Программу развития психологии как физиологической психологии

Во второй половине XIX в. создаются объективные условия для выделения психологии в самостоятельную науку. В зарубежной и отечественной науке все чаще встречается мысль о необходимости самостоятельного, отдельного от философии и естествознания, в рамках которых зародилась психологическая мысль, развития психологии.

Тема 10. Программа развития психологии как научной дисциплины

В конце XIX в. в связи с формированием предпосылок оформления психологии как самостоятельной науки встал вопрос о дальнейших путях ее развития: о ключевых проблемах, исходных методологических установках, используемых методах и т.д.

Одна из таких программ была предложена Вильгельмом Вундтом(1832-1920), основателем первой в мире экспериментально-психологической лаборатории (Лейпциг, 1879). Вундт, основываясь на достижениях физиологии органов чувств, излагает программу построения двух ветвей психологии — физиологической, или экспериментальной (основной метод получения данных), и социальной, или культурно-исторической (основным методом которой является анализ продуктов человеческого духа).

20230708 134019-04 АКАДЕМИЯ ГЕНЕРАЛЫ ВЛАСОВЦЫ ПРЕЗИДЕНТЫ УБИЙЦЫ 04

По мнению Вундта, предметом психологии должны выступать только те процессы и явления, которые доступны одновременно и внешнему, и внутреннему наблюдению, имеют как физиологическую, так и психологическую составляющую и которые, в силу этого, не могут быть объяснены только с позиций физиологии или чистой психологии (т.е. классической психологии сознания). К таким явлениям ученый относил сначала ощущения и представления, а затем добавил к ним и простейшие чувствования. Вундт критически переоценил прежние понимания предмета психологии (как науки о душе и как науки о внутреннем опыте) и предложил рассматривать в качестве такого предмета непосредственный опыт субъекта (т.е. непосредственно данные субъекту явления сознания), постигаемый путем самонаблюдения и интроспекции. При этом объект и субъект выступают в неразрывном единстве, а сам объект всегда выступает как представляемый объект, как продукт переработки реального объекта непосредственным опытом субъекта восприятия.

Выдвинутая Вундтом программа развития психологической науки была масштабной и охватывала практически вес проблемы психологии — от простейших ощущений до проблем культуры в их тесной связи с историей. Таким образом, самостоятельность психологии Вундт обосновывал принципиальным отличием сознания человека от всего внешнего и материального. И поскольку уникальным предметом психологии является непосредственный опыт человека, а все остальные естественные науки, в том числе и физиология, изучают лишь опосредованный опыт, продукты переработки этого опыта (в результатах которых не содержится никаких данных, расширяющих возможности психологических объяснений), то психология и имеет право на самостоятельное, независимое от других наук право на существование.

Несомненной заслугой В. Вундта перед мировой психологической мыслью, помимо его научных трудов (им опубликовано 420 книг и статей), является то, что в 1881 г. в Лейпциге, на базе первой в мире экспериментально-психологической лаборатории он создал Институт экспериментальной психологии, ставший международным центром по подготовке психологов-экспериментаторов.

20230708 124023-03 АКАДЕМИЯ ГЕНЕРАЛЫ ВЛАСОВЦЫ ПРЕЗИДЕНТЫ УБИЙЦЫ 03

10.2. Программа психологии как учения о совершении психических деятельностей на рефлекторной основе и.М. Сеченова

Проект развития психологии как самостоятельной науки одновременно с Вундтом был предложен выдающимся отечественным физиологом И.М. Сеченовым(1829-1905). Он излагает рефлекторную теорию психического и обосновывает взгляды на предмет, метод и задачи психологической науки, принципиально отличающиеся от всех ранее предложенных.

Свою основную задачу Сеченов видел в том, чтобы вывести психологию из тупика изучения внутреннего сознания и обратить ее к рассмотрению внешней детерминации психических процессов. При этом он исходил из идеи, что психические процессы протекают по схеме, аналогичной физиологическим процессам, т.е. по схеме рефлекса.

Читайте также:
Лучшие программы на ПК для скачивания фильмов

Во-первых, это открытие Сеченовым так называемых тормозных центров — локализованных в таламической области мозга нервных центров, раздражение которых способствовало задержке двигательной активности человека. Тем самым было показано, что функционально мозг осуществляет и регулирует не только процессы возбуждения, но и торможения.

Это был настоящий переворот и в физиологии, и в психологии. В частности, для психологов появлялась реальная возможность естественно-научного объяснения процесса волевой регуляции, поскольку признак волевого поведения — умение противостоять раздражителям, сдерживать нежелательные импульсы. И Сеченов экспериментально показал, что за эту форму поведения человека отвечают соответствующие нервные центры мозга. Именно мозг человека стал выступать той субстанцией, которая не только возбуждается под воздействием внешних воздействий (об этом говорили и предшественники Сеченова), но которая еще и управляет нашим реагированием на эти воздействия. Тем самым закладывался принципиальной иной подход в понимании роли и места мозгового субстрата в протекании психической деятельности человека.

Во-вторых, Сеченов дал новую трактовку и самому понятию «рефлекс». Существовавшие взгляды на рефлекс и рефлекторную деятельность были кардинальным образом пересмотрены ученым. Для Сеченова рефлекс не просто некая механическая и чисто физиологическая реакция — это сложнейший целостный акт, связывающий организм со средой и выступающий механизмом регуляции психической деятельности.

Сеченов показал, что психическое, имея рефлекторную природу, неразрывно связано с мышечными движениями.

Признание рефлекторной природы психического позволило Сеченову по-новому посмотреть:

  • на предмет психологии как науки;
  • исходный методологический принцип изучения психики;
  • основной метод психологии и профессиональную подготовку специалистов, занимающихся изучением психики.

Источник: studfile.net

Курс лекций по физиологической психологии. Эти лекции вылились в одну из самых знаменитых книг «Основы физиологической психологии»

ВЫДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ НАУКУ В XIX ВЕКЕ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА В. ВУНДТА
Выделению психологии в самостоятельную науку способствовали открытия в физиологии и анатомии мозга, открытия в биологии, активное использование эксперимента в научных исследованиях XIX века.

Появление психологии как самостоятельной науки связывают с именем В. Вундта (1832 – 1920), немецкого психолога, физиолога, философа. Он же является одним из наиболее известных разработчиков программы развития психологии как самостоятельной науки.

Вильгельм Вундт (1832 – 1920) родился в Германии в семье пастора. Семья считалась дружной, но детские воспоминания В.Вундта были не самыми приятными. Он чувствовал себя одиноким ребенком. В гимназии он плохо учился, отставал от одноклассников физически и интеллектуально, поэтому над ним часто подсмеивались. В.Вундт был мечтателем и фантазером, хотел в будущем стать писателем.

Свои интеллектуальные способности он развил лишь к 19 годам. Окончив школу, он был готов к поступлению в университет. В дальнейшем он обучался медицине в университете в Гюбингене, затем в Гейдельберге. По окончании университета В.Вундт отказался заниматься практической медициной и стал изучать физиологию. В 1855 г. он получил докторскую степень. С 1857 по 1864 гг.

В.Вундт читал лекции и работал лаборантом у знаменитого физиолога Г.Гельмгольца. В 1864 году В.Вундт получил должность адъюнкт-профессора и остался в Гейдельберге еще на 10 лет. В ходе занятий физиологией он задумывается о психологии как самостоятельной экспериментальной науке. Свои идеи он представил в книге «К теории чувственного восприятия» (1862).

В этой работе он описал эксперименты, которые ставил в домашней, плохо оборудованной лаборатории, излагает свое видение методов новой психологии. Здесь он впервые ввел понятие «экспериментальная психология». Об этой книге историки говорят, что она знаменовала собой формальное начало новой науки.

В 1863 г. в «Лекциях о душе человека и животных» он затронул проблему измерения времени реакций и рассмотрел вопросы психофизики, которые на протяжении многих лет занимали умы экспериментальных психологов. В 1864 г. Вундт читал в Гейдельбергском университете первый и единственный на то время курс лекций по физиологической психологии.

Читайте также:
Программа создания редактирования и просмотра графических изображений это ответ

Эти лекции вылились в одну из самых знаменитых книг – «Основы физиологической психологии» (1874), которая впоследствии неоднократно переиздавалась. Этот признанный шедевр Вундта заложил фундамент психологии как самостоятельной экспериментальной науки с собственным кругом проблем и методами исследования. Долгие годы «Основы физиологической психологии» служили для психологов-экспериментаторов энциклопедией и свидетельством прогресса новой психологической науки. В ее предисловии Вундт сформулировал цель – «выделить новую область познания». Во времена В.Вундта в Германии слово «физиологический» использовалось как синоним слова «экспериментальный».

В 1875 г. В.Вундт стал профессором философии в Лейпцигском университете. С этого момента начался самый продолжительный и важный период его поразительной научной карьеры. В начале своей деятельности он создал в Лейпцигском университете лабораторию (1879), а в 1881 г. основал журнал «Философские учения», официальный печатный орган его лаборатории и новой науки.

В 1906 г. Вундт переименовал свой журнал в «Психологические учения». Широкая известность имени В.Вундта и его лаборатории привлекли в Лейпциг огромное количество желавших с ним работать молодых исследователей. Историки подсчитали, что школу Вундта прошли 136 немцев, 14 американцев, 10 англичан, 6 поляков, 3 русских, 2 француза.

Лаборатория стала главным питомником первого поколения психологов-экспериментаторов. Через два года эта лаборатория была преобразована в Институт экспериментальной психологии, который затем становится международной психологической школой, где прошли обучение такие видные впоследствии психологи как Э. Крепелин, О. Кюльпе (Германия), Э. Титченер (Англия), Д. Кеттел, С. Холл (США), В.М.

Бехтерев, В.Ф. Чиж, Н.Н. Ланге (Россия). Впоследствии ученики Вундта организовали подобные лаборатории в США, Италии, России, Японии. Вундтовская лаборатория оказала огромное влияние на развитие современной психологии – она служила образцом для создания новых экспериментальных центров.

В.Вундт был не только блестящим ученым, но и талантливым лектором. Его лейпцигские лекции пользовались большой популярностью – на каждую в аудитории собиралось до 600 студентов.

В.Вундта интересовали и философские проблемы. С 1880 по 1891 гг. он писал работы по этике, логике, философии, создал 10-томный труд «Психология народов» (1900 – 1920). Появление этой работы знаменовало разделение новой психологической науки на экспериментальную и социальную.

В. Вундт продолжал активно работать до самой смерти. С 1853 по 1920 гг. он написал 54 тыс. страниц научного текста.

Психологическая программа В. Вундта

В. Вундт считал, что объектом психологии должны стать процессы, доступные и внешнему и внутреннему наблюдению, т.е. имеющие как физиологическую, так и психологическую сторону. Поэтому они должны изучаться наукой, объединяющей в себе методы физиологии и методы психологии. Такой наукой, по мнению Вундта, должна быть физиологическая (экспериментальная) психология. Наряду с физиологической психологией Вундт выделял психологию народов; эта часть психологии должна изучать объективные продукты человеческого духа и общения множества людей: язык, мифы, обычаи.

Главная цель психологии – анализ, реконструкция (расчлененное описание) в точных научных понятиях структуры сознания индивида. Методическая задача психологии – расчленить сознание на составные элементы и выяснить закономерные связи между ними. Основные направления экспериментальных исследований: физиологические изучение органов чувств, ощущений и восприятий; психофизика – пороги ощущений и их различение; время реакции; ассоциации; чувства и эмоции.

В.Вундт полагал, что простейшие психические процессы (ощущения, восприятия) можно и необходимо изучать с помощью лабораторных исследований. Однако экспериментальный метод не годится для изучения психических процессов высшего порядка – таких как обучаемость, память, которые связаны с языком и воспитанием. К их изучению должны привлекаться неэкспериментальные методы, практикуемые в социологии, антропологии, социальной психологии.

Читайте также:
Установить программу просмотра изображений по умолчанию

В. Вундт сформулировал важное утверждение о ведущей роли социальных сил в развитии познавательных процессов.

Некоторые результаты экспериментальных исследований в Лейпцигской лаборатории
1. В первые 20 лет существования лаборатории на ее базе было выполнено более 100 научных работ

2. Первая серия экспериментов была посвящена изучению психологических и физиологических аспектов зрения и слуха. Проводились исследования психофизики цвета, явлений цветового контраста, ослепления яркими цветами, объемного зрения, оптических иллюзий.

3. Исследования В.Вундта расширяли имеющиеся в науке знания психофизики восприятия. Например, Вундт предложил рассматривать психофизический закон Г. Фехнера с психологической точки зрения; если у Фехнера интенсивность ощущения зависит от величины раздражения, то у Вундта – от психологического суждения об этом ощущении (так, для миллионера одна марка ничего не значит, а для рабочего это ощутимая прибавка к жалованию).

4. Проводились эксперименты на изучение времени реакций. Вундт был уверен, что можно экспериментально продемонстрировать три этапа реакции человека на раздражитель: восприятие, апперцепцию и проявление воли реагирования на раздражитель. Результатом активной воли является мышечное движение. Вундт намеревался установить стандартное значение времени для человеческой мысли.

5. Проводились исследования внимания. Вундт изучал явление, которое сегодня называют фокусом внимания. Экспериментальным путём он установил, что объём внимания нормального человека равен шести единицам.

6. Исследовались чувства и эмоции. Вундт разработал трёхмерную модель чувств. Любое чувство находится в диапазоне: 1) удовольствие – дискомфорт; 2) напряжение – расслабление; 3) подъём – угасание.

7. Изучались механизмы формирования феноменов сознания. К ним В. Вундт относил ассоциации и апперцепции. Апперцепция, по Вундту, — мыслительная активность, проявляющаяся в установлении логических связей.

8. На основании экспериментальных исследований В. Вундт сформулировал законы душевной жизни, которые он иногда называл принципами. Это принцип психических равнодействующих; творческого синтеза – психическое не просто сумма; психических отношений; психических контрастов (группировка психических элементов по противоположностям); усиливающих контрастов.

  1. Была организована первая психологическая лаборатория.
  2. В.Вундт объединил знания физиологии и философии в новой области знания.
  3. Произошел отказ от старых теорий, бытовавшей ненаучной психологии.
  4. В.Вундт отказался от дискуссий по поводу бессмертия души.
  5. Проводил исследования в собственной лаборатории, результаты которых публиковал в собственном журнале.
  6. Пытался разработать строгую научную теорию природы человеческого сознания.
  7. Последователи В.Вундта основали собственные лаборатории во многих странах мира.

Недостатки психологической программы В. Вундта, которые привели к кризису психологии на рубеже XIX – XX вв.

1.Хотя психология Вундта получила широкое признание, она не сразу изменила общую картину академической науки. До 1941 года психология в университетах Германии не была выделена в самостоятельную научную дисциплину, оставалась частью философии.

2. Психология Вундта была чисто академической наукой, не решала практические вопросы.

3. Данные, получаемые Вундтом, представляли сугубо научный интерес для узкой части специалистов. Психология не приобрела широкую популярность.

3. Метод интроспекции, предложенный Вундтом, подвергался критике как субъективный путь исследования.

4. Задача психологии, поставленная Вундтом, как изучение сознания оказалась трудно решаемой, поскольку сознание – процесс внутренней психической жизни человека, недоступный объективному наблюдению и изучению.

5. Подверглось сомнению убеждение Вундта в невозможности экспериментального исследования мышления и других высших познавательных процессов. Уже ближайшие ученики Вундта доказали, что такие сложнейшие процессы как мышление и воля также открыты для экспериментального анализа, как и самые элементарные.
Дискуссии о правомерности исследований Вундта и привели к методологическому кризису в психологической науке. Это положило начало поиску новых теоретических постулатов для психологии, а в конечном итоге и ее разделению на несколько независимых направлений.

Источник: dereksiz.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru