Программы академической мобильности что это

Как уехать по академической мобильности?

Одной из самых захватывающих и уникальных возможностей, предоставляемых студентам Высшей Школы Экономики, является академическая мобильность. Академическая мобильность — это шанс переехать в другой город или даже страну с целью пройти обучение в другом кампусе или зарубежном университете, получить новый опыт, попрактиковать иностранный язык и завести огромное количество новых знакомств.

НИУ ВШЭ предлагает студентам четыре вида академической мобильности: внутриуниверситетскую, российскую, международную и дистанционную. В зависимости от продолжительности мобильность может быть краткосрочной или долгосрочной. Краткосрочная длится не более трёх месяцев и зачастую принимает форму непродолжительных семинаров, форумов, симпозиумов, школ и т.д. Долгосрочная мобильность длится более трёх месяцев. Обязательным условием долгосрочной академической мобильности, в том числе организуемой по собственной инициативе студента, является оформление индивидуального учебного плана (далее — ИУП), включающего дисциплины, подлежащие изучению вне базовой образовательной программы студента.

Вопросы-ответы | Академическая мобильность

Внутриуниверситетская мобильность

НИУ ВШЭ имеет кампусы в четырёх крупных российских городах: Москве, Санкт-Петербурге, Перми и Нижнем Новгороде. Программа мобильности доступна всем студентам. Главное, чтобы в выбранном кампусе преподавалась та же образовательная программа. Студент может уехать в другой кампус на срок до двух лет (в том случае, если это позволяет учебный план). Участие в программе бесплатное.

Однако студентам, обучающимся на коммерческой основе, стоит учитывать, что стоимость обучения может измениться: это происходит из-за разницы учебных планов и количества изучаемых дисциплин.

Как подать на внутриуниверситетскую мобильность?

  1. Для участия во внутренней академической мобильности необходимо подать личное заявление на имя декана факультета, на котором обучается студент.
  2. Затем студент должен согласовать ИУП с менеджерами образовательных программ своего факультета и кампуса, куда он планирует уехать. Если после всех корректировок индивидуальный учебный план устраивает студента, он может ехать в другой кампус.
  3. При отъезде в другой город с собой нужно будет взять паспорт, полис, студенческий билет и обязательно медицинскую справку 086/у (нужна для проживания в общежитии).
  4. Инструкция по внутрикампусной мобильности в Москве и Санкт-Петербурге доступна на сайте.

Российская мобильность

Российская академическая мобильность — это обучение в другом ВУЗе Российской Федерации по любой форме обучения. Студент может принять участие как в краткосрочной, так и долгосрочной российской мобильности.

В случае, когда обучающийся становится участником краткосрочной программы, он имеет право включить одну или несколько дисциплин из другого университета в свой диплом. Для этого студенту необходимо:

  1. Связаться с учебной частью своей образовательной программы и согласовать включение выбранной дисциплины в свой учебный план
  2. Подать заявление о перезачете дисциплин(ы)

Студент может также принять участие в долгосрочной российской мобильности. Для этого необходимо составить и согласовать ИУП.

Выбор программы международной академической мобильности

Как подать на долгосрочную российскую мобильность?

  1. Студенту нужно подать личное заявление на имя декана факультета об участии в российской академической мобильности. В заявлении необходимо приложить составленный ИУП.

Важно помнить, что студент, принимающий участие в долгосрочной российской академической мобильности и обучающийся в НИУ ВШЭ на договорной основе, оплачивает образовательные услуги по договору в полном объеме.

Международная мобильность

Источник: dzen.ru

Академическая мобильность студентов

Студенческие годы – это пора, когда больше всего хочется путешествовать и открывать для себя далекие неизведанные страны, а не корпеть над пыльными учебниками. С другой стороны, если не учиться — в будущем будет сложно найти интересную и высокооплачиваемую работу. Поэтому для студентов, желающих повидать заморские страны, уже много лет существует программа академической мобильности. Что это такое? Давайте узнаем!

Что такое академическая мобильность (АМ)?

Под этим словосочетание подразумевается временное перемещение студентов (или преподавателей) вузов в другие учебные или научные учреждения. При этом такой «временный переезд» может осуществляться не только в пределах страны, но и за рубеж. Рассматриваемое понятие иногда называют студенческим обменом.

международная академическая мобильность

В рамках Болонского процесса, который охватил сегодня уже большую часть стран Европы, студенты почти всех государств, ранее входивших в состав СССР, могут стать участниками различных программ академической мобильности. Стоит отметить, что они дают возможность поучиться не только в европейских университетах, но и на других континентах.

Помимо студентов и преподавателей участвовать в подобных программах могут и представители административно-управленческого состава вузов. Однако предпочтение, как правило, отдается первым двум категориям.

Стоит помнить, что академическая мобильность студентов не имеет ничего общего с эмиграцией. После окончания оговоренного периода обучения или преподавания участник программы благополучно вернется в свой вуз. Однако особо перспективным личностям могут предложить остаться и продолжить учебу или преподавание. Как правило, это делается в рамках других образовательных проектов.

Ее цели

Одной из главных задач АМ является формирование Европейского пространства высшего образования. То есть сделать так, чтобы студент или преподаватель из любого европейского вуза имел возможность свободно трудоустроиться по специальности не только у себя на родине, но и за ее пределами.

долгосрочная академическая мобильность

Обмен опытом и знаниями — еще одна важная цель. Международная академическая мобильность позволяет представителям интеллектуальной элиты разных стран делиться теоретической и практической информацией о своих достижениями. А также проводятся совместные исследования, которые в перспективе могут принести человечеству большее благо.

Не меньшее значение имеет и культурный обмен. Помимо знаний, участники программ академической мобильности имеют возможность познакомиться с условиями жизни в других странах, изучить их культуру, язык. Таким образом, выбирая работу после получения диплома, выпускник уже будет знать, что его ожидает, если он решит уехать работать в другую страну.

Формы академической мобильности

Еще каких-то двадцать-тридцать лет назад АМ могла существовать только в реальной форме. То есть чтобы получить знания, участник программы должен был ехать в другое учебное заведение. Однако благодаря достижениям прогресса академическая мобильность сегодня имеет несколько форм:

академическая мобильность

  • Дистанционная АМ. Участник программы получает новые знания, не выходя из дома. С помощью компьютера он может присутствовать на онлайн-лекциях и даже участвовать в семинарах.
  • Стационарная академическая мобильность. Чтобы получить знания, студент отправляется на учебу в другой вуз.
Читайте также:
Программа огня что это

В зависимости от пространства реализации программы АМ, стационарная форма делиться на региональную, межрегиональную, международную и межконтинентальную.

Кстати, независимо от формы АМ, ее участнику все равно необходимо подтвердить свои знания, сдав соответствующие тесты.

Виды

Академическая мобильность делится на несколько видов по разным критериям:

программа академической мобильности

  • По субъектам: преподавательская и студенческая.
  • По объектам: академическая, исследовательская, обмен опытом, повышение квалификации.

неделя академической мобильности

Также в Болонском процессе выделяется еще горизонтальная (обучение на протяжении короткого срока: несколько месяцев, семестр, год) и вертикальная АМ (полное обучение студента для получения научной степени).

Долгосрочная и краткосрочная АМ

В зависимости от периода пребывания в другом вузе выделяется два вида академической мобильности.

академическая мобильность студентов

Долгосрочная АМ длится более трех месяцев. Это может быть целый семестр или даже курс. При таком обмене всегда учитывается программа родного вуза, из которого прибыл студент, дабы при возвращении он не отстал от нее и смог благополучно влиться в учебный процесс.

Стоит отметить, что отдельные иностранные учебные заведения готовы принимать у себя талантливых студентов и на более длительный срок. При этом во многих вузах-отправителях устав не позволяет ученикам участвовать в программах по обмену дольше определенного срока (семестр или год).

Краткосрочная АМ длится три месяца или меньше. При таком небольшом сроке о полноценном обучении речи быть не может. Вместо него участники программы посещают различные семинары, практикумы, симпозиумы и подобные проекты. По результатам участия студентов им выдают соответствующие сертификаты.

Источник финансирования

Говоря об академической мобильности, многие сразу же задумываются о том, кто же будет оплачивать переезд, проживание, питание и непосредственно само обучение участников таких программ. Ведь они не относятся к благотворительным проектам.

Все студенты, желающие поучиться некоторое время в других вузах в рамках АМ, делятся на две категории:

  • Фримуверы (Free movers). Так называют тех, кто готов сам оплачивать все издержки, связанные с временным обучением в иностранных учебных заведениях. Также к этой категории относятся те, кто подавал заявку на бесплатное участие в программе академической мобильности, но не получил стипендии, однако ему было предложено принять участие за свой счет.
  • Программные студенты. Это участники обмена, которые отправлены в другой вуз кафедрой, факультетом или образовательным учреждением. В связи с этим оплату издержек берет на себя либо отправитель, либо принимающая сторона.

формы академической мобильности

Иногда выделяется третья категория участников программ АМ. Речь идет о тех студентах, которые участвуют в них за счет третьей стороны. Обычно ею является компания, в которой будущий выпускник обязуется отработать несколько лет после получения диплома. Об этом заранее составляется соответствующий контракт, в котором также указываются сроки, количество средств и неустойки.

Требования к участникам

Чтобы получить возможность проучиться некоторое время в заграничном вузе, студент должен соответствовать определенным критериям:

  • Иметь хорошие отметки и быть активным участником студенческой жизни вне занятий.
  • Желательно обладать какими-либо достижениями в выбранной специальности. Например, иметь публикации в серьезных научных периодических изданиях, быть лауреатом каких-то университетских конкурсов.
  • Свободно говорить на английском или на языке принимающей страны. В идеале и то, и другое. Кстати, в некоторых программах академической мобильности в принимающем вузе студента сначала обучают на английском, а позже — на языке страны.
  • Индивидуальные требования. В зависимости от программы проводящие ее учебные заведения могут выдвинуть собственные требования к участникам. Это может быть, к примеру, авторское право на результаты интеллектуального труда студента.

Требования к университетам-участникам программы АМ

Вузы, участвующие в программах академической мобильности, также должны соответствовать определенным критериям:

  • Академический уровень должен быть высоким, чтобы студенты из других стран хотели здесь учиться, а отправляющие их вузы были готовы платить за такое обучение.
  • У принимающей стороны должна быть тщательно продуманная и организованная программа для прибивших студентов. Иными словами такое учреждение обязано обеспечить гостей не только жильем и питанием, но и организовать для них приемлемые условия обучения и возможность проведения практических занятий.
  • Так как студенческий обмен — это еще и знакомство с культурой новой страны, то принимающая сторона обязана предоставить возможность гостям сделать это. Чаще всего это проведение различных экскурсий по городу проживания или туров по стране.
  • Как и в случае со студентами-участниками, принимающие университеты могут предоставлять индивидуальные услуги своим гостям или брать на себя большую ответственность. Все это оговаривается заранее.
  • Если участниками программы АМ являются преподаватели, то принимающая сторона должна сразу оговорить условия оплаты их труда, а также то, кому будет принадлежать авторство результатов их работы.

Наиболее известные международные программы академической мобильности

Для развитых стран АМ дает возможность находить будущих талантливых ученых в менее обеспеченных государствах. Поэтому в большинстве стран Европейского союза, США, Канаде и т. п. существуют собственные программы «по обмену премудростями».

В Швеции это Visby, в Финляндии — FIRST, в Германии — Deutscher Akademischer Austauschdienst, в Норвегии — Quota program, и другие. Также существует общеевропейская программа TEMPUS.

Стоит отметить, что во многих современных вузах проводится неделя академической мобильности. На ее протяжении студентам рассказывается об особенностях таких проектов. Кроме того, координаторы различных программ АМ могут выступить и доложить об их особенностях.

Источник: fb.ru

Академическая мобильность

Цели, основания, порядок, условия, источники финансирования, правила определения трудоемкости учебной работы студентов в кредитах и порядок зачета результатов академической мобильности студентов регламентируется Положением об академической мобильности студентов НИУ ВШЭ.

Академическая мобильность — получение студентами НИУ ВШЭ образовательных услуг вне факультета и кампуса, в котором они обучаются, при условии зачета полученных кредитов и результатов обучения.

Виды академической мобильности:

образовательные услуги студент получает в НИУ ВШЭ с выездом в другой кампус и обучением по очной форме обучения

засчитывается количество кредитов, указанное в утвержденном рабочем учебном плане (далее — РУП), дисциплину которого студент выбрал для изучения

образовательные услуги студент получает в другой образовательной организации РФ по любой форме обучения

засчитывается количество кредитов, указанное в сертификате
(для дистанционной мобильности засчитывается минимум 1 кредит)

образовательные услуги студент получает в зарубежной образовательной организации по очной форме обучения

Дистанционная академическая мобильность

образовательные услуги студент получает на платформах онлайн-образования и/или в другой образовательной организации высшего образования в дистанционной форме без выезда к месту обучения

Читайте также:
Call log backup что это за программа и нужна ли она

Краткосрочная

обучение студента вне базовой ОП не более трех месяцев, а также участие в непродолжительных семинарах, форумах, симпозиумах и других формах научного и образовательного взаимодействия 2 , оценка участия в которых выражена в кредитах и представлена в сертификате

Долгосрочная

обучение студента вне базовой ОП сроком более трех месяцев

Обязательным условием долгосрочной академической мобильности, в том числе организуемой по собственной инициативе студента, является оформление индивидуального учебного плана (далее — ИУП), включающего дисциплины, подлежащие изучению вне базовой ОП.

Общие положения для академических мобильностей:

  • Для учета результатов академической мобильности студент подает на имя академического руководителя ОП заявление о включении дисциплины (ряда дисциплин) в свой учебный план (в том числе в качестве факультатива) и/или о перезачете кредитов и полученных оценок .К заявлению прикладывается сертификат.
  • Зачтенные кредиты могут быть включены в текущий/кумулятивный рейтинг с указанием дифференцированной оценки, количества кредитов и количества часов.
  • Для включения изученной дисциплины (ряда дисциплин) в список дисциплин приложения к диплому и/или о зачете в качестве факультатива сверх нормативного количества кредитов базового учебного плана направления обучения студент подает на имя академического руководителя ОП заявление с приложенным к нему сертификатом.
  • Допускается подача заявления на дистанционную мобильность после того, как студент приступил к изучению соответствующей дисциплины (дисциплин).

1 При оценке трудоемкости учебной работы студента по изучению дисциплины в рамках академической мобильности используется европейская система перевода и накопления кредитов (ECTS — The European Credit Transfer System)

2 Совещаниях, конференциях, съездах, школах, слетах, конгрессах и т.п.

образовательные услуги студент получает на платформах онлайн-образования и/или в другой образовательной организации высшего образования в дистанционной форме без выезда к месту обучения

Нашли опечатку ?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

  • О ВЫШКЕ
  • Цифры и факты
  • Руководство и структура
  • Преподаватели и сотрудники
  • Корпуса и общежития
  • Закупки
  • Обращения граждан в НИУ ВШЭ
  • Фонд целевого капитала
  • Противодействие коррупции
  • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
  • Сведения об образовательной организации
  • Людям с ограниченными возможностями здоровья
  • Единая платежная страница
  • Работа в Вышке
  • ОБРАЗОВАНИЕ
  • Лицей
  • Довузовская подготовка
  • Олимпиады
  • Прием в бакалавриат
  • Вышка+
  • Прием в магистратуру
  • Аспирантура
  • Дополнительное образование
  • Центр развития карьеры
  • Бизнес-инкубатор ВШЭ
  • НАУКА
  • Научные подразделения
  • Исследовательские проекты
  • Мониторинги
  • Диссертационные советы
  • Защиты диссертаций
  • Академическое развитие
  • Конкурсы и гранты
  • Научно-образовательный портал IQ.hse.ru
  • XXIV Ясинская (Апрельская) международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества
  • РЕСУРСЫ
  • Библиотека
  • Издательский дом ВШЭ
  • Книжный магазин «БукВышка»
  • Типография
  • Медиацентр
  • Журналы ВШЭ
  • Публикации
  • Единый архив экономических и социологических данных
  • Полезные ссылки
  • Министерство науки и высшего образования РФ
  • Министерство просвещения РФ
  • Федеральный портал «Российское образование»
  • Массовые открытые онлайн-курсы

Источник: www.hse.ru

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Останина Е.В. 1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет Санкт-Петербург, Россия
Работа в формате PDF

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Современные интеграционные процессы, происходящие в мировом сообществе, затрагивают и систему высшего образования. В настоящее время формируется единое мировое образовательное пространство, которое выражается, прежде всего, в гармонизации образовательных подходов, стандартов, учебных планов в университетах разных страна мира. Понимая выгоду, которую несет в себе развитие мобильности для роста конкурентоспособности вузoв и стран, формирования единого рынка труда, правительства европейских государств рассматривают академическую мобильность как основную задачу и инструмент Болонского процесса.

В последние годы в нашей стране уделяется большое внимание академическому обмену студентов, преподавателей и административного персонала вузов. Это вызвано тем, что академическая мобильность – это одно из важнейших направлений процесса интеграции российских вузов в международное образовательное пространство.

Академическая мобильность не является процессом миграции из одной страны в другую. Под индивидуальной академической мобильностью понимается временное перемещение студента или сотрудника на определенный период в другое образовательное учреждение (в своей стране или за рубежом) для обучения, преподавания, проведения исследований или повышения квалификации, после чего учащийся, преподаватель, исследователь или администратор возвращается в свое основное учебное заведение [2].

Основная цель мобильности – предоставить студенту возможность получить образование по выбранному направлению подготовки, обеспечить ему доступ в признанные центры знаний, где формируются ведущие научные школы, развить познания студента в различных областях культуры. В результате этого:

  • у студентов появляется возможность выбора индивидуальной образовательной траектории, приобретение более качественных образовательных услуг;
  • для вузов формируются новые условия эффективной конкуренции и взаимодействия;
  • для ученых и преподавателей открываются перспективы плодотворного научного и учебного сотрудничества.
  • рынок труда становится международным, что впоследствии облегчает возможность трудоустройства квалифицированных кадров.

Академическая мобильность в российском контексте подразумевает сотрудничество не только с зарубежными вузами, но и с российскими. В этом смысле можно говорить о внешней и внутренней мобильности.

Под внешней (международной) академической мобильностью понимается обучение студентов и аспирантов вуза в зарубежных вузах, а также работа преподавателей и сотрудников в зарубежных образовательных или научных учреждениях. Под внутренней (национальной) академической мобильностью подразумевается обучение студентов и аспирантов, а также работа преподавателей и сотрудников вуза в ведущих российских университетах и научных центрах.

Необходимо отметить, что внешняя академическая мобильность отличается, прежде всего, от традиционных зарубежных стажировок тем, что студенты едут получать образование за рубеж хотя и на ограниченное, но длительное время – от семестра до учебного года. Во время стажировки они полноценно учатся, изучают не только отдельные дисциплины и язык, но и проходят полный годичный или семестровый курс, который им впоследствии зачитывается по возвращению в основной вуз.

В Болонском процессе различают два вида академической мобильности: «вертикальную» и «горизонтальную». Вертикальная мобильность подразумевает полное обучение студента на степень в вузе, горизонтальная — обучение в течение ограниченного периода — (семестра, учебного года) [3].

В настоящее время в качестве официального документа в европейскую практику введено «Соглашение об обучении» (ЕСТS Learning Agreement), включающее в себя раздел, который заполняется вузом, отправляющим студента на обучение, с такой формулировкой: «Мы подтверждаем, что предложенная программа обучения утверждена».

Это соглашение подписывают сам студент и координатор факультета направляющего вуза. Такие меры, направлены на студентов, которые планируют получить академические кредиты без особых усилий.

Читайте также:
Cpuzapp5 что это за программа

Следует отметить, что академический обмен стал необходимой частью международной деятельности вузов России. Индикаторы мобильности постепенно появляются в различных отчетных формах Министерства образования и науки РФ как показатели эффективности деятельности вузов.

Тем не менее, существует ряд проблем в формировании академической мобильности в России. К ним относятся: неплановый характер этой деятельности, недостаточность материально — финансового обеспечения, нехватка специалистов в данной области, не разработанность специальных методов и механизмов академического обмена, отсутствие инфраструктуры, обеспечивающей эффективный обмен.

Анализ табл.1, составленной по данным Министерства образования России, показывает, что если практически все вузы осуществляют информационную и организационную поддержку развития академической мобильности, то экспертную и финансовую – примерно половина учебных заведений.

Доля вузов, подведомственных Минобрнауки России, осуществляющих поддержку развития академической мобильности по различным направлениям, на начало 2012г.

Направления поддержки вузом развития индивидуальной академической мобильности

Количество вузов, в которых осуществляется поддержка академической мобильности, %

Количество классических университетов, в которых осуществляется поддержка академической мобильности, %

Экспертная поддержка (оценка качества образования, оценка полезности выбранного курса в рамках, индивидуализированной образовательной траектории)

Организационная поддержка (помощь в установлении контактов с другим вузом, получение визы и т.д.)

Содействие в поиске финансовых ресурсов для осуществления академической мобильности

Изучение опыта российских вузов показывает, что вряд ли можно ожидать большого количества студенческих поездок по программе академической мобильности, особенно на первом уровне высшего образования — на уровне бакалавриата. По мнению экспертов это объясняется следующими причинами:

1. Наличием большого числа читаемых фундаментальных дисциплин, как обязательного подготовительного этапа последующего профильного обучения. Их объем как по количеству, так и по содержанию тем в области математических и естественных наук с трудом сопоставим с тем, что предлагают основные европейские вузы; что касается гуманитарных и инженерных специальностей, расхождения там меньше, однако они тоже существенны.

2.«Кафедроцентричностью», обусловленной особенностями отечественного образования и означающей раннюю (практически со второго курса) специализацию студентов по профессии. Программы бакалавриата в Европе не предусматривают подобной специализации [4 ].

Важным аспектом академической мобильности является так же знание иностранного языка. Студент, приезжающий в зарубежный вуз на стажировку по программе обмена, должен свободно владеть либо английским языком, либо языком страны пребывания. Это вызывает необходимость улучшения организации углубленного изучения иностранного языка во всех вузах России, не только языковых.

Опыт Российского университета дружбы народов показывает, что в отношении студентов, которые изъявили желание обучаться по программе академической мобильности в вузе России, также существует ряд ограничений.

Исходя из потенциала аудиторного фонда, численности академических групп и наличия общежитий или жилья в частном секторе необходимо заранее определить примерные квоты на прием. В пределах этих квот следует предусмотреть тестирование кандидатов по курсам,

предшествующим изучению каждой дисциплины , а также по иностранному или русскому языку. При организации обучения на английском или других иностранных языках следует понимать, что чтение лекций и проведение практических занятий должно быть на этих языках и обеспечено достаточным количестве соответствующей учебной литературы. Зачеты и экзамены тоже должны приниматься на иностранных языках.

Кроме этого, необходимо дать кандидату на стажировку максимально полную информацию относительно условий его пребывания, в стране, включая самый широкий круг вопросов, например, особенности погоды в период нахождения на обучение или стоимость медицинского обслуживания. Одним из путей решения данной проблемы является разработка типового информационного пакета о стране, городе, где находится учебное заведение, а также о самом вузе [5].

Опыт ведущих университетов России показывает, что академическая мобильность может быть реализована в следующих организационных рамках:

  • индивидуальная инициатива;
  • программа исследовательских или научных грантов;
  • организация совместных образовательных или исследовательских программ [5] .

В настоящее время все больше внимания уделяется реализации совместных программ, которые способствуют модернизации

учебных планов и технологий обучения, повышению конкурентоспособности и качества образовательных программ и содействуют формированию, апробации, корректировке и внедрению общих европейских принципов и моделей высшего образования.

Наиболее популярными формами реализации совместных образовательных программ являются:

  • аккредитованные и валидированные программы – признание одним вузом эквивалентности программы другого вуза собственной образовательной программе с возможной выдачей собственного диплома выпускникам университета ‐ партнера;
  • франчайзинговые программы – передача одним университетом другому права реализации своей образовательной программы при сохранении за собой права контроля качества подготовки;
  • программы двойных и совместных дипломов – согласование учебных планов и программ, методов обучения и оценки знаний студентов, взаимное признание результатов обучения в вузах ‐партнерах, наличие общих структур управления программой, выдача совместного диплома [2].

Наиболее успешный опыт реализации совместных образовательных программ наблюдается в вузах Москвы и Санкт-Петербурга. Популярностью в российских вузах пользуются: обучение по совместно разработанным программам и курсам (23%), обучение по совместным краткосрочным программам (20%), согласование учебных программ в рамках реализации обменов студентами (19%), разработка совместных краткосрочных программ (17%) [4].

Значимость совместных программ определяется теми преимуществами, которые они приносят своим участникам:

  • студенты получают новые дополнительные возможности для овладения профессией и развития нового типа мышления, приобретения опыта в иных академических и социальных условиях, что создает предпосылки для их более широкой профессиональной мобильности и востребованности на рынке труда, развития качества «европейского гражданства»;
  • преподавателям создаются гибкие условия для профессионального сотрудничества и роста, в частности кооперации в научных исследованиях с зарубежными коллегами, установления долговременных профессиональных контактов;
  • университеты получают своего рода добавленную стоимость в форме более качественных и привлекательных образовательных программ, умножения академического потенциала вследствие новых возможностей сотрудничества с другими вузами, использования их опыта в самых разных областях и, как итог, – растущую репутацию и конкурентоспособность.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что академическую мобильность можно рассматривать как средство развития и обновления образовательного процесса и образовательных программ высшего профессионального образования России. Это позволяет уйти от замкнутости российской системы образования, добиваться признания учебных программ, реализуемым российскими вузами, на общеевропейском образовательном пространстве, обеспечить прозрачность и признание компетенций и квалификаций выпускников вузов, повысить конкурентоспособность российских образовательных программ на мировом рынке образовательных услуг. Несмотря на возникающие проблемы необходимо искать и развивать различные формы осуществления академической мобильности для студентов и преподавателей.

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. www.rusnauka.com
  3. www.lib.znate.ru
  4. http://www.prokhorovfund.ru
  5. http://www.bologna.ntf.ru

Источник: scienceforum.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru