования детского технопарка «Школьный кванториум»
- PDF Реализация образовательных программ по химии с использованием оборудования детского технопарка «Школьный кванториум» 10–11 класс (углубленный уровень)
- PDF Реализация образовательных программ по химии с использованием оборудования детского технопарка «Школьный кванториум» 8–9 классы
- PDF Методические указания по формированию специальных разделов на официальных сайтах ОО
- WORD Методические указания по формированию специальных разделов на официальных сайтах ОО (приложение)
- PDF Официальный сайт Окружных форумов для педагогов: видеозаписи и презентации мастер-классов и образовательных мероприятий
- PDF Вебинар для региональных координаторов, руководителей и специалистов ОО
- PDF Вебинар о создании и функционировании Школьных Кванториумов в 2021 году
- PDF Вебинар об основных вопросах подготовки к началу функционирования детских технопарков «Кванториум»
- PDF Всероссийский методический семинар по обмену практиками реализации мероприятий национального проекта «Образование» (г. Екатеринбург)
Обучающий вебинар для педагогов и тьюторов детских технопарков «Кванториум», центров «Точка роста» и «IT-куб» по использованию методических пособий
Центры цифрового образования детей «IT-КУБ»
Центры цифрового образования детей «IT-куб» создаются и функционируют на базе общеобразовательных организаций общего, среднего профессионального и дополнительного образования в целях обеспечения реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование». Они направлены на создание среды, обеспечивающей:
- продвижение компетенций в области цифровизации;
- освоение обучающимися актуальных и востребованных знаний, навыков и компетенций в сфере информационно-коммуникационных технологий;
- выявление, поддержку и развитие у детей способностей и талантов;
- профориентацию школьников;
- развитие у детей математической, информационной грамотности, формирование критического мышления.
В результате Центры цифрового образования детей «IT-куб» обеспечивают реализацию программ дополнительного образования, проведение мероприятий по тематике современных цифровых технологий и информатики, знакомство с технологиями искусственного интеллекта, а также просветительскую работу по цифровой грамотности и цифровой безопасности.
Информационные и методические материалы
- PDF Руководство по фирменному стилю
- PDF Руководство по дизайну
Методические материалы
- PDF Методические рекомендации по созданию и функционированию центров цифрового образования «IT-куб»
- PDF Реализация дополнительной общеобразовательной программы по тематическому направлению «Кибергигиена и работа с большими данными» с использованием оборудования центра цифрового образования детей «IT-куб»
- PDF Реализация образовательных программ предметной области «Математика и информатика» с использованием оборудования центра цифрового образования детей «IT‐куб»
- PDF Реализация дополнительной общеобразовательной программы по тематическому направлению «Мобильная разработка» с использованием оборудования центра цифрового образования детей «IT-куб»
- PDF Реализация дополнительной общеобразовательной программы по тематическому направлению «Основы алгоритмики и логики» с использованием оборудования центра цифрового образования детей «IT-куб»
- PDF Реализация дополнительной общеобразовательной программы по тематическому направлению «Программирование на языке Java» с использованием оборудования центра цифрового образования детей «IT‐куб»
- PDF Реализация дополнительной общеобразовательной программы по тематическому направлению «Программирование на языке Python» с использованием оборудования центра цифрового образования детей «IT‐куб»
- PDF Реализация дополнительной общеобразовательной программы по тематическому направлению «Программирование роботов» с использованием оборудования центра цифрового образования детей «IT-куб»
- PDF Реализация дополнительной общеобразовательной программы по тематическому направлению «Разработка виртуальной и дополненной реальности» с использованием оборудования центра цифрового образования детей «IT‐куб»
- PDF Реализация дополнительной общеобразовательной программы по тематическому направлению «Системное администрирование» с использованием оборудования центра цифрового образования детей «IT-куб»
- PDF Методические указания по формированию специальных разделов на официальных сайтах ОО
- WORD Методические указания по формированию специальных разделов на официальных сайтах ОО (приложение)
- Официальный сайт Окружных форумов для педагогов: видеозаписи и презентации мастер-классов и образовательных мероприятий
- Вебинар для региональных координаторов, руководителей и специалистов ОО
- Вебинар о создании и функционировании Центров «IT-куб» в 2021 году
- Вебинар об основных вопросах подготовки к началу функционирования центров – «IT-куб»
- Всероссийский методический семинар по обмену практиками реализации мероприятий национального проекта «Образование» (г. Екатеринбург)
Единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
Единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров создается и функционирует в целях обеспечения реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Она направлена на создание и функционирование Центров, которые осуществляют свою деятельность на основании совершенствования программ повышения квалификации, переподготовки, включая механизмы выявления профессиональных дефицитов и построения на их основе индивидуальных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства.
Деятельность центров осуществляется с учетом особенностей профессиональной деятельности, личностных характеристик, решаемых задач и поставленных целей педагогического работника, а также педагогического контекста всей образовательной организации, с использованием стажировочных площадок, внедрения механизмов наставничества и сетевых форм взаимодействия с организациями, реализующими основные и дополнительные общеобразовательные программы, программы высшего и среднего профессионального образования.
Информационные и методические материалы
- PDF Руководство по фирменному стилю
- PDF Руководство по дизайну
Педагогические технопарки «Кванториум»
Педагогические технопарки «Кванториум» – площадки, формируемые на базе образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации, в целях обеспечения реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Они направлены на:
- организацию обучения студентов методикам и технологиям преподавания учебных предметов естественно-научной и технологической направленностей с использованием современного оборудования, средств обучения и воспитания, в том числе для подготовки к педагогической деятельности на базе детских технопарков «Кванториум», центров естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», центров цифрового образования «IT-куб»
- повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций, в том числе оснащенных современным оборудованием и средствами обучения и воспитания (детских технопарков «Кванториум», центров естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», центров цифрового образования «IT-куб»)
- проведение профориентационной деятельности со школьниками для привлечения к последующему поступлению в педагогические вузы, в том числе через мероприятия с профильными педагогическими классами общеобразовательных организаций
В результате Педагогические Кванториумы за счет развития материально-технической базы педагогических вузов организуют подготовку студентов и педагогических работников для обеспечения системы образования высококвалифицированными кадрами для формирования естественно-научной, технологической, математической и цифровой грамотности школьников на уровне международных стандартов как обязательной составляющей общей функциональной грамотности за счет применения современных педагогических технологий, средств обучения и воспитания с опорой на практику учебных исследований и проектов.
Нормативные документы
Информационные и методические материалы
- PDF Руководство по фирменному стилю
- PDF Руководство по дизайну
О мероприятиях федерального проекта «Современная школа», национального проекта «Образование», координатором реализации которых является Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации
1. Мероприятие по поддержке образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Ссылка
2. Мероприятие по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи, оказанных родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Ссылка 1; ссылка 2
3. Мероприятие по повышению квалификации штатных педагогов-психологов системы образования Ссылка
Источник: apkpro.ru
Как растут «точки» в сельских школах
Ежегодно в сфере образования происходят изменения. Меняют задания на ЕГЭ, начали капитальный ремонт, уменьшили отчётность в школе, открывают в разных регионах страны инженерные классы или сеть, так называемых, центров «Точка роста».
Во время занятия по ракетомоделированию. Источник: edu.gov.ru
Что такое «Точка роста»
Это центр, а точнее, структурное подразделение школы, в котором педагоги осуществляют образовательную деятельность по основным или дополнительным программам. Чаще всего такие «точки» открываются в малых городах или сельской местности.
Все центры делятся и имеют определённый профиль: цифровой, естественно-научный, технический и гуманитарный профили. Какой профиль будет в вашей школе, во многом зависит от региональных властей или местного управления образованием.
Проект реализуется в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».
Точка роста. Источник: edu.gov.ru
Согласно документам, по всей стране до конца 2024 года должны открыться около 25000 подобных центров, с одним из которых мы сегодня познакомимся поближе.
Идея хорошая
Но не всё так хорошо с открытием центров «Точка роста», при этом идея отличная. Например, в школу, где средняя наполняемость классов равна 18-20 человек, могут поставить всего 4-5 комплектов для проведения лабораторных работ по физике или химии. Кроме того, все последние события, которые произошли в России за последние 3 года, повлияли на поставку оборудования, программного обеспечения, увеличили срок сдачи объектов.
Но и, конечно, кадры. Ведь несмотря на оснащённость школ, проводить занятия приходиться местным педагогам.
Работа с микроскопом в новенькой «точке»
В нашем районе на базе сельских школ на 2022 год уже открыто семь подобных центров. Каждая «точка» имеет свой профиль. Например, последних два центра имеют естественно-научную и технологическую направленности. В каждом центре размещены цифровые лаборатории по физике, химии и биологии, ноутбуки, оборудование для изучения основ робототехники, механики, мехатроники, освоения основ программирования, наборы для проведения лабораторных и практических занятий.
Всего же в Свердловской области открыто уже 106 центров образования «Точка роста».
Зачем нужна такая «точка»
Наверняка вы знаете, что в нашей стране количество сельских школ больше городских и это несмотря на то, что за последние годы проведена огромная оптимизация. Тем не менее, сельские школьники не всегда получают то образование, которое могут себе позволить городские сверстники. Безусловно, одна из причин – это устаревшая материально-техническая база.
В моей школе до сих пор хранится оборудование, с помощью которого родители моих учеников выполняли лабораторные работы по физике.
VI Всероссийский съезд учителей сельских школ. Источник: edu.gov.ru
«Сельские школы требуют особого подхода, и важно, чтобы они отвечали всем современным требованиям и были охвачены всеми актуальными программами. Очень важно обновлять инфраструктуру школ, чтобы ребятам было интересно и комфортно учиться», – сообщил министр просвещения РФ Сергей Кравцов на VI Всероссийском съезде учителей сельских школ.
И, конечно, благодаря только одному оборудованию, такие «точки» расти не будут.
Где же растёт
На днях посетил одну из сельских школ в нашем районе, с которой меня многое связывает. Дело в том, что несколько лет назад я работал совместителем в этой организации. Необходимо было встретиться с коллегой, ну и, конечно, взглянуть на новенькую «Точку роста», открытие которой произошло в сентябре этого года.
Имея большой опыт в подготовке детей к соревнованиям по робототехнике, защите научно-исследовательских проектов, довольно часто приходится проводить консультации по настройке и работе того или иного оборудования, методике преподавания.
В школе на сегодняшний день сделан ремонт в нескольких кабинетах и помимо основных предметов, таких как, физика, информатика, технология, биология и химия, в школе проводят дополнительные занятия по программам: «Белая ладья», «Лего-конструирование», «Физика в задачах и экспериментах», «Инфознайка», «Химический калейдоскоп» и «Юный натуралист».
Пять педагогов школы ещё до открытия центра повысили свою квалификацию.
Источник: dzen.ru