Программы для лиц имеющих отклонения в состоянии здоровья

Число студентов с ослабленным здоровьем, не позволяющим им заниматься физической культурой по государственной про­грамме, составляет в зависимости от вида высшего учебного заве­дения от 15 до 30% (В.В.Чоговадзе, М. М. Рыжак, 1993).

В связи с тенденцией увеличения количества студентов, име­ющих отклонения в состоянии здоровья, возрастает значение современного направления физической культуры, объектом по­знания, воздействия и оздоровления которого являются боль­ные люди, — адаптивной физической культуры (АФК). Специ­алисты АФК активно привлекают к физкультурно-спортивной деятельности даже инвалидов, способствуя тем самым макси­мально возможному развитию их жизнеспособности и эффек­тивной самореализации в качестве социально значимых чле­нов общества (С.П.Евсеев, 1998). Именно в АФК разрабаты­ваются средства и методы, способствующие оздоровлению и адаптации к учебной и трудовой деятельности лиц с отклоне­ниями в состоянии здоровья (С.П.Евсеев, 1998; Г.А.Хомутов, 1999; и др.).

Образовательный процесс по дисциплине «Физическая куль­тура» со студентами, имеющими освобождение от практических занятий на длительный срок, осуществляется по учебной про­грамме, которая включает в себя три модуля: образовательный, валеометрический и практический (Г.А.Хомутов, 1999).

Лекция: «Состояние здоровья детей и подростков. Показатели, хар-ие состояние детей и подростков»

В образовательном модуле программы студенты получают зна­ния на уровне современных научных достижений по проблеме «Человек и его здоровье».

В валеометрическом модуле программы студенты наглядно, с использованием современных технологий, получают представле­ние об уровне имеющегося у них здоровья, о подверженности риску заболевания основными патологическими синдромами, ди­намике состояния здоровья под влиянием реализации собствен­ной программы оздоровления.

Систематизирующим, объединяющим и стимулирующим на­чалом образовательного процесса является разработка студента­ми личностно-ориентированной, индивидуальной, комплексной, базовой и дополнительной по содержанию, текущей и перспек­тивной по времени программы оздоровления. Обязательными со­ставляющими базовой программы являются двигательная актив­ность, термозакаливание, дыхательная гимнастика, рациональное питание, психотехнологии. Дополнительные программы вклю­чают индивидуальные методы оздоровления, зависящие от име­ющегося у студентов заболевания. Базовая и дополнительная про­граммы индивидуального оздоровления по времени планируют­ся как текущие — на период обучения в вузе и как перспектив­ные — на обозримый период времени, примерно на 5 лет.

В практическом модуле программы целеполагание подкрепля­ется целедостижением, т.е. практикой оздоровления (телесный компонент) в виде реализации индивидуальной программы оздо­ровления на занятиях по адаптивной физической культуре и са­мостоятельно.

Оптимальными формами (адекватными состоянию здоровья) привлечения студентов к освоению ценностного потенциала фи­зической культуры являются:

1) практическая реализация под руководством преподавателя личностно-ориентированных, индивидуальных программ оздоров­ления;

Ильин А.Г. Состояние здоровья детей и деятельность детской поликлиники в современных условиях

2) рекреативные занятия в виде циклических физических уп­ражнений аэробного характера (например, пешеходные и лыж­ные прогулки).

Как показали исследования Г. А. Хомутова, практическая ре­ализация личностно-ориентированной программы оздоровле­ния формами и средствами адаптивной физической культуры способствует эффективному оздоровлению студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Это подтверждается положи­тельной динамикой морфофункциональных показателей, прежде всего ростом ЖЕЛ, жизненного индекса, силовых показателей, снижением ЧСС, временем восстановления пульса после фи­зической нагрузки. Занятия по адаптивной физической культу­ре способствуют оптимизации психофизиологического статуса студентов, что проявляется в устойчивом росте показателей по шкалам самочувствия, активности и настроения (методика САН).

Источник: studfile.net

10.6. «Спартианская» программа работы с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, в адаптивной двигательной рекреации

Большие возможности для организации адаптивной двигательной рекреации имеет «Спартианская» программа культурно-спортивной работы с инвалидами, разработанная Т.И. Губаревой (2000) 5 под руководством профессора В.И. Столярова. Суть данной программы состоит в новой системе проведения состязаний между людьми, сопоставлении их способностей и оценке результатов этих состязаний.

Особенности «Спартианской» программы культурно-спортивной работы с лицами, имеющими ограниченные возможности, как про-граммы гуманизации спортивной деятельности в адаптивной двигатель-ной рекреации этих лиц непосредственно связаны с особенностями того, более широкого проекта «СпАрт», на идеях которого она бази-руется.

Первая особенность программы, как и вообще проекта «СпАрт», состоит в том, что они предусматривают принципиально новый подход к организации и проведению соревнований, охватывающий все их стороны и компоненты: программу, систему определения и поощрения победи-телей, состав участников и т.д.

При разработке проекта, а на его основе и программы учитывались два важных и уже отмеченных выше положения:

1) эффект влияния спорта на личность в первую очередь зависит от того, какие соревнования и каким образом проводятся, какие ценнос-ти, нормы и образцы поведения поощряются в ходе соревнований и каков характер этих поощрений (моральный, материальный и т.д.), кто участвует в соревнованиях и т.д., то есть от формы (модели) организации спортивных соревнований;

2) используемая на практике модель организации соревнований, в том числе и особенно для лиц с ограниченными возможностями, в недостаточной степени способствует социальной реабилитации и ин-теграции этих лиц, не позволяет в полной мере использовать гума-нистический культурный потенциал спорта, не обеспечивает целост-ное, интегративное гуманистическое воздействие на личность, к тому же может негативно влиять на личность и отношения между людьми.

Читайте также:
Как называлась программа муравьева

Поэтому в качестве центральной базы была поставлена задача – найти такую новую, более «мягкую», гуманистически ориентированную модель организации спортивных соревнований, которая:

– в большей степени учитывает физическое и психическое состояние лиц с ограниченными возможностями, содействует их социальной реабилитации и интеграции;

5 Губарева Т.И. Спорт лиц с ограниченными возможностями в системе гуманистически ориентированной социальной политики. – М.: ФОН, 2000. – 192 с.

– выступает как привлекательная для участников (особенно для детей и подростков) форма игры, развлечения, позволяющая им активно и творчески отдохнуть, получить положительные эмоции, эстетическое удовольствие, побыть на природе, пообщаться с интересными людьми;

– является соревновательной, предусматривает соревнование участ-ников, но вместе с тем ориентирует их на сотрудничество, единение, формирует стремление к высоконравственному, рыцарскому поведе-нию, красоте действий и поступков, препятствует желанию победить любой ценой, проявлениям грубости, насилия, агрессивности, нацио-нализма и т.п.;

– ориентирует участников на самосовершенствование, гармоничное духовное и физическое развитие, формирование многосторонних способностей и их проявление в различных видах творческой деятельности (спорте, искусстве, техническом творчестве и др.);

– создает такие условия, чтобы среди участников не было «обиженных», чтобы каждый из них мог продемонстрировать определенные достижения и почувствовать себя «победителем»;

– содействует сохранению и развитию самобытной национальной и народной культуры. Центральным элементом «Спартианской» программы и является новая, уникальная модель спорта – Спартианские игры.

Название этих игр – Спартианские (другие возможные названия: Игры «СпАрт», «Турнир рыцарей СпАрта», Игры «Спартианская се-мья» и др.) – связано не с именем древнегреческого города Спарта, как нередко полагают, а с указанным выше словом «СпАрт».

По всем важнейшим параметрам – по своей программе, по системе определения победителей, по составу участников и т.д. – Спартианские игры являются альтернативными по отношению к «жесткой» модели спорта, существенно отличаются от других соревнований, турниров, фестивалей, игр.

В программе Игр:

– соревнования и конкурсы, предполагающие необычное сочетание спорта, искусства и других видов духовно-творческой деятельности;

– соревнования, в которых надо «победить» себя, а не других;

– игры, в которых нет разделения участников на победителей и про-игравших, ценится сотрудничество, юмор, творчество.

При определении победителей (лауреатов) Игр учитывается не только физическое совершенство участников, их спортивное и худо-жественное мастерство, творческие и интеллектуальные способнос-ти, знания, красноречие, но также нравственные и эстетические ас-пекты поведения.

Спартианские игры – демократичные и гуманные соревнования, в которых совместно участвуют и на равных соревнуются:

– дети (начиная с 6 лет) и взрослые;

– лица с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды) и те, кто не имеет таких ограничений;

– лица разного пола;

– люди, увлекающиеся и активно занимающиеся различными видами творческой деятельности (наукой, искусством, спортом, техническим творчеством и т.д.).

Вторая особенность «Спартианской» программы – ее ярко выражен-ный комплексный характер.

Чтобы придать большее значение новой модели организации и прове-дения соревнований, в данной программе в целях повышения культур-ной, духовно-нравственной ценности спорта предусматривается целый ком-плекс и других направлений, форм и методов работы, в том числе:

– организация новой системы образования и подготовки к соревно-ваниям на базе создания спартианских клубов, школ, игротек, игровых спартианских лагерей и т.д.; постановка и решение в ходе этой подго-товки задач, связанных не только с повышением уровня физической подготовленности и спортивного мастерства занимающихся, но также с формированием и развитием у них интеллектуальных, художествен-ных, творческих способностей, нравственной, эстетической и эколо-гической культуры, культуры речи и общения и т.д.;

– разработка и пропаганда определенного духовно-нравственного кодекса поведения (Спартианского кодекса чести);

– новые формы культурно-спортивной работы в рамках олимпийс-кого движения, а вместе с тем развертывание нового гуманистического движения «СпАрт» – спартианского движения;

– использование в рамках этого движения специально разработан-ной системы наград для поощрения высоконравственного и эстетичес-кого поведения, красоты действий и поступков в играх и соревновани-ях, а также разностороннего и гармоничного развития, успехов в раз-личных сферах творческой деятельности и т.д.;

– изменение характера и уровня подготовленности специалистов и т.д.

Уже из этого перечисления основных направлений, форм и мето-дов, предусматриваемых «Спартианской» программой, видно, что она, предполагая активизацию просветительской (информационной, разъяс-нительной) работы в целях повышения духовно-нравственной ценнос-ти спорта, основной акцент делает на иных направлениях деятельности. Учитывается, что основная причина слабой ориентации спортсменов на принципы «честной игры», идеал гармонично развитого атлета ко-ренится не в слабой просветительской работе, а прежде всего в отсут-ствии существенных реальных стимулов, которые формировали бы у них эту ориентацию.

В связи с этим основное внимание программа уделяет созданию ре-альных условий и стимулов, которые побуждают участников соревнова-ний к благородному, рыцарскому поведению в спорте, разносторон-нему и гармоничному развитию.

Комплексный характер «Спартианской» программы состоит и в том, что она рассматривает работу, основанную на использовании спорта, спортивных игр, соревнований, и социально-педагогическую деятель-ность, связанную с искусством, как два важных, дополняющих друг друга компонента единой системы социально-педагогического воздей-ствия на человека для решения широкого круга социально-культурных задач. При этом особое значение придается укреплению связи спорта с искусством, использованию не только традиционных, но и нетрадиционных, принципиально новых форм этой связи.

Читайте также:
Кто основал программу что где когда

Третья особенность «Спартианской» программы состоит в том, что она ориентирована не на какой-то узкий круг лиц с ограниченными возможностями, а на всех представителей этой социальной группы. Бо-лее того, она рассчитана практически на все социальные группы насе-ления и предусматривает не изоляцию лиц с ограниченными возмож-ностями от других, а их постоянное общение в ходе игр, соревнова-ний, обучения и т.д. с теми, кто не имеет таких ограничений, а также детей и взрослых, спортсменов и тех, кто увлекается искусством (нау-кой, техническим творчеством и т.п.).

Такова самая общая характеристика «Спартианской» программы культурно-спортивной работы с лицами, имеющими ограниченные возможности, как программы гуманизации спорта этих лиц.

В приложении 3 в качестве примера приведена программа Спартианских игр «Братеево-96», состоявшихся в Москве в 1996 году.

Источник: studfile.net

Методики проведения занятий с людьми,имеющими отклонения по состоянию здоровья

Последние годы наблюдается увеличение количества студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Если в 1993-94 учебном году их было 1204 человек, в 1994-95 учебном году-1674 человек, в 1995-96 учебном году-1736 человек, то в 1996-97 учебном году-2054 человек.
Адаптация этих студентов к интеллектуальным, физическим и нервным нагрузкам становится актуальной проблемой, требующей в вузе своего решения на протяжении всех лет обучения.

Введение 3
Классификация медицинских групп 4
Методика занятий 7
Виды упражнений 9
Комплекс упражнений при миопии 12
Список использованной литературы 13

Работа содержит 1 файл

Классификация медицинских групп 4

Методика занятий 7

Виды упражнений 9

Комплекс упражнений при миопии 12

Список использованной литературы 13

Введение

Последние годы наблюдается увеличение количества студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Если в 1993-94 учебном году их было 1204 человек, в 1994-95 учебном году-1674 человек, в 1995-96 учебном году-1736 человек, то в 1996-97 учебном году-2054 человек.

Адаптация этих студентов к интеллектуальным, физическим и нервным нагрузкам становится актуальной проблемой, требующей в вузе своего решения на протяжении всех лет обучения.

Общее снижение психосоматического здоровья студентов должно привести к комплексному системному пути укрепления здоровья, основанному на глубокой дифференциации, выборе лечебных педагогических технологий, форм организации учебного процесса, дозирования учебных нагрузок с учетом многих факторов.

Важная роль в решении этой проблемы принадлежит физическому воспитанию.

Необходимыми элементами физического воспитания студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, являются входной контроль и рейтинговая технология физического развития, адаптированная к особенностям соответственно сформированных групп студентов.

Разработанная процедура вводного контроля включает в себя результаты медико-биологического обследования и тесты с серией контрольных упражнений, дающих комплексную информацию, позволяющую оценивать «здоровье» студентов и определять их биологический возраст.

Классификация медицинских групп

Для проведения практических занятий по физическому воспитанию на каждом курсе создаются три учебных отделения: подготовительное, спортивного совершенствования и специальное. Каждое отделение имеет особенности комплектования специфические задачи. Основой для решения этих задач служит система организационных форм и методов обучения.

Эта система объединяет традиционные методические принципы и приёмы физической подготовки с новейшими методами организации передачи и усвоения материала, предусматривает чёткую регламентацию соотношения объёма и интенсивности физической нагрузки, последовательности обучения, чередования различных видов и форм учебной работы.

1. Первым критерием распределения студентов по учебным отделениям являются результаты их медицинского обследования, которое проводится на каждом курсе в начале учебного года.

После прохождения обследования врач определяет состояние здоровья, физическое развитие каждого студента и распределяет его в одну из медицинских групп: основную, подготовительную или специальную.

2. Вторым критерием является уровень физической и спортивно-технической подготовленности, который определяется на первых занятиях после проверки состояния физической и спортивно- технической подготовленности по контрольным упражнениям и нормативам программы по физическому воспитанию.

В результате медицинского обследования и контрольных проверок физической и спортивно-технической подготовленности на подготовительное учебное отделение зачисляются студенты, отнесённые по состоянию здоровья, уровню физического развития и подготовленности к основной и подготовительной медицинским группам.

Распределение по учебным группам этого отделения проводится с учётом пола и уровня физической подготовленности. Численный состав каждой учебной группы в этом отделении должен составлять 12-15 человек.

Студенты подготовительной медицинской группы занимаются отдельно от студентов основной медицинской группы.

В методике проведения занятий в этих группах очень важен учёт принципа постепенности в повышении требований к овладению двигательными навыками и умениями, развитию физических качеств и дозированию физических нагрузок. Содержание практических занятий в этом отделении состоит из программного материала, обязательного для всех учебных отделений, профессионально-прикладной физической подготовки, а также из различных средств, направленных на овладение спортивными навыками и привитие студентам интереса к занятиям спортом.

Теоретические занятия направлены на приобретения студентами знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания, на формирование у студентов сознания и убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.

Учебные группы отделения спортивного совершенствования. В них зачисляются студенты основной медицинской группы, выполнившие контрольные упражнения и нормативы, необходимые для зачисления в соответствующую группу отделения спортивного совершенствования.

Читайте также:
Лучшая программа для прослушивания интернет радио

На специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесённые по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу.

Учебные группы этого отделения комплектуются с учётом пола, характера заболевания и функциональных возможностей организма студентов.

Численность учебной группы составляет от 8 до 15 человек на одного преподавателя.

Учебный процесс по физическому воспитанию в специальном учебном отделении преимущественно направлен на:

* повышение уровня физической работоспособности;

*возможное устранение функциональных отклонений в физическом развитии;

* ликвидацию остаточных явлений после перенесённых заболеваний;

*приобретение необходимых и допустимых для студентов профессионально-прикладных умений и навыков.

Занятия для студентов, зачисленных на это отделение, являются обязательными и проводятся на всём периоде обучения в вузе в объёме 4 часов в неделю.

Программа курса этого отделения включает теорию, практический программный материал, обязательный для всех учебных отделений, профессионально-прикладную физическую подготовку, а также специальные средства для устранения отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии. На теоретических занятиях особое внимание уделяется вопросам врачебного контроля, самоконтроля и методики физического воспитания с учётом отклонений в состоянии здоровья студентов. Общая и профессионально- прикладная физическая подготовка проводятся с учётом функциональных возможностей студентов. Главное в этой подготовке — овладение техникой прикладных упражнений, устранение функциональной недостаточности органов и систем, повышение работоспособности организма. Большое значение в учебных занятиях этого отделения имеет реализация принципов систематичности, доступности и индивидуализации, строгая дозировка нагрузки и постепенное её повышение.

Несмотря на оздоровительно- восстановительную направленность занятий в специальном отделении, они не должны сводиться только к лечебным целям. Преподаватели должны стремиться к тому, чтобы студенты этого отделения приобрели достаточную разностороннюю и специальную физическую подготовленность, улучшили своё физическое развитие и в итоге были переведены в подготовительное учебное отделение.

Учебные группы всех учебных отделений закрепляются за преподавателями физического воспитания на весь период обучения. Если у студентов специального и подготовительного учебных отделений в процессе учебных занятий улучшились состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность, то они на основании заключения врача и решения кафедры по окончании учебного года (или семестра) переводятся в следующую медицинскую группу или учебное отделение. Если в результате болезни или других объективных причин наблюдается ухудшение состояния здоровья, то студенты переводятся в специальную медицинскую группу в любое время учебного года.

На основании данных о состоянии здоровья студенты распределяются на ряд медицинских групп, в том числе на специальную медицинскую группу (далее спецмедгруппа).

Методика занятий

Для студентов спецмедгруппа за основу физического воспитания целесообразно брать последовательное развитие различных физических качеств с введением специальных физических упражнений, направленных на устранение имеющихся отклонений.

Основной вопрос в методике занятий со спецмедгруппами — определение исходного и необходимого уровня физической нагрузки с учетом состояния здоровья, пола, физической подготовки.

Величина физической нагрузки зависит от ряда компонентов: подбора физических упражнений и их количества, исходных положений, темпа, ритма и амплитуды выполнения, от продолжительности урока и других факторов.

Составленный комплекс должен обеспечивать равномерное распределение физической нагрузки на все группы мышц, служить общему укреплению организма, развитию и поддержанию таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость.

Следует осторожно включать в комплекс упражнения на быстроту, с задержкой дыхания, наклоны и другие упражнения, требующие значительного напряжения мышц плечевого пояса.

Трудность упражнений надо повышать постепенно, большое значение приобретает правильный подбор упражнений для различных групп мышц, чередование напряжения и расслабления.

Упражнения должны оказывать равномерное воздействие на все мышечные группы. Каждое предыдущие должно подготавливать организм к следующему и обеспечивать чередование работы различных мышечных групп.

При выполнении упражнений с набивными мячами и гантелями наблюдается поочередное максимальное напряжение работающих мышечных групп, а затем на расслабление, что положительно сказывается на протекании физиологических процессов в организме.

При выполнении упражнений на снарядах основная нагрузка — на плечевой пояс, что приводит к повышению внутригрудного давления и затруднению работы сердца.

Упражнения, требующие значительной физической силы, чередуются с упражнениями на расслабление, с ходьбой в умеренном темпе. Этим достигается ускорение восстановительных процессов в организме.

На занятиях спецмедгруппа используются разнообразные упражнения, оказывающие всестороннее воздействие на организм. В программу занятий включаются гимнастические упражнения, элементы легкоатлетических упражнений, спортивные и подвижные игры, плавание, ходьба на лыжах.

Общеразвивающие упражнения — основной вид упражнений в спецмедгруппа, они обеспечивают решение главных задач, стоящих перед группами здоровья. Общеразвивающие упражнения способствуют совершенствованию двигательных навыков. С их помощью легко дозировать нагрузку на занятиях, избирательно воздействовать на организм.

В результате регулярных улучшается деятельность всех систем организма, усиливается обмен веществ, укрепляется мускулатура, сохраняется правильная осанка, воспитывается сила, ловкость, выносливость.

Виды упражнений

Общеразвивающие упражнения могут выполняться без предметов, с предметами и на снарядах.

1. Упражнения без предметов

1.1. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса выполняются из самых разнообразных исходных положений. Движения в стороны, вверх, назад, вперед осуществляются, как прямимы руками, так и согнутыми в локтевых суставах. Эти упражнения могут широко сочетаться с упражнениями для других мышечных групп.

Источник: www.stud24.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru