Система обучения в начальной школе Л.В. Занкова — Готовы ли Вы к этому?
Многие родители в разговоре любят прихвастнуть, что мол его ребенок обучается по какой-то особой системе в школе, не по такой как все. Таких программ сейчас масса. И разочарую многих заявлением, что все программы ориентированы на развитие творческих способностей (этого требует новый ФГОС).
Любая программа обучения обязана развивать не только предметные знания, умения, навыки, но и универсальные, например, правильное построение речевого высказывания в разных ситуациях (работа в паре, группе и коллективная требует умения договариваться), определение самим ребенком, могу ли я, используя пройденный материал, решить ту или иную задачу или «это мы не проходили» и моих знаний недостаточно — нужно знать еще что-то новое.
Система Л. В. Занкова впервые опробовалась в школах Москвы в 60-х годах прошлого века ( уже 60 лет назад!). Так что не такая уж и новая, но каждый год авторы что-то меняют в учебниках, совершенствуя их и систему.
Теория и практика реализации дидактической системы Л.В. Занкова
Система Занкова позиционирует себя как «доступная для каждого даже слабого ученика», но раньше в эти классы шел отбор развитых, уже читающих детей, обладающих минимальной читательской компетенцией, испытывающих эмоции при прочтении, слушании и рассматривании художественных произведений. Сейчас, если ваш регион или школа не является Занковским центром, обучение происходит в большинстве случаев формально. Объясняется это нехваткой часов (вот 3 урока, идущие по программе один за другим «Сочинение»Если бы я был волшебником»;Работа над ошибками в сочинении;Диктант на правописание гласных после шипящих — родители возмущены, что сочинение не написано в классе и доделывается дома). Пример из математики 3 класса-Решение уравнений на сложение-вычитание;Контрольная по теме площадь;Работа над ошибками и Единицы измерения массы (тоже урок за уроком).
Опытный и изобретательный учитель справится со всем, но если система Занкова приветствуется у вас только в начальной школе (есть школы, где и дальше работают по этой системе), то учителям тяжело работать дальше с «вольно мыслящими детьми, высказывающими свое мнение по каждому поводу». Так что взвесьте несколько раз свое решение, прежде чем отдавать ребенка в этот класс. Для него ли это.
Ведь, «метясь домашним заданием в ученика, учитель попадает в родителя».
Источник: otzovik.com
Школьная программа «Система Занкова»
Система развивающего обучения Л.В. Занкова обеспечивает достижение планируемых результатов посредством особого отбора и структурирования содержания учебных предметов, что создает условия для реализации системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения. УМК cистемы Л.В. Занкова выпускает издательский дом «Федоров».
УМК системы Л.В. Занкова состоит из следующих завершенных предметных линий учебников:
Кормишина С.Н. Система Л.В. Занкова. Изучение математики в 1 классе
— Русский язык.
Азбука. Авторы: Нечаева Н.В., Белорусец К.С.
Русский язык. Авторы: Нечаева Н.В., Яковлева С.Г.
— Математика. Авторы: Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н.
— Окружающий мир. Авторы: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.
— Основы духовно-нравственной культуры народов России (4 класс). Авторы: Николаева Е.И., Петрова Е.Н.
— Технология. Авторы: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н., Хлебникова С.И., Нагель О.И. и др.
— Английский язык «Волшебная радуга»/«Magic Rainbow» (2-4 классы). Авторы: Святловская Е.А., Белоусова С.Ю., Гацкевич М.А. и др.
Учебники системы Занкова, за исключением учебников по изобразительному искусству, не включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253).
Учебники для 1-4 классов по изобразительному искусству Ашиковой С.Г. включены в федеральный перечень рекомендуемых учебников.
Все учебники системы развивающего обучения Занкова прошли государственную экспертизу на соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС НОО 2009 г.). Учебники УМК были включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.
Программа Занкова включает в себя также факультативные курсы: «Экономика для младших школьников» для 1-4 классов (авторы: Смирнова Т.В. и др.) и «Я — гражданин России» для 3-4 классов (автор: Чутко Н.Я. и др.). Курсы обеспечены учебными пособиями и методическими рекомендациями. Учебники не входят в Федеральные перечни рекомендованных (допущенных) учебников.
В настоящее время приоритетами образования признаны идеалы развивающего обучения: умение учиться, предметные и универсальные (общеучебные) способы действий, индивидуальный прогресс ребенка в эмоциональной, социальной, познавательной сферах. Для реализации этих приоритетов необходима научно обоснованная, проверенная временем развивающая педагогическая система. Таковой является система Л.В. Занкова, которую характеризуют целостность и взаимообусловленность следующих ее частей.
Цель обучения — оптимальное общее развитие каждого ребенка.
Задача обучения — представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.
- обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
- ведущая роль теоретических знаний;
- осознание процесса учения;
- быстрый темп прохождения учебного материала;
- работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого.
- понимание взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов, явлений благодаря интегрированному характеру содержания, что выражается в сочетании материала разного уровня обобщения (надпредметного, меж- и внутрипредметного), а также в сочетании его теоретической и практической направленности, интеллектуальной и эмоциональной насыщенности;
- владение понятиями, необходимыми для дальнейшего образования;
- актуальность, практическую значимость учебного материала для обучающегося;
- условия для решения воспитательных задач, социально-личностного, интеллектуального, эстетического развития ребенка, для формирования учебных и универсальных (общеучебных) умений;
- активные формы познания в ходе решения проблемных, творческих заданий: наблюдение, опыты, дискуссия, учебный диалог (обсуждение разных мнений, гипотез) и др.;
- проведение исследовательских и проектных работ, развитие информационной культуры;
- индивидуализацию обучения, которая тесно связана с формированием мотивов деятельности, распространяясь на детей разных типов по характеру познавательной деятельности, эмоционально-коммуникативным особенностям, по гендерным признакам. Индивидуализация реализуется в том числе посредством трех уровней содержания: базовому, расширенному и углубленному.
В процессе обучения по программе Занкова используется широкий спектр форм обучения: классных и внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями учебного предмета, особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников.
Для изучения результативности освоения учебных программ и разработанных на их основе УМК учителю предлагаются материалы по качественному учету успешности обучения школьников, в том числе и интегрированные проверочные работы, что соответствует позиции Министерства образования и науки РФ. Отметками оцениваются только результаты выполнения письменных работ со второго полугодия 2 класса. Поурочный балл не выставляется.
Изначальная нацеленность учебных программ и УМК системы Занкова на развитие каждого ученика создает условия для его реализации во всех видах учебных заведений (общеобразовательных, гимназиях, лицеях).
Источник: nnmama.ru
Система Леонида Занкова в начальной школе
Если вашему ребёнку пришла пора идти в первый класс, внимательнее присмотритесь не только к учителям, но и к образовательным программам, по которым учатся сегодня дети. Одна из программ, разработанных для обучения в начальной школе, — система Занкова, о которой мы и хотим вам рассказать.
Система Леонида Занкова в начальной школе
- Леонид Владимирович Занков. Краткая биография
- Концепция Занкова кратко
- Применение системы Занкова в начальной школе
- Сильные стороны
- Слабые стороны
- Кому подойдёт программа по Занкову
- Отзывы учителей и родителей
- Система Леонида Занкова сегодня
Если вашему ребёнку пришла пора идти в первый класс, внимательнее присмотритесь не только к учителям, но и к образовательным программам, по которым учатся сегодня дети. Одна из программ, разработанных для обучения в начальной школе, — система Занкова, о которой мы и хотим вам рассказать.
Проведя ряд практических исследований в экспериментальном классе, Леонид Занков создал систему обучения, отличающуюся от всех других методик. Подход к обучению детей по его системе направлен на развитие индивидуальности ребёнка, креативного мышления, самостоятельности и силы воли. Система активно применялась и внедрялась в школы на стыке времён — в конце 1990-х – начале 2000-х годов.
Концепция Леонида Занкова произвела значительное влияние на развитие начального школьного образования. Созданный Занковым подход к обучению школьников способствовал повышению общего уровня образования во всей стране.
Леонид Занков. Краткая биография
Леонид Владимирович Занков — советский психолог-дефектолог. Под руководством своего научного руководителя Льва Выготского разработал систему, направленную на всестороннее развитие личности ребёнка. На основе проведённых им исследований были разработаны учебники для начальной школы.
Леонид Занков родился в самом начале прошлого века — в 1901 году. В начале своей карьеры трудился учителем в сельской школе. Позже его пригласили работать в Академию педагогических наук СССР, где Занков руководил исследовательской лабораторией. Научным руководителем и непосредственным начальником Занкова был Лев Выготский. Учёные сходились во взглядах на обучение детей и проводили совместные исследования.
Исследования Леонида Занкова подтвердили гипотезу Льва Выготского о том, что метод обучения влияет не только на качество усвоения ребёнком учебного материала, но и на развитие ума, воли, чувств школьника.
Леонид Занков был против советской системы образования, направленной на воспитание унифицированного человека, человека-винтика системы. В своих подопечных Занков видел индивидуальности. В подходе к обучению он развивал самостоятельность мышления детей. Такой подход к обучению младших школьников не давал чётко классифицированных знаний, но позволял школьникам в определённый момент самостоятельно осмыслить, прочувствовать и классифицировать всё, что они узнали и поняли на занятиях в классе.
Концепция Занкова экспериментально разрабатывалась при жизни автора. В течение трёх лет в единственном классе московской школы № 172 проводилось обучение младших школьников по новой методике.
Многие учителя интересовались исследованиями Занкова. В итоге в эксперименте приняли участие тысячи школьников не только из столицы, но и из областных городов и сельских поселений. На основании материалов, собранных во время исследований, была создана система развивающего обучения Занкова. Но после смерти автора исследования прекратили и перевели экспериментальный класс на другую систему обучения.
Концепция Занкова
Основные принципы системы Занкова:
— «Обучение на высоком уровне трудности». Учитель задаёт сложные вопросы и стимулирует школьника размышлять. Важно направлять наводящими вопросами размышления школьника в нужное русло. Ребёнок должен своим умом дойти до правильного ответа, выдвинуть гипотезу и доказать её. А работа учителя заключается в раскрытии индивидуальности ребёнка, его способностей и потенциальных возможностей.
— Принцип главенствующей роли теоретических знаний. В этом принципе заключена идея Леонида Занкова о том, что благодаря направленному обучению знания ребёнка систематизируются и лучше усваиваются. Это не значит, что практические навыки по Занкову не развиваются. Целью обучения становится освоение теоретических знаний об окружающем мире и потом уже — применение знаний на практике и формирование практических навыков.
— Быстрый темп обучения не предполагает погоню за наградами, оценками или другими методами поощрения. Но нацелен на максимальное развитие интеллектуальных способностей ученика через преодоление трудных задач. Каждый урок — вызов, каждая задача — взятие интеллектуальной высоты. А всё потому, что через преодоление трудностей формируется воля, развивается интеллект и самостоятельность.
— Учитель бережно относится к личности ребёнка, обучение происходит с опорой на мало развитые способности и пробелы в знаниях, чтобы побудить школьника к самообразованию. Методика Занкова учит ребёнка думать, не пасовать перед сложными задачами, учиться самостоятельному мышлению без оглядки на авторитеты.
Применение системы Занкова в начальной школе
Чтобы работать по системе Занкова, учитель должен сам быть увлечённым человеком. Простое следование учебнику и бездумное выполнение заданий не даст должного эффекта. Наоборот, это может только навредить, создав путаницу в головах учеников.
Поэтому одна из сложностей при работе по системе Занкова — это подготовка преподавателя, который может взглянуть на систему обучения под нестандартным углом зрения. Сложные задания, разработанные по системе Занкова, и учителей поднимают на новую интеллектуальную высоту. Педагог растёт профессионально, развивается вместе со своими учениками. И в этом заключается основная сложность. Не каждый учитель готов работать с учениками на пределе самоотдачи!
Как правило, задачи, которые разработаны для детей по методике Занкова, сочетают в себе знания из нескольких дисциплин. Например, это может быть математика и геометрия, математика и логика, естествознание и логика. Решение таких сложных междисциплинарных задач развивает в ребёнке креативность и целеустремленность. Школьник вместе с учителем исследует задачи.
Так ребёнок учится размышлять. При этом у него нет страха наказания за неправильный ответ.
Леонид Занков предполагал, что в начальной школе не нужно оценивать ответы детей. Дети тогда не боятся ошибаться, что повышает их уверенность в себе. Вместо этого у ребят появляется желание исследовать и учиться не ради высоких отметок, а ради знаний.
В системе Занкова применяются разнообразные формы обучения в зависимости от изучаемого материала. Учащиеся могут заниматься на природе, в библиотеке, в музее, на предприятии, ходить на концерты.
Пусть не самостоятельно, а с помощью учителя, но дети учатся решать поставленную задачу. Педагог выступает в качестве направляющего. Он задаёт детям наводящие вопросы, стимулируя самостоятельное мышление и определяя вектор мышления детей. Занимаясь по методике Занкова, учитель развивает желание детей найти ответ на поставленный вопрос. Это не всегда групповая работа с классом.
Для лучшего усвоения учебного материала учителя могут работать как со всем классом, так и разбивать класс на пары, группы. Также применяется и индивидуальная работа. В такой творческой обстановке слабые дети тянутся за сильными и это несомненный плюс системы.
Сильные стороны
Экспериментально доказано:
Дети, обучавшиеся по программе Занкова, показывают лучшую успеваемость по предметам в более старших классах. Они учатся лучше сверстников, обучавшихся в начальной школе по другим методикам. Школьники обладают развитым логическим мышлением, умеют и любят учиться, у них развиты коммуникативные навыки, они умеют грамотно излагать свои мысли.
Также эти дети умеют доказывать свою позицию в споре, не боятся высказывать мнение и аргументированно защищать его. Они более уверены в своих силах, более самостоятельны и креативны. Дети, обучавшиеся по методике Занкова, знают больше и лучше подготовлены при переходе в 5-6 классы. Это отмечают и учителя, и родители.
Как правило, в старших классах они учатся хорошо и по окончании школы легко поступают в престижные вузы. Во многом это заслуга учителя, который привил детям любовь к знаниям, научил думать, анализировать, не бояться ошибок и добиваться поставленных целей.
Слабые стороны
Для обучения по системе Занкова учитель также должен быть хорошо подготовлен — это главное требование. Простое следование указаниям в учебнике необходимого эффекта не даст. Нужна вовлечённость педагога. Особенно важно знание психологии младших школьников. В числе необходимых навыков — умение вовлекать детей в дискуссию, ставить задачу и находить вместе с классом её решение.
Домашние задания, которые дают ученикам по системе Занкова, гораздо сложнее обычных, и это требует внимания родителей. Иногда, чтобы выполнить такое домашнее задание, приходится привлекать всю семью. Получается такой семейный мозговой штурм, который может подойти не всем семьям. Поэтому, если родители постоянно на работе и у них нет времени заниматься с детьми, можно выбрать более простую методику обучения.
Ещё один минус системы Занкова — это большая интенсивность. Предполагается постоянная интеллектуальная нагрузка на уроках. Леонид Занков был против повторений материала. Он считал, что повторение убивает интерес учеников к уроку. И уроки построены так, что ни один не повторяет другой.
Но если ребёнок болезненный, то пропуск хотя бы недели в школе серьёзно повлияет на его успеваемость.
Кому подойдёт программа по Занкову
Залог успешного обучения по системе Занкова — это личность учителя.
Прежде, чем выбирать систему обучения для первоклашки, взвесьте все «за» и «против». Если ребёнок медлительный, это первое, на что нужно обратить внимание. Скорее всего, вашему ребёнку система Занкова не подойдёт.
Но также стоит взвесить и свои силы. Если вы на работе целый день, а вечер не планируете провести за выполнением домашнего задания ребёнка и активно вовлекаться в учёбу своего школьника у вас нет ни желания, ни времени, лучше подумайте о других системах обучения.
Отзывы учителей и родителей
Мнения педагогов и родителей о системе Занкова разнятся. Большинство учителей хвалят систему: «Присутствовала на многих уроках по данной программе. Дети учатся думать самостоятельно.
И это ценно», «Материал урока подаётся необычно, не так, как принято, дети учатся мыслить креативно», «Если педагог достаточно подготовлен и квалифицирован, то программа даётся ему легко», «Дети, прошедшие начальную школу по системе Занкова, более самостоятельные, раскрепощённые. Не боятся спорить, задавать вопросы и отстаивать свое мнение. Самое главное: слабые дети тянутся за сильными!».
Мнение родителей не такое единогласное: «Домашние задания делали всей семьёй. Но нас это не испугало. Главное — результат. Мне нравится, что мой ребёнок стал самостоятельнее и заинтересован в учёбе. Ему нравится учиться, вот что самое главное», «Программа сложная. Ребёнку приходится помогать с домашними заданиями», «Задания непонятные.
Ребёнок не справляется», «Моей дочери нравится учиться, мне и самой интересно наблюдать за её прогрессом», «Творческие задания трудные, отнимают много времени. Разочаровалась», «У меня совсем нет свободного времени для занятий с ребёнком. Задания очень сложные — ребёнок сам не справляется».
Система Леонида Занкова сегодня
К 2014 году около 40 % от общего числа школьников младших классов учились по системе Занкова. Затем учебники его программы были исключены из Федерального списка. Несмотря на это, многие учителя начальной школы до сих пор учат детей по методике Занкова. Стоит ли выбирать этот формат, решать только вам!
Источник: www.ismart.org
Обзор УМК Л.В. Занкова с точки зрения соответствия ФГОС
Л.В. Занкова убеждаешься, что за период обучения в начальной школе ученики, обучающиеся по этой системе, приобретут первичные навыки работы с информацией. У них будет возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения на основе полученной информации, принимать её или подвергать сомнению, перепроверке. Все предлагаемые в УМК задания многогранны, они позволяют работать и на формирование предметных навыков и универсальных учебных действий в полном соответствии с требованиями Стандарта.
Образование как социальное явление полностью зависит от общества в тот или иной исторический период. Сегодня государственная образовательная политика во главу угла ставит развитие личности обучаемых, что абсолютно совпадает с целью обучения, сформулированной Л.В. Занковым: достижение оптимального общего развития каждого ребёнка при сохранении его психического и физического здоровья.
Система развивающего обучения Занкова — это целостная система, направленная на развитие личности. Основана она на своих дидактических принципах:
- обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
- ведущая роль теоретических знаний;
- осознание процесса учения;
- быстрый темп изучения материала;
- работа над развитием каждого ребёнка, в том числе и слабого.
Разработана методика обучения, сформирован учебно-методический комплект. Всё это является условиями достижения планируемых результатов: личностных, предметных и метапредметных.
Особенность учебно-методического комплекта по программе развивающего обучения Занкова — освоение основного, базового содержания осуществляется системно, в три этапа:
Например, материал курса «Окружающий мир» (авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков) выстроен таким образом, что перед школьниками постепенно раскрываются многочисленные связи между знаниями о развитии Земли, о её природе, об общественно-культурной жизни человека в определённые исторические периоды.
Вначале учащиеся исследуют только связи между объектами неживой природы, затем внутри живой и между живой и неживой природой, а затем переходят к изучению особенностей жизни человека в различных природных условиях, к разговору о формировании его взглядов и идей в разное историческое время. Построенный таким образом курс становится основой для дальнейшего изучения физики, географии, биологии, истории. Другой особенностью курса является то, что он предполагает одновременное обращение к уже приобретённым знаниям, к знаниям, изучаемым в данный момент, а также к тем, которые предстоит приобрести.
Автор программы по обучению грамоте — Н.В. Нечаева. В основу данного курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух составляющих языка: системы языка и речи.
В процессе обучения грамоте ребёнок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих этим новым обстоятельствам языковых и внеязыковых средств. Курс обучения грамоте не ограничивается формированием общеучебных умений чтения и письма, он ориентирован и на успешную адаптацию каждого ребёнка к новым условиям жизнедеятельности, на формирование универсальных учебных действий, необходимых для дальнейшей успешной учебной деятельности.
Кроме Азбуки, комплект включает тетради по письму, тетради по чтению и рабочую тетрадь «Звуки и буквы». Тетради по письму (авторы Н.В. Нечаева, Н.К. Булычева) содержат образцы букв и их элементов, которые рассчитаны на праворуких и леворуких детей.
В ходе обучения письму первоклассники на непреднамеренном уровне готовятся к изучению систематического курса русского языка: здесь есть упражнения для наблюдений грамматических и смысловых особенностей слов и предложений. В комплект входят также тетради по чтению (авторы Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец).
Они содержат игровые и проблемные задания, весёлые тексты, красочные иллюстрации. Тетради помогают первоклассникам расширить опыт чтения, активизировать словарь, получить знания об окружающем мире. Наличие страниц с наклейками вносит разнообразие в процесс усвоения материала, является дополнительным фактом мотивации учебной деятельности.
Рабочая тетрадь «Звуки и буквы: Учусь грамоте» (автор О.А. Мельникова) в ненавязчивой форме помогает ребёнку освоить трудные для этого возраста темы. Особенность этой тетради состоит в том, что первоклассник тренируется в игровой форме, выполняя разные по форме и уровню трудности задания, в основе которых лежит звукобуквенный анализ; материал тетради даёт возможность и для лексической работы.
Методическое сопровождение курса включает в себя методические рекомендации и поурочно-тематическое планирование. В пособии раскрываются возможности реализации требований ФГОС средствами курса русского языка, представлены планируемые результаты освоения УУД по каждой теме, подробно показаны достигаемые предметные результаты каждого урока и возможные виды деятельности.
Целью программы по русскому языку (автор Н.В. Нечаева) является воспитание грамотных носителей языка. Основная задача — развитие речи школьников в ходе освоения системы русского языка. Курс построен на коммуникативной основе.
В УМК по русскому языку, кроме учебников, входят рабочие тетради. Тетрадь для 1 класса «Звуки и буквы. Учусь русскому языку» (автор О.А. Мельникова) помогает ребёнку освоить программные темы курса (различение мягких — твёрдых согласных, употребление мягкого знака и йотированных букв, правописание имён собственных и др.).
Содержание курса «Литературное чтение» соответствует концептуальным положениям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. На специфическом материале учебников по литературному чтению с первого по четвертый класс обеспечивается достижение общих целей начального общего образования, заявленных в стандарте.
Интеграция предметных областей обеспечивает формирование целостной картины мира и становится основой развития способности к организации самостоятельной учебной деятельности и дальнейшему самообразованию обучающихся. Например, обращение к «Картинной галерее» позволяет рассматривать обсуждаемые эстетические и этические проблемы на материале другого вида искусства, с иной позиции. Актуализируются межпредметные связи с такими курсами, как «Русский язык», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство». Программа курса «Литературное чтение» представлена завершенной линией учебников для 1-4 классов.
К учебникам подготовлены хрестоматии. Система работы раскрывается в методических пособиях для учителя. Работа по данному курсу обеспечивается следующими пособиями учебно-методического комплекта:
- Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебники для 1-4 класса.
- Хрестоматия по литературному чтению. 1-4 класс / Автор-составитель В.Ю. Свиридова.
Курс математики, являясь частью системы развивающего обучения Л.В. Занкова, отражает характерные ее черты, сохраняя при этом свою специфику. В нем отражена идея деятельностного подхода, предусмотрена работа по формированию универсальных учебных умений, таких, как умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выдвигать гипотезы и проверять их истинность, выявлять закономерности и т.д. Содержание курса направлено на решение следующих задач, предусмотренных ФГОС 2009 г. и отражающих планируемые результаты обучения математике в начальных классах:
- научить использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
- создать условия для овладения основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретения навыков измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления о записи и выполнении алгоритмов;
- приобрести начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- научить выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять и интерпретировать данные.Решению названных задач способствует особое структурирование определенного в программе материала. Курс математики построен на интеграции нескольких линий: арифметики, алгебры, геометрии и истории математики.
Важнейшей особенностью структуры учебника является ориентация на самостоятельное добывание знаний самими учащимися. Следующей важной особенностью учебника является преобладание заданий, требующих использования словесно-образного и словесно-логического уровней мышления, над заданиями, требующими наглядно-действенного и наглядно-образного уровней, хотя последние также активно используются в случаях, когда этого требует специфика изучаемого вопроса или особенности учеников, с которыми работает учитель.
В УМК по курсу математика, кроме учебника, входят также 4 рабочие тетради (авторы Е.П. Бененсон, Л.С. Итина, под редакцией И.И. Аргинской), основная функция которых — способствовать совершенствованию знаний, умений и навыков, заложенных в учебнике, и продвижению детей в развитии.
Одним из направлений ФГОС является внеурочная деятельность, которая в системе Занкова представлена по направлениям с разработанным учебно-методическим комплектом.
Спортивно-оздоровительное направление представлено «Уроками здоровья» (автор И.П. Товпинец) и «Удивительные приключения Ани в стране ознобышей» (автор Т.В. Смирнова). В пособиях предлагаются детям тексты для чтения, вопросы и задания, материалы для самопроверки, полезные странички. Задания направлены на сохранение и укрепление здоровья учащихся, на формирование у них способности заботиться о собственном здоровье.
Организовать исследовательскую деятельность учащихся поможет учебник-тетрадь «Я — исследователь» (автор А.И. Савенков). Пособие «Методика исследовательского обучения младших школьников» (автор А.И. Савенков) включает описание методических приёмов и эффективных форм организации исследовательской деятельности.
В неразрывном единстве, целенаправленно и систематически, средствами разных предметных курсов, а также курса «Я – гражданин России» (автор Н.Я. Чутко) решается проблема духовно-нравственного воспитания учащихся.
Проанализировав весь УМК убеждаешься, что за период обучения в начальной школе ученики, обучающиеся по системе Л.В. Занкова, приобретут первичные навыки работы с информацией. У них будет возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения на основе полученной информации, принимать её или подвергать сомнению, перепроверке. Все предлагаемые в УМК задания многогранны, они позволяют работать и на формирование предметных навыков и универсальных учебных действий в полном соответствии с требованиями Стандарта.
Список литературы
- ФГОС начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.
- Примерные программы начального общего образования: В 2 ч. М.: Просвещение, 2010.
- Ванцян А.Г., Нечаева Н.В., Петрова Е.Н., Плотникова А.Ю., Яковлева С.Г. Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В.Занкова. Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Источник: pedsovet.su
Методика развивающего обучения Л.В. Занкова
Леонид Владимирович Занков (1901–1977) — один из известнейших ученых в области педагогики, психологии и дефектологии. Его методика развивающего обучения лежит в основе одной из признанных государственных систем обучения в начальной школе. По данным, приведенным методистами, в среднем каждый 4-й российский ученик младшей школы обучается по системе Л.В. Занкова.
Это составляет от 15% до 40% от всех школьников РФ в зависимости от региона. Так чем же методика развивающего обучения Л.В. Занкова отличается от традиционной системы обучения?
Суть и цели методики
Методика развивающего обучения Л.В. Занкова охватывает обучение детей с 6 лет до перехода их в старшую школу. Ученый сознательно не создавал методику обучения в старшей школе — он считал, что все самое лучшее можно развить только в младшем школьном возрасте. К примеру, плохая память шестиклассника — это следствие игнорирования ее развития в более раннем возрасте. Скорее всего, она уже не станет лучше.
Цель обучения по методике Занкова — общее развитие ребенка. Оно должно быть направлено не на отдельные компоненты (память, воображение, внимание и т. д.), а на всю психику в целом. Под общим развитием нужно понимать развитие нескольких областей:
- Ум (логика, наблюдательность, память, воображение, абстрактное мышление и т. д.);
- Коммуникативные навыки (способы общения, умение найти решение в проблемной ситуации);
- Воля (заключается в развитии у ребенка умения не только ставить цель, но и мотивировать себя на ее достижение);
- Чувства (эстетические, этические);
- Нравственность.
Однако не нужно думать, что обучение по Занкову принижает ценность фактических знаний. Оно просто смещает акценты на развитие личности ребенка, ведь все перечисленные области жизни человека необходимы именно для достижения им успеха в современном мире.
Еще одна цель обучения — воспитание в ребенке стремления к самостоятельной учебной деятельности, а не к простому получению от учителя необходимых знаний, умений и навыков.
Основа методики
В узком понимании методика развивающего обучения Л.В. Занкова зиждется на трех китах: ведущей роли обучения, согласующейся с трепетным отношением к внутреннему миру ребенка и предоставлением поля для проявления его индивидуальности.
- Обучение, воспитание, развитие — едины, словно слиты в один процесс.
- Индивидуальный, личностно-ориентированный подход. Каждого ребенка необходимо принимать таким, какой он есть. Не нужно «подтягивать» «слабого» ученика к «сильному», нужно работать над развитием любого ребенка и верить в его успех, в его силы.
- Между учителем и учеником должны быть установлены добрые, доверительные отношения. Только такие отношения могут стать плодотворной почвой для развития познавательной деятельности ребенка. В противном случае у него никогда не проснутся интерес и жажда к познанию. Л.В. Занков утверждал: «Ребенок — это тот же человек, только маленький». Взрослым не следует об этом забывать — по отношению к ребенку ни в коем случае не должны применяться физические наказания, грубость, унижения.
- При ответах учеников допускаются любые их ошибки. «Ошибка — находка для учителя», — считал Занков. Речь идет о том, что ученическая ошибка дает учителю возможность найти его «слабое место», понять ход мыслей ребенка и при необходимости направить в нужное русло.
- Безусловно, и добрые отношения между учителем и учеником, и допущение возможных ошибок исключают оценочное отношение к ребенку. Выдающийся педагог-новатор В.В. Сухомлинский как-то сравнил оценку с «палкой в руках учителя». Пожалуй, это сравнение актуально и для системы Занкова. Ребенок может говорить, предполагать, ошибаться — он знает, что не получит ненавистную «двойку», за которую его обязательно накажут.
- Как известно, одно из направлений современного образования — реализация системно-деятельностного подхода. Можно сказать, что в прошлом веке именно его взял за основу для своей методики Леонид Владимирович. Ведь, по мнению ученого, ребенок должен уметь добывать знания и преодолевать трудности, встречающиеся на этом пути, самостоятельно. Учитель может лишь заинтересовать и направить его. Сам урок проходит в форме дискуссии — ученики могут не согласиться с учителем, затеять спор, в котором выскажут свои аргументы и попытаются отстоять собственную точку зрения.
2 правила для родителей, вытекающие из методики Л.В. Занкова:
- Родители не должны готовить с детьми или, того хуже, вместо детей домашние задания. В противном случае учитель попросту не сможет вовремя заметить, что ребенок в чем-то не разобрался.
- Родители не должны наказывать ребенка за неуспех, виной которому его индивидуальные особенности, а не, допустим, лень.
Дидактические принципы
- Уровень обучения и дидактического материала (заданий) более высокий, чем принятый в традиционной системе обучения.
- Как следствие из первого пункта, нет разделения материала «для сильных» и «для слабых» учеников. Ведется работа над развитием каждого ученика.
- Высокая скорость изучения материала.
- Приоритетная роль теоретических знаний.
- Формирование у учеников мотивации к обучению через их эмоции. Главный «толчок» к пробуждению желания познать — удивить. Именно удивление дает импульс интеллектуальному, творческому и нравственному началам ребенка.
- Важная роль повторения.
Особенности обучения
Недостаток системы
Помимо всех достоинств, у системы существует важный и очевидный недостаток, о котором говорят даже сами последователи Л.В. Занкова. Так как методика ученого охватывает исключительно младшую школу, детям, воспитывающимся несколько лет на ее принципах, очень сложно позднее адаптироваться к старшей школе, которая во главу ставит все же несколько иные цели.
Юлия Левашева
Источник: www.ya-roditel.ru