Программы аспирантуры это что

Раз уж начали за упокой за аспирантуру и продолжили делиться своим мнением в ответных статьях, то есть смысл высказаться и мне, чтобы помочь читателю, ознакомившемуся с предыдущими двумя материалами, решить вопрос: «Как совместить такой реликт советского образования, как аспирантура , с работой в IT и преподаванием?».

С вами Иванов Иннокентий — аспирант, веб-разработчик, создавший себе информационный пузырь и выдумавший свой манямирок для поддержания ЧСВ и сдерживания микрошизоидного расстройства (диагноз ставил себе сам по фильмам типа Бойцовский клуб).

  • Общий дисклеймер:
  • Публикация предназначена для просмотра с устройства под управлением клавиатуры. Настоятельно рекомендуется подключить мышь или использовать тачпад;
  • Это первая статья автора на подобных площадках, хотя он конкретно с Хабром официально связан с 2014 года, по факту — с 2012 г.;
  • Стиль изложения автора состоит из:
  • Академический, ввиду 10+ лет стажа в образовательно-научной среде;
  • Двачёво-лурко-постиронично-стёбный, ввиду 10+ лет обитания в нижнем сегменте Рунета.

Рецепт успеха таков и более никаков (версия автора):

Аспирантура: ЗА и ПРОТИВ! Поступать или нет?

  • Выкиньте личную жизнь из вашей жизни;
  • Не требуйте много от жизни в принципе;
  • Имейте развитое ЧСВ и возведите значимость дипломов и сертификатов в апогей идолизации вашего представления о мире;
  • На преподавание тратьте максимум 4 часа в неделю (0.15 ставки в университете), на остальную часть аспирантуры — свой вечер;
  • На работу тратьте свой рабочий день.

Нужна ли аспирантура для айтишника (нет)?

  • Нет (да, действительно нет).

Введение

Я не буду ходить вокруг да около с объяснением терминов, что такое аспирантура, как она соотносится к образованию в России и постсоветских странах, ведь есть та же Википедия или более откровенный, не менее объективный и такой же недевственный материал на Лурке. Сначала лучше рассказать о своем опыте на данной ступени образования, а затем перейти к рассуждениям, как сохранить баланс работа/учеба/наука (опять же, личный опыт). В данной статье также будет рассмотрен вопрос о необходимости собственно аспирантуры как ступени образования в РФ и необходимости её для сферического нижесреднего (формошлёпного или крудоёбного) айтишника.

Личный опыт и история

Я буду говорить об учебе поначалу с финансовой точки зрения, а не с точки зрения трудности совмещения учебы, работы и личной жизни. Тут много воды. Хотите мяса? Перейдите сразу к аспирантуре.

Начнем с моего резюме, которое два раза банили на местных и федеральных порталах охотников за головами (или в, простонародье, хед-хантеров или эйчаров ) и, уверен, находящегося во всех возможных черных списках за слишком душную подачу себя на любом интервью (мне по секрету так сказала одна из HR):

  • 2001–2012 гг. ;
  • 2012–2016 гг. Педагогический институт, кафедра информационных технологий, бакалавриат, программа «Информатика и вычислительная техника» (поступил в 18 лет);
  • 2016–2018 гг. Педагогический институт, кафедра информационных технологий, магистратура, программа «Корпоративное электронное обучение» (поступил в 22 года);
  • 2018–2022 гг. Институт математики и информатики, кафедра вычислительных технологий, аспирантура, программа «Информатика и вычислительная техника» (поступил в 24 года).

Работаю я с переменным успехом 4 года фронтендером в том же городе, где и учусь. Начал работать аккурат с началом аспирантуры, и не по своей воле (меня родители подтолкнули к этому), так бы до сих пор не работал бы с удовольствием.

Обучение в аспирантуре. Что это дает?

Бакалавриат и магистратура

Из отличий выходит, что:

  • Я как зелень неопытная, уже мог получать столько, сколько аспирант. Видимо, сказывается разница дотаций между Дальним Востоком и остальной Россией, плюс ИМХО это был новообразованный федеральный университет с вкачанным туда сверхбюджетом;
  • В аспирантуру автор оригинальной статьи вкатилась раньше, в 22 года. Спасибо какому-то 4-летнему специалитету за это, либо поступлению в ВУЗ в 17 лет. В моем же случае мне по-любому надо будет вкатываться с 24 лет, на 2 года позже.

Я же выбрал становление программистом, о чем в итоге не пожалел, так как ныне взлетела именно область IT и смежные с ней дисциплины. В математический институт поступить поначалу не удалось, так как требовалось 55 баллов по математике, а у мну их было не более, чем 52.

Со второго же курса начал прям грести деньги: подавал на различные именные и повышенные стипендии с результатом успеха ~15%. То есть из 30 заявок за весь бакалавриат мне одобрили 4-5 (да, я силен в математике) повышенных и именных стипендий. В третьем-четвертом курсе мой доход составлял субъективный средний фактический по региону, что-то около 30 000₽ на меня, любимого. Зачем работать, если можно учиться и зарабатывать столько же?

Решено, иду в магистратуру. Там я получал что-то около 40-50К/месяц, опять же за счет ухода от налогов, манипуляций с мнением общественности, блата нетворкинга и подачи заявок во всё, что может мне принести либо доход, либо классную поездку с новыми контактами для блата нетворкинга. Ездил за счет университета по конференциям, приносил результаты, публиковался, популяризировал местную науку, продвигал технологии Microsoft (да, я был Microsoft Student Partner) и жирел от этого в прямом смысле слова. ЧСВ почешено, средства на выживание и покупку ненужного барахла с АлиЭкспресса заработаны, обвинения в фаворитизме, коррупции и «авторитарной диктатуре в местном отделении студенческого научного общества в течение 8 лет» успешно отвергнуты. Люблю капитализм, все такие слабые при нём.

Читайте также:
Что делать если возникшая проблема привела к прекращению работы программы закройте эту программу

Аспирантура

До поступления в аспирантуру в 2018-м в институт математики и информатики на бюджет (это важно) я не знал, что такая ступень образования есть, и во время вступительных испытаний я был так рад, что халява не кончилась, и можно подольше побыть студентом. К этому времени я смог подтянуть свой интеллект до IQ 43 (но в 2021 он опять упал до IQ 38 из-за перенесенного коронавируса), а ради хорошего сертификата я мог устроить Санта-Барбару похлеще высадки немцев на Красную площадь, ибо признанное государством удостоверение мною ценилось несравнимо выше любой человеческой жизни. У меня развился синдром вечного студента, самозванца, базированного гигачада (да простит меня НЛО за medialeaks), синдром Пандорума из-за информационного пузыря и чёрт-те знает чего еще, рай для психиатра, короче.

Я поступал не для отсрочки от армии. У меня был красный военник категории /b/. Я поступал, потому что любил учиться, красивые корочки и деньги.

Заставили найти работу, чтобы победить нарастающее безумие и притупить рост ЧСВ за счет сеньоров над головой. Работу получил по тому же блату нетворкингу айтишником. Теперь осталось утрясти вопрос с планированием времени между требованиями работы, требованиями учебы/научной деятельности/преподавания, требованиями личной жизни.

Чтобы вы знали — аспирантура является комплексной программой, в течение которой вам надо отучиться, найти удобного для вас научного руководителя, пройти 3-5 научно-квалификационных и научно-педагогических практик, кое-в-каких местах еще грант получить в обязательном порядке (я получил, спасибо ныне почившему РФФИ за 1.2 млн. рублей), опубликовать столько-то ВАК/Scopus/ WoS статей, съездить на конференции, поднять цитирование научного руководителя, лаборатории, (зав.) кафедры, вписаться в научные мероприятия университета и заодно поработать преподавателем. Это и непосредственно учеба, и научная деятельность, и практика с преподаванием.

А теперь по балансу учеба/работа/личная жизнь. Постановка задачи.

Что требовала работа:

  • 40 часов рабочая неделя;
  • Постоянная прокачка скиллов;
  • Исполнение обязанностей, т. е. собственно работа.

Требования личной жизни :

  • Не знаю, у меня ее не было.

Рецепт успеха

А вот и решение! Вариантов совмещения учебы, работы и некой коричневой субстанции под названием «личная жизнь» несколько, заранее простите за пафосные англицизмы:

  • Education-first
  • Забить на работу, работать минимально, в режиме «тихого ухода». Деньги платятся, задачи кое-как закрываются, чего вам еще надо?
  • Учиться как можно прилежнее и писать диссертацию как можно качественнее. Есть шанс получать больше, чем на работе, а еще получишь тщеславное признание «в своей шараге» (я университет уважаю, но надо отдать должное Двачу, у них тоже термин неплохой);
  • По жизни в медленном режиме вырастить хобби, посадить девушку, построить сына. В XXI веке всё возможно. Тут нет ЗП, но есть достойная замена в виде ЗППП .
  • Работать качественно и получать доход еще бóльший, нежели когда-либо в жизни. Сейчас 2018 год, IT-сфера на взлёте, это точно шанс! Устройся себе в MAMANA или хотя бы в ВСРАТОСЛАВ, и да воздастся тебе премия размером в 10 твоих печальных стипендий!
  • Учиться тяп-ляп, преподавателем вообще не устраиваться, аляповато вылететь или нáсилу защититься в последний момент;
  • По жизни то же самое, что в предыдущем пункте.
  • Работа тяп-ляп;
  • Учеба тяп-ляп;
  • Жизнь «тип-топ, каблучки, макияж, и этот день наш», ну, то есть успех по жизни.

Задача, конечно, поставлена, но я выбрал иной путь: я полностью вложился, со всеми остатками любознательности и страсти и в учебу, и в работу. А про личную жизнь забыл, впрочем, у меня ее и не было никогда. Как выглядел мой будний день в среднем:

  • 09:00 — 18:00 Работа, изредка сбегание на пары в первый год учебы;
  • 18:00 — 18:05 Прийти домой (у меня дом напротив работы);
  • 18:05 — 00:00 Мемчики, пасты с Двача, написание статей, написание диссертации, что-то по преподавательству делал (минимально необходимую отчетность вёл);
  • 00:00 — 09:00 Баиньки. Потом `GOTO 1`.

В университете я устроился на 0.15 ставки по ГПХ для поддержки преподавательской деятельности, которая заключалась, в моем случае, в проведении семинаров сотрудникам и студентам об экосистеме университета в плане «где раздобыть библиографию для научной работы» и «халявные способы получения ПО от Microsoft/Autodesk/Adobe ( не пиратство !)». Вовремя публиковал научные статьи, которые писал в вечернее время.

А вот с парами был реальный запор. Не настоящий, а временнóй. Суть в том, что они требовали слишком много дневного времени, которое я обязан тратить в офисе! Я решил так: первый год реально трачу час-два офисного времени на поездки и учебу в университете (а он рядом с работой находится, гы-гы! Читер).

Добившись расположения начальства, я смог совместить учебу с работой. А дальше всё просто — в конце первого учебного года сдал все дисциплины кандидатского минимум, и пары меня больше не беспокоили. Я спокойно писал диссертацию, втихушку преподавал на удаленке в Тимсе 4 часа в неделю и первые два года успевал мейнтейнить молодежное научное сообщество своей железной елд. рукой, да, рукой. О моем стиле преподавания слагались легенды, в основном, в моей голове.

На работе качественно развивался. Смог освоить кусок фронтенда (Angular), получил представления обо всех основных (бизнес-)процессах в IT и в IT-мире. Зарплата росла. В общем, стандартная история становления настоящего джуна. Вот уже 4 года, как я работаю, как я доволен своей зарплатой, навыками, а главное — командой и стеком, с которым работаю.

Как рыба в воде.

Читайте также:
Upnp service что это за программа

Что такое личная жизнь? Не знаю. Судя по сериалам и фильмам, она красивая, но хэппи-энда я ни разу не увидел. Чувак получил кучу денег? Умер. Чувак женился/встретил девушку? Умерли оба. Чувак получил бесплатного ребенка в фильме «2+1»? Кое-кто умер, без спойлеров.

Выводы я сделал — личная жизнь sucks, так что ну её, хех.

Стоит заметить, что вы должны сесть кому-то на шею, натурально, почти в прямом смысле. Вас кто-то должен кормить, и кто-то должен дать вам кров, иначе вы не сможете тратить столько времени, распыляясь на два направления сразу (если хотите делать всё качественно). Одна только готовка еды, извините за дешевый каламбур, съест много времени.

В моем случае меня кормят родители родителей, да и квартира тоже от родителей. В принципе, у меня есть своя полностью благоустроенная квартира, но она мне особо не нужна — так и пустует, что с ней делать — ума не приложу. Не жить же там, чес-слово.

За время аспирантуры (а это 4 года) доходы росли:

Источник: habr.com

Правила обучения в аспирантуре с 2023 года

Начиная с 2023 года правила обучения в аспирантуре несколько изменились. Об общем порядке обучения аспирантов в вузах вы узнаете из статьи.

Общая информация

Под аспирантурой понимается одна из основных форм подготовки научных и научно-педагогических кадров в вузах, в учебных заведениях дополнительного профессионального образования, научных организациях. При этом подготовка (получения образования) может вестись в очной или заочной форме. Аспирантура относится к числу образовательных программ высшего образования.

Обращаем внимание, что в 2022 году федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и образовательные стандарты заменены на федеральные государственные требования и требования, самостоятельно устанавливаемые учебным заведением. Поэтому, начиная с 2022/23 учебного года, прекращены прием и обучение в аспирантуре в соответствии с ФГОС или образовательными стандартами. Однако обучающиеся, принятые на обучение на указанных условиях (по указанным стандартам), могут продолжить обучение до завершения сроков освоения выбранных образовательных программ. Вместе с тем такие обучающиеся вправе перейти на обучение в аспирантуре по программам (далее — программы аспирантуры) в соответствии с федеральными государственными требованиями или самостоятельно устанавливаемыми учебным заведением требованиями.

В данной статье рассмотрен общий порядок обучения в аспирантуре высшего учебного заведения (вуза) в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Программа аспирантуры

Вузы разрабатывают и утверждают программу аспирантуры в соответствии с федеральными государственными требованиями. При этом государственная аккредитация образовательной деятельности по программам аспирантуры не проводится.

Программы подготовки в аспирантуре разрабатываются по научным специальностям, предусмотренным утвержденной Приказом Минобрнауки номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени.

Программа аспирантуры включает следующие элементы:

  1. научный компонент, в который входят:
    • научная деятельность аспиранта, направленная на подготовку диссертации на соискание научной степени кандидата наук (далее — диссертация) к защите;
    • подготовка публикаций. В связи с этим обращаем внимание, что до 31.12.2023 не применяются требования по подготовке публикаций в изданиях, индексируемых в международных базах данных Web of Science и Scopus, если на 21.03.2022 соответствующие требования не выполнены;
    • промежуточная аттестация по этапам выполнения научного исследования;
    • образовательный компонент, включающий дисциплины (модули) и практику, а также промежуточную аттестацию по указанным дисциплинам (модулям) и практике;
    • итоговую аттестацию в форме оценки диссертации на предмет ее соответствия установленным критериям.

    Также вуз вправе предусмотреть возможность освоения аспирантами факультативных и элективных дисциплин (модулей). Последние являются для аспирантов обязательными, если они включены в программу аспирантуры. Если дисциплины являются факультативными, то они необязательны для освоения аспирантами.

    При реализации программы аспирантуры вузы, как правило, используют различные образовательные технологии, в том числе дистанционные, электронное обучение.
    Информация о программе аспирантуры, по общему правилу, размещается на официальном сайте вуза в сети Интернет.

    Процесс обучения в аспирантуре разделяется на курсы. Дату начала обучения определяет сам вуз.

    В каждом учебном году аспирант имеет право на каникулы общей продолжительностью не менее шести и не более восьми недель. После прохождения итоговой аттестации аспиранту по его заявлению предоставляются дополнительные каникулы в пределах срока освоения программы аспирантуры.

    Работа по индивидуальному плану

    В рамках обучения аспирант под руководством научного руководителя осуществляет научную (научно-исследовательскую) деятельность с целью подготовки диссертации к защите.
    Собственно работа над диссертацией ведется по индивидуальному плану, включающему написание, оформление и представление диссертации для прохождения итоговой аттестации (предзащиты).

    В общем случае не позднее 30 календарных дней со дня начала обучения аспиранту назначается научный руководитель, утверждается индивидуальный план работы (который включает в себя индивидуальные план научной деятельности и учебный план), а также тема диссертации.

    Назначение научного руководителя осуществляется в порядке, установленном вузом, при условии получения письменного согласия от кандидата на должность научного руководителя.

    К научному руководителю установлены общие требования, к которым относятся:

    • наличие ученой степени доктора наук, или в отдельных случаях по решению вуза наличие ученой степени кандидата наук, или ученой степени, полученной в иностранном государстве, признаваемой в РФ;
    • осуществление научной (научно-исследовательской) деятельности по соответствующему направлению исследований в рамках научной специальности за последние три года;
    • наличие публикаций по результатам осуществления указанной научной (научно-исследовательской) деятельности в рецензируемых отечественных и (или) зарубежных научных журналах и изданиях;
    • осуществление апробации результатов указанной научной (научно-исследовательской) деятельности, в том числе участие с докладами по тематике научной (научно-исследовательской) деятельности на российских и (или) международных конференциях, за последние три года.

    Индивидуальный план научной деятельности формируется аспирантом совместно с научным руководителем, который контролирует выполнение указанного индивидуального плана.

    Индивидуальный учебный план предусматривает освоение образовательного компонента программы аспирантуры на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей аспиранта.

    Читайте также:
    Программа ми фит для чего

    В обязанности аспиранта входит добросовестное освоение программы аспирантуры и выполнение индивидуального плана работы.

    Полезно иметь в виду, что вуз может принять аспиранта, в частности, на должность педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу.

    Промежуточные аттестации

    Промежуточные аттестации являются одним из основных способов контроля качества освоения аспирантом программы аспирантуры. Кроме аттестации, применяется еще текущий контроль успеваемости.

    Текущий контроль успеваемости проводится с целью оценки хода этапов проведения научных исследований, освоения дисциплин (модулей), прохождения практики в соответствии с индивидуальным планом научной деятельности и индивидуальным учебным планом. Текущий контроль успеваемости проводится с участием научного руководителя.

    Промежуточная аттестация нацелена на оценку результатов. То есть она проводится с целью оценки результатов прохождение этапов научной (научно-исследовательской) деятельности, результатов освоения дисциплин (модулей), прохождения практики в соответствии с индивидуальным планом научной деятельности и индивидуальным учебным планом. В рамках промежуточной аттестации аспирант также сдает кандидатские экзамены.

    В период проведения промежуточной аттестации научный руководитель представляет отзыв о качестве, своевременности и успешности проведения аспирантом этапов научной (научно-исследовательской) деятельности.

    Формы и порядок проведения промежуточной аттестации, формы и порядок проведения текущего контроля успеваемости аспирантов устанавливаются правилами утвержденными вузом. Порядок сдачи кандидатских экзаменов и их перечень утверждаются Минобрнауки России.

    Предзащита диссертации

    По завершении обучения в аспирантуре проводится итоговая аттестация аспиранта, представляющая собой форму оценки степени и уровня освоения им программы аспирантуры. Данную аттестацию часто называю предзащитой.

    Итоговая аттестация проводится в форме оценки подготовленной аспирантом диссертации на предмет ее соответствия установленным критериям.

    Для получения допуска к итоговой аттестации аспирант должен полностью выполнить индивидуальный план работы, в том числе подготовить диссертацию к защите.

    Аспирант может пройти итоговую аттестацию (предзащиту) досрочно. Это возможно в случае, если аспирант досрочно освоил программу аспирантуры, выполнил индивидуальный план работы, завершил работу над диссертацией. В этом случае он подает личное заявление, согласованное с научным руководителем.

    В случае успешного прохождения итоговой аттестации аспирант в течение 30 календарных дней получает на руки заключение о соответствии диссертации на соискание ученой степени кандидата наук установленным критериям и свидетельство об окончании аспирантуры.

    Полезно иметь в виду следующее. Очень часто от предзащиты до защиты диссертации проходит приличное количество времени. В связи с этим выпускникам дана возможность получить от вуза на срок до года сопровождение при представлении им диссертации к защите. Такая возможность предоставляется на основании заявления выпускника аспирантуры.

    Аспирантам, которые не прошли итоговую аттестацию или которые освоили часть программы аспирантуры и (или) отчислены из вуза, выдается справка об освоении программ аспирантуры или о периоде освоения программ аспирантуры. Образец таких справок устанавливает вуз.

    Если аспирант получил на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, ему выдается справка об освоении программ аспирантуры, а также заключение, содержащее информацию о несоответствии диссертации установленным критериям.

    Источник: lawrecom.ru

    Аспирантура — что это такое и что дает после окончания

    Аспирантура - что это такое и что дает после окончания

    Каждый год Минобрнауки (Министерство образования и науки) вводит все больше новшеств в процесс образования, и еще вчерашние студенты чаще начинают задумываться над вопросами: «А что дает аспирантура? Для чего нужна аспирантура? Зачем многие люди заканчивают ее?» После большого количества преобразований даже многие работники образования и науки не могут этого понять.

    Что такое аспирантура

    До 2013 г. аспирантура считалась одной из форм профессионального образования после вуза или формой подготовки высших научных кадров, а с 2013 года ей присвоили статус третьего уровня высшего профессионального образования.

    Аспирантура – какое же это образование?

    Вчерашние студенты, привыкшие к лекциям и практикам, не очень хорошо представляют себе, что значит учиться в аспирантуре и что это такое.

    Однако, аспирантура — это не лекции, зачеты и экзамены, хотя без них никак, а самостоятельная форма получения знаний и образования.

    Аспиранту предстоит самому определиться с научным направлением, которое является актуальным, сформулировать тему, поставить необходимый эксперимент, получить данные и обработать, сравнить результаты с теми, что уже имеются в науке и сделать конкретные выводы.

    Для завершения обучения необходимо написать и защитить кандидатскую диссертацию. Но перед официальной защитой в диссертационном совете вуза, аспирант должен пройти предварительную защиту на расширенном заседании кафедры, куда приглашают представителей с других кафедр и/или учебных учреждений.

    Кто такой аспирант в университете

    Аспирант — лицо, обучающееся в аспирантуре в определенной области знания.

    В соответствии со статьей 34 ФЗ 273 «Об образовании» аспиранты относятся к категории обучающихся и пользуются определенными мерами социальной поддержки:

    • проживание в общежитии;
    • получение стипендии, если обучение очное на бюджетной основе;
    • отсрочка от армии;
    • возможность взять академический отпуск.

    Для вступления в ряды аспирантов нужно иметь диплом магистра или специалиста. И не обязательно иметь на руках так называемый красный диплом, достаточно и синего. Также аспирантами могут стать лица, окончившие ординатуру, аспирантуру, адъюнктуру, ассистентуру-стажировку (считаются одним уровнем образования), но их обучение осуществляется только за счет собственных средств этих лиц.

    Узнать подробно, кто такой аспирант, можно в нашей статье.

    Формы обучения в аспирантуре

    В аспирантуре можно обучаться по:

    • очной форме;
    • заочной форме;

    Обучение по очной форме длиться 3 года (на технических специальностях 4 года), а заочная форма обучения — на год дольше, 4 или 5 лет соответственно. При заочной форме обучения нужно будет и работать, и учиться, что удается не всем. Хотя некоторые лица умудряются совмещать всё на очке.

    Список ВУЗов по очной форме обучения:

    УлГУ – Ульяновский государственный университет

    Источник: disszakaz.ru

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    EFT-Soft.ru