С целью систематического формирования и развития навыков самостоятельной познавательной деятельности в 50-е гг. в нашей отечественной дидактике стало внедряться программированное обучение.
По форме программированное обучение представляет собой особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным учебным материалом. Самая типичная форма такого обучения состоит в том, например, что дается пять ответов на вопрос, из которых надо выбрать один правильный.
Программированное обучение делится на два вида: линейное и разветвленное. Линейное – это такое программированное обучение, когда при неправильном выполнении задания (неправильно выбранные ответы) ученик должен повторить весь соответствующий материал и выполнить вновь это задание или подобное ему.
При разветвленном (если задание не выполнено) ученику указывают на его ошибки и дают задание повторить именно те страницы и параграфы, которые приведут его к правильному ответу.
Преимущество программированного обучения состоит в наличии постоянной обратной связи. Программированное обучение, также предполагает использование новых средств обучения: соответствующих учебных пособий, контролирующих и обучающих устройств, компьютеров и т.д.
Благодаря поискам новых технологий обучения в последние годы, появилось так называемое модульное обучение, ориентированное на результат в развитии самостоятельной познавательной деятельности учащихся. «Именно модульное обучение интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике». Оно как бы объединяет важнейшие характерные особенности всех предыдущих классических обучающих систем.
Модульное обучение позволяет реализовать данный принцип, основанный на достижении конкретных результатов каждым учеником, усвоившим способы овладения учебным материалом, способы самоконтроля, на практике.
Особенности программированного обучения
Появившееся и получившее большую популярность в 50-60-х годах «программированное обучение» подвергалось затем критике. За большим и широко разрекламированным подъемом наступил некоторый спад, и до сих пор вокруг программированного обучения ведется дискуссия, в которой высказываются существенно различные, порой противоположные точки зрения.
Напомним, что понимается под программированным обучением, и рассмотрим некоторые особенности этого вида обучения.
Термин «программированное обучение» заимствован из терминологии программирования для ЭВМ, очевидно, потому, что, так же как в программах для ЭВМ, решение задачи представлено в виде строгой последовательности элементарных операций, в «обучающих программах» изучаемый материал подается в форме строгой последовательности кадров, каждый из которых содержит, как правило, порцию нового материала и контрольный вопрос или задание.
Программированное обучение не отвергает принципов классической дидактики. Наоборот, оно возникло в ходе поисков усовершенствования процесса обучения путем лучшей реализации этих принципов. С этой целью оно предусматривает:
1) правильный отбор и разбиение учебного материала на небольшие порции;
2) частый контроль знаний: как правило, каждая порция учебного материала заканчивается контрольным вопросом или заданием;
3) переход к следующей порции лишь после ознакомления учащегося с правильным ответом или характером допущенной им ошибки;
4) обеспечение возможности каждому ученику работать со свойственной ему, индивидуальной, скоростью усвоения (т. е. реализацию на деле индивидуального подхода в обучении), что является необходимым условием активной самостоятельной деятельности ученика по усвоению учебного материала.
Перечисленные четыре особенности и характеризуют программированное обучение.
Существуют две различные системы программирования учебного материала — «линейная» и «разветвленная» программы, отличающиеся некоторыми важными исходными предпосылками и структурой. Возможны и комбинированные обучающие программы, являющиеся результатом сочетания двух методов программирования.
В линейной программе учебный материал подается небольшими порциями, кадрами, включающими, как правило, простой вопрос по изучаемому в этом кадре материалу. Предполагается, что ученик, внимательно прочитавший этот материал, сможет безошибочно ответить на поставленный вопрос. При переходе к следующему кадру ученик прежде всего узнает, правильно ли он ответил на вопрос предыдущего кадра. Так как каждый кадр содержит очень небольшую информацию по новому материалу, то даже простым сравнением своего неверного ответа (если он все же ошибся) с верным ученик легко выяснит, где именно им была допущена ошибка.
В разветвленной программе учебный материал разбивается на порции, несущие большую информацию, чем при линейном программировании. В конце каждого кадра учащимся предлагается вопрос, ответ на который они сами не формулируют, а выбирают из приведенных в этом же кадре нескольких вариантов ответов, из которых только один правильный. Неправильные ответы выбираются составителями программы, разумеется, не случайно, а с учетом наиболее вероятных ошибок учащихся. Ученик, выбравший правильный ответ, отсылается к странице, на которой изложена следующая порция нового материала. Ученик, выбравший неправильный ответ, отсылается к странице, на которой разъясняется допущенная ошибка и предлагается возвратиться к последнему кадру, чтобы, внимательно прочитав еще раз изложенный в нем материал, выбрать правильный ответ или же в зависимости от допущенной ошибки открыть страницу, на которой дается дополнительное разъяснение непонятного.
Сравнивая две системы программирования учебного материала, можно отметить, что при линейном программировании ученик самостоятельно формулирует ответы на контрольные вопросы, при разветвленном он лишь выбирает один из нескольких готовых (уже сформулированных кем-то) ответов. В первом случае применяется система «конструктивных ответов», во-втором — так называемая система «множественного выбора». В этом отношении, очевидно, выявляется некоторое преимущество линейной программы, так как на возникающие в любой области деятельности вопросы обычно нигде заранее не заготовлены ответы. Ученики, решающие эти вопросы, должны уметь самостоятельно формулировать ответы, а не только выбирать их из уже сформулированных.
С другой стороны, разветвленная программа составляется с учетом возможных ошибочных ответов учащихся и с этой точки зрения она ближе к реальному процессу обучения. В разветвленной программе особо важно то, что различных учащихся она ведет к усвоению нового материала различными путями с учетом их возможностей и потребностей в дополнительных разъяснениях и указаниях. Один ученик продвигается прямо от одной порции нового материала к следующей, другой же пользуется дополнительными объяснениями, разъяснениями его ошибочных ответов, отражающих непонимание учебного материала. В результате и получается, что разные учащиеся продвигаются в усвоении изучаемого материала с различными индивидуальными скоростями. Именно эти индивидуальные скорости усвоения, учитываемые при программированном обучении, не учитываются при непрограммированном обучении, а учет индивидуальной скорости усвоения обеспечивает осуществление принципа индивидуального подхода в обучении.
Программированное обучение может осуществляться с применением так называемых обучающих машин или в виде безмашинного обучения, использующего программированные учебники.
Основной недостаток безмашинного программированного обучения состоит в его громоздкости, однообразии. Кроме того, имея возможность свободно листать программированный учебник, некоторые учащиеся будут нарушать инструкцию и читать страницы не в том порядке, которые соответствуют выбранному ответу (если учебник составлен по разветвленной программе), или могут подсмотреть ответ до того, как сами его сформулировали (если учебник составлен по линейной программе). Практика показала, что безмашинное программированное обучение воспринимается лишь весьма прилежными учащимися, которые при непрограммированном обучении показывают не худшие результаты.
Создаются обучающие машины или автоматизированные системы обучения (АСО) на базе ЭВМ, которые автоматически обеспечивают выполнение обучающей программы: «открывают» ответ только после того, как ученик «сообщил» свой ответ, «подают» необходимые кадры, меняя их последовательность в зависимости от выбранных учащимися ответов, т. е. обеспечивают различные реализации обучающей программы для различных учащихся, и т. д.
Иногда программированное обучение неправильно отождествляют с машинным обучением, или обучением без учителя. В действительности же это не так. Всякие обучающие машины, в том числе и наиболее совершенные АСО, являются лишь автоматизированными системами (а не автоматическими), создаваемыми в помощь, а не взамен учителю.
Программированное обучение содержит ряд достоинств, прежде всего в осуществлении принципа индивидуального подхода, своевременной обратной связи (ученик-учитель). Однако для его внедрения в широкую практику обучения нет ещё достаточных экспериментальных данных. Здесь еще нужна большая.исследовательская работа, включая конструирование обучающих машин и АСО, составление рациональных обучающих программ. Недостаточно изучены также вопросы сочетания программированного обучения с другими методами преподавания, возможности и целесообразности применения отдельных элементов программированного обучения с целью лучшего учета индивидуальных скоростей усвоения математического материала сильными, средними и слабыми учащимися. Это особенно важно учитывать в обучении математике, где границы индивидуальных скоростей усвоения шире, чем по другим предметам, а ориентация на идеализированного среднего ученика приводит обычно к потере интереса к предмету у одних и к неуспеваемости других.
Всестороннее исследование названных и других вопросов может сделать программированное обучение полезным и применимым в широкой практике школьного обучения.
Источник: megalektsii.ru
Сущность программированного обучения
Б.Ф. СкиннерПрограммированное обучение — это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины). Идея программированного обучения была предложена в 50-х гг.
ХХ в. американским психологом Б. Скиннером для повышения эффективности управления процессом учения с использованием достижений экспериментальной психологии и техники. Объективно программированное обучение отражает применительно к сфере образования тесное соединение науки с практикой, передачу определенных действий человека машинам, возрастание роли управленческих функций во всех сферах общественной деятельности.
Для повышения эффективности управления процессом учения необходимо использовать достижения всех наук, имеющих отношение к этому процессу, и прежде всего кибернетики — науки об общих законах управления. Поэтому развитие идей программированного обучения оказалось связанным с достижениями кибернетики, которая задает общие требования к управлению процессом учения. Реализация этих требований в обучающих программах базируется на данных психолого-педагогических наук, изучающих специфические особенности учебного процесса. Однако при разработке этого типа обучения одни специалисты опираются на достижения только психологической науки (одностороннее психологическое направление), другие — только на опыт кибернетики (одностороннее кибернетическое). В практике обучения — типично эмпирическое направление, при котором разработка обучающих программ основывается на практическом опыте, а из кибернетики и психологии берутся только отдельные данные.
В основу общей теории программированного обучения положено программирование процесса усвоения материала. Данный подход к обучению предполагает изучение познавательной информации определенными дозами, являющимся логически завершенными, удобными и доступными для целостного восприятия.
Сегодня под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.) (рис. 8). Программированный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации («кадров», файлов, «шагов»), подаваемых в определенной логической последовательности.
В программированном обучении учение осуществляется как четко управляемый процесс, так как изучаемый материал разбивается на мелкие, легко усваиваемые дозы. Они последовательно предъявляются ученику для усвоения. После изучения каждой дозы следует проверка усвоения. Доза усвоена — переход к следующей. Это и есть «шаг» обучения: предъявление, усвоение, проверка.
Обычно, при составлении обучающих программ, из кибернетических требований учитывалась лишь необходимость систематической обратной связи, из психологических — индивидуализация процесса обучения. Отсутствовали последовательность реализации определенной модели процесса усвоения.
Наиболее известна концепция Б. Скиннера, опирающаяся на бихевиористскую теорию учения, согласно которой между обучением человека и научением животных нет существенной разницы. В соответствии с бихевиористской теорией обучающие программы должны решать задачи получения и закрепления правильной реакции.
Для выработки правильной реакции используются принцип разбивки процесса на мелкие шаги и принцип системы подсказок. При разбивке процесса запрограммированное сложное поведение расчленяется на простейшие элементы (шаги), каждый из которых учащийся смог бы совершить безошибочно. При включении в обучающую программу системы подсказок требуемая реакция вначале дается в готовом виде (максимальная степень подсказки), затем с пропуском отдельных элементов (затухающие подсказки), в конце обучения требуется совершенно самостоятельное выполнение реакции (снятие подсказки). Примером может служить заучивание стихотворения: вначале четверостишие дается полностью, затем — с пропуском одного слова, двух слов и целой строки. В конце заучивания ученик, получив вместо четверостишия четыре строчки многоточий, должен воспроизвести стихотворение самостоятельно.
Для закрепления реакции используется принцип немедленного подкрепления (с помощью словесного поощрения, подачи образца, позволяющего убедиться в правильности ответа, и др.) каждого правильного шага, а также принцип многократного повторения реакций.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Концепция программированного обучения
О чем речь? Программированное обучение – это система, по которой ученики самостоятельно усваивают знания и умения с помощью учебников и программных средств.
В чем особенность? В отличие от традиционного обучения, где ученик читает материал, заучивает, а затем воспроизводит его в свободной форме, идея программированного обучения состоит в управлении действиями школьника с помощью обучающей программы.
Оглавление:
- Понятие программированного обучения
- Принципы программированного обучения
- Виды обучающих программ
- Блочное и модульное обучение
Как успешно пройти аттестацию педагогу в 2023 году: пошаговая инструкция в 3-х документах Скачать бесплатно
Подборка книг на лето для педагога: полезный список книг об учебном процессе Скачать бесплатно
Суть программированного обучения
Программированное обучение появилось 1950-х гг., автором методики стал американский психолог Б. Скиннер, который высказал мнение о том, что управление эффективностью усвоения знаний можно повысить за счет построения последовательной программы подачи информации и обеспечения контроля. Далее Н. Краудером были разработаны разветвленные программы.
От результатов контроля зависело, какой материал будет выдан ученику для проведения самостоятельной работы. На то, как будет развиваться технология программированного обучения, влияет разработка путей управления внутренней психической деятельностью человека.
Методика обучения классифицируется по следующим критериям:
- По уровню использования: общепедагогическая.
- По философскому основанию: приспосабливающаяся.
- По главному фактору развития: социогенная.
- По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная и бихевиористская.
- По акцентированию внимания на личностные структуры: ЗУН.
- По характеру содержания и структуры: проникающая.
- По типу управления: программная.
- По формам организации: классно-урочная, групповая, индивидуальная.
- По подходу к ученику: помощь.
- По преобладающему методу: репродуктивная.
- По направлению усовершенствования: эффективная организация и управление.
- По категории учеников: любая.
Как педагогу успешно пройти аттестацию на категорию в 2023 году и получить доплату до 35 % оклада
Как педагогу получить первую категорию в 2023 году
Как педагогу получить высшую категорию в 2023 году
Отправляя сообщение, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и подписку на рассылку
Уже скачали 8673 человека
Программированное обучение в педагогике имеет следующие ориентиры:
- Высокая эффективность образовательного процесса достигается за счет научно разработанной программы.
- В рамках обучения учитываются индивидуальные особенности ученика.
Концепция программированного обучения заключается в следующем:
- Программированное обучение – это управляемое усвоение программированного учебного материала, в котором используется обучающее устройство. К примеру, это может быть ПК, программированный учебник, кинотренажер и пр.
- Программированный учебный материал – это комплекс учебной информации, поделенной на относительно небольшие порции («кадры», «файлы», «шаги»). Материал выдается ученикам в заданной последовательности, определенной логически.
Принципы программированного обучения
Рассмотрим основные принципы программированного обучения.
Определенная иерархия управляющих устройств
Это значит, что части целой системы взаимно подчиняются друг другу. Они имеют некоторую ограниченную самостоятельность. Следовательно, управление комплексом этих составляющих строится по иерархическому принципу.
Сама по себе структура программированного обучения говорит о том, что технология имеет иерархический характер построения ее управляющих устройств, которые в комплексе образуют единую систему. В самых важных ситуациях управление осуществляет педагог. Он помогает сориентироваться в дисциплине, формирует отношение к ней учеников, индивидуально поддерживает каждого подопечного, вносит коррективы в обучение, если возникают сложные и нестандартные ситуации.
Принцип обратной связи
Смысл его – в кибернетической теории построения преобразований информации (управляющих систем). Он требует циклично организованной системы управления образовательным процессом, который касается каждой отдельной операции ученой деятельности. Здесь речь идет не только о передаче данных от учителя (управляющего объектом) к ученику (управляемому объекту) в виде прямой связи. «Обратка» представляется передачей сведений о состоянии управляемого объекта управляющему.
В обратной связи нуждается как педагог, так и ученик. Последнему она необходима для понимания излагаемой информации, преподавателю – для дальнейшей коррекции подачи учебного материала.
Под термином «внутренняя обратная связь» следует понимать взаимодействие, которое позволяет обучающимся самостоятельно скорректировать результаты и характер умственной деятельности.
В случае влияния на процесс управляющих устройств или преподавателя возникает внешняя обратная связь. Следовательно, при внутренней обратной связи анализ работы воспитанников образовательного учреждения проводится самими учениками, при внешней – эту функцию выполняют учителя или управляющие устройства.
Принцип пошагового технологического процесса при раскрытии и подаче учебного материала
Этот принцип программированного обучения дает возможность сделать обучающую программу понятной для всех учеников.
Пошаговая учебная процедура делит учебный материал в программе на самостоятельные, но при этом связанные друг с другом фрагменты. Важно определить оптимальную величину информации и объем заданий, которые выполняются в рамках той или иной темы для эффективного усвоения знаний учениками. Шаг программы обучения – это комплекс, состоящий из учебных сведений для прямой и обратной связи, а также правил, на основании которых выполняются познавательные действия.
Шаг программированного обучения состоит из трех кадров (звеньев), которые взаимосвязаны между собой: информация, операция с обратной связью и контроль.
Суть программированного обучения заключается в том, что обучающая программа образуется за счет последовательности шаговых учебных процедур, которые являются основой всей технологии.
Скачайте бесплатно
8 практических рекомендаций по работе со сложными детьми
Получите инструкцию по сохранению
здоровой атмосферы в классе
Как учителю работать со сложными детьми
Отправляя сообщение, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и подписку на рассылку
Уже скачали 8673 человека
Принцип индивидуального темпа и управления
Работа школьников в рамках программированного обучения должна быть строго индивидуальной. Это дает возможность ученикам вести направленный информационный процесс с такой скоростью, которая является для них максимально комфортной. Следовательно, дети лучше адаптируются к подаче управляющей информации.
Таким образом, суть этого принципа программированного обучения заключается в том, что каждый ученик может успешно освоить весь материал, хотя время, потраченное на этот процесс, будет у всех разным.
Принцип применения специальных технических средств
Специальные технические средства используются для подачи информации в рамках изучения ряда учебных предметов, имеющих связь с развитием некоторых черт личности и качеств учеников. В качестве примера можно привести хорошую реакцию и ориентирование.
Специальные технические средства определяются как обучающие, они моделируют деятельность педагога в образовательном процессе.
Виды обучающих программ
Рассмотрим основные виды обучающих программ.
Линейная программа
Это один из видов программированного обучения, для которого характерна последовательная смена некрупных блоков информации, после которых проводится проверка усвоения программы в виде контрольного задания.
Задача ученика – правильно ответить на вопросы, в некоторых случаях предоставляется возможность выбора верного ответа из нескольких вариантов. Если обучающийся не ошибается, педагог выдает новую учебную информацию. В случае ошибки – необходимо повторно изучить материал.
Разветвленная программа
Отличается от линейной. Она заключается в том, что если ученик ответит неверно на задание, педагог может предоставить ему дополнительную информацию, которая даст возможность исправить ответ, а затем получить последующую порцию учебных сведений.
В открытом доступе до
Как избежать штрафа до 30 000₽ и пройти проверку Роспотребнадзоре в 2023 году
Скачайте бесплатно 3 актуальные инструкции для учителей
Содержание архива:
20 шагов к успешному прохождению проверки Роспотребнадзора
Что делать учителю, если не прошел аттестацию
21 одно правило идеального открытого урока
Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и подписку на рассылку
Адаптивная программа
Наделяет ученика правом самостоятельно выбирать уровень сложности новой учебной информации, который может быть изменен по мере усвоения материала. Школьник может прибегать к использованию электронных справочников, словарей и прочих учебных пособий.
Достичь адаптивности и оптимальности в рамках образовательного процесса можно только с использованием специальных технических средств. К последним относится ПК, который работает на основании поиска наиболее выгодного режима обучения и поддерживает найденные условия в автоматическом режиме.
Сущность частично адаптивного программированного обучения заключается в том, что в нем присутствует разветвление (предоставляется иной вариант) на основе одного (последнего) ответа обучаемого. Если программа полностью адаптирована, то диагностика знаний ученика представляет собой процесс с большим количеством шагов, где каждый последующий учитывает результаты предшествующих.
Комбинированная программа
Представляет собой комплекс, состоящий из элементов линейного, разветвленного, адаптивного программирования.
Применение пошаговых программ указало на необходимость создания учебных алгоритмов, под которыми в дидактике понимается предписание, определяющее последовательность операций, в частности, умственных и практических. Последние операции заключаются в решении задач определенного класса. Алгоритм может применяться в качестве самостоятельного средства обучения либо составляющей части образовательного курса.
Блочное и модульное обучение
Блочное и модульное обучение рассматриваются как методы программированного образовательного процесса.
Особенностью блочного обучения является наличие гибкой программы, дающей возможность ученикам выполнять разные умственные операции и применять свои знания для решения учебных задач. Блоки используются последовательно, что гарантирует полноценное усвоение материала:
- Блок информации.
- Тестово-информационный блок (контроль над усвоением материала).
- Коррекционно-информационный блок. Если ученик неправильно выполняет задание, педагог предоставляет дополнительную информацию.
- Проблемный блок. Ученики решают задачи, используя приобретенные знания.
- Блок проверки и коррекции.
Каждая последующая тема изучается по такому же алгоритму.
Модульное обучение представляет собой усовершенствованное блочное. В рамках образовательного процесса ученик работает с программой, которая включает в себя ряд модулей.
Модуль курса включает в себя три уровня: полный, сокращенный и углубленный. Для подачи программного материала используются различные коды: рисунки, числа, символы, словесное описание.
Под понятием модуля определяется автономная составляющая учебного материала, которая включает в себя следующие фрагменты:
- Наличие точно сформулированной учебной цели программированного обучения (целевая программа).
- Банк информации. Учебная информация, представленная в виде обучающих программ.
- Методическое руководство, направленное на достижение поставленных задач.
- Практические занятия, позволяющие сформировать необходимые навыки.
- Контрольная работа, соответствующая целям модулей.
Общая система знаний и качеств личности представлена в виде иерархии модулей. Контроль и оценивание достижений учеников происходит в формате рейтинга, который накапливается в рамках текущего, промежуточного и заключительного контроля.
По мнению М. А. Чошанова, объединение идеи модулей с технологией проблемного обучения в программированной технологии способствует увеличению гибкости проблемно-модульного обучения. Как правило, ее разработка выполняется для высшего образования, но использование идеи в средней школе также возможно.
Программированное обучение может предусматривать полное усвоение теории. Чтобы достичь этой задачи, необходимо сначала посредством диагностики определить цели, а затем разбить учебную информацию на составляющие части, то есть фрагменты, которые необходимо усвоить.
Следующее действие – разработка проверочных работ по каждому из разделов. В конце осуществляется организация обучения и проверки, последняя включает в себя корректирование и повторную проработку. Эти шаги циклично повторяются, пока ученик в полной мере не усвоит учебные элементы, разделы и саму дисциплину в целом.
К преимуществам такой методики обучения относят: формирование у детей возможности получать информацию о результатах усвоения на каждом этапе образовательного процесса и корректировать их, работать в темпе, который является максимально комфортным. Кроме того, программированное обучение отлично развивает самостоятельность.
Есть и недостатки: методика не способствует развитию творческих способностей учеников.
Материал основан на следующих источниках:
- Учительская газета
- Федеральный институт педагогических измерений
- Минпросвещения РФ
- Портал учителя РФ
- Институт развития стратегии образования
- Воспитатели России
Источник: solncesvet.ru