Определение понятия «занятость населения»
Сфера занятости является ведущей подсистемой национальной экономики, охватывая ту часть ее отношений, которая напрямую связана с функционированием рынка труда. Выступая механизмом организации и использования рабочей силы, она является движущей силой социально-экономического развития страны.
В отечественной научной среде отсутствует общепризнанное понимание занятости населения. Основные подходы к определению понятия «занятость населения» разных авторов представлены в табл. 1.
Основные определения занятости населения
Бреев Б. Д. | Занятость населения – осуществление людьми трудовых функций, что позволяет обеспечивать удовлетворение личных и общественных потребностей и приносит доход (заработок). Занятость связана со всеми сторонами жизнедеятельности людей и является макро-экономической категорией[1]. |
Ермолаева С. Г. | Занятость – это совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода[2]. |
Колесников Ю. В. | Занятость населения трактуется в широком и узком понимании. В широком – как участие населения в общественно-полезной деятельности, направленной на удовлетворение личных и общественных потребностей и приносящей доход (заработок). В узком – как экономические отношения, связанные с участием людей в хозяйственной деятельности, обеспечивающей их рабочими местами[3]. |
Саруханов Э. Р. | Занятость населения – общественно-экономические отношения, возникающие между людьми по поводу участия в общественно полезном труде на конкретном рабочем месте, и представляющие собой их практическую деятельность по производству материальных благ[4] |
Чукреев П. А. | Занятость – вид деятельности экономически активного населения, характеризующий трудовые отношения с точки зрения включения работников в процесс труда, и отражающий функционирование этой части населения относительно вещественных факторов производства[5]. |
Как отказаться от вакансии и не потерять пособие по безработице?
Занятость также рассматривают как антипод безработицы. При этом безработицу определяют, как социально-экономическое явление, которое проявляется в незанятости части рабочей силы и возникает в результате несоответствия предложения и спроса на рынке труда.
На законодательном уровне понятие занятости населения закреплено в законе РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 19.11.2021). Данный закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. В соответствии с данным законом понятие занятости рассматривается как деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход.
Нововведения в работе Центра занятости населения
Поскольку занятость рассматривается как является социально-экономическое явление, выделяют экономическую и социальную сущность данного понятия.
Экономическая сущность занятости состоит в производительной деятельности людей по созданию валового внутреннего продукта (национального дохода). Чем больше людей задействовано в производстве и предоставлении услуг, тем выше объем произведенных материальных и нематериальных благ и, соответственно, уровень жизни населения.
Социальная сущность занятости проявляется в реализации потребностей индивидуума в удовлетворении своих нужд, а также его самореализации через общественно полезный труд.
Под управлением занятостью понимают целенаправленное воздействие на рынок труда с целью увеличения спроса на рабочую силу и обеспечение ее эффективного предложения (использование, высвобождение, переподготовка, распределение и перераспределение рабочей силы, обеспечение необходимых условий и форм включения работников в трудовую деятельность).
В зависимости от результатов управления, различают полную, рациональную и эффективную занятость.
Полная занятость характеризуется состоянием сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, при котором все нуждающиеся в ней и желающие работать обеспечены работой.
Рациональная занятость – это занятость, обоснованная с точки зрения процессов формирования, использования, распределения (перераспределения) трудовых ресурсов с учетом их образовательной и половозрастной структуры, режимов воспроизводства трудоспособного населения и его территориального размещения.
Эффективная занятость в условиях социально ориентированной рыночной экономики предполагает занятость населения, которая обеспечивает достойный доход, здоровье, рост профессионального и образовательного уровня для каждого гражданина на основе роста общественной производительности труда.
Факторы влияния на занятость населения
Среди факторов влияния на занятость населения выделяют следующие:
1. Природные и географические – базовые факторы, влияющие на занятость населения. С их помощью создаются предпосылки социально-экономического развития регионов и государства в целом. К ним относятся: ресурсный потенциал регионов, наличие земельных, водных, топливных, энергетических и других видов ресурсов. Именно эти факторы в значительной степени обусловили формирование современного социально-экономического уровня развитию регионов, особенности их хозяйственной специализации, структуру занятости, уровень трудового потенциала.
2. Демографические, т. е. численность, пол, возраст, профессионально-квалификационные характеристики населения, естественное и механическое движение, изменение доли экономически активного населения в результате сдвигов в уровнях рождаемости и смертности и т. п.
3. К экономическим факторам, влияющим на занятость населения, следует отнести: уровень экономического развития государства (ВВП на душу населения); степень инвестиционной активности; налоговую, бюджетную и денежно-кредитную политику страны; уровень инфляции; приближенность к государственным границам, которая позволяет мигрировать в другую страну людям, не имеющим возможности трудоустроиться на выгодных для них условиях; уровень среднемесячной заработной платы, сложившейся в регионе, уровень доходов населения, определяющие цену рабочей силы в регионе. Также экономические факторы формирования занятости населения заключаются в производственной деятельности людей, направленной на создание валового внутреннего продукта общества. Повышение численности занятых приводит к увеличению объемов производства товаров, оказанию услуг, создает предпосылки для удовлетворения более широкого круга потребностей и роста благосостояния населения. К экономическим факторам целесообразно отнести и отраслевую структуру хозяйства, в конечном счете определяет спрос на специалистов разных профессий.
4. Социальные факторы, охватывающие социальную защиту трудоспособного населения, систему образования, культуры, здравоохранения, а также развитие личных способностей и деловых качеств, профессионального мастерства кадров. Действие этих факторов в значительной степени обуславливает качество занятости населения, гармонизацию интересов личности и общества, формирование психологической готовности каждого человека брать на себя ответственность за результаты собственной деятельности, а также гарантию благоприятных возможностей нормального обновления и развития затраченных в производственной деятельности жизненных сил человека (современные режимы труда и отдыха, физического и духовного развития, профессионального совершенствования и т.п.).
5. К правовым факторам, влияющим на занятость населения, нужно отнести принятие и соблюдение законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые отношения.
6. Политические факторы – это уровень политической стабильности в обществе, вектор международной политики государства, международные соглашения и обязательства, касающиеся занятости населения.
7. Организационные факторы, определяющие соответствующий уровень научной организации труда, производства и управления, организацию деятельности государственной службы занятости и бирж труда; степень информированности населения о состоянии рынка труда.
8. Технико-технологические факторы предполагают развитие и внедрение достижений науки и техники, технический прогресс.
9. Историко-культурные факторы учитывают все ментальные особенности населения, сложившиеся в государстве и отдельных его регионах. Традиции, ценности и нормы влияют на степень занятости населения.
10. Экологические факторы – состояние окружающей среды и уровень ее загрязнения влияет на здоровье населения, на возможность работать по избранной профессии.
Государственное регулирование занятости населения
Все существующие концепции занятости исходят из необходимости обеспечения нормального состояния последней в рамках существующей общественно-экономической системы. При этом под нормальным состоянием сферы занятости принято понимать наличие относительного соответствия, или равновесия, между спросом и предложением в области услуг труда, которое обеспечивается соответствующими механизмами государственного регулирования.
Увеличение уровня занятости за счет стимулирования экономической активности осуществляется при помощи государственной политики занятости. Она представляет собой комплекс мер прямого и косвенного влияния государства на состояние социально-экономического развития общества и каждого отдельного гражданина с целью достижения полной и эффективной занятости.
Организационные, правовые и экономические основы государственной политики в сфере занятости населения Российской Федерации определены законом от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Статья 5 данного закона устанавливает, что государством проводится политика, обеспечивающая реализацию прав российских граждан на полную, продуктивную и свободно определяемую занятость[6].
Государственная политика Российской Федерации в области содействия занятости населения включает комплекс различных мер, направленных на:
- защиту национального рынка труда, содействие развитию трудовых ресурсов и повышению их мобильности;
- предоставление равных возможностей всем гражданам в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости независимо от их пола, возраста, национальности, социального положения, религиозных и политических убеждений;
- поддержку инициативы граждан (трудовой и предпринимательской), содействие развитию их способностей к труду;
- формирование условий для достойной жизни и свободного развития граждан;
- реализация мероприятий, которые способствуют занятости граждан, испытывающих трудности в трудоустройстве;
- предупреждение массовой безработицы, а также сокращение уровня длительной безработица, которая продолжается более одного года;
- стимулирование работодателей, обеспечивающих сохранение и создание новых рабочих мест;
- обеспечение соответствия государственной политики занятости другим направлениям социально-экономической;
- координацию усилий работодателей в направлении повышения уровня занятости населения;
- координацию работы государственных органов, профсоюзов, других участников рынка труда в вопросах разработки и реализации мер по обеспечению занятости населения;
- международное взаимодействие и сотрудничество в решении существующих проблем занятости населения.
Принятие указанного закона послужило основой формирования системы органов, обеспечивающих реализацию политики содействия занятости. Ключевой задачей этих органов является всесторонняя поддержка граждан, оказавшихся в сложных условиях в связи с потерей работы.
Современная государственная служба занятости населения включает в себя структуры различного уровня:
В Российской Федерации, в соответствии с нормами законодательства, безработными могут признаваться трудоспособные граждане, которые не имеют оплачиваемой работы, ищут ее и готовы приступить в ближайшее время, а также зарегистрированы в органах службы занятости.
Непосредственное взаимодействие с безработными и предоставление им соответствующих услуг осуществляют центры занятости населения. К компетенции центров занятости относится предоставление следующих услуг в сфере содействия занятости населения:
- всесторонняя поддержка граждан, ищущих работу, а также работодателей, имеющих открытые вакансии;
- предоставление информации о состоянии рынка труда в субъекте федерации;
- проведение мероприятий организация профессиональной ориентации в целях выбора профессии (сферы деятельности), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и т. п.;
- организация психологической поддержки безработных;
- проведение ярмарок вакансий;
- организация профессионального обучения безработных граждан;
- организация общественных работ;
- организация временного трудоустройства несовершеннолетних и лиц, испытывающих трудности в поиске работы;
- социальная адаптация безработных;
- реализация мер содействия самозанятости безработных;
- предоставление помощи в переезде в другую местность для трудоустройства;
- предоставление других услуг, предусмотренных законодательством.
Финансирование мероприятий государственной политики в сфере содействия занятости осуществляется за счет средств бюджетов субъектов федерации и федерального бюджета. Так в рамках федерального проекта «Содействие занятости» с периодом реализации 2019-2024 гг. предусмотрено финансирование мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию отдельных категорий граждан. Проект предусматривает возможность ежегодного обучения не менее 115 тыс. граждан, ищущих работу и обратившихся в органы службы занятости, в возрасте старше 50-ти лет, предпенсионного возраста, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, женщин, не состоящих в трудовых отношениях и имеющих детей дошкольного возраста[7].
Во всех субъектах Российской Федерации реализуются региональные программы, предусматривающие мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Несмотря на положительные тенденции российского рынка труда, среди региональных рынков отмечается значительная дифференциация по показателям уровня безработицы, доли граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, в общей численности рабочей силы, доли получивших услуги в общей численности потенциальных получателей.
Сложившаяся ситуация на региональном уровне требует усиления роли органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости, в реализации конкретных мер противодействия безработице и повышении качества государственных услуг для граждан и работодателей.
Достичь более высокой эффективности государственных услуг в сфере содействия занятости возможно за счет усиления контроля над их исполнением, в том числе посредством формирования государственных заданий для государственных учреждений службы занятости населения, а также повышения объемов финансирования мероприятий активной политики занятости населения.
В качестве основных направлений совершенствования политики занятости населения следует рассматривать:
- совершенствование действующего законодательства в сфере предоставления государственных гарантий и мер поддержки для безработных;
- повышение эффективности использования выделенных средств на реализацию политики занятости за счет формирования заданий для государственных учреждений;
- совершенствование мониторинга и прогнозирования рынка труда в целях принятия оперативных мер для его регулирования в соответствии с тенденциями экономического развития;
- повышение конкурентоспособности граждан за счет более эффективного планирования и реализации мероприятий переподготовки и профессионального обучения безработных.
Таким образом, современная политика государственного регулирования занятости населения в Российской Федерации предполагает систему мер по созданию условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособного населения. Она исполняет роль стабилизирующего фактора, который не дает безработице существенно превысить допустимый уровень в период экономических спадов из-за качественного несоответствия спроса и предложения на рынке труда. Непосредственная реализация политики осуществляется через систему органов содействия занятости населения.
Список использованной литературы
[1] Бреев, Б. Д. Занятость населения России: современность и перспективы / Б. Д. Бреев // Экономическая наука современной России. – 2001. – №4. – С. 59-74.
[2] Ермолаева, С.Г. Рынок труда : учебное пособие / С.Г. Ермолаева. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. – 108 с.
[3] Занятость, безработица, служба занятости. Толковый словарь терминов и понятий: более 1100 слов и словосочетаний / под науч. ред. Ю.В. Колесникова; Рос. Учеб. центр федер. Службы занятости России. – М. : изд-во всерос. газеты «Нива России», 1996. – 288 с.
[4] Саруханов, Э. Р. Маркетинг рабочей силы: социально-экономический анализ / Э. Р. Саруханов, С. И. Сотникова. – СПб : Изд-во Санкт-Петербург. ун-та экономики и финансов, 2005. – 145 с.
[5] Чукреев, П. А. Занятость населения и её регулирование : Учеб. пособие / П. А.Чукреев, Е. В. Корытова. – Улан-Удэ : Изд-во ВСГТУ, 2010. – 212 с.
Источник: studmir.com
Государственные программы содействия занятости населения
Проведение активной государственной политики занятости населения в Российской Федерации осуществляется путём подготовки и реализации федеральной и региональных программ содействия занятости населения, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда, с учетом прогноза его социально-экономического развития. Кроме того, учитываются территориальные особенности, национальные традиции, специфика экономического и социального развития.
Программы содействия занятости населения разрабатываются соответствующими органами государственной службы занятости с привлечением при необходимости других структур (например, органов статистики, налоговой службы) на основе анализа и прогноза рынка труда. В переходный период такие программы, как правило, носят краткосрочный характер.
Главная цель Федеральной программы содействия занятости населения – формирование благоприятных условий для занятости населения. Реализация программы может осуществляться по следующим основным направлениям:
1) повышение инвестиционной активности, направленной на создание и модернизацию рабочих мест;
2) реформирование профессиональной подготовки новой рабочей силы;
3) совершенствование внутрипроизводственного обучения;
4) профессиональное обучение безработных граждан;
5) усиление профессиональной ориентации и психологической поддержки граждан, ищущих работу;
6) профилактика дискриминации на рынке труда;
7) повышение эффективности государственной политики на региональных рынках труда;
8) регулирование трудовой миграции, содействие занятости беженцев;
9) обеспечение занятости населения, проживающего в сельской местности;
10) содействие развитию предпринимательской инициативы граждан;
11) содействие занятости наиболее уязвимых на рынке труда групп населения;
12) поддержка доходов безработных граждан.
Все содержащиеся в программе меры в области содействия занятости населения вопреки тому, что ее действие обычно продолжается несколько лет, рассчитаны на многие годы.
На основе Федеральной программы разрабатываются региональные программы занятости. Они определяют основные направления государственной политики занятости и представляют собой механизм государственного воздействия на региональном уровне.
Условно региональные программы можно разделить на три уровня.
1. Республиканская программа занятости населения. Содержит совокупность организационных, материально-технических и финансовых мероприятий, которые могут быть реализованы только на этом уровне (например, стимулирование создания рабочих мест в отдельных районах).
2. Краевая (областная) программа занятости населения. Определяет мероприятия по регулированию рынка труда на более низком уровне административно-территориального деления (выделение городов, районов приоритетного развития).
3. Районная (городская) программа занятости населения. Представляет собой набор конкретных мероприятий, направленных на решение проблем (рынка труда) отдельных граждан и работодателей. Данные программы отличаются детальностью, определённостью и конкретностью (совокупность мер, которые можно выполнить только при использовании своих ресурсов).
Основные цели и задачи таких программ – повышение эффективности и качества работы, смягчение последствий длительной безработицы, обеспечение целевой поддержки безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
Всеми городскими и районными отделениями службы занятости разрабатываются, утверждаются и реализуются соответствующие территориальные программы содействия занятости населения.
Ключевыми принципами формирования таких программ являются:
– принцип целевой ориентации (предполагается предварительное формирование целей государственной политики занятости в регионе, на достижение которых должны быть направлены мероприятия программы);
– принцип комплексности (учитывается весь комплекс проблем, связанных с проблемами занятости населения в регионе и состоянием регионального рынка труда в целом);
– принцип сопряженности (намеченные мероприятия по регулированию занятости населения сопрягаются с другими мероприятиями, разрабатываемыми и реализуемыми в рамках социально-экономической политики в регионе);
– принцип конкретности (учитываются конкретные показатели социально-экономического развития региона и их влияние на уровень занятости);
– принцип реальности (при планировании мероприятий исходят из возможности их финансового, материально-технического и организационного обеспечения на основе преимущественно собственных ресурсов);
– принцип эффективности (обеспечение наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов);
– принцип оптимальности (обеспечение оптимального соотношения между активными и пассивными средствами политики занятости);
– принцип приоритетности (мероприятия программы в условиях ограниченности финансовых ресурсов подлежат ранжированию по степени неотложности их выполнения);
– принцип предельно допустимого уровня безработицы (превышение допустимого уровня безработицы приводит к резкому росту напряженности и негативным социально-экономическим последствиям, особенно в условиях нестабильной экономической ситуации);
– принцип адресности (мероприятия, предусмотренные программой, и соответствующие ресурсы разделяются по структурам, отвечающим за их реализацию);
– принцип управляемости (специальная система управления разработкой и реализацией программы занятости);
– принцип взаимосвязанности всех разделов и мероприятий программы.
Типовая региональная программа содействия занятости, обеспечивающая реализацию указанных ключевых принципов, может состоять из нескольких разделов.
Паспорт программы содействия занятости населения.
Введение: формируются концептуальные подходы к обеспечению занятости населения.
Раздел 1. Анализ и перспективы социально-экономического положения региона с учётом структурных преобразований.
Раздел 2. Рынок труда и занятость населения (в разрезе основных социально-демографических групп), перспективы развития.
Раздел 3. Содействие в трудоустройстве.
Раздел 4. Программа сохранения и создания новых рабочих мест.
Раздел 5. Содействие развитию предпринимательской инициативы.
Раздел 6. Профессиональная ориентация, подготовка и переобучение незанятого и высвобождаемого населения.
Раздел 7. Организация общественных работ.
Раздел 8. Основные меры обеспечения занятости отдельных категорий населения, требующих особого внимания (с ограниченной трудоспособностью, уволенных с военной службы и членов их семей, молодежи, женщин, граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания).
Раздел 9. Действия в условиях критической ситуации на рынке труда.
Раздел 10. Совершенствование управления занятостью населения в регионе.
Раздел 11. Первоочередные меры обеспечения занятости населения на очередной год.
Раздел 12. Ресурсное обеспечение программы занятости.
Раздел 13. Эффективность обеспечения программы.
Раздел 14. Контроль за реализацией программы.
Для более успешного выполнения целей и задач программы содействия занятости могут разрабатываться отдельные подпрограммы и проекты, позволяющие конкретизировать и одновременно расширить практическую сферу деятельности службы занятости, создать более целостную картину проблем, возникающих на рынке труда.
Источник: infopedia.su
Пути усовершенствования государственного управления занятости населения
Осуществление государственного управления процессом занятости на современном этапе развития страны является качественным индикатором эффективности государственной социально-экономической политики. Уровень государственного управления процессом занятости населения непосредственно определяется состоянием экономики, в котором сейчас находится страна. Среди проблем на рынке труда сложной оставалась структура занятости и ее эффективность, что, непосредственно была связана с ситуацией в различных секторах экономики, нелегальной трудовой миграции и теневой занятостью.
Неэффективная структура занятости отражала модель экономического развития, которая базировалась на дешевой рабочей силе. Поэтому современное состояние экономики требует от органов государственного управления выработки особенно взвешенной политики в сфере занятости, поскольку только положительные изменения структуры занятости. В частности, свободное перемещение рабочей силы, приводит к структурным сдвигам, могли обеспечить выход страны из кризиса и переход к экономическому росту.
Главной задачей государственного управления процессом занятости населения сегодня должна стать переориентация курса решения социальных проблем на расширение рынка труда. А это требует четкой организации помощи в предоставлении или поиска работы всем, кто желает работать. И только комплексное решение этих проблем может привести к их успешного решения.
Политика занятости
Политика занятости предоставляет определенности системе приоритетов государственного вмешательства в экономику и социальную сферу страны, позволяет обоснованно различать цели государственного управления и средства их достижения. Но каждому этапу развития общества соответствует определенная концепция занятости, поскольку она освещает процессы функционирования общества. Поэтому концепция занятости не является чем-то неизменным, и ее приоритеты, направления развития и другие аспекты могут меняться, оставляя, однако, неизменной социально-экономическую сущность занятости. Следует отметить, что достижение максимально возможной занятости исходит из современного состояния экономики, в котором сейчас находится страна. Только современный подход к занятости в государственной политике и, что особенно важно, на региональном и местном уровне дает правильное направление решения всех сложных вопросов занятости населения.
Главными функциями органов государственного управления по осуществлению политики занятости населения являются:
— определение цели и задач государственного управления занятостью населения;
— формирование стратегии, текущих и долгосрочных программ занятости;
— координация интересов всех субъектов государственного управления процессом занятости;
— стимулирование процессов социально-экономического развития для решения проблем занятости;
— мониторинг и анализ результатов политики занятости; контроль выполнения определенных задач.
Важным условием реализации этих функций является эффективная деятельность всех институтов, которые определяются как субъекты осуществления политики занятости, выработки научно обоснованного прогнозирования процессов, происходящих на рынке труда. В современных условиях государство по-новому начинает оценивать суть проблемы и свои задачи, вытекающие из общего состояния ее социально-экономического развития. Одной из существенных признаков новой парадигмы управления процессом занятости населения является вступления системного характера, соответствует тем изменениям, которые происходят на уровне объектов управления.
Системный подход к занятости
В частности, системный подход предполагает выделение моделей управления на их общегосударственном, региональном и локальном уровнях. Поскольку занятость населения является проблемой многогранной, комплексной, то стороне от нее не могут существовать все структуры государственного управления. Указанная позиция основывается на том, что именно они в той или иной степени задействованы в разработке и выполнении национальной политики занятости населения, Государственной и региональных программ занятости.
Осуществление политики занятости государственными органами управления на основе системного подхода должно строиться по следующим четырем принципам:
- подчиненность требованиям развития общества, экономики;
- приоритетность мер, обеспечивающих социально-политическую стабильность в обществе;
- создание экономических условий для достойного уровня благосостояния людей;
- устранение или минимизация неравенства в получении и сохранении работы, уровня жизни, возникает по причинам инвалидности, семейных обстоятельств и других объективных факторов и т.д..
Очень важным в деятельности органов государственного управления по реализации государственной политики занятости населения является соблюдение принципа субсидарности. Сущность которого заключается в обеспечении подчиненности целей, ориентиров и рычагов государственного управления социальной сферы, осуществляется на разных уровнях управления. Их интегрированности на государственном, региональном и локальном уровнях с целью формирования структурно целостной системы реализации политики занятости населения. В частности, на государственном уровне должны разрабатываться национальные приоритеты политики занятости, государственные программы занятости, законодательная и нормативная база.
Особенность регионального развития
На региональном уровне определяется стратегия осуществления политики занятости с учетом специфики и особенностей регионального развития, размещения и территориальной организации производства. На отраслевом и производственном уровнях политика занятости связывается с конкретными производственно-экономическими задачами. Поскольку региональная политика тесно связана с национальным самоопределением государства, общеэкономической и социальной политикой, то в период трансформации взаимосвязь общегосударственной и непосредственно политики регионов должен быть тесным и эффективным.
Осуществление государственной политики занятости населения на региональном уровне предполагает осуществление ряда важных мероприятий. Во-первых, следует согласовывать государственную политику занятости со структурной перестройкой экономики региона и стимулировать различные формы предпринимательства. В том числе путем снижения налогового давления на отечественного товаропроизводителя.
Во-вторых, важно активизировать финансовую поддержку предприятий всех форм собственности. Которые создают новые рабочие места и развивают местную инфраструктуру.
В-третьих, целесообразно предусмотреть предоставление налоговых льгот отечественным и зарубежным инвесторам при условии, что их инвестиции будут направляться на расширение сферы производительного труда и производство конкурентоспособной продукции.
Необходимо постоянно внедрять региональные программы поддержки малого бизнеса в депрессивных районах области, которые должны обеспечить стимулирование создания новых рабочих мест и одновременное обучение предпринимателей. Следует усилить контроль по реализации мероприятий активной политики занятости с целью снижения продолжительности безработицы и повышения территориальной мобильности населения. Осуществлять реальную поддержку незанятых граждан в организации самостоятельной занятости.
Совершенствование регионального управления занятостью
В целом, совершенствование регионального управления занятостью, по нашему мнению, должен включать: структурную перестройку государственных и самоуправляющихся органов, направленную на качественное обеспечение занятости населения (составление функциональных обязанностей, повышение образовательного уровня специалистов, совершенствования политики социального партнерства, расширение сферы предоставления услуг населению ). Модернизацию Государственной службы занятости с усилением регионального компонента.
Решение органами государственного управления проблем занятости населения должно происходить на основе внедрения системы мер, которые предусматривают:
- нормативно-правовое регулирования занятости и трудовых отношений;
- гласности на основе всестороннего информирования населения о наличии вакантных рабочих мест;
- структурно-инвестиционную политику, направленную на создание рабочих мест;
- обеспечение социального партнерства всех субъектов рынка труда
Практическая реализация системы социального партнерства по созданию и сохранению действующих рабочих мест требует улучшения координации действий государственных органов исполнительной власти, объединений работодателей и профсоюзов по привлечению финансовых ресурсов. Выделяемых на осуществление мероприятий, связанных с регулированием рынка труда и содействием занятости. В частности, для оперативного решения назревших вопросов занятости населения в регионе следует активнее привлекать в состав областной и районных (городских) советов социального партнерства депутатов всех уровней местного самоуправления.
Безусловно, важное значение для повышения эффективности государственного управления процессом занятости населения имеет зарубежный опыт решения проблем занятости. Этот опыт показывает, что роль государства в решении проблем занятости должна быть активной, и в то же время эта сфера деятельности требует взвешенности, научного прогнозирования, долгосрочного программно-целевого обоснования. Опыт развитых стран свидетельствует о том, что служба занятости успешно действует там, где она принадлежит государству, подчинена органам власти, имеет штат высококвалифицированных специалистов по вопросам занятости.
Национальные условия политику занятости населения
Понятно также, что проблема адаптации любого зарубежного опыта к нашим условиям достаточно сложная. В связи с этим важно понять общие, достаточно универсальны процессы, не забывая об особенностях применения этого опыта при совершенствовании национальной политики занятости. Учитывая мировой опыт и принимая его во внимание, необходимо разрабатывать свою, адаптированную под сложные национальные условия политику занятости населения.
Управление процессом занятости населения в стране должно учитывать прежде всего особенности отечественного рынка труда, которые отличаются от аналогичных аспектов в ряде развитых стран. Поэтому слепо копировать модели политики занятости других стран, успешно решают эту проблему, безусловно, нельзя. Приоритетным направлением совершенствования государственного управления занятостью населения глубокий анализ занятости, который должен рассматриваться не как чисто социальный феномен. Что приводит интерес только с позиции масштабов безработицы, его профессиональных аспектов. А быть значительно глубже, ведь структурный кризис экономики является и кризисом структуры занятости, сложившейся в народном хозяйстве страны.
В условиях длительного кризисного сокращения производства на фоне прогрессирующих инфляционных процессов проблема анализа и прогнозирования занятости населения предстает перед органами государственного управления как важное условие для эффективной разработки обоснованной комплексной системы мер по решению проблем занятости. Это дает возможность выявлять характер и тенденции процессов, происходящих и своевременно вмешиваться при необходимости их корректировки.
Совершенствование рынка труда
Но, в общем, вся работа по совершенствованию рынка труда должна осуществляться под лозунгом: «Лучше финансировать работу, чем безработицу», — заимствованным из Мюнхенского программы содействия занятости (которая, кстати, нашла широкое применение на Западе). Стержнем национальной политики занятости должна стать всесторонняя поддержка экономически активного населения, создание условий для его самореализации. Наличие в правовом механизме регулирования занятости населения законодательно-нормативных, социальных и организационно-административных составляющих, без сомнения. Это имеет большое значение для успешного решения существующих в этой сфере актуальных вопросов.
Но это не является достаточным для оптимального решения существующих в этой сфере проблем. Сегодня, по мнению большинства специалистов, основной проблемой рынка труда является не безработица. А именно низкий уровень заработной оплаты. Остаются низкими и несоответствующими общемировой практике показатели, характеризующие саму долю заработной платы в ВВП и себестоимости продукции.
Важным фактором снижения социальной напряженности между властью и наиболее уязвимыми слоями населения должна стать поддержка малого бизнеса. Прослойка людей, которые занимаются предпринимательством, составляет сейчас один из основных источников обеспечения социально-экономической активности населения.
Государственной поддержки предпринимательства
Цель государственной поддержки предпринимательства должна заключаться в создании условий для структурных изменений в экономике. Обеспечения устойчивого позитивного развития общества, пополнения бюджета. Формирование условий для обеспечения занятости населения, предотвращение безработицы, создание новых рабочих мест. Органы государственного управления должны гарантировать всем предпринимателям, независимо от избранных ими организационных форм предпринимательской деятельности. Равные права и создать равные возможности для доступа к материально-технических, финансовых, трудовых, информационных, природных и других ресурсов.
Необходимо четко определить общую, отраслевую и региональную потребности в рабочих местах как на текущий период, так и на перспективу. Анализ функций органов государственного управления в сфере занятости населения подтверждает, что на современном этапе часть функций государственного управления в этой сфере практически не выполняется, а часть требует совершенствования.
Поэтому систему органов государственного управления в сфере занятости населения следует освободить от несвойственных ей функций на национальном, региональном и местном уровнях. И одновременно сориентировать ее на предоставление населению тех государственных услуг в сфере занятости. Потребность в которых возникла в процессе формирования объективных процессов развития рынка труда в условиях реформирования национальной экономики. В частности, органы государственной власти должны не непосредственно вмешиваться в деятельность действующих и вновь созданных предприятий. А с помощью административных и экономических рычагов создавать соответствующие условия для изменения рынка труда в регионе, принимать активные меры по содействию продуктивной занятости и осуществлять социальную защиту незанятого населения.
Системы управления занятостью
Но реально изменить систему управления, учитывая оперативно все изменения, можно только при условии применения комплексного интегрального подхода при формировании структуры управления. Любой способ изменений в условиях деятельности системы управления занятостью не даст желаемого результата, если отвергнуто способностью системы к саморегуляции, ее согласованию с методами управления, которые применяются.
Изменения в системе управления занятостью, какими причинами они не были бы обоснованы, будут некачественными, если не касаться изменений по проблемам подбора, формирования и рационального использования кадрового персонала. Современные условия побуждают к необходимости иметь в структуре центров занятости не только специалистов по найму, увольнению, профориентации, но и экономистов, обладающих знаниями в области рыночной экономики, моделирующие и прогнозируют ее процессы. Персонал управления Государственной службы занятости должен иметь такой уровень подготовки и квалификации. Который давал бы ему возможность быть готовым к изменениям, принимать и адекватно реагировать на угрозы и вызовы внешней среды. Уметь в ситуации неопределенности принимать адекватные изменениям и вызовам решения.
Роль органов власти в управлении процессом занятости населения все растет, поэтому новые задачи, стоящие перед ними, требуют улучшения и усовершенствования их информационного обеспечения. Мировой опыт совершенствования государственного управления подтверждает, что именно информационно-аналитическое обеспечение следует рассматривать как важную задачу повышения эффективности деятельности на всех уровнях — государственном, отраслевом и региональном.
Система мониторинга рынка
Введение высоко компьютеризированной системы мониторинга рынка труда позволило бы более эффективно управлять занятостью населения, основательно прорабатывать рекомендации по регулированию всех процессов, происходящих на рынке. Основные направления и методы государственного управления занятостью населения свидетельствуют о необходимости постепенной трансформации курса экономического развития на социальные ориентиры. А это означает, что экономика должна функционировать для человека, а не наоборот, что защита социальной среды должен стать приоритетом для государственной политики занятости.
Накопленный опыт формирования рынка труда, а также осмысление теоретических моделей, которые уже реализованы в странах с развитой рыночной экономикой, свидетельствует. Что целесообразнее для условий страны является модель регулирования, которая адекватна социально-рыночной организации. Поскольку именно она объединяет принцип рыночной свободы хозяйствования (то есть сохранение собственной мотивации к труду и механизма саморегуляции производства) с принципом социального выравнивания (т.е. обеспечение равных условий, жизненных шансов для каждого).
Но с присущим экономике крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы при совершенства правовой базы, налогового законодательства, значительного «теневого» сектора. Для эффективного решения существующих на сегодня проблем занятости населения необходимо реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.
Источник: xn—-7sbocflsoiiggghiq.xn--p1ai