Транзитология — раздел политической науки, изучающий политические процессы в странах, совершающих переход от тоталитарных и авторитарных политических систем к демократической.
Транзитология тесно связана с теорией политической модернизации. Они близки в теоретико-методологическом плане (общностью категориального аппарата и методологических подходов) и на уровне персоналий (многие видные политологи известны работами и в той и в другой области политологического знания). Но если теория политической модернизации ориентируется на проблематику развивающихся стран «Третьего мира», то в центре внимания транзитологии находятся политические процессы в таких государствах, где основные структуры современного общества уже сложились, причем в ряде случаев речь идет о повторной демократизации.
Впервые проблемы демократизации стран, уже имевших опыт существования демократических режимов, встали в послевоенные годы в связи с необходимостью преодоления наследия тоталитарных фашистских режимов в Германии, Италии, устранения последствий авторитаризма и милитаризма в Японии. Эти страны уже были индустриально развитыми, причем в Германии и Италии до прихода фашистов к власти несколько десятилетий существовали политические режимы демократического типа. Позднее похожие проблемы возникли в странах Южной Европы — Испании, Португалии и Греции, где также после периода авторитарного правления началось возвращение к демократическим принципам. Одновременно подобные изменения переживали страны Латинской Америки, там тоже военные диктатуры стали уступать место демократически избранным правительствам. И здесь также речь шла о возвращении к демократии, а не о становлении ее заново, как в большинстве афро-азиатских стран.
В чём разница между авторитарными и тоталитарными режимами? / Полуполитолог
Основными формами перехода от авторитаризма к демократии, в соответствии с устоявшимися в политической науке представлениями, могут быть: эволюция, революция, военное завоевание.
Эволюция предполагает постепенное осуществление демократических реформ без резкой смены правящей элиты. Революция — быстрая и радикальная смена политического режима. Для военного завоевания характерно «насаждение» демократии извне, после военного поражения тоталитарного или авторитарного режима в условиях военной оккупации. Так было после окончания Второй мировой войны в Японии и Германии, где основы политической демократии были заложены в условиях послевоенной оккупации.
С точки зрения прочности и необратимости результатов С. Хантингтон выделил три модели перехода к демократии.
Во-первых, линейная или классическая модель, примером которой может быть развитие Великобритании, а также стран Северной Европы. Для этой модели характерно последовательное решение задач демократизации, обеспечивающее ее необратимость. Классическая модель перехода к демократии представляет собой процесс постепенной трансформации традиционной политической власти, расширение прав и свобод граждан, возрастание степени их политического участия.
Политический режим. Тоталитаризм и авторитаризм. Видеоурок по обществознанию 10 класс
Своеобразным индикатором, показывающим степень продвижения той или иной страны по пути демократизации, служит роль и место законодательной власти (парламента) в структуре политических институтов общества. При завершении этого процесса, т.е. тогда, когда создана стабильная демократическая система, институты парламентской демократии становятся ее важнейшей и неотъемлемой частью. Неважно, какая именно форма государства и соответствующая ей модель разделения властей имеет место, главное, чтобы парламент обеспечивал представительство интересов всех социальных групп, имеющихся в обществе, оказывал реальное воздействие на принятие политических решений.
Там, где становление парламентской демократии происходило без революционных потрясений, оно отличалось, как правило, плавностью и постепенностью.
Примером могут служить наиболее стабильные демократические государства современности — страны Северной Европы. В каждой из них на утверждение принципов парламентаризма и формирование демократических избирательных систем ушло около ста лет. Так, в Норвегии парламент (стортинг) был создан в 1814 г., принципы парламентаризма в политической системе утвердились в 1884 г., избирательное право для мужчин было введено в 1898 г., а для женщин — в 1913 г. В Швеции риксдаг в своем нынешнем виде появился в 1809 г., дважды — в 1866 и в 1974 гг. — существенно реорганизовывался, избирательное право стало всеобщим для мужчин в 1909 г., для женщин — в 1921 г. Несколько иначе складывалась ситуация в Дании, где парламент впервые появился в 1834 г. Там очень быстро утвердилось всеобщее избирательное право для мужской части населения — в 1849 г., а вот женщины получили его только в 1915 г. Похожие тенденции обнаруживает политическое развитие Исландии.
Для всех вышеперечисленных стран постепенность и последовательность демократических изменений обеспечила в дальнейшем их политическую стабильность.
Во-вторых, циклическая модель. Выделение этой модели первоначально было основано на обобщении опыта стран Латинской Америки. Во многих из этих государств были сделаны первые попытки перехода к демократии еще в XIX в., сразу же после освобождения от испанского колониального господства.
Однако в большинстве латиноамериканских стран стабильных демократических режимов так и не сложилось. Часто демократическое правление прерывалось военными переворотами и установлением военных диктатур, но нередки были и случаи авторитарного перерождения гражданских режимов. Периоды авторитаризма сменялись периодами демократизации и наоборот. Такое циклическое развитие было следствием того, что переход к демократии в странах Латинской Америки не подкреплялся адекватными социально-экономическими и социокультурными факторами.
Начиная с 1960-х гг. печальный латиноамериканский опыт повторяли многие вновь возникающие государства Азии и Африки, в которых периоды демократического и авторитарного правления постоянно сменяли друг друга.
В-третьих, диалектическая модель, имевшая место в Германии и Италии, а также в Испании, Португалии и Греции. Всем этим странам удалось в свое время довольно далеко продвинуться по пути политической модернизации. Однако демократические изменения не стали необратимыми. Победившие в этих странах тоталитарные и авторитарные политические режимы перечеркнули развитие демократических институтов. Происшедшее впоследствии возвращение к демократии можно рассматривать как «отрицание отрицания», поэтому подобный путь демократического развития и получил название «диалектического».
Обобщение опыта перехода к демократии многих стран мира позволяет сделать вывод о существовании трех основных этапов такого перехода:
- — кризис авторитарного режима и его либерализация;
- — установление демократии;
- — консолидация демократии.
Кризис авторитарного или тоталитарного режима может наступить вследствие резкого снижения уровня его легитимности. Причинами такой делегитимации, как показывает историческая практика, являются потеря по какой-либо причине харизматического лидера, массовое разочарование населения в господствующей идеологии, что часто связано с неэффективностью авторитарной или тоталитарной власти.
В ситуации кризиса режима разворачивается борьба между представителями «жесткой» и «мягкой» линий. Первые стремятся сохранить существующий режим, в том числе и с помощью репрессий, вторые считают необходимым снимать напряжение путем уступок и частичных реформ. Победа сторонников «мягкой» линии открывает дорогу либерализации режима.
В данном случае под либерализацией понимается предоставление гражданам некоторых прав и свобод, введение элементов так называемой «ограниченной демократии». Желая сохранить свою власть, правящая элита старается придать политическому режиму внешнюю респектабельность. В результате либерализации возникают условия для усиления активности и повышения роли гражданского общества (если оно уже сформировалось). Либерализация означает также дальнейшую эрозию и разложение авторитарного (тоталитарного) режима и постепенный переход к следующему этапу — установлению демократии.
Основными составляющими процесса установления демократии являются формирование конкурентной партийной системы, с одной стороны, и демократическая институциализация механизмов государственной власти, с другой стороны. На этом этапе закладываются конституционные основы новой политической системы.
Для того чтобы происшедшие перемены стали необратимыми, необходим следующий, третий этап — этап консолидации демократии. На этом этапе осуществляется окончательная легитимация демократических институтов, происходит адаптация общества к новым механизмам политической власти.
На основе обобщения опыта перехода к демократии в различных странах и регионах политологи сделали следующие выводы о закономерностях такого перехода:
- — существует органическая и неразрывная связь между рыночной экономикой и политической демократией;
- — для перехода к демократии необходим определенный уровень технологического, социокультурного и социально-экономического развития;
- — социальной базой демократизации является занимающий ведущее положение в обществе средний класс;
- — становление демократии невозможно без формирования гражданского общества.
Источник: studme.org
Раскройте основные причины, факторы, условия и формы перехода к демократическому полит. Режиму от тоталитарзма и авторитаризма
Переход к демократии, как показывает опыт, наиболее вероятен в условиях мирных перемен и происходит в трех формах.
Первая форма —реформа сверху.Так случается, когда стоящие у власти решают по своей воле воплотить программу демократических перемен. Например, в Бразилии группа генералов, захвативших в (964 г. власть, спустя некоторое время пошла на создание гражданского демократического правительства. Так же было и в Чили. Однако следует отметить, что реформы сверху — нечастое явление.
Вторая форма трансформации тоталитарных и авторитарных режимов связана со стремительным их крушением и отказом от существующих режимов в пользу демократии. В 1982 г. аргентинские генералы захватили Мальвинские (англичане называют их Фолклендскими) острова. Известно, что через короткое время английские ВВС полностью разгромили аргентинские силы. Это настолько дискредитировало аргентинских генералов, что они вынуждены были уйти в отставку и передать власть гражданскому правительству.
Можно привести и другого рода примеры отказа от существующих тоталитарных и авторитарных режимов в пользу демократии. Так было в связи с реформами, начатыми в СССР, Чехословакии, ГДР и других государствах Восточной Европы.
Третья форма трансформации — постепенное проведение реформ, основанное на согласовании действий сил, стоящих у власти, и оппозиции. Примером может быть трансформация политического режима в Испании после смерти Франко. Здесь совместные усилия правительства и короля Хуана Карлоса положили начало длительному пути прогрессивных преобразований в стране.
Переход от тоталитарных и авторитарных режимов к демократии связан с большими трудностями, прежде всего экономическими. Переход к демократическому режиму существенно облегчается в случаях, когда экономика находится в хорошем состоянии, и затрудняется в условиях ее кризиса. Состояние экономики — это первая проблема, с которой сталкиваются страны при переходе к демократии.
Вторая проблема — радикализация оппозиции, что существенно дестабилизирует экономическую и политическую обстановку. Современная Россия в этом смысле дает показательный пример. Пока не было демократии, оппозиция ставила цели, которые достигались сравнительно легко: право свободно выражать свое мнение, освобождение политзаключенных, право свободного передвижения. Однако с началом процесса демократизации радикальная оппозиция выдвигает все более труднорешаемые и дестабилизирующие ситуацию требования, вплоть до отставки правительства и президента. Такая ситуация чревата прекращением демократических преобразований и возвратом к прошлым временам.
Третья большая проблема на пути к демократии связана с многонациональным характером многих государств. Проблемы демократизации существенно усложняются, в частности движениями за установление суверенных национальных единиц. И вновь примеры такого рода мы найдем в нашей стране.
Четвертая проблема, заключающая в себе опасность для демократии, состоит в том, что в каждом государстве есть люди (и немало!), которые, находясь в оппозиции к прошлому (тоталитарному) режиму, вместе с тем не являются сторонниками демократии. Их идеал — авторитаризм.
Таким образом, процесс перехода от тоталитарного и авторитарного режимов к демократии сложный, но вполне реальный.
Дайте определение понятия «гражданское общество». Раскройте характерные черты гражданского общества. Почему демократия есть тот политический режим, в котором формируется гражданское общество?
Гражданское общество — это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная 1) сетью добровольно образовавшихся негосударственных структур (объединения, организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды и т.д.) во всех сферах жизнедеятельности общества и 2) совокупностью негосударственных отношений — экономических, политических, социальных, духовных, религиозных и других.
Конкретизируя данное определение, отметим следующее:
1 эта «сеть» может быть очень плотной, включающей в некоторых странах сотни тысяч разного рода объединений граждан или предприятий (признак высокоразвитого демократического общества), и «рыхлой», насчитывающей скромное число такого рода организаций (признак государств, делающих первые шаги в демократическом развитии);
2 объединения, составляющие гражданское общество, отражают широчайшую палитру хозяйственных, семейных, правовых, культурных и многих других интересов граждан (предприятий) и создаются в целях удовлетворения этих интересов;
3 специфика всех организаций, образующих гражданское общество, состоит в том, что они создаются не государством, а самими гражданами, предприятиями, существуют автономно от государства, но, разумеется, в рамках действующих законов;
4 составляющие гражданское общество объединения возникают, как правило, спонтанно (в связи с появлением у группы граждан или предприятий конкретного интереса и потребности в его реализации). Затем какая-то часть этих объединений может прекратить свое существование. Однако подавляющая их часть становится долгожителями, постоянно действующими, набирающими со временем силу и авторитет;
Гражданское общество в целом является выразителем общественного мнения, что служит своеобразной формой проявления его влияния на политическую власть.
В условиях недемократических режимов (например, при тоталитаризме) гражданского общества нет и быть не может. В демократических же странах выбирать, быть или не быть гражданскому обществу, не приходится, ибо оно становится НЕОБХОДИМЫМ. Гражданское общество есть важнейшая составляющая демократического государства.
Степень развития гражданского общества отражает уровень развития демократии. Важно подчеркнуть, что именно в демократическом обществе только и возможен широчайший спектр человеческих интересов. И связано это с теми свободами, которые данное общество предоставляет своему народу.
Источник: studopedia.ru
Трансформация тоталитарных и авторитарных режимов в демократические
Изучением тоталитарных и авторитарных политических режимов занимались многие политологи. В более или менее целостном виде теория политических режимов сложилась к середине XX в. Однако многие вопросы и до настоящего времени остаются дискуссионными. Существуют также проблемы, теоретические выводы о развитии которых претерпели существенные изменения.
Это касается вопроса о перерастании тоталитарных и авторитарных режимов в демократические. В своей книге «Тотальная диктатура и демократия» К. Фридрих и 3. Бжезинский сделали вывод, что тоталитарный режим не способен меняться, что его можно уничтожить лишь извне. Они доказывали, что все тоталитарные государства обречены на гибель.
Например, погиб тоталитарный режим в Германии: развязав Вторую мировую войну, он проиграл ее. Однако жизнь показала ошибочность такой точки зрения. Тоталитарные режимы способны эволюционировать. Так произошло после 1953 г. в бывшем СССР, когда политический режим стал эволюционировать от тоталитаризма к авторитаризму. Рассмотрим этот вопрос более подробно.
Переход к демократии, как показывает опыт, наиболее вероятен в условиях мирных перемен и происходит в трех формах.
Первая форма — реформа сверху. Так случается, когда стоящие у власти решают по своей воле воплотить программу демократических перемен. Например, в Бразилии группа генералов, захвативших в 1964 г. власть, спустя некоторое время пошла на создание гражданского демократического правительства. Так же было и в Чили. Однако следует отметить, что реформы сверху — нечастое явление.
Вторая форма трансформации тоталитарных и авторитарных режимов связана со стремительным их крушением и отказом от существующих режимов в пользу демократии. В 1982 г. аргентинские генералы захватили Мальвинские (англичане называют их Фолклендскими) острова. Известно, что через короткое время английские ВВС полностью разгромили аргентинские силы. Это настолько дискредитировало аргентинских генералов, что они вынуждены были уйти в отставку и передать власть гражданскому правительству.
Можно привести и другого рода примеры отказа от существующих тоталитарных и авторитарных режимов в пользу демократии. Так было в связи с реформами, начатыми в СССР, Чехословакии, ГДР и других государствах Восточной Европы.
Третья форма трансформации — постепенное проведение реформ, основанное на согласовании действий сил, стоящих у власти, и оппозиции. Примером может быть трансформация политического режима в Испании после смерти Франко. Здесь совместные усилия правительства и короля Хуана Карлоса положили начало длительному пути прогрессивных преобразований в стране.
Переход от тоталитарных и авторитарных режимов к демократии связан с большими трудностями, прежде всего экономическими. Переход к демократическому режиму существенно облегчается в случаях, когда экономика находится в хорошем состоянии, и затрудняется в условиях ее кризиса. Состояние экономики — это первая проблема, с которой сталкиваются страны при переходе к демократии.
Вторая проблема — радикализация оппозиции, что существенно дестабилизирует экономическую и политическую обстановку. Современная Россия в этом смысле дает показательный пример. Пока не было демократии, оппозиция ставила цели, которые достигались сравнительно легко: право свободно выражать свое мнение, освобождение политзаключенных, право свободного передвижения. Однако с началом процесса демократизации радикальная оппозиция выдвигает все более труднорешаемые и дестабилизирующие ситуацию требования, вплоть до отставки правительства и президента. Такая ситуация чревата прекращением демократических преобразований и возвратом к прошлым временам.
Третья большая проблема на пути к демократии связана с многонациональным характером многих государств. Проблемы демократизации существенно усложняются, в частности, движениями за установление суверенных национальных единиц. И вновь примеры такого рода мы найдем в нашей стране.
Четвертая проблема, заключающая в себе опасность для демократии, состоит в том, что в каждом государстве есть люди (и немало!), которые, находясь в оппозиции к прошлому (тоталитарному) режиму, вместе с тем не являются сторонниками демократии. Их идеал — авторитаризм.
Таким образом, процесс перехода от тоталитарного и авторитарного режимов к демократии сложный, но вполне реальный.
Источник: studref.com
Авторитаризм: понятие, признаки, примеры, отличия от тоталитаризма
В любом государстве есть власть, управляющая страной и основными аспектами жизни общества. В зависимости от того, какие инструменты она использует и насколько уважает права граждан, рассматривают три основных типа политических режимов: демократический, авторитарный и тоталитарный. Сегодня мы будем говорить об авторитарном режиме или авторитаризме. Мы выясним, что он собой представляет, какими признаками обладает, почему возникает и каким бывает.
Что такое авторитаризм?
Авторитаризм – это политический режим, при котором один человек или партия полностью контролирует власть, удерживает её и не допускает к ней другие политические силы. Характерной особенностью данного режима является сохранение автономии личности. Иными словами, суть авторитаризма заключается в том, что граждане лишены политических прав, но в полной или практически полной мере сохраняют все остальные права и свободы.
Авторитарное государство нельзя назвать правовым, хотя для большинства граждан это не имеет значения, поскольку они обладают полным спектром прав и свобод во всех сферах, кроме политической.
Авторитаризм можно рассматривать как промежуточное состояние между демократическим и тоталитарным режимами. В стране существует гражданское общество, у граждан есть базовые права, сохраняется неприкосновенность их личной жизни, и это приближает авторитаризм к демократии. В то же время в стране нет честных выборов, которые позволили бы другим людям прийти к власти, и это роднит авторитаризм с тоталитаризмом.
Как правило, авторитаризм в стране устанавливается, когда в обществе присутствует запрос на «наведение порядка». У простых людей всегда есть убеждённость, что авторитарная власть может побороть коррупцию, построить сильную экономику и привести страну к процветанию. Поэтому поддержка лидеров, демонстрирующих авторитарные наклонности, растёт по мере укрепления их власти.
Признаки авторитаризма
Современная политология называет такие признаки авторитаризма как:
- Монополизация власти.Группа лиц прочно удерживает власть, вытесняя из властных структур остальные политические силы. Полномочия местных органов правления ограничиваются, они становятся зависимыми от центральной власти.
- Ограничение политических прав. Действующая власть полностью контролирует избирательную систему. Политики, не связанные с ней, теряют доступ к власти, а рядовые граждане не могут повлиять на результаты выборов. Также ограничивается свобода прессы.
- Командный стиль руководства. Лидер собирает вокруг себя команду единомышленников, а политических противников выдавливает из власти.
- Нарушение конституции. Как правило, конституция авторитарного государства гарантирует гражданам все права и свободы, включая политические. Однако на практике эти права нарушаются, выборы проводятся под контролем действующей власти.
- Наличие государственной идеологии. Авторитаризму важно опираться на идеологию, аргументирующую его необходимость и незаменимость.
- Отсутствие принципа разделения властей. В авторитарном государстве существует парламент и суд, однако они полностью подчинены центральной власти.
- Единство правящей партии и государства. У населения формируется убеждение, что управляющие страной люди (группа лиц, партия) незаменимы, и страна без них существовать не может.
- Бюрократия. Она может служить мощным инструментом, позволяющим быстро принимать одни решения и затягивать или отменять другие. К примеру, всевозможные бюрократические «проволочки» часто используются, чтобы не допускать оппозицию к выборам.
- Опора на силовые ведомства. Любой авторитарный режим опирается на полицию и армию. При этом внимание силовых ведомств обычно сосредоточено не столько на преступниках, сколько на политических противниках власти.
- Агрессивная внешняя политика. Это довольно распространённый признак. Правящий режим портит отношения с большинством мировых государств, чтобы показать народу, что мир настроен по отношению к ним враждебно. Для усиления противостояния используется демагогия, расовые, националистические, религиозные и прочие предрассудки.
Ещё одной характерной, но не обязательной особенностью авторитаризма является единство государства и церкви. Если большинство населения является верующим и относится к одной конфессии, это позволяет сплотить их вокруг власти и лидера.
Причины становления авторитарного режима
Несмотря на глобализацию, высокий уровень образования и развития общества, в современном мире часто встречаются авторитарные режимы. При этом они выглядят по-разному и не обязательно обладают всеми признаками классического авторитаризма. Возникновение авторитарных режимов в современном мире объясняется следующими причинами:
- Сохранение высокого уровня религиозности. Религия – один из основных механизмов становления авторитарных режимов. Если у населения сохраняется высокий уровень доверия к церкви, то объединившись с ней государство может эффективно управлять мировоззрением граждан и влиять на их сознание.
- Приверженность традиционным ценностям. Традиционное ценности подразумевают патриархальную форму правления, в которой обязательно должен присутствовать сильный и авторитетный лидер.
- Низкий уровень образования. Появление новых технологий не гарантирует того, что люди станут использовать их для повышения уровня своего образования. Поэтому он остаётся довольно низким, у людей не развивается критическое мышление и способность «фильтровать» информацию.
- Социальная несправедливость. Данный фактор провоцирует напряжение в обществе и формирует потребность в «сильном лидере», который наведёт порядок.
Виды и примеры авторитарных режимов
Помимо общих признаков, характерных для всех авторитарных режимов, существуют и специфические, позволяющие дифференцировать их на несколько разных видов. В качестве основных можно назвать такие виды авторитаризма как:
- Теократический. Правящий режим опирается на религиозные традиции и верования. В современном мире таких режимов много в исламских странах, поскольку эта религия регулирует все аспекты жизни и подразумевает высокий уровень дисциплины. Наглядный пример – Иран при правлении аятоллы Хомейни.
- Персонифицированный. Данный тип авторитаризма подразумевает восхищение лидером, убеждённость в том, что он просто создан для того, чтобы править страной. К примеру, персонифицированными можно считать режимы Саддама Хусейна в Ираке и Муаммара Каддафи в Ливии.
- Монархический. Это традиционная абсолютная монархия, в которой в руках правителя сосредоточена вся власть, полученная им по наследству. В монархических режимах власть в течение многих веков находится в руках одной династии. В современном мире такие режимы действуют в Катаре, Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии.
- Неоавторитарный. Это переходный режим, находящийся на стыке демократического и авторитарного режимов и обладающий отдельными признаками каждого из них. Как правило, лидер государства имеет практически полную власть, но в парламенте присутствует плюрализм. В стране существует легальная оппозиция, которая может занимать некоторое количество депутатских кресел.
Отличия авторитаризма от тоталитаризма
Многие не понимают, в чём разница между авторитаризмом и тоталитаризмом, и путают эти два политических режима. Но они существенно отличаются друг от друга, хоть тоталитаризм и называют формой авторитаризма. Разница заключается в следующем:
- Тоталитаризм – это режим, подразумевающий тотальный контроль всех сфер жизни общества. Права и свободы населения жёстко ограничены, включая право на неприкосновенность личной жизни и свободу передвижения.
- Авторитаризм – это более «мягкий» режим. Он ограничивает только политические права граждан, но не трогает остальные. Граждане могут свободно передвигаться по стране и выезжать за её пределы, государство не вторгается в их частную жизнь.
Современный Китай считается авторитарным государством, возглавляемым Коммунистической партией и её лидером. В нём свободно существует рыночная экономика, а граждане практически не ущемлены в правах. Ограничен свободный доступ к информации, однако границы страны открыты, можно свободно въезжать и выезжать.
А вот Советский Союз был тоталитарным государством. Экономика и прочие сферы полностью контролировались государством, в стране существовала общепринятая идеология, противники которой подвергались жёстким репрессиям. Впрочем, современные исследователи считают, что были периоды, когда тоталитаризм в СССР сменялся авторитаризмом.
Достоинства авторитаризма
Считается, что авторитаризм – это пережиток прошлого, который в современном мире неуместен и не может вести страну к развитию. И всё же исследователи находят у него некоторые положительные стороны. В частности, к преимуществам относится то, что в сложных обстоятельствах авторитарный режим позволяет:
- обеспечить стабильное прохождение социально-политического кризиса;
- быстро найти источники финансирования для решения непредвиденных проблем;
- проводить радикальные преобразования и непопулярные реформы, не боясь потерять поддержку населения.
Основное преимущество авторитарного режима перед демократическим заключается в том, что власть не боится потерять народную поддержку и проиграть следующие выборы. Поэтому она может принимать решения, на которые демократическому правительству будет намного сложнее решиться.
Заключение
Авторитаризм – это политический режим, суть которого заключается в ограничении политических прав граждан и удержании власти. Остальные права и свободы у граждан обычно сохраняются практически в полной мере, хотя часто встречаются различные ограничения на свободный доступ к информации и её распространение. Яркий пример – Китай, в котором ограничен доступ к интернету и жестко контролируется работа СМИ.
Ключевая особенность всех авторитарных режимов – ограничение и практически полное искоренение политической конкуренции, хотя в остальном они могут существенно отличаться друг от друга. Авторитарные правительства стремятся удержать власть и не хотят рисковать. При этом они действительно заботятся о том, чтобы иметь поддержку населения, поэтому в таких государствах относительно благополучны все сферы жизни общества, кроме политической.
Источник: dnevnik-znaniy.ru