Программу изучения психики с точки зрения

28. Вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимый только для достижения цели данного действия, называется памятью:

29. По отношению к образам ощущений и восприятия образы представлений выступают как:

С точки зрения какого направления психологии подлинным предметом науки должно являться поведение человека от его рождения до смерти

А. описательный подход

Г. Деятельностный подход

В психоанализ не входит?

А. метод свободных ассоциаций

Б. эксперимент как средство для выявления причины внутреннего конфликта

В. Анализ ошибочных действий

Г. Анализ сновидений

32. Психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях рассматривал:

А. П. Я. Гальперин

Б. С.Л. Рубинштейн

Что такое модальность?

А. интенсивность воздействия

Б. ясность ощущения

В. Длительность ощущения

Г. Сенсорное качество

Психология Человека (25 Фактов, Которые Нужно Знать!)

34. По А.Н. Леонтьеву, элементом структуры деятельности выступает:

35. Основные положения когнитивного бихевиоризма сформулировал:

Кто из известных российских ученых внес значительный вклад в изучение мышления?

А. С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Я.А. Пономарев

Б. А.А. Смирнов, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник

В. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, В.С. Мерлин, Е.Н. Соколов, Е.П. Ильин

37. Автором тракта «Страсти души» является:

Сколько уровней знания выделяют в отечественном науковедении?

39. Степень сосредоточенности сознания на объекте – это такой показатель внимания, как:

40. Одной из первых работ в области эволюционных теорий была:

А. работа Чарльза Дарвина

Б. работа С. Томкинса

В. Работа Е. Даффи

Г. Работа У. Джеймса

Дата добавления: 2019-02-26 ; просмотров: 458 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Психология и педагогика. Тест 38

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

1. Ближайшим предшественником бихевиоризма был
Ж. Лёб
К. Хорни
Э. Торндайк
Э. Толмен

2. Дата рождения бихевиоризма
1895 г.
1907 г.
1913 г.
1920 г.

3. Основные положения когнитивного бихевиоризма сформулировал
Дж. Брунер
Б. Скиннер
А. Бандура
Э. Толмен

Ученые обнаружили что мозг человека способен на нечто НЕВЕРОЯТНОЕ

4. Программу изучения психики с точки зрения целостных структур выдвинул
К. Юнг
А. Адлер
З. Фрейд
В. Кёлер

5. Душу как пассивную, но способную к восприятию среды сравнивал с чистой доской, на которой ничего не написано
Г. Лейбниц
Б. Спиноза
Х. Вольф
Дж. Локк

6. Теорию, объясняющую поведение человека на основе механической модели, создал
Х. Вольф
Г. Лейбниц
Р. Декарт
Б. Спиноза

7. Основоположником отечественной научной психологии считается
И.П. Павлов
Г.И. Челпанов
И.М. Сеченов
В.М. Бехтерев

8. Основателем первого в России психологического института является
В.М. Бехтерев
Г.И. Челпанов
И.М. Сеченов
И.П. Павлов

9. Реактология была основана
В.М. Бехтеревым
К.Н. Корниловым
И.П. Павловым
И.М. Сеченовым

Источник: dekane.ru

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Психология как наука, ее предмет, методы, структура

Психология как наука, ее предмет, методы, структура
Лекции и практикум по психологии — Общая психология

Основные психологические понятия темы

Анкета — опросный лист для получения ответов на заранее составленные вопросы.
Беседа — метод психологии, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения.
Биографический метод — изучение личности по имеющимся документам биографии.

психология

Рис.1. Место психологии в системе наук
Таким образом, психология является наукой, в которой соотносятся социально-гуманитарное и естественнонаучное знание, что определяет ее роль фундамента в системе наук. Психология интегрирует данные этих отраслей научного знания и, в свою очередь, влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Историческая миссия психологии в современное время заключается в том, чтобы быть интегратором всех сфер человекознания и основным средством построения его общей теории. Психология выполняет миссию объединения естественных и общественных наук в изучении человека в единую концепцию.
Структура современной психологии. Сегодня мировая психология — это разветвлённая наука, имеющая многообразные разделы. Во-первых, различают научную и житейскую психологию. В свою очередь, научная психология включает фундаментальную и прикладную психологию.

Читайте также:
Программа амд не может продолжить работу

Исходя из названия, фундаментальная психология изучает самые общие, фундаментальные закономерности психических процессов и явлений. Однако, в зону внимания фундаментальной психологии не попадают возможности практического использования получаемых знаний. Прикладная психология, наоборот, ориентирована на практическое применение психологических знаний в смежных с психо
логией отраслях. Например, в сфере образования востребованы знания педагогической психологии.
От научной психологии следует отличать житейскую психологию — система донаучных, житейских знаний о психологических явлениях, а также совокупность психологических знаний, включенных в систему знаний других научных дисциплин и прикладных отраслей.
Кроме научной и житейской психологии выделяют практическую и популярную психологию. Как следует из названия, практическая психология направлена на практику, она ориентирована на оказание психологической помощи конкретным людям в соответствии с их запросами и трудностями. Практические психологи используют такие формы работы, как консультации, тренинги, развивающие, коррекционные занятия.
Развитие коммуникационных технологий, доступность научных знаний привели к формированию популярной психологии — психологические знания, завоевавшие популярность среди широкого круга людей, отражающие психологическую культуру населения.
Рассмотрим отрасли фундаментальной психологии.
Общая психология — базовый раздел психологии, выступающий основой для всех других разделов, направлен на изучение общих закономерностей возникновения, функционирования и развития психики.
Социальная психология — отрасль психологии, изучающая поведение людей, в зависимости от того, в какие социальные группы они включены. Поэтому, предметом социальной психологии являются психологические особенности групп, социальные особенности личности, взаимодействие личности и социума.
Возрастная психология изучает возрастные закономерности психического развития и формирования личности на протяжении жизни от рождения до старости.
Педагогическая психология, в фокусе внимания которой находится психика учащегося, преподавателя в условиях образовательного процесса, обучения, воспитания. Изучает влияние обучения и воспитания на развитие учащегося, наиболее эффективные методы и приемы преподавания, особенности личности учителя и другие феномены, связанные с образовательным процессом.
Дифференциальная психология, предметом изучения которой являются всевозможные различия психики людей — индивидуальные, типологические, типические, этнические и т.п.
Таким образом, современная психология — это многогранная наука, состоящая из множества отраслей (мы перечислили далеко не все отрасли), каждая отрасль имеет свой предмет исследования.
Методы исследования. Поскольку предмет психологии скрыт от непосредственного наблюдения (психика — это совокупность внутренних процессов), решение научноисследовательских задач невозможно без использования специальных приемов, способов и методов изучения психологических явлений.

Метод означает способ деятельности, направленный на достижение определенной цели, путь осуществления научного исследования. В фундаментальной психологии основой выявления психологических закономерностей является научный метод. Научный метод представляет собой совокупность общепринятых приемов и операций, которые ученый использует для того, чтобы изучать психологические явления. Использование именно научных методов очень важно для обеспечения объективности исследования.
В психологии известны различные классификации методов, но более полной является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым. В этой классификации все методы делятся на 4 класса в соответствии с этапами проведения исследования. Таким образом, Б.Г. Ананьев выделил:
1. Организационные методы, позволяющие организовать психологическое исследование. Существуют три способа организации исследования:
— сравнительный, при котором одни и те же психологические особенности изучаются у разных групп людей, выводы делаются на основе сравнения групп;
— лонгитюдный, при котором происходит многократное обследование одних и тех же людей на протяжении длительного времени;
— комплексный метод предполагает изучение психологических явлений с использованием разных приемов и методов, в том числе и с привлечением измерительных средств других наук.
2. Эмпирические методы (сбора данных) позволяют получить непосредственные данные, характеризующие психику и личность человека (например, данные о психических процессах, темпераменте, характере):
— наблюдение,
— эксперимент (лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий),
— беседа,
— интервью,
— анкетирование и др.
3. Методы обработки данных, среди которых применяются методы математической статистики (количественные) и методы качественного описания и анализа данных (выделение типов, уровней, построение классификаций);
4. Методы интерпретации данных позволяют придать исследованию содержательный смысл, т.е. перевести полученные в ходе диагностики и обработки данные с языка математики на язык психологии. К ним относят:
— генетический, предполагающий выделение фаз, стадий, критических моментов развития;
— структурный, определяющий структурные связи между характеристиками личности.
Альтернативную классификацию методов предложил В.Н. Дружинин. Он выделил три класса методов: 1) эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования; 2) теоретические, при которых субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (предметом исследования) и 3) интерпретации и описания, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическими представлениями объекта. Особого внимания заслуживают теоретические методы психологического исследования: 1) дедуктивный, иначе — метод восхождения от общего к частному, от абстрактного к конкретному; 2) индуктивный — метод обобщения фактов, восхождения от частного к общему; 3) моделирования — метод конкретизации метода аналогий, умозаключений от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой или доступный для исследования. Результатом использования первого метода являются теории, законы, второго — индуктивные гипотезы, закономерности, классификации, систематизации, третьего — модели объекта, процесса, состояния.
В.Н. Дружинин является автором еще одного подхода к классификации эмпирических методов психологического исследования. Он располагает все психологические эмпирические методы в двумерном пространстве (рис. 2), оси которого обозначают два специфических признака психологического исследования: 1) наличие или отсутствие взаимодействия между испытуемым и исследователем или же интенсивность этого взаимодействия.
Взаимодействие (субъе кт-субъект)

Читайте также:
Как добавить в программу clips музыку
взаимодействие

Рис. 2. Эмпирические методы исследования
по В.Н. Дружинину.
Взаимодействие максимально в клиническом эксперименте и минимально при самонаблюдении (когда исследователь и испытуемый — одно лицо); 2) объективированность и субъективи- рованность процедуры. Крайними вариантами являются тестирование (или измерение) и «чистое» понимание поведения другого человека путем «вчувствования», эмпатии, сопереживания, личностной интерпретации его действий.
Эти два специфических признака, разделяющие психологические методы на типы, можно охарактеризовать следующим образом: первый признак образует ось «два субъекта — один субъект» или «внешний диалог — внутренний диалог», а второй образует ось «внешние средства — внутренние средства» или «измерение — интерпретация». В секторах, образованных этими осями, можно расположить основные психологические эмпирические методы
Таким образом, для решения научно-исследовательских задач в психологии используются специальные научные методы. Одни из них позволяют организовать исследование, другие собрать эмпирические данные, третьи — обработать и четвертые проинтерпретировать полученные результаты.

Вопросы для самопроверки
1. Раскройте этапы становления психологии как науки
2. Каково место психологии в системе наук?
3. Раскройте структуру современной психологии?
4. Какие отрасли фундаментальной психологии вы знаете?
5. Какова сущность метода исследования и научного метода исследования в психологии?
6. Какие классификации научных методов исследования в психологии вы знаете? Раскройте их.

Практические задания

Задание № 1. Составить таблицу для систематизации учебного материала, раскрывающую сущность методов исследования в психологии (название метода, его характеристика).

Задание № 2. Определите, относительно каких методов справедливо данное высказывание.
И. П. Павлов писал о методе так: «Метод — самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных».

Задание № 3. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Аристотель в своих трактатах:
а) делает акцент на знание и мудрость;
б) считает «душу» сущностью тела, наделенного жизнью;
в) ставит целью познание царящего во вселенной порядка;
г) защищает догматы христианской религии.
2. Декартова концепция человека:
а) механистична;
б) дуалистична;
в) отвергает идею «души» как сущности человека;
г) опирается на разум, освященный верой.
3. Представления Платона о «душе» соответствуют следующим высказываниям:
а) «душа» (дух) обитает в теле человека и направляет его на протяжении всей жизни, а после смерти покидает его, отправляясь в мир идей;
б) «душа» выступает как самостоятельная субстанция;
в) тело является «могилой души».

Индивидуальные задания

Задание № 1.Определите, к какому из направлений психологической науки следует отнести приведенные ниже высказывания:
1. «Основную проблему нашей теории можно было бы сформулировать так: существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связываемых потом вместе, а, напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого».
2. «. Поскольку при объективном изучении человека мы не наблюдаем ничего такого, что можно было бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку мы не считаем, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии».
3 . Данное направление «изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знание и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Оно охватывает весь диапазон психологических процессов — от ощущений до восприятия, распознавания образов, внимания, обучения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, эмоций и процессов развития».
4. «Ученые, причисляющие себя к этому течению, заявляют, что человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию. С точки зрения этой теории, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому. Сторонники этого направления также утверждают, что люди — в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов».
5. «Внутренне движение индивидуального сознания порождается движением предметной деятельности человека. Сознание является продуктом деятельности в предметном мире».
6. «. существуют весьма напряженные душевные процессы или представления которые могут иметь такие же последствия для душевной жизни, как и все другие представления, хотя в действительности не становятся сознательными. Здесь начина- ется. теория, которая утверждает, что такие представления не становятся сознательными потому, что им противодействует известная сила. Эта теория оказывается неопровержимой благодаря тому, что нашлись средства, с помощью которых можно устранить противодействующую силу и довести соответствующие представления до сознания».

Читайте также:
Как установить программу локатор на телефон

Задание № 2. Какие методы были применены в исследованиях, описания которых приведены ниже.
1. С целью изучения мотивов учебной деятельности школьников психолог присутствовал на уроках и с помощью специально разработанной схемы фиксировал поведенческие реакции учеников на различных этапах урока.
2. В исследовании В.А. Петровского игровая комната детей была разделена на две части ленточкой. В одной половине были пианино, мяч, современные игрушки. В другой ничего не было. Ребенку говорили: «Играй здесь (т.е. в половине с игрушками), но за ленточку не ходи».

После этого психолог покидал игровую комнату, но наблюдал за поведением детей через специальное окошко.
3. Для изучения объема внимания применяют специальный прибор тахистоскоп. Он представляет собой экран, на котором в течение строго заданного промежутка времени появляется стимул или ряд стимулов. Предлагая испытуемому воспроизвести то, что он увидел на экране, можно судить о большем или меньшем объеме внимания.
4. Для исследования памяти испытуемому предлагается ряд бессмысленных слогов, которые он должен запомнить и воспроизвести по требованию экспериментатора через определенный промежуток времени.
5. Собирая материал о жизни бродяг, американский исследователь Н. Андерсон сам в течение многих месяцев скитался с ними по стране.
6. Слепоглухонемая О.И. Скороходова обобщила свой уникальный жизненный опыт в книге «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир».
7. Оценка особенностей интеллектуальной деятельности часто проводится с использованием специально подобранных групп задач. Испытуемому предлагают решить эти задачи. После этого число решенных задач сравнивают с данными, полученными при использовании этих же заданий на достаточно большой совокупности людей того же возраста и социального положения. На основе сравнения делают заключение об уровне интеллектуального развития испытуемого.
8. Чтобы изучить мотивы учебной деятельности школьников применяется следующий метод. Исследователь спрашивает ученика: «Если бы у тебя была возможность изменить существующее расписание уроков, то по каким предметам ты добавил бы количество часов, а по каким убавил бы?». После этого задается ряд вопросов, направленных на выявление причин, в силу которых школьнику нравится или не нравится тот или иной предмет. На основе анализа ответов ученика делается вывод о преобладании в его учебной деятельности тех или иных мотивов.

Задание № 3. Спланируйте собственное психологическое исследование. Для этого сформулируйте проблемный психологический вопрос или гипотезу, продумайте эксперимент (или исследование другого типа), который позволит проверить гипотезу или научно ответить на проблемный вопрос. Подготовьте доклад о запланированном исследовании.

Темы докладов и рефератов
1. Значение психологических знаний для педагогической теории и практики.
2. Научное и житейское понимание психологических явлений.
3. Моделирование как метод психологического исследования.
4. Проективные методы в психологии.
5.Этика проведения психологических исследований.
6. Принципы разработки и использования психологических тестов
7.Основы психологического эксперимента.

Источник: Салаватулина Л.Р. Общая психология: практикум для самостоятельной работы студентов : учеб.-метод. пособие / Л.Р. Салаватулина. — Челябинск : Южно-Уральский центр РАО, 2019. — 257 с.

  • Азбука психологии
  • Лекция 1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии
  • Психотехнология лекционной работы в школе
  • Психотехника саморегуляции психолога-лектора: как успешно читать в школе лекции по практической психологии
  • Типичные ошибки психолога-лектора (анализ и рекомендации)

Источник: www.vashpsixolog.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru