Методика развития Монтессори — это что такое? Плюсы и минусы
Сегодня существует большой выбор различных систем воспитания и развития ребенка. Много написано книг с разными методиками раннего развития. Открываются садики и школы, которые работают по авторской системе воспитания. Сложная задача стоит перед родителями, так как нужно из большого потока информации выбрать лучшее обучение для своего чада.
Монтессори — это система воспитания ребенка, которая была разработана итальянским педагогом Марией Монтессори в первой половине двадцатого века. Кто такая Мария Монтессори? Что это за методика? На каких принципах она основана? Какие нее достоинства и недостатки?
Все это можно прочитать в данной статье.
Монтессори
Мария Монтессори — это итальянский врач, педагог, ученый, психолог, работала с «особыми» детьми. Родилась в 1870 году, а в 1952 году ушла из жизни. В 1900 году создала школу для детей с отклонениями в развитии. Ортофреническая школа была первой в Европе с особым уклоном. Программа занятий построена на специальных упражнениях и играх, а также на особых условиях в группах детей.
Метод Монтессори: что это такое?
До двадцатого века «особых» людей не лечили, а просто изолировали от общества. Но Мария Монтессори считала, что окружающий мир и среда, в которой находится человек, влияют на развитие. Невозможно вылечить больного с помощью изоляции. Для выздоровления им нужен уход, забота и комфортная обстановка.
М. Монтессори разработала специальный комплекс тренировок, чтобы развить моторику пальчиков для деток, которые плохо говорили. Она знала, что именно на кончиках пальцев находятся нервные окончания, благодаря которым можно простимулировать нервный центр в коре головного мозга. Чтобы дети понимали обучение, были разработаны специальные материалы, по которым они могли самостоятельно узнавать и изучать мир.
Благодаря школе, многие детки раньше своих сверстников научились писать, читать и считать. Это были поразительные результаты. Уже в 1907 году М. Монтессори открывает еще одну школу, но уже для обычных детей. Школа «Дом ребенка» была построена в самом бедном районе Рима, но со временем стала известна на всю страну.
Система раннего развития
На чем же основана методика Монтессори? Основные принципы:
- Каждый малыш — это личность. В детстве у ребенка свои увлечения и интересы. Необходимо их подпитывать и развивать. У малыша есть большой выбор и полная свобода, но также их учат уважать свободу других.
- Учитель не учит ребенка в прямом понимании этого слова, а просто наблюдает за ним. Помогает разобраться в том предмете, который малыш сам выбрал.
- Создать нужную среду. Ребенок, как губка, все впитывает из окружающей среды. Он еще не может анализировать и решать, правильно это или нет. Поэтому учителя должны создать интересную и полезную среду, чтобы в ней было много развивающих материалов.
- Разный возраст. На занятиях присутствуют дети маленькие и постарше. Это положительно сказывается на них. Старшие проявляют заботу и опеку над младшими, а младшие учатся и перенимают опыт у старших.
- Отсутствие конкуренции. Каждый ученик занимается с определенным материалом столько, сколько ему необходимо.
Что такое методика Монтессори? Самая подробная информация
Активность и свобода
Как только рождается ребенок, он стремится стать независимым и свободным от родителей. Монтессори это описывает как главный биологический процесс человека. С ростом тела он получает свободу движения, благодаря движениям он развивается и становится автономным организмом. Именно в этот момент родители должны быть союзниками ребенка и создать ему среду по потребностям и стремлениям.
Система Монтессори утверждает, что родитель – это не строгий учитель или наставник, а всего лишь помощник. Взрослые должны помогать, а ребенок должен самостоятельно познать окружающий мир. Он сам себе учитель.
Так как у каждого малыша есть своя фаза чувствительности, обучение в школе для каждого индивидуальное. Преподаватели умеют определять подходящую фазу и способны подвести малыша к интересующей именно его деятельности.
Было замечено, что дети от трех до шести лет фокусируют свое внимание на деятельности, которая направлена на их развитие. В этот момент у них возникает спонтанная дисциплина, открывается способность сочувствовать, и они хотят помочь другим. Такое психологическое состояние М. Монтессори называет «нормализация».
Подготовленная окружающая среда
Педагогика Монтессори основана на главном элементе — подготовленной среде. Без этого компонента методика не работает. Только специальная и подготовленная окружающая среда дает возможность ребенку постепенно становиться независимым. Для этого все оборудование в школе или дома должно соответствовать возрасту малыша. Для них очень важно самостоятельно делать самые элементарные вещи: переставить стул, подвинуть стол и т. д.
Методика Монтессори поясняет, что благодаря шумным передвижениям предметов развивается моторика. В такой ситуации ребенок учится бесшумно передвигать предметы, чтобы не нарушать спокойствие других.
Детский сад Монтессори оформлен элегантно и эстетично, здесь используется даже хрупкий фарфор. Ребенок должен осознавать ценность предметов и уверенно использовать (без страха) деликатные вещи.
Школа Монтессори отвечает критериям методики. Помещения не должны отвлекать от работы и развития самостоятельности. Комнаты должны быть студийного типа. Они должны быть светлыми, а цвета интерьера — спокойными. В доступности размещаются раковины с водой, а туалеты для ребенка оснащены подставками.
В классе много растений, которые расположены на уровне роста ребенка. Это дает возможность малышу заботиться о них.
Чтобы призвать к действию, все материалы стоят в доступном месте, на уровне глаз. Методика развития Монтессори основана на обучении детей социальному поведению, учит учитывать мнение и потребности других детей. Поэтому все материалы в комнате находятся только в одном экземпляре. Здесь ребенок сам заботится о своем окружении и приобретает независимость.
Впитывающий разум ребенка
Монтессори — педагогика, которая объясняет возможность детей впитывать всю информацию окружающей среды без особых усилий. Эту бессознательную способность называют впитывающий разум. Именно ребенок может быстро выучить язык, культуру, перенять привычки и обычаи. Эти способности объясняются особой ментальностью и типом психики, которыми владеет ребенок.
Если взрослые осознано пытаются освоить знания, то ребенок это делает неосознано, впитывая их с впечатлениями из окружения. Такие возможности есть у детей до шести лет. Поэтому эти годы очень важны для формирования личности. Родители в этот период должны максимально обеспечить эффективным обучением и развитием ребенка, используя способности впитывающего разума.
На эту тему Мария Монтессори издала книгу «Впитывающий разум ребенка». В ней она не только рассказывает о данном феномене, но и показывает всю ответственность родителей, которые должны развивать образованность с самого рождения чада.
Стадии развития
По мнению Монтессори, дети делятся на четыре уровня развития. Первый уровень — это возраст от рождения до шести лет. В этот период происходят значительные физические и психологические изменения. В этот момент дети исследуют мир и выполняют работу над развитием себя, приобретают независимость.
С 6 до 12 лет — это второй уровень развития. В это период система Монтессори отмечает изменения в физиологии и психике маленького человека. У детей выпадают молочные зубы, становится равномерным рост туловища и ног. В этот момент просыпается необходимость в социализации.
Поэтому школа Монтессори создает специальную среду для таких детей в классе, на уроке, снабжает материалами, которые соответствуют возрасту. Родители и преподаватели в этот период должны формировать у детей социальную организацию и интеллектуальную независимость.
С 12 до 18 лет — это третий уровень. Монтессори это развитие связывает с половым созреванием и изменениями в психике. В этом возрасте приходит психическая неуравновешенность и возникает трудность в концентрации. В этот период развивается чувство внутреннего достоинства и справедливости. Подросток стремится получить оценку окружающих, ищет свое место в обществе.
С 18 до 24 лет — это четвертый уровень. Для этого возраста Мария не разработала программу и очень мало написала про эту стадию развития. Она считала, что раннее развитие Монтессори на предыдущих уровнях дает возможность быть лидером в этом возрасте. Подросшие дети, юноши и девушки, уже готовы к изучению науки и культуры. Она считала, что с помощью работы за деньги в этом возрасте можно получить независимость.
Детский сад Монтессори
Все детские сады организованы по методике. Садик принимает детей от двух до семи лет. Группы формируются по интересам и склонностям, а не по возрасту. Преподаватели в обучении используют материалы М. Монтессори. Это способствует развитию мелкой моторики, координации движений, самостоятельности, кроме того, дети обучаются считать, писать и читать.
Садик и школа Монтессори используют один важный метод — это не заставлять ребенка обучаться, он должен учиться без принуждения.
В каждой группе от пятнадцати до двадцати человек. Они формируются так, чтобы в каждой было поровну детей разных возрастов. Методика помогает стать самостоятельным и общаться с разными детками. Все пособия и материалы расположены так, чтобы ребенок сам смог воспользоваться ими, не прося помощи.
Все помещения детского сада поделены на пять уголков:
- жизненная практика — это угол, где малыши учатся самостоятельно мыть руки, чистить зубы, стирать, одеваться и так далее;
- сенсорное развитие — здесь происходит ознакомление с предметами и развитие органов чувств;
- в математическом углу находятся материалы для счета;
- в космическом углу детки получают первые сведения по: биологии, химии, географии, физике;
- языковый угол для письма и чтения.
Дети сами выбирают угол, где они сейчас хотят заниматься.
Материалы для обучения
Система Монтессори рассчитана на то, что дети будут играть с предметами и в такой форме обучаться. Чтобы это делать, не обязательно иметь какие-то специальные игрушки. В детских садах для игр и обучения используются обычные предметы и вещи: ложка, стаканчик, тазик, сито, вода, крупа и т. д. Но есть и особенные игрушки: коричневая лестница, розовая башня, формочки-вкладыши и так далее.
Дидактические материалы преследуют две цели:
- Прямую. Движение детей: одевание, застегивание, нахождение одинаковых фигур и так далее.
- Косвенную. Развитие координации движений, утончение слуха и обучение самостоятельности.
Все обучающие материалы разработаны так, что дети сами находят свои ошибки и сами исправляют их. Они учатся не только решать сложные ситуации, но и не совершать их.
Плюсы методики
Многие родители хотят отдать свое чадо именно в садик с методикой Монтессори. Ее достоинства:
- Детки развиваются самостоятельно со своим темпом, без постороннего вмешательства.
- Коллектив формируется по интересам.
- Обучение происходит через открытие.
- Система предоставляет максимальную свободу ребятам в группе. Формирует уважение к свободе других.
- Отсутствует негативная критика со стороны преподавателя.
- Развитие происходит через сенсорное восприятие. Тренируется моторика ребенка.
- Ребенок обучается не у взрослых людей, а у товарищей по группе. Здесь они учатся заботе о ближнем человеке.
- Система обучает с самого раненого возраста самостоятельно принимать решения, без помощи родителей.
- В садике дети обучаются навыкам самообслуживания.
- Дети учатся уважительно относиться к окружающим, быть терпеливыми, не шуметь, убирать после себя и так далее.
Недостатки методики
У всех методов есть не только достоинства, но и недостатки. Методика раннего развития Марии Монтессори тоже имеет свои нюансы:
- Развивает только интеллект и практические навыки.
- Отсутствуют ролевые и подвижные игры.
- Творчество считают препятствием для умственного развития.
- После обучения в таких школах и детских садиках детям трудно проходить обучение в обычных школах. Им тяжело быть дисциплинированными и выполнять указания преподавателей.
Такая методика подойдет не всем детям. Например, активному ребенку будет скучно в такой группе. Мария Монтессори считала сказки не полезными, поэтому их нет в ее методике.
Несмотря на все недостатки, данная методика считается самой лояльной из всех существующих.
Подведение итогов
Школа Монтессори в Индии занесена в Книгу Гиннеса как самая многочисленная. В ней учатся около двадцати двух тысяч детей. Такую школу в Америке окончила дочка Билла Клинтона, а также внуки Льва Николаевича Толстого. В Нидерландах, Соединенных Штатах Америки, Финляндии школы и детские сады этой методики включены в реестр официальных учебных учреждений.
Сейчас школы и детские сады, в которых дети воспитываются по методике Марии Монтессори, в большом количестве функционируют в Китае, Японии, Гонконге, Соединенных Штатах. Существуют такие школы и России, но в малом количестве.
Мария Монтессори видела детей своими глазами. Это уникальные дети, наделенные безграничными возможностями и желанием познать весь мир. Умные родители должны уважать свое чадо и не мешать его развитию, создавая ему постоянно развивающую среду. Вот чего хотела психолог и ученый Мария Монтессори.
В 2006 году в США проводились исследования детей, которые обучались по данной методике. В исследовании принимали участие дети от трех до шести лет и от шести до двенадцати. В группах проводили познавательную, социальную, академическую оценку, а также итоги по освоению навыков. После проведения исследования было выявлено, что дети школы Монтессори лучше справились с заданиями, чем дети из обычных школ.
Источник: www.syl.ru
6 правил Монтессори у вас дома
Все родители мечтают, чтобы их дети были счастливыми, умными, разносторонними, самостоятельными, а в семье царила гармония, и не было сложностей с процессом воспитания или обучения малышей.
Основные принципы
- Развитие речи (от 0 до 6 лет).
- Сенсорное развитие (от 0 до 5,5 лет).
- Восприятие и установление порядка (от 0 до 3 лет).
- Освоение мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет).
- Освоение движений и действий (от 1 года до 4 лет).
- Развитие социальных навыков (от 2.5 до 6 лет).
И очень важно, чтобы малыш успел получить все необходимые навыки в каждый период развития, поскольку от этого напрямую зависит его дальнейшая жизнь: характер, способности, поведение. И, чаще всего, другой возможности что-то исправить, развить и добавить уже, к сожалению, не будет.
Для того, чтобы развитие пошло правильно, важна окружающая среда. Это второе составляющее метода Монтессори. Все вокруг должно быть подготовлено в соответствии с физическими возможностями ребенка на каждом этапе сензитивного развития. Только в этом случае малыш сможет научиться всему необходимому и стать независимым!
Третье звено метода – педагог. Процессы обучения и познания должны происходить в ребенке. Обратите внимание, на важную особенность метода – ребенок сам свой учитель! Педагог (или родители) должны научиться вести малыша к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей. И тут нужно знать и применять главное правило метода Марии Монтессори: «Помоги мне сделать это самому!» .
Также Мария Монтессори в работе с детьми придерживалась двенадцати заповедей, которые полезно будет узнать каждому родителю.
12 заповедей Марии Монтессори при работе с детьми
1. Детей учит то, что их окружает.
2. Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.
3. Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.
4. Если ребенку часто демонстрируют враждебность — он учится драться.
5. Если с ребенком честны — он учится справедливости.
6. Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.
7. Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить.
8. Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.
9. Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.
10. Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.
11. Если ребенка часто подбадривают — он учится уверенности в себе.
12. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь.
Создайте условия!
Для вашего ребенка все в этом мире пока еще кажется огромным: стулья, шкафы, столы, кровати. Он, как Гулливер, который попал в страну великанов. Разве так ему можно чему-то научиться? Тут любой кроха чувствует себя потерянным и беспомощным. Ваша задача исправить это и создать доступную среду для ребенка, чтобы все, что ему нужно для полноценной жизни, было рядом.
Для этого мы сделаем специальные зоны.
Для гармоничного и правильного развития малышей необходимо несколько зон, которые папы и мамы могут сделать сами:
— зона повседневной жизни, в которой ему будет доступно все, что нужно ежедневно (вешалки для вещей, полотенце, зубная паста, мыло и т.д.);
— зона языкового развития, в которой могут быть яркие книги, кубики с буквами, карандаши, бумага, вырезанные из плотной бумаги цифры и буквы;
— зона творчества, в которой ребенка будут ждать краски, музыкальные инструменты, пластилин, карандаши, бумага и все-все, что нужно для детского творчества;
— зона естествознания, сюда нужно поместить все, что расскажет ребенку о внешнем мире: фигуры и картинки животных, цветы, разные жидкости, предметы с разной температурой и т.д.;
— зона сенсорного развития, в которых малыша будут ждать разные по форме, содержанию, запаху, структуре предметы. Это могут быть кубики, цилиндры, крупы, разные ткани и т.д.;
— зона активности, которой может стать детский спортивный уголок.
Все эти зоны не занимают много места, не мешают обычной жизни и спокойной уместятся даже в небольшой полуторке или комнате-студии. Проще говоря, зоны – это правильно расставленные детские вещи и игрушки. А теперь обо все по порядку!
Один день по системе Монсессори
Как часто мы говорим своим детям: «Ты еще маленький для этого», «давай я сделаю за тебя»? Но задача любого любящего родителя научить ребенка справляться с задачами самостоятельно. Все, что вам надо, это подготовить нужные зоны, доступные для малыша, и показать, как в них работать.
Лучше всего понять суть методики можно только на примере. Давайте рассмотрим ваш примерный день вместе с ребенком по системе Монтессори. Вы удивитесь, как все просто!
8.00 Вся семья проснулась и готова к насыщенному совместному дню! Но прежде, нужно сделать несколько важных вещей! Первое — переодеться. Вы без особых усилий откроете большой и высокий шкаф с одеждой и достанете ее. Но сможет ли это ребенок? Конечно, нет. Поэтому перед кроватью вашего чадо поставьте небольшой стульчик, на котором его будет ждать одежда для переодевания.
Вместо стула можно использовать детский шкаф с низкими полочками, если у вас есть такая возможность.
8.10 Теперь самое время для утренних процедур. Если ваш малыш еще не умеет самостоятельно садиться на унитаз, поставьте для него горшок в туалетной комнате. Так ребенок будет четко знать, что ходить в туалет нужно только в специальное место.
В ванной комнате у малыша должна быть своя низкая полочка с его зубной пастой и щеткой, чтобы он в любой момент мог сам сделать все необходимое. Старайтесь поначалу чистить зубы вместе. Пусть мама или папа покажут малышу, что нужно делать. Если у него выходит что-то не так, не спешите его одергивать. Он только учится и смотрит на вас.
8.20 Теперь идем на кухню, готовить и кушать завтрак, ведь впереди у вас столько важных дел! Лучше всего готовить всей семьей. Ведь вовлекая в процесс всю семью, вы становитесь дружнее и даете хороший пример ребенку. Утро, конечно, стоит начать с каши, которая должна быть приготовлена из качественной крупы. Например, от торговой марки «Царь».
Она предлагает большой выбор полезных и вкусных каш на самый разнообразный вкус любого члена семьи.
Например, сегодня у вас на завтрак будет самая вкусная и полезная каша для завтрака из трех злаков с фруктами от «Царя». Пока папа накрывает на стол, пусть мама вместе с малышом пересыпят крупу из пакета в кастрюлю. Покажите ребенку, как правильно держать ложку и насыпать кашу. После этого дайте стакан с водой и позвольте налить его в кастрюлю. Ребенка можно также стоит обучить накрывать общий стол.
9.20 Завтрак закончен, и теперь нужно убрать за собой. Малыш должен учиться убирать свое место самостоятельно. Пока папа и мама собирают свои тарелки со стола, ребенок делает то же самое. Когда посуда помыта, дайте малышу полотенце, чтобы вы вместе вытерли кухонные принадлежности и убрали их на место.
9.40 Скорей всего, после еды ваш малыш захочет немного отдохнуть, а потом заняться своими делами. Не стоит торопить его или заставлять заниматься тем, что кажется лучшим вам. Пусть ребенок сам выбирает нужную для себя зону.
Не ограничивайте малыша во времени, пусть он занимается с выбранной вещью столько, сколько считает нужным. Вы лишь можете незаметно поправлять его, если он что-то делает не так (например, играет и случайно рвет книгу) объяснять, как сделать желаемое для малыша действие правильно, придумывать варианты игры и рассказывать о свойствах каждого предмета. Но выбор дела останется за ребенком. Если ваш малыш хочет рассматривать игрушки, а потом рисовать, пусть делает это.
Главное, помните важный принцип: поиграл – убери за собой. Невмешательство родителей заставляет детей раньше начинать думать самостоятельно, включать логику, пробовать, переделывать. Именно так ваш малыш будет развиваться быстрее.
Кстати, мы настоятельно советуем вам сделать зону сенсорного развития! Она хорошо развивает моторику у детишек, которая так важна для дошколят, готовящихся пойти в первый класс. Обязательным предметом в такой зоне станет небольшой таз или ведро, а лучше несколько, с разной крупой, в которой будут спрятаны различные мелкие игрушки. Правда, выбрать для этого нужно качественную крупу, которая производится и хранится по всем правилам. Крупы от торговой марки «Царь», одного из старейших производителей зерна в России, бережно и правильно собираются, перерабатываются и хранятся в соответствии со всеми высокими стандартами, поэтому вы можете быть уверены в качестве злаков.
* Советуем также сделать для ребенка творческую среду. В ней малыш может рисовать, делать различные подделки. Для этого не нужно много денег или специальные вещи. Можно взять то, что есть у вас под рукой. Например, из макарон разной формы можно сделать бусы или гирлянду (а в ассортименте торговой марки «Царь» вы найдете большой ассортимент макаронных изделий разных форм).
А из манки, гречки или риса сделать прекрасные картины.
* Очень важно, чтобы и в игре дети учились необходимым житейским навыкам. Например, мамы могут вместе с малышом слепить из пластилина овощи с фруктами и показать ребенку, как их правильно резать. А папы могут показать мальчикам, как управляться с инструментами. А лучше всего, если малыш поможет папе что-то чинить, используя не слишком тяжелый и травмоопасный предмет. В такой семье, где каждый приходит друг другу на помощь, всегда будет мир и гармония!
12.00 Игры могут занять много времени и сил, поэтому не забывайте пообедать. Пусть малыш снова станет вашим помощником на кухне: накроет на стол, достанет продукты из холодильника.
13.00 Теперь самое время отдохнуть и набраться новых сил!
15.00 После отдыха нужно снова немного подкрепиться и отправиться на прогулку! Отличным вариантом полдника станут, например, вкусные кукурузные хлопья от торговой марки «Царь» с кефиром, молоком или йогуртом. В ассортименте «Царя» есть множество видов хлопьев, которые понравятся любому ребенку.
Дайте возможность малышу самому налить кефир/йогурт в тарелку и насыпать хлопья. Если малыш прольет или просыплет что-то, покажите ему, как правильно убирать за собой. Вначале, вполне возможно, у ребенка это будет получаться не очень ловко, но со временем он научиться делать это не хуже взрослого, а главное у него появится уверенность в собственных силах.
15.30 После трапезы собираемся гулять. Малыш должен знать, где у него лежат теплые вещи, и быть в состоянии самостоятельно их достать. Родителям лишь стоит подсказать ребенку, что нужно надеть. Тут снова пригодится небольшой детский вещевой шкаф, комод или полка.
Не должно быть проблем и с верхней одеждой ребенка. Попросите папу сделать в шкафу крючок, полку или вешалку на уровне рук ребенка. Он должен уметь самостоятельно брать свой осенний комбинезон, пальто или пуховик. Когда все одеты, отправляйтесь гулять, и позвольте малышу на улице заниматься любимыми делами.
18.00 После интересной осенней прогулки пора домой, раздеваться, сушить вещи и кушать. Малыш также самостоятельно должен раздеться и положить вещи на свое место. Если что-то нужно сушить, объясните ребенку и покажите, как и где это можно сделать. А теперь готовимся к ужину. Например, вы хотите сделать макароны с котлетами.
Доверьте ребенку, например, разламывать спагетти для варки или насыпать в кастрюлю рожки, дайте ему из фарша сделать свои небольшие котлетки. Не забывайте, что еда должна быть полезной. Если вы выбираете макароны, остановите свой выбор на макаронных изделиях от «Царя», которые сделаны из твердых сортов пшеницы и сохраняют множество полезных микроэлементов.
19.30 После ужина ребенок, конечно, захочет снова поиграть. Он это заслужил, ведь он вам так хорошо сегодня помогал. Включайтесь вместе с ним в процесс игры, но ни в коем случае не руководите ее ходом. Поделитесь всей семьей своими впечатлениями за день. Пусть малыш слышит речь, учится говорить, выражать свои мысли, пусть он будет с вами наравне.
20.30 Пора начинать готовиться ко сну. Попросите малыша убрать все игрушки на место и расстилать постель. Подскажите ребенку, куда стоит убрать покрывало. Теперь отправляйтесь чистить зубы или попросите ребенка сделать это самого (помните, ведь все банные принадлежности находятся в доступности для него).
21.00 Идем спать. Ребенок обязательно должен самостоятельно переодеться в одежду для сна, а домашние вещи положить на свое место (в шкаф или на полку). Родителям остается пожелать ему спокойной ночи. И очень хорошо, в качестве доброй традиции, читать перед сном детские книги.
Кстати, мы советуем оставить в комнате ночник и сделать все выключатели света на уровне рук ребенка. Если он проснется ночью и захочет в туалет, ему не нужно будет будить вас включить свет. Он может сделать это сам.
Вот так просто и незаметно можно организовать дома свой центр Монтессори. За привычными ежедневными самостоятельными делами скрываются постоянное развитие и взросление вашего малыша. Метод Монтессори – это гуманная, мудрая, заботливая система воспитания ребенка. В семье, которая старается следовать этой системе, всегда царит радость и гармония, счастье и уют.
Когда ребенок вас радует, у вас меньше поводов грустить, быть в плохом настроении. Когда счастлив ребенок, счастливы все вокруг.
И большим помощником в ваших домашних делах станет продукция от торговой марки «Царь»! Торговая марка «Царь» – это традиции качества с 1898 года. В богатых традициях русской кухни, которые мы соблюдаем и преумножаем, есть важный принцип простоты и пользы. Он объединяет наших покупателей из разных стран, всех тех, кто желает быть здоровым и успешным.
Пусть в вашей семье всегда соблюдаются традиции совместных трапез и семейных обедов, а «Царь» всегда поможет вам в сохранении семейных принципов! Ведь те, кто думают о здоровье и благополучие своей семьи, выбирает продукцию ТМ «Царь». Найти продукты, полезные для всей семьи, вы можете на нашем сайте!
Конечно, в рамках одной статьи мы не сможем рассказать вам об этой замечательной методике абсолютно все, что нам бы хотелось. Откройте для себя книги самой Марии Монтессори, например, можно начать с чтения бестселлера «Впитывающий разум ребёнка», он, безусловно, будет полезен абсолютно всем родителям.
Дорогие читательницы, поделитесь с нами в комментариях своим мнением, каких методик воспитания детей придерживаетесь вы?
Присоединяйтесь к нашим группам в соцсетях — Вконтакте «Женский клуб. Рецепты счастливой жизни» и В сети «Одноклассники» — там вы найдете огромное множество отличных кулинарных рецептов и секретов, а также полезных советов по воспитанию ваших детей и обретению гармонии в семье!
Источник: www.u-mama.ru
Что такое метод Монтессори и зачем он детям?
Известный врач и педагог Мария Монтессори жила и работала в Италии, Испании, Нидерландах и даже Индии. Уже к 26 годам она стала одной из первых женщин-врачей в истории Италии. Отстаивая необходимость не только медицинского, но и педагогического вмешательства в жизнь детей с особенностями развития, убежденная католичка создала метод «научной педагогики». Она использовала собственные разработки и материалы своих учителей Итара и Сегена: знаменитых на весь мир французских врачей, ставших, по сути, первыми европейскими дефектологами .
Когда оказалось, что дети, признанные «необучаемыми», освоили навыки счета, письма и чтения лучше и быстрее своих здоровых сверстников, было принято решение адаптировать методику и для последних. И вот, в 1907-м в Сан-Лоренцо был открыт первый «Дом ребенка», работавший по системе Монтессори, а еще через три года вышла первая книга о ее методе.
В России последователи этого подхода официально появились только в 1990-х, и популярность его в последние десятилетия продолжает расти.
А в чем его суть? Какие знания, умения и навыки он помогает развить?
Главный принцип монтессори-педагогики — это свобода ребенка в его деятельности, дисциплине и самостоятельности. Наблюдая за детьми и воздерживаясь от поощрений и наказаний (и вообще от любых оценок!), педагоги стараются не только формировать «обогащенную» среду для их развития, но и направлять этот процесс, исходя из индивидуальности и собственной активности каждого ребенка, то есть, позволяя заниматься тем, чем нравится, и тогда, когда хочется.
Методики, разработанные Марией Монтессори и ее последователями, в первую очередь сконцентрированы на развитии сенсорики: от осязания и слуха до различения тончайших оттенков вкуса и запаха. Упражнения на тренировку глазомера, а также игры с цифрами и геометрическими фигурами помогают детям незаметно перейти к абстрактным математическим понятиям. А развитие общей и мелкой моторики, включающее в себя задания на лепку и штриховку, вместе со специальной «зарядкой» для губ и языка, незаменимы при подготовке дошкольника к освоению навыков чтения и письма.
Основной упор при выполнении всех упражнений делается на развитие внимания и самомотивации, в результате дети получают практически все, что нужно для формирования их интеллекта. Для развития творческого воображения, навыков игры и общения программу необходимо дополнить разнообразными играми и творческими занятиями.
Насколько универсален такой подход к развитию?
Хотя изначально метод разрабатывался для детей с особенностями развития, к настоящему моменту последователи Марии Монтессори успели адаптировать его для обычных и одаренных детей, а также для взрослых, желающих стать преподавателями в монтессори-классах. Понятно, что универсальных подходов в педагогике, как и в других науках, не существует. Но исследования психологов, педагогов и врачей разных лет подтверждают, что если четко следовать принципам метода, то вреда ребенку такое обучение точно не принесет, особенно если компенсировать его недостатки с помощью элементов других подходов.
Сложно не согласиться со сторонниками монтессори-педагогики в том, что большинство детей и так любят познавать новое, и потому главной задачей взрослого становится сохранение этого интереса. Современным детям очень не хватает умения удерживать внимание на той деятельности, которая нравится, и сопротивляться отвлекающим факторам. А монтессори-метод позволяет сформировать это умение с помощью несложных приемов.
Вот только, чтобы все получилось, нужно начать заниматься развитием ребенка очень рано: первые материалы для концентрации внимания ряд специалистов предлагает давать уже через несколько часов после рождения. А это может оказаться намного сложнее, чем перестать ругать дошколят за ошибки.
Еще один вопрос к сторонникам развития по Монтессори касается использования в обучении электронных устройств. Сейчас мы буквально окружены гаджетами (не то что в начале XX века), и полный запрет на их применение не всем покажется адекватным, но большинство монтессори-педагогов его придерживаются и по сей день.
Чем дети, воспитанные по методу Монтессори, отличаются от сверстников?
Многих удивляет, что в монтессори-школах и садах дети разных возрастов обучаются в одном классе и могут свободно по нему передвигаться, самостоятельно выбирая, какие упражнения они будут выполнять. На первый взгляд кажется, что в таких условиях ребенок вырастет безответственным и капризным или развитым негармонично: по одним показателям опережающим сверстников, а по другим — сильно отстающим.
Практика показывает, что дети из монтессори-классов (от 0 до 6, от 6 до 12 и от 12 до 18 лет) вовсе не становятся неуправляемыми. Наоборот, чаще всего они очень дисциплинированны и раньше других учатся самостоятельно ставить перед собой цели и достигать их. Правда, некоторые из них могут еще и сопротивляться внешнему контролю, особенно, если взрослый навязывает свое видение того, чем «надо» заниматься. Если же педагог способен предложить такому ребенку варианты, из которых можно выбрать себе задание, то обычно конфликтов не возникает.
В монтессори-садах дети предоставлены сами себе – не опасно ли это?
В детских садах, работающих по методике, есть и учебные планы, и четкие правила поведения, и схема подачи материала. Свобода детей состоит в выборе самого занятия из предложенных педагогом и того, сколько времени он потратит на его выполнение или повторение.
Воспитатель, как и при любой другой системе обучения, должен вмешиваться, когда это необходимо, или же не вмешиваться, если это позволит детям самостоятельно справиться с задачей или конфликтом. Суть работы педагога в таком классе — следить за соответствием среды и условий обучения потребностям ребенка и менять их, предлагая все новые задачи и упражнения и выражая постоянную готовность помочь, но не навязывая свою помощь.
Могут ли родители самостоятельно применять эту методику?
Современные последователи метода Марии Монтессори часто подчеркивают важность индивидуального подхода к воспитанию ребенка и учета его собственных границ сензитивных периодов развития. Они считают (и справедливо), что, например, такой важнейший процесс, как внимание, начинает формироваться уже с рождения, поэтому на его качество влияет даже то, в каких условиях протекают роды. К тому же, никто не может знать личностных особенностей ребенка так, как его родители, и, с этой точки зрения, они даже имеют преимущество перед педагогами с самым лучшим образованием.
Каждый родитель без особого труда может научиться использовать развивающие методики и материалы, разработанные для обучения по методу Монтессори. Но научиться наблюдать за ребенком, отмечать, к чему он сам стремится, и направлять его в поисках, не делая выбор за него, для родителей может оказаться сложнее, чем для любого педагога. Любовь к науке и особый «дух ученого» Монтессори ставит выше любви человека к человеку, доступной, по ее мнению, каждому из нас.
Правда, что «после шести уже поздно»?
Многие родители выбирают монтессори-педагогику, потому что считают, что мозг ребенка развивается до 6 лет и нужно успеть дать ему максимум знаний и умений, пока момент не упущен. На самом деле первые нервные связи появляются в мозгу человеческого эмбриона уже на пятом месяце беременности, и, по мнению некоторых ученых, при правильном образе жизни могут продолжить возникать до самой смерти этого потрясающего органа.
Темпы развития нервной системы ребенка и взрослого действительно различны. Скорость образования нейронных сетей резко возрастает сразу же после появления маленького человека на свет, а их количество достигает своего предела примерно к 20-30 годам. Потом оно начинает медленно, но неуклонно снижаться за счет отмирания тех нервных путей, которыми мы меньше всего пользуемся в практической жизни. Так что, чем мы старше, тем сложнее дается нам любое обучение, но, тем не менее, учиться новому никогда не поздно.
Источник: eksmo.ru
Система Монтессори
Монтессори – это особая авторская методика занятий с детьми, разработанная известным итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори и названная ее именем. Систему называют настоящим прорывом в сфере педагогики.
История появления педагогической системы. Кто такая Монтессори?
Идеи первой в Италии женщины-врача легли в основу успешной системы развития детей разных возрастов.
Мария Монтессори занимала должность ассистента врача клиники психиатрии, где находились маленькие пациенты – умственно отсталые дети. Ими никто не занимался, они были полностью предоставлены себе и одиноки. Врач и педагог Мария начала приносить детям игрушки и различные предметы – бусинки, лоскутки тканей, коробочки и пр. Через время она заметила, что поведение детей кардинально изменилось. Они стали более активными и живыми, начали проявлять интерес к жизни.
Каждодневные длительные наблюдения за маленькими пациентами, имеющими определенные проблемы в развитии, послужили фундаментом для создания одной из самых известных и популярных педагогических методик в мире. Позже методика была адаптирована и для обычных детей. Ее используют и по сей день.
В чем суть педагогики Монтессори
Для детей создается подходящая развивающая среда. Они сами выбирают – как, чем и сколько времени играть. Учатся пользоваться предметами, получают необходимые знания, совершенствуют навыки.
- Каждый малыш развивается в соответствии своими индивидуальными особенностями, естественными интересами и предпочтениями. Для этого он использует самостоятельно полученный опыт, а не навязанный ему взрослыми.
- При грамотно организованной среде любой ребенок способен максимально раскрыть потенциал развития, заложенный природой.
- Взрослые люди вполне могут стать внимательными и мудрыми проводниками и наставниками. Но они не единственный и не определяющий источник получения знаний и приобретения навыков, требуемых для полноценного развития и реализация ребенка в социуме.
Подход
Существует несколько важных критериев, без которых нормальное развитие детей невозможно:
- Создание специально организованной среды.
- Нахождение в постоянном свободном доступе дидактического материала, соответствующего возрасту.
- Самостоятельный и свободный выбор ребенком занятий и степени активности, то есть определяющая и ведущая позиция детей.
- Упор на уважительное и внимательное отношение к детям со стороны взрослых.
- Учет индивидуальных предпочтений и потребностей ребенка.
Кредо системы: «Пожалуйста, помоги мне это осуществить самому».
Монтессори методика раннего развития. Основные принципы и методы
Педагогом обозначено пять ведущих позиций:
- Отказ от традиционной строгой классно-урочной системы. Отсутствие запрета на свободное перемещение детей в пространстве классной комнаты.
- Отказ от единых программ и обязательного учебного плана для всех обучающихся. Поиски индивидуального подхода к каждому воспитаннику в соответствии с его особенностями.
- Прохождение занятий в разновозрастных группах.
- Наличие подготовленной среды для любых сессий, разнообразный и упорядоченный дидактический материал для обучения.
- Следование за интересами детей, наблюдение за их занятиями и дозированное включение в их самостоятельную работу.
Что такое сенситивные периоды? Их много?
Когда Мария была назначена директором Ортофренического института, она создала специальную школу на базе учреждения. Здесь также велась подготовка преподавателей для работы с особенными пациентами. Поразительно, но эксперимент оказался успешным – часть ее учеников смогла сдать экзамены уровня обычной общеобразовательной школы для здоровых детей.
Затем Монтессори адаптировала свою методику для обычных детей и занялась организацией детсада для воспитанников в возрасте 3-7 лет. Это был первый проект, в котором на практике использовались и получили новое развитие созданные Марией методики. В это же время были открыты так называемые сенситивные периоды.
Сенситивный период – возраст, когда дети способны легко и естественно осваивать новую информацию.
Если период упущен или не пришел, ребенок испытывает трудности. Ему тяжело и не интересно.
Таких периодов было выделено шесть.
1. От рождения и до трех лет. Этап восприятия порядка
Двух летний малыш проще и быстрее усваивает навыки личной гигиены и охотно делает уборку за собой. Он охотнее участвует в наведении порядка дома, моет посуду и т.д.
2. От года до 4 лет. Этап развития движений и действий
В это время малыш стремится к активному движению. Наступает самое время играть на детских площадках, прыгать, бегать, лазить по лестницам и пр. Укрепляются мышцы, развивается лестниц, координация движений, вырабатывается ловкость и сила.
3. С рождения до 5,5 лет. Этап сенсорного развития
Период изучения звуков, запахов, цвета, фактуры, формы, размеров. Растягивается на несколько лет.
4. От полутора до 5,5 лет. Этап восприятия небольших предметов
В это время следует развивать мелкую моторику, перебирая бусинки, горошины, собирать паззлы, нанизывать предметы на нитку.
5. С рождения до 6 лет. Этап развития речи
Речь у ребенка развивается до шести лет. Совсем не обязательно разговаривать в год или два. Помогают обучению специальные картинки, карточки, книжки. Воспитатель и родитель аккуратно направляет ребенка.
6. От 2,5 до 6 лет. Этап формирования социальных навыков
Следует разъяснять правила поведения в обществе. Но насильно заставлять детей, например, здороваться – не стоит.
Монтессори – что это за методика? Цели занятий по возрастам
В таблице указаны группы детей по возрастам и сформулирована основная задача, стоящая перед воспитателями.
Возраст
Цель обучения
Используемые приемы и формат обучения
С момента рождения до достижения ребенком трехлетнего возраста
- Укрепить степень доверия к окружающему пространству, создать предпосылки для уверенности в себе.
- Развить координацию и мелкую моторику рук.
- Развить речь.
- Получить независимость благодаря навыкам (освоение некоторых необходимых для этого возраста бытовых действий).
- Обучение личной гигиене.
- Занятия гимнастикой, ходьбой и бегом, прыжки (крупная моторика).
- Умение управляться с различными предметами, столовыми приборами, простыми инструментами, перемещение вещей с места на место, хватание и пр. (мелкая моторика).
- Приемы для развития внимания, концентрации, памяти, сосредоточенности, мышления, анализа на основе личного опыта.
- Освоение речи (отдельные звуки, знание названий предметов и вещей, понимание разницы между различными частями речи).
- Приобрести самостоятельность.
- Полноценное социальное общение со сверстниками, взрослыми и детьми более старшего возраста.
- Развить и усовершенствовать сенсорное восприятие.
- Создать базу для научного мышления.
- Ознакомить со счетом.
- Дать первые навыки грамоты.
- Развить творческие способности.
- Создать предпосылки для самовыражения.
- Совершенствование бытовых навыков, посильное участие в сервировке стола, самостоятельное одевание, несложная уборка, обучение правилам этикета.
- Изучение разной текстуры и формы предметов, запахов, оттенков цвета и пр. (сенсорное развитие).
- Совершенствование речи, чтение и письмо с использованием специального дидактического материала по системе Монтессори.
- Обучение счету и цифрам.
- Развивать интеллектуальные способности.
- Дать первичные знания об устройстве мира.
- Развить чувство уверенности в себе, независимости от чужого мнения, фантазию и воображение.
- Дать основы социального мироустройства.
- Показать роль отдельной личности в социуме.
- Первое знакомство с опытом, накопленным людьми на протяжении развития человечества.
- Приобретение специализированных знаний (изучение Вселенной, природы, языки, точные науки и пр.)
От двенадцати до пятнадцати лет
- Ознакомить с экономическими взаимосвязями на практике.
- Показать роль личности в различных группах. Помочь приобрести осознание своего «я».
- Применять на практике полученные научные знания.
- Совершенствовать способности к самовыражению.
Методики от автора нет. Последователи самостоятельно предлагают образовательные планы.
Система Монтессори – что это такое? Что такое обучение дает детям?
Практика показала, что дети, которые занимались по данной системе, более адаптивны и лучше усваивают знания. Они достигают хороших результатов в школе. Главное условие успеха – начало занятий в самом раннем возрасте.
Преимущества системы
- Обучение идет легко и быстро.
- «Обязаловка» отсутствует.
- Нет соревновательного духа и сравнивания детей друг с другом.
- Детям весело, они проявляют инициативу и любознательность.
- Быстро формируются бытовые навыки, уважение к потребностям других людей, умение организовывать личное время.
Монтессори методика раннего развития. Минусы
Как и любая педагогическая методика система имеет ряд минусов, это:
- Узкая направленность (развитие только интеллектуальных и практических навыков).
- Отсутствие зоны для творческих занятий.
- Нет активных и ролевых игр.
- Трудности с дисциплиной в обычных детских садах и школах, сложности в выполнении совместных задач.
- Восприятие педагога как друга и помощника, а не авторитетного учителя.
- Дети умеют договориться между собой, но не играют в ролевую игру из-за привычки к индивидуальным занятиям.
- Дороговизна специальных пособий для занятий.
Кому подойдет система Монтессори
Тем, кто заинтересован в индивидуальном подходе к ребенку и готов предоставить ему больше свободы самовыражения.
Кому это не подходит?
Неусидчивым, подвижным и любящим активное общение, а также чрезмерно стеснительным детям, так как недостаток общения и упор на индивидуальные занятия нередко усугубляют проблемы.
При желании углубленно заниматься творчеством стоит подумать о дополнительных занятиях в другой среде.
Как сделать развивающую среду для ребенка?
На самом деле, все очень просто. Нужно создать классическую игровую комнату с несколькими зонами и не вмешиваться в самостоятельную игру ребенка. Обязательно необходимо позаботиться о наличии «растущего» стула с набором настроек и башнях помощника.
Где этому учат?
Сейчас подобные частные детские учреждения есть почти в каждом населенном пункте. При этом туда часто берут детей, начиная уже с двухлетнего возраста.
Детский сад Монтессори. Чего следует ожидать от занятий по известной методике
Все Монтессори-комнаты имеют зоны, каждая из которых оснащена развивающими предметами и дидактическими играми. Благодаря системе можно создать все условия для всестороннего и полноценного обучения ребенка – от самого рождения до школьного возраста. Приемы, используемые в методике, зависят от возраста детей.
Где узнать про систему Монтессори больше?
Подробно о системе можно узнать на сайте «Монтессори.дети» и открыв YouTube-канал. Популярный журнал Science размещал материалы, касающиеся эффективности метода.
Резюме
Методика имеет свои существенные плюсы. Это доступная среда для развития и полная свобода выбора. Ребенок обучается в комфортном для него темпе, который выбирает сам, не соревнуется с другими детьми и не испытывает стресса. Взрослый играет второстепенную роль, не навязывая детям свое видение ситуации.
Недостатки системы – изолированность от традиционных образовательных методик, возможные трудности при коллективном обучении. Минусы легко можно устранить современным грамотным подходом к системе.
Источник: www.roststul.ru