К документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне муниципального образования, в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28.06.2014г. № 172-ФЗ относятся:
- стратегия социально-экономического развития муниципального образования;
- план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
- прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период;
- бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период;
- муниципальная программа.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в муниципальном образовании «Город Ижевск» решением Городской думы города Ижевска от 14.04.2016г. №151 утверждено Положение о стратегическом планировании в муниципальном образовании «Город Ижевск»;
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Город Ижевск» на 2016-2025 годы, План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Город Ижевск» на 2016-2020 годы одобрены решением Городской думы города Ижевска от 14.04.2016г. №150.
Программы развития образовательного учреждения
Источник: www.izh.ru
Обеспечение развития муниципального образования. Принимая программы и планы развития муниципального образования, утверждая и исполняя местные бюджеты
Принимая программы и планы развития муниципального образования, утверждая и исполняя местные бюджеты, управляя муниципальным хозяйством, органы местного самоуправления призваны обеспечивать комплексное решение экономического, социально-культурного развития городских и сельских населенных пунктов, других территорий, в пределах которых осуществляется местное самоуправление. Осуществляя данную функцию, органы местного самоуправления должны учитывать и интересы развития территории субъекта Федерации. Поэтому в соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям местного самоуправления относятся также:
— решение вопросов комплексного социально-экономического развития муниципального образования;
— принятие планов и программ комплексного развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
— регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
— дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения;
— организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда;
— создание условий для предоставления транспортных услуг;
— утверждение схем территориального планирования муниципального района, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд;
Технология проектирования программы развития образовательной организации
— создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства и пр.
Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования тесно связано с его бюджетно-финансовой политикой, направленной на материальное обеспечение муниципальных планов и программ, их сбалансированность и обоснованность, для чего органы местного самоуправления формируют и распоряжаются средствами местных бюджетов, полученными как за счет доходов от собственной экономической деятельности, так и в результате установления местных налогов и сборов, а также льгот по их уплате.
Важно отметить, что проблемы комплексного социально-экономического развития муниципальных образований во многом связаны с деятельностью организаций, не находящихся в муниципальной собственности, но вместе с тем органы местного самоуправления вправе, не вмешиваясь в их хозяйственную деятельность, координировать участие данных организаций в развитии территории муниципального образования.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Полномочия органов местного самоуправления в сфере планирования
Планирование представляет собой деятельность органов местного самоуправления и иных участников процесса планирования по прогнозированию социально-экономического развития муниципального образования, программно-целевому планированию, направленную на повышение уровня социально-экономического развития муниципального образования.
Одним из полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения является полномочие по принятию и организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организации сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования (п. 6 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Следует отметить, что данное полномочие органа местной власти имеет свою историю развития. Закон РФ от 6 июля 1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» относил к полномочиям местных органов власти утверждение планов и программ социально-экономического развития территории, бюджет, отчеты об их исполнении. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к предметам ведения муниципальных образований относил комплексное социально- экономическое развития муниципального образования.
Вопросы комплексного социально-экономического развития муниципальных образований приобретают все большую актуальность в современном обществе. Реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения в том числе обусловлена эффективностью использования собственных финансовых средств. Для этого органы местного самоуправления должны обеспечить комплексное развитие основных отраслей муниципального хозяйства, частного сектора производства и потребления, а также социальной сферы муниципальных образований. В целях выполнения приоритетных задач и направлений социально-экономического развития муниципальных образований необходимы формирование и исполнение соответствующих муниципальных планов и программ.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в своих положениях использует такие формулировки, как «планы и программы комплексного социально- экономического развития муниципального образования» (п. 6 ч. 1 ст. 17), «планы и программы развития муниципального образования» (п. 4 ч. 10 ст. 35).
В первом случае законодатель определяет их принятие как полномочие органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, а во втором — относит данное полномочие к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. При этом в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указанные категории не разграничены, в связи с этим правомерно встает вопрос об их соотношении.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ долгосрочные целевые программы, реализуемые за счет средств местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования (ч. 1 ст. 179).
В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования отнесено принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении (и. 4 ч. 10 ст. 35). В Бюджетном кодексе РФ (ч. 1 ст.
179) установлено, что на федеральном, региональном и муниципальных уровнях соответствующие программы утверждаются органом исполнительной власти. При соотношении данных норм следует исходить из принципа единства бюджетной системы РФ, предусматривающего в том числе единство «принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации» и «единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (ст. 29 Бюджетного кодекса РФ), поскольку государственные программы федерального и регионального уровня утверждаются органами исполнительной власти (ст. 179 Бюджетного кодекса РФ).
Следует учитывать, что объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета (ст. 179 Бюджетного кодекса РФ), и право представительного органа муниципального образования по рассмотрению и утверждению решения о бюджете (в данном случае в части утверждения объемов финансового обеспечения реализации программы) является действенным средством оказания влияния на политику развития муниципального образования.
Аналогичная ситуация и с положениями ст. 179.3 Бюджетного кодекса РФ. Более того, ведомственные целевые программы — это программы, направленные на осуществление федеральными органами исполнительной власти или организациями, являющимися главными распорядителями средств федерального бюджета, государственной политики в установленных сферах деятельности, а также на обеспечение достижения целей и задач государственных программ Российской Федерации и повышение результативности расходов федерального бюджета (постановление Правительства РФ от 19 апреля 2005 г. № 239 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ»). То есть утверждение ведомственных целевых программ — это прерогатива исполнительных органов муниципальных образований. Предоставление права по принятию ведомственных целевых программ представительным органам нарушит действующую систему сдержек и противовесов на муниципальном уровне.
Таким образом, нет четкого законодательного регулирования в вопросе о том, в соответствии с актом какого органа муниципального образования должна утверждаться та или иная программа развития муниципального образования.
Практика на уровне муниципальных образований складывается различная. В некоторых муниципальных образованиях программы социально- экономического развития принимаются исполнительным органом местного самоуправления [2] , в других — представительным органом [3] .
В решении данного вопроса видится необходимость преодоления коллизий, возникающих между нормами Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Бюджетным кодексом РФ. Очевидно, что при рассмотрении данных понятий следует исходить из того, что программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования включает в себя концепцию, планы (в зависимости от сроков — долгосрочный, среднесрочный, годовой), а также программы развития муниципального образования.
В целях реализации комплексного подхода к решению вопросов социально-экономического развития муниципальных образований Правительство РФ утвердило Правила предоставления органами местного самоуправления органам государственной власти статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования [4] . В них установлены формы федерального государственного статистического наблюдения, содержащие статистические показатели, адреса, а также периодичность, сроки и способы их предоставления. На должностных лиц органов местного самоуправления возложена ответственность как за непредоставление статистической информации по формам федерального государственного статистического наблюдения, так и за предоставление недостоверной статистической информации в соответствии с законодательством РФ.
Комплексное социально-экономическое планирование развития муниципального образования имеет решающее значение для муниципального образования. Оно позволяет выявить основные проблемы социально-экономического развития муниципального образования, предложить возможные сценарии развития, осуществить оценку действующих мер по улучшению социально-экономического положения. Задачами комплексного социально- экономического развития муниципального образования, как правило, являются создание условий для устойчивого экономического развития области, для повышения уровня и качества жизни населения области.
Планы экономического и социального развития муниципального образования формируются с учетом основных проблем, характерных для жизнедеятельности населения муниципального образования. К числу основных можно отнести: создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, формирование благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни населения, проведение мероприятий по оздоровлению экологии и предупреждению чрезвычайных ситуаций, реформирование промышленности, развитие транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, инфраструктуры связи, доступа к современным информационным технологиям.
В программах развития муниципального образования также содержатся индикаторы социально-экономического развития муниципального образования. Например, улучшение качества среды обитания жителей муниципального образования определяется следующими показателями:
- — средняя обеспеченность жильем на одного человека;
- — протяженность автомобильных дорог;
- — обеспеченность населения собственными легковыми автомобилями;
- — увеличение основных фондов (капитальных вложений) социальной сферы в расчете на душу населения (в среднем за пятилетний период).
К числу индикаторов также могут быть отнесены: экономическое развитие муниципального образования, обеспечение платежеспособного спроса населения муниципального образования на товары и услуги, рост производства продукции, укрепление финансового потенциала муниципального образования и повышение его доступности и др.
- [1] Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований. Опыт, проблемы, рекомендации / под общ. ред. Т. В. Псаревой. Новосибирск, 2006.С. 14.
- [2] См.: О Комплексной программе социально-экономического развития муниципальногообразования «Кяхтинский район» Республики Бурятия на 2008—2010 годы и на периоддо 2017 года ; постановление Местной администрации городского округа Нальчик КБРот 9 февраля 2010 г. № 178 «О разработке муниципальных комплексных программ развитияотраслей экономики на период до 2015 года».
- [3] См., например: решение Совета МО городского округа «Сыктывкар» от 8 декабря2011 г. Х« 5/2011-101 (рсд. от 15.02.2013) «Об утверждении Программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования городского округа “Сыктывкар” на 2011—2015 годы» ; решение Горно-Алтайского городского Совета депутатовот 31 октября 2013 г. № 13-4 «Об утверждении плана социально-экономического развитиямуниципального образования “Город Горно-Алтайск” на 2014 год».
- [4] См., например: постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. Х« 670 «О порядкепредоставления органами местного самоуправления органам государственной власти статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования».
Источник: studme.org