Программно целевые инструменты программы что это

Содержание

Анализ программно-целевых инструментов государственного регулирования социально-экономического развития

Программно-целевые инструменты государственного регулирования социально-экономического развития – это нормативно регламентированные методы разработки стратегий, планов, программ социально-экономического развития конкретной территории и государства в целом и методы реализации мероприятий, предусмотренных такими стратегиями, планами, программами для достижения стратегических целей развития.

Значение анализа программно-целевых инструментов государственного регулирования социально-экономического развития

Исследование программно-целевых инструментов государственного регулирования социально-экономического развития обусловлено необходимостью повышения эффективности и оптимизации функционирования государственного и муниципального механизмов управления для наиболее полного удовлетворения прав и свобод личности, обеспечения прогрессивного инновационного развития экономики и социальной стабильности и высокого уровня доходов населения.

Программно-целевое планирование госпрограмм качественно повысит уровень их исполнения

Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас

Программно-целевые инструменты в сфере публичного управления позволяют ориентировать управленческие процессы на эффективность, то есть организовывать и реализовывать их таким образом, чтобы при минимальном объеме затраченных ресурсов обеспечивать максимально социально полезные результаты. Кроме того, программно-целевые инструменты государственного регулирования социально-экономического развития позволяют повысить эффективность контроля над расходованием бюджетных ресурсов. Это обусловлено тем, что стратегические и программные документы, разрабатываемые в рамках указанного подхода, предполагают аккумуляцию и распределение ресурсов между конкретными мероприятиями, позволяющими обеспечить развитие территории. Для эффективной реализации таких мероприятий назначаются ответственные за реализацию субъекты и предусматриваются процедуры контроля, в том числе общественного контроля над эффективностью расходования бюджетных ресурсов для реализации программных мероприятий.

«Анализ программно-целевых инструментов государственного регулирования социально-экономического развития»

Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы

Системой государственного управления определяются стратегические цели и задачи развития государства в целом и территорий, его образующих. В соответствующих стратегических документах – стратегиях, планах и концепциях развития – определяются основные направления внутренней политики государства, в том числе в отдельных сферах государственного управления. Для реализации указанных направлений разрабатываются соответствующие целевые программы, которые, в свою очередь, предусматривают систему конкретных мероприятий для достижения социально значимых целей и задач в важнейших областях общественной жизни, отраженных в плановых параметрах развития. Программно-целевое управление реализуется как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне местных сообществ.

Управляем Ардуиной с компьютера через Serial. Gui на Processing

При этом использование программно-целевых инструментов на разных уровнях публичного управления координируется и корректируется для достижения социально значимых целей совместными усилиями органов публичного управления.

По содержанию программно-целевые инструменты можно охарактеризовать как программу мероприятий, обеспечивающих достижение стратегических целей в конкретной сфере публичного управления на конкретной территории на основе имеющейся ресурсной базы в определенные сроки. Кроме того, программные документы должны:

  • обосновывать выбранный вариант реализации внутренней политики;
  • предусматривать возможные риски осуществления выбранного варианта;
  • допускать корректировку системы мероприятий, образующих программу, в случае выявления в процессе осуществления таких мероприятий недостатков.

Проблемы и перспективы развития программно-целевых инструментов государственного регулирования социально-экономического развития

Сегодня программно-целевые инструменты активно используются на всех уровнях публичного управления, однако при этом разрабатываемые и реализуемые регионами и муниципалитетами программы нередко характеризуются формальным подходом. К числу недостатков использования программных средств и методов можно отнести следующие:

  • отсутствие исследования конкурентных преимуществ соответствующей территории для разработки уникальных программ развития;
  • отсутствие обоснования выбранного варианта развития, закрепленного соответствующей программно-целевой программы;
  • отсутствие увязки мероприятий программы с конкретным перечнем и объемом ресурсов, имеющихся в распоряжении соответствующей территории;
  • отсутствие эффективных инструментов контроля над осуществлением мероприятий программы и др.

Повышение научной и практической обоснованности выбранных вариантов развития и мероприятий позволит на практике обеспечить социально-экономическое развитие управляемой территории. Итак, использование программно-целевых инструментов в системе государственного и муниципального управления позволяет решить следующие задачи:

  • сохранить единое экономическое пространство государства и обеспечить интеграцию региональных и муниципальных территорий в это пространство при реализации ими собственных конкурентных преимуществ;
  • обеспечение экономической самостоятельности региональных и муниципальных территорий посредством координации усилий и бюджетных ресурсов всех уровней публичного управления;
  • формирование благоприятного инвестиционного климата на территории государства и в рамках отдельных территорий;
  • преодоление диспропорций развития региональных и муниципальных территорий и обеспечение высокого уровня доходов населения независимо от территории проживания;
  • стимулирование и поддержка приоритетных для отечественной экономики отраслей, в том числе посредством направления финансовых ресурсов государства на развитие малого и среднего предпринимательства, инновационного развития производства, а также развития непроизводственной сферы и др.

Источник: spravochnick.ru

Инструменты программно-целевого бюджетирования

На протяжении нескольких лет в России реализуются реформы в бюджетной сфере. Постоянный процесс реформирования общественных финансов — естественная реакция на запросы общества в части повышения качества общественных услуг. В последнее время на всех уровнях государственной власти предпринимаются активные шаги для перехода к программно-целевому методу управления общественными финансами. Переход к программному бюджету позволяет сосредоточиться на достижении целей и задач социально-экономического развития, обеспечить связь объемов финансирования с достигнутыми результатами, повысить эффективность бюджетных расходов и создать прозрачную и понятную систему представления бюджета [5].

В настоящее время в качестве инструментов программно-целевого бюджетирования рассматриваются многочисленные программные документы, например, до­клады администраторов бюджетных средств об основных направлениях их деятельности и ожидаемых результатах, целевые программы, реестры расходных обязательств публично-правового образования, реестры государственных услуг, государ­ственное задание. Однако перечисленные инструменты не объединены в единый механизм программно — целевого бюджетирования, не встроены в бюджетный процесс. Для перевода формирования проекта бюджета, его исполнения, составления отчетности об исполнении бюджета, финансо­вого контроля на программно — целевой принцип бюджетирования необходимо определить перечень долгосрочных целей социально-экономического развития публично-правового образования, источники финансирования мероприятий по их достижению, конкретные результаты достижения этих целей [4].

— распределение бюджетных ресурсов по стратегическим целям;

— предоставление услуг, на которые население реально предъявляет спрос;

— контроль за издержками на бюджетные услуги путем выбора наиболее экономичного способа их предоставления;

— сравнение расходных программ и выбор наиболее экономичных из них по результатам оценки эффективности и результативности расходов;

— повышение прозрачности и обоснованности бюджетных расходов;

— определение положительного общественного эффекта от услуги, а не только стоимости ее предоставления;

— смещение акцента с внешнего контроля за целевым расходованием средств на повышение внутренней ответственности и внутреннего контроля за эффективностью расходов;

Читайте также:
Фото скрин что это за программа

Государственные целевые программы являются эффективным инструментом реализации государственной политики на приоритетных направлениях социально-экономического развития. В условиях ограниченности бюджетных средств вопрос формирования приоритетных направлений реализации государственных целевых программ приобретает первостепенное значение. Предпринятые в последние годы попытки перехода от традиционного (постатейного) к программно-целевому бюджетированию показали, что отсутствие законодательно установленных приоритетов разработки новых целевых программ являются основной проблемой, препятствующей результативной реализации программно-целевого метода в бюджетном процессе.

В российской экономической науке отсутствует конкретный научный подход к механизму оптимиза­ции бюджетного процесса путем программно-целевого бюджетирования с встроенной системой инструментов финансового менеджмента. Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития России в условиях замедления роста бюджетных доходов и повышения требований к эффективности деятельности органов государственной власти делает еще более актуаль­ной разработку системы мер по модернизации управления финансами публично-правового образования.

Использование программно-целевого метода при составлении бюджета не только кардинально изменит идеологию бюджетного процесса, но и позволит увеличить его эффективность, потому что:

¾ процесс формирования бюджета начинается с сосредоточения внимания на результатах, которые необходимо достичь в государственном секторе;

¾ а затем – на ресурсах, необходимых для достижения этих результатов.

Программно-целевое бюджетирование в той или иной мере предполагает не только корректировку содержания и длительности отдельных стадий бюджетного процесса, но и изменение принципов учета (переход от кассового метода учета к методу начислений) и горизонта бюджетного планирования (многолетнее бюджетирование).

Бюджетирование, ориентированное на результат, позволит муниципальным образованиям прекратить практику затратного финансирования и выбрать приоритетные расходные направления в соответствии с поставленными целями и задачами, заложенными в стратегическом плане развития муниципального образования [1].

Несмотря на очевидные преимущества описанного подхода к управлению бюджетными расходами, внедрение системы бюджетирования, ориентированного на результат, связано с рядом проблем, в том числе:

1) сложность быстрого достижения явных результатов в виде улучшения качества бюджетных услуг;

2) необходимость значительных временных и финансовых затрат для разработки количественных индикаторов оценки расходов, а также необходимость изменения формы предоставления отчетных данных и т.д.;

3) сложность изучения мнения населения о предоставляемых бюджетных услугах;

4) сложность формализации результатов и социально-экономического (общественного) эффекта бюджетных услуг;

5) стремление в ряде случаев к достижению определенного количественного значения индикатора как к самоцели, при которой не учитывается связь индикатора с желаемым общественным эффектом;

6) сложность определения взаимосвязи затраченных ресурсов и полученных результатов [3].

Переход к программно-целевому бюджетированию — сложный и достаточно длительный процесс. Длительность перехода связана с необходимостью решения целого ряда задач. Для многих муниципальных услуг количественные измерители их результативности неочевидны. Решению этой задачи будет способствовать разработка муниципальных минимальных социальных стандартов.

Грамотно поставленное бюджетирование позволит решить множество проблем в сфере управления муниципальным образованием, в том числе позволит оптимизировать ресурсы бюджета, повысить результативность функционирования органов местного самоуправления и качество предоставляемых услуг, выявить и проконтролировать финансовые потоки предприятий, подведомственных структурным подразделениям администрации муниципального образования, усилить мотивацию труда, связав систему мотивации с достигнутыми результатами [2].

1. Гареева, Л.М. Оценка эффективности деятельности муниципальных органов на основе системы бюджетирования, ориентированного на результат [Текст] / Л.М. Гареева, В.П. Кулешова // «Dny vědy – 2012» Dil Ekonomické vědy — с.49.

2. Иванчина, Е.Н. Актуальность перехода к программному бюджету на региональном и местном уровнях [Текст] / Е.Н. Иванчина // Финансы.-2011.-№6.-с.79.

3. Климанов, В.В. О формировании бюджетной стратегии на региональном и муниципальном уровне [Текст] / В.В. Климанов // Финансы.-2011.-№2.-с.9.

4. Курченко, Л.Ф. Разработка ведомственных программ при программно-целевом бюджетировании [Текст] / Л.Ф. Курченко // Финансы.-2012.-№2.-с.21.

5. Нестеренко, Т.Г. Бюджетная реформа: Альтернативы поступательному движению вперед нет [Текст] / Т.Г. Настеренко // Финансы.-2012.-№4.-с.3.

Источник: be5.biz

Актуальность применения программно-целевого подхода в планировании и управлении экономикой

В течение последних 50 лет широкое распространение во всем мире получил программно-целевой подход в планировании и управлении самыми разнообразными социально-экономическими объектами и процессами. Разработка и реализация целевых комплексных программ стала действенным способом решения острых проблем, требующих сосредоточения ресурсов, концентрации усилий, целевой ориентации используемых средств, согласованности целереализующих действий.

Программно-целевой метод применяется в управлении экономическими объектами, процессами, отношениями на межгосударственном, государственном, региональном, отраслевом уровнях. В значительной степени он представлен и в управлении на уровне хозяйствующих субъектов: предприятий и организаций. Существует несколько предпосылок, способствующих расширению использования программно-целевого метода в управлении объектами социально-экономической природы.

Современный мир характеризуется развитием общественного производства, рынков и рыночных процессов, увеличением многообразных и настоятельных потребностей государства, населения, социальных групп, семей наряду с ограниченностью и уязвимостью природных ресурсов, возрастанием политической напряженности. Все это приводит к росту количества и повышению значения непрерывно возникающих социально-экономических проблем, требующих своего решения. Так как программно-целевой метод как раз и призван быть инструментом решения таких проблем, то соответственно расширяется и поле его практического применения.

Использованию программно-целевого метода управления в современной экономике в значительной степени способствует его приложимость, применимость, действенность в условиях практически любой экономической системы. Программно-целевой метод управления использовался в централизованно управляемой советской экономике в той же мере, что и в рыночной экономике капиталистических стран в силу его относительной инвариантности применительно к типу, природе социально-экономических систем. Проблемы возникают в странах с любыми формами политических, экономических систем. Вне зависимости от вида такой системы проблемы могут быть решены и реально решаются на программной основе, с использованием ПЦП.

По мере возникновения и обострения политических, национальных, социально-экономических, морально-этических, религиозных, экологических проблем, требующих для своего решения проведение комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, использования самых разных ресурсных источников, роль программно-целевых методов, целевых программ в управлении будет неуклонно возрастать. Процессы мировой экономической интеграции, глобализации, вовлекающие в свою орбиту разные страны, регионы, социальные группы, могут быть скоординированы, упорядочены только на основе применения программной методологии.

В отличие от ряда других инструментов управления экономикой программно-целевой метод, целевые программы применяются как в централизованно управляемой, так и в рыночной экономике, хотя условия и характер их пользования заметно различается.

В странах с централизованно управляемой экономикой отмечается тяготение к директивным, распорядительным формам государственного программно-целевого управления. При таких формах установление проблем программной природы и формулирование программных целей является прерогативой органов исполнительной власти общегосударственного, отраслевого, регионального, муниципального уровней.

Те же органы в директивном порядке назначают разработчиков целевых программ или других программных комплексов, утверждают состав программных мероприятий и их исполнителей, централизованно выделяют и распределяют ресурсы, необходимые для выполнения программных мероприятий. Программные задания доводятся до исполнителей в директивно-распорядительной форме. Управление разработкой и реализацией программно-целевого комплекса поручается структурам, назначенным органами исполнительной власти или другими органами государственного, муниципального управления. Финансирование программных мероприятий осуществляется на бюджетной основе.

Читайте также:
Сервисные программы что это

В странах со смешанной, переходной экономикой за центральными органами власти сохраняются полномочия установления круга программных проблем, определения целевых установок программного комплекса, утверждения принятых к исполнению целевых программ. Часть программных мероприятий реализуется на основе государственных заказов, финансируемых из бюджетов разных уровней, другая часть ─ из внебюджетных фондов и средств участников реализуемого программного комплекса. На уровне крупных корпораций, акционерных обществ реализуются негосударственные программно-целевые комплексы. Некоторые из них пользуются государственной поддержкой, если государство заинтересовано в достижении программных целей.

В странах с развитой рыночной экономикой разрабатываются и реализуются программно-целевые комплексы на государственной и негосударственной основе. Государственные ЦП инициируются государственными органами, финансируются частично из средств государственного бюджета, но основную роль в них играют финансовые средства предприятий-исполнителей программных мероприятий и привлеченные ими средства, прежде всего кредитные ресурсы.

Реализуются государственные целевые программы на основе государственных заказов и контрактов организациями разных форм собственности. Аналогичным образом разрабатываются и осуществляются региональные и муниципальные программы. В итоге верхний уровень представлен государственными федеральными, государственно-региональными, муниципальными социально-экономическими, Н-Т, экологич. программами. В то же время транснациональные и нац. корпорации, компании, фирмы разрабатывают и реализуют производственные, технико-технологические, маркетинговые программы с целью повышения технич. уровня и качества, конкурентоспособности продукции, проникновения на новые рынки, расширения сбыта, преодоления кризисных ситуаций.

Источник: studopedia.ru

Программно-целевые методы управления и предпосылки для их применения на государственном уровне

В общем случае программно-целевые методы планирования и управления – это методы, при которых цели плана увязываются с ресурсами при помощи программ. Данные методы представляют собой применение системного подхода к решению стратегически важной задачи и заключаются [1, 4, 5]:

в определении всех компонентов проблемы и их взаимосвязей;

в определении системы целей, достижение которых позволит обеспечить решение проблемы;

в создании механизмов распределения ресурсов;

в создании организационных систем управления реализацией программы;

в разработке, реализации и контроле эффективности всего комплекса мероприятий, направленных на решение проблемы участниками системы.

Таким образом, основными особенностями программно-целевого подхода являются системность, направленность на достижение конкретной цели или системы целей, последовательность и организационная обособленность целевых программ.

Основными компонентами программно-целевого метода являются:

  • комплекс мероприятий, направленных на решение поставленной задачи;
  • организационная система управления программой;
  • система распределения/стимулирования привлечения ресурсов;
  • система контроля реализации программы и оценки ее эффективности;
  • законодательная и нормативная база программы.
  • задание вектора развития системы на основе анализа существующих взаимосвязей компонентов системы, тенденций их изменения и потенциала системы. Определение целевого состояния системы;
  • координация развития различных подсистем (например, экономической, социальной, научно-технической, экологической), в целях достижения мультипликативного эффекта;
  • создание основы для принятия управленческих решений всеми субъектами системы (в случае региональной экономической системы: органы исполнительной и муниципальной власти, ведомства, частный бизнес, население);
  • балансировка интересов участников системы.

Диаграмма 1. Последовательность реализации Целевой Программы

Особенность программно-целевого подхода заключается в том, что он позволяет решать сложные задачи, стоящие на стыке ведомственных [2] и отраслевых компетенций, полномочий и зон ответственности хозяйствующих субъектов, органов исполнительной и муниципальной власти, за счет координации общих усилий для решения проблемы. Следовательно, должны существовать организационные механизмы таких стыковок. Таким образом, ключевой особенностью программного управления является то, что решаемые при помощи ПЦМ задачи не могут быть решены при использовании стандартных «рутинных» управленческих процедур органов власти, муниципального управления и коммерческих структур, а также в рамках действий исключительно одной из сторон процесса [3]. Следовательно, одним из основных признаков программно-целевого подхода является его комплексность и наличие соответствующих организационных форм реализации программ. Применение программного подхода к решению оперативных задач управления не является целесообразным, поскольку программный подход является более сложным и затратным с организационной точки зрения, и его использование будет оправданным только при возможности достижения заметного и существенного мультипликативного эффекта. Примерами комплексных задач социально-экономического развития, для которых наиболее часто и успешно применяется программно-целевой подход, являются [1, 3, 4]:

  1. выравнивание уровня социально-экономического развития регионов;
  2. повышение равномерности распределения производительных сил;
  3. создание новых капиталоемких отраслей промышленности, имеющих стратегическую значимость для государства;
  4. создание кластеров, ОЭЗ, территориально-производственных комплексов;
  5. эффективная организация бюджетной системы;
  6. повышение уровня научно-технического развития;
  7. создание и капитальная реконструкция инженерной и транспортной инфраструктуры;
  8. воспроизводство ресурсов с длительным инвестиционным циклом.

Основными предпосылками применения программно-целевых методов планирования и управления на государственном уровне выступают: Большая площадь территории, ее географическая неоднородность и административная раздробленность. Наличие неоднородностей и диспропорций в:

    • пространственном распределении факторов производства;
    • социально-экономическом уровне развития регионов;
    • отраслевой структуре экономики;
    • структуре внешнего торгового баланса;
    • уровне жизни различных слоев населения (индекс Джинни);
    • этническом и религиозном составе населения.

    Наличие устойчивых негативных тенденций:

      • снижение численности населения;
      • высокий износ и устаревание основных средств;
      • отток природных, финансовых и интеллектуальных ресурсов за рубеж;
      • рост коррупции и преступности.

      Отставание от развитых стран по ключевым факторам, определяющим производительность труда:

        • уровню научно-технического развития;
        • энергоемкости экономики;
        • качеству трудовых ресурсов (здоровье и образование населения).

        Источник: studfile.net

        Программно-целевое планирование: понятие, метод и сущность

        Навык планирования в любой сфере деятельности находит себе применение. Это особенно актуально для крупных организаций и предприятий, в деятельности которых задействованы десятки подразделений и сотни сотрудников. Например, программно-целевое планирование может применяться даже на уровне всего государства и отдельных муниципалитетов.

        Понятие

        Знакомство с любым новым термином лучше начинать с формулирования его точного определения. Давайте именно так и поступим.

        Итак, что такое программно-целевое планирование и в чем его сущность?

        Эта информация будет особенно полезной тем, кто работает в сфере менеджмента и занимает другие управленческие должности.

        Прежде всего, нужно понимать, что это одна из разновидностей планирования, которая отличается от остальных тем, что нацелена на достижение поставленных целей.

        С одной стороны, кажется, что абсолютно любое планирование нацелено на конкретные цели. Однако программно-целевой метод уникален. При его применении сначала занимаются формулированием целей и только после этого разрабатывают возможные способы их достижения.

        По сути, вся схема программно-целевого метода планирования укладывается всего лишь в четыре крупных этапа:

        • Цели.
        • Пути.
        • Способы.
        • Средства.

        Все начинается с постановки целей, которые должны быть достигнуты. Далее как бы в черновом варианте создают наброски, формулируя возможные пути достижения. Далее все сводится к нахождению конкретных способов и средств для реализации программы, направленной на достижение целей, которые формулируют на начальном этапе.

        Сущность

        Программно-целевое планирование предполагает применение системного подхода для решения какой-либо стратегической задачи.

        Оно позволяет заниматься постановкой и последующим решением довольно-таки сложных задач, которые находятся на стыке сразу нескольких отраслей и разных уровней государственной власти. Вот почему необходимо тщательно продумывать и организовывать механизмы, делающие возможной стыковку подобных субъектов.

        Читайте также:
        Параметры что это за программа и нужна ли она на Windows 10

        Сущность, которую скрывает в себе программно-целевое и стратегическое планирование, предполагает комплексный подход, так как при достижении поставленных задач, как правило, задействуются интересы сразу нескольких субъектов. Ни один из них не может в одиночку добиться реализации указанной цели. Вот почему предполагается их объединение в единый механизм.

        Программно-целевое планирование, как говорилось выше, направлено на достижение поставленных задач.

        Суть метода заключается в следующем.

        • Определение всех компонентов сформулированной задачи, а также изучение их взаимосвязей.
        • Формулирование конкретных целей, достижение которых в конечном счете приведет к решению проблемы.
        • Формирование механизма, позволяющего равномерно распределить ресурсы, чтобы не допустить их нехватки или избытка.
        • Создание системы для управления процессом реализации разработанной программы.
        • Контроль эффективности выполняемых мероприятий.

        Итак, на основе сформулированных компонентов несложно сделать вывод, что применение программно-целевого планирования имеет свои особенности. Среди которых выделяют системный подход к решению задачи, а также последовательность запланированных действий. При столь грамотной организации процесса удается наиболее точно предсказать результат.

        Особенности

        Программно-целевое планирование и управление отличается от остальных методов тем, что позволяет не только прогнозировать результат, а составлять детальную программу, направленную на его достижение. То есть, по сути, этот способ направлен на реальные действия, а не составление теоретических прогнозов. Его задача – не просто наблюдать ситуацию развития, но и влиять на последствия, что значительно повышает шансы на достижение запланированных результатов и намеченных целей.

        Следующая особенность, которую скрывает в себе программно-целевое планирование, состоит в способе влияния на разработанный план. Главным объектом внимания становится не сама система, а процесс управления ею и ее составными элементами.

        Итак, ключевое понятие этого метода – программа, которая подразумевает под собой целый комплекс различных мероприятий, направленных на достижение запланированных целей. От остальных методов данная разновидность планирования отличается своей действенностью. То есть это не просто теоретический план, а фактическое влияние на экономические и другие показатели, которые составляют основу заданных целей.

        Методы

        Программно-целевое бюджетное планирование, как и другие его разновидности, может быть основано на различных методах. Роль методологии в сфере прогнозирования сложно переоценить. Это связано с быстрыми изменениями в экономиках и других сферах человеческой деятельности, к которым применяется термин «планирование».

        Итак, по сути, все используемые методы делятся на две больших группы.

        • Методы прогнозирования, которые включают в себя эвристические и экономико-математические методы.
        • Методы планирования, включающие в себя методы подготовки и последующей реализации планов.

        Давайте подробнее поговорим о каждом из вышеперечисленных пунктов.

        Эвристические методы

        Суть их состоит в субъективности. Так как они отражают точку зрения, присущую тому, кто занимается теоретическим прогнозированием. Это относится, как правило, к социологическим, а также экспертным методам.

        Первые задействуют с целью определить текущее положение в государстве в целом или на рынке определенных товаров. Вторые выступают исключительно в роли дополнения к другим методам программно-целевого бюджетного планирования, так как обладают серьезным недостатком. Они субъективны и предоставляют невысокую точность из-за субъективной оценки.

        Экономико-математические методы

        Предполагают использование объективного наблюдения, а также измерения показателей. Далее на основе полученной таким способом информации благодаря расчетам и математическому моделированию составляют прогноз.

        Отдельно стоит сказать о статистических методах, которым свойственно присутствие в любом способе планирования, включая рассматриваемый нами метод.

        Методы подготовки планов

        Нередко для разработки планов используют методы математического программирования, в число которых входят следующие варианты.

        • Задачи, касающиеся разработки наиболее оптимального плана производства. Их сущность предполагает определение наиболее перспективного по объему плана даже в условиях наличия ограниченного количества ресурсов.
        • Логистические задачи направлены на разработку наиболее оптимального плана перевозок, при которых исполнитель программы несет минимальные транспортные расходы, позволяющие при этом достичь реализации цели и не нанося никакого ущерба конечному результату.

        Помимо вышеперечисленного математического метода, при подготовке планов может быть также задействована теория игр.

        Методы реализации планов

        Предполагают разработку планов двух нижеперечисленных типов.

        • Директивные, то есть предполагающие точное безукоризненное выполнение. Их особенность состоит в однозначности и соответствии существующим возможностям задействованных субъектов либо конкретного объекта.
        • Индикативные, предполагающие ориентиры экономического развития. Подобные планы не требуют точного исполнения и могут изменяться в зависимости от конкретных условий реализации.

        Стоит отметить, что программно-целевое планирование, как правило, предполагает сочетание вышеперечисленных методов. С какой целью?

        В целом методы планирования охватывают более узкое понятие, чем прогнозирование. Так как первые предполагают разработку плана в одном или нескольких вариантах с последующим утверждением.

        Государственное программно-целевое планирование

        Стоит отметить, что рассматриваемый нами термин актуален к применению на разных уровнях. Если оперировать экономическими понятиями, то речь идет о микроэкономическом планировании, когда речь идет об отдельной организации, и макроэкономическом, когда это касается экономики всего государства.

        В последнем случае вышеназванный метод считается одним из наиболее распространенных и одновременно эффективных. Ему свойственны все признаки, обсуждаемые раньше. То есть план разрабатывают, исходя из целей дальнейшего развития экономики, а затем изыскивают для них средства и определяют наиболее эффективные и действенные способы реализации.

        Муниципальное программно-целевое планирование

        Перед ним, по сути, ставят такие же задачи, как и перед государственным. В частности это касается размещения новых предприятий, взаимодействия с мигрантами, развития новых территорий и депрессивных районов и т. д.

        По сути, все методы, которые включает в себя государственное, а также муниципальное экономическое развитие, разделяют на несколько групп. Давайте их перечислим.

        • Косвенные. Сюда относят налоговую, кредитную, а также таможенную политику.
        • Прямые. Это финансовое регулирование в виде предоставления социальных дотаций, субсидий, субвенций.
        • Контроль за производственной деятельностью. Это заказы на продукцию, установление квот и обязательное лицензирование.
        • Программно-целевой метод планирования и управления предполагает составление и последующую реализацию программ, направленных на развитие приоритетных экономических сфер. Надо сказать, что этот метод включает в себя все остальные, а потому считается наиболее действенным. Он позволяет достичь того, на что не способен ни один из перечисленных выше методов в отдельности.

        Итоги

        Сущность, которая скрывается за термином программно-целевого планирования, состоит в том, что он позволяет отбраковать основные экономические, социальные и научно-технические цели, направленные на развитие общества и государства в целом. При этом нужно разработать конкретные мероприятия, направленные на достижение запланированных целей, установить точные сроки и контролировать процесс реализации ранее намеченных действий.

        Программно-целевой метод планирования требует наличия документальной базы. Если речь идет о государстве, то в качестве документальной базы используют прогнозы социально-экономического развития, которые содержат эффективные меры, направленные на дальнейшее развитие экономики государства.

        Источник: fb.ru

        Рейтинг
        ( Пока оценок нет )
        Загрузка ...
        EFT-Soft.ru