Теоретико-методологическую основу Программы составляет культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. В этом контексте в основу образовательного процесса по данной Программе положено построение и осуществление разностороннего содержательного общения детей с окружающими и между собой. По этой причине группы в работающих по Программе образовательных учреждениях состоят из детей всех возрастов.
В данной Программе уделяется особое внимание традиционным видам детских деятельностей и, в первую очередь, ведущей деятельности дошкольного периода – детской игре. В работе с детьми, достигшими школьного возраста, приоритетное значение обретает задача формирования у детей полноценной учебной деятельности. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Золотой ключик» / под ред. Г.Г. Кравцова. М.: Левъ, 2019. – 179 с.
Протокол № 2 от 20 октября 2019 г. заседания кафедры «Дошкольная педагогика и психология» факультета «Психология образования» ФГБОУ ВО МГППУ (Письмо от 11.11.2019)
Организация групп в программе «Открытия»
Источник: www.pedkabinet.ru
Примерная образовательная программа «Золотой ключик» — мой ключик к реализации ФГОС ДО.
Примерная образовательная программа «Золотой ключик» — мой ключик к реализации ФГОС ДО.
Губанова Н.А., воспитатель МБДОУ №165,
Так же, как и педагоги всех детских садов России, я нахожусь на этапе осмысления своего профессионального опыта с позиций федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а также поиска и отбора эффективных способов решения поставленных перед нами новых образовательных задач.
Появление стандарта, на мой взгляд, — важный шаг приближения педагогов к осознанию возможности самостоятельного принятия решения о выборе примерной образовательной программы для учреждения в котором они работают.
Для большинства педагогов дошкольных учреждений очевидны положительные стороны, которые несет в себе возможность выбирать примерную программу для образования детей. Но вместе с тем, возможность самостоятельного выбора, ставит каждого педагога в такие условия, когда ответственность за принятое решение и качество реализации программы ложится целиком на его плечи. Как не ошибиться, и во всём многообразии предложений выбрать именно ту примерную образовательную программу, которая максимально обеспечивала бы учет современных требований к организации образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении?
Считаю, что качество дошкольного воспитания определяется характером общения взрослого и ребенка. Отношение педагогов к детям является, на мой взгляд, не только критерием соответствия программы стандарту, но и важнейшим показателем цивилизованности общества. И переход к педагогике, нацеленной на всестороннее развитие каждого ребенка, является не узко образовательной проблемой, а задачей переустройства всей совместной жизни детей и взрослых, задачей изменения «социальной ситуации развития» (по терминологии Л.С. Выготского).
Доклад Анны Хапровой по программе «Золотой ключик»
Воспитатель в общении с детьми должен придерживаться позиции не «над», а «вместе». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности, а основные задачи – развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования, «психологическое здоровье» каждого ребёнка, развитие индивидуальности. Знания, умения, навыки должны рассматриваться не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общения должны предполагать умение вставать на позицию ребенка, учитывать его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения – сотрудничество, позиция педагога — исходить из интересов ребенка, взгляд на ребенка должен быть как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.
Руководствуясь выше изложенными принципами, при разработке образовательной программы, коллектив педагогов нашего учреждения (МБДОУ 165 г. Красноярска) взял за основу примерную образовательную программу «Золотой ключик». Авторы: Кравцов Геннадий Григорьевич, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии личности Института психологии им. Л.С.
Выготского Российского Государственного Гуманитарного Университета и Кравцова Елена Евгеньевна, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой проектирующей психологии, директор Института психологии им. Л.С. Выготского Российского Государственного Гуманитарного Университета.
Построение образовательного процесса по данной программе нацелено на достижение органического единства условий, обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее возрасту развитие и, одновременно, эмоциональное благополучие, и счастливую радостную жизнь каждого ребенка. Для достижения этой цели предполагается изменение принципов и основ организации педагогического процесса.
Главный принцип — дошкольное детство является одним из самых главных этапов в жизни ребенка, это период жизни значимый сам по себе. Примерная образовательная программа «Золотой ключик», прежде всего, ориентирована на личность ребенка. Мы не просто воспитываем, мы живем совместной с детьми жизнью, интересной для всех её участников и уже внутри этой жизни решаем свои педагогические задачи.
В нашем детском саду, в соответствии с примерной образовательной программой, воспитываются дети в разновозрастных группах (от 2 до 7 лет). Поэтому невозможно господство фронтальных методов в работе педагога с детьми. Общение и совместная деятельность – это та основа, на которой строится вся жизнь детей в детском саду. Большое значение имеет работа педагога с детьми в микрогруппах, организация индивидуальной и совместной деятельности с участием детей и взрослых (специалистов и родителей). В течение дня педагог находится по отношению к ребенку в разных позициях «на равных» и «вместе».
Решение большинства воспитательных задач, а также освоение основного объема знаний, практических навыков и умений происходит в разновозрастном общении детей друг с другом, воспитателями, специалистами, родителями в сбалансированных, коллективных, микро групповых и индивидуальных деятельностях, в многообразных играх и театрализациях, в запланированных и неожиданных событиях.
Задолго до появления ФГОС ДО, в 1994 году коллектив педагогов нашего учреждения начал реализовывать программу «Золотой ключик». Наш детский сад, сравнивали с маленьким демократическим государством в государстве, где свободно изъявляется свое мнение и воля, где к ребенку прислушиваются, учитываются его желания, не игнорируются его чувства и эмоции.
На первом месте стоят не учебно-образовательные, а воспитательно-развивающие цели. Играя с детьми, мы общаемся с ними. Находясь в позиции равноправных партнеров по игре, имеем возможность обогащать представления детей новой познавательной информацией, сообщаем новую информацию в приемлемой для ребенка форме в процессе игры. Авторитарность воспитателя и родителя в этой творческой деятельности недопустима, она препятствует развитию ребенка. Поэтому важнейшим в организации отношений является установление взаимодействия между взрослыми и детьми в позиции «на равных», что исходит из интересов ребенка как полноценного члена общества.
Различие в подходах к образованию детей в контексте Программы воспитания и обучения в детском саду (автор М.А. Васильева) и образовательной программы МБДОУ № 165 можно наглядно рассмотреть на примере двух новогодних праздников.
Организация новогоднего праздника по образовательной программе нашего детского сада, в основе которой примерная образовательная программа «Золотой ключик», включает в себя рефлексию событий, предшествующих ему. И не предусматривает многодневных репетиций. Больше репетируют взрослые, так как от их умения создать ситуации, побуждающие детей к активным действиям в новых условиях, не заученным, а как бы вновь возникающим, зависит влияние праздника на развитие детей. Праздник проводится не в угоду родителям и тщеславию педагогов в подготовке («муштровке») детей, а дает основания для положительных эмоциональных переживаний и обогащения жизненного опыта каждого ребенка.
В данном учебном году, например, тема новогоднего праздника — «Карнавал по сказкам А.С. Пушкина». С октября дети и взрослые знакомятся с «Пушкинским лицеем». Узнают, кто такие первые лицеисты, каков их внутренний мир, как проходила жизнь лицеистов.
Программой предусмотрено знакомство с творчеством А.С. Пушкина, по сказкам, которые дети с участием педагогов и родителей будут театрализовывать, готовить костюмы, атрибуты к постановкам, организовывать образные и режиссерские игры, выпускать газеты, разучивать танцы: полонез, вальс. В процессе подготовки спектаклей проводится тесная работа с родителями как с непосредственными участниками всех событий.
Образовательная программа дошкольного образования «Золотой ключик» — презентация
Первый слайд презентации: Образовательная программа дошкольного образования «Золотой ключик»
Презентацию выполнила Студентка 2 курса, группы 521 Факультета педагогики и психологии детства Бобрикова Дарья.
Изображение слайда
Слайд 2
Авторы программы «Золотой ключик»: Кравцова Елена Евгеньевна Кравцов Геннадий Григорьевич Бережковская Елена Львовна
Изображение слайда
Слайд 3: Цель программы:
Создать оптимальные условия для личностного и психического развития детей, для их эмоционального благополучия и, одновременно, обеспечить преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. • В программе соблюдается принцип развивающего обучения — обучение опережает развитие и, ориентировано на зону ближайшего развития ребенка.
Изображение слайда
Слайд 4: Основные средства достижения поставленных целей:
1. Организация разновозрастных групп: дети от 3 до 7 лет воспитываются и обучаются все вместе. 2. Введение «парной педагогики»: с детской группой одновременно работают, как минимум, двое взрослых, а иногда и больше. 3. Особая работа с семьёй: педагоги и семья объединяются, педагоги признают главенство родителей и привлекают их на свою «сторону», делая союзниками. 4. Жизнь группы организована на основе специально разработанной системы увлекательных событий.
Изображение слайда
Слайд 5: Разновозрастные группы
Оптимальный состав группы примерно 16 детей, где имеется по 4 ребенка 3, 4, 5 и 6 лет. Причем, желательно поровну мальчиков и девочек.
Изображение слайда
Слайд 6: Парная педагогика
Под «парной педагогикой» понимается специфический педагогический процесс, в который помимо детей включены одновременно два педагога. Один из пары педагогов ведет ребят за собой, а второй, подыгрывая ему, все время чего-то не понимает, путается, ошибается. Тем самым он побуждает детей все объяснять ему, показывать, исправлять.
Изображение слайда
Слайд 7: Работа с семьей
Программа направлена на становление общности «дети-родители-педагоги».
Изображение слайда
Слайд 8: Событийность
Организация событий в игровой форме — это основа всего процесса по данной программе. • Игра – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста (ведет за собой развитие) • Игра – форма совместной деятельности детей и взрослых; • Игра — способ обучения дошкольников; • Игра — способ организации жизнедеятельности детей дошкольного возраста; • Игра — средство диагностики и коррекции психического и личностного развития детей дошкольного возраста.
Изображение слайда
Слайд 9: Основные направления:
1. ориентировка в пространстве 2. ориентировка во времени 3. умение действовать с разными материалами 4. развитие рефлексивных способностей
Источник: showslide.ru