(от нем. Gestalt — образ, форма) — направление в западной психологии, выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам.
Гештальтпсихология
от нем. gestalt — форма, образ, структура) одна из основных школ научной психологии 1-й половины ХХ в; подчеркивала целостный, структурный характер психических явлений. Сложившись первоначально на основе исследования зрительного восприятия, распространила принцип структурности на изучение мышления, памяти, личности и социальной группы. Основные представители: М. Вертхаймер, В. Келер, К. Коффка.
Гештальтпсихология
(нем. Gestaltpsychologie) (от нем. Gestalt — форма, образ, фигура; греч. psyche — душа и logos — наука, учение).
Одно из основных направлений в психологии (преимущественно немецкой и американской), возникшее в начале XX ст., которое — в противовес «психологии элементов» — рассматривает психику человека как совокупность целостных психических структур («гештальтов»), формирующихся независимо от объективной реальности. См. Гештальттерапия.
ПсИИхология. Можно ли научить программу эмоциям и полному пониманию человека // Generation ИИ
гештальтпсихология
(от нем. gestalt – целостная форма, образ, структура) – одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половины ХХ века и выдвинувшее в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений. Основное внимание г. уделила исследованию высших психических функций человека (восприятия, мышления, поведения и пр.) как целостных структур, первичных по отношению к своим компонентам (см.: инсайт). Главные представители этого направления – немецкие психологи М. Вертхеймер, В. Келнер, К. Коффка.
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ
от нем Gestalt — образ, структура, целостная форма) — одно из направлений в психологии, использующее для объяснения сложных психических явлений принцип целостности. Г. считает первичными и основными элементами психики не ощущения, а целостные образы — гештальты.
Принципы их образования таковы: они возникают будто бы вследствие стремления психического поля сознания индивида образовывать «хорошие», т. е. простые, уравновешенные, симметричные и замкнутые фигуры. Последние обладают константностью, устойчивостью, определенной степенью расчлененности. Г. выдвинула на передний план качественно своеобразный, целостный характер восприятия, для анализа которого введен ряд новых понятий — фигура, фон и др. Однако целостный характер восприятия она объясняет не целостностью предметов, с которыми имеет дело человек, а самодвижением психических структур к уравновешенному состоянию. Г. принадлежат фундаментальные исследования в области восприятия, мышления и личности, однако в целом ей свойственны черты ограниченности: внеисторичность понимания психики, абсолютизация некоторых положений, не исследуется и не принимается во внимание роль практики в формировании восприятия.
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ
Психология. Понятие и структура психики.
нем. Gestalt — образ, целостная форма, греч. psyche — душа, logos — учение, наука). Идеалистическое направление в зарубежной психологии конца XIX — первой трети XX вв. [v. Ehrenfels Ch., 1890; Wertheimer E., 1912]. Термин был предложен Ch.v.
Ehrenfels. Г. изучала психику с точки зрения целостных структур (гештальтов). В отличие от структурной психологии, выделявшей в психике, сознании отдельные элементы и синтезировавшей из них более сложные психические феномены, Г. выдвигала принцип внутренней системной организации психики, определявшей и особенности ее составных частей.
Гештальт не является простой суммой, составленной из отдельных элементов, это целостное переживание, данное первично, изначально присущая душе человека психическая форма, структура [Koffka К.]. Гештальт не является ощущением, чувственным образом отдельных свойств предметов и явлений. Развитие Г. способствовало обогащению знаний о психических процессах, хотя ее методология препятствовала каузальному их анализу. Тем не менее Г. была шагом вперед по сравнению с механистической структурной психологией, она внесла новое в изучение восприятия и мышления в эксперименте и теории, стимулировала развитие социальной психологии, патопсихологии.
Гештальтпсихология
направление психологической науки, возникшее в начале XX в. Основывается на представлении о целостности восприятия окружающего мира и построении в сознании целостных психических образований — гештальтов.
Основателями Г. принято считать М. Вертхаймера, К. Кофку, В. Келера. Главная ее идея заключается в изучении психики как целостной структуры в противовес концепции накопления в сознании отдельных представлений и последующем их синтезе, которая отстаивалась структурной психологией. Элементы, одинаковые или близкие друг другу, стремятся к объединению, а несходные или далекие друг от друга не объединяются. Ученые, работавшие в рамках Г., провели большое число исследований и выявили такие принципы организации восприятия, как близость (мы стремимся воспринимать вместе элементы, расположенные близко друг к другу во времени и пространстве), непрерывность (воспринимаемые предметы и явления человек организует в непрерывную последовательность и придает им определенное направление), сходство (подобные элементы воспринимаются человеком вместе, образуя замкнутые группы), замыкание (при восприятии стремление завершить незаконченные предметы и заполнить пустые промежутки), простота (человек стремится строить гештальты, симметричные, простые, неизменные), фигура—фон (мы стремимся организовывать восприятие так, чтобы отчетливо видеть главный предмет — объект и задний план — фон).
Достижения Г. признаны психологами всего мира; они предвосхитили ряд положений общей теории систем.
Гештальтпсихология
(нем. Geschtalt + греч. psyche — душа, logos — слово, учение, наука) — психологическая школа в Германии (1910-е гг.), главная идея исследований которой состоит в том, что психологические явления следует рассматривать как первично данное и организованное структурное целое (гештальты), а не как механическую сумму перцептивных элементов.
Возникла в противовес структурализму (атомистической психологии) и набиравшему в те годы силу бихевиоризму. Многие открытия гештальтпсихологии. вошли в структуру современных знаний, особенно в области восприятия и когнитивной психологии. Основные представители: М. Вергеймер, К. Коффка, В.Келер, К.Левин.
Идеи гештальтпсихологии существенно важны и для понимания природы психопатологических феноменов, таких, в частности, как навязчивости, бред, галлюцинации. Последние представляют собой не разрозненные и существующие как бы сами по себе анормальные ощущения, мысли, эмоции или побуждения, как это обычно представляют в учебниках и руководствах по психиатрии, а чаще всего или как правило являются элементами некоей патологической целостной структуры, которая существует и развивается в полной или относительной автономии от остальной части личности пациента и находится вне сферы контроля последней. С позиций принципов гештальтпсихологии механистическое сравнение или статистический анализ каких-то элементов целостных структур (например, отдельных симптомов болезненного состояния) не имеет большого смысла, так как любой такой элемент в контексте определенной системы имеет уникальное, несопоставимое с его идентичными гомологами в других системах значение.
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ
Каролина сидит в своем любимом кресле с бокалом хереса в одной руке и сладким пирожком в другой. Она смотрит на огни рождественской елки, и ей кажется, будто они ходят по кругу. Многие из нас испытывали чувство, когда кажется, будто мигающие огоньки в электрической гирлянде движутся. На самом деле их движение — это иллюзия, создаваемая посредством включения и выключения ламп в определенном порядке. Хотя все лампы неподвижны, их взаимное действие создает эффект движения.
Гештальтпсихология возникла в Германии в начале XX века; основным ее положением является то, что целое важнее суммы составляющих его частей. «Гештальт» (Gestalt) — это немецкое слово, которое означает «форма, образ, структура». Развитие гештальтпсихологии было во многом реакцией на структуралистский подход при анализе сложных явлений.
Главным представителем гештальтпсихологии был немецкий психолог Макс Вертхаймер; считается, что он же ее и основал. Вертхаймер утверждал, что было бы ошибкой анализировать поведение человека, разбивая его на отдельные мелкие элементы.
Гештальтпсихология определила ряд принципов для описания процесса, посредством которого ощущения создают картину единого целого. Один из принципов гласит, что мы объединяем физически близкие друг к другу объекты. Например, группу (II II II) мы воспримем как три пары. В то же время группа (I I I I I I) скорее представится нам как шесть отдельных объектов.
Гештальтпсихология породила отдельный вид терапии — гештальттерапию, которая предполагает, что сознание пациента может быть расчлененным и неполным. Она направлена на то, чтобы, концентрируясь на непосредственном опыте человека, заполнить пропуски в его памяти и сознании. Мы часто стараемся скрыть свои чувства; такие попытки и создают «пробелы». В гештальттерапии пациентов побуждают выражать свои чувства «здесь и сейчас», а не обсуждать, почему они их испытывают.
См. также статьи «Восприятие», «Гуманистическая психология», «Кёлер, Вольфганг», «Принятие решения», «Психотерапия».
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ
ГЕШТАЛЬТПСІХАЛОГІЯ / GESTALT PSYCHOLOGY (от нем. Gestalt– образ, форма)– одно из направлений психологии, возникшее в Герма нии во втором десятилетии XX в. Это направление связано в первую очередь с именами германских исследователей М. Вертгеймера (1880–1943), К. Коффки (1886–1941) и В. Келера (1887–1967).
М. Вертгеймер, обнаружив в своем эксперименте в составе сознания целостные образы, неразложимые на сенсорные первоэлементы, стал одним из создателей школы Г., основным принципом которой была направленность на исследование целостной структуры объекта сознания, не объясняемого как простая сумма его частей. Мышление он рассматривал как процесс последовательной смены разных типов видения ситуации под воздействием поставленной задачи. «Гештальт» означает структурированное целое, подчеркивает важность полноты контекста и коммуникации.
Это направление разрабатывало целостный подход к психике, особенно к процессам мышления и восприятия. Г. обосновывала тенденцию этих процессов к принятию отчетливо завершенной формы. Г. выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы (см. Ассоциация). Г. считала, что целое определяет свойства и функции его частей.
Это положение было применено к изучению восприятия («фигура и фон»). Аналогично при изучении мышления Г. подчеркивала приоритет целого познавательных структур, благодаря которым умственные процессы приобретают продуктивный характер.
Г. изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами– гештальтами. «Психические “гештальты” и их изменения трактовались как свойства индивидуального сознания, зависимость которого от предметного мира и деятельности нервной системы представлялась по типу изоморфизма (структурного подобия), являющегося вариантом психофизического параллелизма. … Близкие общенаучные позиции занимали К. Левин с теорией поля и его школа, распространившие принцип системности и идею приоритета целого в динамике психических образований на мотивацию человеческого поведения, К. Гольдштейн, сторонник холизма (целостности), в патопсихологии, Ф. Хайдер, введший понятие о гештальте в социальную психологию с целью объяснения межличностного восприятия». Использование гештальтистами термина «поле» в психологическом смысле подвергалось критике. «…Что касается физических структур и полей, то они действительно не имеют другого основания, кроме физического. К сознанию такой подход неприменим. Сознание не является самостоятельным миром, и его динамика не может быть научно объяснена из него самого». Е. А. Бакланова
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ
Психологическая школа, основанная в Германии в 1910-х гг. Первоначально, выступая против структурализма, гешталь-тисты утверждали, что психологические явления могут быть поняты только, если рассматривать их как организованное, структурное целое (или гешталь-ты). Структуралистской позиции, согласно которой эти явления могут быть интроспективно разложены на простейшие перцептивные элементы, была противопоставлена гештальтистская точка зрения, что такой анализ не учитывает понятие целого, единой «сущности» явлений (например, является ли яблоко действительно определенной комбинацией простейших элементов, таких как краснота, форма, очертания, твердость и т.д., или этот анализ пропускает некоторую основную «яблочность», которая поддается восприятию только, когда целое рассматривается в целом?).
Ранние гештальтисты были мастерами изящных контрпримеров и представляли достаточно убедительные аргументы, наносившие серьезный ущерб ортодоксальной точке зрения структуралистов. Например, определенная мелодия легко распознается даже тогда, когда ее составляющие части значительно изменены: она может быть спета (в любом голосовом диапазоне), проиграна (любой комбинацией музыкальных инструментов), представлена во множестве вариаций и т.д., но при этом не разрушается ее распознаваемый геш-тапьт. Более того, каждая из нот в любой конкретной мелодии имеет различное феноменологическое значение в зависимости от того, проиграна ли она отдельно или включена в новую мелодию. Во всех случаях, утверждали они, целое доминирует над ощущением, и оно воспринимается не так, как просто сумма отдельных частей.
Научение рассматривалось гештальтистами не как связь между стимулами и реакциями (как утверждали бихевиористы), но как перестройка или реорганизация всей ситуации, часто с участием инсайта как важнейшей характеристики. Физиология мозга рассматривалась ими в той же манере. Не соглашаясь с общепринятой в то время точкой зрения, что кора головного мозга является статической, хорошо дифференцированной системой, они приводили доводы в пользу координированной физиологии, в которой кора головного мозга понималась как место, где входящие стимулы взаимодействуют в силовых полях. См. здесь изоморфизм (2). В социальной психологии их работа привела к созданию теории поля, а в образовании основное внимание уделялось продуктивному мышлению и творчеству.
Вообще, гештальтпсихология является антитезой атомистической психологии во всех ее вариациях (см. атомизм, элементаризм), и в равной степени враждебно это направление выступало против бихевиоризма и структурализма. Хотя вряд ли можно сказать, что гештальтпсихология существует сегодня как отдельная теория, многие из ее открытий вошли в структуру современных знаний, особенно в области восприятия. Основные представители этой школы: Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Вольфганг Келер, и приверженцем их философии был Курт Левин.
Гештальтпсихология
Словообразование. Происходит от нем. Gestalt — форма, структура + греч. psyche — душа + logos — учение.
Авторы. Была основана М.Вертгеймером, В.Келером, К.Коффкой.
Категория. Психологическое направление.
Специфика. Возникла в противоположность экспериментальной психологии начала XX века. Продолжила разработку проблемы целостности, поставленной Австрийской школой. Приход нацистов к власти в Германии вынудил большинство из ее представителей эмигрировать в США.
Методологической базой гештальтпсихологии послужили философские идеи «критического реализма» и положения, развивавшиеся Э.Герингом, Э.Махом, Э.Гуссерлем, И.Мюллером, согласно которым физиологическая реальность процессов в мозге и психическая, или феноменальная реальность, связаны друг с другом отношениями изоморфизма. В силу этого изучение деятельности мозга и феноменологическое самонаблюдение могут рассматриваться как взаимодополняющие методы, изучающие одно и то же, но использующие разные понятийные языки. Субъективные переживания представляют собой феноменальное выражение различных электрических процессов в головном мозге. По аналогии с электромагнитными полями в физике, сознание в гештальтпсихологии понималось как динамическое целое, «поле», в котором каждая точка взаимодействует со всеми остальными.
Для экспериментального исследования этого поля была введена единица анализа, в качестве которой стал выступать гештальт. Основой этого понятия выступало положение, что при связывании психологических элементов возникает новое качество. Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико-геометрических иллюзий.
В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности как стремления психологического поля к образованию наиболее устойчивой, простой и «экономной» конфигурации. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения», «фактор общей судьбы».
В области психологии мышления гештальтпсихологи разработали метод экспериментального исследования мышления — метод «рассуждения вслух» — и такие понятия, как проблемная ситуация, инcaйт (М.Вертгеймер, К.Дункер). При этом возникновение того или иного решения в «продуктивном мышлении» животных и человека трактовалось как результат образования «хороших гештальтов» в психологическом поле.
Сформулированные при исследовании процессов восприятия и мышления законы гештальта затем были перенесены на другие области. В 20-х гг. ХХ в. К.Левин расширил сферу применения гештальтпсихологии путем введения «личностного измерения». Гештальтпсихология оказала существенное влияние на необихевиоризм, когнитивную психологию, школу «New Look».
Синоним. Берлинская школа.
Литература. Koffka K. Principles of Gestalt Psychology. B.-N.Y., 1971
Гештальтпсихология
Источник: vocabulary.ru
Гештальт-психология
Гештальт-психология (нем. gestalt — образ, форма) — направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам.
Гештальт-психология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.
Гештальт-психология выступила против выдвинутого структурной психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов. Представители гештальт-психологии подчеркивали, что восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. В сознании человека части собираются в целое, организуют гештальт.
Принцип замкнутости. Рисунок воспринимается не как отдельные отрезки, а как круг и прямоугольник.
Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — центральное понятие гештальт-психологии. Гештальт — качество формы, функциональная структура, упорядочивающая многообразие отдельных явлений. Гештальт — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей.
Одним из ярких тому примеров, по Кёлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется в другие тональности. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем её. Но если её тональность изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую.
«Если сходство двух явлений (или физиологических процессов) обусловлено числом идентичных элементов и пропорционально ему, то мы имеем дело с суммами. Если корреляция между числом идентичных элементов и степенью сходства отсутствует, а сходство обусловлено функциональными структурами двух целостных явлений как таковых, то мы имеем гештальт», — писал Карл Дункер.
Представители гештальт-психологии предположили, что все разнообразные проявления психики подчиняются законам гештальта. Части тяготеют к образованию симметричного целого, части группируются в направлении максимальной простоты, близости, равновесия. Тенденция каждого психического феномена — принять определенную, завершенную форму.
Начав с исследования процессов восприятия, гештальт-психология достаточно быстро расширила свою тематику, включив в нее проблемы развития психики, анализ интеллектуального поведения высших приматов, рассмотрения памяти, творческого мышления, динамики потребностей личности.
Принципы гештальта
Принцип близости. Правая часть рисунка воспринимается как три столбика.
Принцип схожести. Рисунок воспринимается как строки, а не как колонки.
Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:
- близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе),
- схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе),
- целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности),
- замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму),
- смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое),
- общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений).
Психика человека и животного понималась гештальт-психологами, как целостное «феноменальное поле», которое обладает определенными свойствами и строением. Согласно гештальт-психологии, основными свойствами восприятия являются закон константности восприятия и отношение фигура/фон.
Феноменальное поле — совокупность переживаемых субъектом в данный момент времени явлений. Конструкт, использованный в гештальтпсихологии и других феноменологических направлениях психологии. Феномен — это и ощущение, и восприятие, и представление, и мысль.
Фигура и фон
Вы можете менять фигуру и фон, видя здесь то молодую женщину, то старуху.
Константность восприятия
Закон константности восприятия говорит о том, что целостный образ не меняется при изменении его сенсорных элементов . Вы видите мир стабильным, несмотря на то, что постоянно изменяется ваше положение в пространстве, освещенность и т.д.
Константность размера состоит в том, что воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых вещей может показаться естественным или врожденным. Однако в большинстве случаев оно формируется через собственный опыт. Так в 1961 году Колин Тернбулл отвез пигмея, жившего в густых африканских джунглях, в бескрайнюю африканскую саванну. Пигмей, никогда не видевший объектов на большом расстоянии, воспринимал стада буйволов как скопища насекомых, пока его не подвезли поближе к животным.
Константность формы заключается в том, что воспринимаемая форма объекта постоянна при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на эту страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.
Константность яркости заключается в том, что воспринимаемая яркость объекта постоянна при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового объекта и фона.
Гештальт-психология и гештальт-терапия
Разработанная Фрицем Перлзом гештальт-терапия близкого отношения к гештальт-психологии не имеет. Если гештальт-психология — самостоятельное направление в академической психологии, то гештальт-терапия — синтез психоанализа, биоэнергетики, психодрамы и некоторых идей гештальт-психологии. Указание на то, что гештальт-терапия якобы возникла в недрах гештальт-психологии, как об этом говорится в некоторых источниках, является лишь рекламным ходом. Гештальт-подход воспользовался уважаемым словом «гештальт», чтобы придать своему именованию серьезность и солидность. Основатели гештальт-психологии к подходу Перлза и его интерпретации понятия «гештальт» отнеслись негативно.
Источник: psychologos.ru
Гештальтпсихология
Гештальтпсихология – это психологическое направление, зародившееся вследствие попыток трактовать, прежде всего, мыслительную деятельность, восприятие, мышление и непосредственно личность. Базисным объяснительным постулатом гештальтпсихология делает принцип целостности. Ключевым является, каким образом воспринимает информацию личность.
Рассматриваемое направление возникло вследствие исследования восприятия. В фокусе его внимания сосредоточена характерная предрасположенность психики к преобразованию опыта в доходчивое понимание целое. Так, например, сознание в ходе восприятия букв с недостающими частями силится компенсировать пробел, поэтому человек узнает всю букву.
Представители гештальтпсихологии
Рассматриваемый термин обычно связывают с психологом М. Вертгеймером. Именно этот немецкий учёный считается основателем гештальтпсихологии. Также существенную лепту в развитие описываемого течения внесли труды К. Левина и В.Келлера. Они, основываясь на изучении зрительной перцепции, ввели конфигурации «гештальты», что означает «целостная форма».
Смысл «гештальтов» заключается в восприятии субъектом окружающей среды не в виде отдельных элементов, а в качестве слаженных целостных конфигураций. Выступая против принципа психологии, заключающегося в расщеплении сознания на структурные элементы и конструкции из них, они предложили учение о целостности образа, характеристики которого не сводятся к сумме качеств его элементов.
Согласно воззрениям научных деятелей, объекты, составляющие человеческое окружение, осознаются чувствами не как отдельные объекты, а в виде организованных форм. Проще говоря, восприятие не определяется суммой ощущений и через свойства составных элементов нельзя описать свойства целой фигуры, которую образуют эти элементы. Таким образом, «гештальт» считался последователями рассматриваемого течения функциональной структурой, регулирующей многообразность отдельных явлений.
Рождение гештальтпсихологии связывают с 1912 годом, когда М.Вертгеймер опубликовал описание яркого феномена невозможности сведения восприятия к совокупности отдельных его ощущений. Данный феномен он именовал фи-феноменом. Психологи, придерживающиеся рассматриваемого направления, так как старались работать по стандартам физики, любили обозначать литерами греческого алфавита все феномены.
Во время путешествия железной дорогой Вертгеймер, смотря в окно, сделал заключение, что, наблюдая два поочередно мигающих света, человек будет воспринимать движение источника света (по аналогичному принципу устроена кинематография). Также он установил, что при росте скорости предъявления, можно увидеть «чистое» движение, названное им впоследствии фи-феноменом.
Этому явлению дать объяснение психологическая наука ранее не могла, потому что воспринимаемое индивидом должно было формироваться в качестве суммы восприятий, а никаких промежуточных восприятий между крайними позициями не могло быть. Объективно движения там нет, однако человеческий мозг его воспринимает. Тогда у него и зародилась идея к совокупности элементов целое несводимо. Целое главнее, нежели его части и может обуславливать их восприятие. Целостности (фигуре) он дал обозначение «гештальт».
Дальше теоретики стали изучать законы, стоящие за образованием «гештальта». Вначале исследуя восприятие, затем – мышление, после чего их идеи затронули мотивацию и психологию личности. На основе описанных идей возникло практически всё направление американской социальной психологии, потому как одному из главных родоначальников гештальтпсихологии личности К. Левину во времена воцарения нацизма пришлось бежать (так же, как и большинству гештальтпсихологов) в Америку.
Таким образом, главным постулатом гештальтпсихологии стало отрицание принципа расщепления сознания на структуры (структурная психология) и создание в соответствии с законами творческого обобщения, сложносоставных психических феноменов. Также гештальтпсихологами был выведен даже так называемый закон, который гласил, что сумма образующих элементов целого всегда меньше самого целого.
Вначале предметом гештальтпсихологии служило феноменальное поле. Однако в связи с быстрым расширением данного течения, гештальтпсихология стала охватывать вопросы, посвящённые проблематике формирования психики. Также родоначальников рассматриваемого направления интересовали память, проблемы развития личностных потребностей, творческие мыслительные операции.
Основные понятия гештальтпсихологии
Ключевая идея описываемого направления представлена «гештальтом», являющимся конфигурацией, паттерном, определённой формой построения отдельных элементов, создающей целостность. Отсюда, «гештальт» – это целостная конструкция, обладающая особыми спецификами, что отличает её от суммы собственных составляющих элементов. Так, например, человеческий портрет часто характеризуется определённым комплектом составных частей, однако в каждом конкретном случае человеческий образ воспринимается по-разному.
Дабы доказать факт целостности, Вертгеймер провёл опыт со стробоскопом, позволивший наблюдать иллюзию динамики двух поочередно мерцающих источников света. Движение было обманным, существовавшим исключительно в конкретном виде, который нельзя расчленить на отдельные элементы. Описываемое явление стало именоваться фи-феномен.
В дальнейших своих трудах Вертгеймер расширяет собственные воззрения также и на иные явления психики. Мыслительные процессы он рассматривает в качестве попеременной смены «гештальтов». Другими словами, есть возможность лицезреть под разными аспектами одну и ту же проблему согласно намеченной цели.
Отталкиваясь от приведённого выше, можно очертить основные идеи гештальтпсихологии, заключающиеся в следующем. Прежде всего, психические функции изначально являют собой целостность и отличаются наличием определённого строя, в котором можно определить составляющие структуры, являющиеся вторичным относительно этого строя.
Следовательно, предмет исследования гештальтпсихологии – это сознание, являющее собой динамическую неделимую структуру, в которой все составляющие взаимозависимы.
Ещё одной идеей рассматриваемого направления стала константность восприятия, которая заключается в сравнительной устойчивости восприятия отдельных характеристик вещей при преобразовании условий их осознания. К таким свойствам причисляют константность освещения или цвета.
Основываясь, на неизменности и неделимости восприятия, гештальтпсихологи выделили принципы организации формирования восприятия. Они акцентируют на подходе, говорящем о том, что формирование восприятия свершается в момент, когда индивид концентрирует внимание на интересующим его предмете: части ощущаемого поля между собой соединяются, становясь единым целым.
М. Вертгеймер определил принципы гештальтпсихологии и их последовательность: принципы близости, сходства, замкнутости, неделимости, фона и фигуры. Именно в соответствии с ними и происходит формирование восприятия.
Принцип близости заключается в объединении между собой и соединении в единую форму структурных элементов, расположенных в пространстве и времени вблизи друг от друга.
Схожие части воспринимаются цельно, образуя замкнутый круг – в этом состоит принцип схожести.
Направленность на завершение индивидом незаконченных фигур формирует принцип замкнутости.
Принцип целостности заключается в достраивании человеком неполных фигур до примитивного целого (здесь прослеживается направленность на упрощение целого).
Принцип фона и фигуры состоит в восприятии человеком в качестве фигуры на не столь структурированном фоне объектов, наделяемых им определённым смыслом.
Исследования К. Коффки позволили разгадать, как именно образуется восприятие человеческого индивида. Благодаря ряду опытных исследований, у него получилось определить, что малыш рождается с несозревшими «гештальтами», расплывчатыми образами внешней среды. Так, к примеру, любое видоизменение внешности папы, приводит к тому, что малыш его не узнает. Учёный выдвинул предположение, заключающееся в формировании «гештальтов», как образов внешнего мира, созревающих у человеческого индивида по мере взросления, приобретая более чёткие значения, то есть, становясь более ясными и разграниченными.
Детально изучая цветовое восприятие, Коффка привел доводы того, что человек различает отношение цветов между собой, а не сами цвета. Анализируя процесс формирования цветового восприятия, он заметил, что малыш изначально способен различать между собой лишь предметы, имеющие какой-то окрас и бесцветные предметы.
При этом окрашенные объекты кажутся ему фигурами, а неокрашенные – фоном. Затем, добавляются холодные цвета и тёплые оттенки, в более взрослом состоянии эти тона подразделяются на более определённые цвета. Отсюда, он заключил, что в созревании восприятия центральная роль отдана фигуре и фону, на котором она показана. Следствием этого стал закон «трансдукции», гласящий, что индивидом воспринимаются именно соотношение цветов, а не цвета.
Эксперименты, проводимые В. Кёлером с шимпанзе, дали ему возможность понять, что задача, поставленная перед животными, решается либо вследствие внезапного осознания, либо путём попыток и промахов. Базируясь на результатах опыта, он выдвинул предположение: объекты, находящиеся в поле видения животным, несвязанные между собой, при решении любой задачи объединяются в целостную структуру, восприятие которой содействует разрешению проблемы. Подобное структурирование возникает мгновенно, то есть происходит инсайт, осознание.
К. Левин, в свой черёд, обосновал предположение, что базисный «гештальт» является полем, функционирующим как неделимое пространство, а некоторые составляющие к нему присоединяются. Личность обитает в заряженном психологическом пространстве частиц. Валентность каждого объекта, находящегося в таком пространстве, бывает отрицательной и положительной.
Разнообразие предметов, окружающих индивида, способствует зарождению потребностей. Эти потребности могут обнаруживаться наличием напряжения. Поэтому, для достижения гармонии индивиду необходимо удовлетворить собственные потребности.
Основные положения гештальтпсихологии
Рассматриваемое направление психологии построено на «гештальтах», являющихся структурами организации, создающей цельность психологических явлений. Представители гештальтпсихологии тематикой своих изысканий считали анализ психики, исследование познавательных функций, структуры и динамики формирования личности. Процессы, проистекающие в мозге, схожи с явлениями, наблюдающимися во внешнем мире, осознаваемыми людьми в мыслях и переживаниях. Каждый индивид способен осмыслить свои переживания и отыскать выход из текущей ситуации.
Сегодня благодаря проведённым научным изысканиям раскрыты фактически все особенности восприятия. Помимо того доказан смысл этого процесса при развитии и созревании воображения, мыслительной деятельности и иных когнитивных функций.
Эксперименты, основанные на использовании феноменологического подхода, предоставили возможность установить, что частицы поля зрения соединяются в зависимости последовательности факторов в перцептивное построение. Такими факторами служит близость частиц, их схожесть, замкнутость, симметричность. Следствием этого стало положение о целостности образа, являющегося динамичным строением и образующегося в соответствии с особыми законами организации.
Представители рассматриваемого течения психологии определили такие базисные положения гештальтпсихологии. Сознание является динамическим и целостным пространством, в котором, постоянно взаимодействуя друг с другом, находятся все его точки. Сознание изучается с помощью гештальтов, являющимся неделимым феноменом.
Гештальты анализируются путём объективного созерцания и отображения сути восприятия. Основой восприятия ощущения не являются, поскольку ощущения существовать физически не могут. Базисным процессом психики является зрительное восприятие, определяющее сформированность психики и подчинённое собственным закономерностям. Интеллектуальные операции представляют собой процесс, не формирующийся на основе опыта. Они являются процессом разрешения конкретных задач, осуществляемыми через «инсайт».
Законы гештальтпсихологии
Изначально последователи гештальтпсихологии ограничивались исследованием феноменального поля, представляющего собой совокупность переживаний людей «здесь и сейчас». Однако впоследствии они расширили тематику своих трудов. В сравнении с предшествующими течениями психологии, гештальтпсихология внесла значимый вклад в направлении объективизации понятия о восприятии.
В целом, гештальтпсихология изучает психику с позиции неделимых структур, первичных в отношении определённых элементов. Адепты этой школы выступали против концепции эмпатии, перенеся упор с сознания, чувствующего индивида на свойства воспринимаемой фигуры. Рассматриваемое течение особенно направлено на искусство. Поэтому в его рамках сформирована гипотеза, заключающаяся в воплощении художественной формой в себе наиболее фундаментальных структур эмоций. Это и определяет её стержневую задачу – опознание такой структуры.
В аспекте проблематики гештальтпсихологии интеллектуальные процессы являются попеременной сменой «гештальтов». Проще говоря одно событие рассматривается с различных сторон.
Таким образом, гештальтпсихология кратко и понятно – ветвь психологической науки о функционировании психики, пытающаяся пояснить процессы интеллектуальной деятельности и перцепции.
Сознание является основным, на чём делает акцент гештальтпсихология. Это динамическое целое, в котором все структурные элементы взаимодействуют между собой. Ярким аналогом служит сбалансированное функционирование организма – он работает бесперебойно и прилежно долгие годы, при этом состоя из огромного числа взаимозависимых систем.
Гештальт являет собой единицу сознания, неделимую образную структуру. Гештальты изучаются посредством метода наблюдения с последующим описанием содержимого восприятия. Человеческое восприятие исходит не от чувств, поскольку в реальности они не существуют.
Зрительное восприятие считается ключевым психическим процессом, который определяет уровень созревания психики.