Программа юнеско что это

Содержание

ЮНЕСКО (UNESCO) — что это такое и чем занимается. Расшифровка аббревиатуры.

ЮНЕСКО ( расшифровка — Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры ) – это специальная организация, которая содействует достижению целей Устава ООН в сфере поддержания международных усилий по установлению и защите верховенства права, основных прав человека и справедливости для всех. Помимо этого, ЮНЕСКО стремится не только защищать права человека и культуру, но и сокровища, которые мир может предложить своим жителям.

Что такое ЮНЕСКО — значение, определение простыми словами.

Простыми словами, ЮНЕСКО – это организация в обязанности которой входит сохранение культурного наследия человечества. Сюда могут входить различные объекты, имеющие культурную и историческую ценность. Подобные места отмечаются как наследие ЮНЕСКО или объекты ЮНЕСКО , и защищаются как международным, так и законодательством той страны в какой они расположены. Помимо сохранения различных памятных мест, организация ведет свою деятельность во многих направлениях.

История создания ЮНЕСКО

Этимология слова.

Термин ЮНЕСКО ( UNESCO ) является акронимом, образованным из английской фразы – « U nited N ations E ducational, S cientific and C ultural O rganization».

Основание, штаб-квартира и страны члены ЮНЕСКО.

Данная организация была создана в 1945-ом году как подразделение Организации Объединенных Наций (ООН). Штаб-квартира ЮНЕСКО находится в Париже, Франция. На данный момент организация насчитывает 195 стран-членов и несколько стран с которыми есть тесное сотрудничество.

Основная сфера деятельности или программы ЮНЕСКО:

  • Культура;
  • Образование;
  • Естественные науки;
  • Социальные науки;
  • Гуманитарные науки;
  • Связь и информация.

Образование.

Для справки: В 25% африканских стран, только 50% детей начального возраста, в настоящее время посещают школу. Женщины составляют две трети неграмотного взрослого населения по всему миру. Организацией ЮНЕСКО была создана специальная программа «Образование для всех», которая призвана помочь повысить уровень образования в малоразвитых странах. В нее входит постройка новых школ, привлечение инновационных технологий для улучшения образования.

Естественные науки.

В 2000-ом году ЮНЕСКО учредила Всемирную программу оценки водных ресурсов. Данная программа призвана сосредоточиться на мировом водоснабжении и помочь внедрить глобальную систему мониторинга воды для обеспечения безопасности и сохранения водных ресурсов. Кампании, типа: «Вода для жизни» и «Всемирный день воды», направлены на повышение осведомленности общественности по вопросам, сохранности водных ресурсов и снабжением водой. Помимо этого, организация занимается проблемами глобального изменения климата.

Социальные и гуманитарные науки.

Данное направление работы ЮНЕСКО сосредоточено на биоэтике и, в частности, на области генетики. Организация стремится установить международные стандарты этики в науках, используя вопросы, касающиеся религии и философии, а также правовые и культурные аспекты. Также в сферу деятельности входят вопросы, связанные с допингом в спорте.

Что такое ЮНЕСКО?

Связь и информация.

Благодаря своим программам организация ЮНЕСКО стремится обеспечить всеобщий доступ к информации через библиотеки, прессу и интернет. Свобода выражения мнений через развитие сильных СМИ является в центре внимания организации. Каждый год, 3-го мая проводится международный праздник «Всемирный день свободы печати».

Источник: dzen.ru

Коротко о ЮНЕСКО

ЮНЕСКО является учреждением Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры и стремится к установлению мира посредством международного сотрудничества в этих областях. Программы ЮНЕСКО способствуют достижению Целей устойчивого развития, определённых в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 г., принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2015 году.

История ЮНЕСКО

В 1942 году, в разгар Второй мировой войны правительства европейских стран, борющихся с нацистской Германией и её союзниками, собрались в Великобритании на объединённую Конференцию министров образования (КМОС). Война была далека от завершения, но страны уже беспокоил вопрос о восстановлении систем образования с наступлением мира.

В очень короткие сроки проект приобретает всемирные масштабы. Всё новые государства, в том числе Соединенные Штаты Америки, изъявляют желание участвовать в этой работе. По предложению КМОС, в Лондоне, сразу по окончании войны с 1 по 16 ноября 1945 г. проходит Конференция ООН по созданию Организации по вопросам образования и культуры (ЕКО/КОНФ), в работе которой принимают участие представители 44 государств. Делегаты принимают решение создать организацию, призванную установить подлинную культуру мира. По их замыслу, новая организация призвана содействовать обеспечению «интеллектуальной и нравственной солидарности человечества» и, тем самым, препятствовать развязыванию новой мировой войны.

Наша история

75 лет на службе мира!

История на службе нашей общей человечности.

75th anniversary Family photo

ЮНЕСКО: лаборатория идей, лаборатория перемен!
Проекты ЮНЕСКО в мире

Cоздание лучшего мира благодаря проектам и мероприятиям ЮНЕСКО.

Наше видение

Политических и экономических соглашений между правительствами недостаточно для обеспечения прочной и искренней поддержки стремлений народов. Прочный мир должен строиться на основе диалога и взаимопонимания, а также на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества.

В этом контексте ЮНЕСКО разрабатывает образовательные инструменты для формирования граждан будущего, свободных от ненависти и нетерпимости. ЮНЕСКО предпринимает усилия, чтобы каждый ребенок и гражданин имели доступ к качественному образованию. Содействуя сохранению культурного наследия и защищая равное достоинство всех культур, ЮНЕСКО укрепляет связи между ними.

ЮНЕСКО помогает разрабатывать научно-исследовательскую политику в качестве движущей силы развития и сотрудничества. ЮНЕСКО защищает свободу выражения мнений как фундаментальное право и необходимое условие демократии и развития. ЮНЕСКО выступает в качестве лаборатории идей, устанавливает международные стандарты и осуществляет программы сотрудничества, способствующие свободному обмену идеями и знаниями.

Это видение мира родилось после Второй мировой войны, движимой расистской и антисемитской идеологией. Более семидесяти лет спустя мандат ЮНЕСКО остается как никогда актуальным в мире, где культурное разнообразие подвергается нападениям и страдает от новых форм нетерпимости, научные знания ставятся под сомнение, а свобода выражения мнений находится в опасности. В ответ ЮНЕСКО должна продолжать свою гуманитарную деятельность в области образования, науки и культуры.

Источник: www.unesco.org

Программа юнеско что это

Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)
UNESCO, United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization

4 ноября 1946 г. вступил в силу Устав ЮНЕСКО — Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, крупнейшей межправительственной организации в системе ООН. Устав был утвержден 16 ноября 1945 г. в Лондоне на учредительной конференции представителей 44 стран.

Предшественница ЮНЕСКО — Международная организация интеллектуального сотрудничества — имевшая права технического органа при Лиге Наций, прекратила свое существование в начале Второй мировой войны. Созданный ею Институт интеллектуального сотрудничества в Париже передал все свои архивы ЮНЕСКО.

Сегодня ЮНЕСКО объединяет 188 государств мира. Штаб-квартира находится в Париже. ЮНЕСКО сотрудничает с более чем 600 неправительственными организациями и фондами, международными и региональными структурами.

Главная цель ЮНЕСКО:

— содействовать обеспечению мира и безопасности на планете, способствуя сотрудничеству между странами в различных областях. Основные сферы деятельности ЮНЕСКО — образование, наука, культура и информация.

Читайте также:
Asus system control interface что это за программа

В области образования основной задачей организации является обеспечение всеобщего начального и развитие высшего образования. Ключевая программа в этой сфере — «Образование для всех в течение всей жизни». Главная роль здесь отводится новым информационным технологиям в области предоставления базового образования. В 137 странах около 4250 школ (в том числе 60 российских) участвуют в разработанном ЮНЕСКО проекте ассоциированных школ. Кроме того, ЮНЕСКО содействует подготовке учителей, строительству и оснащению школ.

Структура ЮНЕСКО

Политику и основную линию работы, и бюджет организации определяет Генеральная конференция, созываемая 1 раз в два года. Бюджет ЮНЕСКО складывается из взносов государств-членов, которые определяются в зависимости от размера национального дохода страны.

Исполнительный совет, избираемый конференцией, собирается два раза в год. Этот орган несет ответственность за выполнение программы, принятой на конференции.

Генеральный директор также избирается на конференции по рекомендациям Исполнительного совета на 6-летний срок. С 14 ноября 1999 г. этот пост занимает Коитиро Мацуура (Япония), который объявил о начале реформ в деятельности и структуре организации. Предусматривается концентрация работы ЮНЕСКО на приоритетных направлениях и обновление персонала секретариата этой организации.

Организации под эгидой ЮНЕСКО

Карибская сеть развития инноваций в области образования (Caribbean Network of Educational Innovation for Development — CARNEID);
Европейский центр высшего образования (European Centre for Higher Education — CEPES, Бухарест);
Международный центр технического и профессионального образования (International Centre for Technical and Vocational Education and Training, Бонн);
Международный институт образования Латинской Америки (Instituto Internacional de la UNESCO para la Educaciуn Superior en Amйrica Latina y el Caribe — IESALC);
Международное бюро образования (International Bureau of Education — IBE, Женева);
Международный институт планирования образования (International Institute for Educational Planning — IIEP, Париж);
институт образования ЮНЕСКО (UNESCO Institute for Education — UIE, Гамбург);
международный институт ЮНЕСКО по повышению качества образования в Африке (UNESCO International Institute for Capacity Building in Africa — IICBA);
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (UNESCO Istitute for Information Technologies in Education — IITE, Москва).

Программы ЮНЕСКО

Наиболее известными программами ЮНЕСКО в научной сфере являются такие, как «Человек и биосфера» (участвуют 94 страны, направлена на защиту окружающей среды), «Плавучий университет» (разработана на базе МГУ, участвуют около 20 стран, ежегодно выделяется 25 тыс. долларов, направлена на исследования в области морской геологии и археологии), «Наука на службе развития» (на программу выделено 85 млн. долларов), программа СИПАР (направлена на взаимодействие науки и промышленности).

В области информации деятельность ЮНЕСКО сосредоточена в рамках Международной программы развития коммуникаций (МПРК), утвержденной на 21-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1980 г. МПРК оказывает поддержку развивающимся странам в создании национальных структур массовой информации: радио, телевидения, печати, информационных агентств. В настоящее время по линии МПРК реализуется свыше 100 национальных и региональных проектов.

В области культуры основной задачей ЮНЕСКО является защита культурного наследия. В 1972 г. на 17-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Конвенция об охране мирового культурного и природного наследия, участниками которой в настоящее время являются более 150 стран. Был создан специальный комитет, задачей которого стало составление списка объектов мирового культурного и природного наследия, подлежащих охране. Список включает художественные, исторические и природные памятники. Сейчас в Списке значатся более 690 объектов из 120 стран.

В 2000 г. ЮНЕСКО обратилась ко всем странам-членам с призывом создать Список невидимого культурного наследия, к которому относятся объекты нематериальной культуры — народные промыслы, редкие национальные языки, фольклор.

Деятельность ЮНЕСКО в сфере ИКТ

Два важнейших направления деятельности ЮНЕСКО в сфере ИКТ — образование; коммуникации и информация.

ЮНЕСКО проводит исследования по использованию информационных технологий в образовании и государственном управлении. Основной программой в этой области является Программа базового образования для всех, признанная в качестве главного приоритета на 2002-2003 гг. на Всемирном форуме по образованию (Дакар, Сенегал, апрель 2000 г.).

Принимая во внимание процесс глобализации и усиление взаимодействия таких сфер деятельности человека, как социология, экономика, культура, наука и технологии знания приобретают быстро возрастающее значение. Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере образования играет важную роль с точки зрения ориентации программы на междисциплинарную деятельность. Одним из главных направлений деятельности программы является — «Содействие использованию информационных и коммуникационных технологий в целях образования». По мере того как Интернет начал обеспечивать доступ к компьютерным программам и образовательным курсам назрела необходимость в новом подходе к обеспечению качества информационного обслуживания образования. В целях гарантирования качества ЮНЕСКО обеспечивает предоставление консультационных услуг по вопросам политики, проведение обследований, осуществление обзоров новаторских мероприятий, а также организацию совместной деятельности различных учреждений. Ожидаемые результаты программы на конец двухлетнего периода:

· создание в Интернете портала ЮНЕСКО в области образования в рамках общего портала Организации;
· электронная публикация обследования, посвященного существующим центрам обмена
· информацией, порталам и механизмам для оценки учебного программного обеспечения и учебных курсов в электронной форме;
· совместная деятельность и партнерство с другими частными и государственными центрами информации, знаний и разработок;
· содействие осуществлению многострановых проектов в области ИКТ и образования;
· функционирование электронного центра обмена информацией и документирование данных, касающихся обмена материалами;
· создание и функционирование консорциума;
· анализ, производство и распространение информации о новаторском и стратегическом использовании ИКТ в целях образования.

Важнейшей программой в сфере развития ИКТ является Крупная программа V «Коммуникация и информация» на 2002-2003 гг., составной частью которой является Программа «Информация для всех». Работы над этой программой начались на рубеже 2000г. В ее основу положены Межправительственная программа по информатике и Общая программа по информации, создавшие технологическую основу развития международных коммуникаций. Программа состоит из пяти разделов:

· Развитие информационной политики на международном, региональном и национальном уровнях.
· Развитие человеческих ресурсов, навыков и умения в век информации.
· Усиление роли институций в обеспечении доступа к информации.
· Развитие инструментов, способов и систем информационного менеджмента.
· Информационные технологии для образования, науки, культуры и коммуникаций.

Положения программы «Информация для всех» пересекаются с идеями, сформулированными в Окинавской Хартии Глобального Информационного Общества, одобренной главами «большой восьмерки» во время саммита, состоявшегося в июле 2000 года в Японии. Поэтому программу «Информация для всех» можно рассматривать как вклад ЮНЕСКО в реализацию идей Хартии. Временный международный комитет программы провел два заседания 14 — 15 мая 2001 г. и 2-3 сентября 2002 г. в Париже. Важнейшая задача этой программы — разработка и принятие «Хартии ЮНЕСКО по сохранению мирового культурного наследия».

Вторым направлением Крупной программы V является содействие расширению доступа к общественному достоянию в рамках Программы «Память мира». Основная задача — содействовать сохранению документального наследия человечества, его широкой популяризации и доступности. В этой области ЮНЕСКО содействует развитию глобальных и региональных информационных сетей. В рамках этой программы происходит развитие всемирного веб-портала ЮНЕСКО как интерактивного тематического портала, предоставляющего широкий спектр услуг членам профессиональных сообществ, государственному и частному сектору, а также широкой общественности. Всемирный веб-портал должен стать он-лайновым справочником для получения информации «Кто, чем занимается и в какой области» и платформой для налаживания взаимосвязей между профессиональными организациями всего мира.

ЮНЕСКО и Россия

Становление ЮНЕСКО проходило при активном участии СССР, хотя его формальное вступление в организацию состоялось лишь в 1954 г. 25 июня 1993 г. в Москве был подписан Меморандум о взаимодействии РФ с ЮНЕСКО, а годом позже в Москве открылось представительство ЮНЕСКО.

ЮНЕСКО оказывает содействие российской стороне в реформе образования, законодательной деятельности, в области охраны культурного и природного наследия, в адаптации науки, образования и культуры к условиям рыночной экономики. В России осуществляются 13 культурных проектов ЮНЕСКО. Надо сказать, что сотрудничество с ЮНЕСКО является крайне выгодным для России. Российские взносы составляют примерно 4,5 млн. в год долларов, а финансирование за счёт проектов ЮНЕСКО больше в десять-двадцать раз.

Читайте также:
Qt project что это за программа

В настоящее время проекты ЮНЕСКО в Российской Федерации осуществляются в соответствии со следующими программами:

· образование для всех на протяжении всей жизни;
· наука на службе развития;
· культурное развитие: наследие и творчество;
· на пути к коммуникационному и информационному обществу для всех.

Наиболее важные проекты в сфере » Естественные и социальные науки»:

· демократизация, управление и участие граждан в жизни общества на пороге нового тысячелетия (совместно с ПРООН);
· муниципальные центры социальной реабилитации пострадавших от Чернобыльской катастрофы;
· вопросы миграции населения Восточной и Центральной Европы;
· программа «Человек и биосфера»;
· реформирование науки;
· создание международных кафедр ЮНЕСКО (например, Кафедра «Новые информационные технологии в образование и науку», Кафедра «Авторские права и интеллектуальная собственность» и др., всего 35 кафедр). Кафедра ЮНЕСКО «Информатика» создана в 1996 г. на базе Московского государственного педагогического университета, а в 1997 г. в Московском институте электронной техники — Кафедра «Информационные технологии в образовании и науке».

Одним из национальных проектов России является проект «Повышение квалификации работников системы образования в области использования информационных и коммуникационных технологий в образовании». Цель проекта — развитие единой информационной среды в системе образования Российской Федерации. Основные задачи проекта:

· определить пути включения информатизации образовательного процесса в общий контекст модернизации образования;
· организовать подготовку руководителей и ведущих специалистов системы образования в области использования ИКТ в школе;

· дать базовые основы проектирования и анализа региональных стратегий и инфраструктур информатизации образования.

В 1998 году на основании резолюции 6, принятой на 29-й сессии Генеральной конференции, и Соглашения между ЮНЕСКО и Правительством Российской Федерации открыт Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, ИИТО (http://www.iite.ru/iite/index). На своем первом заседании (Москва, июль 1999 г.) назначенный Генеральным директором Совет управляющих утвердил первую программу работы Института и принял несколько решений по кадровым вопросам и деятельности Института.

В сотрудничестве с национальными комиссиями и подразделениями ЮНЕСКО на местах ИИТО создает международную сеть национальных центров в целях систематического сбора и анализа соответствующих основополагающих документов, планов действий и основных направлений политики в этой области. Особое внимание уделяется подготовке преподавателей, а также разработке учебных программ и других учебных материалов по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. Основные приоритеты деятельности ИИТО:

· выполнение функций международного центра обмена информацией по применению ИКТ в образовании путем создания сети национальных координационных центров для обмена информацией и опытом;
· содействие разработке национальной политики и руководящих принципов, касающихся применения ИКТ в образовании;
· организация субрегиональных учебно-практических семинаров и других мероприятий по подготовке кадров, включая разработку и проверку учебных модулей.

Участвует Россия и в Крупной программе V. В конце 2000 года в соответствии с поручением Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО был сформирован Российский комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Для работы в Комитете были приглашены ведомства и организации, ответственные за формирование государственной политики в сфере информатизации России. О первых результатах деятельности Российского комитета Программы были проинформированы участники совещания временного международного комитета программы «Информация для всех», состоявшегося в Париже, 14 — 15 мая 2001 г. В рамках реализации Программы в 2001 г. в структуре Кемеровской государственной академии культуры и искусств (КемГАКИ) в рамках реализации программы ЮНЕСКО «Информация для всех» при содействии Отдела библиотек Минкультуры России создан научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС). Россия рассчитывает на избрание российского представителя в международный комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех».

Источник: neweco.ru

ЮНЕСКО и ее программы

В основе всех стратегий и мероприятий ЮНЕСКО лежат широкие цели и конкретные задачи международного сообщества – согласованные на международном уровне цели в области развития, включая цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия. Достижению этих целей способствует уникальный характер сфер компетенции ЮНЕСКО, охватывающих образование, науку, культуру и коммуникацию и информацию.

Работа содержит 1 файл

ЮНЕСКО работает над созданием условий для диалога между цивилизациями, культурами и народами, основывающегося на уважении общих ценностей. Именно посредством этого диалога мир может придти к глобальному пониманию устойчивого развития, охватывающего соблюдение прав человека, взаимное уважение и уменьшение бремени нищеты – все это составляет суть миссии и деятельности ЮНЕСКО.

В основе всех стратегий и мероприятий ЮНЕСКО лежат широкие цели и конкретные задачи международного сообщества – согласованные на международном уровне цели в области развития, включая цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия. Достижению этих целей способствует уникальный характер сфер компетенции ЮНЕСКО, охватывающих образование, науку, культуру и коммуникацию и информацию.

Миссия ЮНЕСКО состоит в содействии укреплению мира, искоренению нищеты, устойчивому развитию и межкультурному диалогу посредством образования, науки, культуры, коммуникации и информации.

1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЮНЕСКО.

В 1942 году в Великобритании по инициативе президента Совета по образованию Англии и Уэльса Ричарда А. Батлера и президента Британского совета М. Робертсона была созвана конференция министров образования стран-союзников. Встреча, на которой присутствовали представители 8 правительств, находящихся в эмиграции, состоялась в Лондоне с 16 ноября по 5 декабря. Основным вопросом конференции было восстановление системы образования с наступлением мира. Вместо единовременного мероприятия до декабря 1945 года состоялась около 60 встреч. Идеи конференции нашли поддержку в мировом сообществе.

По окончании Второй мировой войны в Лондоне прошла конференция Организации Объединенных Наций по созданию организации по вопросам образования и культуры (ЕКО/КОНФ). Конференция была созвана по рекомендации встречи 1942 года, которая состоялась в апреле-июне 1945 года в Сан-Франциско. Основными задачами организации были установление подлинной культуры мира и препятствование развязыванию новой мировой войны, реализуемые посредством содействования обеспечению «интеллектуальной и нравственной солидарности человечества».

16 ноября 1945 года был подписан Устав ЮНЕСКО и создана подготовительная комиссия. Устав был подписан представителями 37 государств из 44, присутствовавших на встрече. Устав вступил в силу после того как был ратифицирован 20 государствами. Это произошло 4 ноября 1946 года. Первая сессия генеральной конференции ЮНЕСКО, в которой приняли участие представители 30 государств, прошла в Париже с 19 ноября по 10 декабря 1946 года. 1

ЮНЕСКО является правопреемником международного комитета Лиги Наций по вопросам интеллектуального сотрудничества и его исполнительного учреждения — Международного института интеллектуального сотрудничества. Международный комитет (или комиссия) по интеллектуальному сотрудничеству в составе 12 человек был создан в 1922 году по предложению Леона Буржуа, лауреата Нобелевской премии мира.

Лига Наций считала вопросы культуры и образования внутренними делами государств и финансово ограничивала деятельность комитета. Финансовая помощь была получена от Франции в 1926 году вместе с учреждением в Париже Международного института интеллектуального сотрудничества. Институт занимался контактами между университетами, библиотеками, научными союзами, переводом литературных произведений, юридическими вопросами интеллектуальной собственности, сотрудничеством в области музеев и искусства, связями со СМИ. Передача полномочий, которые могут быть выполнены в пределах плана деятельности ЮНЕСКО, осуществлялась в соответствии со статьёй 9 устава ЮНЕСКО и статьёй 63 устава ООН. Кроме того, ЮНЕСКО были переданы финансовые активы института. 2

2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЮНЕСКО

Штаб-квартира ЮНЕСКО располагается в Париже, во Франции. В настоящее время в организации насчитывается 195 государств-членов и 8 членов-сотрудников, то есть территорий, не несущих ответственность за внешнюю политику. 182 государства-члена располагают постоянным представительством при организации в Париже, где также находятся 4 постоянных наблюдателя и 9 наблюдательных миссий межправительственных организаций.

Читайте также:
Что за программа mp3gain

Среди вопросов, которые охватывает деятельность организации: проблемы дискриминации в области образования и неграмотности; изучение национальных культур и подготовка национальных кадров; проблемы социальных наук, геологии, океанографии и биосферы. В центре внимания ЮНЕСКО находятся Африка и гендерное равенство

ЮНЕСКО считает образование своим приоритетным направлением деятельности с момента основания организации. После войны организация занималась восстановлением разрушенных школ и налаживанием прерванных контактов в сфере образования в Западной Европе. В 1950-х годах организация стала также заниматься защитой прав человека в области образования.

В 1960 году была принята Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования. До этого момента деятельность в отношении развивающихся стран была бессистемна и в основном направлена на сообщение элементарных сведений из различных областей. После того, как в начале 1960-х годов в организацию вступили новые африканские государства, основное внимание ЮНЕСКО стала уделять развивающимся странам. 3

В 1990 году Программа развития ООН, ЮНЕСКО, ЮНФПА, ЮНИСЕФ и Всемир ный банк провели в Джомтьене, Таиланд, Всемирную конференцию по образованию для всех, на которой приняли решение «универсализировать систему начального образования и сократить безграмотность» к 2000 году. Проект получил название «Образование для всех», его основу составляют одноимённые национальные проекты.

ЮНЕСКО является координатором, занимается поиском источников финансирования и готовит ежегодные доклады о работе программы . В 2000 году в Дакаре, Сенегал, проходил Всемирный форум по образованию, также организованный по инициативе ряда организаций в системе ООН. На форуме была проведена оценка программы, базирующаяся на национальных докладах, которая констатировала, что, несмотря на некоторый прогресс, ни одна из целей достигнута не была. В дальнейшем на форуме были сформулированы основная стратегия и цели программы «Образование для всех» до 2015 года. Цели включают обязательное бесплатное начальное образование, равенство полов в начальной и средней школе, повышение качества образования, комплексные меры по воспитанию детей младшего возраста, удовлетворение образовательных потребностей молодёжи и взрослых, а также повышение грамотности взрослых . Первые две цели входят также в список целей развития ООН.

В докладе, представленном ЮНЕСКО 25 ноября 2008 года, организация осудила равнодушие политических систем к проблемам образования и высказалась о возможном провале программы. Первая намеченная цель, обеспечение гендерного равенства к 2005 году, так и не была достигнута. Учитывая текущее положение дел, существует сомнение в достижении второй цели, всеобщего начального образования к 2015 году. Выводы о невозможности достижения целей программы «Образование для всех» подтверждены и в докладе, представленном 1 марта 2011 года. Дополнительной проблемой, обозначенной в докладе, является вовлечённость школьников в вооружённые конфликты. 4

В 1991 году была создана нацеленная на развитие сотрудничества среди университетов и смягчение последствий «утечки мозгов» программа УНИТВИН (англ. Unive rsity Twinning and Networking), также известная как всемирная сеть кафедр ЮНЕСКО.

Кафедры ЮНЕСКО занимаются обменом опытом, знаниями и технологиями в образовании, а также стажировкой преподавателей, что способствует повышению качества преподавания, подготовки кадров и научных исследований. В 1992 году была создана аналогичная программа в области профессионально-технического образования — ЮНЕВОК . В 2009 году состоялась вторая всемирная конференция по высшему образованию (первая прошла в 1998 году и была признана успешной). Во время второй конференции основную полемику вызвали такие вопросы как можно ли считать высшее образование общественным достоянием, возможна ли торговля в области высшего образования (связь с соглашением по торговле услугами), рейтинги вузов. В результате было выработано коммюнике, которое по мнению ряда участников конференции «носит фрагментарный характер» и не является «ясным и последовательным посланием международному академическому сообществу».

В 1953 году была создана сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО, в которой принимают участие дошкольные учреждения, начальная и средняя школы, учреждения профессионально-технического образования, программы подготовки учителей. Ассоциированные школы уделяют особое внимание информации об ООН и ЮНЕСКО, обучению в области экологии и охраны окружающей среды, изучению культурного и природного наследия, правам и свободам человека. ЮНЕСКО выделяет четыре главных аспекта в процессе обучения «учиться, чтобы знать, учиться, чтобы уметь, учиться жить и учиться жить вместе».

ЮНЕСКО занимается публикацией книг, монографий, справочных материалов по образованию. Среди периодически выпускаемых материалов: «Статистический ежегодник ЮНЕСКО», «Обучение за рубежом», «Всемирный справочник по образованию», «Перспективы». «Всемирный доклад по образованию», выпускаемый с 1991 года каждые два года, содержит статистические материалы, обзоры и анализ мировых тенденций в образовании. Раз в два года проводятся международные конференции по образованию.

3. ПРОГРАММЫ ЮНЕСКО

Программы ЮНЕСКО разделены на несколько больших блоков:

Естественные науки. ЮНЕСКО является единственным подразделением ООН, у которого науки вынесены в название. В соответствии с этим организация рассматривает естественные науки в контексте междисциплинарного взаимодействия с образованием и культурой. ЮНЕСКО стояла у истоков таких международных проектов как Европейский центр ядерных исследований и Международный союз охраны природы. В настоящее время в своей деятельности в научном направлении ЮНЕСКО опирается на выводы Всемирной встречи по устойчивому развитию, прошедшей в 2002 году в Йоханнесбурге, и Всемирной конференции по науке, прошедшей в 1999 году в Будапеште.

Среди программ ЮНЕСКО в ведении образовательного направления находятся Междунар одная Гидрологическая программа, Межправительственная, программа «Человек и биосфера» (Всемирная сеть биосферных резерватов), Международная геонаучная программа (Всемирная сеть национальных геопарков) и международная программа фундаментальных наук.

Программа «Человек и биосфера» представляет план работ для междисциплинарных исследований, призванных улучшить взаимодействие человека с его природным окружением. Основными целями программы является определение экологических, социальных и экономических последствий от потери биоразнообразия, а также сокращение таких потерь. Для своей работы программа использует Всемирную сеть биосферных резерватов, которая объединяет особо охраняемые природные территории, призванные демонстрировать сбалансированное взаимодействие природы и человека, концепцию устойчивого развития окружающей среды. 5

Биосферные резерваты отличает концепция зонирования, которая заключается в создании трёх специальных зон: ядро, буферная зона и переходная зона. Ядро, или основная территория, — наименее нарушенная экосистема, которая пользуется долгосрочной защитой и позволяет сохранять биологическое разнообразие. Чётко определённая буферная зона располагается вокруг ядер или примыкает к ним и используется для осуществления экологически безопасной деятельности, а также прикладных и фундаментал ьных исследований. Переходная зона, или зона сотрудничества, допускает размещение населённых пунктов и некоторую сельскохозяйственную деятельность. В зоне сотрудничества местные администрации и другие организации работают совместно в целях рационального управления и устойчивого воспроизводства ресурсов.

Социальные и гуманитарные науки. Миссией ЮНЕСКО в области социальных и гуманитарных наук является продвижение знаний, стандартов и интеллектуальной кооперации, направленных на социальные преобразования, права и свободы человека. Помимо основной цели, претворения в жизнь положений Всеобщей декларации прав человека, организация работает с такими аспектами как равенство полов и право на образование. ЮНЕСКО занимается определением текущей ситуации в обществе, перспективными исследованиями и философией, а также задаёт вектор развития .

Работа организации в данной области разделена на четыре секции: этика (биоэтика, наука и технологии, образование в области этики), права человека (гендерное равенство, искоренение бедности, демократия, философи я, борьба с дискриминацией), социальные преобразования (миграция, урбанистические исследования, молодёжь) и спорт (физическое образование и проблемы допинга).

Среди программ ЮНЕСКО в ведении социального и гуманита рного направления находятся программа МОСТ (управление социальными преобразованиями) и программа по биоэтике. 6

Культура. Основой работы ЮНЕСКО в области культуры является содействие культурному разнообразию, основанное на человеческих взаимоотношениях. Этот подход был подтверждён в 2001 году с принятием Всеобщей декларации о культурном разнообразии. От охраны всемирного культурного и природного наследия, представляющего ценность для всего человечества, организация перешла к защите различных форм нематериального культурного наследия, шедевров устного творчества . Ещё одним моментом в работе ЮНЕСКО в области культуры является сохранение культурных объектов в зоне вооружённых конфликтов, основу этого направления деятельности составляет Гаагская конвенция 1954 года .

Источник: www.stud24.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru