Государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов в России и странах СНГ – процедура, направленная на недопущение на рынок каждой страны некачественной, контрафактной продукции.
Этапы регистрации
Процедура регистрации средств защиты растений и агрохимикатов длительный и трудоемкий процесс, занимающий от 1,5 до 4 лет в зависимости от регистрируемого препарата.
Регистрация пестицидов и агрохимикатов в РФ осуществляется на основании Федерального закона от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (с изменениями и дополнениями)» и состоит из следующих этапов:
- подача заявления в План регистрационных испытаний пестицида/агрохимиката в МСХ РФ
- разработка программ регистрационных испытаний и проведение исследований с целью установления биологической эффективности и безопасности регистрируемого пестицида*/агрохимиката. * на основании «Методических указаний по регистрационным испытаниям пестицидов в части биологической эффективности» (МСХ, 2018г.), заявленным на проведение регистрационных испытаний после 1 января 2019г., исследования для каждого пестицида проводится в течение двух полных вегетационных сезонов в одной, двух, трех или четырех почвенно-климатических зонах на каждой культуре.
- выполнение комплекса исследований по токсикологической безопасности пестицида/агрохимиката
- выполнение комплекса исследований по экологической безопасности пестицида/агрохимиката
- прохождение государственной экологической экспертизы в рамках Федерального закона от 23.11.1995 г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе»
- разработка Паспорта Безопасности пестицида/агрохимиката
- разработка рекомендаций о транспортировке, применении и хранении и тарной этикетке на пестицид/агрохимикат
- экспертиза регистрационного досье в МСХ
- получение экспертных заключений:
- 1) по результатам регистрационных испытаний на пестицид/агрохимикат;
- 2) по экспертизе регламентов применения пестицида/агрохимиката
По окончании все зарегистрированные препараты вносятся Минсельхозом в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ, выпускаемым ежегодно с дополнениями в течение года.
ФГИС Сатурн: Оформление ответственного хранения
Что вы получите
На основании полученного свидетельства о государственной регистрации пестицида/агрохимиката компания-регистрант (держатель Свидетельства) имеет право ввозить, продавать, применять средства защиты растений на территории РФ.
Документы
Заказать услугу «Государственная регистрация»
Оставьте заявку и наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Источник: al-bio.ru
Программу регистрационных испытаний пестицида или агрохимиката
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Администрация Президента России 2023 год
«Разъяснение вопросов регистрации участников оборота пестицидов и агрохимикатов в ФГИС «Сатурн»»
Регистрационные испытания пестицидов и агрохимикатов проводятся в соответствии с программой регистрационных испытаний пестицида или агрохимиката, разработанной организациями.
Организации допускаются к проведению регистрационных испытаний в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.
Разработка, утверждение программ регистрационных испытаний пестицидов или агрохимикатов осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.
По окончании регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов подтверждается эффективность применения пестицидов и агрохимикатов, а также их безопасность для здоровья людей и окружающей среды.
По результатам регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов составляются отчеты, форма которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.
Организации, допущенные к проведению регистрационных испытаний и ответственные за подготовку экспертных заключений, на основании отчетов по результатам регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов подготавливают для заявителя экспертные заключения, содержащие рекомендацию к государственной регистрации пестицида или агрохимиката с указанием регламентов их применения и сведений об эффективности применения пестицида или агрохимиката либо мотивированный отказ в такой рекомендации.»;
8) дополнить статьей 101 следующего содержания:
«Статья 101. Экспертиза результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов
Экспертиза результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса.
Экспертиза результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов предназначена для подтверждения проведения необходимого объема регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов для определения их биологической эффективности, безопасности их применения для здоровья людей и окружающей среды, что отражается в заключении экспертизы результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов, включающем информацию об ограничениях, необходимых для выполнения санитарно-эпидемиологических требований, а также требований в сфере охраны окружающей среды.
Экспертиза результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов включает в себя:
санитарно-эпидемиологическую экспертизу, осуществляемую федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор);
государственную экологическую экспертизу проекта технической документации на пестицид или агрохимикат, осуществляемую федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы;
экспертизу регламентов применения пестицидов и агрохимикатов, организуемую федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса.
Состав проекта технической документации на пестицид или агрохимикат устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области охраны окружающей среды, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на организацию и проведение государственной экологической экспертизы.»;
а) в части второй слова «шесть месяцев» заменить словами «три месяца»;
б) в части третьей слова «Граждане или юридические лица, подавшие заявки на государственную регистрацию пестицидов и (или) агрохимикатов, а также разработчики» заменить словом «Заявители»;
в) в части пятой слова «специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов» заменить словами «федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса»;
10) абзац второй части 3 статьи 151 после слов «расположенные в» дополнить словом «специализированных»;
а) часть первую изложить в следующей редакции:
«В целях обеспечения потребителей информацией о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами изготовитель обязан обеспечить каждую единицу тары упакованных пестицида или агрохимиката либо тары с расфасованными пестицидом или агрохимикатом рекомендациями о транспортировке, применении, хранении пестицида и агрохимиката тарной этикеткой на пестицид или агрохимикат с предупредительной маркировкой с информацией об их обезвреживании, утилизации, уничтожении, захоронении. Рекомендации о транспортировке, применении, хранении агрохимикатов, отгружаемых насыпью, а также тарная этикетка с предупредительной маркировкой приобщается к товаросопроводительным документам.»;
б) в части второй слова «и хранении пестицидов и агрохимикатов и к тарной этикетке» заменить словами «, хранении пестицидов и агрохимикатов, об их обезвреживании, утилизации, уничтожении, захоронении, а также к тарной этикетке», слова «специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов» заменить словами «федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса»;
в) часть третью изложить в следующей редакции:
«Не допускается обращение пестицидов или агрохимикатов без обеспечения каждой единицы тары с расфасованным пестицидом или агрохимикатом рекомендациями о применении, транспортировке, хранении пестицида и агрохимиката, тарной этикеткой на пестицид и агрохимикат с предупредительной маркировкой, содержащей информацию о рисках и (или) опасности для здоровья людей и окружающей среды, а также информацию об их обезвреживании, утилизации, уничтожении, захоронении. Требования к упаковке и маркировке пестицидов и агрохимикатов установлены правом Евразийского экономического союза.»;
12) в части первой статьи 18:
а) в абзаце третьем слово «выпуск» заменить словом «производство»;
б) абзац четвертый изложить в следующей редакции:
«обеспечивать производство аналитических стандартов действующих веществ в целях контроля микроколичеств пестицидов в сельскохозяйственной продукции, лекарственном сырье и продуктах питания, окружающей среде;»;
в) абзац пятый после слова «прекращать» дополнить словами «производство и»;
13) в части второй статьи 20 слово «специально» исключить;
14) статью 21 изложить в следующей редакции:
«Статья 21. Ввоз пестицидов и агрохимикатов в Российскую Федерацию
Ввоз в Российскую Федерацию зарегистрированных в соответствии с настоящим Федеральным законом в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, пестицидов осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации на основании лицензии, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней торговли, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса.
Основанием для выдачи лицензии на ввоз пестицидов является заключение (разрешительный документ), выдаваемое федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса.
Ввоз регистрационных образцов пестицидов для проведения регистрационных испытаний (мелкоделяночных и производственных испытаний) и (или) научных исследований осуществляется без государственной регистрации в количестве, необходимом для проведения регистрационных испытаний (мелкоделяночных и производственных испытаний) и (или) научных исследований пестицида в соответствии с программой регистрационных испытаний, при наличии заключения (разрешительного документа), выдаваемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса.
Ввоз пестицидов физическими лицами в качестве товаров для личного пользования запрещен.
Ввоз агрохимикатов в Российскую Федерацию осуществляется при наличии свидетельства о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката.
Порядок выдачи заключения (разрешительного документа) на ввоз пестицидов, включая перечень документов и сведений, необходимых для его получения, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.»;
15) в статье 211:
а) наименование после слов «агрохимикатами в» дополнить словом «специализированных»;
б) часть вторую после слов «агрохимикатами в» дополнить словом «специализированных»;
в) в части четвертой слова «в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в том числе» исключить;
16) часть четвертую статьи 22 признать утратившей силу;
а) в части первой слова «Граждане и юридические лица» заменить словами «Юридические лица и индивидуальные предприниматели»;
б) часть вторую признать утратившей силу;
а) в наименовании слова «и захоронение» исключить;
б) в части первой слова «и захоронение» исключить, слово «гражданами» заменить словами «гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями,»;
в) в части второй слова «со специально уполномоченным» заменить словами «с уполномоченным», слова «и специально уполномоченным» заменить словами «и уполномоченным».
Часть 1 статьи 711 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2018, № 32, ст. 5130; 2020, № 24, ст. 3738; 2021, № 1, ст. 56) дополнить пунктом 10 следующего содержания:
«10) организациями, признанными сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», по направлениям подготовки и специальностям сфер сельского хозяйства и инженерии.».
Внести в Федеральный закон от 30 декабря 2020 года № 520-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О зерне» и статью 14 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 11, ст. 59) следующие изменения:
а) в подпункте «в» пункта 9:
абзац шестой после слова «отчество» дополнить словами «(при наличии)»;
в абзаце седьмом слова «об организациях» заменить словами «о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях»;
абзац девятый после слов «с территории Российской Федерации» дополнить словами «, последующая (промышленная) переработка»;
дополнить новыми абзацами двадцатым — двадцать вторым следующего содержания:
«о результатах экспертизы зерна о возврате партии зерна или об утилизации партии зерна;
о лабораторных исследованиях при ввозе на территорию Российской Федерации и вывозе с территории Российской Федерации партии зерна в целях оформления товаросопроводительного документа на партию зерна;
о результатах федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна.»;
абзац двадцатый считать абзацем двадцать третьим и в нем слова «о закладке в государственный резерв, хранении в составе государственного резерва и их выпуске» заменить словами «информация о зерне и продуктах переработки зерна при закладке в государственный резерв, хранении в составе государственного резерва и их выпуске»;
абзацы двадцать первый и двадцать второй считать соответственно абзацами двадцать четвертым и двадцать пятым;
абзац двадцать третий считать абзацем двадцать шестым и дополнить его предложением следующего содержания: «Оператором Федеральной государственной информационной системы прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна является государственное бюджетное учреждение, подведомственное федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.»;
абзацы двадцать четвертый — тридцать второй считать соответственно абзацами двадцать седьмым — тридцать пятым;
б) абзац третий подпункта «б» пункта 10 изложить в следующей редакции:
«Порядок проведения лабораторных исследований при ввозе на территорию Российской Федерации и вывозе с территории Российской Федерации партии зерна в целях оформления товаросопроводительного документа на партию зерна утверждает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса. Перечень лабораторных исследований при ввозе на территорию Российской Федерации и вывозе с территории Российской Федерации партии зерна размещается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».»;
2) статью 3 изложить в следующей редакции:
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2021 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
2. Подпункт «б» пункта 9 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 июля 2022 года.
3. Подпункт «г» пункта 9, подпункт «б» пункта 10 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 сентября 2022 года.
4. Положения абзаца четвертого части третьей, частей пятой и одиннадцатой статьи 171 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4973-I «О зерне» применяются с 1 июля 2022 года.».
В части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2020 года № 522-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» в части совершенствования государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 1, ст. 61) слово «января» заменить словом «июля».
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2022 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
2. Статьи 4 и 5 настоящего Федерального закона вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
3. Пункты 10 и 15 статьи 2 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2021 года.
4. Статья 3 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2022 года.
Президент Российской Федерации В.Путин
Источник: www.kremlin.ru
О правах регистранта пестицидов и агрохимикатов
Кобылинский, Н. Д. О правах регистранта пестицидов и агрохимикатов / Н. Д. Кобылинский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.6 (110.6). — С. 23-24. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27896/ (дата обращения: 16.06.2023).
В статье рассматриваются права регистранта пестицидов и агрохимикатов.
Ключевые слова: экологическая безопасность, агрохимикаты.
Оборотоспособность пестицидов и агрохимикатов в России зависит от получения положительного заключения государственного органа по итогам их регистрационных испытаний и внесения в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов. Данная деятельность осуществляется специально уполномоченным органом исполнительной власти -Россельхознадзор и Минсельхоз России. Лицом, заинтересованным в регистрации признаётся «регистрант», а именно, гражданин или юридическое лицо, подавшие заявления на организацию проведения регистрационных испытаний, экспертизу регламентов применения, экспертизу результатов регистрационных испытаний или государственную регистрацию пестицида или агрохимиката [1].
Законодательство России не связывает статус регистранта ни с производителем, ни с лицами, обладающим правом реализации от своего имени пестицида и агрохимиката. Права регистранта определяются лишь в содержании административных (управленческих распорядительных) отношений с регистрирующими органами и заключаются в возможности: представлять программу испытаний, заключать договоры на их проведение, получать отчёты, отказываться от государственной регистрации [2]. Целью регистранта в указанных отношениях является внесение пестицида и агрохимиката в Государственный каталог и указание в нём наименование регистранта в качестве такового.
В дальнейшем, при возникновении гражданских (имущественных стоимостных) отношений в сфере оборота и применения пестицидов и агрохимикатов права регистранта не регламентируются. При этом получение такого статуса связано с материальными затратами, размер которых является внушительным, что приводит к необходимости принятия нормативного ограничения их исчисления [3]. Таким образом, неся затраты, регистрант не приобретает прав в имущественной сфере, не может передать свой статус в качестве определённого объёма прав при совершении сделок. В случае, если он не является производителем или «распространителем» пестицида или агрохимиката, у него отсутствует заинтересованность в регистрации, т. к. возможность принимать участие в обороте возникает у неопределённого круга лиц. Указанное положение приводит к отсутствию заинтересованности у хозяйствующих субъектов к внедрению в сельском хозяйстве России наилучших существующих технологий в сфере защиты растений.
По результатам рассмотрения вопроса предлагается рассмотреть возможность о принятии решения об определении прав регистранта по окончании регистрации пестицида и агрохимиката и внесения их в Государственный каталог [4]. Принятые решения могут заключаться в передаче прав регистранту на выдачу разрешений производства средств защиты растений или прав по проведению их испытаний и выдачу заключений о соответствии. В обоих случаях эти отношения станут возмездными, что приведёт к заинтересованности их возникновения [5].
Следует отметить, что в настоящее время, организации — регистранты, пытаясь защитить свои имущественные затраты в ходе регистрации, вступают в отношения индивидуализации товаров — пестицидов и агрохимикатов. Т.о. реализуются нормы об исключительном праве — праве на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Это приводит к тому, что в России регистрируются одинаковые по составу средства защиты растений под разными словесными обозначениями, при этом основная цель института исключительных прав (индивидуализация товара с целью получения прибыли) не достигается. Нормы гражданского права в этом случае являются лишь инструментом, применяемым не по назначению.
1. Kobylinskaya S. V. The social welfare Crimean citizens / S. V. Kobylinskaya // The First International Conference on Eurasian scientific developmentVienna, 2014. С. 469–471.
2. Кобылинская С. В. Правовое регулирование дистанционного труда / С. В. Кобылинская, А. Х. Шишев// Актуальные проблемы права Материалы IVМеждународной научной конференции. — Москва, 2015. — С. 188–190.
4. Глушко О. А. Место и роль экологической безопасности в системе безопасности общества / О. А. Глушко // Научный прогресс: достижения и целиматериалы VI (XLVI) Международной научно-практической конференции по философским, филологическим, юридическим, педагогическим, экономическим, психологическим, социологическим и политическим наукам.г. Горловка, Украина, 2014. С. 62–64.
5. Глушко О. А. Содержание концепции экологической безопасности России / О. А. Глушко // Фундаментальная наука и технологии — перспективные разработкиМатериалы VI международной научно-практической конференции Фундаментальная наука и технологии — перспективные разработки.н.-и. ц. «Академический». NorthCharleston, SC, USA, 2015. С. 326–328.
Источник: moluch.ru