Обзор программ для чтения с экрана людьми с ограниченными возможностями
В этой статье рассматриваются программы для воспроизведения вслух текста с экрана.
БЕСПЛАТНАЯ ПРОГРАММА ЭКРАННОГО ДОСТУПА NVDA
- В настоящее время NVDA распространяется в трех вариантах:
- инсталляционный пакет с встроенным синтезатором речи, позволяющий самостоятельно установить программу на компьютер;
- портативная версия для использования, например, на флэш-дисках;
- третий вариант предназначен для тех, кто хочет принять участие в разработке NVDA и содержит исходные коды программы.
Запуск NVDA
Необходимо распаковать zip-архив в отдельную папку на диске, затем запустить файл nvda.exe. Рекомендуется перед запуском NVDA выгрузить другие программы экранного доступа.
Во время запуска NVDA звучит короткий музыкальный фрагмент, означающий, что программа экранного доступа начала свою работу. Затем на экране появляется основное окно NVDA, в котором отображается короткая справка о том, как начать работу с программой, какие комбинации клавиш можно использовать, а также о том, как изменить те или иные настройки.
NVDA Программа чтения текста голосом — книги, документы, веб страницы, содержимое экрана
Вся документация по NVDA находится на страницах NVDA info wiki. Часть основной документации входит в состав инсталляционного пакета NVDA.
JAWS
JAWS (Job Access With Speech) — программа для чтения с экрана компьютера, предназначенная для людей с ослабленным зрением. Разработана группой слепых и слабовидящих людей из Freedom Scientific в Сент-Питерсберг, штат Флорида, США. Цель продукта состоит в том, чтобы персональные компьютеры, использующие операционную систему Microsoft Windows, были доступны для слепых и слабовидящих пользователей. Чтение происходит путём предоставления пользователю информации, отображаемой на экране, через озвучивание текста на экране (text-to-speech) и с помощью шрифта Брайля, позволяющего без ограничений пользоваться клавиатурой.
Установка JAWS на приме версии 6.0
По умолчанию, JAWS 6 устанавливается в папку C:Program FilesFreedom ScientificJAWS6.0. В связи с новой структурой папок JAWS вам не удастся запускать программу, набирая в строке «Выполнить» строку вида c:jaws60jfw. Но, можно запускать JAWS из диалога «Выполнить», просто набрав JAWS6.
Вот как выглядит по умолчанию структура папок JAWS на многопользовательских операционных системах при установке англоязычной версии:
- Основные файлы программы: C:Program FilesFreedom ScientificJAWS6.0
- Индивидуальные пользовательские настройки: c:Documents and Settings[имя пользователя]Application DataFreedom ScientificJAWS6.0SettingsEnu.
- Общие настройки (для всех пользователей): c:Documents and SettingsAll UsersApplication DataFreedom ScientificJAWS6.0SettingsEnu.
Непосредственно после установки JAWS пользовательские директории настроек пусты. Файлы в них появляются лишь после того, как Вы меняете свои настройки.
Телесуфлер для телефона, как читать незаметно для зрителя
Соответственно, если Вы, например, начнёте редактировать файлы конфигурации или скрипты встроенными средствами JAWS, то по умолчанию изменённый вариант файлов будет сохраняться в Вашей пользовательской директории, а не в общих настройках. Таким образом, у каждого пользователя получаются свои настройки. Чтобы изменить настройки для всех сразу, нужно редактировать файлы в папке All Users. Предполагается, что заниматься этим будут лишь опытные пользователи.
Если Вы запутались в настройках, то можно заставить JAWS запуститься с настройками по умолчанию. Для этого в строке «Выполнить» необходимо написать
И нажать Enter. JAWS заработает с исходными заводскими настройками, игнорируя все пользовательские изменения.
Для пользователей Windows Vista функция «Automatically Start JAWS» (автоматический старт JAWS) теперь реализована как кнопка в диалоге Basic Settings (Основные настройки) ниже меню Options. следует использовать эту кнопку, чтобы настроить запуск JAWS до или после входа в систему. Также можно определить, загружать ли JAWS, если компьютером пользуются несколько человек.
ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ ФИРМЫ CLAROSOFTWARE
ClaroSoftware (www.clarosoftware.com) — молодая IT компания, разработчик программного обеспечения для людей с ограниченными возможностями и прежде всего для незрячих и слабовидящих. Программы ClaroSoftware позволяют людям с ограниченными возможностями по всему миру пользоваться и работать на компьютере.
Краткое описание некоторых программ ClaroSoftware
Вспомогательные технологии: что означает средства чтения с экрана, верно?
Если вы веб-разработчик / дизайнер, вы, вероятно, встретите в своей работе аббревиатуру «AT» или « Вспомогательные технологии» . Соблазнительно воспринимать «AT» как еще одно имя из программ чтения с экрана – но это не всегда так.
На самом деле, вспомогательные технологии включают в себя удивительно широкий спектр продуктов и программного обеспечения, помимо обычной программы для чтения с экрана. Итак, сегодня я подумал, что мы могли бы расширить общее представление о том, что квалифицируется как «AT», и выделить некоторые менее часто обсуждаемые примеры в этой категории.
Но сначала давайте определимся, что именно мы подразумеваем под «вспомогательными технологиями».
Вспомогательная технология относится к продукту, оборудованию или программному обеспечению, которое помогает пользователю выполнять функциональные задачи, которые трудно выполнить иначе. Растущая потребность в этой технологии возникает из-за растущего числа людей, имеющих дело со зрением, потерей слуха, когнитивными расстройствами и другими проблемами. Некоторые из этих статистических данных я включил в одну из моих статей о доступности .
Обновляемый дисплей Брайля
Эта вспомогательная технология представляет собой электромагнитное устройство для отображения символов Брайля, разработанное Луи Брайлем почти 200 лет назад.
Использование: Полезно для пользователей с ослабленным зрением, чтобы читать текст через круглые штифты, приподнятые через отверстия на плоской поверхности.
Экранные лупы
Microsoft Windows поставляется со встроенным приложением для увеличителей экрана. Это приложение фактически является частью Windows начиная с Windows 98, хотя, безусловно, существует множество сторонних продуктов, которые выполняют аналогичную задачу. На приведенном ниже рисунке показана экранная лупа, работающая на sitepoint.com.
Использование: полезно для пользователей с ослабленным зрением, позволяя им легко увеличивать видимые детали на любой веб-странице или в приложении в своей системе.
iOS VoiceOver (сенсорный доступ)
Apple вложила много средств в свои функции доступности iOS. VoiceOver – это интерфейс, построенный вокруг сильного акцента на использовании касания и жестов. Это, безусловно, разнообразные программы для чтения с экрана, хотя они сосредоточены вокруг касания.
VoiceOver включает новую функцию «Ротор», которая позволяет пользователям «набирать» различные пути навигации по странице – например, по заголовкам, ссылкам или изображениям. Включает встроенные голоса на 30 языках. VoiceOver может выводить на беспроводной дисплей Брайля Bluetooth.
Использование: пользователи могут перемещаться по приложениям с помощью широких жестов. Он включает в себя широкий набор функций, таких как ввод текста, отображение Брайля, международные голоса и т. Д.
Proloquo2Go
Сайт Proloquo2Go описывает свой продукт как:
Proloquo2Go – это коммуникационное приложение, которое предоставляет голосовые способности тем, кто не может говорить, нажимая кнопки, прогнозирование слов, а также глаголы и существительные. Это становится все более важным, поскольку речевые интерфейсы становятся все более и более распространенным местом в нашей жизни.
ToggleKeys
«Эволюционируем как страусы»: о плюсах и минусах чтения c экрана
В современном мире люди все чаще читают с экрана. В интернете мы взаимодействуем с гипертекстами и медиатекстами, непохожими на тексты из бумажных книг и учебников — ученые называют это цифровым чтением. Сейчас группа исследователей из Института Пушкина в рамках спецпроекта изучает, как современные школьники читают онлайн. Руководитель проекта, ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных и лингвистических исследований Института Пушкина Мария Лебедева рассказала о первых результатах этого исследования.
Мы стали читать быстрее, но у этого навыка есть и обратная сторона
В истории исследований цифрового чтения есть любопытная закономерность. Первые эксперименты, проведенные в 1980–90-х годах, показывали, что с экрана люди читают медленнее, чем с бумаги.
В нулевые годы эта разница начинает нивелироваться: собираются данные о том, что нет существенных отличий в скорости между чтением с бумаги и с экрана. А уже в 2010-х годах появляется все больше свидетельств ускорения цифрового чтения. Например, в одном из экспериментов, проведенных в 2018 году, выяснилось, что российские школьники 12–14 лет читают электронный текст быстрее, чем его бумажный аналог.
Очевидно, что на скорость чтения влиял и носитель текста: вряд ли получалось быстро читать с неудобных, больших и темных экранов 80–90-х годов. Но дело не только в удобстве гаджетов, но и в привычках, которые сформировались у нас из-за постоянного контакта с экраном.
Пролистывание текста на экране, скольжение по тексту в поисках нужной или интересной информации — этот ежедневный комплекс «упражнений» делает из нас скоростных чтецов. Еще в 1998 году писатель Умберто Эко говорил: «Новое поколение детей из-за компьютера научилось читать с дикой скоростью, и сейчас тинейджер читает быстрее, чем профессор университета, — вернее, профессор читает медленнее, чем тинейджер». Что бы он сказал про космические скорости современных читателей!
Но ведь читать быстро — это прекрасно? В единицу времени можно получать больше информации. Можно не тратиться на курсы скорочтения, столь популярные когда-то. Но все не так просто: у быстрого чтения есть обратная сторона.
Что такое просмотровое, поисковое и аналитическое чтение
Когда ученые изучили феномен скорочтения, оказалось, что даже «звездные» скорочтецы не могут работать с текстом на высоких скоростях, сохраняя при этом достаточное понимание текста. Здесь уместна шутка Вуди Аллена: «Я окончил курсы скорочтения и прочел „Войну и мир“ за двадцать минут. Там что-то про Россию».
Техники скорочтения во многом похожи на механизмы цифрового чтения. В зарубежных исследованиях накоплены свидетельства того, что в цифровой среде мы склонны читать поверхностно: скорее не читать, а просматривать текст, скользить по нему взглядом, иногда останавливаясь на важных фактах.
Таким образом отрабатываются два типа чтения: просмотровое и поисковое
А вот развитию изучающего, аналитического чтения, которое требует вчитывания в смысл текста, внимания к причинно-следственным связям, образам, — этому типу чтения потребление текста с экрана само по себе не способствует.
Если сравнить наши читательские умения с физической подготовкой, то получится, что мы неосознанно накачиваем одни мышцы, в то время как другие ослабевают. Эволюционируем в чтении как страусы: сильные ноги и недоразвитые крылья.
Привычка читать короткие цифровые тексты может влиять и на читательские навыки взрослых
Ладно, не страусы. Я сознательно сгустила краски, чтобы яснее описать риски того дисбаланса, который может возникнуть из-за преобладания цифрового чтения в повседневной практике. Исследователи сходятся в том, что важно осознавать особенности взаимодействия с онлайн-текстами, чтобы уметь их грамотно использовать и преодолевать ограничения формата.
Сейчас нужно прилагать отдельные усилия, чтобы научиться замедляться, погружаться в текст, читать аналитически
Причем, судя по всему, это относится не только к детям, но и ко взрослым: хотя лонгитюдных исследований пока нет, есть частные свидетельства того, что привычка читать короткие цифровые тексты может влиять и на читательские навыки взрослых. Например, образованные взрослые сетуют на то, что больше не способны читать объемные произведения вроде «Войны и мира» или даже длинного поста в блоге.
Но есть и хорошие новости. Во-первых, хоть цифровое чтение действительно заняло значительное место в нашей жизни, оно не вытеснило бумажных книг — по крайней мере, когда речь идет о чтении художественной литературы, чтении для удовольствия и чтении для учебы.
«Научился читать в четыре = хороший мальчик»: что стоит за желанием родителей, чтобы дети читали
А во-вторых, есть основания полагать, что существуют специальные техники или действия, основанные на читательской осознанности, которые помогают преодолеть ограничения цифровой среды. В науке такие сознательные действия называют метакогнитивными стратегиями.
Например, важной метакогнитивной стратегией является умение настраивать скорость чтения в зависимости от цели, типа текста, сложности текста и других условий. Использованию этих стратегий можно научиться. А чтобы знать, какие именно стратегии приводят к более эффективному чтению, нам нужны исследования.
Если речь идет о досуговом чтении, дети отдают однозначное предпочтение бумажным книгам
Как раз такими исследованиями мы и занимаемся. Нам не хватает знаний о том, как работают с цифровыми текстами именно русскоязычные школьники: большинство публикаций по этой теме изучали носителей других языков и представителей других читательских традиций.
Сейчас нам удалось установить некоторые особенности читательского поведения детей и подростков. Оказалось, что чаще всего школьники 7–11-х классов все-таки взаимодействуют с текстами на экране. Любопытно при этом, что это занятие они и не считают чтением. В глубинных интервью на вопросы о чтении наши респонденты отвечали про книги или учебники. Нам приходилось отдельно подчеркивать, что тексты в социальных сетях или мессенджерах мы тоже читаем и это тоже достойно обсуждения и изучения.
При этом школьники неплохо разбираются, какую информацию лучше читать в бумажном варианте, а какую — в цифровом
Если речь идет о досуговом чтении, то есть чтении для удовольствия, дети отдают однозначное предпочтение бумажным книгам. Для получения учебной информации, по их мнению, одинаково хороши и бумажный, и цифровой носители. А еще для школьников, хоть они и «цифровые аборигены», оказался актуальным формат распечаток: если важная для учебы информация есть в интернете, ее распечатывают и затем работают с ней.
Еще один важный вывод: школьники хорошо осознают особенности цифрового чтения. Наши респонденты замечают, что быстрее читают с экранов, чем с бумаги, но и быстрее забывают прочитанное. При этом говорят, что именно экранное чтение помогает, когда нужно узнавать конкретные факты, искать выделять из текста что-то определенное. В целом дети очень здорово чувствуют разницу между форматами: их самоотчеты очень точно совпадают с выводами ученых!
Более подробно результаты первого этапа исследования представлены в научной статье. А сейчас мы сосредоточились на том, чтобы посмотреть, как в реальности школьники работают с разными типами цифрового текста; какие стратегии цифрового чтения используют и какие из этих стратегий приводят их к успешному пониманию текста. Это поможет нам сформулировать рекомендации по обучению цифровому чтению, важные для современной реальности.
Для этого мы проводим серию экспериментов, в которых приглашаем принять участие читателей«Мела». Для этого нужно пройти по ссылке, ответить на несколько вопросов и прочитать несколько текстов (и получить небольшой подарок в конце). Результатами исследования обещаем поделиться! Мы также будем рады сотрудничеству с образовательными организациями. Если вам интересно принять участие в наших исследованиях, познакомьтесь с более подробной информацией по ссылке и напишите нам.
Фото на обложке: Shutterstock / Dmytro Zinkevych
Источник: mel.fm