Программный код программы с описанием

Для того, чтобы программа выполняла предписанные ей действия, например, вычисляла, выводила результат, реагировала на действия пользователя, например, на нажатие кнопок, выбор строк из списка, необходим программный код.

Программный код — это набор слов и символов языка программирования. Слова и символы должны быть записаны строго по правилам языка, без орфографических и пунктуационных ошибок. Именно точное написание позволит компьютеру однозначно понять и выполнить программу. Программный код записывается в окне кода. Такое окно имеется у каждой формы.
Открыть окно кода:
1 способ — в окне Проводник Проекта щелкнуть правой кнопкой по нужной форме и в открывшемся меню выбрать Показать код.
Примечание: окно кода может быть и не связано с формой. Отдельное окно кода называется Модуль . Модули в окне Проводник проекта сгруппированы в группу Модули. Для открытия окна с кодом модуля нужно в окне Проводник проекта дважды щелкнуть по имени модуля.
2 способ — дважды щелкнуть по элементу управления на форме или по самой форме в окне формы.

Как сделать красивый код? #программирование #айти


Примечание: при этом не только открывается окно кода, но и создается процедура обработки события (см. ниже).
Структура окна кода:

Рис. 7. Окно программного кода.

  1. Список элементов управления
  2. Список событий элементов управления
  3. Процедура (код)

Поскольку при открытии холодильника загорается лампа, а при открытии крана — вытекает вода, то можно сказать, что при возникновении события открытие холодильника выполняется одна процедура, а событие открытие крана вызывает другую процедуру. Аналогично и программный код состоит из отдельных процедур, каждая из которых выполняет свои определенные для нее действия, например, одна процедура зажигает лампу, другая включает (накачивает) воду.

Процедура — это обособленный фрагмент программного кода, с помощью которого решается обычно небольшая задача.

Процедуры бывают:

  1. Процедуры обработки событий. Выполняются при возникновении какого-либо события в каком-либо элементе управления (или форме).
  2. Произвольные процедуры. Она не связаны с событиями и могут быть вызваны из любой другой процедуры и выполнены в любое время.

Для создания процедуры выполните следующее:

  • 1 способ — дважды щелкните по нужному элементу управления или форме. Откроется окно кода, а в нем появится заголовок и окончание процедуры.
    Если необходимо другое событие, то его выбирают с помощью списка в верхнем правом углу окна кода.
  • 2 способ — откройте окно кода, выполните Инструменты → Добавить процедуру → укажите имя и параметры процедуры → Ok.
  • 3 способ — откройте окно кода и введите нужные строки с клавиатуры.

В результате должно получиться:
Private Sub Command1_Click()

  1. Чтобы выполниласьпроцедура обработки события, это событие должно произойти.
  2. Для выполнения произвольной процедуры в теле другой процедуры указывают имя этой процедуры.
    Private Sub Command1_Click()

Reverse engineering | Исходный код из исполняемого файла | ghidra

End Sub
Здесь при нажатии на кнопку Command1 возникает событие Click (щелчок мышью) и вызывается и выполняется процедура Kvadrat.

Код процедуры выполняется построчно и сверху вниз.
Создайте новый проект, добавьте на форму кнопку, дважды щелкните по ней. Рассмотрите заголовок и окончание процедуры, между ними впишите строку:
MsgBox «Процедура выполнена»

Задание 4. Запустите программу, щелкните по кнопке Command1, проверьте работу программы.

    Создайте произвольную процедуру, для этого в Окне кода ниже кода имеющейся процедуры допишите код:

MsgBox «Вторая процедура выполнена»

Запустите программу, щелкните по кнопке Command1.
Ничего нового не происходит, т.к. вторая процедура не вызвана.
Добавьте в первую процедуру перед ее окончанием пустую строку и впишите в нее наименование второй процедуры (без скобок).
Запустите программу, щелкните по кнопке Command1. Сделайте выводы

Программный код состоит из отдельных процедур, каждая из которых выполняет свои определенные для нее действия, например, одна процедура зажигает лампу, другая включает (накачивает) воду.

Процедура — это обособленный фрагмент программного кода, с помощью которого решается обычно небольшая задача.

Процедуры бывают:

  1. Процедуры обработки событий. Выполняются при возникновении какого-либо события в каком-либо элементе управления (или форме).
  2. Произвольные процедуры. Она не связаны с событиями и могут быть вызваны из любой другой процедуры и выполнены в любое время.

Процедура состоит из следующих элементов:

  1. Слово Private означает — закрытая, то есть процедура принадлежит только данной форме или модулю и не может быть использована другими контейнерами (формами, модулями). Если это слово опустить, то процедура будет открыта для других контейнеров.
  2. Sub — процедура.
    Примечание: кроме процедур бывают функции — function. Функции не связаны с событиями и дополнительно могут возвращать результат своей работы (вычислений).
  3. Элемент управления (или имя формы): здесь указывается точное имя элемента, хранящееся в свойстве Name.
  4. Событие — наименование события. Вот некоторые события:
  1. Click — щелчок мышью;
  2. DblClick — двойной щелчок мышью;
  3. KeyPress — нажатие клавиши;
  4. Load — загрузка формы (при запуске программы или открытии новой формы);
  5. UnLoad — выгрузка формы (при закрытии формы, завершении программы);
  6. Activate — активизация формы (при щелчке по форме, когда ее заголовок подсвечивается);
  7. Deactivate — деактивизация формы (при щелчке по другой форме).
Читайте также:
Как вырезать песню на компьютере без программ

Имя процедуры должно быть уникально, должно начинаться с буквы, не должно содержать пробелов и других знаков, кроме знака подчеркивания. По имени происходит вызов процедуры, когда необходимо ее выполнить.

  1. Окончание процедуры — заканчивает программный код процедуры.
    End Sub
    Примечание: у функций: End Function
  2. Тело процедуры — это строки между заголовком и окончанием. Их количество неограниченно. Строки содержат предписания, которые должны выполниться при вызове процедуры (возникновении события).

Процедура состоит из следующих элементов:

  1. Слово Private означает — закрытая, то есть процедура принадлежит только данной форме или модулю и не может быть использована другими контейнерами (формами, модулями). Если это слово опустить, то процедура будет открыта для других контейнеров.
  2. Sub — процедура.
    Примечание: кроме процедур бывают функции — function. Функции не связаны с событиями и дополнительно могут возвращать результат своей работы (вычислений).
  3. Элемент управления (или имя формы): здесь указывается точное имя элемента, хранящееся в свойстве Name.
  4. Событие — наименование события. Вот некоторые события:
  1. Click — щелчок мышью;
  2. DblClick — двойной щелчок мышью;
  3. KeyPress — нажатие клавиши;
  4. Load — загрузка формы (при запуске программы или открытии новой формы);
  5. UnLoad — выгрузка формы (при закрытии формы, завершении программы);
  6. Activate — активизация формы (при щелчке по форме, когда ее заголовок подсвечивается);
  7. Deactivate — деактивизация формы (при щелчке по другой форме).

Имя процедуры должно быть уникально, должно начинаться с буквы, не должно содержать пробелов и других знаков, кроме знака подчеркивания. По имени происходит вызов процедуры, когда необходимо ее выполнить.

  1. Окончание процедуры — заканчивает программный код процедуры.
    End Sub
    Примечание: у функций: End Function
  2. Тело процедуры — это строки между заголовком и окончанием. Их количество неограниченно. Строки содержат предписания, которые должны выполниться при вызове процедуры (возникновении события).

Для создания процедуры выполните следующее:

  • 1 способ — дважды щелкните по нужному элементу управления или форме. Откроется окно кода, а в нем появится заголовок и окончание процедуры.
    Если необходимо другое событие, то его выбирают с помощью списка в верхнем правом углу окна кода.
  • 2 способ — откройте окно кода, выполните Инструменты → Добавить процедуру → укажите имя и параметры процедуры → Ok.
  • 3 способ — откройте окно кода и введите нужные строки с клавиатуры.

В результате должно получиться:

Private Sub Command1_Click()

  1. Чтобы выполниласьпроцедура обработки события, это событие должно произойти.
  2. Для выполнения произвольной процедуры в теле другой процедуры указывают имя этой процедуры.

End Sub
Здесь при нажатии на кнопку Command1 возникает событие Click (щелчок мышью) и вызывается и выполняется процедура Kvadrat.

Код процедуры выполняется построчно и сверху вниз.

  1. Процедура выполнена»

1. Запустите программу, щелкните по кнопке Command1, проверьте работу программы.

    Создайте произвольную процедуру, для этого в Окне кода ниже кода имеющейся процедуры допишите код:

MsgBox «Вторая процедура выполнена»

End Sub
Запустите программу, щелкните по кнопке Command1. Ничего нового не происходит, т.к. вторая процедура не вызвана. Добавьте в первую процедуру перед ее окончанием пустую строку и впишите в нее наименование второй процедуры (без скобок). Запустите программу, щелкните по кнопке Command1. Сделайте выводы.

Задание 6. Создайте новый проект, добавьте на форму кнопку, дважды щелкните по ней. Рассмотрите заголовок и окончание процедуры, между ними впишите строку:
MsgBox «Процедура выполнена»

Запустите программу, щелкните по кнопке Command1, проверьте работу программы.

  1. Создайте произвольную процедуру, для этого в Окне кода ниже кода имеющейся процедуры допишите код:
    Sub Proc ()

MsgBox «Вторая процедура выполнена»

End Sub
Запустите программу, щелкните по кнопке Command1.
Ничего нового не происходит, т.к. вторая процедура не вызвана.
Добавьте в первую процедуру перед ее окончанием пустую строку и впишите в нее наименование второй процедуры (без скобок).
Запустите программу, щелкните по кнопке Command1. Сделайте выводы.

Источник: studopedia.su

Написание программного кода

Любая программа начинает свои вычисления с первой инструкции функции main. Обычно main для выполнения своей работы пользуется услугами других функций; одни из них пишутся самим программистом, а другие берутся готовыми из имеющихся в его расположении библиотек.

Традиционно, первой программой, которую пишут все, кто изучает программирование, является программа «Hello, world!» (Здравствуй, мир!). Ее код представлен в листинге 1. Все, что делает программа, это печатает на экране строку «Hello, world!».

/*Ваша первая программа*/

#include // Подключение стандартной библиотеки

void main( void ) // Определение функции с именем main,

// не получающей никаких аргументов

printf( “Hello, world!n” ); // Функция main вызывает библиотечную функцию

// printf для печати заданной последовательности

// символов; n – символ новой строки

Рассмотрим эту программу более подробно.

Прежде всего, вам необходимо обратить внимание на комментарии. В программе на языке Си++ комментарии используются для ее документирования. Комментарии начинаются с пары символов «/*» и завершаются парой символов «*/». Комментарии могут начинаться в любом месте программы, заканчиваться в любом месте и содержать любое число строк. Ниже приведены примеры комментариев.

Читайте также:
Планшет с программами ворд и эксель

/* Это однострочный комментарий */

Компилятор языка Си

рассматривает все эти строки

Вы можете также использовать пару символов «//» для комментирования одной строки.

В листинге 1 все комментарии выделены зеленым цветом.

Далее вам следует обратить внимание на подключение библиотек. Язык Си++ предлагает программисту огромный ассортимент различных функций. Это могут быть функции математические, для работы с графикой, для ввода или вывода информации и т.п. Все эти функции объединены во множество так называемых библиотек. Если вы намереваетесь использовать ту или иную функцию, то вам необходимо подключить к своей программе соответствующую библиотеку.

Подключение библиотеки производится следующей конструкцией:

В нашем случае для использования функции printf() необходимо подключить библиотеку «stdio», что и делается в строке:

Следующая строка в листинге 1:

Это объявление функции main(). Тело этой функции заключено в фигурные скобки <> и состоит из вызова стандартной функции вывода printf().

Теперь давайте рассмотрим последовательность действий необходимых для ввода программного кода представленного в листинге 1, используя среду Visual C++ 6.0.

Программный код с комментариями

Модуль основного интерфейса программы представляет собой работу основных функциональных элементов программы. Этот модуль является основой программы, исходный код, который представлен ниже.

Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,

Dialogs, Grids, StdCtrls, Printers, ComCtrls, DBGrids, Clipbrd,

OleServer, EXCEL97, EXCEL2000, ComObj, ActiveX, ExtCtrls, ExcelXP;

procedure FormCreate(Sender: TObject);

procedure Button3Click(Sender: TObject);

procedure Button8Click(Sender: TObject);

procedure ComboBox1Change(Sender: TObject);

procedure Button4Click(Sender: TObject);

procedure Button12Click(Sender: TObject);

procedure StringGrid1Click(Sender: TObject);

procedure StringGrid1DblClick(Sender: TObject);

NoteFile: file of TNote;

function GetProgramPath: String;

procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);

AssignFile(NoteFile,GetProgramPath+’data’+’adsbaz.dat’); // ñâÿçûâàåìïåðåìåííóþ ñ ôàéëîì

if not Eof(NoteFile) then // åñëè â ôàéëååñòüäàííûå

_Pos:=FilePos(NoteFile)-1; // îïðåäåëåíèåðàñïîëîæ. óêàçàòåëÿ

Form1.Caption:=’Âûáîðêà. (0 çàïèñåéèç ‘+IntToStr(FileSize(NoteFile))+’)’;

procedure TForm1.Button3Click(Sender: TObject);

for i:=1 to StringGrid1.RowCount-1 do

for pPos:=0 to FileSize(NoteFile)-1 do

then goto Thenext2;

Form1.Caption:=’Âûáîðêà (‘+IntToStr(zap)+’ çàïèñåéèç ‘+IntToStr(FileSize(NoteFile))+’)’;

Form1.Caption:=’Âûáîðêà. (‘+IntToStr(zap)+’ çàïèñåéèç ‘+IntToStr(FileSize(NoteFile))+’)’;

for pPos:=0 to FileSize(NoteFile)-1 do

if NoteData.post=» then goto Thenext1;

if s=ComboBox2.Text then

Form1.Caption:=’Âûáîðêà. (‘+IntToStr(zap)+’ çàïèñåéèç ‘+IntToStr(FileSize(NoteFile))+’)’;

Form1.Caption:=’Âûáîðêà. (‘+IntToStr(zap)+’ çàïèñåéèç ‘+IntToStr(FileSize(NoteFile))+’)’;

for pPos:=0 to FileSize(NoteFile)-1 do

if NoteData.prod=» then goto Thenext3;

if s=ComboBox2.Text then

Form1.Caption:=’Âûáîðêà. (‘+IntToStr(zap)+’ çàïèñåéèç ‘+IntToStr(FileSize(NoteFile))+’)’;

Form1.Caption:=’Âûáîðêà. (‘+IntToStr(zap)+’ çàïèñåéèç ‘+IntToStr(FileSize(NoteFile))+’)’;

for pPos:=0 to FileSize(NoteFile)-1 do

Form1.Caption:=’Âûáîðêà. (‘+IntToStr(zap)+’ çàïèñåéèç ‘+IntToStr(FileSize(NoteFile))+’)’;

Form1.Caption:=’Âûáîðêà. (‘+IntToStr(zap)+’ çàïèñåéèç ‘+IntToStr(FileSize(NoteFile))+’)’;

procedure AutoSizeGridColumn(Grid: TStringGrid; column: integer);

for i:=0 to Grid.RowCount-1 do

procedure TForm1.Button8Click(Sender: TObject);

for i:=0 to StringGrid1.ColCount-1 do

procedure TForm1.ComboBox1Change(Sender: TObject);

cPos, i, j: integer;

if ComboBox1.Text=’Ïîñòàâùèê’ then

for i:=0 to FileSize(NoteFile)-1 do

for cPos:=0 to FileSize(NoteFile)-1 do

for i:=0 to ComboBox2.Items.Count-1 do

if j=2 then ComboBox2.Items.Add(s);

if ComboBox1.Text=’Íàèìåíîâàíèåïðîäóêöèè’ then

for i:=0 to FileSize(NoteFile)-1 do

for cPos:=0 to FileSize(NoteFile)-1 do

for i:=0 to ComboBox2.Items.Count-1 do

if j=2 then ComboBox2.Items.Add(s);

if ComboBox1.Text=’Äàòà’ then

for i:=0 to FileSize(NoteFile)-1 do

for cPos:=0 to FileSize(NoteFile)-1 do

for i:=0 to ComboBox2.Items.Count-1 do

if j=2 then ComboBox2.Items.Add(s);

procedure TForm1.Button12Click(Sender: TObject);

MessageDlg(‘Äëÿïåðåäà÷èäàííûõ â Excelòðåáóåòñÿââåñòèíàçâàíèåâàøåéîðãàíèçàöèè!’,mtInformation,[mbOK],0);

for j:=0 to (c-1) do // çàïîëíåíèåTabGridèç StringGrid1

Excel:=CreateOleObject(‘Excel.Application.10’); // äëÿ Office XP

// Îðèåíòàöèÿñòðàíèöû: êíèæíàÿ (xlPortraitèëè:=1)

Sheet.PageSetup.Orientation:=xlLandscape; // àëüáîìíàÿ (èëè:=2)

// Ïîëÿ (äðîáíûå ÷èñëàðàçäåëÿþòñÿòîëüêî ‘.’)

// Êîëîíòèòóëû (äðîáíûå ÷èñëàðàçäåëÿþòñÿòîëüêî ‘.’)

// Ê, äëÿ English — N,

Sheet.Range[‘A3′,’J3′].Font.Name:=’Times New Roman’;

// Ðàçìåðøðèôòà 6-ãî ñòîëáöà

// Unassign the Delphi Variant Matrix

procedure TForm1.Button4Click(Sender: TObject);

procedure TForm1.StringGrid1Click(Sender: TObject);

procedure TForm1.StringGrid1DblClick(Sender: TObject);

for i:=2 to StringGrid1.ColCount-1 do

С листингом остальных модулей можно ознакомиться в приложении на диске с программой.

Руководство пользователя

Программный продукт, разработанный в курсовом проекте, не требует установки и запускается с помощью исполняемого файла kommplat.exe с диска (Приложение В).

При запуске программного продукта появляется окно, для входа в программу. В окне необходимо ввести имя пользователя и пароль. Для входа в программу нужно нажать кнопку «Вход», а для отмены работы — кнопку «Отмена». Экранная форма окна входа в программу представлена на рисунке 14.

Рисунок 14 – Экранная форма входа в программу.

После успешного входа в программу на экране появляется главное окно, экранная форма которого представлена на рисунке 15.

Рисунок 15 – Экранная форма главного окна программы.

На главной форме представлена область с данными, которая в исходном состоянии неактивна. Также главная форма имеет строку меню, в которой сгруппированы основные операции работы с программой.

В программе существует два основных режима работы:

— просмотр оплаты платежей,

— работа со справочниками.

Когда установлена чистая база данных, то пользователю необходимо наполнить программу справочными данными. К таким данным относятся справочник «Абоненты» и справочник «Платежи». Доступ к работе со справочниками организован с помощью меню «Справочники» и выбора соответствующего подменю. Вид меню «Справочники» представлен на рисунке 16.

Рисунок 16 – Вид меню «Справочники».

Читайте также:
Установить программу клиент на компьютер

При выборе пункта меню «Абоненты» пользователю на экран выводится окно справочника (рисунок 17), в котором можно выполнять ввод и редактирование информации об абонентах.

Рисунок 17 – Вид экранной формы справочника абонентов

Выбор пункта меню «Платежи» активизирует форму справочника платежей (список коммунальных услуг), которые абоненты должны оплачивать. Внешний вид формы справочника платежей представлен на рисунке18. В этой форме пользователю предоставляются возможности ввода и редактирования информации о платежах.

Рисунок 18 – Вид экранной формы справочника платежей.

Для просмотра информации об оплаченных платежах абонентов необходимо ввести параметры для просмотра. К ним относятся лицевой счет абонента или диапазон дат оплаты платежей. Для ввода параметров отведена специальная область в главном окне программы над таблицей с данными. Параметры просмотра можно вводить как по одному, так и комбинацией.

Для отображения данных необходимо нажать кнопку «Показать», а для сброса и возврата программы в исходное состояние необходимо нажать кнопку «Сбросить». Внешний вид главной формы окна программы в режиме просмотра данных представлен на рисунке 19.

В режиме «Операции» возможно добавление, изменение и удаление данных. Эти операции доступны из контекстного меню на таблице с данными и продублированы в строке меню. Этот режим обеспечивает возможность редактирования оплаты платежей абонентов и доступен только при просмотре данных.

Операции добавления и редактирования информации об оплате сведены в единую экранную форму (рисунок 20), которая вызывается соответствующим пунктом меню или командой панели инструментов.После появления экранной формы редактирования, в элементы формы необходимо ввести информацию и нажать кнопку «Сохранить» либо нажать кнопку «Закрыть», если работы были завершены.

Удаление информации происходит путем выбора соответствующего пункта меню и выполняется непосредственно в окне главной формы.

Рисунок 19 – Вид главной формы программы при просмотре данных.

Рисунок 20 – Экранная форма редактирования данных об оплатах.

Кроме основных операций в программе предусмотрена печать справки об оплате. Данный режим доступен только при просмотре оплат абонента и активизируется по выполнению команды «Печать оплаты» главного меню программы «операции». В этом случае, на экране появится окно предварительного просмотра (рисунок 21). В окне присутствуют возможности просмотра бланка в различных режимах, настройка принтера и непосредственно, печать бланка.

В программе предусмотрен режим работы с учетными записями пользователей. Вид формы для работы с пользователями представлен на рисунке 22. Вызов режима осуществляется с помощью меню «Сервис» — «Пользователи».

Рисунок 21 – Экранная форма предварительного просмотра печати.

Рисунок 22 – Экранная форма работы с пользователями программы.

Работа с пользователями осуществляется с помощью кнопок навигатора, расположенного внизу таблицы. Данные кнопки позволяют добавлять, редактировать и удалять информацию.

Выход из программы осуществляется с помощью закрытия окна программы специальной кнопкой либо с помощью пункта меню «Файл» — «Выход».

Заключение

В ходе работы над курсовым проектом в соответствии с техническим заданием был создан программный продукт для учета коммунальных платежей. Назначение программы состоит в систематизации, учете, просмотра и печати информации о коммунальных платежах абонентов.

В результате проектирования дан анализ технического задания, на основе которого приведены и рассмотрены основные пути решения поставленной задачи. Рассмотрены основные средства разработки программы, достоинства и недостатки которых позволили найти оптимальный вариант программных и аппаратных средств разработки приложения. Описан алгоритм работы программы и приведена методика пользователя. Одним из этапов проектирования являлось проведение тестирования программы, в ходе которого выявлено, что программа является логически завершенной и не содержит явных ошибок.

Областью применения данной программы могут служить информационные центры организаций по учету и обработке коммунальных платежей населения.

Литература

1 MicrosoftAccess 2007: справочник – СПб: Питер, 2011 – 354 с.

2 MicrosoftOffice XP. Шаг за шагом: Практ. пособ. — М.: Издательство ЭКОМ, 2010 – 875 с.

3 Архангельский А. Я. Язык SQL в Delphi 2009– М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 2010 – 214 с.

4 Брябрин В. М. Программное обеспечение персональных ЭВМ. — М.: Hаука, 2009 – 311 с.

5 Вирт Н. Алгоритмы и структуры данных – М.: Мир, 2010 – 326 с.

6 Гетц К., Литвин П., Бэрон Э. Access. Сборник рецептов для профессионалов – СПб: Питер, 2010 – 326 с.

7 Гофман В. А., Хомоненко А. Д. Delphi2009 – СПб.: БХВ — Санкт – Петербург, 2010 – 328 с.

8 Зелковиц М., Шоу А., Гэннон Дж. Принципы разработки программного обеспечения – М.: Мир, 2009 — 368 с

9 Колесниченко Н. А., Шишигин В. С. Аппаратные средства РС. – СПб.: БХВ — Санкт – Петербург, 2009 – 542 с.

10 Кулаков А. Ф. Оценка качества программ ЭВМ. — Киев: Техника, 2010 – 167 с.

Приложение А

Блок – схема алгоритма работы программы

Рисунок А. 1 – Блок-схема алгоритма работы программы

Приложение Б

Структура базы данных

Рисунок Б. 1 – Структура базы данных

Приложение В

Диск с программой

Источник: cyberpedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru