В основу программно-целевого метода планирования как инструмента осуществления администрацией муниципального образования целе направленной политики по решению проблем социальной и экономической направленности, удовлетворению насущных потребностей населения муниципалитета, повышения уровня жизни, положена система взаимоувязанных программ социально-экономического развития территории [36].
Программа социально-экономического развития муниципального образования — это система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, по срокам осуществления, по ресурсам), которые обеспечивают, в рамках реализации важнейших муниципальных функций, достижение приоритетов и целей в соответствующей сфере социального и экономического развития муниципального образования.
Специфика муниципальных программ заключается в следующем: они разрабатываются и реализуются на уровне районов, города или поселений, и обусловлены как обще государственными, так и территориальными интересами. При этом, важно отметить, что целевое программирование осуществляется в условиях, когда основные институциональные преобразования на муниципальном уровне еще состоялись не полностью, а именно:
34.ГОРОД21.Ильина И.Н.Программно-целевое бюджетирование и проектное управление
- — нет полной правовой и организационной среды;
- — недостаточно отрегулированы экономические механизмы, которые регулируют рынки земли, имущества, жилья, финансово-бюджетные отношения и т.д.
Муниципальная целевая программа, как правило, включает в себя программные и целевые инструменты: муниципальные бюджетные программы (подпрограммы), а также отдельные мероприятия муниципальной программы в установленной сфере деятельности, не включенные в подпрограммы.
Приоритетность выделенной проблемы делает ее предметом будущей целевой программы, а конкретность поставленной цели определяет всю последующую процедуру разработки, утверждения и реализации программы. При этом, в процессе постановки проблем, выделении приоритетных направлений социального и экономического развития территории, необходимо учитывать особенности муниципального образования (например, районы Крайнего севера и ЗАТО).
В качестве примера для исследования рассмотрим муниципальную программу «Социальная защита и социальная поддержка населения ЗАТО города Зеленогорска на 2014-2016 годы».
1) Муниципальная программа «Социальная защита и социальная поддержка населения ЗАТО города Зеленогорска» разработана с учетом современных направлений и приоритетов государства в области социальной политики, параметров социально-экономического развития города и отражает специфику ее деятельности.
В рамках программы предусмотрены все стороны деятельности сферы: обеспечение доступности и повышение качества предоставления мер социальной поддержки, дополнительных мер социальной поддержки, социального обслуживания населения, внедрение новых социальных технологий в пределах своей компетенции, контроль за адресностью и целевым использованием бюджетных средств, выделенных на реализацию муниципальной программы.
Программно-целевой метод финансирования злравоохранения
Далее обосновывается необходимость разработки программы, анализируется деятельность Управления социальной защиты населения г. Зеленогорска (УСЗН) в предыдущие годы. Основным направлением деятельности УСЗН на 2015-2016 гг. является сдерживание социальной напряженности и сохранение социальной стабильности путем качественного и своевременного предоставления гарантированных государством мер социальной поддержки и социального обслуживания населения на основе усиления принципа адресности.
- 2) С учетом задач социально-экономического развития Красноярского края, г. Зеленогорска приоритетными направлениями социальной политики являются:
- 1. Повышение эффективности социальной помощи нуждающимся гражданам, а именно: гражданам пожилого возраста, семьям, имеющим детей, лицам с ограниченными возможностями, в том числе детям-инвалидам.
- 2. Повышение эффективности управления системой социальной защиты населения города Зеленогорска.
- 3. Открытость деятельности УСЗН, взаимодействие с общественностью.
В рамках данных направлений разработан и проводится комплекс мероприятий, направленных на:
- — повышение уровня и качества жизни отдельных категорий граждан, в том числе на совершенствование системы государственной поддержки граждан на основе адресности в предоставлении социальной помощи; — повышение качества и доступности социального обслуживания;
- — повышение качества исполнения государственных полномочий по предоставлению муниципальных услуг в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения;
- — использование современных информационных технологий при предоставлении муниципальных услуг, в том числе за счет перехода на предоставление муниципальных услуг в электронном виде;
- — привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций для оказания социальных услуг населению;
- — формирование высокопрофессионального кадрового потенциала, повышение престижности и привлекательности труда работников сферы.
С учетом вышеизложенного, основными целями программы являются:
- 1. Полное и своевременное исполнение государственных полномочий и местных инициатив предоставления мер социальной поддержки гражданам города.
- 2. Повышение качества и доступности предоставления услуг по социальному обслуживанию.
Для достижения целей программы требуется решение основных задач:
- 1. Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе инвалидам.
- 2. Создание благоприятных условий для функционирования института семьи, рождения детей.
- 3. Обеспечение потребностей граждан пожилого возраста, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании.
- 4. Создание условий эффективного развития сферы социальной поддержки и социального обслуживания населения города.
Реализация мероприятий программы будет способствовать достижению следующих социально-экономических результатов:
- — своевременное и в полном объеме исполнение принятых публичных нормативных обязательств по социальной поддержке — снижению социальной напряженности в городе;
- — усиление адресности при предоставлении социальной поддержки — более эффективному использованию средств бюджетов всех уровней;
- — создание благоприятных условий для функционирования института семьи, рождения детей — улучшению демографической ситуации в городе;
- — совершенствование организации предоставления социальных услуг в учреждениях соцобслуживания — повышению качества жизни семей, сохранению их физического, психического здоровья, увеличению продолжительности жизни;
- — повышение заработной платы социальных, медицинских работников — решению проблемы дефицита кадров, мотивации специалистов на повышение качества предоставляемых социальных услуг, снижению уровня безработицы;
- — привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций — повышению доступности, качества и безопасности, а также расширению перечня социальных услуг, созданию новых рабочих мест.
- 3) Механизм реализации мероприятий программы. Реализация мероприятий программы осуществляется УСЗН за счет средств, предоставляемых из федерального и краевого бюджетов на выполнение отдельных государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления и за счет средств, предоставляемых из местного бюджета на оказание дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан.
Финансирование расходов на предоставление муниципальных услуг по социальному обслуживанию осуществляется в соответствии с утвержденными нормативами затрат в рамках муниципальных заданий, определяющих требования к составу, качеству, объему, условиям, порядку и результатам оказываемых муниципальных услуг.
- 4) Своевременная и в полном объеме реализация программы позволит:
- — выполнить обязательства РФ, Красноярского края и города Зеленогорска по социальной поддержке отдельных категорий граждан;
- — создать условия для снижения бедности среди получателей мер социальной поддержки за счет адресного принципа ее предоставления;
- — создать условия для укрепления института семьи, поддержки престижа материнства и отцовства, развития и сохранения семейных ценностей;
- — обеспечить поддержку и содействие социальной адаптации граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении;
- — проводить системную работу по укреплению материально-технической базы муниципальных учреждений социального обслуживания населения;
- — внедрять новые формы и методы, направленные на повышение качества предоставления социальных услуг;
- — создать условия для повышения статуса социального работника и престижа профессии.
Таким образом, реализация комплекса мероприятий программы позволит в целом обеспечить достижение целей программы, а также будет содействовать профилактике социальной напряженности в городе.
5) Программа включает 5 подпрограмм, реализация мероприятий которых в комплексе призвана обеспечить достижение целей и решение программных задач программы. Для каждой подпрограммы сформулированы цели, задачи, целевые индикаторы, определены их значения и механизмы реализации.
Подпрограмма 1 — «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, в том числе инвалидов, степени их социальной защищенности».
Подпрограмма 2 — «Обеспечение социальной поддержки граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
Подпрограмма 3 — «Социальная поддержка семей, имеющих детей».
Подпрограмма 4 — «Повышение качества и доступности социальных услуг населению».
Подпрограмма 5 — «Обеспечение реализации муниципальной программы».
Реализация программы рассчитана на 2014-2016 годы. При этом, в ходе исполнения программы будет осуществляться корректировка параметров и ежегодных планов ее реализации в рамках бюджетного процесса, с учетом тенденций демографического и социально — экономического развития города.
- 6) Планируемые расходы подпрограмм направлены на:
- — предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в денежной либо натуральной формах;
- — предоставление муниципальных услуг по социальному обслуживанию, в соответствии с муниципальными заданиями.
Финансирование программы направлено на оказание социальных услуг в соответствии с муниципальными заданиями, в том числе на:
- — обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянной и временной посторонней помощи и в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности, а также отдельных категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- — обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов, организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением отдыха детей в каникулярное время).
Паспорт программы «Социальная защита и социальная поддержка населения г. Зеленогорска на 2014-2016 годы» представлен в Приложении 3.
Таким образом, основная цель при формировании муниципальной программы социального развития — это создание комплексной сбалансированной программы социального развития, в которой увязаны возможности и ресурсы, а также определены перспективные направления развития. Реализация всех мероприятий программы позволит своевременно и в полном объеме выполнить все возложенные на сферу обязательства, провести системные мероприятия, направленные на усиление социальной поддержки граждан, повышение качества и эффективности работы.
Программно-целевой подход предусматривает целенаправленное изменение социальной сферы, переход ее в проектируемое состояние. Основным принципом является четкая формулировка целей, ресурсов, сроков, а также действий управленцев и исполнителей по внедрению инновационных преобразований социальной сферы.
Любая социальная программа направлена на решение той или социальной проблемы. Конечным результатом выполнения программы должно стать желаемое изменение ситуации (решение проблемы): снижение уровня бедности, уменьшение количества бездомных, повышение качества образования, улучшение здоровья людей и т.д. Особая роль и значимость целевых социальных программ на федеральном, региональном и местном уровнях проявляется в организация эффективной системы социальной защиты населения. Социальные программы являются одним из важнейших инструментов осуществления социальной политики государства, реализации целей и приоритетных направлений социального развития. Проблемы развития социальной сферы следует рассматривать в качестве наиболее актуальных объектов для применения программно-целевого метода в практике реализации социальной политики на федеральном, региональном и местном уровнях.
Источник: studwood.net
Программно целевые инструменты муниципальной программы что это
Исследуется проблематика внедрения программно-целевого метода бюджетирования в бюджетный процесс муниципальных образований Пермского края с учетом некоторых особенностей международной практики его применения. Уясняется роль программно-целевого метода, его взаимосвязь со стратегией социально-экономического развития муниципального образования.
Рассматривается опыт формирования и основные проблемы внедрения муниципальных программ Пермского муниципального образования. Целью проведённого исследования явилось выявление основных проблем внедрения программно-целевого метода бюджетного планирования на муниципальном уровне, уяснение глубинных причин проблем в методологии разработки, оценки и реализации целевых программ. На основании рамочной проблемно-ориентированной методики анализа проведён анализ муниципальных программ, принятых в Перми и Пермском крае. Сформулированы совокупности задач, которые представляют собой программу действий по решению выявленных проблем в связи с потребностью обеспечения результативности и эффективности бюджетных расходов на всех уровнях бюджетной системы страны.
программно-целевой метод
бюджетное планирование
муниципальное управление
управление по результатам
2. Комаров В.Ф. Постановка функции организационного развития на предприятии / В.Ф. Комаров, А.Н. Пухальский, Р.К. То // Вестник Новосибирского государственного университета.
Серия: Социально-экономические науки. – 2012. – Т. 12, Вып. 4. – С. 164–178.
4. Сугарова И.В. Программный бюджет: вопросы внедрения и применения // Управление экономическими системами: [Электронный научный журнал] // Отраслевая экономика. – 2014. – № 4. – URL: http://www.uecs.ru/uecs64-642014/item/2888-2014-04-29-10-13-51.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 7 мая 2013 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса»: [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rg.ru/2013/05/14/budzet-dok.html (дата обращения 12.10.2014).
Совершенствование применения программно-целевого метода в бюджетном планировании и прогнозировании является инновационным методом управления развитием социально-экономической сферы муниципального образования. Программно-целевой метод заключается в установлении или отборе приоритетных целей и задач государственной и муниципальной политики использования бюджетных средств и разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданные сроки, с целью повышения эффективности бюджетных расходов посредством внедрения системы программно-целевого бюджетирования.
В Российской Федерации накоплен достаточный опыт перехода к программному бюджету на федеральном и региональном уровнях. В то же время сохраняется ряд методологических проблем, затрудняющих внедрение программного бюджетирования на муниципальном уровне. Однако в исследованиях отечественных ученых, как показал контент-анализ публикаций, недостаточное внимание уделяется вопросам внедрения данного метода в практику муниципальных образований, что и обуславливает актуальность данной статьи.
Цель исследования – исследование роли программно-целевого метода бюджетирования, систематизация опыта его применения в муниципальном образовании, выявление основных проблем внедрения данного метода, понимания глубинных причин, снижающих эффективность муниципальных программ.
Методы исследования. В процессе исследования использован метод экспертной оценки «МАСТАК».
Результаты исследования
и их обсуждение
Международный опыт говорит о важности и позитивности программного бюджетирования как инструмента государственного и муниципального управления.
В целом модернизация бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления превращает муниципальные программы в важнейший инструмент бюджетирования, ориентированного на результат.
В Российской Федерации задача перехода к программно-целевому методу в бюджетном планировании и прогнозировании была поставлена Президентом РФ в Бюджетном Послании о бюджетной политике в 2013–2015 гг., в Федеральном законе Российской Федерации от 7 мая 2013 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» [5]. Механизм внедрения программно-целевого метода в бюджетном планировании и прогнозировании в практику составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации введен с 1 января 2014 года.
Важнейшим документом, опираясь на который, муниципальные образования смогут решить данные задачи, явилась «Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года» (далее – Программа). В Программе предусматривается модернизация бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления путём развития государственных (муниципальных) программ как основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов, развития системы государственного и муниципального финансового контроля [3]. В соответствии с целью Программы определение всех направлений реализации муниципальной политики целесообразно осуществлять только в рамках соответствующих муниципальных программ, выступающих в качестве программно-целевых инструментов, в том числе бюджетного планирования.
Муниципальная программа – это увязанный по целям, задачам, ресурсам, исполнителям и срокам комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем развития муниципальных образований.
С этой целью представляет интерес опыт города Перми, где впервые проект бюджета на 2014–2016 годы сформирован в программном формате. Он включает в себя планирование ресурса в соответствии с целями, задачами и показателями результативности деятельности функционально-целевых блоков, применение программно-целевого метода планирования, повышающего ответственность и заинтересованность ответственных исполнителей муниципальных программ за достижение наилучших результатов в условиях ограниченности финансовых ресурсов. Это позволяет повысить качество бюджетного планирования, эффективность бюджетных расходов, ответственность и заинтересованность исполнителей программ.
С 01.01.2014 года основным инструментом бюджетного планирования стали муниципальные программы города, охватывающие основные направления деятельности функциональных органов администрации города Перми.
При этом сохранена преемственность целей долгосрочных целевых и ведомственных программ при разработке муниципальных программ города Перми на 2014–2016 гг. Ведомственные целевые программы территориальных органов администрации города Перми преобразованы в мероприятия муниципальных программ города Перми.
Распоряжением администрации города Перми утвержден Перечень планируемых к разработке муниципальных программ города Перми на 2014 год и плановый период 2015–2016 годов, который включает в себя 21 муниципальную программу [1].
В 2014 году удельный вес программ в бюджете города составил 87,6 % (20 147,4 млн руб.), в 2015 году составит 86,1 % (19 767,4 млн руб.), в 2016 году – 85,1 % (20 218,8 млн руб.). В плановом периоде 2015 и 2016 годов в состав непрограммных расходов включены условно утвержденные расходы, распределяемые в последующих бюджетных циклах [1, с. 68].
В то же время проведённый нами осенью 2014 г. на семинаре, посвященном теме «Использование программно-целевого метода в бюджетном планировании и прогнозировании в муниципальном образовании», анализ муниципальных программ, принятых в Перми и Пермском крае, позволил выявить ряд проблем в методологии разработки, оценки и реализации муниципальных программ которые присущи 80 % из них.
Под проблемой мы понимаем несоответствие между требуемым и реальным состоянием определённой системы, которое для решения проблемы необходимо устранить.
С целью достоверности и объективности результатов исследования нами был использован метод экспертной оценки
«МАСТАК» (метод активного социологического тестирования, анализа и контроля), предложенный ленинградским профессором Р.Ф. Жуковым. Его основной особенностью является процедура оценивания экспертных высказываний всеми участниками экспертной сессии (по пятибалльной шкале). В результате собираются численные оценки каждого высказывания и тем самым определяется отношение групп и всей совокупности экспертов к тому или иному варианту оценки важности проблемы [2, с. 166].
На первом этапе исследования нами был сформирован коллектив экспертов из 30 участников семинара. Эксперты были разделены на 3 группы.
Первая группа – муниципальные служащие функциональных и территориальных органов администрации города Перми, вторая группа – муниципальные служащие функциональных подразделений администрации города Перми, третья группа – муниципальные служащие муниципальных образований Пермского края.
Шаг 1. На основании изучения законодательной и нормативной базы, литературных источников по результатам обсуждения вопросов на семинаре было разработано и представлено экспертам «дерево проблем». Экспертам было предложено назвать наиболее важные с их точки зрения проблемы, связанные с использованием данного метода в муниципальном образовании, разработать сначала свои, а затем сводные списки проблем.
Шаг 2. Группам экспертов в процессе обсуждения предложено сформулировать сводные ранжированные списки проблем, оценивая их по 5-балльной шкале.
Шаг 3. В результате, рассмотрев варианты ранжирования проблем, группы экспертов составили ранжированные списки вариантов проблем (табл. 1).
Оценка экспертами значимости основных проблем в практике использования программно-целевого метода в бюджетном планировании и прогнозировании в муниципальном образовании
Источник: fundamental-research.ru
Еще раз к вопросу о понятиях программно-целевого метода
Калинина, Л. Е. Еще раз к вопросу о понятиях программно-целевого метода / Л. Е. Калинина. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/41/1979/ (дата обращения: 26.12.2022).
Государственное управление обладает довольно широким набором правовых приемов и способов, используемых для достижения целей, которые специалисты называют методами государственного управления. Атаманчук Г.В. выделяет следующие группы методов, находящие применение в государственном управлении: методы научного познания (математическое программирование, вероятностно-статистические методы, системный и функциональный анализы; методы теории стратегических игр и статистической теории принятия решений; экономико-статистическое моделирование; методы прогнозирования, социального экспериментирования; графические; теории очередей или теории массового обслуживания); методы функционирования органов государственной власти (методы работы с информацией, методы правотворческой, оперативно-исполнительной и правоохранной Деятельности, методы подготовки и проведения организационных мероприятий, методы отбора и развития управленческих кадров, методы исполнения и контроля); методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления (морально-этические, социально-политические, экономические и административные) [1, с. 43].
Следует сказать, что методы государственного управления при переходе от одной экономической формации к другой отличаются от методов, используемых при стабильных экономических отношениях. Одним из актуальных методов переходного периода является программно-целевой метод.
Использование программно-целевого метода в государственном управлении зависит от правильно сформулированных понятий, закладываемых при нормативно-правовом регулировании и правильно понимаемых.
Рассмотрение необходимых для исследования вопроса понятий следует начать с «прогноза», «программы» и «плана». Экономисты под прогнозом понимают научно обоснованную гипотезу о вероятном будущем состоянии экономической системы и экономических объектов и характеризующие это состояние показатели [2, с. 248].
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. предлагают следующее определение «Программа экономическая, социальная – совокупность взаимоувязанных мер, план действий, направленных на достижение единой цели, решение одной проблемы» [2, с. 251].
Федеральный закон от 20.07.1995 N 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально – экономического развития Российской Федерации» закрепляет, что программа социально-экономического развития Российской Федерации – комплексная система целевых ориентиров социально – экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.
Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2010 г. N 588 определяет, что государственной программой является система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.
- выстроенная система мероприятий
- достижение сформулированных целей, проблем
- отправная точка, с чем сравнивать (очень удобно с годами кризиса 90-х годов прошлого века или с предыдущим годом, и совсем неудобно с показателями советского времени);
- критерии качества жизни;
- критерии культурного уровня;
- критерии уровня развития и конкурентоспособности сферы производства и услуг;
- критерии эффективности управления жизнедеятельностью.
- ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств (и тогда пересматривать механизмы контроля над использованием целевых средств);
- ответственность за не достижение целей программы, неэффективность деятельности (то есть определять ответственность должностных лиц, государственных органов, политической партии и т.д.).
- Атаманчук Г.В. Теория государственного управления
- Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М: ИНФРА-М, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, социально-экономическое развитие, государственное управление, государственная политика, государственное стратегическое планирование, программно-целевой метод, национальная безопасность, программа, экономическое развитие, федеральный уровень.
Похожие статьи
Система государственного стратегического планирования
«Система государственного стратегического планирования — это совокупность: — взаимоувязанных документов стратегического планирования, характеризующих приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации
Программно-целевой метод планирования бюджета.
Российская Федерация, социально-экономическое развитие, государственное управление, государственная политика, государственное стратегическое планирование, программно-целевой метод, национальная.
О возможности применения системы стратегического.
Ключевые слова: государственное планирование, стратегическое планирование, прогнозирование, стратегия, план, программа социально-экономического развития.
Методы и инструменты стратегического планирования.
стратегическое планирование, стратегическое управление, стратегический анализ, стратегический план развития региона, стратегический план, стратегический менеджмент, региональный уровень, региональное.
Государственные программы: формирование и реализация
Российская Федерация, Крым, государственная программа, социально-экономическое развитие Республики, севастополь, программа, программно-целевой метод, устранение ограничений.
Федеральные целевые программы: объем, порядок, источники.
Российская Федерация, социально-экономическое развитие, государственное управление, государственная политика, государственное стратегическое планирование, программно-целевой метод.
Программно-целевой метод как фактор повышения.
Государственная программа — это новый инструмент государственного программно-целевого планирования и управления. 28 июня 2012 года Президент РФ озвучил послание о Бюджетной политике в 2013–2015 годах.
Совершенствование стратегического планирования.
Ключевые слова:муниципальное образование, социально-экономическое развитие, стратегическое планирование, территориальное управление, качество жизни населения. Современное управление на государственном уровне сопряжено с проведением.
Проблемы управления муниципальными финансами
Российская Федерация, Крым, государственная программа, социально-экономическое развитие Республики, севастополь, программа, программно-целевой метод, устранение ограничений.
Источник: moluch.ru
Муниципальные программы
В настоящее время общепризнанным является мнение, что программно-целевой метод служит важнейшим инструментом осуществления государственной социальной и экономической политики развития страны, регионов и муниципальных образований наряду с методами прогнозирования и индикативного планирования.
Целевые программы являются элементом механизма реализации стратегии устойчивого развития страны, региона, муниципального образования, так как представляют собой увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексы научно-исследовательских, опытно-конструкторских, организационно-хозяйственных и иных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в области государственно-федеративного и муниципального строительства, научно-технического, экономического, инвестиционного, социально-демографического, внешнеэкономического, культурного, экологического, регионального и муниципального развития Российской Федерации.
Их важнейшей особенностью является определение, исходя из народнохозяйственной значимости, социальной, экологической и экономической и институциональной целесообразности состава приоритетных направлений развития и очередности их реализации с учетом возможностей финансирования программных мероприятий на федеральном, региональном или местном уровнях. Практика показывает, что целевые программы могут быть эффективно использованы для управления социальными, экологическими, экономическими и институциональными процессами в муниципальных образованиях.
Источник: vuzlit.com