Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития. Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей с различными нарушениями развития.
Система элективных курсов в школах с реализацией программы ОВЗ
Особые образовательные потребности детей с ОВЗ
Дети с ОВЗ наряду с характерными для их сверстников познавательными интересами и образовательными потребностями имеют специфические – особые — потребности обучения.
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку определяются спецификой нарушения психического развития. Они определяют особую логику построения учебного процесса для детей с теми или иными нарушениями, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ, как-то:
1. начать специальное – коррекционное — обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития, как можно раньше при подготовке ребенка к школьному обучению;
2. индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
4. использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения и облегчающие усвоение учебного материала;
5. обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
6. максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
Учет особых образовательных потребностей различных категорий детей с ОВЗ, обусловленных характером (типом) и выраженностью нарушений, ориентация на максимальное удовлетворение этих потребностей наряду с необходимостью реализации общего стандарта образования — необходимое условие эффективности инклюзивного обучения. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребенка, можно открыть ему путь к общему образованию.
Цели, задачи, ожидаемые результаты инклюзивного образования
Целью инклюзивного образования является преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ к общему образованию, введение в его в культуру, приобщение к жизни в социуме.
Инклюзивное образование призвано решить следующие задачи:
1. создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ
2. обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;
3. построение обучения особым образом – с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;
4. интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;
5. обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам;
6. разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ;
7. координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования;
8. повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;
9. формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.
Ожидаемые результаты:
1. выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;
2. реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями
3. получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;
4. реализация себя в обществе;
5. повышение качества жизни;
6. улучшение социально-экономического положения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
1. 4 Противоречия, ограничения инклюзивного образования
Поскольку инклюзивное образование призвано обеспечить равные права в получении общего образования детей с ОВЗ с учетом их возможностей и ограничений, его реализация на практике предполагает увязывания в единой системе интересов всех участников образовательного процесса, включая детей с ОВЗ.Согласование интересов участников инклюзивного образования с позиции учеников, педагогов, администрации общеобразовательного учреждения является по своей сути внутренне противоречивым процессом.В основе этого процесса лежат противоречия самого процесса обучения, которые обостряются, усугубляются в условиях инклюзии, а в частности, это противоречия:
1. между общественным характером образования и индивидуальной формой овладения знаниями, социальными навыками;
2. между ориентацией учителя на работу с классным коллективом и индивидуальным подходом к учащимся;
3. между объективной оценкой результатов освоения учебной программы и индивидуальным оцениванием достижений учащегося по отношению к его возможностям;
4. между стандартизацией, регламентацией образования и его оптимизацией в конкретных условиях;
5. между стремлением участников процесса к успеху и достижениям – с одной стороны — и заботой о сохранении и укреплении здоровья – с другой;
Однако на первый план выходят противоречия, присущие собственно инклюзивному обучению детей с ОВЗ, обусловленные стремлением к равным правам при неравных возможностях, а именно противоречия:
1. между потребностью детей с ОВЗ учиться, развиваться вместе со сверстниками и их ограниченными возможностями делать это, как другие;
2. между затратами, усилиями на обучение детей с ОВЗ и аналогичными затратами и усилиями по отношению к их сверстникам;
3. между общим и специальным в обучении детей с ОВЗ, имеющим нарушения различного генеза;
4. между гуманистическим эффектом и экономической эффективностью инклюзии;
Инклюзивное образование в настоящий момент имеет ряд ограничений нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-методического, социокультурного свойства. Первая группа ограничений связана с недостаточной разработанностью нормативно-правовой базы инклюзивного образования детей с ОВЗ – как федерального, так и регионального уровня.
Вторая группа ограничений обусловлена дефицитом финансирования образовательных учреждений. Ограниченность субсидий, выделяемых школам на развитие и поддержку функционирования, существенно затрудняет создание условий для осуществления инклюзивного образования.
Вместе с тем, подготовка образовательных учреждений и осуществление инклюзивного обучения детей с ОВЗ сопряжены со значительными дополнительными финансовыми затратами — как на совершенствование материально-технической базы учреждений, так и на заработную плату педагогов, повышение их квалификации. Третья группа ограничений связана с необходимостью учета специфики, индивидуально-типологических особенностей детей с ОВЗ в организации учебно-воспитательного процесса в условиях стандартизации и регламентации образования.
Эффективная и адекватная инклюзия предполагает необходимость разработки индивидуальных вариативных учебных планов и программ на основе государственных стандартов, их организационное и методическое обеспечение. Наконец, наиболее сущностными являются ограничения социокультурного и психологического свойства, обусловленные особенностями массового и индивидуального сознания людей по отношению к людям с инвалидностью в российском обществе. Для нашей страны культурно обусловлено, традиционно и весьма инерционно восприятие детей с ОВЗ в контексте специального (коррекционного) образования. Согласно таким представлениям, сложившимся на протяжении нескольких десятилетий, развитие детей с нарушениями может происходить только в условиях сегрегации, отделения от общества.
Эти ограничения существенно затрудняют реализацию проектов инклюзивного образования, и вместе с тем, определяют основные векторы развития и поиска ресурсов.
Источник: poisk-ru.ru
Программа «Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с ОВЗ»
Данная программа позволит удовлетворить потребности общества в инклюзивном образовании путем включения детей с ОВЗ в образовательную среду общеобразовательной школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Программа «Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с ОВЗ»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 175» (МБОУ СОШ № 175)
Программа «Инклюзивное образование:
сопровождение обучающихся с ОВЗ»
I квалификационной категории
«Инклюзивное образование:
сопровождение обучающихся с ОВЗ»
I. Краткая аннотация программы
Целью данной программы является создание модели инклюзивного образования детей с ОВЗ на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 45». Данная программа позволит удовлетворить потребности общества в инклюзивном образовании путем включения детей с ОВЗ в образовательную среду общеобразовательной школы. В результате реализации программы педагоги школы освоят технологию обучения детей с особыми образовательными потребностями. Законные представители ребенка получат возможность обучения своих детей в общеобразовательной школе по индивидуальной траектории обучения, успешной их социализации. Учащиеся школы получат социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности, повышенный уровень качества обучения, который даст возможность формированию различных образовательных компетентностей;
3.Готовность и качественная сдача итоговой аттестации ГИА и ЕГЭ.
В школе имеются специалисты, обеспечивающие и сопровождающие процессы образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов (учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, детский врач, школьная медсестра, детский стоматолог).
Проведенный анализ позволяет выделить ряд актуальных проблем, которые необходимо решить, чтобы обеспечить защиту прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на доступное и качественное образование:
III. Цель и задачи программы сопровождения.
Цель: создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Задачи: Педагогические: 1.Создание комфортных условий для детей с ОВЗ и детей-инвалидов для успешной социализации и включения их в учебную, досуговую, общественную и трудовую деятельность. 2.Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный и воспитательный процесс, развитие гармоничной личности. 3. Разработка индивидуальных программ (образовательных маршрутов) для детей с ОВЗ. 4.Увеличение доли педагогических работников, прошедших переподготовку и повышение квалификации по организации инклюзивного образования.
Социальные:
1. Изменение отношения школьного сообщества (учителей, детей, родительской общественности) к людям с ограниченными возможностями здоровья через вовлечение детей – инвалидов в организацию общешкольных мероприятий. 2.Увеличение доли детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, вовлеченных в разнообразные кружки, секции и клубы по интересам в школе. 3. Развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи родителям и детям (ПМПК, ПМПк, консультативные центры в ОУ). 4.Развитие социального партнерства с организациями и учреждениями, защищающими права людей с ограниченными возможностями здоровья и принимающими активное участие в продвижении инклюзивного образования в городе Новосибирске и Новосибирской области.
Организационные:
1.Выявление детей с ОВЗ, формирование образовательной среды. 2. Проведение анализа возможностей ОУ в организации инклюзии, формирование потребности ОУ в оборудовании. 3. Создание системы коррекционных занятий с учащимися с ОВЗ. 4. Организация работы психолого — медико -педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ.
5. Проведение мероприятий по информированию населения о введении инклюзивного образования в школе. 6. Формирование пакета документов, регламентирующих деятельность ОУ по внедрению инклюзивного образования.
7.Разработка системы мероприятия по формированию индивидуальной траектории обучения учащихся с ОВЗ. 8. Создание условий для методического сопровождения процесса обучения учащихся с ОВЗ. 9. Мониторинг результатов реализации проекта инклюзивного образования. 10. Участие в семинарах для педагогов города Новосибирска и Новосибирской области с целью обобщения опыта.
- рабочие коррекционно — развивающие программы,
- диагностический инструментарий
- замедленное и ограниченное восприятие;
- недостатки развития моторики;
- недостатки речевого развития;
- недостатки развития мыслительной деятельности;
- недостаточная по сравнению со здоровыми детьми познавательная активность;
- пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;
- недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм и заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).
- Директор и зам. директора (обеспечение нормативно-правового регулирования, мотивационная деятельность, подготовка кадров, связи с внешними структурами);
- Кураторы от ШМО (система модификации учебных программ, адаптированных к дистанционному образованию);
- Психолог, логопед, соц. педагог(обеспечение социально-педагогического сопровождения);
- Медицинские работники (мониторинг и оценка здоровья);
- Родительская общественность и представители ученического коллектива (обеспечение донесения решений координационного совета);
- Привлечение к инклюзивному образованию на базе МОУ СОШ №45 нуждающихся детей из других микрорайонов города;
- Создание службы мониторинга (входной, промежуточный и итоговый контроль за качеством инклюзивного образования).
- своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
- диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля: учителя, врача-педиатра, врача-психиатра.
- изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся, испытывающих трудности в обучении и в общении, с ОВЗ.
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка испытывающих трудности в обучении и в общении, с ОВЗ;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка испытывающего трудности в обучении и в общении, с ограниченными возможностями здоровья;
- анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Источник: kopilkaurokov.ru
ПРОГРАММА интегрированного (инклюзивного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Программа интегрированного (инклюзивного) обучения ориентирована на достижение социального равенства в получении образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общего, интегрированного образования и оказания им психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Программа предназначена для учителей, тьюторов, медицинских работников, закрепленных за образовательным учреждением, учащихся и их родителей. При реализации данной Программы образовательное учреждение дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в школьной жизни, развивать способности, необходимые для общения, позволит создать условия в школьном сообществе для толерантного отношения к детям с разными возможностями. Основанием для разработки программы является Закон РФ «Об образовании», «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».
Жукова Галия Нурулловна
Содержимое разработки
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13» г. Выборг
интегрированного (инклюзивного) обучения
детей с ограниченными возможностями здоровья
Зам.директора по УВР Жукова Галия Нурулловна
интегрированного (инклюзивного) обучения
детей с ограниченными возможностями здоровья
В октябре 2009 года был утверждён Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения. Эти требования учитывают возрастные и индивидуальные особенности всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, — одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Программа интегрированного (инклюзивного) обучения ориентирована на достижение социального равенства в получении образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общего, интегрированного образования и оказания им психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Программа предназначена для учителей, тьюторов, медицинских работников, закрепленных за образовательным учреждением, учащихся и их родителей.
При реализации данной Программы образовательное учреждение дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в школьной жизни, развивать способности, необходимые для общения, позволит создать условия в школьном сообществе для толерантного отношения к детям с разными возможностями.
Основанием для разработки программы является Закон РФ «Об образовании», «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».
1. Название программы».
«Интегрированное (инклюзивное) обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
2. Актуальность программы.
- По сведениям Минздрава и социального развития России в стране 4,5 процента детей имеют отклонения в развитии.
- За последнее десятилетие в системе специального образования произошли следующие изменения: при увеличении общего числа образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии наблюдается сокращение контингента учеников и одновременно происходит увеличение количества обучающихся в специальных (коррекционных) классах в общеобразовательных учреждениях.
- Интегрированное (совместно с нормально развивающимися сверстниками) обучение предполагает овладение ребенком с отклонениями в развитии общеобразовательным стандартом в те же (или близкие) сроки, что и здоровыми детьми. Исследования показывают, что интегрированное обучение может быть эффективным для части детей с отклонениями в развитии, уровень психофизического развития которых соответствует возрастной норме или близок к ней. Но оно оказывается нецелесообразным для детей с интеллектуальной недостаточностью. По отношению к ним речь, прежде всего, должна идти о совместном пребывании в учреждении, о совместном проведении досуга и различных внешкольных мероприятий.
- В настоящее время в системе образования муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области функционирует 18 специальных (коррекционных) классов VII вида (для детей с задержкой психического развития) и один специальный (коррекционный) класс VIII вида (для умственно отсталых детей). В них обучается 213 детей с ограниченными возможностями здоровья, что составляет 1,7% от общего количества обучающихся общеобразовательных школ.
- В течение более чем 15 лет существования интегрированной формы обучения детей с задержкой психического развития наработан определённый положительный опыт в организации коррекционно – развивающего обучения в условиях специального (коррекционного) класса, который заключается в попытке разработать систему психолого – педагогического и медико – социального сопровождения ребёнка с момента начала его обучения в школе, перевода в специальный (коррекционный) класс и до выпуска из школы. Данная система основывается на использовании различных видов диагностических исследований, проводимых на различных этапах обучения, что позволяет выстроить индивидуальную коррекционно – образовательную программу обучения ребёнка с задержкой психического развития с учётом его индивидуальных психо – физиологических особенностей и объективного уровня обученности.
- Творческой группой заместителей директоров общеобразовательных школ, реализующих общеобразовательные программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида, под руководством МОУ «Центр диагностики и консультирования» наработаны материалы, призванные обеспечить внедрение системы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе.
- Сегодня мы можем отметить, что есть понимание того, как реализовать эту систему, разработаны документы, фиксирующие работу педагогов и специалистов образовательного учреждения в данной системе, имеются реальные практические наработки и результаты, которые, безусловно, не носят глобального характера, но в работе с такими сложными детьми, какие обучаются в специальных (коррекционных) классах, даже маленький шаг вперёд – это уже результат.
- Обеспечение на постоянной основе повышения квалификации педагогических работников ОУ по проблеме обучения и воспитания детей с недостатками в умственном и (или) физическом развитии.
- Создание информационного пространства, обеспечивающего формирование позитивного отношения к детям с ОВЗ.
- Создание безбарьерной среды в образовательном учреждении.
- Создание условий адаптации детей в образовательном пространстве школы и социуме.
- Создание системы психолого-педагогического медицинского сопровождения детей с ОВЗ.
- организовано педагогическое просвещение и информационная поддержка;
- создана система психолого-педагогического медицинского сопровождения детей;
- желание родителей и их нацеленность на систематическую помощь ребенку;
- возможность подобрать ребенку доступный и полезный для развития вариант организации совместного обучения;
- существует психологический настрой ребенка с ОВЗ на совместное обучение с обычными детьми;
- образовательное учреждение подготовлено принять детей с ОВЗ;
- предполагаем, что обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве позволит им включиться в образовательную среду, реализовать свои способности и адаптироваться в современном обществе;
- реализация программы будет способствовать формированию коммуникативной компетентности детей с ОВЗ, повышению квалификации педагогических кадров;
- программа позволит создать условия в школьном сообществе толерантного отношения к детям с разными возможностями, популяризировать идею обеспечения равных прав всех детей.
- Этапы развития программы.
- Изучение социального заказа на образовательные услуги на основе анализа степени удовлетворенности родителей детей с ОВЗ представленной им формой обучения.
- Анализ отношения школьных коллективов к совместному обучению детей с ОВЗ и нормально развивающихся школьников.
- Выявление семей, желающих включить ребенка с ОВЗ в систему инклюзивного образования.
- Анализ ресурсного обеспечения: материальная база, кадровое обеспечение.
-80%
Источник: videouroki.net