Почему человек всегда, если только не спит, находится в движении, чем-то занят? И что будет, если он впадет в состояние покоя и делать ничего не будет? Да он просто умрет — от голода, жажды, холода, скуки. Жизнь — это постоянная деятельность, определение в обществознании звучит как череда необходимых действий ради самой жизни.
Сущность человеческой активности
То, что обществу нужны энергичные, предприимчивые, деловитые граждане — аксиома. Иначе оно превратится в стоячее болото или в тот пресловутый лежачий камень, под который и вода не течет. Именно активность людей на всех уровнях общественного бытия гарантирует всестороннее развитие как всего государства, так и его отдельных индивидов.
У слова «активность» много синонимов и одно из них — «деятельность». Они взаимопоясняют друг друга и дополняют. Что служит причиной человеческой активной деятельности:
Что такое спрос и предложение? Неценовые факторы спроса и предложения | обществознание ЕГЭ 2022
- Способность осознавать недостатки и достоинства мира, которые можно использовать в своих целях.
- Потребность в приспособлении окружающей среды к своим нуждам и, наоборот, в приспосабливании к ее условиям, которые не поддаются изменениям. Например, невозможно исключить зиму из природного сезонного цикла и заменить ее вечной весной.
- Любопытство, потребность в познании причинно-следственных связей, существующих в природе, и в использовании их в собственных целях.
Таким образом, человеческая деятельность в обществознании — это осмысленная практическая и познавательная активность индивида, направленная на освоение и изменения среды обитания с целью удовлетворения его собственных нужд и потребностей.
Схема действия
Осмысленная деятельность в обществознании — это последовательное выполнение конкретных операций, гарантирующих получение задуманного результата.
В первую очередь следует определить, кто будет субъектом, то есть, исполнителем задуманного действия в зависимости от его масштаба и содержания:
- один человек, обладающий необходимыми знаниями и навыками;
- группа людей (члены избирательной, приемной, проверяющей комиссии);
- общество.
Далее надо решить, на какой объект направляется деятельность субъекта. Это может быть предмет (например, из чего соорудить памятник или построить дом), один человек, коллектив, семья или даже невидимый глазу, нематериальный процесс (эстетическое восприятие молодежью предметов искусства). Объектом аналитической деятельности могут быть собственные черты характера, взгляды, вкусы человека. В таком случае он выступает и как ее объект, и как субъект.
Мотивы и цель субъекта деятельности должны быть им предельно обдуманными и понятными. В противном случае она становится хаотичной, затратной по времени и средствам и может оказаться безрезультатной.
Все темы обществознание 5-11 класс | Теория, которая точно пригодится тебе на ОГЭ и ЕГЭ
Методы и способы, средства продвижения к цели должны быть обоснованными, реальными и доступными.
Процесс осуществления деятельности в обществознании — это планомерное, поэтапное продвижение к задуманному результату с рациональным разрешением возникающих новых задач и проблем.
Результат труда — материальный или нематериальный. Он подвергается анализу, сравниванию с задуманным и в случае необходимости корректируется, дорабатывается.
Этическая сторона деятельности
Не всякое дело — благо для самого человека и общества. С этой точки зрения виды деятельности обществознание делит на созидательную, полезную, и деструктивную, разрушительную.
Многочисленны примеры общественно одобряемых действий отдельных лиц и групп энтузиастов. Они направлены на улучшение условий жизни, материального положения одиноких, пожилых, малообеспеченных граждан: волонтерство, шефство, опека, сбор средств. Нередки различные акции по наведению порядка в городе или поселке — субботники, воскресники, месячники.
Деструктивная, вредная и опасная деятельность в обществознании — это противоречащая законодательству, нормам социального сосуществования: грабежи и воровство, умышленные убийства по разным мотивам, шпионаж, дезертирство, оставление в опасности человека, клевета и др.
Ситуации, когда человек испытывает искушение преступить моральные правила и нормы, возникают часто. Какое решение он примет — зависит от его характера, нравственной стойкости, воспитания.
Виды деятельности
Многочисленные виды действий человек осваивает постепенно, от самых простых до самых сложных, по мере формирования его сознания и потребностей:
- Общение. С первых дней жизни ребенок получает множество сигналов из окружающей среды и с помощью взрослых учится реагировать и осознанно взаимодействовать с ней. То есть общаться. Формы и навыки этой деятельности усложняются по мере появления собственных ее целей и приобретения коммуникативного опыта.
- Игра. Вначале она служит средством развлечения, примитивна по содержанию. Но постепенно именно в игре ребенок копирует, моделирует и разрешает различные жизненные ситуации, то есть опосредованно учится искусству социального взаимодействия.
- Учение. Организуется взрослыми как способ формирования у детей необходимых в жизни знаний, умений и навыков. Без него невозможно развитие психики. В сознательном возрасте человек может по разным мотивам заниматься самообразованием в избранной области знания.
- Труд. Это деятельность человека, группы людей для достижения желаемого результата. Его цель — достижение собственного или общественного благосостояния.
- Творчество. Это деятельность людей, у которых велика потребность реализовать новые и необычные идеи и образы в материальных предметах (картины, скульптура, постройки, кино, спектакли). Ее основа — развитое воображение и фантазия.
В течение жизни человек в большей или меньшей степени овладевает разными видами деятельности. Это зависит как от природных задатков, воспитания, так и от индивидуальных целей и потребностей.
Формы деятельности
Труд бывает физическим и умственным. Эти формы деятельности в обществознании характеризуются так:
- Физический труд требует больших энергетических затрат, поскольку человек испытывает значительные мышечные нагрузки. Все системы организма — дыхательная, сердечная, нервная — интенсивно активизируются.
- Умственный или интеллектуальный труд обеспечивается напряжением мозговой деятельности, мышления: поступающая информация анализируется в мозгу, что требует концентрации внимания, запоминания. Затем создается новый план действий с обдумыванием места, времени, способов, средств его реализации.
Эти формы деятельности, определяемые в обществознании — это не строго изолированные друг от друга формы. Физический труд работника (строителя, грузчика, спасателя) не исключает, а стимулирует его мыслительную работу. Сознательное отношение к ней требует обдумывания последовательности (планирования) и характера действий, концентрации внимания, анализа результатов, поиска методов оптимизации и исправления допущенных ошибок.
Умственный труд зачастую сочетается с физическим, когда, например, изобретатель сам занимается изготовлением деталей, сборкой, испытаниями придуманного агрегата.
Источник: fb.ru
Социальное действие: определение понятия и примеры
Социальное действие — это активное волеизъявление, осознанное индивидом и направленное на других людей. К примеру, беру я ручку со стола. Это не социальное действие, так как направлено на объект, а не на субъект. Социальное действие всегда направлено на субъект (актора) — другого человека.
Определение понятия
Тема социального действия крайне не проста для понимания. Однако она тоже входит в тесты егэ по обществознанию. Итак что же такое социальное действие?
Учащиеся сразу думают: «А, это значит любое действие, где есть люди — социально». НЕТ! Далеко не любое действие социально, даже если оно происходит на людях! Например: пошел дождь — все открыли зонты. Это просто реакция на погоду.
А вот если нет дождя и люди стали что-то массовое делать — это будет флэш-моб — социальное действие.
Также не является социальным любое действие в массе людей, так как масса имеет свойство подчинять себе индивидуальную психику. В массе людей эмоции и настроения крайне быстро, стихийно распространяются — и может так оказаться, что Вы уже не Вы, что у Вас в руке уже топор и Вы долбите чью-то машину…. Хотя в обычной жизни Вы, предположим тихоня и Вам не до чужих машин
Также не будет являться таким действием, например, просмотр телевизора или молитва в комнате одного человека. Давайте на чистоту: в случае с телевизором это не Вы влияете на телевизор, а он на Вас! Тут, в общем позвонил мне мой Интернет-провайдер и сообщил новость, что в стоимость моего Интернета оказывается входит ещё кабельное. И я вот думаю, что сам телевизор практически не смотрю, и вообще мне как-то фиолетово на то, есть у меня кабельное или нет….
Поверить в то, что люди сообщили мне о пропадающей услуге из добрых побуждений («Что это он платит за Инет, а ТV не пользуется! Непорядок»)? Я не настолько наивен! Поверить в то, что меня хотят зомбировать, предлагая мне эту допуслугу… — я не настолько одержимый идеей заговора! Кругом полно загадок! Как думаете — стоит подключить зомбовизор? Вы сами часто смотрите TV.
Жду ответы в комментариях!
В случае с молитвой в комнате перед сном — то, кроме молящегося в комнате нет людей — поэтому действие не социальное. Если Вы верите, что общаетесь с ангелами и с Богом — это ваше личное, никому не нужное дело. А вот массовое моление — уже, естественно, социальное действие!
Типы социального действия по Максу Веберу
Вообще развил теорию социального действия выдающийся немецкий ученый — Макс Вебер. Я, если честно, очень проникся его трудами — классно писал!
Дак вот, Макс Вебер предложил не просто какую-то там идейку, а разработанную теорию, внятно отвечающую на вопрос: «Почему люди поступают так, а не иначе?» Ответ на этот вопрос прост: люди выбирают то или иное действие, руководствуясь одной из четырех мотиваций. Согласно этим мотивациям выделяются следующие типы:
1. Целерациональное действие — обусловленное некой целью, и люди и вещи трактуются как средства ее достижения. В этой мотивации заключено всё многообразие человеческих действий. Хотите, к примеру, мороженое? Вот и используете вещи (деньги) или других людей («Ну купи, купи-и-и мне мороженое!») как средства для достижения своих целей.
Например, поиск интересной работы: цель найти подходящую работу и не просто абы какую, а интересную. Кстати, как это сделать, смотри мой пост о профориентации .
Кажется, что в большинстве случаев поведение людей целерационально? Увы, вынужден развеять ваши догадки. В самом деле, как часто люди действительно знают, чего хотят? Зачастую они не способны этого понять…. Не согласны? Читайте дальше и я думаю, что согласитесь со мной…
2. Ценностнорациональное действие — активное волеизъявление, обусловленное верой в некие ценности. Например, у меня к вам вопрос: бывает, что вы подаете денежку нищему? Да? Почему вы это делаете? Только честно!
Жалко?
А может, вы искренне верите, что когда вы подаете ему денежку, вам на небесах плюсик прибавляется? И в конце жизни, вы надеетесь, что количество плюсиков переборет количество минусов? Напишите в комментах, почему вы совершаете подаяние, если совершаете? Только честно!
3. Аффективное — действие, обусловленное эмоциями. Я уже писал выше, что поведение людей не всегда рационально. В самом деле. Просыпаетесь вы утром и думаете : «Хочу чего-то БОЛЬШОГО и БЕЛОГО!», а чего не знаете! Бывает у вас такое?
И вот весь день вас тянет на БОЛЬШИЕ и БЕЛЫЕ сугробы снега, или на БОЛЬШИЕ и БЕЛЫЕ ванны, или вам предлагают купить БОЛЬШУЮ и БЕЛУЮ козу….
А вы не понимаете, почему с вами всё это происходит. А ответ прост — эмоции («ХАЧУ»). Хотели вы, к примеру, купить машину. Купили, а она не заводится. Заглянули под капот, а там детали все аккуратно сложены на газетке и записка «закрути меня!». Думаю, ваш аффект обеспечен продавцу
4. Традиционное действие — обусловлено традициями и обычаями. Например, традиционные праздники — люди из соблюдают из-за уважаемой ими традиции. Каждый год люди под новый год ёлочки срубают, наряжают, а потом выбрасывают на помойку — такова традиция — массовое жертвоприношение ёлочек под новый год. Green Peace отдыхает! Сурово, в общем.
Такова вкратце теория социального действия. Кстати именно Макс Вебер является основателем так называемой «понимающей социологии», которая призвана понимать действия людей.
С уважением, Андрей Пучков
Источник: ege59.ru
Деятельность человека
Любая деятельность — это процесс, в ходе которого человек удовлетворяет свой интерес или потребность, меняет действительность и познает мир. Сейчас расскажем, какие бывают виды деятельности с точки зрения обществознания.
1 сентября 2021
· Обновлено 23 июня 2023
Деятельность — это способ взаимодействия с окружающим миром, который присущ только человеку. Только человек может ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, подбирать средства для ее осуществления и корректировать деятельность по мере необходимости.
Структура деятельности
Схематично можно представить структуру деятельности таким образом:
Разберем компоненты этой схемы по порядку.
- Субъект деятельности — это человек. Также в роли субъекта может выступать социальная группа или общество в целом.
- Объект деятельности — предметы, процессы и явления, а также другие люди и социальные группы, общество.
- Мотив деятельности — потребности человека, то, что побуждает его к действиям.
- Цель деятельности — образ желаемого результата.
- Средства (инструменты) — то, с помощью чего субъект осуществляет деятельность.
- Действие (процесс) — конкретные шаги, которые предпринимает субъект для достижения результата.
- Результат деятельности — итог, продукт, то, что получилось в результате действий субъекта.
Чтобы лучше понять структуру деятельности, давайте рассмотрим ее на конкретном примере — поиск работы.
Субъект деятельности
Объект деятельности
Статус на рынке труда
Цель
Трудоустройство в хорошую компанию на высокую зарплату
Мотивы
Мотивы могут быть разными у каждого субъекта деятельности. Для примера пусть мотивами нашего соискателя будут желание купить квартиру в центре города и необходимость помогать старенькой маме
Средства
Сайты поиска вакансий
Действия
Поиск вакансий на соответствующих сайтах, рассылка резюме, участие в собеседованиях
Результат деятельности
Смена статуса с безработного на имеющего полную занятость
Получай лайфхаки, статьи, видео и чек-листы по обучению на почту
Твоя пятёрка по английскому.
С подробными решениями домашки от Skysmart
Деятельность человека и активность животного
Может показаться, что не только люди могут быть субъектами деятельности. Ведь животные тоже могут вполне увлеченно и осознанно — на первый взгляд — выполнять какие-то действия: умываться, будить хозяина, охотиться, заботиться о потомстве.
Действительно, между деятельностью человека и активностью животного есть сходства, но человека отличает творческо-преобразующее отношение к миру.
Деятельность человека
Активность животного
Человек приспосабливается к окружающему миру через его масштабную переработку, вплоть до создания искусственной среды вокруг себя
Животное приспосабливается к миру через перестройку своего организма (мутационные изменения)
Человек осознанно ставит цели и задачи на основании анализа ситуации
Животное, каким бы осознанным оно ни выглядело, подчиняется инстинкту
Человек создает орудия труда, которые усиливают его физические возможности
Животное воздействует на окружающую среду непосредственно через свое тело
Деятельность человека носит созидательный характер
Активность животного носит потребительский характер
Отличительные признаки деятельности
Для деятельности характерны такие отличительные черты:
- Сознательность, то есть сознательная постановка целей.
- Продуктивность, то есть направленность на получение результата.
- Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя.
- Общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата.
Виды (формы) деятельности
В рамках курса обществознания обычно выделяют четыре основных формы деятельности — игру, учение, труд и общение.
- Игра — это свободная развивающая деятельность, которую субъект выполняет по желанию и ради удовольствия от процесса. Обычно у игры есть четкий набор правил. Во время игры дети зачастую готовятся к взрослой деятельности — учебе, работе, семейным отношениям.
- Учение (познание) — это осознанный и целенаправленный процесс получения новых знаний и навыков.
- Труд — это процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого первый создает продукты, необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.
- Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.
Игра как особый вид деятельности
Цель игры — не производство материального продукта, а сам процесс, в ходе которого ребенок отдыхает и развлекается. Этим игра отличается от других видов деятельности, у которых есть четкая цель.
Мотивы деятельности
Как мы уже упомянули выше, мотивы деятельности могут существенно различаться от субъекта к субъекту. В таблице собрали основные виды мотивов, которые могут вдохновлять человека на деятельность.
Потребности — нужда человека в необходимом для жизни и развития.
Социальные установки — ориентация человека на что-либо.
Убеждения — эмоционально-ценностные отношения к действительности
Интересы — реальная причина действий, которая стоит за мотивами.
Влечения — психические состояния, которые выражают неосознанную необходимость.
Классификация деятельности
В обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности.
В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной.
Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения материальных потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества.
Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает:
- познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме;
- ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира;
- прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности.
Творческая деятельность
Особым видом деятельности является творчество — процесс создания чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческой деятельностью занимаются художники, писатели, ученые.
Также творчество можно рассматривать как компонент другой деятельности. Так, наш соискатель из примера выше может проявить творчество в процессе подготовки резюме и придумать совершенно новый подход, который покорит работодателя.
Ключевыми для творческой деятельности являются такие способности:
- комбинировать уже существующие знаний;
- создавать новые образы в сознании (воображение);
- создавать яркие, сильные представления (фантазия);
- получать знания неосознанно (интуиция).
Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.
Вопросы для самопроверки
- Вспомните четыре основных вида деятельности и раскройте значение каждого из них.
- Кто может быть субъектом деятельности?
- Кот Васька.
- Учитель химии.
- Ученики 5А класса средней школы №151.
- Население КНДР.
Источник: skysmart.ru