ПРИНЯТА УТВЕРЖАЮ
на Педагогическом совете Заведующий МБДОУ «Детский сад
протокол №1 от 27.08.2014 г. общеразвивающего вида с
приоритетным осуществлением
деятельности по физическому
развитию детей №50»
_______________
(подпись) (Ф.И.О.)
27.08.2015 г.
Парциальная образовательная программа по формированию у детей начальных представлений о здоровом образе жизни
дополняет и расширяет задачи, поставленные в образовательной области «Физическое развитие» ОП ДО, разработанной учреждением самостоятельно.
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №50»
г. Оренбурга
Программа выполнена на основе
федеральных государственных
образовательных стандартов
дошкольного образования
требований к структуре основной
общеобразовательной программы
дошкольного образования (Приказ
Основные цели и задачи физического развития дошкольника
Министерства образования и науки
РФ от 17.10.2013 № 1155).
Оренбург, 2015
Паспорт парциальной образовательной программы
Наименование учреждения
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №50» г. Оренбурга
Режим работы ДОУ
Контингент детей
От 4 до 5 лет.
Наименование Парциальной программы
«ЧТОБЫ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ».
Основные разработчики Парциальной программы:
Краснова Ирина Ивановна
воспитатель первой квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«ЧТОБЫ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ».
- Целевой раздел:
- Пояснительная записка
- . Цели и задачи реализации программы.
1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
1.4. Содержание психолого – педагогической работы.
- Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.
- Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей.
1.7 Планируемые результаты освоения Программы.
- Содержательный раздел.
- Учебный план реализации ОПП ДО.
- Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности во второй младшей группе.
- Формы, способы, методы и средства реализации программы во второй младшей группе.
- Взаимодействие с семьёй, социумом.
2.5. Планирование работы с детьми в группе.
2.6. Календарно – тематическое планирование.
2.7. Модель организации совместной деятельности воспитателя с
воспитанниками.
2.8. Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально-культурные и другие).
3.1. Оформление предметно – пространственной среды.
3.2. Режим дня, структура ОДД.
Воспитание и развитие детей раннего и дошкольного возраста: актуальные вопросы
3.3. Перечень методических пособий (для реализации основной части и части Доу»).
1.Целевой раздел Программы.
1.1. Пояснительная записка.
Фундамент здоровья необходимо закладывать в дошкольном детстве. Ведь здоровье позволяет маленькому человеку быть активным в своей жизни, добивается успехов в различной деятельности и с удовольствием принимать участие в жизни группы и семьи. В настоящее время в нашей группе № 10 «Солнышко» 31 ребёнок. Более половины из них, ещё совсем недавно переступили порог детского сада впервые.
(Приложение №1 «Лист здоровья»).
Многие дети не достаточно владеют элементарными КГН: навыками самообслуживания, не умеют, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться туалетом — что и помогло в выборе направления Парциальной программы.
Парциальная программа ориентирована на детей младшего возраста 4 — 5 лет.
Парциальная программа выполнена на основе в федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10. 2013г. № 1155).
Данная программа дополняет и расширяет задачи, поставленные в образовательной области «Физическое развитие». Программа учитывает возрастные особенности усвоения программного материала у детей группы общей направленности 4-5лет. Особая роль в программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.
1.2 Основные цели и задачи основной образовательной программы
Цель:
- гармоничное физическое развитие;
- формирование основ здорового образа жизни.
- Оздоровительные:
- охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организм;
- повышение работоспособности и закаливание.
- Образовательные:
- формирование двигательных умений и навыков;
- развитие физических качеств;
- овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья.
- Воспитательные:
- формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями;
- разностороннее гармоничное развитие ребенка (не только физическое, но и умственное, нравственное, эстетическое, трудовое).
Направления физического развития:
- Способствовать становлению более устойчивого интереса к ценностям здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Принципы физического развития:
- Дидактические:
- систематичность и последовательность;
- развивающее обучение;
- доступность;
- воспитывающее обучение;
- учет индивидуальных и возрастных особенностей;
- сознательность и активность ребенка;
- наглядность.
- Специальные:
- непрерывность;
- последовательность наращивания тренирующих воздействий;
- цикличность.
- Гигиенические:
- сбалансированность нагрузок;
- рациональность чередования деятельности и отдыха;
- возрастная адекватность;
- оздоровительная направленность всего образовательного процесса;
- осуществление личностно — ориентированного обучения и воспитания.
Методы физического развития:
- Наглядные:
- наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры);
- наглядно-слуховые приемы (музыка, песни);
- тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя).
- Словесные:
- объяснения, пояснения, указания;
- подача команд, распоряжений, сигналов;
- вопросы к детям;
- образный сюжетный рассказ, беседа;
- словесная инструкция.
- Практические:
- Повторение упражнений без изменения и с изменениями;
- Проведение упражнений в игровой форме;
- Проведение упражнений в соревновательной форме.
1.2. Цели и задачи реализации Программы.
Цель Парциальной программы:
- Создание условий для сохранения и укрепления жизни и здоровья детей.
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии каждого ребенка;
- создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, стремящимися к самостоятельности;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать познавательные интересы в соответствии с индивидуальными возможностями воспитанников;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование основ здорового образа жизни.
При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.
При разработке Парциальной программы «Чтобы быть здоровым» мы опирались на следующие принципы:
1.5. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.
Приоритет Программы – забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности. Воспитание свободного, здорового, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в детском саду; понимание того, что всем необходимо выполнять правила здорового образа жизни.
Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр.), так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т.д.).
Учитывая специфику нашего муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения: «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществление деятельности по физическому развитию детей №50» г. Оренбурга,
- его географическое положение и благоприятные экологические условия (рядом лес, река),
- удалённость от центральной дороги и промышленных объектов,
- вокруг детского сада насаждения хвойных и лиственных деревьев, декоративного кустарника, цветов и огородных культур,
- недалеко от территории детского сада находится стадион,
- на участке территории детского сада есть специально оборудованная спортивная площадка,
- тропа здоровья (для хождения босиком)
- эстафетная дорожка,
- специально оборудованный спортивный зал, бассейн
– есть все условия для реализации Парциальной программы.
1.6. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей.
Отношение ребёнка пятого года жизни к здоровью характеризуются тем, что он проявляет интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения. С удовольствием пользуется простейшими умениями и навыками гигиенической культуры, с интересом изучают себя, своё тело, свои возможности, положительно настроен на выполнение элементарных трудовых процессов и самообслуживание, радуется самостоятельным и совместным действиям, и их результату (чистые руки, хорошее настроение красивая походка, убранные игрушки, аккуратно сложенная одежда и т.д.) К трём годам ребёнок уже готов самостоятельно принимать пищу, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться туалетом, пользоваться носовым платком, расчёской и полотенцем. К концу четвёртого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате.
1.7. Планируемые результаты освоения Программы.
Ребенок проявляет:
- интерес к правилам здоровье сберегающего и безопасного поведения,
- желание к выполнению элементарных культурно-гигиенических навыков,
- знания о здоровом образе жизни.
Ребенок имеет представления о доступном предметном мире, назначении предметов, о правилах безопасного поведения.
2.Содержательный раздел.
2.1. Учебный план реализации ОПП ДО в младшей группе.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Совместная деятельность взрослого и детей
Общий объём времени
Источник: vospitatel.online
Рабочая программа по формированию здорового и безопасного образа жизни детей старшего дошкольного возраста «Школа Неболейки»
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, — лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.
Одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста, ведущим фактором благоприятного развития является забота о здоровье, создании комфортных условий жизни, соответствующих гигиеническим и медико-педагогическим рекомендациям, в том числе и формированию основ культуры здоровья.
Так как именно в дошкольный период жизни закладываются фундамент здоровья ребенка, поэтому необходимо уже в этот возрастной период формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.
— сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
— воспитание культурно-гигиенических навыков;
— формирование представлений о здоровом образе жизни.
Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного валеологического образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах: доступности и научности, непрерывности и практической целеустремленности, гуманизации, динамичности и открытости.
Рабочая программа по формированию здорового и безопасного образа жизни детей старшей группы составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность ДОУ:
— Законом «Об образовании в Российской Федерации», № 273 от 29.12.2012г
— Конституцией Российской Федерации ст. 43, 72;
— Письмом Минобразования от 02.06.1998г № 89/34-16 «О реализации права ДОУ на выбор программ и педагогических технологий»;
— СанПиНом 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
— Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержденный приказом от 17.10.2013г. N 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации).
- Актуальность программы «Школа Неболейки»
С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания. Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям.
Многие специалисты в определении культуры здоровья на первый план выдвигают его физическую составляющую. При этом забывая о социально-психологической и духовно-нравственной составляющих понятия.
Достаточным считалось определение уровня физического развития индивида, степень его заболеваемости на тот или иной момент, критерии психического и социального здоровья изучались недостаточно. И как следствие, это вело к отсутствию комплексной системы оценки уровня здоровья ребенка, которая охватывала бы все его составляющие.
Информация о здоровье, которую ребенок получает на различных этапах возрастного развития в семье, в дошкольном учреждении, отрывочна и не носит системного характера. Нет интегративного, межведомственного подхода к решению проблем, связанных с культурой здоровья и безопасным образом жизни. Просветительская работа по вопросам здоровья, как правило, ориентирует людей преимущественно на лечение, а не на предупреждение заболеваний. В связи с этим не уделяется должного внимания путям преодоления факторов риска, возможностям самого организма противодействовать неблагоприятным влияниям. Слабо проводится работа по созданию общественного мнения на культивирование здоровья, на формирование гармонично развитого – и физически, и духовно – человека, ведущего здоровый и безопасный образ жизни.
В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, формирования знаний о здоровье и здоровом образе жизни, воспитания бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, развития мотивационных установок по профилактике болезней, совершенствования практических навыков здорового образа жизни.
В результате работы по формированию здорового и безопасного образа жизни, полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья, приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни, полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
1.2. Цель и планируемые результаты
Цели предполагают разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний, развитие разнообразных двигательных и физических качеств, укрепление психического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности.
— культивировать и воспитывать у детей осмысленное к физическому и духовному здоровью как единому целому; расширить на этой основе адаптивные возможности детского организма (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям);
— закрепить отдельные оздоровительные меры в виде константных психосоматических состояний ребенка, которые далее могут воспроизводиться в режиме саморазвития;
— формировать психическую (произвольную) регуляцию жизненных функций организма путем развития творческого воображения;
-воспитывать у ребенка способности к самосозиданию — «творению» собственной телесной организации в приемлемых для него формах;
-помочь детям овладеть доступными навыками самоврачевания (психологической самокоррекцией), прививать чувство психологической взаимопомощи в экстремальных ситуациях;
-способствовать развитию познавательного интереса к своему и чужому телу, его возможностям.
Планируемые результаты реализации программы.
К концу года ребенок должен знать и иметь представление:
— о важности занятий гимнастикой и физкультурой;
— о пользе закаливания;
— о ценности своего здоровья;
— об основных функциях организма;
— об основных витаминах в продуктах питания;
— о некоторых внешних признаках здоровья и болезни, о путях передачи инфекций;
— о первой помощи при травме;
— о необходимости обращаться к взрослым в трудных ситуациях и несчастных случаях;
— о правилах ухода за зубами;
Ребенок должен уметь:
— выбирать полезные продукты, богатые витаминами;
— проводить закаливающие процедуры;
— правильно пользоваться личными вещами;
— вовремя и правильно мыть руки;
— пользоваться телефоном при вызове скорой помощи, милиции, пожарной машины;
— оказывать первую медицинскую помощь
1.3. Методы реализации программы
Практические
Создание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ДОУ. Демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья ребенка.
Организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельнорсть.
Закаливание по схеме.
чтение художественной литературы, заучивание стихотворений; дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, развлечения, моделирование ситуаций, консультации, наблюдения.
Организация выставок, конкурсов;
Информационно-агитационные стенды; театрализованная деятельность
Личный пример взрослых.
2.1. Учебный план
Реализация образовательной области
Образовательная нагрузка
Количество занятий
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Парциальная Программа физического развития детей 3—7 лет «Будь здоров, дошкольник»
Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов.
В связи с этим необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.
Помочь в организации этой деятельности поможет парциальная программа «Будь здоров, дошкольник» — Программа физического развития детей 3—7 лет
Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов.
В связи с этим необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.
Помочь в организации этой деятельности поможет парциальная программа «Будь здоров, дошкольник» — Программа физического развития детей 3—7 лет
АВТОР: Токаева Татьяна Эдуардовна
Программа создана на основе результатов исследования проблемы физического развития и воспитания культуры здоровья детей с учетом интеграции содержания федеральных и региональных программ, требований ФГОС ДО.
В Программе дается технология овладения ребенком представлений о себе, своем здоровье и физической культуре.
Физическое развитие ребенка осуществляется посредством физкультурно-оздоровительной деятельности и формирования системы отношений ребенка к своему «физическому Я», здоровью и физической культуре как общечеловеческим ценностям.
Определены уровни физического развития и освоения культуры здоровья на каждом возрастном этапе. Даны материалы для фиксации результатов тестирования.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) физического воспитания в соответствии с ФГОС ДО могут использоваться для индивидуализации и профессиональной коррекции физического развития и здоровьеформирования детей; оптимизации работы с группой.
Система знаний и представлений о физической культуре, спорте, здоровье формируется по типу развивающего обучения, одна из форм которого — поэтапное развивающее взаимодействие с детьми в процессе «занимательной физкультуры», предусматривающее выполнение двигательных заданий, решение игровых проблемных ситуаций, связанных с образом жизни человека, моделирование способов физкультурно-оздоровительной деятельности в соответствии с основными этапами формирования понятий о ЗОЖ.
Система физического развития ребенка представлена комплектом из самой Программы и четырех практических пособий «Технология физического развития детей 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет». В Пособиях представлена структура педагогической технологии, сценарии физкультурных и оздоровительных занятий, тематическое планирование и др.
Программа предполагает развивающее взаимодействие взрослых (инструкторов по физкультуре, воспитателей, родителей) и детей.
Источник: tc-sfera.ru