Однако основы государственного стратегического планирования в Российской Федерации были законодательно закреплены лишь в 2014 году .
Программно-целевой метод планирования является одним из составляющих стратегического планирования, а также комплексного подхода, на базе которого государство регулирует социально-экономические процессы. Метод программно-целевого планирования предполагает разработку плана, исходя из целей развития объекта управления при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств по их достижению и ресурсному обеспечению. Данный метод характеризуется как один из видов управленческой деятельности, в основе которой лежит ориентация на достижение конечных результатов. Программно-целевое планирование построено на логической схеме «проблема — цель — задачи — мероприятия -ресурсы — исполнители — контроль». Основу программного управления составляет не рассмотрение сложившейся организационной структуры, а управление элементами программы, программными действиями.
Запись вебинара по ПК «Свод СМАРТ» 25 июня 2015 в 10.00
Целевая программа как инструмент программно-целевого планирования: технология разработки и реализации, основные требования к содержанию.
Многолетняя практика успешного применения программно-целевого планирования показала, что наиболее эффективным и универсальным средством выражения полученных по итогам планирования результатов является целевая (комплексная) программа.
Целевая (комплексная) программа представляет собой совокупность взаимоувязанных по срокам, исполнителям и ресурсам мероприятий (действий) производственно-технологического, научно-технического, социального, организационного характера, направленных на достижение поставленных целей в рамках решения определенных проблем, обладающих высоким уровнем значимости.
Целевая программа представляет собой документ определенного содержания, в котором отражаются цели программно-целевого планирования и комплекс научно-исследовательских, экономических, организационных и прочих заданий, сбалансированных по срокам, исполнителям и ресурсам.
Одним из важнейших условий успешности целевой программы как инструмента планирования является эффективное управление разработкой и реализацией программы. Решение организационных вопросов, возникающих в процессе создания и реализации целевой программы, включает формирование структуры подразделений, наделенных функцией управления, и установление последовательности процедур ее разработки и реализации. При этом следует выделить два аспекта – структурный и процедурный. Первый связан с установлением структуры и состава исполнителей, определением функций, прав и ответственности заказчика, головного разработчика, соисполнителей, принципов взаимоотношения между ними, функциональных обязанностей по контролю за формированием и реализацией программы. Процедурный аспект определяет порядок и сроки выполнения работ по разработке и реализации программы, правила сдачи и приемки результатов.
Для программно-целевого метода планирования очень важным моментом является мониторинг результативности (оценка эффективности) целевой программы. Данная оценка базируется на системе нормативных показателей, с которыми сравниваются реальные данные, полученные по итогам исполнения целевой программы. Подобные показатели, как правило, устанавливаются на первом этапе программно-целевого планирования.
Программно-целевое планирование госпрограмм качественно повысит уровень их исполнения
Показатели, характеризующие эффективность целевой программы, могут быть сгруппированы следующим образом [4]:
1. Показатели экономической эффективности. Экономическая эффективность целевой программы характеризуется рядом целевых индикаторов, отражающих соотношение затрат и достигнутых результатов.
2. Показатели бюджетной эффективности. Бюджетная эффективность целевой программы характеризует последствия ее реализации для бюджета того уровня, из которого осуществлялось финансирование проекта.
3. Показатели социальной эффективности. Социальная эффективность целевой программы выражается в росте таких показателей, как уровень занятости, уровень оплаты труда и т.д.
Помимо вышеприведенных показателей эффективности об успешности и результативности целевой программы можно судить по ряду субъективных показателей, которые достаточно сложно поддаются оценке, а именно длительность эффекта от реализации целевой программы, нацеленность на решение актуальных проблем социально-экономического развития и т.д.
Программно-целевой метод планирования обладает рядом существенных достоинств.
Программно-целевой метод планирования способствует экономии ресурсов за счет сокращения или отказа от некоторых видов второстепенных и избыточных расходов и последующего перераспределения имеющихся ресурсов на достижение общественно значимых задач.
Программно-целевой метод планирования обеспечивает прозрачность бюджетного процесса. При разработке целевой программы устанавливается перечень целей и задач, а также оцениваются необходимые для их достижения ресурсы и средства. Тем самым повышается качество контроля над характером расходования средств, т.к. четко определяются объемы и направления денежных потоков.
Программно-целевой метод планирования посредством установления целевых нормативов позволяет оценить деятельность участников процесса реализации программы по достижению поставленных целей и выполнению частных заданий в рамках генеральной линии целевой программы, а также провести анализ причин неэффективного использования бюджетных средств.
Программно-целевой метод планирования упорядочивает процесс достижения генеральной цели программы путем делегирования ее участникам определенных заданий и полномочий, а также посредством наделения их определенными ресурсами. Тем самым достигается повышение ответственности лиц, занятых в разработке и реализации целевой программы.
Наряду с приведенными выше достоинствами программно-целевой метод планирования имеет и определенные недостатки.
Программно-целевой метод планирования отличается недостаточной оперативностью. Разработка и тем более реализация целевой программы является достаточно трудоемким процессом, который может быть растянут во времени на достаточно продолжительный период. Соответственно, от момента возникновения проблемы до ее логического разрешения может пройти достаточно большой отрезок времени, в течение которого может быть нанесен достаточно существенный урон общественному благосостоянию.
Программно-целевой метод планирования сопряжен с высоким уровнем субъективности при принятии управленческих решений. В частности правильность выбора приоритетной цели целевой программы крайне сложно поддается оценке и практически всегда остается на усмотрение уполномоченного на ее разработку лица или группы лиц, в связи с чем достаточно распространенным является ситуация, при которой расходование средств и выбранное для этого направление не отвечает реальным общественным потребностям.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Источник: cyberpedia.su
Совершенствование механизма реализации муниципальных целевых программ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что целевые программы играют важную роль в управлении процессами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость наличия в бюджете целевых программ не вызывает никаких сомнений. Сомнения возникают на этапе оценки эффективности этих программ. Очевидно, что основной вопрос, который возникает в этой связи это насколько результативно и эффективно потрачены средства целевой программы. Но это скорее повод для дискуссий, чем основание для принятия решений, поскольку ответ на данный вопрос — «да, результативно» или «нет, не результативно» — не может быть напрямую использован в управленческих процессах.
Объектом исследования являются процессы формирования целевых программ.
Предметом исследования являются механизмы реализации целевых программ.
Целью исследования является оценка механизма реализации целевых программ и разработка предложений по его соврешенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— исследовать теоретические аспекты механизма реализации целевых программ;
— исследовать структуру, состав и механизм реализации Муниципальной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ижевске на 2009 – 2014 годы;
— провести оценку эффективности реализации Муниципальной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ижевске на 2009 – 2014 годы и предложить мероприятия по совершенствованию механизма ее реализации.
Методологией исследования выступают: общенаучные методы (историко-диалектические, анализ, наблюдение), специально-научные методы (системный, статистический).
Теоретической основой работы являются труды отечественных и зарубежных исследователей, таких как Сагитдинов М.Ш., Поваренков Ю. П., Тебекин А.В., Мухин В. И., Мухаметлатыпов Р. Ф., Мухаметлатыпов Ф. У. и других, которые в своих работах раскрывают вопросы работы управления организацией.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Во введение обусловлена актуальность, сформулирована цель, задачи исследования, определены предмет и объект исследования.
В первой главе были рассмотрены теоретические аспекты механизма реализации целевых программ. Во второй главе проведен анализ структуры, состава и механизма реализации Муниципальной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ижевске на 2009 – 2014 годы. В третьей главе дана оценка эффективности реализации Муниципальной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ижевске на 2009 – 2014 годы и предложены мероприятия по совершенствованию механизма ее реализации.
В заключение сделаны основные выводы и предложения.
Список использованных источников и литературы включает 17 источников. Общий объем работы составляет 42 страниц.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Нормативные и законодательные акты
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят Государственной Думой Российской Федерации 17.07.1998)
- Федеральный закон от 06 октября 2003г. №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
- Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009г. № 536 «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации».
- Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской экономики от 17.06.2002 N 170 «О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации».
- Постановление Администрации г. Ижевска № 584 от 26 июня 2009 года. Oб утверждение Муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ижевске на 2009 – 2014 годы
Литературы и источники
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Источник: studrb.ru
Программно-целевые методы в управлении развитием региона
Программно-целевой подход в системе государственного управления социально-экономическим развитием территорий имеет давнюю позитивную историю. Суть его заключается в концентрации ресурсов на ограниченном количестве базовых направлений, в соответствии с системой целей, определяемых на период действия программы на основе глубокого анализа общественных потребностей и закономерностей развития экономики и общества в целом.
В качестве успешных примеров разработки и осуществления государственных целевых программ у нас в стране в различные периоды прошлого века можно вспомнить освоение Сибири и Дальнего Востока, включая строительство Транссиба, план ГОЭЛРО, индустриализацию и строительство Урало-Кузнецкого комбината (20-30-е годы); развитие оборонной промышленности, ядерную и космическую программы (40-50-е); создание территориально-производственных комплексов (60-70-е). Относительно успешной могла бы стать программа строительства БАМа, однако и она из-за недостатка финансирования была растянута во времени и не доведена до конца по хозяйственному освоению прилегающей территории.
В 90-е годы ХХ века – период осуществления курса на тотальную приватизация и «уход государства из экономики» инвестиционные возможности государства, определяемые радикально сократившимся бюджетом и изменившимися приоритетами государственной политики, уменьшились. Инвестиционные же потребности территорий, производственного сектора и социальной сферы продолжали расти. Надежды удовлетворить их за счет частного, в том числе иностранного капитала особым успехом не увенчались.
В настоящее время основными действующими программно-целевыми инструментами осуществления государственной социально-экономической политики в стране и регионах, предусматривающей достижение целей и приоритетных направлений развития, являются федеральные целевые, ведомственные и адресная инвестиционная программы.
На протяжении последних лет активно осуществляются реформы, направленные на совершенствование федеративных отношений, повышение эффективности государственного регулирования, модернизацию программно-целевого метода управления, внедрение системы бюджетирования, ориентированного на результат, предусматривающего переход от «планирования ресурсов» к «планированию результатов».
Для большинства федеральных целевых программ установлены целевые индикаторы и показатели реализации, введена ежеквартальная отчетность перед их государственными заказчиками. Расширена сфера применения и повышено качество программно-целевых методов за счет модернизации методологии разработки и реализации программ. Оптимизирована структура программ и подпрограмм, их количество, что в итоге позволило сконцентрировать выделяемые средства на решении приоритетных задач.
В качестве приоритетных направлений инвестиционной поддержки регионального развития можно назвать развитие инфраструктуры (крупные объекты, способствующие укреплению и радикальному повышению эффективности связей конкретного региона с остальными субъектами Российской Федерации, проекты системного характера, обеспечивающие общее повышение конкурентоспособности региона или макрорегиона в целом), экологические проекты и программы, проекты, связанные с общероссийскими программами расселения и миграции; направленные на развитие высоких технологий, в том числе путем создания наукоградов и особых экономических зон, межрегиональных спортивных центров, инвестиции в крупные объекты социального характера, способные реально повлиять на снижение опасного уровня региональной дифференциации.
Государственные целевые программы по своим целям и задачам, источникам финансирования, механизмам управления и реализации разделяются на три естественных блока, которые, тем не менее, должны рассматриваться взаимосвязано. Верхний уровень составляют федеральные целевые программы, масштаб целей, задач и, соответственно, инвестиционных объектов которых является общегосударственным и оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации в целом. Соответствующие инвестиционные направления и предложения по конкретным объектам инициируются министерствами и федеральными агентствами, выступающими в качестве государственных заказчиков, и утверждаются Правительством Российской Федерации. Финансирование таких программ осуществляется из федерального бюджета с возможным привлечением средств региональных бюджетных и внебюджетных источников.
Федеральные целевые программы регионального развития, являются по-своему статусу частью общей системы федеральных целевых программ. Система целей и задач, конкретизируемая в них, по-своему смыслу и значению является общегосударственной, а инвестиционные объекты по масштабу, территориальной локализации и уровню непосредственного управления – преимущественно региональными или муниципальными. Формирование и общее управление этими программами осуществляется Министерством экономического развития РФ в качестве заказчика-координатора на основе инвестиционных предложений регионов и макрорегионов, согласованных с федеральными министерствами и агентствами-госзаказчиками.
Федеральные целевые программы регионального развития утверждаются Правительством Российской Федерации, при условии обязательного софинансирования в установленном объеме со стороны инициирующих регионов, что должно быть отражено в соответствующих региональных программах развития и региональных бюджетах.
Таким образом, федеральные программы регионального развития предусматривают обязательное финансирование из двух бюджетных источников и возможное привлечение внебюджетных средств.
Программы регионального развития являются важнейшими документами, определяющими государственную инвестиционную политику и в них взаимоувязываются все инвестиционные объекты, возводимые на территории региона, как в рамках федеральных целевых программ, так и предусмотренных только непосредственно региональными программами.
Так, анализ привлечения инвестиционных ресурсов во Владимирской области через механизм федеральных целевых программ (ФЦП) свидетельствует о том, что объем средств, направленных на их реализацию, ежегодно увеличивается. Количество выполняемых программ также растет. Если в девяностые годы прошлого века выполнялось 20 программ, то в 2003-2008 годах порядка 30-ти.
Динамика привлечения средств за последние 6 лет на реализацию ФЦП характеризуется данными, приведенными в таблице 15.
Источник: megaobuchalka.ru
II. КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2016 — 2020 ГОДЫ
II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
II. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
В настоящий момент в Российской Федерации осуществляется интенсивное внедрение программно-целевых методов управления государственными программами и проектами. В прошедший период внедрение указанных инструментов осуществлялось в различных форматах (федеральные и ведомственные целевые программы, приоритетные национальные проекты, проекты Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, государственные программы Российской Федерации, «дорожные карты»).
В настоящее время в соответствии с Программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 2593-р, осуществляется внедрение в бюджетный процесс программно-целевых методов управления. Предполагается, что программно-целевые инструменты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований должны стать ключевым механизмом, с помощью которого связываются стратегическое и бюджетное планирование.
Наиболее эффективным является применение формата Программы для решения комплексных отраслевых задач в области развития образования в среднесрочном 5-летнем периоде планирования деятельности.
Программа является инструментом бюджетного планирования и служит основанием для возникновения бюджетных обязательств. При этом формат Программы обеспечивает не только планирование бюджета, но и полноценную синхронизацию и актуализацию существующих стратегических документов с перспективными разработками и инновационными решениями, достижение целевых показателей, декомпозицию и координирование направлений деятельности, согласование действий и ответственности педагогов и руководителей, образовательных и иных организаций, органов государственного и муниципального управления, что в конечном итоге позволяет эффективно планировать и реализовывать необходимые комплексные проекты.
Решение приоритетных задач социально-экономического развития невозможно обеспечить в полной мере без реализации инновационных проектов по разработке и созданию новых моделей, развитию и совершенствованию существующих моделей, механизмов, образовательных программ, технических средств и технологий в области образования и молодежной политики.
Как известно, механизм реализации государственной программы опирается в большей мере на существующие нормативные правовые акты и сложившуюся практику, ограничен рамками действующего законодательства, не предполагает проектной деятельности по перспективному нормотворчеству, созданию передовых теоретических и экспериментальных заделов, новейших научных и практических разработок.
Отличительная особенность Программы состоит в том, что не дублируется государственная программа в ее типовых направлениях реализации на основе существующих законодательных и иных нормативных правовых актов, а предполагается их обновление и развитие на основе поиска новых моделей, механизмов, инструментов и технологий в сфере образования, перспективных разработок по наиболее важным направлениям модернизации, позволяющим достичь наибольшего эффекта и повысить доступность, качество и конкурентоспособность российского образования на мировом уровне.
Реализация Программы позволит обеспечить поступательное интенсивное развитие системы образования по всем направлениям за счет указанных новых перспективных разработок, полученных на основе выполнения поисковых экспериментальных проектов, а также проектов по мониторингу и сопровождению процессов их внедрения в практику.
В связи с этим предполагается не программно-целевой подход, а проектно-целевой подход в рамках реализации Программы в отличие от классического программно-целевого подхода Программы на 2011 — 2015 годы.
В Программе на 2011 — 2015 годы не предполагается использование подобных преимуществ проектно-целевого подхода. В связи с этим в рамках Программы на 2011 — 2015 годы не в полной мере возможно обеспечить соответствие ее инструментов и ожидаемых результатов новым реалиям социально-экономического развития, сложившимся уже после старта ее реализации, а также новым требованиям стратегических документов в социальной сфере и сфере образования, принятым в 2012 — 2014 годы.
Предлагаемый новый подход в рамках Программы, в полной мере используя механизмы реализации проектов на конкурсной основе с использованием положений Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», позволяет достигать значительно более высокого уровня мотивации и ответственности заказчиков и разработчиков планируемых проектов, всех участников проектной деятельности. К тому же предлагаемый проектно-целевой подход позволит в полной мере использовать возможности проектного управления при решении вопросов комплексной модернизации образования, а также использовать преимущества программного проектирования образовательного процесса и образовательных технологий.
Несмотря на то, что в ходе реализации Программы на 2011 — 2015 годы будут получены новые модели и институты, в том числе связанные с использованием информационных технологий в обучении, новых форм организации работы с одаренными детьми и талантливой молодежью, повышением качества общего и дополнительного образования, которые будут широко применяться, массовое внедрение указанных разработок к концу 2015 года не будет завершено.
В связи с инертностью системы образования, наличием значительной временной разницы между стартом процесса внедрения и получаемыми результатами, определяемой периодами обучения (например, в системе общего и профессионального образования этот временной интервал может составлять учебный год или даже весь цикл от начала до завершения обучения по образовательной программе определенного уровня). В условиях незначительного периода времени, отводимого на второй этап 2014 — 2015 годы) реализации Программы на 2011 — 2015 годы, невозможно осуществить полноценное методическое и аналитическое сопровождение и поддержку процесса внедрения, не удастся провести корректировку разработанных на первом этапе моделей и технологий, учитывающую первичные результаты внедрения, и возникшие в связи с этим проблемы.
Все это не позволит довести до логического завершения уже начатые в 2011 году масштабные преобразования и, опираясь на новые разработки, продолжить модернизацию моделей, методов и механизмов образования, дальнейшее внедрение перспективных образовательных технологий, которые, как известно, не стоят на месте, а постоянно совершенствуются.
В условиях отсутствия предлагаемых проектно-целевых действий будут усиливаться диспропорции в доступности к качественному образованию, что станет одним из факторов, усугубляющих складывающееся социальное неравенство.
В особенности это касается дошкольного образования, которым в настоящее время в разных субъектах Российской Федерации охвачено от 65 до 90 процентов детей дошкольного возраста, причем этот показатель колеблется в пределах одного и того же федерального округа. Такая дифференциация в доступности образования уже с дошкольного уровня является риском усиления социального расслоения при получении качественного образования.
При отсутствии экспертно-аналитических и мониторинговых проектов Программы еще большая диспропорция возникнет в решении задач по обеспечению равной доступности к услугам качественного высшего образования, особенно на уровнях магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации, а также кадров высокотехнологичных отраслей экономики.
Отсутствие финансовых инструментов Программы, в частности отсутствие необходимых элементов взаимной мотивации и ответственности исполнителей и заказчиков проектов Программы, создаст предпосылки к появлению возрастающей из года в год неопределенности в оценке адекватности хода реализации различных программных мероприятий на федеральном и региональном уровнях, утрате механизмов обратной связи с субъектами экспериментальной деятельности в сфере образования, недостаточности актуальной эмпирической информации о результатах внедрения передовых разработок.
В случае отсутствия проектно-целевого подхода:
сфера профессионального образования по-прежнему испытывает неудовлетворенную потребность в учебных, учебно-лабораторных и вспомогательных площадях, а также в объектах социальной направленности. Эта проблема будет усугубляться продолжающимся моральным и физическим старением объектов образовательных организаций профессионального образования, имея отрицательные последствия для доступности и качества образования, сохранения здоровья обучающихся;
дополнительное образование взрослых сохранит характерные для него в настоящее время такие черты, как отраслевая разрозненность, отрыв от запросов производственной сферы и сферы потребления, становясь при этом все менее привлекательным с точки зрения инвестиционных интересов бизнеса;
использование информационных технологий, современных форм и методов обучения в сфере образования останется эпизодическим, не сформируется целостная электронная образовательная среда, образование быстрыми темпами будет отставать от всего мира в области развития дистанционных образовательных технологий;
работа с одаренными детьми и талантливой молодежью приобретет неустойчивый, несистемный характер;
сохранится и усугубится неравный доступ граждан Российской Федерации к качественному образованию, провоцируя при этом усиление складывающегося социального неравенства. Причем это неравенство будет нарастать начиная с дошкольного образования;
не будет обеспечено устойчивое выполнение положения национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» о том, что в любой школе должна быть обеспечена успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
не будут обеспечены равные возможности получения качественного образования для граждан с ограниченными возможностями здоровья на уровнях среднего профессионального и высшего образования.
Таким образом, выполнение Программы связано с реализацией других подпрограмм государственной программы, с реализацией Стратегии развития системы образования до 2020 года, а также с применением новейших правовых основ государственной политики в сфере образования, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Без использования проектно-целевого метода будет невозможно достижение целей и решение задач, предусмотренных в этих стратегических для отечественного образования документах.
Реализация Программы позволит создать механизм необратимых поступательных позитивных системных изменений в образовании Российской Федерации.
Источник: bazanpa.ru